Его глава не склонена вперед книзу, а даже несколько откинута назад, что естественно при вставании. Земли касается лишь одно левое его колено, правая же нога уже приподнята и опирается на землю своею ступней. А ученик, находящийся внутри келии и созерцающий видение из некоторого отдаления чрез отверстую дверь, стоит в совершенно прямом положении, лишь слегка склонив главу.    Как неестественно было бы, например, для потерявшего в один день родную мать и друга, оставить гроб матери и пойти хоронить друга.    На сугубой ектении и на литии. Тайное поминовение усопших на праздничной литии может быть совершаемо всеми богомольцами во время многократного пения Господи помилуй.    Но всякая молитва, даже тайно возносимая за богослужением отдельными богомольцами, сливается с молитвами всех и возносится ко Господу чрез предстоятеля, как единая общая молитва Церкви.    У нас не только мipяhe, но и многие из священнослужителей не знают о том, что церковный Устав ПРЕДПИСЫВАЕТ и священнослужителям и мipяhaм совершать в конце праздничной литии поименное поминовение своих живых и усопших сродников и знаемых. Следовало бы позаботиться о том, чтобы это забытое предписание Устава стало широко известно. А ревнителям праздничного поминовения усопших должно особенно рекомендовать исполнение этого предписания, руководствуясь которым они смогут в полном соответствии с церковным Уставом удовлетворить свою потребностьпоминать любимых усопших и в великие праздники.    Так и Константинопольский патриарх Алексий в своем уставе отодвигает на 2 дня вперед от храмовых праздников совершение панихиды. Св. выше, в отделе о поминовении в 3-й, 9-й, 40-й дни.    Вечерня Пятидесятницы, молитва 1.    Там же, молитва 3.    Там же, молитва 5.    Там же.    Там же, молитва 6.    Там же, молитва 5.    Как заключительный в круге всех подвижных праздников.    Утреня Пятидесятницы, седален по 1-й кафизме.    Там же, молитва 6.    Там же, молитва 6.    Заупокойные тропарь и кондак на 9-м часе пред малой вечерней Пятидесятницы.    Общее правило устава: когда одна служба непосредственно без расхода следует за другой, то последующая не имеет обычного начала (Трисвятое по Отче наш), а прямо после окончания предшествующей службы и иерейского начального возгласа, если таковой положен, непосредственно следует: Приидите поклонимся и псалмы. Так всегда бывает и на вечерне, когда она следует за 9-м часом и изобразительными. В вечер же Пятидесятницы не только 9-й час имеет свое полное начало (даже Царю Небесный), хотя он следует непосредственно за отпустом литургии без расхода, но и начинающаяся тотчас же после него вечерня также имеет полное начало, в коем вторично даже и Царю Небесный. Этим устав как бы сильнее хочет подчеркнуть, что богослужение собственно дня Пятидесятницы закончилось совсем и теперь начинается богослужение следующего дня — понедельника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2) При святом шестеричном – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святого на 6. Канон храма не поется. 3) При двух святых – канон Триоди (праздника) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святых оба канона на 8. По 3-й песни – кондак, икос и седален святого. «Слава, и ныне» – седален Триоди (праздника). По 6-й песни – кондак и икос праздника. 4) При великом святом, имеющем полиелей – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос по дважды) и святого на 8. По 3-й песни – кондак и икос праздника, седален святого (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди (праздника). По 6-й песни – кондак и икос святого. Кроме того, как в седмичные, так и в субботние дни после чтения обычных кафизм произносятся малые ектении, поскольку в числе седальнов по 1-й кафизме всегда есть воскресный, а по 2-й – праздничные. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. В дни, в которые не поется великое славословие, после хвалитных стихир не читается «Слава, и ныне. Тебе слава подобает...» (потому что на «Слава» и на «И ныне» были пропеты стихиры), но сразу – «Слава Тебе, показавшему нам свет», и вседневное славословие. 1 См. в Требнике или в кн.: Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. М., 2003. С. 123–124. 2 В последовании понедельника 2-й седмицы начало утрени показано такое: «Слава Святей, и Единосущней...», «Христос воскресе...» (трижды). И «абие» (тотчас) по «Христос воскресе...» – «Слава в вышних Богу» и обычное шестопсалмие. При этом замечено, что такое начало утрени должно быть «даже до Вознесения». 3 См.: Валентин, иером. Дополнения и поправки к книге протоиерея К. Никольского “Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви”. 2-е изд., доп. М., 1909. С. 19. 4 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 694. 5 Там же. С. 676. Существует мнение, что «Христос воскресе...» в начале 1-го часа читается только в том случае, если на утрене был отпуст; после вседневной утрени 1-й час, согласно данной точке зрения, как присоединяемая служба, начинается сразу с «Приидите, поклонимся...» (см.: Михаил, иером. Литургика: Курс лекций. М., 2001. С. 196).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-11/

В первый день Пасхи чтение Благовещению совершается только на панихиде по 3 п. канона 992 . В пасхальный понедельник на благословении хлебов, полиелее и 3 п. канона – чтение Благовещению (празднику), по 6 п. канона дневное – чтее дивноё еже їоана 993 . Иерусалимский Устав, кроме того, предусматривает случаи совпадения со чтениями триоди чтений праздников Сретения 2 февраля, Обретения главы Иоанна Предтечи 24 февраля, 40 мучеников 9 го марта, св. Георгия 23 апреля и ап. Иоанна Богослова 8 мая. При совпадении Сретения с приготовительными неделями поста, на благословении хлебов – чтение чередное недельное – «в епистолии», т. е. в посланиях ап. Павла, на кафизмах – «чтения празднику или от жития св. Луки»; в субботу сыропустную – на благословении хлебов и на 1 каф. «чтение праздника», на 2 кафизме отцам, на полиелее – праздника; при совпадении со днями поста, на благословении хлебов – «чтение праздника», на трех кафизмах – «праздника или от жития св. Луки» 994 . При совпадении 24 февраля с неделями приготовительными, на благословении хлебов – «чтение недельное в епистолии», т. е. в посланиях, на утрене о чтениях круга триодного умалчивается, хотя указываются чтения из чередной книги Златоуста и воспоминание святого 995 ; при совпадении с неделями поста (1 и 3-ей) только 328 (л. 130–131 об.) дает указания о чтениях: на благословении хлебов в недели 1 и 3-ю чтение обычное в эти недели – из Шестоднева, в 2-ю неделю – «в епистолиях», на утрене на кафизмах 1 и 2 недель «чтения в Метафрасе», по 3 п. в 1-ю неделю чтение круга триодного 996 ; при совпадении с субботой сыропустной, «чтение предтечи и отцам» 997 ; при совпадении с субботой 1 седмицы поста, «чтение в Метафрасе и мучение св. Феодора Тирона» 998 . При совпадении 9-го марта с субботой акафиста, на кафизмах чтения праздника, т. е. акафиста, на каноне же по 3 п. похвальное слово 40 мученикам 999 . При совпадении 23 апреля с пасхальной седмицей на полиелее, если он поется 1000 , чтение дня, т. е. пасхальной седмицы, а святому по 3 п.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Впрочем, и сами ангелы вступают уже в состояние страха и ужаса пред Восходящим… Не только странно, дивно, но и страшно, – вопиет Церковь , – Твое, Жизнодавче… вознесение (тропарь 5-й песни 2-го канона). И это почувствовали не только апостолы, но и сами ангелы: – Апостолы, видевше возвышаема Спаса, с трепетом взываху Царю нашему: слава Тебе (тропарь 5-й песни 1-го канона); «ужасаясь» самому факту «страшному взытия» (седален по 1-й кафизме в понедельник 7-й недели по Пасхе). «Дивится» этому же «странному» «и страшному восхождению Твоему», «Иисусе Всецарю», «ангел множество» (стихира на стиховне в среду 7-й недели по Пасхе)… Значит, еще с самого начала они чувствовали не только радость торжества, но и трепет от славы Бога… Но когда они стали зреть, что Возносящийся поднимается «превыше ангелов» (тропарь 8-й песни 2-го канона) с плотию, – что совершенно было им непостижимо; когда они увидели, что хотя и «обожившаяся», но «плоть» (тропарь 9-й песни 1-го канона) восходит «выше небес» к Самому «бесплотному» Отцу (тропарь 7-й песни 1-го канона); и она наконец возносится и хочет сесть на Престоле Отчем, – тогда силы небесные пришли в великий ужас. И потому на 9-й песни, наряду с запевом «Величай, душе», другой запев говорит об этом ужасе: – Ангелы, восхождение Владыкы зряще, ужасахуся: како со славою взятся от земли на горняя? И это повторяется шесть раз пред тропарями, первый из коих и начинается выражениями удивления и страха. – О даров паче постижения О таинства страшнаго! В другом месте выражено еще сильнее: Небесный безплотных чинове, чудеси удивляющеся, ужасахуся ужасом и, трепетом содержими, однако, Твое человеколюбие величаху (и ныне на Господи, воззвах). …Следовательно, главная причина ужаса состоит даже не в чуде физического вознесения, – хотя и оно дивно, – но в том именно чудо новолепное, что человеческое естество… соединившееся Слову Богу Вседержителю, с Ним на небеса взыде (стихира на стиховне на утрене в пятн. 6-й недели по Пасхе) и воссело «одесную величествия» Самого Отца (стиховна праздника).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Сретение Господне I. Мои воспоминания Хороший это праздник! И мне бы хотелось дать ему такое именование, которое выразило бы основное чувство от него. Иногда бывает радость сильная; иногда – как бы восторг; иногда созерцание славы Божией. А теперь – как бы мирное чувство охватывает душу. И вспоминается седален 1-го гласа (по 2-й кафизме, в понедельник), который поется при введении постригаемого в монашество в храм. Приведу его целиком. «Объятия Отча отверсти ми потщися, блудне иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших Ти, спаси мя». Этот седален, особенно первые слова его об «объятиях Отеческих», припоминается мне, во-первых, потому, что праведный старец Симеон сподобился взять на свои руки, в свои объятия Самого Богомладенца Иисуса. В припевах к 9-й песни Церковь поет о Симеоне: «Объемлет руками старец Симеон Содетеля закона, и Владыку всяческих» февраля, канон на утрене]. В 5-й же песни канона читается: «…огнь… носиши, Чистая: Младенца боюся объяти Бога…» [там же, 2-й тропарь]. И в тропаре поем: «…веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия…» Младенца. Во-вторых, потому, что по существу Сам Бог благодатно «обнимает» в лице Симеона все человечество, как и говорится от лица Господа: «Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит» [там же, припевы к 9-й песни канона]. В-третьих, потому, что этим словом «объятия» Сам Господь, в притче о блудном сыне, благоволил назвать чувства отца к грешному, но раскаявшемуся сыну: ...когда он был еще далеко, увидел его отец… и сжалился (по-славянски: мил ему бысть); и, побежав, пал ему на шею (то есть обнял его) и целовал его ( Лк. 15:20 ). Этот образ Отца Небесного – нежнее выражает чувство любящего сердца. Вот почему мне и хотелось бы этим словом начать объяснение праздника Сретения: мы – находимся «в объятиях Отчих»… Как дитяти отрадно находиться в объятиях матери или отца, и оно протягивает к ним свои слабые ручки, так и человеку немощному хочется быть в объятиях Божиих… Когда вчувствуешься в это любезное и нежное слово, тогда поймешь силу любви Божией; и сердцу нашему сладостно будет, как дитяти на груди матери: мир, успокоение войдет в душу нашу; найдено теплое место утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

вечерне после благословения хлебов – чтение праздника. На утрени после первой кафизмы – чтение; по 2-й кафизме – чтение праздника; по полиелее и седальнах – чтение праздника; после шестой песни канона – пролог. Полагается четыре чтения вероятно потому, что Благовещение бывает большею частью во время великого поста. Праздник начинается от четверга 3-й недели святых постов и восходит до среды Светлой седмицы. А так как чтение и объяснение Слова Божия и назидательное повествование об истории и значении праздника составляет существенную часть церковного богослужения. то во всех (кажется – 14-ти) указаниях церковного устава, как совершать богослужение в праздник Благовещения, когда он приходится на разные недели великого поста, или на страстную неделю, или на Пасху, ни разу не пропущено слово чтение, хотя многое другое по ясности и не повторяется в церковном уставе. Во Святую Пасху по третьей песни читаем в Григории Богослове : «На страже моей стану», после шестой песни – синаксарей; по целовании читается огласительное слово Иоанна Златоуста : «Аще кто благочестив»... В понедельник Св. Пасхи по третьей песни – чтение толкования па 1-ю главу Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово»... (От сего бо дне начинаем сию книгу и даже до всех святых совершаем). После шестой песни – чтение. Сице бывает служба утрени во всю Светлую седмицу. Творим же литию вне обители. 2-я неделя Антипасхи или Фомы. На вечерне – чтение Деяний св. Апостолов. Чтутся же Деяния от начала или беседы Иоанна Златоуста от начала. На утрени после кафизмы – чтение, после шестой песни – синаксарий. 3– я неделя Жен Мироносиц. На вечерне – обычное чтение Деяний св. Апостолов. На утрени – чтение в Евангелии толковом по чину своему; после 6-й песни – синаксарий. 4– я неделя по Пасхи о расслабленном. На утрени после кафизмы и седальна читаем словеса толкования Евангелия Иоанна: 36, 37 и 38; после шестой песни – синаксарий. В среду преполовения. На утрени – чтение в толковании Евангелия Иоанна; по шестой песни – синаксарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

На утрене на «Бог Господь» тропарь храму (дважды), «Слава, и ныне»,– Богородичен воскресный в тот же глас. По 1-й и 2-й кафизмах седальны Триоди, а ектений не бывает; по 3-й кафизме ектения и седальны храму, «Слава, и ныне» – Богородичен. Полиелей, величание и седален храму. «От юности моея». Прокимен, Евангелие и стихира храму. Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя», целование иконы и елеопомазание. Канон храму с ирмосом – на 6, ирмосы по два раза; катавасия «Отверзу уста моя», а где трипеснец, там канон храму – на 6 с ирмосом и трипеснца – на 8; катавасия Триоди. По 3-й песни седален храму; по 6-й – кондак и икос храму; на 9-й – «Честнейшую»; по 9-й – светилен храму (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен. На «Хвалите» стихиры храму – на 4, «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен. На стиховне Триоди самогласен (дважды), мученичен, «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен. «Благо есть» (единожды), тропарь храму, «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный. Ектения «Помилуй нас, Боже», 3 великих поклона и 1-й час. Тропарь и кондак храму; по «Честнейшую» 3 поклона; «Христе Свете» и отпуст. 3-й, 6-й и 9-й часы поются с кафизмами; тропарь и кондак храму; на 6-м часе прокимен и паримия дню. На часах в кампан (колокол) не ударяется. В конце каждого часа после «Честнейшую» 3 поклона (без молитвы святого Ефрема Сирина ). На изобразительных – Блаженны без пения. По «Отче наш» кондак храму, «Слава, и ныне» – храму Богородицы. «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне» – «Честнейшую» и 3 великих поклона; Трисвятое не читается, а тотчас «Всесвятая Троице» и малый отпуст. Вечерня начинается так, как положено пред литургией Преждеосвященных Даров. Кафизма рядовая. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: самогласен дню (дважды) и рядовые – 3 из Триоди, храму – 5, «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен от менших. Вход с Евангелием, паримии дню и «Да исправится молитва моя»; ектении малой не бывает. Прокимен, Апостол, Аллилуиа и Евангелие храму. Литургия Преждеосвященных Даров; причастен храму. б) Служение святому храма в один из постных дней, кроме понедельника, субботы и воскресенья

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Его глава не склонена вперед книзу, а даже несколько откинута назад, что естественно при вставании. Земли касается лишь одно левое его колено, правая же нога уже приподнята и опирается на землю своею ступней. А ученик, находящийся внутри келии и созерцающий видение из некоторого отдаления чрез отверстую дверь, стоит в совершенно прямом положении, лишь слегка склонив главу. 258 Как неестественно было бы, например, для потерявшего в один день родную мать и друга, оставить гроб матери и пойти хоронить друга. 259 На сугубой ектении и на литии. Тайное поминовение усопших на праздничной литии может быть совершаемо всеми богомольцами во время многократного пения Господи помилуй. 260 Но всякая молитва, даже тайно возносимая за богослужением отдельными богомольцами, сливается с молитвами всех и возносится ко Господу чрез предстоятеля, как единая общая молитва Церкви. 261 У нас не только мipяhe, но и многие из священнослужителей не знают о том, что церковный Устав ПРЕДПИСЫВАЕТ и священнослужителям и мipяhaм совершать в конце праздничной литии поименное поминовение своих живых и усопших сродников и знаемых. Следовало бы позаботиться о том, чтобы это забытое предписание Устава стало широко известно. А ревнителям праздничного поминовения усопших должно особенно рекомендовать исполнение этого предписания, руководствуясь которым они смогут в полном соответствии с церковным Уставом удовлетворить свою потребностьпоминать любимых усопших и в великие праздники. 262 Так и Константинопольский патриарх Алексий в своем уставе отодвигает на 2 дня вперед от храмовых праздников совершение панихиды. Св. выше, в отделе о поминовении в 3-й, 9-й, 40-й дни. 263 Вечерня Пятидесятницы, молитва 1. 264 Там же, молитва 3. 265 Там же, молитва 5. 266 Там же. 267 Там же, молитва 6. 268 Там же, молитва 5. 269 Как заключительный в круге всех подвижных праздников. 270 Утреня Пятидесятницы, седален по 1-й кафизме. 271 Там же, молитва 6. 272 Там же, молитва 6. 273 Заупокойные тропарь и кондак на 9-м часе пред малой вечерней Пятидесятницы. 274 Общее правило устава: когда одна служба непосредственно без расхода следует за другой, то последующая не имеет обычного начала (Трисвятое по Отче наш), а прямо после окончания предшествующей службы и иерейского начального возгласа, если таковой положен, непосредственно следует: Приидите поклонимся и псалмы. Так всегда бывает и на вечерне, когда она следует за 9-м часом и изобразительными. В вечер же Пятидесятницы не только 9-й час имеет свое полное начало (даже Царю Небесный), хотя он следует непосредственно за отпустом литургии без расхода, но и начинающаяся тотчас же после него вечерня также имеет полное начало, в коем вторично даже и Царю Небесный. Этим устав как бы сильнее хочет подчеркнуть, что богослужение собственно дня Пятидесятницы закончилось совсем и теперь начинается богослужение следующего дня — понедельника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2550...

—696— няющей и рядовую 2334 . Утрени, совершенно согласно ποτπωσις’y не имеющие кафизм, именно – великого пятка, всей пасхальной седмицы, недели Антипасхи 2335 и попразднеств великих (которых по Алексеевскому Уставу больше, чем по ποτπωσις’y) праздников 2336 , не имеют и связанных с кафизмами чтений, сохраняя лишь два чтения на каноне. – Таким образом, указанный выше четий материал всех трёх параллельных кругов распределяется между отмеченными уже в ποτπωσις’е, тремя-четырьмя, а иногда только двумя моментами ежедневного утреннего последования. Распределение четьего материала происходит таким образом, что каждое отдельное произведение, в зависимости от своей величины, может быть прочитываемо или сразу, в один только момент богослужебного последования, например, только после одной какой-либо из кафизм или песней канона 2337 , или же – в несколько приёмов – от двух 2338 —697— до четырёх 2339 – именуемых «чтениями», так что одна часть произведения прочитывается по 1 кафизме, другая по 2-й, третья – по 3 песне канона, четвёртая – по 6-ой. Когда произведение настолько длинно, что его невозможно распределить даже между всеми четырьмя моментами утрени одного данного дня, оно начинается чтением на утренях предшествующих дней, или продолжается в последующие дни; так о житии св. Антония Великого , празднуемого 17 января, Устав замечает: подобать вдти ко ане быти велику съложению жнтию го гі начинають чисти 2340 ; житие св. Феодора Студита , празднуемого 11 ноября начинается чтением с утрени 8 ноября 2341 ; похвальное слово Григория Богослова Василию Великому читается не только в день памяти св. Василия – 1 января, но и в следующие дни до съконьчани го 2342 ; то же самое указывается относительно слова Григория на 7 января 2343 ; его же слово на Пасху продолжается чтением в понедельник и вторник пасхальной седмицы; 2344 похвальное слово Феодора Магистра апп. Петру и Павлу читается 29 и 30 июня 2345 . —698— Самое деление произведения на части в этих случаях Уставом предопределяется только один раз, именно, в неделю Ваий о слове Андрея Критского замечается ясно, что оно разделяется на дъв чь т до обычьнаго; 2346 в остальных же случаях Устав косвенно предполагает такое деление. Обычно Алексеевский Устав указывает четий материал для первых двух моментов утренних чтений – на кафизмах 2347 , или же, за отсутствием кафизм, по 3 2348 и 6 песнях канона 2349 , и только несколько раз – одновременно с кафизмами и по 3 и 6 песнях канона 2350 , а между тем по ясно выраженному общему правилу на каждой утрене от недели всех святых до Воздвижения должно быть непременно чтений три, от Воздвижения же – четыре, т. е. в первый период времени и во второй до поста чтения непременно должны быть и по 3 и 6 песнях канона. Что должно быть четиим материалом для этих последних двух моментов, Устав молчит, очевидно, предполагая это само по себе понятным. Из некоторых замечаний Устава, можно видеть, что в одних

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

322 В большинстве случаев стихира по 50-м псалме поется на 6-й глас, и потому припев «Помилуй мя, Боже...» также поется на 6-й глас. Однако во многих храмах «Помилуя мя, Боже...» поется на 6-й глас даже в тех случаях, когда стихира поется на другой (не 6-й) глас. Такую практику вряд ли можно назвать правильной, но говорить об ее ошибочности все же трудно, так как в Типиконе вообще нет никаких конкретных указаний по этому вопросу. Тем не менее, обратим внимание на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь на «Слава, и ныне» (перед данным припевом) поется особая стихира 2-го гласа («Днесь храм одушевленный...»), а после припева – стихира праздника на 4-й глас. Следовательно, петь сам припев «Помилуй мя, Боже...» на 6-й глас нельзя, а логично спеть его на 4-й глас, т.е. на глас грядущей стихиры. 324 В некоторых службах канон Богородице дан на ряду (см., например, 26 сентября, 6 декабря и т.д.). Если же канона Богродице нет в самой Минее, то следует петь молебный канон 8-го гласа («Воду прошед...», см. Часослов или Следованная Псалтирь, I ч.). 325 Точнее, Типикон содержит следующее указание: «В кую-либо субботу славословие прилучится... аще храм святаго или святыя, поем канон Богородицы прешедшия недели утренний» (11 глава). Хотя эта глава и повторяет слова Общей Минеи, но все же здесь говорится только о славословии. 329 Такое указание содержится в 7-й уставной главе Общей Минеи, хотя в Типиконе четко выраженного указания на этот счет нет. В частности, подобное указание можно найти в марковой главе на 24 февраля «аще ли случится Обретение честныя главы Иоанна Предтечи в понедельник или во вторник Сырныя недели», но здесь оно скорее всего может быть воспринимаемо как частный случай (особенность богослужения на сырной седмице), чем как общее правило. 330 В.Я. Розанов дает указание, что в этом случае следует читать 3 кафизмы по Уставу, а седальны по 3-й кафизме следует брать из Октоиха («Богослужебный устав Православной Церкви». М., 1902, с. 138). Эта точка зрения отражена в современных богослужебных указаниях, но вряд ли это мнение является правильным. В 17-й главе Типикона нет конкретного указания (здесь написано: «егда же в те дни прилучится празднество... тогда глаголем на утрени две кафизмы, а 3-ю рядовую на вечерне»; но конкретно не указано, что – полиелей или славословие – понимать под «празднеством»). В последованиях же 23 сентября и 23 октября (кстати, оба этих праздника попадают в период зимнего расписания) четко указано, что читаются только две кафизмы, после каждой из которых следуют седальны Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010