По уставу на великопостной утрени полагаются в назидание верующих чтения из святоотеческих творений, именно: по 1–ой кафизме и седальне из преп. Ефрема Сирина, по 2–ой кафизме и седальне также — из преп. Ефрема, по 3–ей кафизме и седальне из книги епископа Палладия Еленопольскаго, называемой Лавсаик, по 3–ей песни канона — также из Лавсаика, по 6–ой песни канона чтение из Пролога. В настоящее время это бывает лишь в монастырях, а в некоторых приходах священник читает поучение или краткое житие святого из Пролога. Конец великопостной утрени тоже имеет свои особенности: Великое славословие читается, как на обычной повседневной утрени, затем следует обычная просительная ектения, после которой поются стихиры на стиховне из Триоди; после этих стихир читается дважды: « Благо есть исповедатися Господеви», Трисвятое по Отче наш: и по возгласе, вместо обычного тропаря, читается: В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним, Богородице, дверь небесная, отверзи нам двери милости Твоея. Сугубой ектении, как на обычной повседневной утрени не бывает, а читается 40 раз « Господи, помилуй», Слава и ныне, Честнейшую херувим… Именем Господним благослови, отче, и возглас иерея: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне, и присно и во веки веков, вместо обычного многолетствования читается молитва: « Небесный царю…» и за ней следует чтение иереем великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина: « Господи и Владыко живота моего» с 16–ью поклонами. По окончании этой молитвы и поклонов сразу же начинается чтение Первого часа. Великопостные часы Особенностью великопостных часов является, то что: 1. на каждом часе, за некоторыми исключениями, после обычных трех псалмов, стихословится кафизма, 2. на каждом часе поется трижды с земными поклонами тропарь данного часа, 3. на 6–ом часе после первой половины богородична читается паремия, перед которой и после которой положен каждый раз особый прокимен Триоди, 4. в конце каждого часа, после возгласа иерея, читается великопостная молитва: « Господи и Владыко живота моего», обычно с 16–ью поклонами, а на 9–ом часе всегда только с 3–мя поклонами. Тропари часов следующие:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

На 1 час кафизмы нет. Читается (но не поется) тропарь: Заутра услыши... Слава, и ныне, богородичен часа: Что тя наречем... Потом – Стопы моя направи... Да исполнятся уста моя... По трисвятом – тропарь: Скоро предвари... Господи, помилуй 40. Иже на всякое время… Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Честнейшую херувим... Именем Господним благослови, отче. Боже, ущедри ны... Аминь. Три великих поклона с молитвою: Господи и Владыко...; 12 малых поклонов с молитвою: Боже, очисти мя...; снова один великий поклон с молитвою: Господи и Владыко... Трисвятое (конечное). Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас. Аминь. Господи, помилуй 12. Христе свете истинный. Взбранной воеводе... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие (ср. Тип., л. 310). По отпусте исхождение в притвор и обычная лития о усопших (чит. в отд. о 1-м часе во дни Вел. поста). На дневном богослужении среды. Часы отправляются великопостные с поклонами (при молитве: Господи и Владыко...) и с постными тропарями (Господи, иже пресвятаго твоего духа... и др.), но тропари сии не поются, а читаются. Кафизм на часах не бывает, ударения на каждом часе в кампан, как это установлено для Великого поста, не полагается. На 6 часе после богородична: Яко не имамы дерзновения... – Вонмем, тропарь пророчества: Царю святый всесильне:... Слава, и ныне, тот же тропарь, прокимен гл. 3: Спаси. Господи... и стих: К тебе, Господи, воззову... 540 . Премудрость. Пророчества Иоилева чтение. Вонмем. Паремия. Вонмем. Прокимен гл. 7: Господь крепость людем своим даст... 541 и стих: Принесите Господеви... Скоро да предварят ны... и т. д. по Часослову; в конце 6 часа молитва: Боже и Господи сил... Приидите поклонимся... и 9 час; в конце его молитва: Владыко Господи Иисусе... и тотчас изобразительны: Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя... Слава, Хвали, душе моя, Господа... И ныне, Единородный Сыне... 542 . Блаженны: Во царствии твоем... скоро без пения. Слава, и ныне, Помяни нас, Господи, егда приидеши...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

По уставу на великопостной утрени полагаются в назидание верующих чтения из святоотеческих творений, именно: по 1-ой кафизме и седальне из преп. Ефрема Сирина , по 2-ой кафизме и седальне также – из преп. Ефрема, по 3-ей кафизме и седальне из книги епископа Палладия Еленопольскаго , называемой «Лавсаик» , по 3-ей песни канона – также из Лавсаика, по 6-ой песни канона чтение из Пролога. В настоящее время это бывает лишь в монастырях, а в некоторых приходах священник читает поучение или краткое житие святого из Пролога. Конец великопостной утрени тоже имеет свои особенности: Великое славословие читается, как на обычной повседневной утрени, затем следует обычная просительная ектения, после которой поются стихиры на стиховне из Триоди; после этих стихир читается дважды: «Благо есть исповедатися Господеви», Трисвятое по Отче наш: и по возгласе, вместо обычного тропаря, читается: В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним, Богородице, дверь небесная, отверзи нам двери милости Твоея. Сугубой ектении, как на обычной повседневной утрени не бывает, а читается 40 раз «Господи, помилуй», Слава и ныне, Честнейшую херувим… Именем Господним благослови, отче, и возглас иерея: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне, и присно и во веки веков, вместо обычного многолетствования читается молитва: «Небесный царю…» и за ней следует чтение иереем великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего» с 16-ью поклонами. По окончании этой молитвы и поклонов сразу же начинается чтение Первого часа. Великопостные часы Особенностью великопостных часов является, то что: 1. на каждом часе, за некоторыми исключениями, после обычных трех псалмов, стихословится кафизма, 2. на каждом часе поется трижды с земными поклонами тропарь данного часа, 3. на 6-ом часе после первой половины богородична читается паремия, перед которой и после которой положен каждый раз особый прокимен Триоди, 4. в конце каждого часа, после возгласа иерея, читается великопостная молитва: «Господи и Владыко живота моего», обычно с 16-ью поклонами, а на 9-ом часе всегда только с 3-мя поклонами. Тропари часов следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

К сожалению, мы не находим у него изложения ни литургии вообще, ни проскомидийного чина в частности и потому ограничиваемся только цитацией некоторых, для нас важных, указаний. – 1. Алтарь в Софии уже отделен иконостасом, имеющим несколько врат: святые и северные. 494 2. В том отделении алтаря, куда входит император и где совершается литургия, имеется только престол и св. крест, скевофилакий же с жертвенником предложения помещается отдельно от алтаря с особым входом. 495 3. Приношения императора состоят не в хлебе и вине только, но в драгоценных предметах и деньгах, которые, при первом входе, сам император возлагает на св. престол, следовательно приношения уже совершались не пред евхаристийным возношением, а до начало литургии. 496 4. Во многих местах ясно указывается на нововведения, сделанные самим Константином, в обрядовой стороне поведения императора за литургией. 497 5. Наконец, для образца приводим одно описание литургии, на которой присутствует сам император. Из орология Св. Софии владыки (сам Константин и его соправитель Роман) шествуют красными вратами и, сняв венцы, приходят во врата нарфика, где патриарх с архидиаконами, дьяконами, священниками, епископами и митрополитами, встречают владык по обычному чину (поются тропари, многолетие и проч.). Владыки прикладываются спадала к Евангелию, которое держит архидиакон, потом лобызаются с патриархом и вместе с ним идут к царским вратам,где со свечами в руках (трикирии, дикирии) совершают три поклона. Затем совершается малый вход в алтарь: вносятся в храм скипетры, знамена и проч. царственные символы и становятся на правой и левой стороне владык. Когда владыки с патриархом дойдут до преддверия св. врат (πρθυρα), то входит сначала один патриарх внутрь решеток (солеи, пред которою и были царские двери и от которой πρθυρα соединялась с св. вратами) и держит левую половину св. врат, которою входят в алтарь и владыки. Сначала они лобызают св. престол, потом великий царь (сам Константин) берет от препозита анаколевий [апокомвий] (кошелек с деньгами), или же другое приношение (наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

После возгласа поется «Царю Небесный», а от Пасхи до Вознесения – «Христос воскресе» (трижды), читается Трисвятое по Отче наш и затем псалом, избранный соответственно цели моления. Далее произносится великая ектения с приложением соответствующих прошений. Затем поются «Бог Господь» и тропари. Читается 50-й псалом и поется канон. Припевы к тропарям канона обычно указываются на ряду. После 3-й песни бывает сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже». После 6-й песни произносится малая ектения и читается Евангелие, предваряемое прокимном и соответствующими молитвословиями; в некоторых молебнах пред Евангелием читается и Апостол. Иногда после 6-й песни перед чтением Евангелия читается акафист. Канон оканчивается пением «Достойно есть» или, в праздник, – ирмосом 9-й песни канона праздника. После чтения Трисвятого по Отче наш – поется тропарь и произносится сугубая ектения и особая молитва , приспособленная к предмету моления или благодарения (молитва иногда читается с коленопреклонением). После молитвы бывает отпуст, который священник произносит с крестом в руках. Если молебен совершается без канонов, то после «Бог Господь» и тропарей сразу бывает чтение Апостола и Евангелия, после которого сразу – сугубая ектения и молитва . После молитвы иногда поется великое славословие или «Тебе, Бога, хвалим», а после отпуста – многолетие. § 2. Чин общего молебна Спасителю, Божией Матери и святому Схема общего молебна Спасителю, Божией Матери и святым такая же, как и молебных пений с каноном, помещаемых в «Книге молебных пений» 90 . Но вместо канона поются запевы, заменяющие собой ирмосы и тропари канона. Священник (возглас): Благословен Бог наш... Хор: Аминь. Царю Небесный... Чтец: Трисвятое по Отче наш. Господи помилуй (12 раз). Приидите, поклонимся (трижды) и 142-й псалом. Слава и ныне. Аллилуиа (трижды). Диакон: Бог Господь... И поются тропари (смотря по молебну) и Богородичен 1-й – по гласу последнего тропаря. Чтец: 50-й псалом. После чего священнослужители поют группу запевов (повторяемых хором): «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» или «Пресвятая Богородице, спаси нас» или «Святый... моли Бога о нас» (смотря по молебну). Затем: «Слава». – Хор: «И ныне».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

выше); в) после 50-го псалма читается молитва: «Спаси, Боже люди Твоя» (см. выше); г) канон поется с песнями св. Писания, иначе сказать, стихословится с ним: «Господи, поем» (см. выше); д) светильны поются троичные гласа (см. выше): е) Великое славословие не поется, а читается (см. выше. стр. 322): ж) вместо ектении: «Помилуй нас. Боже», кроме праздников Благовещения, храма, с полиелеем (24-го февр., 9-го марта), произносится: «Господи, помилуй», 40 раз (см. выше); з) после возгласа иерея: Сый благословен», вместо многолетия читается молитва: «Небесный Царю». На часах: а) стихословится кафизма (см. выше); б) на 6-м часе, читается паремия, пред которой и после которой положен: в) прокимен Триоди (см. выше.); г) поются тропари: «Заутра услыши глас мой» и подобное, с поклонами (см. выше). Изобразительные начинаются пением: «Блаженны», а не псалмами Изобразительными: 102-м, 145-м (см. выше). На вечерне, кроме вечера субботы и воскресения: а) читаются паремии (см. выше), пред коими произносится: б) особый прокимен Триоди (см. выше); в) после «Отче наш», тропари: «Богородице Дево» и прочие, с поклонами: г) вместо ектении: «Помилуй нас, Боже», произносится: «Господи, помилуй», 40 раз, д) после возгласа иерея: «Сый благословен», вместо многолетия читается: «Небесный Царю»; е) после поклонов – «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй», 12 раз и т. д. (см. выше). Пост первой седмицы Великой Четыредесятницы как бывает строже других седмиц, по отношению к пище 936 , так и в богослужении имеет менее других седмиц торжественного, праздничного 937 . Если в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й седмицы случится праздник Сретения или храма, или 24-е февраля, служба им совершается или в сыропустную Неделю (воскресение) или в субботу 1-й седмицы Великого поста. В первые четыре дня седмицы Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского , а в среду и четверток и канон Марии Египетской 938 . О субботах Великой Четыредесятницы сказано выше, что поются четырепеснцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Иерей: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Иерей: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе . Хор: Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды) Благослови. Иерей произносит отпуст (в воскресенье): Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константиня града, Златоустаго ( или: святителя Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския), и святаго (имена святого храма и святого, чья память празднуется в этот день) , святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Многолетие Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и господина нашего преосвященнейшаго (имя) , митрополита ( или: архиепископа , или: епископа ) (его епархиальный титул) , братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета. По обычаю перед отпустом священник берет крест с престола и после отпуста дает его для целования молящимся, а чтец читает благодарственные молитвы; затем священник осеняет крестом народ и возвращается в алтарь, причем царские врата и завеса закрываются.  В него.  Антифоны поются попеременно правым (1) и левым (2) хорами. Антифоны на литургии бывают трех родов: праздничные, изобразительные и вседневные (будничные).  Сердце мое.  От смерти жизнь твою.  Жизни.  Пока живу.  Нет.  И все, что.  Освобождает связанных.  Победивший.  Блаженны также поются двумя хорами попеременно.  Когда.  Со стихами поют тропари из Октоиха, Минеи или Триоди.  Смиренные.  Ибо они.  И изгонят.  И скажут всякое злое слово, лгуще на вас за Меня.  Ибо велика награда ваша.  Нет.  Заповеди.  Верны.  Есть.  Станем перед Ним.  Со славословием.  Великий.  Руке.  Есть.  Его.  В таком виде это песнопение поется во все обычные воскресенья, на Пасху и все дни пасхальной седмицы. Вместо слов «воскресый из мертвых» в будни поется «во святых дивен Сый», а в праздники — по смыслу праздника, как указано в Типиконе, Минеях, Триодях: на Рождество — «рождейся от Девы»; на Крещение — «во Иордане крестивыйся»; на Вознесение — «вознесыйся во славе»; в Пятидесятницу и в День Святого Духа — «Спаси ны, Утешителю Благий»; на Преображение — «преобразивыйся на горе»; на Воздвижение — «плотию распныйся»; на Неделю ваий — «возседый на жребя». В праздники Богородицы — «молитвами Богородицы». Праздничные входные стихи поются и в дни попразднства, до отдания.

http://ms.pravoslavie.ru/111159.html

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Богородицы , глас 8-й: «Странно таинство, Чистая...» и др. – 3 (см. в Минее 22 июня), и мученика, глас тот же – 3. «Слава» мученика, глас 1-й: «Страстотерпче Леонтие...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Небесных чинов радование...». Входа нет. Читается «Свете Тихий». В воскресенье вечером всегда поется дневной прокимен, глас 8-й: «Се ныне благословите Господа, вси раби Господни», со стихом [в остальные седмичные дни (вторник – пятница), если случится аллилуйная служба, вместо дневного прокимна поется «Аллилуия», во глас 6-й, со стихами из Часослова; накануне первого дня Рождественского поста – прокимен дня]. Читается «Сподоби, Господи...». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» мученика, глас 4-й: «Да веселится Небо...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, Света облаче...». По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны...» (поклон). «Под Твое благоутробие прибегаем...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй...» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Настоятель или чтец: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» с 3 великими поклонами . Конечное Трисвятое не читается . Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Произносится великий отпуст, поются многолетны. В Неделю вечера [и накануне 1-го дня Рождественского поста] служится малое повечерие. Порядок тропарей и кондаков малого повечерия следующий [тропари и кондаки малого повечерия накануне 1-го дня Рождественского поста – при совершении в этот день аллилуйной постовой службы – см. 15 ноября]: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дневной: «Небесных воинств...», тропари малого повечерия: «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-01/

субботние дни Если случится в седмичные и субботние дни, то вся служба праздничная. На бдении: «Блажен муж...» – 1-й антифон. Стихиры на «Господи, воззвах...» праздника на 8, «Слава, и ныне», праздника. На литии – литийные стихиры праздника из Минеи, «Слава, и ныне», праздника. На стиховне стихиры праздника с припевами, «Слава, и ныне», особое праздничное песнопение. По «Нине отпущаеши...» и Трисвятом – тропарь праздника (3). На «Бог Господь...» – тропарь праздника (3). Каноны праздника два. Ирмосы обоих канонов по 2, тропари на 12. По 8-й песни «Честнейшую...» не поется, вместо того – особые праздничные припевы (см. 48, 59 гл. Типикона и в Ирмологионе). Например, 8 сентября (Рождество Богородицы) поется так: Припев праздника: «Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере», и ирмос: «Яже прежде Солнца...», снова тот же припев и тот же ирмос. Тропари первого канона на 6 и перед каждым тот же припев на оба лика. Второй припев: «Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию» и ирмос: «Чужде Матерем девство...», снова тот же припев и тот же ирмос. Тропари второго канона на 6 и перед каждым тот же припев на оба лика. Наконец оба лика сойдясь вместе, поит припев первого канона и ирмос: «Тайн еси Богородице рай...», также – припев второго канона и ирмос: «Снедию древа...» (В Богородичные праздники эти припевы поются только когда они случаются в седмичные дни и субботы, но не в воскресенье. Исключением служит праздник Сретения, если он случится в сырную субботу, то на 9-й песни поем «Честнейшую...» После 9-й песни малая ектения. Светилен праздника (2), «Слава, и ныне», праздника. Стихиры на хвалитех на (4), «Слава, и ныне», праздника. По Трисвятом – тропарь праздника (3). Отпуст великий, (На Сретение – праздничный) Многолетие. Стихира праздничная (по выбору предстоятеля). Целование иконы и помазание. На часах: «Слава», тропарь святого (?), «и ныне», Богородичен часов. По «Отче наш...» кондак праздника. На литургии: Блаженна от канона праздника песнь 3 на 4 и песнь 6 на 4. По входе – тропарь праздника, «Слава, и ныне», кондак праздника. Прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие, причастен – праздника. Вместо «Достойно есть...» – ирмос 9-й песни праздничного канона (до отдания). (В Покров «Достойно есть...») В воскресные дни, если отдание господского или

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Песненные последования царских часов встречаются и в подлинных греческих памятниках. Такое именно последование, довольно близко стоящее к вышеизложенному, находится, напр., в Типиконе Ватиканской б-ки 1877, 1292 г. Часы Рождества и Богоявления, по этому Типикону, распадаются на две половины: первую половину составляют часы 1-й и 3-й, а вторую – 6-й и 9-й. Псалмы 1-го и 3-го часа те же, что и ныне; на 6-мъ часе указаны псалмы 75, 71, и 131, на 9-м – 109 и 84. По исполнении псалмов, на каждом часе произносится великая ектения; далее поются тропари- " стихиры» обычным порядком, и следуют обычные чтения, а на 3-м часе читается апостол из послания к Евреям. После евангелия произносится просительная ектения, затем поется попеременно двумя сторонами обычный богородичен часа, и следуют обычные стихи из псалмов (на первом часе: «Стопы моя направи» и проч.). Потом – Трисвятое, Господи помилуй, «Боже, ущедри ны»; после чего совершаются три великих поклона, и непосредственно начинается следующий час. Первый с третьим правится в начале третьего часа; а шестой и девятый – в свое время. «Блаженны» начинаются после просительной ектении на 9-м часе. Молитв на часах нет; не упоминается и предпраздничный тропарь. Такой же порядок соблюдался и в канун Богоявления. Псалмы 6-го и 9-го часа – нынешние; на 1-м часе вместо пс. 22 стоит пс. 25; на 3-м указаны псалмы 28 и 51 309 . Сходный чин излагается в Типиконе Московской Синодальной библиотеки, 272/456 (1297 г.). Но здесь великая ектения и тропари с чтениями положены после часового богородична. Кроме того, между тропарями и чтениями так же, как и в Евергетидском Типиконе, произносится малая ектения. В составе псалмов есть два особых: пс. 84, вместо пс. 110, в часах Рождества, и пс. 12, вместо 22-го, в часах Богоявления. Кроме обычных стихов, с тропарями поются и иные стихи. Часы совершаются в два срока; при чем 1-й час соединяется с 3-м, а 6-й – с 9-м 310 . Из греческих рукописей можно еще отметить Евхологий той же Синодальной библиотеки 261/279, XIV века, где мы находим пока наиболее раннюю греческую приписку о многолетствовании царей на царских часах (в том числе и на часах великой пятницы) 311 . 4. Славянские памятники

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010