После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, священник трижды произносит приветствие: «Христос воскресе». Народ трижды отвечает: «Воистину воскресе». Хор поет тропарь: «Христос воскресе...» (трижды), «И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению», а затем многолетие. Пасхальные часы Они поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. На Светлой седмице 1-й час поется после утрени, 3-й и 6-й часы – перед литургией, 9-й час – перед вечерней. 1-й час во всю Светлую седмицу начинается сразу после утрени. Возглас священника: «Благословен Бог наш...» 201 . Хор поет тропарь: «Христос воскресе...» (трижды), «Воскресение Христово видевше...» (трижды), ипакои: «Предварившия утро...», кондак: «Аще и во гроб...», тропарь: «Во гробе плотски...», «Слава» – «Яко Живоносец...», «И ныне» – «Вышняго освященное Божественное Селение...», «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь», «Христос воскресе...» (трижды), «Слава, и ныне, Господи, помилуй (3), благослови». Иерей – отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый...». Так же поются 3-й, 6-й и 9-й часы 202 . 3-й и 9-й часы начинаются возгласом священника: «Благословен Бог наш...», 6-й и 9-й часы оканчиваются отпустом 203 . Во время пения пасхальных часов совершается проскомидия, и бывает обычное каждение. Тотчас за ними совершается литургия св. Иоанна Златоуста 204 . Литургия Литургия в день Св. Пасхи бывает «порану», «труда ради бденнаго». Начало литургии 205 – такое же, как и пасхальной утрени. Диакон: «Благослови, владыко». Священник: «Благословенно Царство...». Хор: «Аминь». Затем священник перед Престолом, имея в левой руке Крест и трисвечник, а в правой – кадило, и диакон на Горнем месте со свечой поют трижды тропарь: «Христос воскресе...». Хор трижды повторяет. Далее священнослужители поют стихи: «Да воскреснет Бог...». Хор после каждого стиха поет один раз тропарь: «Христос воскресе...». Священник с диаконом в это время совершает каждение Престола, алтаря, иконостаса и народа. При каждении народа священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Поскольку день без Литургии, то некое литургийное окончание должно быть. Поэтому после молитвы «Всесвятая Троице» поется «Буди имя Господне» (трижды с тремя поклонами). «Слава, и ныне», 33-й псалом. В некоторых уставах есть указание о том, что после этого псалма читается псалом 144 (если поставляется трапеза). В некоторые дни Великого Поста (понедельник, вторник и четверток первой седмицы не положено поставлять трапезу, ниже ясти, и тогда псалом 144 не читается). Этот псалом – если угодно, предначинательный псалом чина о панагии, т. е. молитва перед обедом. В современной практике от него осталось два стиха: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения». Далее священник: «Премудрость». Лик: «Достойно есть» до половины. Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик: «Честнейшую» (фактически допевается «Достойно есть»). Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». «Слава, и ныне», «Господи помилуй» (трижды), «Благослови». Священник читает отпуст, причем на нем поминаются святые как уходящего, так и наступающего дня. Почему? Потому что этот отпуст относится не только к вечерне, на которой пелись стихиры наступающего дня, но и к 3-му, 6-му, 9-му Часам и Изобразительным, поскольку первый возглас: «Благословен Бог» был только перед 3-м Часом, а на Изобразительных читался кондак святоло Минеи уходящего дня. Поэтому и приходится на отпусте помянуть и тех, и других. По отпусте лик поет Многолетие. Остается пояснить, каким образом поются стихиры на «Господи, воззвах». Поется шесть стихир. В период пения Октоиха была разные слуаи: если малый святой, то это были три стихиры Окоиха и три – Минеи; если шестеричный святой – то все шесть стихир – Минеи; если два малых святых, то все шесть стихир – Минеи. То есть Октоих отменялся, когда была в этом необходимость. Почему? Потоу что стихиры Октоиха повторяются каждый восемь недель, а здесь полагается петь вместо Октоиха Триодь, а стихиры Триоди, если мы их пропустили, повторяются только через год (плюс-минус несколько недель, т.к. Триодь – передвижной цикл). Такие уникальные песнопения в годовом круге никогда не отменяются. Так что в любом случае поются три стихиры Триоди и три стихиры Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Последование в акафистову песнь (см. Акафист). Похвала. Похвалою называется многолетие, которое на литургии при архиерейском служении произносит архидиакон, во-первых, по входе архиерея в алтарь перед пением Трисвятого. Похвала начинается словами: «Святейший правительствующий Синод на многая лета», далее: «Благочестивейшаго, Самодержавнейшего Государя нашего Императора (имя рек) на многая лета», и т.д.; во-вторых, по освящении Даров протодиакон начинает похвалу так: «Святейший Правительствующий Синод и Преосвященнаго (имя рек), приносящаго святые Дары сия Господеви Богу нашему» и т.д. Похвалы в Великую субботу на утрени. Похвалами (τ γκμια) называются краткие молитвословия Великой субботы в прославление Господа умершего и погребенного, которые поются или читаются за каждым стихом 17 кафизмы. Кафизма разделена на три части, или статии. Каждая из них оканчивается там, где в Псалтири «Слава», где чтец перестает читать, а лик поет: «Слава и ныне», «Аллилуиа». Похвалы называются в церковном Обиходе нотного пения тропарями. Правило (канон), в книге Правильник слово «правило» (κανν) заменяет собою название «служба» или слова «стихиры и канон». Например, в Акафистнике написано: «Служба Святым Апостолам», в Правильнике то же самое озаглавлено так: «Правило Святым Апостолам», в Каноннике надписано: «Стихиры и канон Кресту», а в Правильнике над тем же озаглавливается: «Правило Честному кресту». Правило перед причащением. Под правилом перед причащением разумеются как изложение самих молптвословий, так и наставления к уготовлению себя к божественному причащению. Это правило печатается в некоторых Служебниках, в книге «Правило» (иначе Правильник), в Следованной Псалтири, отчасти в Каноннике. Праздника стихиры, канон, в Типиконе и в других богослужебных книгах слово «праздник» употребляется для обозначения песнопений не всех праздников. Так, песнопения воскресные, находящиеся в Октоихе, для отличия их от песнопений других праздников, не обозначаются словом «праздника», а именуются «воскресными» (стихиры воскресны, канон воскресный). Точно так и песнопения праздника Пасхи называются «пасхальными» (стихиры Пасхи, канон пасхальный), а не носят названия праздника (т.е. не обозначаются так: «стихиры праздника» и т.д.). Название «праздника» усвоено песнопениям тех праздников, коих службы находятся в Минее и в Триодях Постной и Цветной, в дни пения Цветной Триоди наименование «праздника» присоединяется и к тем песнопениям, которые поются в недели (воскресения), но содержат особые на каждую неделю воспоминания, именно: св. апостола Фомы, мироносиц, расслабленного и т.д. Выражения: «стихиры праздника», «канон праздника» – указывают на песнопения праздника недели апостола Фомы, мироносиц, расслабленного и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На хвалитех: «Всякое дыхание» (гл. 1) и стихиры воскресны на 4, после которых поются стихиры Пасхи со стихами «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Пасха священная нам днесь показася». При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с верующими из-за многолюдства обычно откладывается до конца службы. После стихир читается «Слово огласительное святого Иоанна Златоуста », начинающееся словами: «Аще кто благочестив и боголюбив». В этом слове на основании притчи о работавших в винограднике ( Мф. 20, 1–16 ) все призываются насладиться светлым торжеством и войти в радость Господа нашего. После этого пасхального слова поется тропарь святителю Иоанну Златоусту – единственное песнопение святому в службе Пасхи. Затем произносятся две ектении: «Помилуй нас, Боже» и «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви». После возгласа «Твое бо есть, еже миловати» диакон возглашает: «Премудрость». Хор: «Благослови». Настоятель: «Сый благословен Христос Бог наш». Хор: «Аминь. Утверди Боже». Настоятель с крестом в руке запевает: «Христос воскресе из мертвых» (вместо: «Слава Тебе, Христе Боже»). Хор допевает: «и сущим во гробех живот даровав». Настоятель с крестом совершает отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш». Такой отпуст творится на всех пасхальных службах. После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, настоятель трижды произносит приветствие: «Христос воскресе», и народ трижды отвечает: «Воистину воскресе». Хор поет тропарь: «Христос воскресе» (трижды). «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению». Затем хор возглашает многолетие Святейшему Патриарху. ПАСХАЛЬНЫЕ ЧАСЫ Пасхальные часы поются на Пасху и на Светлой седмице. На Пасхальной (Светлой) седмице 1 час поется после утрени, 3 и 6 часы – перед Литургией и 9 час – перед вечерней. 1 час. После возгласа: «Благословен Бог наш» хор поет тропарь: «Христос воскресе» (трижды); «Воскресение Христово видевше» (трижды); ипакои: «Предварившия утро яже о Марии»; кондак: «Аще и во гробе снизшел еси, Безсмертне»; тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог»; «Слава»: «Яко Живоносец, яко рая краснейший»; «И ныне»: «Вышняго освященное Божественное селение, радуйся»; «Господи, помилуй» (40); «Слава, и ныне»: «Честнейшую Херувим»; «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших». Хор: «Аминь. Христос воскресе» (трижды); «Слава, и ныне»; «Господи, помилуй» (3); «Благослови».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». В храме Богородицы – кондак дневной: «Архистратизи Божии…», кондаки Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – кондак дневной: «Архистратизи Божии…», кондак храма, кондаки Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Примечание. Если на утрене кондак святого отсутствовал, то на изобразительных он также не глаголется. Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, ущедри ны…», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице…». «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 33-й: «Благословлю Господа…» (весь до конца). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до слов: «…и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст. Поются многолетны. Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время . 1 В Минее неточность: седален преподобного «Тученосный облак…» – 8-го гласа (ср.: Минея-Май. Киев, 1893. Л. 251 об.). 2 Богородичные стихиры обычно входят в состав служб, на которых поется «Аллилуия», и поются первыми. 3 Три великих поклона полагаются здесь в понедельник (т. е. в воскресенье вечером) и в 1-й день Рождественского поста (т. е. накануне 1-го дня поста вечером); в остальные седмичные дни (вторник – пятница), если случится аллилуйная служба,– 16 поклонов. 4 Конечное Трисвятое отменяется из-за сокращения (с 16-ти до 3-х) количества поклонов. В прочие дни при совершении аллилуйного богослужения конечное Трисвятое произносится. 5 В Минее неточность: седален преподобного «Тученосный облак…» – 8-го гласа (ср.: Минея-Май. Киев, 1893. Л. 251 об.). 6 По мнению В. Розанова (см.: его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 490–491), мученичен по 6-й песни канона предваряется стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», который также заимствуется из седальнов по 2-м стихословии. 7 Изобразительны, по традиции, совершаются при открытой завесе царских врат. 8 Вечером в сам день совершения аллилуйной службы 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный…» и обычного начала). Рекомендуемые записи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

мощи, молящиеся подходят под окропление св. водой и для целования мощей. По окончании молебна совершается литургия архиерейским чином (литургия имеет те же отличия, что и в большие праздники, к ним прибавляются моменты, характерные для греч. архиерейского богослужения ) и бывает праздничная трапеза с чином о панагии и (кроме Господских праздников) вкушением колива. По окончании трапезы в храме поют многолетие возглавлявшему службу архиерею (по обычному чину встречи архиерея) (Ibid. Σ. 110-124). Следующий за панигирем день посвящен поминовению ктиторов мон-ря. Богослужение, как и на сам панигирь, возглавляет архиерей; вечером в день панигиря совершается великая вечерня со входом, на к-рой поются стихиры попразднства или повторяются стихиры из праздничного последования; вслед за вечерней всем присутствующим в храме раздают свечи и служится полная заупокойная панихида с пением непорочных и канона и благословением колива; на следующий день бывает архиерейская литургия (Ibid. Σ. 127-132). Церковный год (Отмечены только отличия афонской практики от рус.). Триодный цикл на А. начинается с обряда изнесения Триоди в субботу перед Неделей о мытаре и фарисее. Чин прощения в Прощеное воскресенье происходит во время стиховных стихир и соединяется с обычным чином целования икон. В будние дни Великого поста порядок служб следующий: утреннее богослужение начинается в обычное время и состоит из полунощницы (кроме понедельника 1-й седмицы поста), утрени и 1-го часа; ок. 16 ч. (по т. н. визант. времени) совершаются 3-й и 6-й часы; ок. 19 ч. (по т. н. визант. времени) начинается вечернее богослужение, состоящее из 9-го часа, изобразительных и вечерни (когда положено - с литургией Преждеосвященных Даров); наконец, ок. 22 ч. (по т. н. визант. времени) бывает великое повечерие (Ibid. Σ. 180-186). На великом повечерии во время пения «    » пономарь совершает каждение кацеей; Великий канон прп. Андрея Критского на повечериях в 1-ю седмицу поется после «Слава в вышних», начиная со 2-й седмицы здесь поются последования тех святых, чья память попала на Страстную или Светлую седмицы (Ibid.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

По прочтении молитвы «Владыко многомилостиве Господи», настоятель испрашивает прощения у народа, земно кланяясь на три стороны, потом выносит св. крест, к нему прикладываются члены причта и народ, испрашивая прощения у настоятеля и взаимно друг у друга. Во время прощания поются стихиры и канон Пасхи. На первой неделе Великого поста в Лавре и во всех храмах Петрограда, в 6 час. вечера, с особым вниманием должно совершаться великое повечерие и чтение канона св. Андрея Критского . В уездных городах и селах время совершения вечерни и повечерия с каноном устанавливается применительно к местным условиям». Еще более подробно митрополит проинструктировал духовенство по поводу богослужений первого воскресенья Великого поста, дня, который с IX века был предназначен для празднования торжества Православия над еретическими учениями: «Во всех храмах Петрограда и епархии в этот день, после поздней литургии, пред вынесенными на средину храма иконами Спасителя и Божией Матери должны быть отслужены молебные пения об обращении заблудших, с совершением, после прочтения Евангелия, крестного хода вокруг храма, с остановками и осенением крестом на четырех сторонах. По отпусте молебна возглашается многолетие Всероссийскому Церковному Собору, Великому Господину нашему Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону, Епархиальному Митрополиту, Святейшим Патриархам православным, Митрополитам, Архиепископам и Епископам и всему освященному причту – «вечную память»: Преосвященному Митрополиту Владимиру, протоиереям – Иоанну [Кочурову – авт.], Петру [Скипетрову – авт.] и всем, за веру православную, Церковь Святую убиенным. Третье многолетие: ревнителям и защитникам Церкви православной и всем послушным и верным чадам ея подаждь Господи мир, здравие, спасение и во всем благое поспешение и многая лета». Сам митрополит совершал 24 (11) марта литургию и молебное пение («чин») Недели Православия в Исаакиевском кафедральном соборе в сослужении епископов Геннадия, Анастасия, Артемия и Прокопия, пригласив к обязательному участию в молебне по одному священнику из многоклирных причтов города. По благословению митрополита текст анафематствования, входящего в «чин Православия», претерпел существенные изменения: была опущена анафема тем, кто не верит, что цари православные возводятся на престол по особливому соизволению Божию, и возглашена анафема «восстающим на Церковь » 701 . Вечером в тот же день митрополит Вениамин приехал в кафедральный собор на первую пассию. Богослужение в воспоминание Страстей Христовых совершалось здесь впервые. Перед началом службы владыка обратился к молящимся со словом, в котором рассказал об ее возникновении в юго-западном крае во время гонений на церковь православную. «Ныне также открылось гонение. Многие православные храмы закрыты, другие поруганы. Богослужение должно укрепить и утешить всех, кто страдает от гонения на веру» 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21 ноября по старому стилю празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы. Предпразднство с 20 ноября, отдание 25-го. Уникальность отдания Введения в том, что это единственный праздник в Типиконе, отдание которого соединяется со службой святым. Обычно в отдание служба святому откладывается, и только на отдание Введения празднуется память святых. Праздник Введения упоминается достаточно рано, с IV в., и он также основан на Предании, на Протоевангелии Иакова. Богослужебные тексты пересказывают подробности событий этого праздника, однако снова очень ярко выражена христоцентричность почитания Пресвятой Богородицы в православии. Конечно же, это проявляется прежде всего в тропаре и кондаке. Вспомним тропарь Рождества: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш...», – мы празднуем Твое рождество, потому что из Тебя родился Христос, Который, как солнце, осветил весь мир. Тропарь Введения: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание – в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...» В кондаке Богородица называется «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева». Очень интересные слова в каноне Введения сказаны о Пресвятой Богородице: «Трилетствующая телом и многолетствующая духом, ширшая Небес и Горних сил превышшая, да восхвалится песньми Богоневестная» (5-й тропарь 3-ей песни канона). Вы помните, что, по Преданию, Пресвятой Богородице было тогда три года. «Трилетствующая телом и многолетствующая духом» – вот какие интересные слова нашли гимнографы для прославления Божией Матери. Со Введением во храм Пресвятой Богородицы связан один момент, он имеет отношение к предпразднству Рождества Христова. Еще раньше, шесть или семь дней назад, начался Рождественский (или Филиппов) пост, а с Введения, как всем известно, начинается пение рождественской катавасии, начальные слова первого ирмоса которой: «Христос раждается, славите, Христос с Небес, срящите...». Катавасия – это цикл ирмосов, которые поются в конце каждой песни канона на праздничной службе. И катавасии Господских праздников являются своеобразным предпразднством, т.е. пение катавасии Господской назначается на период, когда Церковь готовит нас к следующему Господскому празднику.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  21 ноября по старому стилю празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы . Предпразднство с 20 ноября, отдание 25-го. Уникальность отдания Введения в том, что это единственный праздник в Типиконе, отдание которого соединяется со службой святым. Обычно в отдание служба святому откладывается, и только на отдание Введения празднуется память святых. Праздник Введения упоминается достаточно рано, с IV b., и он также основан на Предании, на Протоевангелии Иакова. Богослужебные тексты пересказывают подробности событий этого праздника, однако снова очень ярко выражена христоцентричность почитания Пресвятой Богородицы в православии. Конечно же, это проявляется прежде всего в тропаре и кондаке. Вспомним тропарь Рождества: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш…» — мы празднуем Твое рождество, потому что из Тебя родился Христос, Который, как солнце, осветил весь мир. Тропарь Введения: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание — в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает…» В кондаке Богородица называется «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева». Очень интересные слова в каноне Введения сказаны о Пресвятой Богородице: «Трилетствующая телом и многолетствующая духом, ширшая Небес и Горних сил превышшая, да восхвалится песньми Богоневестная» (5-й тропарь 3-ей песни канона). Вы помните, что, по Преданию, Пресвятой Богородице было тогда три года. «Трилетствующая телом и многолетствующая духом» — вот какие интересные слова нашли гимнографы для прославления Божией Матери. Со Введением во храм Пресвятой Богородицы связан один момент, он имеет отношение к предпразднству Рождества Христова. Еще раньше, шесть или семь дней назад, начался Рождественский (или Филиппов) пост, а с Введения, как всем известно, начинается пение рождественской катавасии, начальные слова первого ирмоса которой: «Христос раждается, славите, Христос с Небес, срящите…» Катавасия  — это цикл ирмосов, которые поются в конце каждой песни канона на праздничной службе. И катавасии Господских праздников являются своеобразным предпразднством, т. е. пение катавасии Господской назначается на период, когда Церковь готовит нас к следующему Господскому празднику.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

На 1-м часе – кафизмы нет . Тропарь праздника. Стихи часа: «Стопы моя направи…» и «Да исполнятся уста моя…» – читаются . По «Отче наш…» – кондак праздника. После возгласа: «Боже, ущедри ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воеводе…». Отпуст великий, и многолетны. Примечание. «В 3-й же час дне исходим со кресты с литиею вне монастыря, и возвращшеся входим в трапезу, и поем час 3-й и 6-й с кафизмами, без поклонов… На часех же в кампан не ударяем» (Типикон, 25 марта). На 3-м часе – кафизма 19-я. На 6-м часе – кафизма 20-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизмы нет. На всех часах – тропарь праздника, по «Отче наш…» – кондак праздника, конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) . На изобразительных «Во Царствии Твоем…» и прочее читается «скоро» (без пения и без поклонов). Конечные молитвословия изобразительных следующие : «Ослаби, остави…»; по «Отче наш» – кондак праздника, глас 8-й; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…», возглас: «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами), молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста ) совершается «без кафизмы, и без поклонов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство…», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся» (трижды) и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010