Ни одного из праздников, кроме Пасхи, Св. Церковь не празднует так торжественно, как праздник Рождества Христова. Шестинедельным постом приготовляет она верующих к достойному празднованию этого величайшего события. Еще за несколько недель до самого празд­ника (начиная с 21 Ноября, дня Введения Божьей Матери во храм), поются в храмах священные песни в честь Рождества Христова: Христос рождается, – славите! Христос с небес, – срящите! Христос на земли, – возноситеся! За две недели до праздника Св. Церковь воспоминает Св. праотцов, т. е. Патриархов, Пророков и всех ветхозаветных праведников, из которых некоторые прообразовали жизнью, a другие предвозвестили словом своим грядущего Искупителя. В последнюю неделю перед праздником воспоминаются Святые отцы, или собст­венно предки Иисуса Христа по плоти, почему в Евангелии на литургии и читается родословие Его от Авраама и Давида до Иосифа (Матф. гл. 1). Последний день, предшествующий празднику Рож­дества Христова, называется сочельником, или правильнее сочевником; потому что, по уставу, в этот день положено вкушать вареные зерна (сочиво), притом не ранее, как по захождении солнца, после появления звезды, в воспоминание звезды, явившейся мудрецам восточным. В этот день отдельно совершаются Часы, называе­мые царскими, потому что греческие Императоры некогда присутствовали при этом Богослужении во всем великолепии своего сана, почему и ныне на этих часах возглашается многолетие Благо­честивейшему Императору и всему Авгус­тейшему Дому. На всех четырех часах (1–м, 3–м, 6–м и 9–м) читаются ветхозаветные пророчества о пришествии на землю Искупителя мира, также места из посланий Апостольских и Евангелия, указывающие на совершившееся исполнение этих пророчеств, то есть рождество Иисуса Христа. Литургия, в навечерие Рождества Хрис­това, совершается после полудня, вместе с вечерней. Поэтому на всенощном бдении самого праздника, вместо вечерни, читается великое повечерие, на котором торжественно поется проро­ческая песнь Св. Исаии: С нами Бог; разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог . Для России, торжество этого праздника увеличивается воспоминанием об освобождении ее от нашествия Галлов и с ним двадесяти народов. Поэтому, после Литургии, бывает благодарствен­ный молебен, а по окончании его возглашается многолетие царствующему Императору, Авгус­тейшему Его Дому, Христолюбивому воинству в вечная память Императору Александру Пер­вому Благословенному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Разделы портала «Азбука веры» на русский язык Святой Дух подскажет Церкви, когда может быть использован современный язык в богослужении Епископ Венский Иларион Епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) считает, что необходимо продолжать работу по исправлению и переводу богослужебных текстов, начатую в период Поместного собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. В эксклюзивном интервью «Благовест-инфо» 10 июля он подчеркнул, что эта работа, требующая многолетнего труда большой группы компетентных лиц, должна носить «соборный» характер; в ней должна проявляться «осторожность и мудрость со стороны Церкви». Напомним, что, выступая на международной богословской конференции в ноябре 2007 г., епископ Илларион призвал продолжить церковную дискуссию о языке богослужения. В беседе с «Благовест-инфо» он отметил, что с помощью «спокойного соборного обсуждения» необходимо решать «проблему малопонятности» церковных текстов. Конечно, человек, который каждое воскресенье участвует в литургии, «рано или поздно» начинает понимать тексты богослужения. Но существуют тексты, которые «прочитываются или поются в Церкви раз в год», например, каноны Пятидесятницы: «они настолько сложные, что сделать что-нибудь, чтобы люди могли понимать не 10%, а 15% — думаю, что в этом нет не только ничего греховного, но в этом могла бы быть большая польза для людей». Венский архиерей подчеркнул, что «не следует самовольно вносить какие бы то ни было изменения в богослужения, ни в масштабах одной епархии, ни в масштабах даже одного прихода». Работать над «облегчением» славянских текстов и их переводами нужно «осторожно, так, чтобы не нарушить церковный мир, чтобы не смутить верующих». Епископ напомнил тяжелый исторический урок, связанный с церковными реформами Патриарха Никона b XVII в.: «ведь все началось с каких-то, на первый взгляд, второстепенных вещей: писать имя Иисус с одним «И» или с двумя и т.д., а кончилось дело расколом, который не уврачеван до сих пор». «Единство Церкви важнее любых возможных реформ, улучшений, нововведений. А Святой Дух подскажет Церкви, соборному разуму тот момент, когда, если это будет нужно, может быть введено использование современных языков», — сказал епископ Иларион.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/episkop_v...

35. Стихиры на хвалитех. Великое славословие. Ектения сугубая и просительная. Первый час. Церковное значение 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа. Общая мысль утреннего Богослужения После пения канона поются стихиры в честь праздника и эти стихиры называются стихиры на хвалитех. Эти стихиры начинаются такими словами: Всякое дыхание да хвалит Господам 21 . В них содержится славословие Богу от всего Его творения. Пение канона в древности продолжалось и ныне, особенно в некоторых монастырях, продолжается до рассвета. Священник поэтому вскоре после пения канона возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Этими словами выражается Богу благодарение за послание света. После этого певцы поют великое славословие. Это славословие начинается ангельскою песнею: «Слава в вышних Богу» 22 и оканчивается серафимскою песнею: «Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный помилуй нас». Великим славословием церковь научает нас славить, благодарить Бога и просить у него милостей, и прощения грехов. После пения великого славословия произносятся ектении: сугубая и просительная. После этих ектений священник в открытых царских вратах, обратясь к народу, произносит «отпуст». Отпустом называются слова священника, которые он произносит при окончании церковных служб, благословляя народ на выход из храма. После отпуста оканчивается вторая часть всенощной – утреня пением многолетия Государю Императору, Царствующему Дому, Святейшему Синоду, архиерею и всем христианам. Краткий порядок второй части всенощной; 1) Шестопсалмие, 2) Великая ектения, 3) Пение «Бог Господь и явися нам», 4) Чтение кафизм, 5) Малая ектения. 6) Пение: «Хвалите имя Господне», 7) Пение воскресных тропарей: «Благословен еси Господи», 8) Величание, 9) Пение антифона «От юности моея», 10) Чтение Евангелия, 11) Священная песнь: «Воскресение Христово видевшие», 12) Пение канона, 13) Великое славословие, 14) Ектении: сугубая и просительная, 15) Отпуст. Ко всенощной присоединяется чтение первого часа. Первый час есть краткое Богослужение, которым освящается начало дня и воспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Кондаки в храме Богородицы и святого – в том же порядке, что и в понедельник. Образец завершения последования изобразительных в среду и пятницу (перед Литургией Преждеосвященных Даров) После молитвы прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей на солее при закрытых царских вратах совершает отпуст следующим образом. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Иерей возвращается в алтарь. Образец совершения Литургии Преждеосвященных Даров Примечание. В традиционном издании Служебника указания относительно чина Литургии Преждеосвященных Даров находятся в трех главах: «Чин Божественныя Литургии Преждеосвященных», «Изъявление о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя Литургии» и «Божественная Литургия Преждеосвященных». При этом некоторые действия вошли в практику без записи. В 1916 году по благословению Святейшего Синода был издан «Чин Божественныя Литургии Преждеосвященных», где указания Служебника изложены в последовательном порядке и восполнены тем, что вошло в практику по обычаю . В «Богослужебных указаниях» при изложении порядка Литургии учтены особенности этого издания. Перед Литургией Преждеосвященных Даров входные молитвы совершаются так: с началом пения «Во Царствии Твоем…» отверзается завеса; священник и диакон боковыми дверьми выходят из алтаря к царским вратам и, сотворив перед ними три поясных поклона, совершают обычное начало и прочее последование входных молитв. Затем отходят к иконе Спасителя, читая тропарь: «Пречистому Образу Твоему…», полагают два земных поклона (так по Уставу; однако, по установившейся практике, поклоны совершаются поясные), целуют икону и полагают третий земной поклон.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

По 9-й песни – ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув...». «Слава» – светилен апостола: «Премудрости Небесныя научився...», «И ныне» – ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: воскресные (см. в Триоди), глас 4-й – 3, и апостола, глас 1-й – 3; затем стих: «Да воскреснет Бог...», и стихиры Пасхи, глас 5-й (со своими стихами). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Премудрый ловче...», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день...» – «Христос воскресе из мертвых...» (единожды, как окончание стихиры). Затем – тропарь «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века...» (но не по гласу «Славы») . (Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста не читается.) После тропарей произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...», затем – просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву...» (с молитвой главопреклонения). По возгласе: «Твое бо есть, еже миловати...», диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен Христос, Бог наш...». Певцы: «Аминь», «Утверди, Боже...». Иерей, держа Крест и, по обычаю, трисвещник, вместо «Слава Тебе, Христе Боже...» поет вместе с сослужащими: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Предстоятель с Крестом (и, по обычаю, с трисвещником) в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш...» (с упоминанием имени апостола и евангелиста Марка). Певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды, быстро), и конечное – «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению». Поются многолетны. Часы Пасхи. На Литургии пасхальное начало (как в первый день Пасхи). Антифоны Пасхи и прочее, как в первый день. Входное Пасхи: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-08/

На изобразительных блаженны «глаголем поскору без пения». Кондаки: В храме Господском – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…»; или же – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма. В храме Богородицы – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма. В храме святого – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…»; иерей – возглас: «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля. На вечерне – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10 : Триоди – 6: самогласен дня, глас 3-й: «Побеждая мытаря прегрешеньми…» (дважды; эту стихиру Триоди см. на стиховне во вторник вечера) , и подобны Триоди (Креста), глас 6-й: «Посреде земли…», «Мертв был еси…», глас 1-й: «Егоже древле Моисей…», и глас 4-й: «Приидите, поклонимся жизни нашея ходатаю…» (эти стихиры Триоди см. на «Господи, воззвах» во вторник вечера); и стихиры мучеников, глас 1-й и глас 2-й – 4 (см. на «Господи, воззвах» вечерни в сам день праздника вечером; первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Пророчески убо…», «И ныне» – Триоди (Креста), глас 8-й: «Днесь Владыка твари…» (см. на «Господи, воззвах» во вторник вечера). Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Воспойте Господеви…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Спасение Твое, Боже…», со стихом). По «Да исправится молитва моя…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На 3-м часе – кафизма 9-я. На 6-м часе – кафизма 10-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 11-я. На всех часах – тропарь часа со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя...». Конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (а не с 16-ю). На изобразительных – блаженны поскору, без пения; по «Отче наш...» – кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя...». Изобразительны следует заканчивать следующим образом: после кондака – чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. На вечерне – кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 8-й: «Самовластно совлекохся...» (дважды), и мученичен, глас тот же: «Мученицы Господни...», и подобны Триоди, глас 1-й: «Пригвожден, Господи...», «Пощения светлостию...», и глас 6-й: «Животворящему покланяющеся Твоему Кресту...»; и стихиры Минеи (с 6 апреля, свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского), глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Древу Крестному...». Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю). По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-18/

В службе Великой субботы по студийскому, тропарь «благообразный Иосиф» поётся без богородичного, по иерусалимскому – кроме тропаря поются и другие песнопения. По студийскому непорочны поются с аллилуею приключьшагося гласа с седьмой, восьмой и девятой, согласно с разделением их в студийской практике; после «блажени непорочнии», тропарь «содержай концы», слово Григория Антиохийского на погребение и воскресение. О пении псалтырном замечено глухо; «воскресение Христово» не говорится, канон гл. 6-й, стихи и ирмосы которого поются по дважды до 6-й песни, поются же с песнями Маркова творения «безумный старче»; по шестой песни поётся четверопеснец Космы творение; затем светилен, свят Господь, хвалитны, на слава: «тебе одеющагося», на и ныне: «преблагословенна», затем великое славословие и т.д. По уставу иерусалимскому канон Великой субботы глас 6-й творение Марка мниха; о выносе плащаницы ничего не говорится. В студийском не упоминается о часах, в иерусалимском час первый поём в кельях; прочие же в притворе поём с тропарями. Вечер на Господи воззвах по студийскому полагается 6 стихов, по иерусалимскому 8. По студийскому поют стихиры три по двоицы св. Феодора, на слава и ныне самогласен: днешний день. По иерусалимскому 3 воскресные 1-го гласа, другие три Великой субботы, слава: днешний день, и ныне: всемирную славу и т.д. V. О многолетствовании царя и поздравлении игумена накануне Рождества Христова (Устав Имп. Публ. библ. лист 107 оборот, 108). По тпусту же (литургии) по пра ко (кондак) дваа дне по славимь прстател. и вьходимь на трапеу. ри славлшихь како не каже похвалы црсмь. мню же убо ко мирско. ни бывати. тогда сему. впустинныхь. монастырии ко не вдущїимь. монастыремь црии. ниже великодари блгодти симь удобь. нь и прстател славити. всако неприлино. тмже е вь блготиъі монастъірыихь. стан т на ср нкои мни ли слунки бжтвны таины. діконь блеень. и по конце (кондаке). похва бъі цре. и архїереа. гоже бласти монастирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

3) Дикирий и трикирий. Кроме особых облачений, традиционным знаком архиерейского священнодействия в Православной Церкви служат дикирий (греч. δικριον) и трикирий (греч. τρικριον) – двух- и трехсвещник, соответственно. 4) Архиерейский амвон. Для архиерейских служб в России принято устраивать в центре храма возвышение – так называемый архиерейский амвон (другие названия – рундук, облачальное место 20 , на котором стоит архиерей, когда он находится не в алтаре, а в храме, и с которого читается Евангелие 21 . 5) Грекоязычные аккламации. За русским архиерейским богослужением нередко звучат оставленные непереведенными греческие тексты: «Ες πολλ τη, δσποτα» (Ис полла эти, дэспота – На многая лета, владыко); «Τν δεσπτην κα ρχιερα μν, Κριε, φλαττε» (Тон дэспотин кэ архиэрэа имон, Кирие филаттэ – Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани), «Αξιος» (Аксиос – Достоин), «Κριε, λησον» (Кирие, элеисон – Господи, помилуй) и другие; в конце патриаршей службы поется по-гречески полихронион – многолетие. 6) Шествие архиерея в храм с точки зрения Чиновника 22 – это уже начало священнодействия (однако указание Чиновника на практике часто опускается). 7) Встреча архиерея (облаченного в мантию и клобук) в храме устраивается всем духовенством, с изнесением напрестольного креста (при этом поются песнопения: « восткъ солнца до западъ хвально им гдне. Бди им гдне благословено нын и до вка» 23 и « Достойно єсть:» или задостойник; встреча архиерея сопровождается звоном в колокола). 8) Архиерей не входит в алтарь до малого входа – таким образом, он не участвует в протесисе и энарксисе 24 . 9) Входные молитвы завершаются благословением народа на 3 стороны (хор поет: «Τν δεσπτην κα ρχιερα μν, Κριε, φλαττε» и трижды «Ες πολλ τη, δσποτα»), 10) Восхождение на архиерейский амвон. При патриаршей службе (а часто – и за всякой архиерейской Литургией) во время шествия архиерея на облачальное место хор поет ирмос 5-й песни канона Недели ваий: « На гор сїнъ взыди, блговствуй» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

12, и Окт., л. 89 на об. и 387). Если случится предпразднство или попразднство, напр., 10 и 18 сент. и 22 ноября, то стихиры на стиховне, припевы к ним и песнопение после Слава, и ныне – праздничные из Минеи. Если в это время будет стихира святого с припевом, то поются стихиры на стиховне праздничные с праздничными припевами, после них стихира на стиховне святого с припевом святого. Слава – святого. И ныне – праздника (см. об этом выше в послед. седмичн. утрени). После «Благо есть» 1-жды, по трисвятом – тропарь святого. Слава, и ныне, богородичен утренний по гласу тропаря святого, т.е. тот богородичен, который напечатан в дополнительной части Минеи с надписью над ним: «в конец утрени» (Типик., гл. 12, и Окт., л. 89 на об. и 387); но по 52 гл. Типик., л. 385, иначе: Слава, и ныне, богородичен от меньших, писан в субботу в конец утрени настоящаго гласа. Если случится предпразднство или попразднство, то тропарь святого, если есть. Слава, и ныне – праздника. А если нет, то только тропарь праздника (Окт., л. 387). Ектения: Помилуй нас, Боже... (Окт., л. 387 и в послед. седмичн. утрени). Иерей: Премудрость. Лик: Благослови (Тип., гл. 9). Иерей: Сый благословен... (Тип., гл. 13 и Окт., л. 91). Лик: Утверди, Боже... (там же). И тотчас (во храме, а не притворе) 1-й час, после которого отпуст великий (там же; а также гл. 12 Типик. и Окт., л. 89 на об.) – 305 Многолетие (Тип., гл. 12, и Окт., л. 89 на об.). В 12 гл. Типикона сказано: «По скончании» многолетия «обычная лития в притворе, яко же предписася» (л. 21); но в издан. Киево-печ. лавры (л. 6 на об.), как мы выше видели, литии по усопшим в это время не назначается. Часы и литургия Златоустого. Об изменяемых частях часов и литургии чит. ниже (ч. 1, отд. 4, гл. 40, 41, 42. 44 и 45). Главы 22 и 23 а) о богослужении субботних дней, если случатся два святых, б) если при этом случится еще предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника О богослужении субботних дней, если случатся два святых. Глава 22. Смотри, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010