Затем произносятся сугубая и просительная ектения. После возгласа: «Твое бо есть, еже миловати...» диакон произносит: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник «Сый благословен Христос Бог наш...». Хор: «Аминь. Утверди, Боже...», после чего вместо возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». Настоятель с Крестом в руках, но без трисвечника совершает отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, настоятель трижды произносит приветствие: «Христос воскресе!». Народ трижды отвечает: «Воистину воскресе!». Хор поет тропарь Пасхи (трижды), затем – «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению» и обычное многолетие. Пасхальные часы Они поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу: 1-й час – после утрени, 3-й и 6-й часы – перед литургией и 9-й час – перед вечерней. 1-й час начинается сразу после утрени. Священник произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Хор поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), «Воскресение Христово видевше...» (трижды), ипакои: «Предварившия утро яже о Марии...», кондак: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне...», тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог...», «Слава»: «Яко Живоносец, яко рая краснейший...», «И ныне»: «Вышняго освященное Божественное селение, радуйся...» «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую…», " Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь. Христос воскресе...» (трижды), «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Иерей творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый...» (святые на отпусте не поминаются во всю седмицу). Так же поются 3-й, 6-й и 9-й часы, причем 3-й и 9-й часы начинаются возгласом священника: «Благословен Бог наш...», а 6-й и 9-й часы заканчиваются отпустом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

«Свете тихий» читается, причем ни отверствия царских врат, ни входа с кадилом не бывает. Таже иерей пред царскими вратами возглашает прокимен дне, который указывается на каждый день седмицы в служебнике и в часослове. После прокимна читается: «Сподоби, Господи». До молитвы «Сподоби, Господи», молитвословия вечерни относились несколько и к окончанию дня проходящего; с молитвы же «Сподоби, Господи», они принадлежат уже наступающему дню. Поэтому в посту после «Сподоби, Господи», прекращаются поклоны, если следующий день праздничный, и наоборот начинаются поклоны, если со следующего дня начинается пост. Далее следует – Просительная ектения «Исполним вечернюю молитву…» с заключительным возгласом ее: «Яко благ и Человеколюбец Бог еси…» Затем иерей преподает " Мир всем», лик ответствует: «И духови твоему», диакон: «Главы наша Господеви приклоним», и иерей чтет тайно Молитву главопреклонения, заключая вслух возгласом: «Буди держава Царствия Твоего благословенна…», и поются Стихиры на стиховне из Октоиха с припевами, указанными в часослове. Если предпразднство или попразднство, то поются стихиры предпразднства или праздника из Минеи. Затем Слава, стихира Минеи, если она есть, И ныне, богородичен или крестобородичен накануне среды и пятницы, или же стихира предпразднства или праздника из Минеи. «Ныне отпущаеши». Трисвятое по «Отче наш», после чего иерей: «Яко Твое есть Царство…» и поется Тропарь, и Слава, и Ныне, богородичен или в дни попразднства тропарь праздника. Сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», заключающаяся возгласом иерея: «Яко милостив и Человеколюбец…« Возглас диакона: «Премудрость!» на что лик поет «Благослови!» а иерей возглашает «Сый благословен Христос Бог наш….» Лик поет: »Аминь» и «Утверди, Боже, святую православную веру….» Иерей возглашает: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» и далее, великий отпуст. После отпуста вседневной вечерни, так же, как после отпуста и малой вечерни и великой, поется многолетие. 9. Малое повечерие После вседневной вечерни, так же, как и после великой вечерни, когда не положено всенощного бдения, совершается Малое повечерие (в монастырях оно бывает обычно после вечерней трапезы, перед отходом ко сну и соединяется с чтением молитв на сон грядущим). Малое повечерие служится в течение почти всего года; только в будничные дни Великого Поста, исключая среду и пятницу 5-ой седмицы, да во вторник и четверг сырной седмицы, вместо малого совершается Великое Повечерие. Порядок малого повечерия следующий:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Иерей: Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Иерей: Мир всем. Хор: И духови твоему. Диакон: Главы наша Господеви приклоним. Хор: Тебе, Господи. Иерей: Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Диакон: Премудрость. Хор: Благослови. Иерей: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан во век века. Иерей держа Крест с трисвечником поет в алтаре со всем духовенством:  Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ// Хор: И сущим во гробех живот даровав. Пасхальный отпуст. Иерей выйдя на амвон с крестом и трисвечником:  Христос воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый: истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. И осеняет предстоящих Крестом и трисвещником на три стороны, громко произнося при каждом осенении: Иерей: Христос воскресе! Люди: Воистину воскресе! Хор: Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ//и сущим во гробех живот даровав.  И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению. Многолетие: Хор: Великаго Господина и Отца нашего Кирилла,/Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси,/и Господина нашего (Высоко-) Преосвященнейшаго (имярек),/(архи-)епископа (митрополита (титул)),/богохранимую страну нашу Российскую,/настоятеля, братию и прихожан святаго храма сего/и вся православныя христианы,//Господи, сохрани их на многая лета. И сразу поются часы Пасхальные: Пасхальные часы: Часы Пасхальные поются полностью. Иерей: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.

http://foma.ru/posledovanie-pashalnogo-b...

В каноне на утрени ирмос служит связью между стихами песней Священного Писания и тропарями канона (см. о каноне и о песнях Св. Писания). Исходное последование есть последование погребения. Оно содержится в Требнике. На исход души последование называется обыкновенно «отходною». Канон и молитва – в Требнике. Ис полла ети деспота (ες πολλ τη δσποτα) – пение греческое – означает по-русски: «На многия лета, господин». Это многолетие поется архиерею при архиерейском служении во время благословения им народа. Иногда, например, по входе архиерея во храм для служения литургии и после облачения его, многолетие ему поется более пространно, именно: «Тон деспотии ке архиереа имон кирие филатте ис полла ети деспота» (Τν δεσπτην κα ρχιερα μν Κριε θλλαττε ες πολλ τη δσποτα, т.е. «господина и архиерея нашего сохрани, Господи, на многия лета»). Слова «ис полла ети деспота» поются трижды. Прочие слова – однажды. Кадила молитва произносится иереем каждый раз перед каждением, которое совершает он или диакон. Эта молитва содержится в Служебнике в чине проскомидии. Канонарх и канонархания устав. Канонархом в монастырях называется тот чтец или певец, который каждый стих стихир на «Господи воззвах», стихир на стиховне, стихир на хвалитех и на блаженнах говорит один громким голосом. За канонархом тот же стих повторяют певцы одного лика или клироса; потом канонарх говорит таким образом другую стихиру по стихам ее, и ее поют певцы другого лика. Когда же достигнут стихиры, написанной на последний стих, положенной Уставом (в стихирах на «Господи воззвах» – всегда стихиры на стих: «Яко утвердися милость Ею на нас»), тогда оба лика собираются на средину храма и уже вместе поют каждый стих стихиры, сказываемый канонархом. Пение такого рода Устав обозначает словом «канонархат». Название «канонарх» происходит от греческих слов: «κανν» – «правило, установление, устав» и ρχων – «начинатель», и означает начинатель установленного (пения). Канон. Словом канон (κανν – «правило») в богослужебных книгах называется песнопение, которое составлено определенным образом, по известному правилу, состоит из соединения в одно целое нескольких песней (δ), или од, а именно: девяти, восьми, четырех, трех или даже двух.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По-русски ирмос сей значит: «Рука не освященных отнюдь да не касается одушевленного кивота Божия; уста же верных, воспевая неумолчно воззвание ангела к Богородице, в радости да восклицают: истинно выше всех Ты, Дево, чистая. Тропарь по-славянски по-русски Днесь благоволения Божия предображение, и человеком спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение. Сего дня предначинание благоволения Божия и проповедание спасения людям; в храме Божием Дева ясно является и предвозвещает всем Христа. Ей и мы громким гласом воззовем: Радуйся исполнение Создателева домостроительства. Величание Величаем Тя, пресвятая Дево, Богоизбранная отроковице, и чтем еже в храм Господень вхождение Твое. 4. Рождество Христово В навечерие праздника (сочельник 136 , совершаются отдельно от литургии царские часы) 137 . Называются они так оттого, что в древности присутствовали на них греческие цари, которым тогда с особенным обрядом произносили многолетие. На каждом часе (1-м, 3-м, 6-м и 9-м) читаются ветхозаветные пророчества о пришествии на землю Искупителя мира, места из посланий апостольских и евангелия, указывающие на исполнение сих пророчеств. На конце часов в некоторых храмах возглашается многолетие с произнесением полного царского титула. Литургия совершается после полудня вместе с вечернею 138 . В самый праздник всенощное бдение начинается великим повечерием 139 , так как вечерня совершалась уже в навечерие праздника. На повечерии, в знак радости верующих об Еммануиле – Боге, поется торжественно песнь: с нами Бог! На литургии поются антифоны, или пророческие о Рождестве Христовом, песни с новозаветными припевами, поемые на обеих клиросах попеременно. Вместо «трисвятого» поется песнь: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия 140 . Вместо «Достойно есть» поется, с припевом праздника, ирмос 9-й песни праздничного канона: Любити убо нам яко безбедное страхом удобее молчание, любовию же Дево, песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть: но и мати силу, елико есть произволение даждь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В неделю Сыропустную. Из Октоиха воскресны 4. Восточна 1. Триоди 4: а) Увы мне... б) Ст.: Исповемся тебе... и: Поприще добродетелей... в) Ст.: Возвеселюся..., и: Адам из рая... г) Ст.:Воскресни, Господи... и: Приспе время... Слава – Триоди; Приспе время... Из Октоиха воскресны 4. Праздника 4, с припевами праздника.Триоди 1: стих.: Воскресни, Господи... и: Адам из рая. Слава – Триоди: Приспе время... Октоиха воскр.4. Праздника 4 (в том числе песнопение с надписью: Слава). Триоди 1: ст.: Воскресни, Господи... И самогласна стихира Триоди дне (Адам из рая). Слава, другая стихира (Приспе время... Песнопения: Адам из рая... и Приспе время..., в Тип. не поименованы; но они указаны 24 февр., Тип., л. 188). Из Октоиха воскресны 4. Святаго 4. Триоди 1: стих.: Воскресни, Господи... и: Адам из рая... Слава – Триоди: Приспе время... Во все недели И ныне, Преблагословенна еси... Слава тебе, показавшему... Слава в вышних Богу... (поется). По трисвятом – один воскресный тропарь. Ект.: Помилуй нас, Боже... Возгл.: Яко милостив... Аминь. Ект.: Исполним утреннюю молитву... Возгл.: Яко Бог милости... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Возгл.: Твое бо есть еже миловати... Аминь. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Исхождение в притвор при пении: Слава, и ныне, и стихиры евангельской (от сей нед. до нед. Всех святых поются все 11 еванг. стихир). Оглашение Студитово. Тропарь св. Феодора: Православия наставниче... без богородична и 1-й час, по окончании которого малый отпуст. Примеч. 1. В послед. нед. Мытаря и Фарисея, Тип., л. 296 на об., сказано: По отпусте утрени «обычная лития в притворе, в ней же поем Слава, и ныне, стихиру утреннюю евангельскую. И час 1-й». Здесь под литией не разумеется заупокойная лития, а просто только выход в притвор, сопровождаемый пением евангельской стихиры и предназначенный для произношения (в притворе) и слушания Оглашения Студититова, пения тропаря Феодора Студита и чтения 1 часа (ср. послед. нед. Антипасхи, Тип., л. 359, где сказано: «литии, сиречь, исхождения в притвор».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

И поем тропарь святителя, глас 8: Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши благодать,/вселенную просвети;/не сребролюбия мирови сокровища сниска,/высоту нам смиренномудрия показа,/но твоими словесы наказуя,/отче Иоанне Златоусте,//моли Слова Христа Бога спастися душам нашим. Посем диакон глаголет ектению сугубую: Помилуй нас, Боже: Лик: Господи помилуй. (Трижды.) Возглас: Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси: Лик: Аминь. И ектению просительную: Исполним утренюю молитву нашу: Возглас: Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу возсылаем: Мир всем: Главы наша Господеви приклоним. Иерей: Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем: Лик: Аминь. Диакон: Премудрость. Лик: Благослови. Иерей: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Утверди, Боже,/святую православную веру православных христиан/во век века. Таже настоятель, держа крест, поет: Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ. Лик: И сущим во гробех живот даровав. И абие настоятель глаголет отпуст: Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Таже, крест возвышая, глаголет: Христос воскресе. (Трижды.) И мы отвещаем на каждое: Воистинну воскресе. Таже весь тропарь поем: Христос воскресе. (Трижды.) И по нем пением кончим: И нам дарова Живот вечный,/покланяемся Его тридневному Воскресению. Посем многолетны: Великаго Господина: и целуем крест, держимый в руке настоятеля. И час первый. Лития в сий день не бывает. О часех Святыя Пасхи и всея светлыя седмицы Подобает ведати, яко от сего дне Святыя и Великия Недели Пасхи, даже до субботы, часы и повечерне сице поются. Наченшу иерею: Благословен Бог наш: Христос воскресе: (Трижды.) Таже, глаголем трижды: Воскресение Христово видевше,/поклонимся Святому Господу Иисусу,/Единому Безгрешному./Кресту Твоему покланяемся, Христе,/и святое Воскресение Твое поем и славим:/Ты бо еси Бог наш,/разве Тебе иного не знаем,/Имя Твое именуем. Приидите, вси вернии,/поклонимся святому Христову Воскресению:/се бо прииде Крестом радость всему миру./Всегда благословяще Господа,/поем Воскресение Его:/распятие бо претерпев,//смертию смерть разруши.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Падение» в монашеском словаре – это технический термин. Он означает особо тяжкий греховный поступок. Чаще всего в аскетических текстах этим словом описывают нарушение обета целомудрия. Человек стоял и вдруг упал. Люди ходят на двух ногах. Животные передвигаются на четырех. Гады ползают на чреве, пресмыкаются. Однако значение слова «падение» еще драматичнее: греческое «птосис», которое мы и переводим словом «падение», указывает еще и на убитых в сражении. «Птосимос» – павший, сраженный, убитый, труп. «Падение», «павший» – из военного лексикона. Христианин сражается «против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Перед началом монашеского пострига настоятель, как бы проверяя решимость инока, бросает к ногам постриженика ножницы. Будущий инок поднимает их и решительно вкладывает в руки настоятеля. Это повторяется трижды. Потом настоятель делает «последнее предупреждение» перед постригом: «Виждь Кому обещаваешися, и к Кому приступаеши, и кого отрицаешися». Принять постриг – бросить вызов дьяволу, открыто вступить в противоборство. Но монашеский постриг выстроен по образцу таинства Крещения. Каждый христианин – воин Христов, а значит, он в зоне риска, он – под огнем противника, он может оказаться в числе павших. Падение – еще не смерть, но смертельное ранение. В падении можно жить. Но грех – это «черная дыра», которая вытягивает из человека силы жить. Грех способен превратить живого и жизнерадостного человека в трупоносца, в мертвеца среди живых. Нет в грехе радости. Нет там жизни. Одна иллюзия и обман. И если вдруг случится чудо, и откроются у человека глаза, первое, что он увидит – мертвец. Я – труп среди трупов. Живу по привычке, двигаюсь по инерции, а жизни давно нет, она незаметно вытекла куда-то, испарилась. Я не просто мертвец, я тот, кто нанес себе смертельные раны. Когда меня убивали, я помогал мучителям, я был на их стороне, я тот, кто их позвал. Причитания мертвеца, павшего на поле сражения, раненого, который еще способен звать на помощь – вот содержание канона Андрея Критского. На пятой неделе поста этот гимн покаяния повторяется снова, теперь уже в полном объеме. Эта красивейшая служба начинается еще с утра, потому что в среду на Преждеосвященной литургии поются знаменитые двадцать четыре покаянные стихиры Андрея Критского.

http://pravmir.ru/arhimandrit-savva-mazh...

Таже, Свете тихий: и глаголется прокимен паремии, глас 6. И чтение Бытия: Потом иный прокимен паремии, глас 5. И чтение притчей. Понеже во всю великую 40-цу вечера чтется едина паремиа, Бытия, 2-я притчей. Таже предстоятель: Сподоби Господи в вечер: и метания 3. Иерей: Исполним вечернюю молитву: И по возгласе, сошедшеся оба лика вкупе, поем триоди самогласен дне, дважды, глас 3: Постимся постом приятным: и мученичен в тойже глас. Слава, святаго, аще есть: аще же ни, Слава, и ныне, триоди. И творит канонарх обычный поклон в лики: такожде и оба лика против себе, и отступают на места своя. Посем, Ныне, отпущаеши: Трисвятое, и метания 3. По Отче наш, иерей возглас 8 по Амине, Богородице Дево радуйся: Поклон един. Слава, Крестителю Христов: И поклон. И ныне, Молите за ны: И поклон. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40, кротким гласом. Слава, и ныне, Честнейшую херувим: Именем господним: Иерей: Сый благословен: И молитва: Небесный Царю: И творим обычныя 17 поклоны с молитвою, якоже многажды предписася. И по сих начинает предстоятель трисвятое, и метания 3. По Отче наш, Господи помилуй, 12. И глаголет предстоятель молитву: Всесвятая Троице: И Буди имя Господне, трижды: и метания 3: И чтец, Слава, и ныне: и псалом: Благословлю Господа на всякое время: Посем, Достойно есть: и поклон. Посем другий лик поет: Слава, и ныне, Господи помилуй, трижды, благослови. И отпуст. И многолетны. Исходяще же в притвор, поем, якоже обычай, стихиру храма святаго. Глаголются же от иереа обычныя молитвы, и поминает усопшия: и бывает совершенный отпуст. Сие последование бывает светильничнаго, во всей святей 40-це, не сущей преждеосвященней: Не прияхом бо творити преждеосвященныя, даже до среды, за еже поститися по преданию всему братству: могущии же да пребудут постящеся до пятка. святыя же горы типик в первый убо день отнюд не повелевает ясти. Во вторник же, в среду и в четверток, ясти подобает по единой литре хлеба, и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом. [Смотри] Подобает ведати: яко в лавре преподобнаго отца нашего саввы, не поем повечерий в церкви, но в келлиах поем кийждо: тако бо прияхом. Во общежитиях же палестины поются повечерия сице:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При последних словах этой молитвы: «Молитвами Пречистыя Твоея Матере…», иерей поворачивается лицом к Иконе Богоматери, и лик поет, по обычаю: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых….» Затем иерей вновь славит Господа: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!» Лик поет: «Слава и ныне», «Господи, помилуй» трижды, «Благослови!» Иерей произносит Малый отпуст. Лик поет: «Аминь. Господи, помилуй» трижды, и этим всенощное бдение оканчивается. «О бдениих всенощных, бывающих чрез все лето» повествует нам шестая глава Типикона, которая насчитывает в году 52 воскресных бдения, а всего со всеми праздниками 68 бдений, оговариваясь, что, аще предстоятель произволит, могут быть бдения и в другие дни, а также неопустительно «должно есть бывати» бдению в день храмового праздника. Подробным образом устав всенощного бдения излагается в нескольких главах Типикона: главным образом в 2-ой и 3-ей главе а также в главах: 4-ой, 5-ой и 15-ой. В 48-ой главе Типикона изложен Месяцеслов во весь год, в котором помещены все так называемые «Марковы главы», в 49-ой главе устав Св. Четыредесятницы и в 50-ой главе устав Св. Пятидесятницы. В этих главах надо внимательно искать разрешения всех недоуменных случаев. 4. Служба полиелейная В дни так называемых «Средних» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах знаком креста, напечатанного красным цветом, совершается уже не Всенощное бдение, а служба, носящая название «Полиелейной». Эта служба во многом похожа на Всенощное бдение, но имеет и некоторые существенные отличия от него, так, прежде всего: В полиелейной службе Вечерня и Утреня не соединены вместе, а совершаются отдельно: Вечерня с вечера, накануне праздника, а Утреня утром; Непосредственно, перед вечерней читается 9-ый час (Малой вечерни не бывает). По окончании молитвы 9-го часа отдергивается завеса и священник исходит пред царские врата и начинает Вечерню возгласом: – «Благословен Бог наш…», и чтец: – «Приидите поклонимся… «далее предначинательный псалом 103-й не поется, а читается, отверстия царских врат и каждения не бывает; «Блажен муж»: поется только 1-ый антифон; На «Господи воззвах» стихиры бывают на 6, от произволения же на 8; все они берутся только из Минеи данному празднику; Стихиры на литии не поются, лития и благословение хлебов не совершается; После «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» поется Тропарь святого единожды, Слава, и ныне, богородичен воскресен по гласу тропаря, а, если предпразднство или попразднство, то, вместо богородична, Тропарь праздника. Затем диакон возглашает: «Премудрость!» Лик поет: «Благослови!» Иерей: «Сый благословен Христос Бог наш…» Лик: «Утверди Боже…» Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас…» и далее отпуст великий по дню (смотри Служебник). Лик: Многолетие. Такая вечерня носит название Великой вечерни.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010