Илариона, поступил в Петропавловскую пустынь, где, после семилетнего пребывания, избран был настоятелем. Поступление его в пустынь относится к 1856 году (в октябре). Поступив в Петропавловскую пустынь при строителе иеромонахе Герасиме, послушник Центров первоначально проходил должность письмоводителя, затем, 8 июля 1858 г., был пострижен в монашество с именем Иринея, а в 1863 году определен на должность благочинного. Его строгая жизнь, его ум, распорядительность и неподкупная честность, при его тихом любвеобильном нраве, внушали к нему общую любовь и уважение братии; и потому неудивительно, что в 1864 году, по избрании братии, он определен был в строители ее, а в 1881 году на той же должности, и многозаботливой, и ответственной, получил сан архимандрита, чего Петропавловская пустынь доселе не удостаивалась с самого времени своего основания. Испытав всю тяготу бедности в детстве и юношестве, при крайней бедности родителей, в самые большие праздники зачастую питаясь скудной пищей, отец Ириней всеми силами старался вывести из состояния бедности вверенную ему обитель, которая досталась ему в управление обремененная 6 000 руб. долга. На первых порах о. Ириней чувствовал великую скорбь от стесненных обстоятельств обители и изнемогал под тяжестью этой скорби, нередко со слезами на глазах говорил с братией об этих обстоятельствах, на колени падая пред нею, просил ее помолиться о нем, изнемогающем под бременем таковой тяжести. Господь внял скорби верного раба Своего и в скором времени послал избавление от нее. Мудрым управлением, бережливостью и тщательностью в ведении хозяйственного дела в обители, благолепным служением, любовью и кротостью о. Ириней, с Божией помощью, в 20-летний период своего заведования обителью не только освободил ее от долга, но и составил ей прочное обеспечение на будущее время скоплением значительного капитала, несмотря на произведенные им расходы по улучшению обители в различных отношениях (были произведены постройки гостиницы и других зданий; приобретен большой колокол на монастырскую колокольню, устроен приют на 15 сирот павших воинов, в Турецкую кампанию 1877 года и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сбылось судьбы обетование – Я видел часть святой Руси, И дальних стран очарованье, И неба светлые красы! Там все не то!.. Я видел Волгу. Чувства полный, Её играющие волны, Я взором странничьим дарил И долго, долго любовался, И за струей её следил, И в мыслях прошлого терялся. Да: эта грозная река Была уютом для разбоя, И средь разбойничьего боя Убийства грешная рука Сливала кровь с её волнами, И под прибрежными лесами Потомок Каина рыскал И ждал добычи роковыя... Я эти мысли с ней сливал, И думал: волны вековые Все так же льются, как всегда, И нет уж прошлого следа – Оно в пучине океана В одно уж целое слилось, – Но имя Стеньки – атамана До нас преданьем донеслось. И грустно на брегу высоком Душой задумчивой мечтал, И на событии далеком Я жизнь разбойничью читал. И на душе моей мечтанье Лежало темной пеленой, И я тоскующей душой Летал за волжскою волной В далекий Каспий… Мне желанье Тот край, знакомый по мечтам, Завидной краской рисовало, И сердце пламенно желало Еще бы видеть все и – там! Но там за Волгою широкой И тот я видел край святой, Где, отлетев уже душой, В пещере темной и глубокой Нетленно телом во гробах Лежат Печерские сватью.... О, там я сам склонился б в прах И лег бы в доски гробовые... Или оставив этот мир, И чувств бунтующих волненье, Как зачарованный кумир, Я б жизнью праведной разбил, И дней унылое теченье Подвижной келье подарил. И проч… Прогостив у брата около двух недель, о. Симеон, в конце Ноября явился к архиерею. Преосвященный, обласкав его, предложил ему жить вместе с собою и возложил на него обязанности духовника ставленников (новопоставляемых священно-церковно-служителей); вследствие чего о. Симеон в конце Января 1839 г. переместился в архиерейский дом, в архиерейские комнаты; его приход и имение в селе Ацвеже было поручено ведению о. Димитрия, который тогда был уже благочинным. Преосвященный Неофит душевно полюбил о. Симеона и с участием следил за его осиротевшей душой. Замечая его грусть, а так же видя глубокую набожность и религиозность, вместе с аскетическим настроением, он, между прочими советами, предложил молодому вдовствующему священнику поступить в монашество. О. Симеон, хоть давно знаком был с этой мыслью и почти свыкся с нею, однакоже не вдруг объявил свое желание, и только после долгого обдумывания и испытания над собою, взвесив и разобрав разные советы опытных людей, окончательно и навсегда решил дать монашеский обет и принять иноческий образ. В том же 1839 г., через 10-ть месяцев по возвращении из Киевского путешествия и через 8-м после перемещения в дом архиерейский, Августа 28 – одном числом позже дня рождения, ровно 25-ти лет от роду, о. Симеон был пострижен, и наречен в монашестве Серафимом. Промысел Божий невидимо, но осязательно довел своего избранника до предначертанного пути и указал на его жребий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пострижен в монашество (1913), иеромонах, вскоре – архимандрит (1913), исполнявший обязанности Ректора летом 1917 г. Участник съезда ученого монашества в Сергиевом Посаде (1917). Член Всероссийского Поместного Собора (1917–18 гг.). Епископ Верейский с 1920 г. Управляющий Московской епархией (в 1923 г.), в 1924–29 гг. в ссылке. Блестящий лектор, кумир студенчества, авторитетнейший популяризатор идеи восстановления патриаршества в России, стойкий борец против обновленчества и других расколов в Церкви. Исповеднический подвиг архим. Илариона начался еще в 1919 году, когда он 10 марта н.ст. – по одним данным, а по другим – 10 апреля (за 10 дней до Пасхи) был лишен свободы, но перед Троицыным днем, был освобожден. После избрания патриархом митрополита Тихона (Беллавина), архим. Иларион становится одним из его ближайших помощников и советников 22 , особенно после возведения его в сан викарного епископа Верейского 12(25) мая 1920 года 23 . Следующее тюремное заключение и высылка имели место в 1922–1923 гг. с освобождением в июне 1923 года. По данным и-м. Дамаскина, имели место следующие этапы этой ссылки: арест – 9/22 марта 1922 г., приговор Коллегии ГПУ – 7/20 июня, прибытие с этапом в Архангельск 21 июня/4 июля, 27 июня/10 июля – освобождение из тюрьмы с переходом на " свободное» жительство в Архангельске до 8/21 июня 1923 года и возвращение в Москву. В 1923 году, после возвращения из Архангельской ссылки он был возведен (24 июня/6 июля) в сан архиепископа Патриархом Тихоном и стал проводником его политики, ведя от его лица переговоры и с обновленцами и Е. Тучковым – представителем ГПУ. В результате, 15/28 ноября 1923 г. архиеп. Иларион был вновь арестован и по приговору ОГПУ от 7/20 декабря выслан на 3 года на Север (Соловки – Ярославль, м.б. вновь Архангельск 24 – Соловки). Тучков тщетно пытался заставить заключенного архиеп. Илариона, временно вызванного им 5/18 июля 1925 г. в Ярославскую каторжную тюрьму " Коровники», поддержать Григорианский раскол и прочие свои происки, но, как говорил Владыка Иларион одному из соузников, он скорее сгниет в тюрьме, чем изменит своему направлению, т.е. чем признает раскольников. И он сдержал свое слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

епископ Виталий (Гречулевич) (13.01.1822–28.05.1885) Сборники епископ Виталий (Гречулевич) Епископ Могилевский и Мстиславский. Духовный писатель, магистр богословия, экзегет. Биография Родился в семье священника местечка Тульчин Подольской губернии. В 1843 году окончил Подольскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1847 году со степенью магистра, защитил диссертацию «О молитве Манассии» (СПб., 1848) По окончании академии почти до хиротонии во епископа был законоучителем в различных женских учебных заведениях. Даже будучи архимандритом, некоторое время безмездно преподавал Закон Божий в Петербургском епархиальном женском училище. 7 августа 1849 года рукоположён в сан священника. В 1860 году он основал журнал «Странник» и был издателем этого журнала. Впоследствии издавал и другие духовные журналы: «Современный листок» и «Мирское слово», через которые сообщал пастве свои назидательные наставления. 13 апреля 1862 года возведён в сан протоиерея. В 1864 году на собранные им пожертвования открыл на своей родине в местечке Тульчине училище для девиц духовного звания. 9 мая 1875 года избран членом Петербургского Цензурного комитета. 8 октября 1876 года пострижен в монашество с именем Виталий. 22 октября того же года возведён в сан архимандрита. 13 мая 1879 года хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. С 6 октября 1882 года — епископ Могилевский и Мстиславский. Епископ Виталий — образованнейший человек своего времени. Он получил известность как истинный поборник и распространитель религиозного просвещения в духе Православной Церкви среди интеллигенции и простых людей. Благодаря неутомимой деятельности в этой области, им за два года открыто 268 школ и подготовлено к открытию ещё 340. Своими поучительными проповедями, личной добротой и способностью к доброму назиданию других еп. Виталий бдительно охранял религиозно-нравственные основы общественной жизни. Скончался 14 мая 1885 года в Могилёве, в Печерске — загородном архиерейском доме. Погребен в Спасской церкви этого дома около северной стены храма под солеёю. 26 июля 2014 года в городе Мстиславль состоялась II Международная научно-практическая конференция «Концепт святости в историческом контексте». Форум был посвящён основателю и первому редактору журнала «Странникъ», православному богослову, духовному писателю и просветителю епископу Виталию (Гречулевичу).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Значение всякой переписки определяется участвующими в ней личностями, которые естественно сообщают ей известную важность своим положением и осведомлённостью в предметах речи. В данном случае это и ясно, и несомненно в отношении преосвящ. Смарагда, принадлежащего к виднейшим русским иерархам XIX столетия, почему печатаемые ниже письма ценны уже непосредственною характеристикою его, а также разными сообщениями, суждениями, замечаниями и т. п. Вопрос только в том, достаточно ли они «откровенны», если были лишь формально – официальными отписками, – и он прямо решается характеристикою адресата, о котором имеются следующие формулярно-биографические сведения 1 . Архимандрит Иерофей в мире назывался Иаков Михайлович Добрицкий, происходил из обер-офицерских детей и родился в поветовом городе Тараще, Киевской губ., в 1808 г.; отец его титулярный советник Михаил Исидорович был сын священника. С сентября 1821 г. по июль 1826 г. обучался сначала в Киевских духовных училищах, а потом и в риторике (Дух. Семинарии) преподаваемым предметам через год. 27 сентября 1827 г. принят в Киево-Печерскую Лавру на послушание, 8 мая 1828 г. определён в Канцелярию Духовного Собора повытчиком, 22 февраля 1830 г. пострижен в монашество, 15 июля рукоположен во иеродиакона, 28 ноября сделан архивариусом Лаврского Архива, 31 января 1831 г. назначен смотрителем Киево-Печерской типографии и при оной содержателем материалов, 17 января 1833 г., кроме того, утверждён младшим корректором печатаемых в Лаврской типографии книг. Вследствие вызова от Св. Синода в новооткрытую Полоцкую епархию, о. Иерофей выбыл в Полоцк 21 февраля 1837 г. по «собственному желанию», чему причиной служило, вероятно, и то, что Полоцкий епископ был земляком о. Иерофея, который, может быть, и лично знал его, ибо 12-ти лет был в нижнем отделении Киевского духовного уездного училища, когда в 1821 году Смарагд состоял инспектором Киевской Духовной Академии (см. «Воспоминания» л. 128 2 , Киев. ред. и л. 128 об. Ряз. ред.). Прибыв в Полоцк 4 марта 1837 г., 24 марта о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Иеромонах Иоасаф (Гапонов) Скачать epub pdf Иеромонах Иоасаф, в миру Василий Семенович Гапонов, один из первых церковных историков Владимирской губернии, личность в высшей степени замечательная по своему уму и судьбе. Родился в 1803 г. в Курской губернии, в селе Погарич Путивльского уезда, где отец его был Священником. Первоначальное образование получил он в Путивльском духовном приходском училище, откуда в 1819 г. переведен был в Курскую духовную семинарию, где и окончил курс в 1825 году студентом. По окончании курса в семинарии, В.С. Гапонов в том же 1825 г. был определен учителем в Путивльское духовное училище; в 1826 г., оставаясь учителем, он был рукоположен во священники, но скоро овдовел. В 1833 году Гапонов поступил в Киевскую Духовную Академию для получения высшего образования, и там 7 апреля 1834 года пострижен был в монашество с именем Иоасаф. В Академии Гапонов имел возможность слушать богословские лекции знаменитого Иннокентия (Борисова) , бывшего после архиепископом Херсонским, так как с окончанием 8-го курса, к которому принадлежал Иоасаф, Иннокентий, по собственному его желанию, был уволен от профессорской должности. Совершив в Академии высший учебный курс, как сказано было в аттестате Иоасафа, с способностями значительными, прилежанием неослабным и поведением отлично добрым, он на окончательном испытании в 1837 году оказался успевшим по классам: чтения священного писания и богословских наук – очень хорошо, церковного красноречия – отлично, церковной истории и философии – очень достаточно, всеобщей словесности – значительно, гражданской истории и языка еврейского – весьма хорошо, а греческого и немецкого – похвально, и зачислен в первый разряд академических воспитанников», т.е. он окончил курс магистром (под 15-м). 1 сентября 1837 года Комиссией духовных училищ иеромонах Иоасаф определен был инспектором и учителем церковной истории и еврейского языка в Астраханскую семинарию; 15 декабря того же года, по представлении Конференции Киевской Духовной Академии, тою же комиссией утвержден был в степени магистра богословия и потому переименован профессором указанных предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010