Начало воскресных ипакои в Успенском (Троицком) Кондакаре. 1207 г. (ГИМ. Усп. 9. Л. 171) Начало воскресных ипакои в Успенском (Троицком) Кондакаре. 1207 г. (ГИМ. Усп. 9. Л. 171) На Рождество Христово и на его отдание по 1-й и 2-й кафизмах пелись И. «      ()  » 8-го гласа и «    » 5-го гласа с богородичнами (Л. 113 об., 121). На Богоявление и на его отдание по кафизмах указаны И. «      » 1-го гласа и «  ()  ()» 4-го гласа с богородичнами (Л. 127); при совпадении отдания праздника с воскресным днем по 1-й кафизме пелся воскресный И., а по 2-й кафизме - 2-й И. праздника (Л. 132 об.). На значимый для студийской традиции праздник прп. Феодора Студита (11 нояб.) по кафизмах указано пение «    » И. святого 8-го гласа «    » и «      » с богородичнами (Л. 93). В Лазареву субботу и в Неделю ваий по 1-й кафизме пелись И. («    » 2-го гласа и «        » 6-го гласа соответственно), а по 2-й кафизме - седален праздника (Л. 19, 20 об.). Такое же распределение гимнов на Введение во храм Пресв. Богородицы (по 1-й кафизме - И. «  ()    » 4-го гласа - Л. 98) и на Сретение Господне (по 1-й кафизме - И. «        » 2-го гласа - Л. 141 об.). На Благовещение И. также пелся только по 1-й кафизме («        » 8-го гласа), по 2-й кафизме указан тропарь дня (Л. 150 об.), а при совпадении с Лазаревой субботой, Неделей ваий, Великим понедельником или Великим четвергом - И. дня (Л. 154, 155, 156, 157 об.). В описании службы Успения Пресв. Богородицы гимн по непорочнах «        » 8-го гласа назван катавасией (Л. 190; в совр. Минеях тот же гимн помещен по 3-й песни канона и носит название И.). И. по 3-й песни канона встречаются гораздо реже, чем по кафизмах. В пасхальной службе по 3-й песни канона содержится тот же гимн, что и в совр. книгах,- «          » 4-го гласа (Л. 37). На память VII Вселенского Собора «о святых иконах и память святаго Феофана, творца канонов» (11 окт.) по 3-й песни указано пение «  ()          ()        » (Л. 86). В предпразднство (24 дек.) и попразднство (30 дек.) Рождества Христова по 3-й песни назначено пение И. «    » 8-го гласа (Л. 112, 121; в совр. Минее - седален по 2-й кафизме «    »).

http://pravenc.ru/text/ипакои.html

Аще ли случится триех святителей в субботу мясопустную и поем службу их в пяток, прежде, во всем непременно. ЗРИ Аще ли случится триех святителей в понедельник, или во вторник, или в четверток сырныя недели: В неделю вечера поем Блажен муж: 1-й антифон (в прочия же дни сырныя седмицы глаголем кафизму рядовую). На Господи, воззвах: стихиры святых на 6, Слава, святых. И ныне, Богородичен 1-й по гласу самогласна святых. Вход, прокимен дне, и чтение святых, и ектении. На стиховне Триоди самогласен дне, дважды, и мученичен, припевы же глаголем обычныя: К Тебе возведох: Слава, святых. И ныне, Богородичен воскресен. По Ныне отпущаеши: и по трисвятом, тропарь святых. Слава, и ныне, Богородичен и отпуст. На повечерии по Достойно: и по трисвятом, кондак святых. ЗРИ Аще же память сих триех святителей случится в четверток сырныя недели, тогда в среду на часех по Ослаби, остави: и по поклонех бывает звон во вся, по обычаю. И абие глаголем: Приидите, поклонимся: трижды, и псалом обычный, и ектения, и стихиры, по предписанному. По входе прокимен паремии дне и паремия Триоди, и по ней прокимен: Да уповает Израиль на Господа : Таже паремии святых. Потом Сподбои, Господи: На стиховне Триоди самогласен дне, дважды, и мученичен. Слава, святых: И ныне, Богородичен. По Ныне отпущаеши: по Отче наш: тропарь святых, и ектения, и три великия поклоны. Таже, Всесвятая Троице: и Буди Имя Господне: трижды, и псалом 33. Достойно есть: И отпуст. И входим в трапезу, и разрешаем на сыр и яица. На утрени: На Бог Господь: тропарь святых, дважды. Слава, и ныне, Богородичен. По 1-й кафизме седален Триоди, дважды, писан по 2-й кафизме. Слава, и ныне, Богородичен его и чтение дне. По 2-й кафизме седальны святых оба, по единожды. Слава, и ныне, Богородичен втораго седальна. Перваго же седальна Богородичен оставляется, и чтение дне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сице поется – осмая, и девятая песни (в таком же порядке, как выше указано петь первую песнь). Третию же песнь поем сице: Глаголет первый лик стих: «Господь взыде на небеса:» и тропарь канона Минеи. Второй лик, стих: «И даст крепость царю». И второй тропарь канона Минеи. Таже, первый лик – Слава, и второй лик – и ныне, с тропари канона. И поет первый лик ирмос Минеи третия песни, последи канона. Сим образом поем и шестую песнь. Четвертую же и пятую и седьмую песнь сице поем. Глаголи первее ирмос канона минеи, таже конечные два стиха песни поем к тропарем канона, и Слава, и и ныне. Ирмосом же не покрываем песни, зане ирмос глаголется прежде песни, поются же ирмосы Минеи по каноне токмо по третией и шестой песни, занеже у тех песней первее ирмос не поется. В прочие же дни седмицы, кроме понедельника, тако поется и 1-ая песнь, яко же указася о четвертой и пятой песнех. А в коих песнех будет трипеснец, поется последи канона катавасия – ирмос трипеснца, яко же выше изъявися. В настоящее время все это несколько упрощается тем, что не бывает пения на два лика, песни не поются на глас, а просто стихословятся речитативом или даже читаются; читаются и тропари канона, а поются только ирмосы и катавасия. Важно помнить, что в третьей и шестой песнях ирмос не поется в начале песни, как обычно, а им покрывается песнь, то есть он поется в заключение всей песни. В тех же случаях, когда в данной песни имеется трипеснец, то покрывает данную песнь ирмос трипеснца из Триоди. Надо знать также, что по 1-ой кафизме глаголются седальны умилительны Осмогласника, то есть Октоиха. Они собраны все в конце Триоди постной, так что к Октоиху обращаться не нужно. По 2-ой и 3-ей кафизмах – седальны Триоди, указанные на ряду. По 3-ей песни канона и малой ектении следует седален святого из Минеи. По 6-ой песни и малой ектении – седален мученичен. Они также указаны все в конце Триоди постной. «Аще же имать святый кондак, глаголем его зде», то есть по 6-ой песни канона, мученичен же глаголем по 1-ой кафизме, с седальны, с припевом: «Дивен Бог во святых Своих», по 9-ой песни поется: «Достойно есть» и поклон до земли, затем малая ектения и Светилен Троичен гласа трижды. Эти светильны собраны тоже в конце Триоди; к первому заключительные слова меняются в зависимости от дня седмицы на подобие того, как это у Троичнов гласа по «Аллилуиа». Далее следуют обычные три Хвалитных псалма утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Аще ли случится обретение честныя главы Иоанна Предтечи в субботу мясопустную: Поется праздник Предтечев весь, прежде в пяток мясопустный непременно. Аще ли случится обретение честныя главы Иоанна Предтечи в понедельник или во вторник сырныя недели: В вечер поем Блажен муж: 1-й антифон. В прочия же дни седмицы сырныя глаголется кафизма рядовая. На Господи, воззвах: стихиры Предтечи, на 6. Слава, Предтечи. И ныне, Богородичен воскресен, в тойже глас. Прокимен дне и паремии Предтечи. На стиховне Триоди самогласен дне дважды: и мученичен. Слава, Предтечи: И ныне, Богородичен: Тропарь Предтечи: Слава, и ныне, Богородичен воскресен, и ектения. На утрени, на Бог Господь: тропарь Предтечи, дважды. Слава, и ныне, Богородичен. И обычныя кафизмы. По 1-й кафизме седален Триоди и чтение дне. По 2-й кафизме седальны Предтечи оба: и чтение Предтечи. Полиелей и седален Предтечи, дважды, и Богородичен его, и чтение Предтечи. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Предтечи, Всякое дыхание: Евангелие Предтечи. Таже псалом 50. Стихира Предтечи. Канон Богородицы со ирмосом на 6: и Предтечи на 8. Катавасия: Отверзу уста моя: А идеже трипеснец, и поем канон Предтечи со ирмосом на 6, и Триоди на 8. По 3-й песни седален Предтечи, дважды. Слава, и ныне, Богородичен. И чтение Предтечи. По 6-й песни кондак Предтечи, и икос, и пролог. По 9-й песни светилен Предтечи дважды. Слава, и ныне, Богородичен его. На хвалитех стихиры Предтечи на 4. Слава, Предтечи, И ныне, Богородичен. На стиховне Триоди самогласен дне дважды, и мученичен. Слава, Предтечи: Яже первее на блюде: И ныне, Богородичен. И прочая обычная, и отпуст. И час 1-й, тропарь Предтечи и по трисвятом кондак его. Такожде и на прочих часех. На Литургии: Блаженны Предтечи, песни 3-я и 6-я. Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие и причастен дне и Предтечи. Аще ли случится обретение честныя главы Иоанна Предтечи в среду сырныя седмицы, и поем службу всю Предтечи вечер и утро во вторник сырныя недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Сице поется — осмая, и девятая песни (в таком же порядке, как выше указано петь первую песнь).    Третию же песнь поем сице: Глаголет первый лик стих: «Господь взыде на небеса:» и тропарь канона Минеи. Второй лик, стих: «И даст крепость царю». И второй тропарь канона Минеи. Таже, первый лик — Слава, и второй лик — и ныне, с тропари канона. И поет первый лик ирмос Минеи третия песни, последи канона.    Сим образом поем и шестую песнь.    Четвертую же и пятую и седьмую песнь сице поем. Глаголи первее ирмос канона минеи, таже конечные два стиха песни поем к тропарем канона, и Слава, и и ныне. Ирмосом же не покрываем песни, зане ирмос глаголется прежде песни, поются же ирмосы Минеи по каноне токмо по третией и шестой песни, занеже у тех песней первее ирмос не поется.    В прочие же дни седмицы, кроме понедельника, тако поется и 1-ая песнь, яко же указася о четвертой и пятой песнех. А в коих песнех будет трипеснец, поется последи канона катавасия — ирмос трипеснца, яко же выше изъявися.    В настоящее время все это несколько упрощается тем, что не бывает пения на два лика, песни не поются на глас, а просто стихословятся речитативом или даже читаются; читаются и тропари канона, а поются только ирмосы и катавасия. Важно помнить, что в третьей и шестой песнях ирмос не поется в начале песни, как обычно, а им покрывается песнь, то есть он поется в заключение всей песни. В тех же случаях, когда в данной песни имеется трипеснец, то покрывает данную песнь ирмос трипеснца из Триоди.    Надо знать также, что по 1-ой кафизме глаголются седальны умилительны Осмогласника, то есть Октоиха. Они собраны все в конце Триоди постной, так что к Октоиху обращаться не нужно. По 2-ой и 3-ей кафизмах — седальны Триоди, указанные на ряду. По 3-ей песни канона и малой ектении следует седален святого из Минеи. По 6-ой песни и малой ектении — седален мученичен. Они также указаны все в конце Триоди постной. «Аще же имать святый кондак, глаголем его зде», то есть по 6-ой песни канона, мученичен же глаголем по 1-ой кафизме, с седальны, с припевом: «Дивен Бог во святых Своих», по 9-ой песни поется: «Достойно есть» и поклон до земли, затем малая ектения и Светилен Троичен гласа трижды. Эти светильны собраны тоже в конце Триоди; к первому заключительные слова меняются в зависимости от дня седмицы на подобие того, как это у Троичнов гласа по «Аллилуиа». Далее следуют обычные три Хвалитных псалма утрени.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

В понедельник на утрене. Седален по 2-й кафизме, гл. 2: Поста божественным 88 начатком 89 умиление стяжим, от души вопиюще: Владыко Христе, молитву нашу приими, яко избранное кадило, и избави нас, молимся, злосмрадныя тли 90 и муки страшный, яко един сый Благоуветливый. В первый святой день поста проникнемся умилением, от души восклицая: Владыка Христос! прими нашу молитву, как лучший фимиам, и избавь нас, молимся, от злой погибели и страшного мучения, ибо Ты – единый легко умилостивляемый. На стиховне стихира, гл. 5: Прииде пост, мати 91 целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков, вернии, возопиим: Боже, помилуй нас. Пришел пост, мать целомудрия, обличитель греха, помощник покаяния, образ жизни Ангелов и спасение людям. Верующие, воскликнем: Боже, спаси нас! На великом повечерии, ирмосы великого канона, гл. 6 [Св. Андрея Критского ]. 1. Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мои Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися. Он сделался мне помощником и покровителем ко спасению. Это–Бог мой, и я прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. 2. Вонми, небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго. Внимай, небо: я начну говорить и воспевать Христа, родившегося От Девы и пришедшего во плоти. Видите, видети, яко Аз есмь Бог, манну одождивый, и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою, и крепостию Моею. Смотрите, смотрите! вот Я– Бог, в древние времена манну с неба дождем ниспославший и воду из скалы в пустыне источивший народу Моему одною мощью десницы Моей. 3. На недвижимом, Христе, камени заповедий Твоих, утверди мое помышление. На непоколебимой скале заповедей Твоих утверди, Христе, мысли мои. Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое, яко Един свят еси и Господь. Утверди, Господи, на Скале заповедей Твоих поколебавшееся сердце мое; ибо Ты един Святой и Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

После этого обратим внимание на слова Владимира Мономаха : «с день, иже створи Господь, възрадуемся и възвеселимся во нь ( Пс.117:24 ), яко Господь избавил ны есть от враг наших (пс. 135,24) и покори врагы наша (срв. Пс.46:4 ), и скруши главы змиевые, и дал еси сих брашно людем (пс. 73,14 ефиопским) Русьскым». Заметим при этом, 1) что стих 24 пс. 117 состоит в числе стихов, поющихся на Пасхе, 2) что 117 пс. принадлежит 16-й кафизме, 135-й – 19-й, 73-й – 10-й, 3) что па 5-й неделе положено читать в понедельник на вечерни кафизму 10, во вторник на часах 15, 16, 18; на вечерни 19; [в среду на часах 4, 5, 6 (в состав 6-й входит 46 пс.)]. Припомним в Поучении: «и церковнаго наряда и службы сам есм призирал». Не произнёс ли этот «призиратель церковного наряда и службы» своих слов под влиянием только что прочитанного или прослушанноговедь он «дар си от Бога прия, да егда в церковь внидяшеть и слыша пение, и абы слезы испущашеть и тако молбы ко Владыце Христу со слезами воспущаше?» Если да, то это могло быть всего скорее в 1109 году после вечерни 6-го апреля. Тогда не попало ли это описание похода в летопись из предполагаемого нами труда Мономаха о войнах половецких, где подобно греческим историкам он вёл речь без отметки годов, несколько не на свое место? Ипатская летопись впрочем знает в 1109 году о походе на половцев, предпринятом Мономахом, но исключает его личное участие: «месяца декабря в 2 день Дмитр Иворович взя вежи половецкие у Дона, – 1000 вежь взя, – послани Володимером князем». Об этом походе 2 декабря кроме того едва-ли можно сказать, что он совершён «пришед из Ростова», он скорее подготовлен был весенним походом. Чтобы покончить с годами, обратимся ещё к вводной в перечень походов фразе: а се вы повдаю, дти мо трудъ свои, же с єсмь тружалъ, пути д и ловы гі. л«. Понимать их, как хочет понимать М. П. Погодин, нет никакого, ровно никакого, основания: ни с, ни ти (те) здесь нет, а потому это не может быть ни «с 13 лет», ни « трьх на десяте (ти) лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

На часех тропарь Предтечи. Слава, Феодора: И ныне, Богородичен часов. Кондаки же глаголем пременяюще. На Литургии: Блаженны Предтечи, песнь 3-я, на 4, и Феодора песнь 6-я, на 4. По входе тропарь Предтечи, и Феодора, и кондак его: Слава, Предтечи: И ныне, Богородицы храма, или Предстательство христиан: Прокимен, аллилуия, и причастен Предтечи, и Феодора един. Апостол же и Евангелие прежде субботы, и Феодора под зачало. Таже, Предтечи. Аще ли случится обретение честный главы Иоанна Предтечи в 1-ю неделю постов: И поется служба его, якоже указано в неделю 3-ю постов, кроме поклонения Креста, точию на литии. Слава, Предтечи, писана на Господи, воззвах: И ныне, Триоди. На стиховне, Слава, Предтечи: И ныне, Триоди. На Бог Господь: тропарь воскресен, дважды. Слава, Предтечи: И ныне, Пречистому Твоему образу: Катавасия Триоди. Аще ли случится обретение честныя главы Предтечи в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов: В неделю вечера поем Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 10: Триоди дне на 4, повторяюще 1-ю: и Предтечи, на 6: Слава, Предтечи: И ныне, Богородичен 1-й. Вход: Прокимен великий Триоди, и чтения Предтечи 3. Таже, Сподоби, Господи, в вечер сей: и Исполним вечернюю: На стиховне Триоди самогласен дне дважды, и мученичен: Слава, Предтечи: и Ныне, Богородичен по гласу, воскресен. И по Отче наш: тропарь Предтечи: Слава, и ныне, Богородичен воскресен: ектений: Помилуй нас, Боже: и поклоны 3 великия, и отпуст. Полунощницу же поем по обычаю, с кафизмою и тропари обычными. По Честнейшую: 3 поклоны великия. На утрени, на Бог Господь: тропарь Предтечи дважды: Слава, и ныне, Богородичен. По 1-й и по 2-й кафизмах глаголем седальны Триоди: ектений же не глаголются. И чтение во Ефреме. По 3-й кафизме глаголет иерей ектению малую, и седальны Предтечи оба, и чтение Предтечи. Полиелей, и седален Предтечи дважды: Слава, и ныне, Богородичен: и чтение Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глаголются же ектений малыя по коемждо антифоне. На Господи, воззвах: стихиры на 10. Самогласен дне, дважды, и мученичен, и подобны Триоди 3: и Предтечи 4. Слава, Предтечи: И ныне, Кто Тебе не ублажит: Вход, прокимен, и чтение дне, и Предтечи чтения три. Таже поем: Да исправится молитва моя: и 3 поклоны, и поряду Литургия преждеосвященных. А идеже не будет преждеосвященныя, по Ослаби, остави: и по поклонех великих, чтец глаголет: Приидите, поклонимся, трижды, и поклоны 3. Таже псалом, Благослови, душе моя, Господа: и поем вечерню без поклонов. По обычней кафизме стихиры на 6: Триоди подобны, 3: и Предтечи 3: Слава, Предтечи: И ныне, Богородичен: Кто Тебе не ублажит: Вход. И Свете тихий: Прокимен, и чтение дне, и Предтечи, и абие Сподоби, Господи: таже, Исполним вечернюю молитву: На стиховне Триоди, Слава, Предтечи: И ныне, Богородичен по гласу: ныне отпущаеши: По трисвятом тропарь Предтечи: Слава, и ныне: Еже от века утаеное: ектения, Помилуй нас, Боже: Посем три поклоны великий и молитва, Всесвятая Троице: и Благословлю Господа: Достойно есть: и отпуст. Повечерие поем великое без поклонов. По 1-м трисвятом тропарь Предтечи: Слава, и ныне, Богородичен воскресен по гласу. По втором трисвятом тропари обычиыя: Помилуй нас, Господи: По Достойне, и по трисвятом кондак Предтечи: а Господи сил, с нами буди: не поем. По Честнейшую: три поклоны великий. Трисвятаго же не глаголем, а отпуст малый, Полунощницу поем по обычаю, с кафизмами, якоже предписася в понедельник 2-я недели поста. Такожде и утреню, и всю службу Предтечи. Аще случится обретение честныя главы Предтечевы в субботу 2-ю или 3-ю постов: В пяток вечера кафизма рядовая. На Господи, воззвах: стихиры на 10: Триоди самогласен дважды: и Октоиха мучетгчны 4, и Предтечи 4. Слава, Предтечи: И ныне, Богородичен 1-й гласа. Вход, прокимен, и чтение дне, и Предтечи 3. Да исправится молитва моя: и прочая преждеосвященных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На часех тропарь мучеников. Слава, Феодора. И ныне, Богородичен часов. Кондаки же глаголем, пременяюще. На Литургии: Блаженны мучеников, песни 3-я, на 4, и Феодора 6-я, на 4. По входе тропарь мучеников, и Феодора, и кондак его. Слава, мучеников. И ныне, Богородицы храма, или Предстательство христиан: Прокимен, аллилуия, и причастен мучеников и Феодора. Апостол и Евангелие прежде субботы и Феодора под зачало, таже мучеников. Аще ли случится 40 мучеников в 1-ю неделю постов. И поется служба их, якоже указано в неделю 3-ю постов, кроме поклонения Креста, точию на литии. Слава, мучеников, писана на Господи, воззвах: И ныне, Триоди. На стиховне, Слава, мучеников. И ныне, Триоди. На Бог Господь: тропарь воскресен, дважды. Слава, мучеников. И ныне, Пречистому Твоему образу: Катавасия Триоди. Аще ли случится 40 мучеников в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я, или 5-я, или 6-я недели постов. В неделю вечера поем, Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 10, Триоди дне на 4, повторяюще 1-ю, и мучеников на 6. Слава, мучеников. И ныне, Богородичен: 1-й. Вход, прокимен великий Триоди. И чтения мучеников 3. Таже, Сподоби, Господи, в вечер сей: и Исполним вечернюю: На стиховне Триоди самогласен дне, дважды, и мученичен. Слава, мучеников. И ныне, Богородичен, по гласу, воскресен. По Отче наш: тропарь мучеников. Слава, и ныне, Богородичен воскресен. Ектения: Помилуй нас, Боже: и поклоны 3 великия, и отпуст. Полунощницу же поем по обычаю с кафизмою и тропари обычныя. По Честнейшую: 3 поклоны великия. На утрени, на Бог Господь: тропарь мучеников, дважды. Слава, и ныне, Богородичен. По 1-й и по 2-й кафизмах глаголем седальны Триоди, ектении же не глаголются. И чтение во Ефреме. По 3-й кафизме глаголет иерей ектению малую, и седальны мучеников оба, и чтение мучеников. Полиелей, и седален мучеников, дважды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010