«Свете тихий» Прокимен После Богородична поется «Свете тихий», произносится прокимен дня. Прокимен и стих прокимна священник может говорить или в алтаре пред престолом или на солее, куда он выходит во время пения «Свете тихий». Прокимен предваряется положенными возгласами: «Вонмем», «Мир всем», «Премудрость», «Вонмем», – священник обращается лицом к народу и по обычаю благословляет предстоящих. «Сподоби, Господи» Читается «Сподоби, Господи». Затем произносится ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву». Эту ектению и возглас на ней произносит священник на солее. После просительной ектении поются стихиры «на стиховне» из Октоиха. При пении или чтении этих стихир священник входит северными вратами в алтарь и становится пред престолом. После стихир чтец читает: «Ныне отпущаеши», «Трисвятое», «Отче наш», тропарь святому из Минеи, «Слава и ныне», Богородичен по гласу тропаря и по дню. После сего священник выходит северною дверью на солею, произносит здесь сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже» и говорит полный отпуст. Отпуст Отпуст совершается так: по возгласе «Яко милостив и человеколюбец», священник, стоя на том же месте, возглашает: «Премудрость». Лик: «Благослови». Священник: «Сый благословен...» Лик: «Утверди, Боже...» Священник возглашает: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик: «Честнейшую херувим». Священник возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...» Лик: «Слава и ныне», «Господи, помилуй» трижды, «Благослови». Священник, обратясь лицом к народу, говорит отпуст, в котором «поминает святого, его же есть храм, и святого, ему же служба поется». При произнесении слов: «Христос Истинный Бог наш...» (а в среду и пятницу при словах: «Силою честнаго и животворящаго креста») священник истово полагает на себе крестное знамение. Лик поет многолетие. Малое повечерие Начало малого повечерия По окончании вечерни священник возглашает: «Благословен Бог наш...» и по трех поясных поклонах на «Приидите, поклонимся» уходит северною дверью в алтарь, где, закрыв завесу, полагает поклон пред престолом, целует лежащее на престоле святое Евангелие, край престола и напрестольный крест, покрывает престол покрывалом и разоблачается из фелони.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Эти священнослужители не только участвуют в выходе для пения на средине храма «Свете тихий» и в алтаре великого прокимна, но и в совершении соборной панихиды по всем ктиторам обители, по окончании великой вечерни. В последнем случае иеромонахи стоят в стасидиях по обеим сторонам игуменского трона, имея на себе епитрахили, и свое участие выражают лишь тем, что на ектеньях этой панихиды, по возглашении диаконом: «Господу помолимся», произносят возглас: «Яко Ты еси воскресение и живот» пред столом с коливом и творят благословение рукою над ним. При многолюдности священнослужителей, чтобы дать возможность каждому участнику соборной панихиды проявить свою активность, этот возглас подряд произносится многими священнослужителями, всякий раз предваряемый молением диакона: «Господу помолимся». По окончании панихиды, все участники в ее совершении с игуменом во главе выходят в нарфикс (крытый притвор) и рассаживаются – игумен в мраморное седалище с правой стороны от входа, а иеромонахи в порядке старшинства на мраморных скамьях, идущих по правой и левой сторонам тех же входных дверей. Певчие занимают места в стасидиях на противоположной стороне. Сердари выносят блюдо с коливом и им обносят всех здесь сидящих, при чем екклисиарх ложкою полагает коливо в руку каждого, из которой потом и вкушают его. Другой екклисиарх раздает всем по стакану вина в память почивших ктиторов. После поминовения ктиторов в церковном притворе, братия отправляется в трапезу на ужин и быстро расходится по келлиям на покой, чтобы в час ночи снова начать утреннее песнословие, а игумен, почетные иноки из братий и гости приглашаются на обильную праздничную трапезу в архондарик. Трапеза эта, отличающаяся разнообразием и обилием яств и питий, в то же время не чужда и своеобразного оживлентя, составляющего редкое исключение в обиходе монотонной монастырской жизни. На трапезе этой не только произносятся здравицы в честь русского Царствующаго Дома, султана (нередко к этой трапезе приглашается и местный каймакам), вселенского патриарха, епископа, присутствующего на празднике, игумена, почетной братии и избранных гостей, но искуснейшими певцами греками и русскими поются догматики, стихиры, канты, многолетия, в промежутках между коими произносятся ораторами приличествующие дню речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

По окончании причастна открываются царские двери при пении: «Благословен Грядый во имя Господне»... Это символически изображает явление воскресшего Господа. Следующее за сим благословение молящихся святыми Дарами – символически же выражает вознесение Его на небо. В это время поются благодарственные за причащение песнопения: «Видехом свет истинный...» и «Да исполнятся уста наша», о которых было уже выше замечено, что в музыкальном их изложении должна слышаться гласовая мелодия (2-го гласа). Два заключительных песнопения Литургии представляют собою славословия святей, единосущной, животворящей и нераздельной Троице. Первое из этих славословий: «Буди имя Господне» – поется трижды в честь достопоклоняемых имен триипостасного Божества: Бога Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святаго 22 . Второе же славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков», называемое также Малым Славословием (в отличие от Великого Славословия: «Слава в вышних Богу», поемаго на утрени) заканчивается троекратным: «Господи, помилуй!» и обращением к священнодействующему: «Благослови!» Священнодействующий произносит «отпуст», т. е. благословение на выход из храма, а певчие заканчивают всю службу Литургии многолетствованием царствующего Дома, св. Синода, местного епископа и всех православных христиан. При музыкальном изложении вышеназванных двух заключительных славословий следует провести в них особенно выдающиеся главные руководящие мотивы всей Литургии. Что же касается многолетствования, то его можно петь обычным у нас речитативом – с тем, однако, чтобы на конечных словах этого многолетствования «Господи сохрани их на многая лета!!» расположены были заключительные многогласные и мощные аккорды для всей Литургии, долженствующей быть целостным и законченным, вдохновенно-художественным, религиозно-музыкальным творением. 20 Января 1901 г. 5 Вот почему все попытки придумать особую церковную гамму и создать специально-церковные начала для гармонизации оказались безуспешными. Подобным же образом следует признать бесцельным нотное изображение церковных песнопений без указания размера и правильного разделения на такты. – В этом видна только музыкальная неряшливость – и ничего более.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

По целовании народом Евангелия 17 оно уносится в алтарь, и царские врата затворяются. Каноны: воскресный с ирмосом – на 4, ирмосы по одному разу; Крестовоскресный – на 3, Богородице – на 3 и святому – на 4. Если святому поется на 6, то канон воскресный с ирмосом – на 4, Крестовоскресный – на 2, Богородице – на 2 и святому – на 6; если два святых, то канон воскресный с ирмосом – на 4 (Крестовоскресный опускается), Богородице – на 2, а святым читается на 8 – по 4. Катавасия рядовая. По 3-й песни кондак и икос, и седальны – дважды святому и Богородичен его. По 6-й песни кондак и икос воскресные. По 8-й поется «Честнейшую», на которой иерей или диакон кадит алтарь, весь храм, лики и народ. По 9-й песни «Свят Господь Бог наш» (трижды) во глас «Бог Господь». Светилен воскресный, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен воскресный. «Всякое дыхание» в рядовой глас. На «Хвалите» стихиры воскресные, «Слава» – стихира евангельская, «И ныне» – «Преблагословена еси». Если святому стихиры на «Хвалите» есть, то стихиры воскресные – 4 и святому – 4 со славою его; «Слава» – стихира евангельская, «И ныне» – «Преблагословена еси». Славословие великое; оно поется по возгласе иерея: «Слава Тебе, показавшему нам свет» с отворенными царскими вратами. По окончании славословия великого царские врата затворяются. По Трисвятом тропарь воскресный «Днесь пасения», если поется глас 1, 3, 5 и 7, или «Воскрес из гроба», если поется 2, 4, 6 и 8 глас. Ектении: «Помилуй нас, Боже», «Исполним утреннюю молитву». «Премудрость», «Сый благословен», «Утверди, Боже», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Слава Тебе, Христе Боже». Отверзаются царские врата, и иерей произносит отпуст полный во святых вратах, обратясь к народу. Лик – многолетие. Затворяются царские врата, равно и завеса их, и чтец читает 1-й час; иерей же снимает фелонь, а диакон – стихарь. На 1-м часе, как и на прочих – 3-м и 6-м, тропарь воскресный, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен часов. Кондак воскресный. На литургии по великой ектении поются изобразительны – псалом «Благослови, душе моя».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник произносит отпуст малый. Если же служба непраздничная и полный отпуст с упоминанием святых храма и дня после утрени не произносился, то он произносится после 1 часа, затем поется многолетие. Конец первого часа. Примечания 1 Великим постом в некоторые дни здесь читается рядовая кафизма по уставу. 2 Если тропарей два, читаются оба; Слава: произносим перед вторым. 3 Порядок исполнения следующий: священник возглашает тропарь и два стиха, а народ, отвечая ему, трижды поет тропарь; при этом совершаем три земных поклона. 4 Здесь, когда положено, читается паримия. 5 Великим постом эти стихи не читаются, а поются: три первых дважды, а четвертый (Да наполнятся:) – трижды. 6 Согласно древнерусской (дониконовской) традиции, на 1 часе читаются следующие кондаки: Скоро предстань: Слава: Премудрости наставник, разума Податель,/Учитель неразумных и нищих Защитник,/утверди, вразуми сердце моё, Владыка./Ты дай мне слово, Отчее Слово,/— ибо вот, я устам моим не возбраню взывать Тебе:/«Милостивый, помилуй меня, падшего!» И ныне: Преславную Божию Матерь: МЕЖДОЧАСИЕ ПЕРВОГО ЧАСА 1 Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Чтец: Аминь. 2 Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3) И три поклона. Псалом 45 Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбях, постигших нас тяжко. Поэтому не устрашимся, когда сотрясается земля и сдвигаются горы в сердце морей. Зашумели и взволновались воды их, потряслись горы от мощи Его. Речные потоки веселят город Божий – освятил обитель Свою Всевышний. Бог посреди него, и он не поколеблется, поможет ему Бог с раннего утра. Смутились народы, склонились царства, подал глас Свой Всевышний – поколебалась земля. Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова! Придите и посмотрите на дела Божии, какие Он соделал чудеса на земле, упраздняя войны до концов земли, лук сокрушит и сломит оружие и щиты сожжёт огнём. Успокойтесь и познайте, что Я – Бог; вознесусь среди народов, вознесусь на земле. Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Обряд благословения хлебов, с одной стороны, научает нас всякий дар земли считать даром Божиим, с другой напоминает обычай древних христиан вкушением благословенных хлебов подкреплять себя на предстоящее всенощное бдение. На Утрени, по прочтении кафизм, бывает Полиелей, Если название это производить от слов πολς многий и λεον елей, деревянное масло, то полиелей будет означать такое молитвословие, при котором зажигается много светильников. Если же производит от слов πολς и λεον милость, то название будет указывать на поемый в это время псалом: «Хвалите имя Господне», в котором часто повторяются слова: «яко в век милость Его». Разумеется, что точнейшее объяснение соединяет оба толкования вместе. Собственно полиелеем называется часть всенощного, состоящая из пения указанного псалма, величания и песней в честь праздника, и наконец– чтения евангелия. На средину храма выносится икона праздника, поется на два хора псалом: «хвалите имя Господне», а потом перед самою иконою с возжеными в руках светильниками и с курением фимиама поется священнослужителями величание, которое потом несколько раз повторяет хор на обоих клиросах попеременно, а священник, в предшествии диакона со свечей обходит всю церковь , исполняя ее фимиамом, В воскресный день, вместо величания поются песни в честь Воскресшего Господа: Ангельский собор удивися… После малой эктении поются степенные антифоны, в воскресный день на глас октоиха, а в праздники всегда 4-го гласа: От юности моея мнози борют мя страсти... Евангелие всегда приличествует празднику. Во время пения канона присутствующие во храме лобызают или евангелие (если Воскресный день) или икону праздника, а священник крестообразно помазывает елеем чело их, в знак духовной радости по случаю праздника. По окончании канона поются стихиры на хвалитех, а потом, при открытых царских вратах,– великое славословие. После ектений сугубой и просительной обыкновенным совершенным отпустом в царских вратах оканчивается Утреня, а за нею первый час читается как при будничном Богослужении. Таков общий порядок обыкновенного праздничного Всенощного. Что касается до праздников так называемых полиелейных, то в них главное отличие состоит в отдельном служении утрени и вечерни. Вечерня служится так же как и за всенощным, только не бывает ни литии, ни благословления хлебов, а после отпустительных в конце вечерни тропарей сряду делается отпуст, поется многолетие, а потом читаются малое повечерие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великая Четыредесятница В молитвах и песнях Триоди Постной в дни Четыредесятницы так же постоянно представляются нам побуждения к покаянию и пощению, как и в дни приготовительные к посту. Но, вместе с тем, в дни Великого поста в песнях и молитвах Триоди мы слышим вопль кающейся души, горько плачущей о грехах. Самый звон в службах Великого поста, кроме суббот и недель (воскресений) и некоторых праздников, отличается от звона в другое время года: бывает печальнее, реже. На службах седмичных дней Великой Четыредесятницы, кроме суббот и недель (воскресений), полагаются великие поклоны с молитвою «Господи и Владыко живота моего». Литургия полная, т.е. св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого , совершается только в дни субботние, воскресные и в день Благовещения. В дни воскресные 1, 2, 3, 4 и 5 седмиц Великой Четыредесятницы всегда совершается литургия св. Василия Великого , хотя бы случился в них праздник Благовещения. В другие же дни или совершается литургия преждеосвященных Даров, или вовсе не бывает литургии, а совершаются так называемые часы, состоящие из служб 3, 6 и 9 часа, чина Изобразительных и вечерни. Повечерие совершается великое на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, кроме повечерия на субботу и на дни, в которые бывают праздники с полиелеем, повечерие оканчивается молитвою «Владыко многомилостиве», с главопреклонением всех на землю. На утрени, кроме суббот и недель (воскресений) и праздников – Благовещения, храмового праздника и праздника с полиелеем (24 февраля, 9 марта): а) вместо «Бог Господь» и тропарей святым поются «Аллилуиа» и троичны гласа; б) стихословятся большей частью по три кафизмы; в) после 50 псалма читается молитва «Спаси, Боже, люди Твоя»; г) канон поется с песнями Св. Писания, иначе сказать, с ним стихословится «Господеви поем»; д) светильны поются троичные гласа; е) великое славословие не поется, а читается; ж) вместо ектении «Помилуй нас, Боже», кроме праздников Благовещения, храма, с полиелеем (24 февраля, 9 марта), произносится «Господи, помилуй», 40 раз; з) после возгласа иерея «Сый благословен», вместо многолетия читается молитва «Небесный Царю» и совершаются великие поклоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На литургии поются праздничные антифоны, или пророческие о Рождестве Христовом песни с новозаветными припевами; вместо «Трисвятаго» поется песнь: «Елицы во Христа крестистеся во Христа облекостеся, аллилуия» 87 . Вместо «Достойно есть» поется с припевом праздника ирмос канона: «Любити убо нам» 88 . Торжество праздника Рождества Христова для нас, россиян, увеличивается воспоминанием избавления России и Церкви от нашествия галлов и с ними двадесяти язык (народов) в 1812 году. Для того после литургии бывает особенный благодарный молебен, на котором возглашается многолетие Государю и всему Царствующему Дому и вечная память Императору Александру I-мy, коего Господь избрал быть освободителем России от нашествия галлов. Праздник сей с препразднства – 20-го декабря продолжается до отдания праздника – 31-го декабря. Но еще с 14-го ноября Церковь начииает подготовлять верных к празднику, установив пост, чтобы подвигом воздержания почтить праздник Р. Христова; а с 21-го ноября назначила петь на утренях ирмосы: Христос раждается. С 11-го декабря по 17-е празднуется неделя св. праотцев, получивших обетование о Спасителе мира, а после нея – суббота и неделя пред Рождеством – или неделя св. отцев, т.-е. предков И. Христа по плоти, по прямой линии дома Давидова; после самого праздника – суббота и неделя по Р. Христове. 4) Крещение Господне (6-го января) Особенности при Богослужении в сей праздник сходны с теми, какие показаны в праздник Рождества Христова, а именно: в навечерие или сочельник совершаются царские часы и литургия соединяется с вечернею; в самый праздник всенощное бдение начинается великим повечерием; на литургии поются праздничные антифоны вместо «Трисвятого» поется «Блицы во Христа»; вместо «Достойно» ирмос – «О паче ума» с припевом праздника. Кроме того, память Иорданского события Церковь обновляет особенным обрядом великого освящения воды, который совершается ныне в навечерие праздника во храме в конце литургии или вечерни, а в самый праздник после литургии – на реках или кладезях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице, спаси нас. Честнейшуй херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст и многолетие 786 . об отпусте в мр. гл. не сделано особого замечания. Поэтому надобно произносить тот, который указан в Служебнике, как отпуст святых страстей: Иже оплевания и биения... (стр. 186). В Великий пяток, если не случится праздник Благовещения, за отпустом утрени следует расход, а 1-й час поется в особом богослужебном собрании вместе с 3, 6 и 9 часами, каковое собрание положено во храме (но не притворе и не трапезе) во 2-м часу дня (Послед. часов св. и Вел. пятка, Тип., л. 341 на об.); но если в Вел. пяток будет праздник Благовещения, то на этот случай данные Типикона по настоящему предмету суть следующие: 1) в 16 мр. гл. после утрени указан отпуст; отсюда следует, что после неё должен быть либо расход, либо выход из храма в притвор; 2) в той же главе сказано: „час 1 поем, яко же указася в Великий пяток“, а так как в Великий пяток на 1 часе положено евангелие и так как Типикон никогда не допускает чтения евангелия в притворе, то отсюда следует, что предписание Типикона делать после утрени отпуст надобно понимать не в смысле указания на выход из храма в притвор для отправления последования 1 часа, а в смысле окончания утреннего богослужения; 3) так как, далее, в послед. Велик. пятка временем для начатия 1 часа указан 2-й час дня, то означенное предписание остается понять так, что, сделав после утрени расход, во 2-м часу дня надобно снова собираться во храм для отправления 1 часа. 4) Относительно прочих часов в 16 мр. гл. совершенно ясно сказано, что они поются отдельно от 1 часа, сказано именно так: „При часе 5 дне творим исхождение вне обители и возвращшеся поем 3 час, и 6, и 9“. Часы поются те, которые положены в Великий пяток. В 8-м часу дня полагается вечерня в соединении с литургией Златоуста, проскомидию к которой, согласно указаниям основной благовещенской главы, над. совершать во время пения стихир на Господи, воззвах. На ней, между прочим, полагаются 2 дневные и 2 праздничные паремии, два апостола и два евангелия – праздника и дне; вместо Достойно – ирмос праздника: Яко одушевленному... Примечание. Подробности см. в Типик., л. 213. Так как на отпуст особого указания в мр. гл. нет, то надобно произносить тот, который положен для Великого пятка: Иже нас ради человеков...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Другой вопрос, столь же серьезный, вставал в свое время с точным установлением того, канонизован ли тот или иной подвижник для местночтимого почитания или нет. Если об общецерковно чтимом святом, на канонизацию которого в период с Х VIII до начала ХХ столетия давалось благословение Святейшего Синода, своевременно извещались епархиальные архиереи, то канонизация местночтимого святого, совершенная епархиальным архиереем по благословению Святейшего Синода, могла остаться, по мнению епископа Афанасия (Сахарова), и не известной, что могло привести к тому, что одному и тому же святому в одной епархии Русской Церкви служились молебны, а в другой – панихиды. Такое положение становилось все более чревато пагубными последствиями, разрешить эту проблему могла только высшая церковная власть, какой являлся в то время Святейший Синод. Инициатором этого важнейшего церковного дела стал общепризнанный глава русских агиологов, архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский) [d] , более тридцати пяти лет занимавшийся агиологией и оставивший труды, научное значение которых остается актуально для Русской Церкви до настоящего времени . Существенным для понимания актуальности и важности вопроса является ознакомление с мотивацией архиепископа Сергия, которую он изложил в письме Святейшему Синоду 27 июня 1901 г. «После многолетних занятий восточною и в частности русскою Агиологиею, – писал архиепископ, – считаю долгом представить благовниманию Святейшего Синода относительно русских святых следующее. Известны две книги, которыми руководятся пишущие о русских святых, это Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, первое издание которого в 1836 году приписывается князю Эристову, второе издание его, исправленное и дополненное, сделано в 1862 году. Другое капитальное сочинение о святых, это Русские святые, чтимые всею Церковью или местно, архиепископа Филарета Черниговского. Оно издано в 1861–1865 годах. В обоих сочинениях есть неканонизованные . Видно, что сами авторы, пользуясь рукописными святцами и другими источниками, не знали, что по этим святым поются панихиды, а последующие писатели всех святых, приведенных в этих двух сочинениях, признают за канонизованных, и они вносятся даже в календари Гатцука, Ступина и других, а потому неведующими священниками им могут совершаться молебны, тогда как на месте упокоения им поются панихиды или даже ничего не поется.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010