По отпусте будничной вечерни или 1-го часа, совершённом на солее, и по окончании многолетных «Великаго Господа и Отца нашего...» священник, приняв кадильницу, но уже без фелони, исходит в притвор, в предшествии двух свещеносцев с возжженными свечами и в сопровождении певцов, поющих самогласную стихиру храма. В притворе все останавливаются на обычных местах и в обычном порядке, как при литии на бдении. Впрочем, во многих храмах принято совершать все заупокойные последования перед так называемым кануном, или канунницей, то есть перед небольшим столом, на котором установлено Распятие и имеются места для свечей. На него обычно также ставят поминальную кутию (коливо). По окончании стихиры, если лития совершается после утрени, сначала читается Оглашение преподобного Феодора Студита , заключаемое тропарем преподобному. Потом иерей, возложив на себя епитрахиль, начинает: «Благословен Бог...». Хор поет: «Аминь», читается Трисвятое по «Отче наш...» После иерейского возглáса поются заупокойные тропари: «Со духи праведных...» Затем следует заупокойная сугубая ектения. Сразу же после ектенийного возглáса: «Слава Тебе, Христе Боже...», без предварительного пения «Честнейшую Херувим...», и творится отпуст. По отпусте вся братия возглашает трижды: «Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наша, приснопоминаемии», – завершая каждое возглашение поклоном по дню: земным или поясным. Это троекратное воззвание и поклонение особенно умилительно и знаменательно. Это не молитва за усопших, а обращение к ним самим, как к живым, с приветственным пожеланием. Этим мы еще раз исповедуем нашу веру в то, что отошедшие от нас братья живы о Господе и слышат наши молитвы, духовно соприсутствуя в храме. Это выражение нашей надежды на то, что все достоблаженные отцы и матери, братья и сестры наши, пожившие и скончавшиеся, соединяются с нами в любви Христовой и, предстоя пред Престолом Небесного Отца, молятся за нас, как и мы за них. В заключение всего чина литии «рекут по мáлу и по лéгку вси», то есть тихо проговаривают или поют: «Бог да ублажит и упокоит их и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец» – в этом молитвенном объединении «их» и «нас» исполняется таинственное единство тела церковного, тела Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каноны: Богородице – «Воду прошед», «Многими содержим напастьми» в Часослове (иногда канон Богородице полагается другой наряду) с ирмосом – на 6, ирмосы по два раза, и святому – на 8 без ирмосов. Катавасия рядовая. По 3-й песни седален святому (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен. По 6-й песни кондак и икос святому. На 9-й песни – «Честнейшую». По 9-й песни светилен святому, «Слава, и ныне» – Богородичен. «Всякое дыхание». На «Хвалите» стихиры святому – на 4, «Слава» – ему же, «И ныне» – Богородичен от менших (отпустительный), если наряду нет. Славословие великое. По Трисвятом тропарь святому, «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный во глас тропаря. Ектении и отпуст полный в царских вратах, многолетие; царские врата затворяются, равно и завеса, и иерей снимает фелонь. 1-й час. На 1-м часе, как и на прочих, тропарь и кондак святому. На литургии изобразительны; Блаженны от канона святому, песни 3-я и 6-я – на 8. По входе тропари храму Господню или Богородицы и празднуемому святому; кондак храму Господню, «Слава» – святому, «И ныне» – храму Богородицы, если храма Богородицы нет, то храму Христову. Если же храма Христова и Богородицы нет, то по входе тропарь празднуемому святому, «Слава» – кондак ему, «И ныне» – «Предстательство христиан». При бдении празднуемому святому тропарь и кондак святому храма не поются. Если случится бдение святому в субботу, то богослужение совершается так же, как показано выше, только на «Господи, воззвах» на великой вечерне догматик поется настоящего гласа. Каноны: 1-й храму с ирмосом – на 6, ирмосы по два раза, если только храм Христов или Богородицы. б) Служение святому, имеющему полиелей Малой вечерни не бывает, а по 9-м часе иерей, облачившись в епитрахиль и фелонь, отверзши завесу царских врат, став пред ними вне алтаря, начинает вечерню по-простодневному возгласом «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся» и читает предначинательный псалом «Благослови, душе моя, Господа», а иерей тайно читает светильничные молитвы. Ектения великая. «Блажен муж» – 1-й антифон 1-й кафизмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Панагир начинается с чина архиерейской встречи. В последнее время присутствие архиерея стало неотъемлемой частью панагира. Греческие монастыри обычно приглашают одного из епископов Константинопольской Патриархии или Элладской Церкви, а в Руссике праздничное богослужение возглавляет епископ Русской Церкви, который ежегодно приезжает с группой паломников к престольному празднику святого великомученика и целителя Пантелеймона. На встречу архиерея вся братия во главе с игуменом собирается у главных врат (порты) обители. Игумен и священники — в облачении. Два экклисиарха держат переносные подсвечники — мануалы и Евангелие. По прибытии епископа начинают звонить колокола. На архиерея возлагают панагию, надевают мантию и дают в руки жезл — равдос. Архиерей целует Евангелие, благословляет братию и следует в собор. Два диакона все это время непрерывно кадят перед архиереем. Хор поет: «Достойно есть» и «Ис полла эти, деспота». Войдя в собор, епископ прикладывается к иконам, благословляет певчих и народ и встает на кафедру. Следует краткая лития, во время которой поются тропари: Кресту, храма, святому, имя которого носит епископ. На «И ныне» — кондак «Взбранной Воеводе». В некоторых монастырях, например в Лавре, поется и Великое славословие. Дальнейшее повторяет порядок вечерней литии, но в более сокращенном виде. После возгласа архиерея «Услыши ны, Боже» и исполнения хором полного многолетия архиерею настоятель приветствует епископа. Затем следует ответное слово архиерея. Кроме того, в конце литии епископ благословляет подходящую к нему братию, начиная с игумена. Хор исполняет полное многолетие. Затем епископ снимает мантию и следует в свои покои. Похожим образом, но без Евангелия и каждения, совершается и встреча игумена. Здесь необходимо сказать о святогорском обычае приглашать на панагир, кроме архиерея, игумена одного из афонских монастырей. Существует даже особый порядок приглашения. Некоторые обители имеют тесные исторические связи. Поэтому Ватопед на главный праздник традиционно приглашает игумена монастыря Хилендар, Лавра — Ивера, Руссик — Зографа, и наоборот. Такой обычай имеет несколько оснований: во-первых, это позволяет святогорцам еще раз почувствовать себя большой семьей, которая живет и спасается в избранном уделе Божией Матери, невзирая на национальные и другие различия; во-вторых, приглашенный игумен приходит с лучшими диаконами и певчими своей обители, которые украшают праздничное богослужение, а также берет с собой часть братии, чтобы помочь насельникам празднующего монастыря в приеме и размещении паломников, приготовлении трапезы и т. п. Последнее обстоятельство немаловажно, так как, например, на главный афонский панагир — преподобного Афанасия Афонского  — в Лавру собираются до 600 паломников, при численности братии Лавры около 40 человек. По тем же причинам за несколько дней до своего панагира монастырь прекращает прием паломников.

http://azbyka.ru/osobennosti-soversheniy...

Посем ектении малая и по возгласе Трисвятое. И прокимен, глас 1: Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты,/Аз днесь родих Тя. Стих: Проси от Мене, и дам Ти языки, достояние Твое и одержание Твое концы земли. Апостол ко Евреем, зачало 303: Многочастне и многообразне: Конец: И лета Твоя не оскудеют. Аллилуия, глас 5: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене,/дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Стих: Жезл силы послет Ти Господь от Сиона. Стих: Из чрева прежде денницы родих Тя. Евангелие от Луки, зачало 5: Во днех онех изыде повеление от кесаря Августа: Конец: Якоже глаголано бысть к ним . (Дне же ряд: прокимен, апостол и Евангелие в навечерии Рождества Христова и Богоявления не чтется). И поряду Божественная Литургия Великаго Василия. Вместо Достойно: поем: О Тебе радуется: Причастен един: Хвалите Господа с Небес: алллилуия, трижды. И по отпусте Литургии вжигает параекклисиарх свещник и поставляет среди церкве. Клирицы же, ставше оба лика вкупе, поют возгласно тропарь праздника, глас 4: Рождество Твое, Христе Боже наш: Слава, и ныне, Кондак, глас 3: Дева днесь Пресущественнаго раждает: По окончании же кондака, многолетие. И входим в трапезу, и ядим варение с елеем, рыбы же не ядим, вино же пием, благодаряще Бога. Вестно буди: Аще случится навечерие Христова Рождества в субботу или неделю, пост не бывает, и тропари царских часов со чтениями в субботу и неделю не поются, но поем часы царския прежде в пяток, по обычаю, якоже указася на ряду, глаголем же: Верую во Единаго Бога: и псалом 33: Благословлю Господа: и отпуст. Литургия же в той день не бывает, но поем вечерню во свое время. В субботу же и неделю Литургия бывает во свое время Златоустаго. По отпущении же снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало, и отходим в келлии своя. При часе же 7-м дне начинаем вечерню. аще ли в субботу вечера, поем: Блажен муж: кафизму всю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часы Великого пятка по внутреннему составу также отличны от обыкновенных великопостных часов. Прежде всего, все четыре часа поются за один раз и совершенно отдельно от всякой другой службы. Потом, псалмы избраны особенные, в которых есть соотношение с воспоминаемыми событиями. Дальше, на каждом часе поются стихиры, читаются паремия, апостол и Евангелие. Наконец, все это заключается чтением блаженных и пр., как заключаются часы пред преждеосвященной литургией. Так составленные часы поются трижды в году в навечериях величайших праздников: Христова Рождества, Крещения и в Великий пяток. Они называются царскими, потому что в Греции, когда она еще процветала, установлено было петь их в придворной церкви в присутствии государя. Памятником этого доселе сохраняется торжественнейшее возглашение многолетия, по окончании часов, царствующему лицу, с самым подробным исчислением всех подвластных земель и народов, и всему царствующему дому. Часы Великого пятка составлены Кириллом, архиепископом Александрийским. По уставу их должно начинать во втором часу дня, в восьмом утра по нашему счету. Вот состав первого часа. После обыкновенного начала псалмы: пятый, второй и двадцать первый. В них, как и в псалмах прочих часов, пророчества о воспоминаемых в этот день событиях. «Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Боже мой! ( Пс. 5:3 ). Кровожадного и коварного гнушается Господь ( Пс. 5:7 ). Нет в устах их истины, внутри их разврат, гортань их открытый гроб ( Пс. 5:10 ). Почто мятутся народы и племена замышляют тщетное? Вельможи собираются вместе против Господа и против помазанника его ( Пс. 11:1–2 ). Боже мой! Боже мой! внемли мне, почто ты оставил меня, удаляясь от спасения моего, от слов вопля моего? ( Пс. 21:2 ). Я в поношении у людей, в презрении у народа. Все, видящие меня, ругаются мне, расширяют уста, кивают головой и говорят: он положился на Господа, пусть избавит его, пусть спасет его, если благоволить о нем (что за точность предсказания! Как будто Давид стоял у самого креста и слышал эти вопли: «уповал на Господа, пусть теперь избавит его, если Он угоден Ему» и т. д.). Сила моя иссохла, как череп, язык мой прилипнул к устам; и в персть смерти Ты полагаешь меня. Окружили меня псы, толпа злых ходит вокруг меня, пронзили руки мои и ноги мои. Они смотрят и делают из меня зрелище. Делят ризы мои по себе, и об одежде моей мечут жребий. Вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред лицем Его все племена язычников» ( Пс. 21:7–9, 16 –19, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

б) Наконец наступает канун праздника – день, посвящаемый особенно посту и молитве. Воспоминая звезду, приведшую ко Христу волхвов, верующие не вкушают пищи до появления вечерней звезды. Литургия в сей день совершается Василия Великого и обыкновенно соединяется с великой Вечерней. аа) Между утреней и обедней в этот день поются особые часы, составленные патриархом иерусалимским Софронием. Эти часы называются царскими, потому что древние греческие императоры, а впоследствии и наши российские самодержцы, приходили с особенной торжественностью слушать их; посему в конце часов и положено возглашать многолетие царям с их полным титулом. В этих часах обыкновенные псалмы и стихиры заменены псалмами, тропарями и стихирами, приличными наступающему празднеству. И по содержанию, и по священной важности отправления, часы в навечерие Рождества Христова заслуживают всего благочестивого внимания христиан и вполне достойны наименования царских. Важнейшие пророчества, предвозвещавшие явление Бога во плоти, соединены в них в одно. Древние пророки как бы вместе с хорами ангелов приветствуют снисшествие на землю Того, Которого они так пламенно желали узреть. Прежде всего, слышится вдохновенная Псалтирь св. Богоотца Давида, сквозь сумраки веков отдаленных ясно созерцавшего будущее веселие Божественного Потомка своего: «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» ( Пс.44:3–5 ). Он воспевает Его предвечное рождение: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:3 ). Видит, как иноземные цари приветствуют дарами новорожденного Царя царей и народы спешат укрыться под сенью благодатного Царства его: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» ( Пс.71:10–11 ). Воспевает, наконец, мир и благоденствие сего славного Царства: «Да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя; во дни его процветет праведник, и будет обилие мира... будет имя его (благословенно) вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем (все племена земные), все народы ублажат его» ( Пс.71:3–4,7,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

(Типикон. Гл. 9) должна совершаться накануне седмичных дней и субботы в тех случаях, когда на них не выпадает никакого праздника; она имеет следующий порядок. В. предваряется 9-м часом, к-рый может читаться в притворе или в храме (если он читается в притворе, после него произносится отпуст); начальным возгласом В. служит «      », затем следует «    » и Пс 103; во время Пс 103 служащий священник тихо читает перед св. вратами 7 светильничных молитв; после псалма возглашается мирная ектения. Бывает стихословие Псалтири: в зимний период года (начиная с понедельника после недели по Воздвижении), а также в период Великого поста читается 18-я кафизма (Пс 119-134), в др. время года - рядовая кафизма, согласно расписанию чтения кафизм в течение недели (Типикон. Гл. 17). Стихословие Псалтири заключается малой ектенией, вечером в воскресенья и праздники кафизма и малая ектения на вседневной В. отменяются. Далее поются псалмы «    » (Пс 140, 141, 129, 116), к последним стихам к-рых припеваются 6 стихир (обычно из Октоиха и Минеи (или только Минеи); в попразднства - праздника и Минеи; в период пения Триоди Октоих заменяется Триодью), а к начальным - припев «      » (Пс 140. 1b). Пение кратких припевов к стихам воззвашных псалмов - древняя традиция; в древнерус. певч. рукописях выписаны целые циклы таких припевов ( Успенский. 1978). В совр. приходской практике стихи псалмов «    » без припевов и без стихир могут не петься, а прочитываться (или вовсе опускаться). Стихиры на «    » заключаются словами «      », к к-рым припевается богородичен (а если у святого есть славник, то он поется перед богородичном на «  »). После стихир и богородична следует «    », к-рый по уставу на вседневной В. полагается читать, но по сложившейся традиции его обычно поют (как правило, простым напевом). Затем возглашается прокимен дня (согласно дню седмицы) и сразу же читается «    ». После этого возглашается просительная ектения, по окончании ее совершается преподание мира и главопреклонение (в это время священник читает главопреклонную молитву.). Затем поются стиховные стихиры (из Октоиха; в попразднства - праздника; в период пения Триоди - из Триоди), припеваемые к стихам одного из степенных псалмов, как правило, это Пс 122 (на 2 части: стихи 1-2 и 3-4) или же др., подобранные по содержанию стихир; как и стихиры на «    », они заканчиваются «      » и богородичном (если есть, то поется и славник). После стихир читается «    », затем - Трисвятое, «    » и «    ». Поются тропарь рядового святого и богородичен; В. заканчивается сугубой ектенией, возгласом «    » (этот возглас бывает только на В. и утрене, он предваряется возгласом: «  »), кратким многолетием «    » и отпустом, после к-рого поется большое многолетие.

http://pravenc.ru/text/158310.html

Напр., 5 ноября в стихирах на хвалитех только 3 песнопения и 4-е на Славу; в таком случае в счет четырех действительно надобно вводить и песнопение на Славу. Но 13 и 30 ноября в стихирах на хвалитех по четыре песнопения и пятое на Славу, богородичен этих стихир составляет уже шестое песнопение; в этом слчае достаточно их и без песнопения на Славу. Выражение: с припевами их вечерними», указывает на то, что два последние песнопения хвалитных стихир Минеи поются с теми припевами, которые указаны в Минее в вечерних стихирах на стиховне (см., напр., 26 сент. и 13 нояб.), тогда как четыре воскресные стихиры и две первые из Минеи поются со стихами хвалитных псалмов, начиная со слов: Сотворити в них суд... 171 Надпись: «стихира самогласна», в Минее делается иногда над тою стихирою, которая не в воскресные дни поется после евангелия и 50 пс. (см. в Минее, напр., 13 и 27 ноября); иногда же поемое в этом месте песнопение надписывается просто: «стихира» (см., напр., 30 ноября). Находится же она в последованиях тех святых, которые имеют бдение (напр., 26 сент.) иди полиелей (напр., 28 сент.). Эту стихиру и можно петь во время выхода в притвор, но можно брать ее и из литийных стихир, которые иногда также надписываются «стихиры самогласны», – если только святой их имеет. Вообще же надобно заметить, что в выборе этой стихиры екклисиарху принадлежит свобода, как это видно, напр., из того, что сказано в 48 гл. Типикона под 26 сент: «И поем стихиру самогласну святого, юже хощет екклисиарх». 172 В настоящее время, как выше сказано, обряд помазания елеем совершается на всенощном бдении при начале канона, а елей для сей цели употребляется тот, который освящен на благословении хлебов. 174 Припевы богородичных праздников в воскресные дни, за исключением нед. Ваий и Пасхи, никогда не поются (20 и 48 гл. Тип.). 175 Необходимо сделать здесь следующую оговорку. Части богослужения, следующие за многолетием, в видах однообразия, здесь мы изложили в том порядке, в. каком они указаны во 2 и 3 п. Типикона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Чтец громко и раздельно читает (на амвоне пред иконой Богоматери) по 4 тропаря из каждой песни (воскресный, крестовоскресный, Богородичный, минеи). Чтение тропарей канона заканчивается пением катавасии, положенной по Уставу, каковая исполняется, если имеется, правым хором. Так поются без пропусков все 9 песней канона (ирмосы и катавасии) по 3, 6 и 9-й песни, произносятся диаконом малые ектеньи. Во время 8-й песни диакон кадит алтарь и, выйдя из оного по окончании катавасии 8-й песни, становится пред иконою Богоматери и возглашает: «Богородицу и матерь света...». На обоих клиросах поочередно поется песнь Богородице: «Величит душа моя» – обязательно все 6 стихов с припевами «Честнейшую Херувим». По окончании канона после малой ектеньи диакон произносит «Свят Господь Бог наш» с положенными стихами и клир поет сие трижды на глас. Затем обязательно во глас Октоиха «Всякое дыхание» и поются «Хвалитные стихиры» с их припевами; причем первая также слава, и ныне Преблагославенна еси обязательно поются. Открываются царские врата, и по возгласе священника «Слава Тебе, показавшему нам свет» поется великое славословие, по окончании коего особым обиходным распевом поется тропарь: «Днесь спасение миру» или «Воскрес Иисус из гроба...» смотря по гласу Октоиха, а в праздничные дни поется обязательно тропарь празднику, после чего царские врата закрываются. Сугубая ектенья и прочее до конца по уставу. Отпуст, многолетие и первый час. В конце первого часа священник выходит из алтаря на амвон в епитрахили и пред иконой Спасителя произносит молитву: «Христе, свете истинный», и только по окончании ее поется песнь «Взбранной воеводе...», а в двунадесятые и праздничные дни кондак празднику (и бывает малый отпуст). По такому же чину совершается Всенощное бдение и во все двунадесятые и храмовые праздники с присоединением к оному положенного во время литии, за которой поется не менее двух стихир, положенных по уставу, но отнюдь не самовольные концертные произведения. Б. Литургия Пред литургией читаются часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

5) Наконец, замечательными документами архивного дела о Верном Месяцеслове являются хранящиеся здесь автографы писем самого архиепископа Сергия, писем, отражающих непростую историю подготовки этого важнейшего для русской агиологии издания. Остановимся теперь подробнее на некоторых из перечисленных документов. В первом из материалов дела, Представлении Правительствующему Синоду, подписанном 27 июня 1901 г., Сергий обосновал необходимость издания особого, самым тщательным образом выверенного, т. е. «верного», Месяцеслова, в который вошли бы только достоверно канонизированные русские святые – те, которые чтутся на местах молебнами и торжественными литургиями, отличие от местных неканонизированных почитаемых угодников Божиих, на могилах которых поются только панихиды. Таким образом, был определён основной «критерий отбора» святых и принцип составления «Верного Месяцеслова». Приведу, с некоторыми пропусками, фрагмент из этого важнейшего документа, отражающего историю подготовки «Верного Месяцеслова всех русских святых»: «Святйшему Правительствующему Синоду Сергия, Архиепископа Владимирскаго и Суздальскаго, нижайшее представление. После многолетних занятий восточною, и в частности, русскою агиологиею считаю долгомъ представить благовниманию Святейшего Синода относительно русских святыхъ следующее. (...) Число святыхъ неканонизованныхъ, вносимыхъ в календари из вышеозначенных книг 1040 , должно быть немало. В одной Владимирской епархии такихъ святыхъ насчитывается до 5 1041 . (...) Когда я издавалъ в Москве в 1875 и 1876 годахъ свой Полный Мсяцесловъ Востока, то въследъ за другими писателями считал означенныхъ угодниковъ за канонизованныхъ, и только во Владимире, и притомъ нескоро, узналъ, что по нимъ поются панихиды. Конечно, подобные угодники Божий неканонизованные есть и в других епархияхъ, но считаемые писателями по неведению за святыхъ канонизованныхъ» 1042 . Как нам уже известно, Синод рассмотрел Представление архиепископа Сергия и издал указ, предписывающий преосвященным всех епархий прислать сведения о своих местночтимых канонизированных угодниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010