О томже празднике, аще случится в Среду Великую. Во вторник вечера поем вечерню без кафизмы и без поклонов. На Господи, воззвах: стихиры самогласны дне 5 и праздника 5. Слава, дне, глас 7: Се тебе талант: И ныне, праздника. Вход со Евангелием. Прокимен, и чтения дне, и праздника, 3. Да исправится молитва моя: и поклоны 3. Евангелие дне, и прочая Литургия преждесвященных. На трапезе же варение без елея, вино же пием. При часе же первом нощи ударяет в великий кампан, и во вся тяжкая. И поем повечерие великое. С нами Бог: на оба лика, иерей же кадит в начале по обычаю. И по Слава в Вышних: исхождение в притвор, и поем на литии стихиры праздника.Слава, и ныне, праздника. На стиховне стихиры, и Слава, и ныне, праздника. На благословении хлебов, тропарь праздника, трижды, и чтение праздника. На утрени, на Бог Господь: тропарь праздника, трижды. И по обеих кафизмах, седальны Триоди и чтение дне. По 3-й кафизме, ектения, и седальны праздника оба и чтение праздника. Полиелей, и седален, и чтение праздника. Степенна 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: Всякое дыхание: Евангелие праздника, псалом 50. Стихира праздника. Канон праздника со ирмосом на 14. Катавасия праздника, ирмос оба лика вкупе. А идеже трипеснец, поем канон праздника, со ирмосом на 6 и трипеснца, на 8. Катавасия, ирмос Триоди. По 3-й песни, кондак дне, и икос, и седален праздника, и чтение праздника. По 6-й песни кондак праздника и икос. На 9-й песни, Честнейшую: не поем, но поем припевы праздника, якоже предуказася. Светилен праздника. Слава, дне. И ныне, праздника. На хвалитех стихиры праздника, на 4. Слава, дне, глас 6: Днесь Христос приходит: И ныне, праздника, глас 2: Еже от века таинство: На стиховне дне, с припевы их, яко предписася в Великий Понедельник. Слава, праздника, глас 8: Да веселятся небеса: И ныне, дне, глас тоиже: Господи, яже во многая грехи: и прочее по преждеписанному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В этот час душу поднимет из мрака тоски и вольет в нее силу только молитва . Это будет молитва – вопль к Отцу о Его Божественном вмешательстве. Молитва поверженного на землю («пал на землю»), молитва из праха земного о Высшей Силе и помощи, молитва отречения от человеческого бессилия и одной устремленности к Отцу. И, как дань человеческой немощи, молитва начнется с вопля о том, «чтобы, если возможно, миновал час сей», час тяжких страданий креста. Когда укрепляющая сила молитвы восстановит равновесие души и душа всецело вольется в стихию Бога, в которой ее опора и жизнь, когда молитва потечет только об одном – чтобы не оказаться душе выключенной от общения с Богом, чтобы Божия воля руководила жизнью, потому что в этой воле человеку обеспечено спасение-счастье. При отдаче в Божию Руку, обеспечивающую жизнь души, внешнее устроение жизни теряет всякую ценность, и как бы оно ни оказалось тяжким, оно переносимо, потому что будет сознание, что главное-то, нужное достигнуто, что Господь с душой, и она в Его Руке. Тогда потечет молитва о Божией воле: «От Твоей, Господи, Руки и в Твоей воле мое спасение! Пусть же я пребуду в Твоей воле вовеки. Один Ты спасешь меня. Сам же я не обеспечу свое избавление. А потому пусть будет не чего я хочу, а чего Ты. Лишь бы мне быть с Тобой. Да будет воля Твоя». Так и Божий Сын взывал к Отцу, предавая Себя Его святой промыслительной воле, в которой все оправдание жизни. «Человеколюбче, Христе Боже, прегрешений оставление даруй покланяющимся верою пречистым страстем Твоим» (Великий Понедельник, седален по 3-й кафизме на утрени). Возвращается (Господь к ученикам после молитвы) и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников ( Мк.14:37–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Самое раннее “расписание” чтения кафизм дает преп.Никон Черногорец: “Достоит ведати, яко в суботу новыя недели не подобает гранесловити ниже в светоносную неделю, по образу студийскому, но в ту же неделю вечер начинается блажен муж, в понедельник же антипасхи на утрени исповемся Тебе, Господи. На глас 1-ый, в понедельник же вечер на вечерни начинается ко Господу внегда скорбех, во вторник же на утрени кафизму едину. Сице поется гранесловие всея пятидесятницы. Чтутся же чтения две. От святых же всех до 26 сентемариа месяца на вечерни подобает петися ко Господу внегда скорбех. На утрени же кафизмы две и чтения два по образу иерусалимскому. Прочее же до великия четыредесятницы кафизмы две, и чтения три на утрени и на вечерни, ко Господу внегда скорбех. По образу студийскому и святогорскому. В великую же четыредесятницу, в понедельник первыя недели на утрени, поются кафизме две и чтения три: не каждо час прочитати кафизму едину по образу святых. От третия же недели поются три кафизмы на утрени и чтения такожде три. И на вечерни ко Господу внегда скорбех, даже и до великия среды. В субботы же и недели, по две кафизме, рекше, в субботу убо рече Господь Господеви моему и непорочны. В неделю же Исповемся Тебе Господи и возлюблю Тя Господи. И всегда сице поется в субботу же и неделю. Во всякую же субботу на вечерни и на господской же праздник блажен муж поется по уставу святых отец. От великия же среды оставляется псалтирь и в сей праздней недели не поется. Прочее же  во всяко время всего лета никогда же празднуем” (Тактикон, сл.1) . Суть этого расписания сводится к тому, что псалтирь начинали стихословить вечером не с субботы пасхальной недели, а в Фомино воскресенье (вечером). Здесь полагалась первая кафизма “Блажен муж”, а в понедельник недели антипасхи, на утрене – вторая. Далее в течение всей пятидесятницы на утрене полагалась одна кафизма (рядовая) и два уставных чтения, а на вечерне ежедневно 18-ая кафизма. От недели всех святых до 26 сентября на утрене полагалось по две рядовых кафизмы и по два уставных чтения, на вечерне – та же 18-ая кафизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Известия от VI–VIII b. как для Востока, так и для Запада, говорят о сидении только за чтениями (назидательными), а для Востока и подчеркивается стояние за выпеванием всей Псалтири на ночной службе: отделы ее в известном описании синайской утрени называются статиями, στσις — стояние, и говорится, что для пения их вставали; а отделы эти (по 50 псалмов каждый) по положению на утрене вполне отвечают нашим кафизмам. Стояния за кафизмами требует и Диатипосис (см. ниже «Чин кафизмы»; Вступ. гл., 295, 310). Но перенесенный на Запад, может быть Кассианом, обычай сидения за псалмами там скоро получил широкое распространение и перешел на другие части службы. На Востоке же в IX b. уже есть термин κθισμα, который, впрочем, более применяется, как и ныне у греков, к песням, предшествующим чтению, чем к отделам Псалтири, которые большей частью называются α στιχολογοα, а славы кафизм — статиями [ 587 ], но уже в Ипотипосисе они называются κθισμα ψαλμος, а в Диатипосисе и прямо κθισμα [ 588 ]. След такой практики — сидения только за чтениями и стояния за псалмами кафизм — и в нынешнем уставе: седальны положены только после тех кафизм, за коими следуют чтения; так, не положены седальны после кафизм вечерни, за коими нет чтений; наоборот, седальны положены и без кафизм пред чтениями, как, например, по 3 песни канона. Чин кафизмы Исполнение кафизм на утрене значительно разнится от вечерни и великой, и будничной. «Лик глаголет: Господи помилуй 3. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Чтец же: И ныне, и стихологисует кафисму Псалтира». На вечерне, как мы видели, кафизме не предшествует Господи помилуй, Слава и ныне, — это потому, что там кафизма следует непосредственно за великой ектенией, где Господи помилуй повторяется гораздо более, чем 3 раза, и где есть свое славословие в возгласе, более обширное, чем настоящее малое. О делении кафизмы на части Типикон не говорит нигде подробно, вскользь упоминая о нем только в чине утрени 1-го понедельника Великого поста. В Псалтири следованной кафизма делится на три части, обозначенные словом «Слава»; это обозначение, в богослужебных книгах не объясненное, на практике считается равнозначащим тому славословию, которым псалмы шестопсалмия, которым оканчиваются псалмы часов и которое состоит из Слава и ныне; аллилуиа 3, слава Тебе Боже, — 3; Господи помилуй 3; Слава и ныне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Литургия Преждеосвященная совершается обыкновенно в среды и пятки (кроме Великого) св. Четыредесятницы. Но, в случае праздников или по другим обстоятельствам, позволяется совершать ее и в прочие дни, кроме субботы и воскресенья, когда бывает полная Литургия. На страстной седмице Преждеосвященная литургия совершается три раза: в понедельник, вторник и среду. II. Литургия Преждеосвященная состоит из великопостных часов, вечерни и собственно Литургии. а) Великопостные часы отличаются от обыкновенных тем, что, кроме положенных трех псалмов, на каждом часе читается по одной кафизме, отличительный тропарь каждого часа читается священником перед царскими вратами и три раза поется на клиросах – с земными поклонами, после каждого часа читается священником молитва св. Ефрема Сирина (Господи и Владыко живота моего) – тоже с земными поклонами, по прочтении часов поется молитва покаявшегося разбойника: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». Молитва эта поется многократно, и между повторениями ее поются изречения Спасителя о блаженствах, или средствах к получению царствия небесного, а в заключение, оба хора вместе, с особенной умилительностью, поют стихи: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем. Помяни нас, Владыко, егда приидеши во царствии Твоем. Помяни нас, Святый, егда приидеши во царствии Твоем». Этим оканчиваются часы. б) Самое совершение Литургии Преждеосвященных Даров начинается вечерней . Вследствие этого, по уставу, она должна отправляться, по восточному счислению времени, в девятом часу по восхождении солнца, или по нашему, в третьем часу пополудни, так как правила св. отцов повелевают вкушать пишу в великий пост только однажды в день вечером. Но, несмотря на то, что Литургии Преждеосвященных Даров предшествует вечерня, она все же начинается не обыкновенным возгласом священника: «Благословен Бог наш», а возгласом: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа», который слышим только на совершенной Литургии. Непосредственно вслед за возгласом верующие побуждаются к троекратному поклонению Христу Богу, Искупителю нашему, и читается обычный предначинательный вечерний псалом (103): «Благослови душе моя Господа», в котором прославляется величие Бога, всемогущего Творца и Промыслителя мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И вот, среди радостных ее помыслов, входит келейница старицы и говорит: «матушка, пришел какой-то полковой барин-казак и желает вас видеть: позволите принять?» – «Пригласи». Неизвестный, войдя в комнату, поклонился старице и сказал: «вы, Матрона Наумовна?» – «Я, батюшка», отвечала она. «Вы принимаете странников?» – «По милости Божией принимаю» – «Прошу же, помолитесь, матушка, за меня» и при этих словах руки незнакомца сунули что-то под скатерть. Когда он вышел из комнаты, Матрона Наумовна приказала келейной поднять скатерть и посмотреть, нет ли там чего? Под скатертью оказалась большая пачка ассигнаций, именно 1500 р. Слезы радости и благодарности снова полились из глаз добродетельной старицы. Добродетельная старица, как истинная христианка, всегда упражнялась в богомыслии и молитве то в церкви, то в самой келлии. Она каждое утро, после утренних молитв прочитывала по одной кафизме и к тому прибавляла акафист – в понедельник св. великомученице Варваре, на вторник св. Митрофану Воронежскому , в четверг св. Николаю Мирликийскому, в субботу Божией Матери, в воскресенье сладчайшему Иисусу. Последние два акафиста: Богоматери и Спасителю непосредственно читала сама старица неопустительно, а прочие – в известные дни читались, жившими при ней, девицами, посвятившими себя на служении Богу и ближним. В трудах телесных, как и в подвигах духовных Матрона Наумовна была неутомима и являла в среде своей высокий образец молитвы, труда, смирения и редкой искренней сострадательности к ближним. Плодом благочестия Матроны было ее христианское смирение. Между тем, добродетельная жизнь любвеобильной старицы сама собою, помимо ее ведома, привлекала к ней всеобщее уважение. Не только жители города и окрестностей, но и многие из приезжих в Задонск, светского и духовного звания, поставляли себе в обязанность посетить келлию старицы и насладиться ее поучительной беседой. Нередко даже знатные лица, привыкшие к лести, оставляя обычную гордость, приходили послушать старицу, всем искренно желавшую единого на потребу и всем в глаза говорившую правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В X гл. Типикона говорится, что «на воскресных утренях в течете великаго поста читается шестоднев Златоуста: в прочие же дни четыредесятницы на всякую утреню прочитываются четыре чтения: два – во святом Ефреме и в Лавсанице два; лествицу же чтем на часах» 73 (Тип. гл. X, стр. 19). В понедельник первой седмицы на утрени после первой кафизмы – чтение во св. Ефреме. «От сего бо дне начинается св. Ефрем и чтется до пятка цветоносныя седмицы». После второй кафизмы паки чтение во св. Ефреме; после третьей кафизмы – чтение в Лавсанице; после третьей песни канона – чтение в Лавсанице; после шестой песни канона читается пролог. На часах: на третьем часе после «Богородице, ты еси лоза истинная», чтение в лествице на шестом часе после чтения паремий и пения прокимна – чтение в лествице. «Сицевый образ и чин должен есть бывали и в прочая дни св. великия четыредесятницы 3-го и 6-го часа». На девятом часе после: «Иже нас ради рождейся от Девы» – чтение в лествице. Первая неделя великого поста. На утрени после первой кафизмы – чтение в Евангелии толковом о св. иконах Леонтия, папы Римского; по второй кафизме – чтение того же слова: по третьей песни канона – чтение; после шестой песни – синаксарий. Вторая неделя великого поста. На утрени после кафизм и седальна – чтение обычная; после шестой песни – синаксарий. Третья неделя великого поста. На вечерне – чтение; на утрени на кафизмах – чтение в Евангелии толковом; после Ангельский собор – чтение; после шестой песни – синаксарей. Четвертая неделя великого поста. Обычные чтения; после шестой песни – синаксарий. В четверг пятой недели великого поста. На утрени после кафизмы «чтем житие преподобной Марии на две статии». В субботу святого праведного Лазаря. После первой кафизмы и седальна – чтение в Евангелии толковом, еже от Иоанна, ему же начало: «Господу нашему Иисусу Христу». После Ангельский собор, ектении и седальна – чтение того же слова; после шестой песни – синаксарей. Неделя Ваий или цветоносная. На вечерне: слово торжественного праздника. На утрени по первой кафизме – чтение в Евангелии толковом Иоана Златоуста; по второй кафизме – чтение того же слова. После полиелея и седальна чтем слово св. Кир – Андрея Критского о празднике; после третьей песни канона – чтение о празднике; после третьей песни – синаксарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

На часех тропарь праздника: Слава, отцев: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак праздника. На Литургии: Блаженны праздника, песнь 3-я на 4: И отцев 6-я, на 4. Входное праздника, тропарь праздника и отцев: Слава, кондак отцев: И ныне, праздника. Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие и причастен прежде праздника, и отцев. Подобает ведати, яко аще случится праздник Сретения Господня в понедельник первыя недели поста: И службу праздника пети в неделю сыропустную, по предписанному. Подобает ведати, аще случится попразднство Сретения Господня в неделю, прежде недели мытаря и фарисея, а святый поется на 4, или на 6. В субботу на малой вечерни стихиры воскресны и Богородице, по обычаю. Тропарь воскресен: Слава, и ныне, Богородичен его. ЗРИ: На велицей вечерни: по кафизме на Господи, воззвах: стихиры воскресны 3 и восточен, Анатолиев, 1: праздника того дне, 3: и святаго Минеи 3. (Аще ли поется святый на 6, или емуже и полиелей: и поем стихиры воскресны 3: и праздника 3: и святаго 4. Слава, святаго: аще же ни,) Слава, праздника: И ныне, Богородичен 1-й гласа. На литии стихиры праздника, того дне рядовыя стиховны: и святаго, аще полиелей. Слава, святаго: И ныне, праздника, аще же ни, Слава, и ныне, праздника. На стиховне стихиры воскресны: Слава, святаго, аще есть: И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь, Богородице Дево: дважды, и праздника, единожды, и чтение в посланиях Апостольских. На утрени: На Бог Господь, тропарь воскресен, дважды: Слава, святаго, аще есть: аще же ни, Слава, и ныне, праздника. По кафизмах седальны воскресны, и Богородичны их, и чтение во Евангелии толковом. Посем непорочны, и ипакои: и чтение недели, ряд. (Аще ли святый имать полиелей, по кафизме поем святаго полиелей и по полиелеи тропари, Ангельский собор: и по ектении седальны святаго, по единожды: Слава, иже по полиелеи седален: И ныне, Богородичен его и чтение.) Степенна и прокимен гласа, Всякое дыхание: Евангелие воскресно и Воскресение Христово: Канон воскресен со ирмосом на 4: и Богородицы на два: и праздника на 4: и святаго на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В составе чтений круга триодного постного Великий Синаксарь, сравнительно с Алексеевским Уставом, не имеет вовсе особых чтений на среду и пяток сыропустной седмицы, понедельник, вторник и неделю 1-ой седмицы поста, неделю крестопоклонную, среду – четверг шестой седмицы, субботу Лазареву, в неделю Ваий (толковательного слова Златоуста) 1268 и в великий четверг. В субботу мясопустную, понедельник мясопустный, субботу и неделю сыропустную, пяток 6-ой седмицы, великую субботу указаны произведения Алексеевского Устава, характерные для студийского состава: слова Андрея Критского , Григория Богослова , два слова о посте Василия Великого , слова Златоуста, Григория Антиохийского 1269 . В неделю мясопустную (слово Ефрема), субботу 1-ой седмицы (мучение св. Феодора и похвальное слово Григория Нисского ), четверг 5-ой седмицы (житие Марии Египетской, положенное Алексеевским Уставом на 5 неделю), неделю Ваий (слово Андрея) и первые дни страстной седмицы (толковательные слова Златоуста на св. Матфея) 1270 указаны чтения первоначального иерусалимского состава, вошедшие и в Алексеевский Устав. В неделю блудного сына Великий Синаксарь имеет, вместо указанного в Алексеевском Уставе слова Златоуста, – неопределенное «чтение блудного сына», в субботу сыропустную, вместо слова Дамаскина, – указанное в первоначальном иерусалимском составе слово Ефрема о преставльшихся отцах и чтение Златоуста об отцах из толкований на евангелие 1271 ; вместо слов Феодора Студита и его брата Иосифа, положенных Алексеевским Уставом на неделю крестопоклонную, – «толкование места из евангелия Матфея о кресте», положенное Иерусалимским Уставом на 14 сентября; в великий четверг, вместо слова Златоуста о предании, – согласно Иерусалимскому Уставу, чтение из Златоуста, т. е. продолжение толковательных слов, начатых в понедельник; в великий пяток, – положенное в Иерусалимском Уставе чтение «толкования» (по 7-ом евангелии). Все эти особенности состава чтений Великого Синаксаря, упрощающие его и приближающие к первоначальному иерусалимскому составу, наверное, отражают тот вид, который имел студийский состав чтений до Алексеевского Устава. Несколько других особенностей, именно, «чтение мытаря и фарисея», историческое чтение на праздник акафиста (на субботу 5-ой седмицы), чтение Маргарита Златоуста в пятницу шестой седмицы (по желанию, вместо слова о злопомянии), слово Дамаскина на понедельник страстной седмицы, слово Георгия Никомидийского на утрене (по желанию, вместо толкования) и на часах (3 и 9) великого пятка, слова Афанасия Великого на 3 часе великого пятка (по желанию, вместо слова Георгия), слово Епифания («Что есть молчание») на великую субботу (по 17-ой кафизме) – представляют из себя результат самостоятельного усложнения афонской практики, после того как она оторвалась от студийского корня 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

А кто её поставил? Да кто хочешь. Нагнулась шнурки завязать, а ей на плечи скок кто хочет, целая свора шакалов - и висят, и разогнись попробуй! Так что вставайте в строй и работайте. Понимаете, мы всё ждем, что Владимир Владимирович сделает всё сам. Тех врагов победит, тех коррупционеров придушит, тех предателей выгонит, этих хороших наградит. Но не может один человек всё делать в такой огромной стране. А мы - то, что должны делать? Возьмите на себя маленький подвиг. Скажем, буду молиться ежедневно, читать утром и вечером по одной кафизме Псалтири, чтобы русские люди вернулись к Богу, и чтобы Господь нас терпел, помиловал, пожалел, и чтобы мы ещё сумели детей воспитать, женить и до внуков дожить. Чтобы друг друга не обижали, и все, что ваше сердце просит. Возьмите на себя подвиг. Не буду по понедельникам мясо есть, за свою Церковь, за своего Патриарха, за своего приходского священника, за своего президента, за своих детей буду поститься, кроме среды и пятницы, ещё по понедельникам. Берите на себя подвиг, потому что мы все ждем, что прилетит вдруг волшебник на голубом вертолёте и бесплатно покажет кино. А я что? Я же тоже должен трудиться. Я же должен, что-то делать? Должен. Ну и всё, чего там. А вот молодежь плохая, старики такие, а эти такие. Да, такие - а какие? Да, именно такие они есть, молодежь без мозгов, старики в маразме, например, священники с большим животом, Церковь перекосившие. Да, такая у нас ситуация кое-где. И что? Да ничего. Как говорил Василий Васильевич Розанов, мамку нужно любить, когда мамка уже старенькая, никудышная и еле ходит и треснувшим голосом еле заговаривает. Вот тогда-то мамку и любить-то надо. И когда страна твоя униженная - тогда ты докажи ей, что патриот. А любить сильную страну легче легкого. Вот летят самолеты, плывут пароходы, все сильные, все богатые, все обожравшиеся благами мира - всем хорошо. Кому нужен патриотизм, когда все обожравшиеся? Наоборот, тогда будет всё, разлетятся по Мальдивам животы греть на солнце - и конец патриотизму.

http://radonezh.ru/text/siluan-afonsky-a...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010