выше); б) вместо ектении: «Помилуй нас. Боже», произносится: «Господи, помилуй» 40 раз; в) после возгласа иерея: «Сый благословен», вместо многолетия – «Небесный Царю»; г) полагаются 16-ть поклонов с молитвою; «Господи и Владыко живота»; д) после поклонов читается пред отпустом: «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй», 12-ть раз. После вечерни сряду бывает великое повечерие. Но: а) на нем не поется как в Великом посту, после «Достойно», «Господи сил, с нами буди», а полагаются следующие тропари, обыкновенно бывающие на малом повечерии: тропарь дне и храма, затем: «Боже отец наших», «Иже во всем мире», на «Слава» кондак: «Со святыми упокой», на «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых»; б) великое повечерие оканчивается малым отпустом (а не молитвою: «Владыко многомилостиве»). Полунощница бывает с поклонами (Триодь Пост., послед. среды сырной). На утрени: а) вместо «Бог Господь и засим тропарей святым и праздникам, поется «Аллилуиа» и троичны гласа; б) кроме трипеснцев, положенных в каждый день сырной седмицы, в среду и пяток сырные поются полные каноны. В которых песнях случится трипеснец (в среду З-й, 8-й и 9-й; в пяток 5-й, 8-й и 9-й песнях), в тех каноны Октоиха и Минеи не поются. Песни Октоиха совсем оставляются, но песни Минеи поются с другими песнями в тот же день (см. выше); в) по 9-й песни канона поется светилен троичен гласа; г) но «Благо есть», вместо ектении: «Помилуй нас, Боже», произносится: «Господи, помилуй» 40 раз; д) после возгласа иерея: «Сый благословен», вместо пения: «Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго» и проч., читается: «Небесный Царю»; е) полагаются 16-ть поклонов, с молитвою: «Господи и Владыко живота моего». Часы совершаются великопостные, с великими поклонами. Но на них: а) в кампан не ударяют (см. выше); б) кафизмы не положено; в) тропарь: «Заутра услыши» (на 1-м часе) и подобные тропари на других часах не поются, а читаются (см. выше). После 9-го часа сряду бывают Изобразительные. Но они начинаются не пением «Блаженны», как в дни Великого поста, а самыми Изобразительными псалмами: «Благослови, душе моя» ( Пс.102 ) и «Хвали, душе моя» ( Пс.145 ), и затем следуют: «Блаженны», поскору (см.выше), читается также Символ веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   После молитвы бывает отпуст, который священник произносит с крестом в руках.    Если молебен совершается без канонов, то после «Бог Господь» и тропарей сразу бывает чтение Апостола и Евангелия, после которого сразу — сугубая ектения и молитва. После молитвы иногда поется великое славословие или «Тебе, Бога, хвалим», а после отпуста — многолетие.   § 2. Чин общего молебна Спасителю, Божией Матери и святому    Схема общего молебна Спасителю, Божией Матери и святым такая же, как и молебных пений с каноном, помещаемых в «Книге молебных пений». Но вместо канона поются запевы, заменяющие собой ирмосы и тропари канона.     Священник (возглас): Благословен Бог наш...     Хор: Аминь. Царю Небесный...     Чтец: Трисвятое по Отче наш. Господи помилуй (12 раз). Приидите, поклонимся (трижды) и 142-й псалом. Слава и ныне. Аллилуиа (трижды).     Диакон: Бог Господь...    И поются тропари (смотря по молебну) и Богородичен 1-й — по гласу последнего тропаря.     Чтец: 50-й псалом. После чего священнослужители поют группу запевов (повторяемых хором): «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» или «Пресвятая Богородице, спаси нас» или «Святый... моли Бога о нас» (смотря по молебну). Затем: «Слава». — Хор: «И ныне».    Каждая такая группа запевов соответствует одной песни канона, и поют их по числу песней в каноне (ирмосы не поются).    По 3-й и по 6-й песни поется катавасия: «Избави от бед» (если молебен Спасителю) или «Спаси от бед» (если Богородице), или: «Моли Бога о нас» (если святому). Затем: «Призри благосердием, Всепетая Богородице».    После 3-й песни — сокращенная сугубая ектения.    По 6-й песни — малая ектения, прокимен и Евангелие.    По 9-й песни вместо катавасии — Достойно есть, а в двунадесятый праздник — задостойник.     Чтец: Трисвятое по Отче наш.     Хор: Тропарь или кондак. Затем произносится сугубая ектения — «Помилуй нас, Боже...».    После ектении произносится возглас: «Услыши ны, Боже» и читается молитва Спасителю или Божией Матери, или святому, смотря по молебну.    Затем: «Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас», и проч. И бывает отпуст, на котором поминаются святые, которым пелся молебен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

К сожалению, мы не находим у него изложения ни литургии вообще, ни проскомидийного чина в частности и потому ограничиваемся только цитацией некоторых, для нас важных, указаний. – 1. Алтарь в Софии уже отделен иконостасом, имеющим несколько врат: святые и северные. 494 2. В том отделении алтаря, куда входит император и где совершается литургия, имеется только престол и св. крест, скевофилакий же с жертвенником предложения помещается отдельно от алтаря с особым входом. 495 3. Приношения императора состоят не в хлебе и вине только, но в драгоценных предметах и деньгах, которые, при первом входе, сам император возлагает на св. престол, следовательно приношения уже совершались не пред евхаристийным возношением, а до начало литургии. 496 4. Во многих местах ясно указывается на нововведения, сделанные самим Константином, в обрядовой стороне поведения императора за литургией. 497 5. Наконец, для образца приводим одно описание литургии, на которой присутствует сам император. Из орология Св. Софии владыки (сам Константин и его соправитель Роман) шествуют красными вратами и, сняв венцы, приходят во врата нарфика, где патриарх с архидиаконами, дьяконами, священниками, епископами и митрополитами, встречают владык по обычному чину (поются тропари, многолетие и проч.). Владыки прикладываются спадала к Евангелию, которое держит архидиакон, потом лобызаются с патриархом и вместе с ним идут к царским вратам,где со свечами в руках (трикирии, дикирии) совершают три поклона. Затем совершается малый вход в алтарь: вносятся в храм скипетры, знамена и проч. царственные символы и становятся на правой и левой стороне владык. Когда владыки с патриархом дойдут до преддверия св. врат (πρθυρα), то входит сначала один патриарх внутрь решеток (солеи, пред которою и были царские двери и от которой πρθυρα соединялась с св. вратами) и держит левую половину св. врат, которою входят в алтарь и владыки. Сначала они лобызают св. престол, потом великий царь (сам Константин) берет от препозита анаколевий [апокомвий] (кошелек с деньгами), или же другое приношение (наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Песненные последования царских часов встречаются и в подлинных греческих памятниках. Такое именно последование, довольно близко стоящее к вышеизложенному, находится, напр., в Типиконе Ватиканской б-ки 1877, 1292 г. Часы Рождества и Богоявления, по этому Типикону, распадаются на две половины: первую половину составляют часы 1-й и 3-й, а вторую – 6-й и 9-й. Псалмы 1-го и 3-го часа те же, что и ныне; на 6-мъ часе указаны псалмы 75, 71, и 131, на 9-м – 109 и 84. По исполнении псалмов, на каждом часе произносится великая ектения; далее поются тропари- " стихиры» обычным порядком, и следуют обычные чтения, а на 3-м часе читается апостол из послания к Евреям. После евангелия произносится просительная ектения, затем поется попеременно двумя сторонами обычный богородичен часа, и следуют обычные стихи из псалмов (на первом часе: «Стопы моя направи» и проч.). Потом – Трисвятое, Господи помилуй, «Боже, ущедри ны»; после чего совершаются три великих поклона, и непосредственно начинается следующий час. Первый с третьим правится в начале третьего часа; а шестой и девятый – в свое время. «Блаженны» начинаются после просительной ектении на 9-м часе. Молитв на часах нет; не упоминается и предпраздничный тропарь. Такой же порядок соблюдался и в канун Богоявления. Псалмы 6-го и 9-го часа – нынешние; на 1-м часе вместо пс. 22 стоит пс. 25; на 3-м указаны псалмы 28 и 51 309 . Сходный чин излагается в Типиконе Московской Синодальной библиотеки, 272/456 (1297 г.). Но здесь великая ектения и тропари с чтениями положены после часового богородична. Кроме того, между тропарями и чтениями так же, как и в Евергетидском Типиконе, произносится малая ектения. В составе псалмов есть два особых: пс. 84, вместо пс. 110, в часах Рождества, и пс. 12, вместо 22-го, в часах Богоявления. Кроме обычных стихов, с тропарями поются и иные стихи. Часы совершаются в два срока; при чем 1-й час соединяется с 3-м, а 6-й – с 9-м 310 . Из греческих рукописей можно еще отметить Евхологий той же Синодальной библиотеки 261/279, XIV века, где мы находим пока наиболее раннюю греческую приписку о многолетствовании царей на царских часах (в том числе и на часах великой пятницы) 311 . 4. Славянские памятники

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

657 Трисвятое на Лигургии бывает двоякое, и поется двукратно: в первый раз на Литургии оглашенных, по входе в Алтарь с Евангелие ли: Святый Боже, Святый крепкий и проч.; во вторый, на Литургии верных, в каноне Евхаристии – которое называется песнию Серафимского, Победною; а у Святого Златоуста называется Таинственным песнопением священия (Μυςικον τα γιασμο μλος и Μελωδα μυςικ, книга 1, гл. 3, о соблазнившихся) онож от св. Германа Патриарха (в Тайнозрен. вещей Церковн.) называется Три-святое, от трикратно повторяемого слова: Свят, Свят, Свят Господ Саваоф. Почему и священием (γιασμος) называет его св. Златоуст. См. нижегл. 8, член 2. 658 Кондак (Κοντκιον) происходит от слова „Κοντς», краткий, сокрашенный, малый, и означает краткий стих или малую песнь, содержащую силу и значение совершаемого праздника, или похвалу памяти, отправляемой в тот день какого-либо святого. Первый творец копдаков есть св. Роман, воспевший первый кондак на амвоне в утреннюю Рождества Христова: Дева днесь Пресущественного рождает. – Смотри в житии его Октября 1 дня. Во время служения Архиерейского, последний кондак на Литургии поется в Алтаре самим Архиереем с Священнослужителями, как окончательный всего последования изобразительных; а потому всегда (кроме Господских праздников) и бывает он Богородичный; после этого Архиерей торжественно начинает самую Литургию возгласом: Яко Свят еси, Боже наш! 659 Почему Тропари и Кондаки после Антифонов поются или читаются, Николай, Архиепископ Фессалонитский, в Толковании Литургии, гл. 20, рассуждает: „как чрез Евангелие (во входе предносимое) знаменуется Христос (§ 44), то по показании Евателия престают уже Пророческие гласы (Антифоны), воспеваем же Нового Завета песнопения, и или Всесвятую Божию Матерь, или иных святых восхваляем, или Самого Христа поем“. 661 «Господи! спаси благочестивые!» какое намерение содержит ? Сие моление: Господи! спаси благочестивые! содержит и приветствие как собравшимся к слушанию Литургию Христианам, так и всем православным. Потому во время Архиерейского служения, после сего возглашения, бывает многолетие Святейшему Синоду, Государю со всею Высочайшею Фамилиею, Синклиту, Воинству и всем Христианам. Это приветствие в Чиновнике Архиерейского священнослужения на странице 33 называется великою похвалою. Оно в сие время Литургии возглашается: 1) потому, что Литургия, как всемирное моление и жертва мира, возносится о здравии и спасении всех их; 2) потому что уже наступает важнейшая часть славословия Божия, а именно, пение Трисвятого следовательно надобно напоминать молящимся, чтобы они все мысли и чувства свои устремили к таинственной святыне Богослужения, перед ними, с ними и для них совершаемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Хор: Слава, и ныне. Господи, помилуй. (3) Священник же, стоя у Царских врат, обращается на запад к народу и произносит отпуст, на котором поминает святого, которому посвящен храм и святого, которому совершается служба. [Так же оканчивается и великая вечерня, совершаемая отдельно от утрени.] Священник произносит отпуст: [ (Воскресший из мёртвых,) Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святых (имена святых храма и дня) , святых праведных богоотцов Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасёт нас, как Благой и Человеколюбец. ] Хор поет многолетие. [Так же оканчивается и великая вечерня, совершаемая отдельно от утрени. [В дни поста, когда поется Аллилуиа, кончаем вечерню так: после «Отче наш» поются тропари с земными поклонами: Богородица Дева, радуйся: и прочее. Чтец: Господи, помилуй. (40) Слава, и ныне: Честью высшую Херувимов: Именем Господним благослови, отче. Священник: Сущий благословен – Христос, Бог наш, всегда: ныне и всегда и во веки веков. Чтец: Аминь. Небесный Царь, православных христиан: Священник произносит молитву св. Ефрема Сирина с поклонами: Господи и Владыка жизни моей, духу праздности, суетности, властолюбия и празднословия не предай меня. (Поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. (Поклон) Да, Господи-Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. (Поклон) Также 12 малых поклонов с молитвой: Боже, очисти меня, грешного. И снова всю молитву: Господи и Владыка жизни моей: и 1 поклон. Чтец: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш : Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Господи, помилуй. (12) Если великая Четыредесятница, читаем: Всесвятая Троица, единосущное Владычество: Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. (3) Слава, и ныне: Псалом 33 (полностью). Священник: Премудрость. Хор: Достойно есть: Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас. Хор: Честью высшую Херувимов: Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне. Господи, помилуй. (3)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Образец совершения первого часа в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы На 1-м часе – после трех псалмов и «Аллилуия» (трижды), во вторник, среду и четверг стихословится рядовая кафизма . Перед ней «заход»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – читается, а не поется . На «Славах» кафизма прерывается пением, как на утрене, то есть «опевы» кафизмы поются. После кафизмы (а если ее не бывает, то после псалмов часа) чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). Затем иерей (или «учиненный чтец»), став пред царскими вратами, поет тропарь часа, на глас 6-й: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», и творит земной поклон. Певцы – тот же тропарь. Иерей (или «учиненный чтец») – стих: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Певцы: «Заутра услыши глас мой...». Иерей (или «учиненный чтец»): «Яко к Тебе помолюся, Господи». Певцы: «Заутра услыши глас мой...». Когда иерей (или «учиненный чтец») произносит тропарь или стих, певцы и народ творят поклон; когда же певцы поют, тогда иерей (или «учиненный чтец») творит поклон . Иерей (или «учиненный чтец»): «Слава» (поклона нет). Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Что Тя наречем...». Затем певцы: «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (дважды). Так же (по дважды) поются следующие стихи: «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя»; «Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим». Затем: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое» (трижды). Примечание. Стихи часа (особые тропари Часослова после Богородична часа и перед Трисвятым) поются только на 1-м часе, на прочих часах они читаются. Чтец – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец – Богородичен дня (в понедельник, вторник и четверг – «Преславную Божию Матерь...»; в среду и пяток – «Скоро предвари...»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей: «Господи и Владыко живота моего...», с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе, Свете Истинный...». Певцы (по обычаю): «Взбранной Воеводе...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий и многолетны.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-18/

По 6-м Евангелии – Блаженна на 8. Евангельские стихи следует петь, а тропари к ним можно читать. Малое каждение. Малая ектения. Возглас – «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя». «Вонмем». «Премудрость». Прокимен, глас 4-й – «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей метáша жребий». Стих «Боже, Боже мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси». 7-е Евангелие – Мф., зач. 113. Псалом 50-й и 8-е Евангелие – Лк., зач. 111. Трипеснец, глас 6-й. Ирмосы – по дважды, тропари – на 12. Катавасия – тот же ирмос. По 5-й песни – ектения малая. Возглас «Ты бо еси Царь мира». Кондак, глас 8-й: «Нас ради Распятаго приидите вси воспоим, Того бо виде Мария на Древе и глаголаше: аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой», и икос. «Честнейшую» не поем. По 9-й песни – малая ектения. Возглас «Яко Тя хвалят». Ексапостиларий – «Разбойника благоразумнаго». На «Слава» и на «И ныне» – тот же ексапостиларий. 9-е Евангелие – Ин., зач. 61. «Всякое дыхание», и поются стихиры на «Хвалите». 10-е Евангелие – Мк., зач. 69. «Тебе слава подобает» не глаголем, но сразу чтец – «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения «Исполним утреннюю». 11-е Евангелие – Ин., зач. 62. Стихиры на стиховне с их припевами. Во время пения стихир совершается полное каждение храма. 12-е Евангелие – Мф., зач. 114. После прочтения Евангелие уносится иереем в алтарь. Царские врата закрываются. Чтец – «Благо есть». Трисвятое. По «Отче наш» певцы поют тропарь, глас 4-й: «Искупил ны еси от клятвы законныя Честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе». Ектения «Помилуй нас, Боже», «Премудрость», «Сый благословен». «Утверди, Боже». Отпуст в отверстых царских вратах – «Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпéвый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых». Многолетны «Великаго Господина и Отца нашего». 1-й час к утрени не присоединяется, так как входит в службу часов Великой Пятницы и изобразительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   3-е Евангелие – Мф., зач. 109. Возглас – «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем».    4-е Евангелие – Ин., зач. 59. Возглас – «Буди держава Царствия Твоего».    5-е Евангелие – Мф., зач. 111. Возглас – «Яко благословися Всесвятое Имя Твое и прославися Царство Твое».    5-м Евангелием кончаются антифоны и седальны.    6-е Евангелие – Мк., зач. 67.    По 6-м Евангелии – Блаженна на 8. Евангельские стихи следует петь, а тропари к ним можно читать. Малое каждение. Малая ектения. Возглас – «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя». «Вонмем». «Премудрость». Прокимен, глас 4-й – «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий». Стих «Боже, Боже мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси».    7-е Евангелие – Мф., зач. 113.    Псалом 50-й и 8-е Евангелие – Лк., зач. 111.    Трипеснец, глас 6-й. Ирмосы – по дважды, тропари – на 12. Катавасия – тот же ирмос. По 5-й песни – ектения малая. Возглас «Ты бо еси Царь мира». Кондак, глас 8-й:    «Нас ради Распятаго приидите вси воспоим, Того бо виде Мария на Древе и глаголаше: аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой», и икос. «Честнейшую» не поем. По 9-й песни – малая ектения. Возглас «Яко Тя хвалят». Ексапостиларий – «Разбойника благоразумнаго». На «Слава» и на «И ныне» – тот же ексапостиларий.    9-е Евангелие – Ин., зач. 61.    «Всякое дыхание», и поются стихиры на «Хвалите».    10-е Евангелие – Мк., зач. 69.    «Тебе слава подобает» не глаголем, но сразу чтец – «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения «Исполним утреннюю».    11-е Евангелие – Ин., зач. 62.    Стихиры на стиховне с их припевами. Во время пения стихир совершается полное каждение храма.    12-е Евангелие – Мф., зач. 114.    После прочтения Евангелие уносится иереем в алтарь. Царские врата закрываются. Чтец – «Благо есть». Трисвятое. По «Отче наш» певцы поют тропарь, глас 4-й:    «Искупил ны еси от клятвы законныя Честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе». Ектения «Помилуй нас, Боже», «Премудрость», «Сый благословен». «Утверди, Боже». Отпуст в отверстых царских вратах – «Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых». Многолетны «Великаго Господина и Отца нашего».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Затем священник или диакон: «Спаси, Боже, люди Твоя...» Лик: «Господи, помилуй» 12 раз. Священник: «Милостию и щедротами...» Канон Лик начинает петь канон. В воскресные дни поется ирмос, т.е. начальная песнь канона; затем читаются каноны воскресный, крестовоскресный, Богородичный и святого, случившегося в тот день, в заключение катавасия по уставу; после 3-й и 6-й песней канона -малая ектения, после 8-й песни – «Честнейшую». В праздничные дни поется два канона: первый Богородичный, второй празднику из Минеи; катавасия по уставу. После 3-й и 6-й песней так же, как и в воскресные дни, произносится малая ектения, а после 8-й (в великие праздники) вместо «Честнейшей» поются особые припевы, которые прилагаются ко всей 9-й песни. Во время пения канона совершается в праздники елеепомазание молящихся при лобызании иконы. За канонами следует малая ектения (в воскресение после нее поются стихи: «Свят Господь Бог наш...»), чтение светильных и хвалитных. Чтение заключается пением последней стихиры на хвалитех («И ныне»): в воскресные дни, кроме Ваий и Пятидесятницы, поется всегда одна стихира: «Преблагословенна еси Богородице Дева...», а в праздничные дни – праздничная стихира по уставу. При пении последней стихиры «на хвалитех» открываются царские врата, если они уже были закрыты по целовании Евангелия или иконы, а по окончании ее священник пред престолом возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Великое славословие Лик поет Великое славословие. Тропари После славословия и пения «Святый Боже» в воскресение поется один из двух воскресных тропарей или «Днесь спасения миру бысть...» (в нечетные гласы Октоиха: 1, 3, 5 и 7) или «Воскрес из гроба» (при четных гласах: 2, 4, 6 и 8), а в праздничные дни поется тропарь праздника. После тропарей произносятся ектении – сугубая и просительная, и великий отпуст в царских вратах с предшествующими молитвословиями. Лик после отпуста поет «Многолетие»; царские врата и завеса закрываются. После этого священник и диакон действуют так, как нами указано в повседневной утрени (выше).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010