Сравнение тех же уставов в службе 1-й седмицы Великого поста. лист 9. лист 146). И там и здесь служба начинается позднее ради вечернего утешения: в студийском – «начинающуся седьмому часу нощи», в иерусалимском – время не определено. В студийском утреня начинается пением трёх кафизм; в иерусалимском – полунощницей, которая в понедельник поётся без поклонов, кроме поклонов на конце её. Затем излагается общий очерк полунощницы и начало утрени с замечанием о внимательном слушании шестопсалмия. На утрене три кафизмы; по первой кафизме по студийскому седален октоиха с мученичными и богородичным, по второй тропарь дневной, паремии тритекти, по 3-й седален в триоди св. Отца по разу от певца и от людей. В иерусалимском по 2-й и 3-й кафизме седален в триоди; в студийском кроме того замечено, что так ведётся служба во весь пост. По студийскому поются 2 трипеснца Иосифа и Феодора на 10 стихов. В иерусалимском читается замечание о том, какие песни стихословят в каждый день недели, именно: 8-я и 9-я каждый день, а остальные по порядку, далее упоминается о каноне в минеи и трипеснцах Иосифа и Феодора, о промежуточных чтениях и песнях между песнями канона. По студийскому «на стиховных по хвалите Господа» стихира подобна св. Феодора, та же что на вечерне, затем самогласная, мученичен и богородичен. По иерусалимскому на хвалитных стихир не поём, но упоминается о великом славословии, которое поём тихо и кротко; После того стиховны и подробно излагается дальнейший порядок службы. По студийскому 1-й час поётся «оприснь заутрени уже свитающю дни»; по иерусалимскому вместе с ней. По студийскому 3-й час в третий, 6-й в начале пятого, 9-й в начале седьмого часа; вечерню клеплет, когда начинается чтение на 9 часе и по окончании её входят на трапезу. В иерусалимском 3-й час поётся в третий, 6-й не показано, 9-й в девятый час. После вечерни исходим в притвор, поюще обычные стихиры храма, читается обычная молитва исхождения и поминаются усопшие; о литии в студийском нет. Павечерница в студийском изложена очень кратко, в иерусалимском очень пространно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

На великой вечерни, слава и ныне, гл. 6: «Послан бысть с небесе». Имеется во всех ирмологах, кроме ирмолога 1674 г., – знаменного распева с фитой, поставленной в скобках. В «Праздниках» Синод. издания (л. 88 об.) стихира эта распета иначе – пространным видом знаменного распева и отличается обилием фитных украшений. В ирм. Головни (л. 316 об.) имеются стихиры: а) «Совет превечный», б) «Являешимися яко человек» и в) «Бог иде жн хощет»; распеты во глас 6-й, напевом силлабического склада неизвестного распева (но не знаменного). Тоже и у г. Малашкина (ор. 47, стр. 61). У г. Малашкина (ор. 47, стр. 61–65) имеются еще песнопения «Бог Господь» обычного краткого напева с тропарем: «Днесь спасения нашего главизна»; Седален по 2-й кафизме «Великий воевода» – болгар. Распева гл. 1, на подобен «Гроб Твой»; по 3-й кафизме «Днесь всяка тварь», во гл. 3 болгарского же распева, на подобен «Красота девства»; седал. По полиелеи: «Гавриил с небесе», во гл. 4-й болгар. Распева, на подобен «Удивися Иосиф» и слава и ныне: «Послан бысть Гавриил» – того же напева. Величание: «Архангельский глас» – киевского распева, как и в Синод. Обих. (л. 63); но напев этот буквально сходен с знаменным (см. Син. Обих. л. 51 об.). Имеется в ирмол. 1700, 1674 и 1709 г. Тот же напев, несколько иной редакции, изложен в ирм. Головни (л. 317) и у. Малашкина (ор. 47). У г. Малашкина изложены ирмосы, пп. 6,8 и 9 знаменного распева, видоизмененной редакции (ор. 47, стр. 6) и «Отверзу уста моя» (ор. 49) – краткого обычного напева. Припев на 9-й песни канона: «Благовествуй земле», в ирмол.1700, 1674, 1709г., а равно в ирм. Головни (л. 317 об.) и у Малашкина (ор. 47, стр. 67) знаменного распева, как в Синод. ирмологе 1833 г. (л.166 об.), но несколько иной редакции. В страстную седмицу В великий понедельник, вместо троична, гл. 2-й (а по ирм. 1652 г. гл. 8-й): «Се жених грядет». Того же киевского распева, который изложен и в Синод. Обиходе (л. 179 об.), но несколько иной редакции и с украшенным окончанием. Не имеется только в ирм.1700 г. Тоже в ирм. Головни (л. 314) и у. Малашкина (ор. 50, стр.3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

1519 Богородичен 9-й песни канона, седален по 3-й песни канона, в Неделю Святой Пятидесятницы на утрене. – Триодь цветная. Ср.: «Служба и акафист Пресвятой Троице». СПб., 1887. С. 10. 1520 Молитвы Отцу, Сыну Божию и Святому Духу. См.: «Служба и акафист Пресвятой Троице». СПб., 1887. С. 63–74. 1522 2-й трипеснец, троичен 8-й песни канона, в среду ваий на утрене. – Триодь постная; Троичен 3-й и 5-й песней 2-го канона, в среду преполовения на утрене, 7-я стихира на «Господи, воззвах» в субботу седьмой седмицы по Пасхе вечера. – Триодь цветная. 1525 Троичен 9-й песни, 2-й трипеснец третьей седмицы Великого поста на утрене; 7-й тропарь 2-й песни, 2-й трипеснец, в понедель­ник Страстной седмицы на повечерии. – Триодь постная. 1526 Троичен 1-го гласа на утрене перед кафизмами. – Триодь постная; 1-й тропарь 9-й песни канона Святой Троице, в Неделю утра на полунощнице. – Октоих, глас 7. 1528 2-й трипеснец, троичен 5-й песни, в пяток утра третьей седми­цы Великого поста; 2-й четверопеснец, троичен 9-й песни, в суббо­ту третьей седмицы Великого поста, на утрене. – Триодь постная. 1530 Троичны 3-й, 9-й песней канона в Неделю мясопустную на утрене; Троичен 8-й песни, трипеснец в понедельник сырный на утрене; Седален по 2-м стихословии, во вторник сырный на утрене; Троичен 3-й и 8-й песней канона св. Андрея Критского , в понедель­ник первой седмицы Великого поста, на повечерии; Седален по 2-м стихословии, во вторник сырный, на утрене. – Триодь постная. 1531 Тропарь мертвых на «Слава» по 17-й кафизме, в субботу мясо­пустную, на утрене. – Триодь постная; Троичен 2-й песни канона св. Андрея Критского , в четверг первой седмицы Великого поста, на повечерии; Трипеснец, троичен 5-й песни, в пяток утра первой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, троичен 1-й песни, в по­недельник второй седмицы Великого поста, на утрене; Троичен 9-й песни, 2-й четверопеснец, в субботу утра четвертой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, троичен 8-й песни, в понедельник утра пятой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, 8-й тропарь 9-й песни канона св. Андрея Критского , в понедельник Страстной седмицы, на повечерии. – Триодь постная.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

По 1-й кафизме: седальны Октоиха. По 2-й и З-й кафизмах: седальны Триоди. Канон Минеи и трипеснцы Триоди: 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5-я песнь поется подобно 1-й в понедельник: стихословится библейская песнь, и после стиха «Зависть приимет люди ненаказанныя» певцы поют ирмос 5-й песни из Минеи и стих – «Господи, Боже наш». Чтец – тропарь канона святого. Певцы – «Господи, Боже наш, стяжи ны». Чтец – тропарь из Минеи. Певцы – «Мертвии же живота не имут». Чтец – тропарь из Минеи. Певцы – «Сего ради навел еси». Чтец – тропарь. Певцы – «Приложи им зла, Господи». Чтец – Богородичен. Певцы – «Господи, в скорби». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца. Певцы – «И яко болящая». Чтец – 2-й тропарь трипеснца. Певцы – «Страха ради Твоего». Чтец – 3-й тропарь трипеснца. Певцы – «Не падем». Чтец – Богородичен. Певцы – «Воскрéснут мертвии». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца. Певцы – «Роса бо, яже от Тебе». Чтец – 2-й тропарь трипеснца. Певцы – «Слава». Чтец – Троичен. Певцы – «И ныне». Чтец – Богородичен. Певцы – «Слава Тебе, Боже наш». Чтец – последний тропарь. Певцы – ирмос 5-й песни трипеснца – на катавасию. Остальные песни (6–9-я) стихословятся так же, как в понедельник. Конец первого светильна – «Силою, Господи, Креста Твоего и спаси мя». На стиховне – стихиры Триоди, глас 8-й. Чтец – «Благо есть». И прочее последование утрени. 1-й и 9-й часы по пяткам во всю Четыредесятницу без кафизмы. На вечерне, на «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди стихира 1-я (дважды), мученичны Октоиха гласа – 4 и святого Феодора, глас 2-й (писаны в Триоди на ряду) 4, «Слава» – святого Феодора, «И ныне» – догматик рядового гласа. Вход с кадилом. «Свете Тихий». Паримии и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. По заамвонной молитве сразу читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою», а иерей с диаконом идут к уготованному посреди храма столу, на котором стоит блюдо с коливом. По прочтении псалма – «Бог Господь», тропарь святого Феодора Тирона, глас 2-й: «Вéлия веры исправления! Во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор рáдовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесéся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   На утрени – конец первого Троична – «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи».    По 1-й кафизме: седальны Октоиха. По 2-й и З-й кафизмах: седальны Триоди.    Канон Минеи и трипеснцы Триоди: 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник.    5-я песнь поется подобно 1-й в понедельник: стихословится библейская песнь, и после стиха «Зависть приимет люди ненаказанныя» певцы поют ирмос 5-й песни из Минеи и стих – «Господи, Боже наш». Чтец – тропарь канона святого. Певцы – «Господи, Боже наш, стяжи ны». Чтец – тропарь из Минеи. Певцы – «Мертвии же живота не имут». Чтец – тропарь из Минеи. Певцы – «Сего ради навел еси». Чтец – тропарь. Певцы – «Приложи им зла, Господи». Чтец – Богородичен. Певцы – «Господи, в скорби». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца. Певцы – «И яко болящая». Чтец – 2-й тропарь трипеснца. Певцы – «Страха ради Твоего». Чтец – 3-й тропарь трипеснца. Певцы – «Не падем». Чтец – Богородичен. Певцы – «Воскреснут мертвии». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца. Певцы – «Роса бо, яже от Тебе». Чтец – 2-й тропарь трипеснца. Певцы – «Слава». Чтец – Троичен. Певцы – «И ныне». Чтец – Богородичен. Певцы – «Слава Тебе, Боже наш». Чтец – последний тропарь. Певцы – ирмос 5-й песни трипеснца – на катавасию.    Остальные песни (6—9-я) стихословятся так же, как в понедельник.    Конец первого светильна – «Силою, Господи, Креста Твоего и спаси мя». На стиховне – стихиры Триоди, глас 8-й. Чтец – «Благо есть». И прочее последование утрени.    1-й и 9-й часы по пяткам во всю Четыредесятницу без кафизмы.    На вечерне, на «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди стихира 1-я (дважды), мученичны Октоиха гласа – 4 и святого Феодора, глас 2-й (писаны в Триоди на ряду) 4, «Слава» – святого Феодора, «И ныне» – догматик рядового гласа. Вход с кадилом. «Свете Тихий». Паримии и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. По заамвонной молитве сразу читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою», а иерей с диаконом идут к уготованному посреди храма столу, на котором стоит блюдо с коливом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Двенадцатая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в Великий понедельник. Обозревая эту главу, находим, что общий ход и порядок богослужения в этом случае такие же, какие в 3 марк. гл. указаны для понедельника 4, 5 и 6 седм. Великого поста. Но здесь в состав великой вечерни накануне праздника входят молитвословия троякого рода: а) праздника Благовещения, б) Ваий и г) дневные из Триоди. В частности, на вечерни: Блажен муж – 1-й антиф.; прокимен дня; паремии праздника 3; в литийных стихирах Слава, и ныне, Благовествует Гавриил..., как, впрочем, и там. На утрени кафизм три и малая ектения по 3-й кафизме (это потому, что только после неё положены седальны праздника, тогда как после первых двух дневные). Степенна, евангелие и стихира так же, как и там. Дневное евангелие при празднике Благовещения оставляется, как в понедельник, так и во вторник, среду и четверток Страстной седмицы. Канон поется праздника с ирмосом на 14, ирмос по 2; а в тех песнях, в которых есть трипеснец, канон праздника с ирмосом на 6, ирмос по 2, и трипеснец на 8. Катавасия – праздника; но в тех песнях, где есть трипеснец, катавасия Триоди. На 9 песни припев праздника, а к тропарям трипеснца: Слава тебе, Боже наш, слава тебе; в конце – ирмос Триоди, припев праздн. и ирмос: Яко одушевленному... Пред хвалитными стихирами, следуя указанию основной благовещенской главы, надо петь: Всякое дыхание...; после хвалитных стихир и песнопения на И ныне, должно возглашать: Слава тебе, показавшему нам свет, и читать (а не петь) славословие великое; утреню следует оканчивать так, как показано в основной благовещенской главе. На 1 и 9 час, во всю Страстную седмицу кафизмы нет; на 3 и 6 есть и в понед., и во вторник, и в среду; кроме того, во все эти три дня на 3, 6 и 9 часах читается евангелие, а на 6 часе еще паремия; в конце 1, 3, 6 и 9 час. после Честнейшую 3 великих поклона (сравн. 35 хр. гл. л. 420). К 9 часу присоединяются блаженны просто без пения и другие молитвословия изобразительных. Об окончании изобразительных и начале вечерни этого дня сказано так: „И поклоны 3 великие и молитва Всесвятая Троице и абие Приидите поклонимся 3 и поем вечерню без поклонов и без кафизмы“; но это не то означает, что вслед за молитвой Всесвятая Троице надобно читать: Приидите поклонимся, а то, что, окончив изобразительны молитвою Всесвятая Троице, тотчас без отпуста и без выхода из храма, следует начинать вечерню; начинать же ее надобно так, как всегда она начинается, когда соединяется с литургией, т. е. возгласом: Благословенно царство…, за которым следует: Приидите поклонимся... На вечерни читать паремий четыре: 2 дневные и 2 праздника, и т. д. На литургии Златоустаго апостол один праздника, а евангелий два – праздника и дневное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Таже, Свете тихий: Прокимен, и чтение Триоди, дне. На стиховне дне Триоди. По Ныне отпущаеши: и по Отче наш: Тропарь, Богородице Дево, радуйся: и прочее по постному. По Честнейшую: и по поклонех глаголем трисвятое. Господи, помилуй, 12. Всесвятая Троице: Таже, Буди Имя Господне: и 3 поклоны. И Благословлю Господа: Достойно есть: И отпуст. На отпусте же поминает наставшаго святаго. По отпусте же входим в трапезу, и ядим два варения с елеем, и пием вино. В среду же и пяток ядим два варения без елея и пием вино. Аще ли случится 40 мучеников во един от дней постных, поем службу их сице: На часех по Ослаби, остави: и по Отче наш: кондаки по уставу. Таже, Господи, помилуй, 40. Слава, и ныне, Честнейшую Херувим: И по поклонех глаголем трисвятое. Господи, помилуй, 12, и Всесвятая Троице: и абие начинаем вечерню и обычную кафизму, глаголются же ектении малыя по коемждо антифоне. На Господи, воззвах: стихиры на 10, самогласен дне, дважды, и мученичен, и подобен Триоди, 3, и мучеников, 4. Слава, мучеников. И ныне: Прейде сень законная: Вход. Таже прокимен, и чтения дне, и мучеников чтения 3. Таже поем: Да исправится молитва моя: и 3 поклоны, и поряду Литургия преждесвященная. А идеже не будет преждесвященныя, по Ослаби, остави: и по поклонех великих, чтец глаголет: Приидите, поклонимся: трижды, и поклоны 3. Таже псалом: Благослови, душе моя, Господа: И поем вечерню без поклонов. По обычной кафизме стихиры на 6, Триоди подобны, 3, и мучеников, 3. Слава, мучеников, И ныне, Богородичен воскресен. Вход и Свете тихий: Прокимен, и чтения дне, и мучеников; и абие, Сподоби, Господи: Таже, Исполним вечернюю молитву: На стиховне Триоди. Слава, мучеников. И ныне, Богородичен по гласу. Ныне отпущаеши: По трисвятом тропарь мучеников. Слава, и ныне: Гавриилу вещавшу: ектения: Помилуй нас, Боже: Посем 3 поклоны великия и молитва: Всесвятая Троице: и Благословлю Господа: Достойно есть: и отпуст. Повечерие поем великое без поклонов. По 1-м трисвятом тропарь мучеников. Слава, и ныне, Богородичен воскресен, по гласу. По 2-м трисвятом тропари обычныя: Помилуй нас. Господи: По Достойно: и по трисвятом кондак мучеников. Господи сил, с нами буди: не поем. По Честнейшую: 3 поклоны великия. Трисвятаго же не глаголем, а отпуст малый. Полунощницу же поем по обычаю с кафизмою, якоже предписася в понедельник 2-я недели поста. Такожде и утреню, и всю службу мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Начинается она так же, как и обычная вседневная с той лишь особенностью, что в начале перед псалмами читается не только « Приидите поклонимся», а « Святый Боже» по « Отче наш». Вместо « Бог Господь», поется « Аллилуиа» гласа, а вместо тропаря святому — « Троичны гласа», помещаемые в конце Триоди с припевом к первому троичну, который меняется в зависимости от дня седмицы. Стихословятся, большей частью, по три кафизмы, Седальны по 1–ой кафизме Октоиха, а по 2–ой и 3–ей Триоди. После 50–го псалма читается иереем на амвоне перед иконою Спасителя молитва « Спаси, Боже люди твоя» (та же, что и на всенощном бдении). Самой главной отличительной особенностью великопостной утрени является то, что на каноне стихословятся Песни Священного Писания, с которыми соединяются ирмосы и тропари канона Минеи и трипеснца Триоди. Октоих в будничные дни поста вовсе не поется. Полностью стихословятся лишь те три песни Священного Писания, которым отвечают соответствующие песни трипеснца Триоди. Восьмая и девятая песнь стихословятся всегда, а первые песни стихословятся по порядку: в понедельник 1–ая песнь, во вторник — 2–ая, в среду — 3–ья, в четверток — 4–ая и в пяток — 5–ая. В остальных песнях стихословятся только последние стихи каждой песни, которые служат как бы припевами к тропарям. Порядок этого стихословия, как указывает Типикон, следующий: После молитвы иерея: « Спаси, Боже, люди Твоя» и возгласа: « Милостию и щедротами…» Начинаем: « Господеви поем:» на глас канона Минеи дне святого: и глаголют стихи песней скоро, кийждо лик свой стих, дондеже достигнут до «Огустеша», и от того начинают стихи держати на 14: и поем Минеи со ирмосом на 6. Поем же сице: Первый лик глаголет стих: « Огустеша» и поет ирмос. Второй же лик глаголет второй стих: « Рече враг:» и по нем тропарь канона (святого из Минеи). И по ряду стихи, по ликом, до « Тогда потщашася:» от стиха же « Тогда потщашася»: начинаем трипеснец господина Иосифа на 4. На « Господь же царствуяй:» поем другой трипеснец господина Феодора Студита, и поет един лик тропарь. Другой же лик второй стих и тропарь. Посем соединившимся двум ликом, поют: « Слава», Троичен, высшим гласом: « И ныне», Богородичен. Таже глаголем высочайшим гласом: « Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и поем иный тропарь господина Феодора: понеже бо по пяти тропарей имать песнь. Последи же глаголем Катавасию — ирмос второго канона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Великопостная утреня    Начинается она так же, как и обычная вседневная с той лишь особенностью, что в начале перед псалмами читается не только «Приидите поклонимся», а «Святый Боже» по «Отче наш». Вместо «Бог Господь», поется «Аллилуиа» гласа, а вместо тропаря святому — «Троичны гласа», помещаемые в конце Триоди с припевом к первому троичну, который меняется в зависимости от дня седмицы. Стихословятся, большей частью, по три кафизмы, Седальны по 1-ой кафизме Октоиха, а по 2-ой и 3-ей Триоди. После 50-го псалма читается иереем на амвоне перед иконою Спасителя молитва «Спаси, Боже люди твоя» (та же, что и на всенощном бдении).    Самой главной отличительной особенностью великопостной утрени является то, что на каноне стихословятся Песни Священного Писания, с которыми соединяются ирмосы и тропари канона Минеи и трипеснца Триоди. Октоих в будничные дни поста вовсе не поется. Полностью стихословятся лишь те три песни Священного Писания, которым отвечают соответствующие песни трипеснца Триоди. Восьмая и девятая песнь стихословятся всегда, а первые песни стихословятся по порядку: в понедельник 1-ая песнь, во вторник — 2-ая, в среду — 3-ья, в четверток — 4-ая и в пяток — 5-ая. В остальных песнях стихословятся только последние стихи каждой песни, которые служат как бы припевами к тропарям.    Порядок этого стихословия, как указывает Типикон, следующий: После молитвы иерея: «Спаси, Боже, люди Твоя» и возгласа: «Милостию и щедротами…» Начинаем: «Господеви поем:» на глас канона Минеи дне святого: и глаголют стихи песней скоро, кийждо лик свой стих, дондеже достигнут до «Огустеша», и от того начинают стихи держати на 14: и поем Минеи со ирмосом на 6. Поем же сице: Первый лик глаголет стих: «Огустеша» и поет ирмос. Второй же лик глаголет второй стих: «Рече враг:» и по нем тропарь канона (святого из Минеи). И по ряду стихи, по ликом, до «Тогда потщашася:» от стиха же «Тогда потщашася»: начинаем трипеснец господина Иосифа на 4. На «Господь же царствуяй:» поем другой трипеснец господина Феодора Студита, и поет един лик тропарь. Другой же лик второй стих и тропарь. Посем соединившимся двум ликом, поют: «Слава», Троичен, высшим гласом: «И ныне», Богородичен. Таже глаголем высочайшим гласом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и поем иный тропарь господина Феодора: понеже бо по пяти тропарей имать песнь. Последи же глаголем Катавасию — ирмос второго канона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

336 В Типиконе (послед. 30 января и 24 февраля, аще случится в понедельник сырной седмицы) сказано, что «на эти праздники в неделю вечера поем: «Блажен муж», 1-й антифон. В прочие же дни седмицы сырные глаголется кафизма рядовая». Но сказанное здесь о кафизме рядовой относится только к вечерне на вторник и четверток; ибо указанные праздники не празднуются в среду и пяток сырные, а переносятся на вторник или четверток (Тип., там же). На субботу же, если в оную случатся эти праздники, поется: «Блажен муж» (Тип., 24 февр., аще в субботу сырную). 337 На 13-е сентября и на день Преполовения хотя положены великия вечерни, но на них назначены обычные кафизмы, а не 1-й антифон 1-й кафизмы. 338 В последовании на 14-е сентября сказано: «На велицей вечерни в субботу поем «Блажен муж», кафизму всю; аще в неделю вечера: «Блажен муж», 1-й антифон; аще в ин день, стихология, не бывает, но по обычном псалме поем: «Господи, воззвах». 339 В последовании на 8-е сентября сказано, что «кафизма не глаголется на вечерни (в воскресение), труда ради бденного, сице убо творим и на всяк праздник, егда бывает бдение». И в последовании 15-го сентября сказано, что в день Воздвижения в «вечер кафизмы не глаголем, труда ради бденнаго». Впрочем, так бывает, кроме субботы; ибо хотя и было бы бдение на субботу, в субботу на воскресение неотменно бывает 1-я кафизма (см. выше). В Типиконе, в последовании 16 августа, аще в неделю, «после» бдения на субботу (на праздник Успения) положена кафизма. 340 Об ектениях вообще следует заметить, что они положены на более торжественных службах, каковы: вечерня, утреня, литургия (а не на повечерии, полунощнице, часах), и на этих службах они бывают чаще в дни праздничные, например, на утрени в праздники есть ектении между кафизмами, а в дни непраздничные их не бывает. В дни же поста и некоторые из положенных на вседневной вечерне и утрени ектений опускаются и заменяются чтением «Господи, помилуй», 40 раз (например, в конце утрени). 341 Или: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати» (Тип., гл. 2: Служебн., литург. прежд. Даров). Возгласы после малых ектений в великую субботу на утрени при «Непорочны», и на утрени в день Пасхи, находятся в Триодях или в особых изданиях этих служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010