Затем священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…», и новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву " Отче наш». Приносится общая чаша с вином, над которой священником читается молитва с просьбой о благословении «сочетающимся ко общению Брака». Священник, осенив чашу крестным знамением, троекратно подает ее сначала жениху, потом – невесте. Общая чаша символизирует такое соединение новобрачных, когда все без исключения радости и скорби – общие. Затем священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрыв их сверху епитрахилью и своей рукой, и трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. При этом поются торжественные тропари «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, ихже проповедь – Троица Единосущная». Круг, который молодожены трижды совершают вокруг аналоя, символизирует вечное шествие, которое началось для них в этот день. После этого священник снимает с супругов венцы, приветствуя их следующими словами: «Возвеличися, женише, яко-же Авраам, и благословися, якоже Исаак, и умножися, яко-же Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия». «И ты, невесто, возвеличися, якоже Сарра, и возвеселися, якоже Ревекка, и умножися, якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог». Затем следуют молитвы: «Боже, Боже наш.», «Отец, и Сын, и Святый Дух.» и «Молитва на разрешение венцов в осмый день», по окончании которых новобрачные поздравляют друг друга поцелуем. Произносится Отпуст, и новобрачных подводят к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери, и наоборот. Провозглашается многолетие новобрачным, и все присутствующие поздравляют их с бракосочетанием. Чинопоследование о второбрачных Такое последование совершается лишь в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если хотя бы один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование Брака. В чин о второбрачных добавляются две покаянные молитвы; в ходе совершения Таинства жениха и невесту не спрашивают о свободе их волеизъявления. Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Весьма вероятно, что от славления Благочестивейшаго Царя на часах они получили название царских (Тип., 25 дек.). В книге: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе», сказано о царских часах, что на них архиерей бывает в соборе, поют певчие стихиры на распев, псалмы говорит соборный диакон, а тропари сказывает канонархист; протопоп с протодиаконом отпущает часы (Чин свящ. и обряд., см. дек. 24-го дня). Название царские часы произошло от того, как пишет Куропоратор (О чиноположениях великой церкви и двора (гл. VI, 8, 11 и 12), что в придворной церкви на день Рождества Христова поются в присутствии Государя часы и многолетие Государю. Подобный обычай соблюдался и в день Богоявления и в Великий пяток (О служении и чиноположениях Правосл. Греко-Росс. Церкви, стр. 80). Эти часы истинно царские по торжественному величию духа, в них господствующего, по торжественному тону и священной важности, в которую они облечены (Чтения о церковн. словесн. Киев, ч. I, стр. 177, 178). 870 Аще есть литургия, Исповедание православной веры зде не глаголем, псалом же: «Благословлю Господа» глаголем на литургии по заамвонной молитве (Особая служба на Рождество Христово, л. 59 и 61). 871 При архиерейском служении, напр., в .Большом Успенском соборе в Москве, архиерей, пришел в церковь , входное по чину совершает, и знаменався у святых икон, облачается на месте; начало вечерни и псалом говорить сам архиерей, вечерних молитв не говорит, токмо: «Боже, Боже наш», да входную: «Вечер и заутра»; в паремии сидит у Царских врат в алтаре, на правой стороне, после паремий ектения малая, а возгласа не говорит; по сем: «Господи, спаси благочестивыя» и прочее; литургия Василия Великого . 872 Если в этот пяток, также и в пяток пред Богоявлением случится праздник храма, то царские часы совершаются особо, а потом литургия св. Иоанна Златоустог о (Церк. Вед., 1901 г. 4 апр., 15. См. ответы редакции, стр. 553). 873 Так как в навечерие Рождества Христова окончание службы приближается к позднему времени вечера, то и говорится, что в сочельник Рождественский не едят прежде явления звезды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

657 Трисвятое на Лигургии бывает двоякое, и поется двукратно: в первый раз на Литургии оглашенных, по входе в Алтарь с Евангелие ли: Святый Боже, Святый крепкий и проч.; во вторый, на Литургии верных, в каноне Евхаристии – которое называется песнию Серафимского, Победною; а у Святого Златоуста называется Таинственным песнопением священия (Μυςικον τα γιασμο μλος и Μελωδα μυςικ, книга 1, гл. 3, о соблазнившихся) онож от св. Германа Патриарха (в Тайнозрен. вещей Церковн.) называется Три-святое, от трикратно повторяемого слова: Свят, Свят, Свят Господ Саваоф. Почему и священием (γιασμος) называет его св. Златоуст. См. нижегл. 8, член 2. 658 Кондак (Κοντκιον) происходит от слова „Κοντς», краткий, сокрашенный, малый, и означает краткий стих или малую песнь, содержащую силу и значение совершаемого праздника, или похвалу памяти, отправляемой в тот день какого-либо святого. Первый творец копдаков есть св. Роман, воспевший первый кондак на амвоне в утреннюю Рождества Христова: Дева днесь Пресущественного рождает. – Смотри в житии его Октября 1 дня. Во время служения Архиерейского, последний кондак на Литургии поется в Алтаре самим Архиереем с Священнослужителями, как окончательный всего последования изобразительных; а потому всегда (кроме Господских праздников) и бывает он Богородичный; после этого Архиерей торжественно начинает самую Литургию возгласом: Яко Свят еси, Боже наш! 659 Почему Тропари и Кондаки после Антифонов поются или читаются, Николай, Архиепископ Фессалонитский, в Толковании Литургии, гл. 20, рассуждает: „как чрез Евангелие (во входе предносимое) знаменуется Христос (§ 44), то по показании Евателия престают уже Пророческие гласы (Антифоны), воспеваем же Нового Завета песнопения, и или Всесвятую Божию Матерь, или иных святых восхваляем, или Самого Христа поем“. 661 «Господи! спаси благочестивые!» какое намерение содержит ? Сие моление: Господи! спаси благочестивые! содержит и приветствие как собравшимся к слушанию Литургию Христианам, так и всем православным. Потому во время Архиерейского служения, после сего возглашения, бывает многолетие Святейшему Синоду, Государю со всею Высочайшею Фамилиею, Синклиту, Воинству и всем Христианам. Это приветствие в Чиновнике Архиерейского священнослужения на странице 33 называется великою похвалою. Оно в сие время Литургии возглашается: 1) потому, что Литургия, как всемирное моление и жертва мира, возносится о здравии и спасении всех их; 2) потому что уже наступает важнейшая часть славословия Божия, а именно, пение Трисвятого следовательно надобно напоминать молящимся, чтобы они все мысли и чувства свои устремили к таинственной святыне Богослужения, перед ними, с ними и для них совершаемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

По окончании литургии, в предшествии хоругвей и св. креста, с преднесением местно чтимых икон, крестный ход идет на поля, где в уготованном месте бывает моление по следующему чину, причем на столе помещаются: св. Евангелие, крест, 5 благословенных хлебов и елей, освященные на всенощном бдении. Совершается малое водосвятие по чину 1 августа и, по окончании его, самый «чин, бываемый на нивах», в следующем порядке. По обычном начале читаются псалмы: 104 («Исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его...») и 27 («К Тебе, Господи, воззову...»). По прочтении псалмов поются тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...» и пр. По окончании пения читает иерей молитву: «Господи, Боже наш, в начале создания Твоего сотворивый небо и землю...», которая заканчивается чтением псалма 67: «Да воскреснет Бог...», после которого священник читает «заклинания св. муч. Трифона». «Взем же иерей священную воду с елеем кропит ею все место, глаголя: «да отступят и исчезнут животныя сия от места сего окроплением воды сия священныя. Во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь», говорится в Требнике. При этом на практике в святую воду вливается освященный за всенощным бдением елей, и этою водою с св. елеем окропляются поля; клир поет «Подаждь утешение...» и др. песнопения (по Требнику Петра Могилы) . По возвращении крестного хода в храм произносится обычный отпуст, на коем воспоминаются св. мученики Трифон, Евстафий и Иулиан со святым дня. Практика старейших и опытных пастырей рекомендует пред отпустом читать в храме «молитву молебную на всякую литию» коленопреклонно и по отпусте возглашать обычные многолетия. Освященные хлебы раздробляются и раздаются предстоящим. Как совершать «Возследование молебное во время губительного мора скота»? В гл. 34 Дополнительного Требника киевского издания читаем: «Иерей первее повелевает людям оным, их же скоты умирают, чинно от всех грехов исповедитися и поколику мощно милостыню нищим творити и день един прежде совершения возследования сего постити и в молитвах паче иных дней упражнятися.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

В славяно-сербской Минее (декабрь–февраль) Афоно-Пантелеимон. мон-ря, относящейся к XIII–XIV в. и след. старшей, нежели вышеупомянутый греческий Евхологий Синод. 261 (XIV в.), мы впервые встречаемся с многолетствованием царя и игумена на рождественских часах. Часы, по этой рукописи, «поются» с «обычными» (повседневными?) псалмами; 1-й час с тремя тропарями совершается отдельно от прочих. Многолетствование так же, как и теперь, положено на 9-м часе, после произнесения канонархом последней, 12-й стихиры. Эта стихира исполняется с особенной торжественностью. Сначала канонарх прочитывает ее «в глас велик, на сред (храма), и по прочтен. обратитсе к вьстоку и ставит царя 3-щи гласом великим и егумена единущи», потом, на «Слава и ныне», он произносит ту же стихиру «по единой строце», и обе стороны повторяют за ним: конец стихиры, как канонарх, так и обе стороны, повторяютъ трижды. Самое многолетие возглашается так: «Многа лета створи Бог државному и с(вя)тому царю нашему, многа лета, – трищ. – Спаси, Христе Боже, и преподобнаго отца» (л. 12–14). Здесь невольно обращает на себя внимание особенная торжественность службы. Торжественность эта усиливалась еще обычным в древности произнесением ектений на царских часах, сообщавшим службе вполне песненный строй. – Употребление ектений на царских часах многократно засвидетельствовано не только в греческих и грузинских, но и в славянских рукописях, начиная с самых древних и кончая позднейшими. Особенно ясно говорится об этом в древне-славянском Часослове Моск. Типографской библиотеки 45/148. Здесь изложен весьма обстоятельный чин часов Рождества и Богоявления. В навечерие Рождества Христова все часы совершаются вместе. После псалмов – Слава и ныне, Аллилуиа 3. «Таж дьякон октенью великую, – и ерей взгласить», и сряду начинается пение трех тропарей в обычном порядке. Посем – богородичен часа. «Таж дьякон октенью малую, – ерей взгласить», и далее – прокимен и чтения. После евангелия, «таж дьякон: Исполним молитвы наша, – ерей взглас, – глаголем тропарь (обычный) Написася иногда»; а затем – «Стопы моя», и т. д. После обычного кондака – Господи помилуй 12; иерей: «Боже, ущедри ны». «И постой мало, молящеся себе тай. Ерей: Благословен Бог наш», – и начинается следующий час. Девятый час, после «Господи помилуй» 12, сменяется изобразительными (л.л. 180–183). – Псалмы в этом последовании – нынешние, тропари и чтения – тоже. Но стихи-припевы к тропарям на каждом часе разные.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

По окончании литургии, в предшествии хоругвей и св. креста, с преднесением местно чтимых икон. Крестный ход идет на поля, где в уготованном месте бывает моление по следующему чину, при чем на столе помещается св. Евангелие, крест, 5 благословенных хлебов и елей, освященные на всенощном бдении. Совершается малое водоосвящение по чину 1 августа и, по окончании его, самый «Чин, бываемый на нивах», в следующем порядке. По обычном начале читаются псалмы: 104 – «Исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его», заключающий в себе указание на милости Божии, явленные ветхозаветному Израилю, и 27 – «К Тебе, Господи, поззву», в котором выражается вера, что единственным спасением человека является Господь Бог. По прочтении псалмов поются тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и пр. По окончании пения читает иерей молитву: «Господи, Боже наш, в начале создания Твоего сотворивый небо и землю», которая заканчивается чтением 67 псалма: «Да воскреснет Бог», после которого священник читает «заклинание святого мученика Трифона». В этой заклинательной молитве именем Св. Троицы, небесных бесплотных сил и св. угодников изгоняется от нив все вредящее им, а в следующей тайной молитве умоляется милосердие Божие скоро отвратит праведно наносимое прещение на ны грех ради наших «Взем же иерей священную воду с елеем кропит ею все место, глаголя: да отступят и исчезнут животная сия от места сего окроплением воды сия священныя во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь», говорится в Требнике. При этом на практике в святую воду вливается освященный за всенощным бдением елей, и этою водою с св. елеем окропляются поля; клир поет: «Подаждь утешение» и др. Песнопения (по Требнику П. Могилы). По возвращении крестного хода в храм произносится обычный отпуст, на коем воспоминаются свв. мученики Трифон, Евстафий и Иулиан со святым дня. Практика старейших и опытных пастырей рекомендует пред отпустом читать в храме «молитву молебную на всякую литию» коленопреклоненно и по отпусте возглашать обычные многолетия. Освященные хлебы раздробляются и раздаются предстоящим. – Свящ. Н. Богословский (см. Свод узаконений и заметок по вопр. паст. пр. с. 154–156). О заклинании св. Трифона есть исследования А. И. Алмазова – «Святые покровители сельскохозяйственных занятий». Одесса 1904. Отзыв об этой книге см. в Библ. Листке при нашем журнале за 1904 г. вып. 8–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

XVII в. Акт провозглашения святым в торжественной обстановке подписывается в храме, богослужебный же чин состоит в следующем: как только весь Свящ. Синод соберется в церкви, на середину храма полагается Евангелие, поется тропарь («Благословен еси, Христе, Боже наш...») кондак праздника Троицы. Затем читается акт К. (γιοποησις) и подписывается всеми присутствующими членами Синода, поются тропари: «Святые мученики, иже добре страдавше», «Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша», «Иже во всем мире мученик Твоих». Если потребуется, когда речь идет об особо значимых святых, составляется особая служба, к-рая в дальнейшем будет использоваться в церквах. Также необходимо совершить перенесение мощей, если они сохранились, и намащение их св. елеем. Существует обычай совершать во время перенесения мощей всенощное бдение и торжественную литургию (Ορθοδοξα. 1931. Τ. 6. Σ. 284-285; Constantinos (Harissiadis). 1987. P. 123-124). В богослужебных книгах РПЦ нет к.-л. отдельного последования причтения к лику святых. После принятия решения о К. до дня прославления, как правило, продолжают совершаться панихиды об усопшем. В сам день прославления, во время Божественной литургии, после Малого входа, совершается последняя заупокойная лития (иногда лития предшествует литургии); по завершении пения «Вечная память» зачитывается акт о К. нового святого, а также его житие (может опускаться, если сведения о жизни святого содержатся в самом акте о К.). Затем под пение тропаря новопрославленному святому из алтаря выносится его икона и полагается посередине храма. Если были обретены мощи, полагается также рака с мощами. Предстоятель совершает первое молитвенное поклонение перед иконой и мощами (если таковые обретены), к святыне прикладываются присутствующие иерархи и сослужащее духовенство, после чего продолжается Божественная литургия с поминовением святого после освящения Св. Даров. По окончании литургии перед иконой святого совершается торжественный молебен с возглашением многолетия предстоятелю, иерархам, духовенству и всем православным христианам, сопровождаемый крестным ходом и проповедью.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

20 «И сие убо священник глаголя трижды, и воду рукою благословляет на кийждо стих» (Минея-Январь. Ч. 1. С. 230). 21 См.: Никольский К. , прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 831. 22 «В уставе Московских Патриархов, при указании чина водоосвящения, совершенного в навечерие Богоявления в 1668 году Патриархом Паисием, замечено: а в освящении Патриарх погружал Крест, а погружал на восток, не обращая к себе» (Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 831). 23 См.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993 р . С. 22; Сильченков Н. , свящ. Практическое руководство при совершении приходских треб. СПб., 1994 п . С. 257. 24 В уставной традиции (и в практике некоторых храмов) тропарь и кондак праздника перед зажженной свечой «посреде церкве» поют певцы. «По отпусте, или есть Литургия, или несть, поставляется свещник среди церкве, клирицы же, ставше оба лика вкупе, поют тропарь праздника. Слава, и ныне, кондак. По скончании же кондака многолетны, якоже обычно» (Минея, 6 января). 25 Ср.: Минея, 6 января. 26 «Ведомо же буди: Аще случится навечерие Богоявления в субботу или Неделю, пост не бывает, и тропари царских часов со чтениями в субботу и Неделю не поются, но поем часы царския прежде в пяток по обычаю, якоже указано на ряду. Глаголем же Символ веры , и псалом 33-й: Благословлю Господа… И отпуст. И в той день ядим сыр и яица» (Типикон, 5 января, «зри»). «Подобает ведати: Яко аще случится навечерие святаго Богоявления в субботу или Неделю, пост не бывает. Литургия же бывает Златоустаго во свое время по обычаю, якоже и всегда. И по отпущении Литургии в трапезу не ходим, но в притворе церковнем седшим нам, трапезарь дает по уломку хлеба коемуждо: или по малу хлебцу пшеничному, и мало смоквий и финик, и по единой чаше вина, яко да не наречется пост: ожидаем же вечерняго собора. Посем отшедше в келлии своя, безмолвствуем до времене вечерняго. Великаго же Василия Литургия совершается в самый праздник» (Типикон, 6 января, 2-е «зри»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

В Иерусалимском уставе Л. является обязательным ежедневным богослужением: по характеру она бывает вседневная (заупокойная) и воскресная, праздничная. Вседневная Л. Согласно 9-й гл. совр. Типикона, ежедневно вечернее и утреннее богослужение должно заканчиваться Л. По отпусте вечерни или 1-го часа и после того как пропеты многолетны, священник с кадилом в предшествии 2 свещеносцев исходит в притвор при пении стихиры храма. По окончании стихиры, если Л. служится после утрени, читается «Оглашение» прп. Феодора Студита (т. е. одна из бесед преподобного, посвященная порядку жизни в мон-ре; см.: Виноградов В. П. Уставные чтения. Серг. П., 1914), после к-рого поется тропарь преподобному. Затем священник, облачившись в епитрахиль , возглашает      , следует Трисвятое по «Отче наш», далее поются заупокойные тропари                        священник произносит заупокойную сугубую ектению, затем следуют возгласы и отпуст; по отпусте поется                    (Типикон. Ч. 1. Л. 22 об.- 23; также см.: Афанасий (Сахаров), сщмч. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 186-188). В связи с заупокойным характером этой службы она получила в рус. традиции название заупокойной Л. В греч. Церквах она называется «заупокойное Трисвятое» (νεκρ Þ σιμον τρισγιον). Эта Л. в установленное Типиконом время, как правило, не совершается, но в совр. практике РПЦ ее часто служат по окончании литургии, иногда по просьбе отдельных молящихся, т. е. по сути она превратилась в требу . Заупокойный характер этой Л., вероятно, обусловлен обычаем древних мон-рей (Студийского и афонских) погребать в притворе ктиторов мон-ря и совершать их ежедневное поминовение при выходе из храма после богослужения. На Светлой седмице Л. по окончании утрени совершается не в притворе, а вне монастыря; она сопровождается преднесением хоругвей, участники Л. также несут в руках Евангелие, крест и иконы - т. е. по сути Л. представляет собой крестный ход; это богослужение в отличие от вседневной Л. совершается по чину молебна с пением канона и чтением Евангелия (см.: Типикон. Ч. 2. Л. 471 об.). Л. на вечерне в составе всенощного бдения

http://pravenc.ru/text/литию.html

В воскресные дни Четыредесятницы совершается литургия святителя Василия Великого, которую служат всего лишь 10 раз в году (семь из них — во время Великого поста). Во время литургии 24 марта на проскомидии заготовляются три Агнца — один для воскресной литургии и два для литургий Преждеосвященных Даров . В первое воскресенье Великого поста после литургии служится чин Торжества Православия. Это особый молебен, во время которого утверждается торжество Церкви над ересями и истинное прославление Бога, согласно учению Церкви. Также чин включает в себя анафематствования. Анафема, то есть подтверждение факта отлучения человека от Церкви, провозглашается иконоборцам и прочим еретикам, в разные времена боровшимся с Православием. В современной практике, особенно в приходских храмах, анафемы чаще всего опускаются. Читать последование чина После литургии весь собор духовенства из алтаря выходит на середину храма перед иконами Спасителя и Богоматери на аналое. Читается псалом 74, произносятся мирная и просительная ектении с добавлением особых прошений, поются тропари, звучат отрывки из Священного Писания, молитвы священника и возглашения диакона, поется вечная память усопшим и многолетие живущим православным христианам. Завершается богослужение гимном святителя Амвросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим». Послание апостола Павла к Римлянам, глава 16, стихи 17–20 Братие, молю вы, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них. Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву: иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых. Ваше бо послушание ко всем достиже: радуюся же еже о вас: хощу же вас мудрых убо быти во благое, простых же в злое. Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, аминь. Евангелие от Матфея, глава 18, стихи 10–18 Рече Господь: блюдите, да не презрите единаго [от] малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на Небесех выну видят Лице Отца Моего Небеснаго. Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго. Что вам мнится? Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесят и девять в горах, и шед ищет заблуждшия? И аще будет обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти незаблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих. Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего. Аще ли тебе не послушает, поими с собою паки единаго или два: да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Аще же не послушает их, повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010