ЗРИ: Службу же умерших поем на ряду, по обычаю, в субботу мясопустную, якоже и всегда. Аще случится предпразднство Сретения Господня в понедельник, или во вторник, или в четверток сырныя недели. На Господи, воззвах: стихиры предпразднства 3, и святаго 3: Слава, святаго: И ныне, предпразднства. На стиховне Триоди самогласен дважды и мученичен: Слава, и ныне, предпразднства. По трисвятом тропарь святаго: Слава, и ныне, предпразднства. На повечерии по Достойне кондак предпразднства. ЗРИ: На утрени, на Бог Господь, тропарь предпразднства дважды: Слава, святаго: И ныне, предпразднства. По 1-й кафизме ектения, и седален предпразднства. По 2-й кафизме седален Триоди без ектений. Канон предпразднства со ирмосом на 8: и святаго на 4. А идеже приспеет трипеснец, и поем канон предпразднства со ирмосом на 4, и святаго 3 стиха на два, и Триоди на 8. Катавасия Триоди. По 3-й песни кондак, и икос, и седален святаго: Слава, и ныне, предпразднства. По 6-й песни кондак и икос предпразднства. По 9-й песни светилен святаго: Слава, и ныне, предпразднства. На стиховне Триоди самогласен дважды и мученичен, Слава, и ныне, предпразднства. По Благо есть и по трисвятом тропарь святаго: Слава, и ныне, предпразднства. На часех тропарь предпразднства: Слава, святаго: И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак глаголем предпразднства, непременно. На Литургии: Блаженны от канона предпразднства, песнь 3-я: и святаго 6-я. По входе тропарь предпразднства, и храма святаго, и святаго, таже кондак храма святаго: Слава, святаго: И ныне, предпразднства. Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дне, и святаго. Подобает ведати: аще случится предпразднство Сретения Господня в среду или в пяток сыропустныя недели. Во вторник вечера, на Господи, воззвах: стихиры предпразднства 3, и святаго 3: Слава, святаго: И ныне, предпразднства. На стиховне самогласен Триоди дважды и мученичен с припевы обычными: Слава, и ныне, предпразднства. По трисвятом тропарь святаго: Слава, и ныне, предпразднства. Ектения, и поклоны 3 великий, и отпуст. Повечерие же поем великое от Внегда призвати ми; на немже поем трипеснец утренний Триоди первый по Достойне, и по трисвятом кондак предпразднства, и 3 поклоны великия, и молитва , и обычный отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

получил свой окончательный вид. В IX-XII вв. широкое распространение в правосл. мире имели различные редакции Студийского устава, в XII-XIV вв. вытесненного Иерусалимским уставом, к-рый после XIV в. стал общепринятым в правосл. Церкви. Корпус песнопений В. по этим уставам в целом один и тот же; праздник имеет пред- и попразднство; литургийные чтения праздника, суббот и недель перед В. и по В. заимствованы из Типикона Великой ц. (1-я паремия праздника на вечерне (Исх 15. 22-26) обычно увеличена на 2 стиха, до 16. 1; Евангелие субботы перед В. (Мф 10. 37-42) читается на 1 стих больше, до 11. 1; апостольское чтение литургии В., напротив, сокращено (1 Кор 1. 18-24)); из к-польской же традиции заимствован и чин воздвижения Креста на праздничной утрене. В . и чтение Свящ . Писания Праздник В. стал важной вехой годового богослужебного круга. К этому празднику заканчивается чтение на литургии Евангелия от Матфея, начавшееся в понедельник после недели Всех святых. Окончание 17 седмиц этого цикла специально приурочивается к неделе по В. В понедельник вслед за неделей по В. начинается чтение Евангелия от Луки, и тем самым на В. бывает или воздвиженская преступка (часть чтений 17-седмичного цикла Мф опускается) или воздвиженская отступка (в случае ранней Пасхи 17-седмичный цикл Мф заканчивается еще до В. и часть чтений приходится повторять; см. ст. Лекционарная система ). Помимо начала чтения Лк (и соответственно толкований блж. Феофилакта Болгарского на Лк вместо толкований свт. Иоанна Златоуста на Мф в качестве уставных чтений утрени) после В. увеличивается количество кафизм Псалтири на утрене (по Студийскому уставу вместо одной начинают читать 2 кафизмы; по Иерусалимскому уставу вместо 2 - 3). Кроме того, по Иерусалимскому уставу на воскресной утрене к непорочным (17-й кафизме) прибавляется полиелей (в рус. изданиях Типикона начиная с 1682 г. указано, что непорочны заменяются на полиелей). По Студийско-Алексиевскому уставу воскресные утрени после В. получают иное, но по сути аналогичное изменение - стихи степенных антифонов начинают повторяться по 6 раз, и к ним припеваются строки степенных псалмов (в отличие от летнего периода года, когда стихи поются по дважды и без псалмических строк - Пентковский. Типикон. С. 282). Изменения в числе кафизм на утрене связаны с началом зимней половины года, когда ночи длиннее, и поэтому утреня, к-рая должна совершаться ночью, тоже становится продолжительнее. Пост

http://pravenc.ru/text/155081.html

Сосуд с манной, хранившийся в Ковчеге Завета был прообразом Богородицы: Рчка сщенна, и манна независтна из пречты оутробы, изливаетъ влк: потреб всческю почерпемъ (Триодь Цветная, Пятница Светлой Седмицы, Утреня, Стихира на Хвалитех, Богородицы 4-я). Златокованна стамно, из неже истеч мро животворное врнымъ, им дш мое и тла недгъ, и прегршенїй скверн, застпленьми твоими чта бгородительнице (Октоих, Глас 8, В понедельник на повечерии, Песнь 7, Слава). Кадильный жертвенник во святилище прообразовал Богородицу: Мріе, злата кадильнице, страстей моихъ воню жен, и оутверди м колеблемаго прилогми льстиваг борца (Октоих, Глас 2, В понедельник на утрени, Канон 1, Песнь 3, Богородичен). Стол для хлебов предложения прообразовал Богородицу: Бысть чрево тво ста трапеза, имща нбный хлбъ: негже вскъ дый не оумираетъ, коже реч всхъ бгородительнице питатель (Триодь Цветная, Среда 4-й седмицы по Пасхе (Преполовение Пятидесятницы), Утреня, Канон 2, Песнь 5, Богородичен, также: – Неделя 5-я по Пасхе, Утреня, Канон 1, Песнь 5, Богородичен). Радйс, пртоле гненный. радйс, свщниче всезлатый. радйс, свта блаче. радйс, палато слова, и оумна трапезо, хлбъ жизни достойн хрта носивша (Триодь Цветная, Неделя 5-я по Пасхе, Утреня, Канон 2, Песнь 1, Богородичен). Светильник во святилище был прообразом Богородицы: Зрще златовидный свта свщникъ негасимый, множествомъ грхвъ дшы мрачившіи пристпимъ: даетъ бо просвщеніе, и вское гонетъ мраченїе (Минея праздничная, 26-е октября Димитрия Солунского, Утреня, Канон 2, Песнь 6, Богородичен). Свщникъ многосвтлый сщи, бгоневсто, днесь возсїла єс въ дом гдни, и зареши ны чтными дарованїи, чта, чдесъ твоихъ, бце всепта (Минея праздничная, 21-е ноября Введение во храм Пресвятой Богородицы, Утреня, Канон 1, Песнь 5, Тропарь 4). Слнца блаче размнаг, бжтвеннаг свта свтильниче златокованный, нескверна, неблазна, всенепорочна влчце, мраченню дш мою слпленїемъ страстей, безстрастї зарею просвт, молюс, и скверненое мо сердце мый потки оумиленї, поканї же слезами: и тимнї м чисти длъ моихъ, да любовїю зов ти: бце прнодво, мол хрта бга, прегршенїй ставленїе подати м, тебе бо имю надежд рабъ твой (Минея общая, Служба обща священномучеником двема и многим, Утреня, Седален по 1-й кафизме, Слава, и ныне, Богородичен). Приложение 2. Толкования против иконоборцев

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

С. 499-518). Среда преполовения В. п. отмечается разрешением на вино и елей (о качестве пищи в четверг 5-й седмицы ничего не сказано). По Георгия Мтацминдели Типикону , отражающему афонскую практику сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. 272-281), на 1-й седмице поста литургия Преждеосвященных Даров совершается только в пятницу (при этом в понедельник и среду 1-й седмицы трапезы нет, во вторник и четверг дозволяется вкушать хлеб и воду); о днях совершения литургии Преждеосвященных Даров в др. седмицы подробно не сообщается (на сырной седмице литургия Преждеосвященных Даров совершается в пятницу, в среду литургии нет). В конце всех служб суточного круга делается 2 раза по 12 поклонов. Много особенностей имеет последование повечерия. Среда 4-й и четверг 5-й седмицы отмечаются разрешением на вино и елей. В Типиконе описан необычный обряд напоминания о покаянии, к-рый совершается каждый будний день поста в то время, когда братия исполняет свои послушания: раз в день один из монахов обходит их, говоря: «Благослови, Господи! Отцы и братия, будьте внимательны к себе, ибо все мы умираем, умираем, умираем; будем помнить вечное наказание»; монахи в ответ прерывают работу и совершают поклоны. Этот обряд присутствует уже в древнейшем памятнике студийской традиции - студийском «Ипотипосисе» IX в., но там текст напоминания заканчивается иначе: «помнить о Небесном Царствии». Этот же обряд указан и в нек-рых южноитал. Типиконах - напр., Николо-Казолянском. По Мессинскому Типикону 1131 г., отражающему практику греч. монахов Юж. Италии, к-рая была близка к афонской студийской практике, литургия Преждеосвященных Даров постом совершается только по средам и пятницам (в сырные среду и пятницу литургии нет). Последования Минеи в будние дни В. п. отменяются (исключение сделано для дней Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, Благовещения и его предпразднства и отдания). На утрене стихословятся 3 кафизмыпонедельник 2); помимо седальнов к 1-й кафизме прибавляется «Отче наш»; к Пс 50 припевается покаянный тропарь (в 1-ю половину В.

http://pravenc.ru/text/150109.html

«Страстей Господних начатки настоящий день светлоносит», – возглашает Церковь (седален по 3-й кафизме на утрене). Сегодня не просто первый день недели, понедельник, сегодня – начало страстного пути Господа, на который, сшествуя нашему Спасителю, все мы с трепетом и благоговением вступаем. И идем по нему за Христом. Каждый – по мере своих сил и возможностей. Кто-то постоянным присутствием в эти дни на Богослужениях в храме. Кто-то благоговейным чтением Святого Евангелия и размышлением о последних событиях из жизни Господа и о страданиях Его. Для многих эти святые дни – время усиленного поста, исповеди и причащения. Недаром святые отцы говорят, что «кто, имея возможность приступать в сии дни ко Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот явно уклоняется от Господа, бежит от своего спасения». Есть и еще один путь следования грядущему на страдания Господу: добрые дела, совершаемые во имя Его. Кажется, что это самый отдаленный и непрямой путь, но между тем нет ничего ближе него. На Страшном суде Своем Господь по делам милосердия будет оправдывать или осуждать людей. Облегчая страдания ближних в эти дни, мы исполняем заповедь Божию. И потому да не пройдем мимо нищего, накормим алчущего, оденем нагого, утешим скорбящего. И наше усердие будет приятно Господу не менее, чем усиленный пост и молитва. Носите бремена друг друга , наставляет святой апостол Павел, и таким образом исполните закон Христов ( Гал.6:2 ). Опечаленный и страдающий, кто бы он ни был – близкий друг или давний враг, своими скорбями должен призывать к состраданию каждое христианское сердце. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Воздадим же вступившему на поприще страданий Спасителю всю полноту нашей любви христианской, в которой воедино собраны все человеческие добродетели. Любовь эта позволит нам не только последовать Христу, не только сопереживать, не только сострадать и молиться, но и сораспяться с Господом. И радостно воскреснуть вместе с Ним! Аминь. Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

2) При святом шестеричном – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святого на 6. Канон храма не поется. 3) При двух святых – канон Триоди (праздника) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святых оба канона на 8. По 3-й песни – кондак, икос и седален святого. «Слава, и ныне» – седален Триоди (праздника). По 6-й песни – кондак и икос праздника. 4) При великом святом, имеющем полиелей – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос по дважды) и святого на 8. По 3-й песни – кондак и икос праздника, седален святого (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди (праздника). По 6-й песни – кондак и икос святого. Кроме того, как в седмичные, так и в субботние дни после чтения обычных кафизм произносятся малые ектении, поскольку в числе седальнов по 1-й кафизме всегда есть воскресный, а по 2-й – праздничные. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. В дни, в которые не поется великое славословие, после хвалитных стихир не читается «Слава, и ныне. Тебе слава подобает…» (потому что на «Слава» и на «И ныне» были пропеты стихиры), но сразу – «Слава Тебе, показавшему нам свет», и вседневное славословие. 1 См. в Требнике или в кн.: Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. М., 2003. С. 123–124. 2 В последовании понедельника 2-й седмицы начало утрени показано такое: «Слава Святей, и Единосущней…», «Христос воскресе…» (трижды). И «абие» (тотчас) по «Христос воскресе…» – «Слава в вышних Богу» и обычное шестопсалмие. При этом замечено, что такое начало утрени должно быть «даже до Вознесения». 3 См.: Валентин, иером. Дополнения и поправки к книге протоиерея К. Никольского “Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви”. 2-е изд., доп. М., 1909. С. 19. 4 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 694. 5 Там же. С. 676. Существует мнение, что «Христос воскресе…» в начале 1-го часа читается только в том случае, если на утрене был отпуст; после вседневной утрени 1-й час, согласно данной точке зрения, как присоединяемая служба, начинается сразу с «Приидите, поклонимся…» (см.: Михаил, иером. Литургика: Курс лекций. М., 2001. С. 196).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Тропарь. В тебе мати известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу и деющи учила еси: презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой. Кондак. Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси Марие преславная. Икос: Агницу Христову и дщерь песньми восхвалим ныне, Марию приснопамятную, явльшуюся Египетское овча: и прелести сих всея избеже, и едина принесеся Церкви совершенное возращение, воздержанием и молитвою подвизающися паче меры человеческаго естества. Темже и возвыси ея и житие и деяние, един Вседержитель, Марии преславныя. Шестая седмица Великого поста Понедельник. Утреня. Второй трипеснец. Песнь 8. Днесь Христу является, об ону страну Иордана ходящу, болезнь Лазарева, и яко провидец, глаголет: болезнь сия несть ныне к смерти. Вечерня. Стихира на «Господи воззвах» Немилосердному богатому в безумии поревновав, сладостно веселюся, сластьми и страстьми погружаяся. И видя лежаща всегда пред дверьми покаяния, якоже Лазаря ума моего, Господи, сего нечувственно прехожду, гладом же болезнующа, и острупляема страстьми. Темже геенскому повинен есмь пламени, от негоже избави мя, Владыка, Едине Многомилостиве. Вторник. Утреня. Седален по 3-й кафизме. Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы. Радостию Вифания уготовися, Жизнодавца угостити и Царя, с нами вопиющи: Господи, слава Тебе. Первый Трипеснец. Песнь 2. Отроки обострив сильнейшия огня, иногда в Вавилоне содела пост: тем поревновавши, о душе моя, не унывай, и огнь сладострастий духа угасиши росою. Второй трипесней. Песнь 2. Рыданием обложившеся лазаревы сестры, страсть Тебе, Ведетелю всех, являют: но пребываеши мало, да воздвигнеши чудо, и покажеши учеником твоим страшная. Песнь 8. Лазарь болезнует, да Ты прославишися, Сыне Божий о нем: и поют Тя непрестанно дела вся, Господа.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Мысль о том, что Пресвятая Дева, хотя «не оставила мира», но все же преставиась от земли и не находится телом на ней, не может не ослаблять радости по поводу Ее восприятия на небо. Тихая скорбь о Почившей должна сквозить и в напеве заключительной песни канона – светильна (и на Пасху светилен грустного напева), который положено петь «подобно» светильну будничному – понедельника (при том и постного дня): «Небо звездами». Вследствие воспоминания смерти Богоматери и тропарь Успения положен на глас скорее торжественный и величественный, чем радостный и восторженный, на 1-й глас, а не на 4-й, на каковой положены тропари большинства двунадесятых праздников и в том числе таких радостных, как Рождество Христово, Благовещение. В напеве 1-го гласа (для тропарей, но не для канонов и стихир) даже звучит немного грустных нот: им поется тропарь даже такого грустно-торжественного праздника, как Воздвижение, а также праздников Крещения, Сретения и Вербного Воскресения, службы которых тоже дышат некоторою грустью. На этот же глас поются почти все седальны Великой Субботы (седален поется напевом тропаря). Кондак же Успению положен на еще более печальный, уже прямо плачущий, 2-й глас, – тот глас, которым поется (только в «самоподобном» виде его), между прочим, «Благообразный Иосиф. На этот скорбный глас (2-й) не поется тропарь ни одного двунадесятого праздника и лишь одного еще (Крещения) кондак. Но скорбь, сквозящая в этих напевах, как и в других полускорбных напевах, по временам слышащихся на бдении Успения, скорбь тихая, сладостная, это слезы не отчаяния, а любви и невольной скорби над гробом, каким бы «живоносным» он ни был: это та скорбь, которою скорбит Церковь в Великую Субботу, в ту «преблагословенную» субботу, в которую верующий уже почти радуется пасхальною радостью, хотя еще и предстоит гробу Христову. Во всей службе Успения можно видеть отзвуки этой великосубботней тихой, сладостной скорби над Великой Почившей, смешанной с радостью о Ее воскресении и восхождении на небо. И начинается Успенское бдение (в стихирах на Господи воззвах) гласом вечерни Великой Субботы, гласом, на который поются Ее погребально-воскресные стихиры, – 1-м гласом. Затем припев на 9-й песне в каноне Успения составлен в подражание одной «похвале» в кафизме Великой Субботы: «Роди вси блажим Тя едину Богородицу» (в В.Сб.: «Роди вси песнь погребению Твоему приносят»). Этот отрывок Великосубботней службы (в надлежащем, конечно, исполнении), при всей краткости своей, производит необыкновенное, потрясающее впечатление на слушателя, настраивая его вдруг среди пасхальной радости канона положительно по-великосубботнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

«Страстей Господних начатки настоящий день светлоносит», – возглашает Церковь (седален по 3-й кафизме на утрене). Сегодня не просто первый день недели, понедельник, сегодня – начало страстного пути Господа, на который, сшествуя нашему Спасителю, все мы с трепетом и благоговением вступаем. И идем по нему за Христом. Каждый – по мере своих сил и возможностей. Кто-то постоянным присутствием в эти дни на Богослужениях в храме. Кто-то благоговейным чтением Святого Евангелия и размышлением о последних событиях из жизни Господа и о страданиях Его. Для многих эти святые дни – время усиленного поста, исповеди и причащения. Недаром святые отцы говорят, что «кто, имея возможность приступать в сии дни ко Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот явно уклоняется от Господа, бежит от своего спасения». Есть и еще один путь следования грядущему на страдания Господу: добрые дела, совершаемые во имя Его. Кажется, что это самый отдаленный и непрямой путь, но между тем нет ничего ближе него. На Страшном суде Своем Господь по делам милосердия будет оправдывать или осуждать людей. Облегчая страдания ближних в эти дни, мы исполняем заповедь Божию. И потому да не пройдем мимо нищего, накормим алчущего, оденем нагого, утешим скорбящего. И наше усердие будет приятно Господу не менее, чем усиленный пост и молитва. Носите бремена друг друга , наставляет святой апостол Павел, и таким образом исполните закон Христов ( Гал.6:2 ). Опечаленный и страдающий, кто бы он ни был – близкий друг или давний враг, своими скорбями должен призывать к состраданию каждое христианское сердце. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Воздадим же вступившему на поприще страданий Спасителю всю полноту нашей любви христианской, в которой воедино собраны все человеческие добродетели. Любовь эта позволит нам не только последовать Христу, не только сопереживать, не только сострадать и молиться, но и сораспяться с Господом. И радостно воскреснуть вместе с Ним! Аминь. Другие проповеди Самое популярное Сейчас в разделе 31  чел.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Согласно совр. практике, совершению Л. П. Д. непосредственно предшествуют великопостные часы и чин изобразительных. Перед Л. П. Д. (обычно во время изобразительных) духовенство облачается в священные одежды, но без произнесения тех стихов, к-рые используются на полной литургии. Сам чин открывается литургийным возгласом     за которым следуют обычные элементы вечерни: предначинательный псалом (Пс 103), мирная ектения , кафизма , псалмы «Господи, воззвах» (Пс 140, 141, 129, 116) со стихами и стихиры. Во время предначинательного псалма священник читает светильничные молитвы (согласно рус. традиции, начиная с 4-й, поскольку 1, 2 и 3-я зарезервированы для последующих священнодействий; греческая традиция в этом отношении менее регламентирована - молитвы могут быть произнесены как здесь, так и при чтении кафизмы). Возглас мирной ектении является возгласом 1-й из светильничных молитв, поэтому в последних рус. изданиях Служебника она на месте расположения этой ектении и находится; в греческих и более ранних изданиях эта молитва может помещаться и сразу после своего возгласа, и просто в ряду др. светильничных молитв. Кафизма на Л. П. Д. практически всегда - 18-я (Пс 119-133), или, по ее первым словам - «Ко Господу…» (Πρς Κριον). Согласно совр. Типикону (гл. 17), лишь на 5-й седмице Великого поста на Л. П. Д. должна исполняться иная кафизмапонедельник и вторник, если по каким-то причинам в эти дни будет совершаться Л. П. Д., 10-я и 19-я, в среду - 7-я, в четверг - 12-я); если же на четверг 5-й седмицы придется праздник Благовещения Пресв. Богородицы, Л. П. Д. в среду этой седмицы должна совершаться вообще без кафизмы. Кафизма исполняется торжественным образом: с провозглашением малой ектении по окончании каждой из 3 частей кафизмы (аналогично 1-й кафизме «Блажен муж» на всенощном бдении под воскресенье). Во время кафизмы священник поставляет Преждеосвященный Хлеб на дискос, наливает в чашу вино и воду и покрывает приготовленные Дары покровцами и воздýхом - без тех стихов, что произносятся в конце проскомидии на полной литургии (так в печатных изданиях; в рукописях стихи могут как сохраняться, так и преднамеренно опускаться: Alexopoulos. 2009. P. 325-328).

http://pravenc.ru/text/2110603.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010