Тогда как иночество у нас есть более легкий путь в архиерейство и в церковную администрацию, мирское священство никогда не может попасть на высшие ступени иерархии, откуда у него и развивается и неприязнь к иночеству, как к пути карьерному в мире образованных иноков. Латинство этого не знает. Простой сельский кюрэ при наличии дарования может всегда быть со временем и епископом и даже больше. Ни для кардиналата, ни для папства монашеское пострижение не нужно. Последний папа из монахов был Григорий XVI (камельдул), который к моменту своего избрания (1831 г.) даже и не был еще епископом. Некоторые монашеские ордена, правда, дали немало блестящих епископов и пап (например, Августинцы, Клюнийцы, Францисканцы), но зато одним из замечательнейших достоинств и прерогатив иезуитского ордена является их четвертый обет монашества: никогда не быть епископом. С вопросом брака священника в Православии связан ряд требований канонического характера, удовлетворение которых считается обязательным. Хотя они и относятся к области церковно-правовой дисциплины, все же упоминание о них может иметь интерес и в настоящем контексте. Священник не может быть женат на иноверной (IV Всел. соб. 14 прав.); дом его должен быть православным (Карфаг. 45 прав.); дети его не должны быть сочетаемы браком с еретиками (Лаод. прав. 10; Карфаг. прав. 30); сама супруга священника не может быть ни вдовой, ни разведенной, ни блудницей, ни «позорищной», т. е. актрисой (Апост. прав. 18; VI Всел. соб. прав. 3); в случае неблаговидного поведения жены священника, он должен или развестись с нею или быть растриженным (Неокесс. 8). В вопросе брачной жизни священника возникает ряд тем, которые не всегда могут быть легко и трафаретно разрешены. Возникает особая «проблема матушки», которая в наше время и в трудных условиях изгнания становится особенно нелегкой. В старинных курсах пасторологии этот вопрос рассматривался в категориях бытового уклада и в наивно-трогательных тонах. Особая тема «выбор невесты» в учебниках Пастырского богословия XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

Посещения эти были не ради одной формы и не в смысле вежливости и любезности, к чему, – сказать к слову, – преосв. Антоний был даже как бы не способен, а всего более не долюбливал, общепризнаваемого почти обязательными, выполнения этих приличий – визитов, именуя их, по буквальному выражению в чине пострижения в монашество, суетным по обычаю мира сего шатанием. В этом отношении в речи особенно замечательны также выражения о всякой частной встрече собственно лиц академической корпорации. Эти встречи или точнее свидания бывали по преимуществу в доме самого Преосвященного, – для чего у него был всегда открытый доступ и самый приветливый приём одинаково для всех, начиная с бывших ректоров, до каждого без изъятия из лиц академических. Отсюда-то и были постоянные, так сказать, струи живого взаимного общения и обмена мыслей, так как преосв. Антоний при всяком удобном и потребном случае прямо предлагал и уполномочивал того или иного из бывших у него лиц академических передать то, или другое из содержания разговоров в общее для всех сведение, и даже порассудить об этом более или менее сообща, или в среде тех, коих, в частности, касался предмет речи и интерес дела. Следствием этих личных отношений ко всем со стороны преосв. Антония, действительно, было то, что как выражено в речи, установившаяся тесная нравственная связь все более и более крепла и возвышалась, и не только между ним и Академиею, но и между всеми лицами корпорации. Одним словом выходило то, что бывает только в добрых отношениях отца и членов одной семьи. Отношения эти проявились так скоро, как трудно было бы и ожидать. Менее чем через год епископствования в Казани преосв. Антония, находим уже, напр., такое изображение указываемых взаимных, самых сочувственных, отношений при бывшем торжестве (8 Ноября 1867 г.) в Казанской Академии. Под живыми и знаменательными впечатлениями всего предыдущего и в том числе и главным образом, непосредственно сказанных перед этим архипастырских приветственных слов, обращённых преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

1416 См. молитву за клир и народ после литании и Сопс. Mag. Brit. IV, рр. 293 и 304. Во втором месте Гриндаль своими собратиями называется „eximius Christi praesul et summus in Ecclesia Anglicana sacerdos Dei“. 1418 Покойный преосвященный Нектарий родился 25 июня 1839 года в селении Великий Гай близ Вершеца. После окончания гимназического курса слушал курс юридических наук в венском университете. Богословское образование получил в вершецкой семинарии. В 1866 г. пострижен в монашество, в 1874 г. епископом вершецким Кенгельцем произведён в архимандрита, в 1857 г. после кончины преосвященного Кенгельца избран и патриархом Германом Ангеличем посвящён в епископа вершецкой епархии. Скончался 20 ноября 1895 года. По отзыву „Весника српске цркве“ покойный был чрезвычайно строгий, но вместе и весьма справедливый владыка; своё духовенство всегда защищал и охранял и посему оставил по себе добрую память (Весник срп. цркве, 1895, ноябрь, стр. 1067). 1421 Биографические сведения о нём – в Церк. Ведом. 1896, 8, стр. 309–310 и Богосл. Вестн. 1896, апр., стр. 81. 1425 На заседаниях Св. Синода буковинско-далматинской митрополии в апреле 1896 г., между прочим, решено было оставить по прежнему в заведывании далматинских монастырей (Крка, Крупы и Дрогович) некоторые православные приходы, сколько по недостатку для них кандидатов из белого духовенства, столько же и по бедности самих монастырей. – В апрельских заседаниях Св. Синода поднят был также вопрос о необходимости одного общего для всей православной церкви в Австро-Венгрии Синода и решено было сделать в этом смысле представление правительству, которое в принципе не имело ничего против этого и ранее. 1432 Весник српске цркве, 1896, сентябрь, стр. 841–842. – Первый ректор рельевской семинарии, открытой в 1883 г., протопресвитер Пётр Петранович в конце 1893 г. был уволен по настоянию гражданских оккупационных властей, и на его место назначен угодный правительству профессор Фома Алагич. 1437 Это, конечно, не узаконяет вставку „Filioque“ в символ. Вставка эта, как незаконная, должна быть несомненно устранена.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Алексей Введенский . —285— Глаголев С.С. Очерки по истории религий: Религия финикиян//Богословский вестник 1901. Т. 3. 10. С. 285–304 (2-я пагин. (Продолжение) Религия финикиян 1603 1. Два совершенно противоположные представления соединяются с словом «финикияне»: представление о маленьком уголке на восточном берегу Средиземного моря, носившем название Финикии, и представление о цветущих городах и колониях по островам и берегам всего Средиземного моря, образованных финикиянами. С одной стороны, мы имеем ряд небольших городов с неболь- —286— шими гаванями, которые должны были постоянно трепетать пред стремлениями к захвату египтян, ассириян, вавилонян, персов, греков, сириян, римлян, с другой стороны мы видим смелый и предприимчивый народ, совершавший отдаленнейшие путешествия, устанавливавший взаимообщение и обмен между отдаленными государствами, передавший духовную культуру азиатского востока европейскому западу. Ни значение слова «Финикия», ни происхождение финикийского народа неизвестны. Библия финикиян древнейшей эпохи называет сидонянами и производит Сидон от Ханаана ( Быт.10:15 ). Может быть в связи с переселением Авраама из Месопотамии стоит и появление хананеян и в частности финикиян (сопоставь Геродота Истор. I, 1) в Палестине и Сирии. В Египте, финикиян стали звать «фун» (пёни, пуни); отсюда, должно полагать, и образовалось путем удлинения слово Финикия, которое греки впоследствии стали сближать и с пальмою, и с собственным именем Феникса. Финикияне заняли побережье Средиземного моря, настроили здесь городов (самый северный – Арад, самый южный – Ако,) в плодородных и живописных местностях, защищенных от врагов с суши горами и лесами. Финикийские города были независимы один от другого и нередко даже враждовали между собою. Финикияне скоро повели bceмiphyю торговлю и рано начали образовывать колонии и на востоке, и на западе – во всех трех частях древнего мipa. Из кн. ( Нав.13:6 ) и ( Суд.18:7–8 ) видно, что в эпоху занятия евреями Палестины сидоняне жили в последней. И, по-видимому, гораздо раньше финикияне заняли Кипр. Маршрут финикийских расселений неизвестен. Некоторые города Финикии лежали частью на острове (Тир), некоторые – на острове близ материка (Арвад), первою чисто морскою колонией их был Крит (одни сутки пути от Финикии), затем, они, должно быть, поднялись к Малой Азии, из островов Эгейского моря, прежде всего заняли Родос и затем постепенно заселяли острова и берега восточной части Средиземного моря. Несомненно, они рано дошли и до Гибралтара, проникли и на острова бриттов (следов финикийских поселений, однако на них не найдено), но вообще в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—290— 26, 27, 28). С гибелью Финикии и финикийских колоний погибла и финикийская религия. 2. С финикийской религией прежде всего связывается представление о Ваале. Слову Ваал усвояют значение владыка ( не должно смешивать с вавилонским ). Существуют два противоположные воззрения на значение этого имени. По мнению одних Ваал есть собственное имя верховного божества, различные проявления которого носят различные названия. Ваал-берит значит Ваал, охраняющий союзы, Ваал-Гермон Ваал Фегор, т.е. Ваал гор Гермона, Фегора. Но мнению других (решительный сторонник Тиле) Ваал, это – название класса богов, и различные Ваалы суть индивидуальные особи этого класса. Это мнение, по-видимому имеет для себя основания и в Библии. Пророк Илия говорит о Ваалах, как множестве богов ( 3Цар.18:18 ; сн. Суд.8:33 ). В обоих этих мнениях, кажется, есть доля правды, но в существе они оба должны быть признаны неправильными. Не существует никаких указаний того, чтобы финикияне исповедовали единого Бога. Рядом с Ваалом у них с глубокой древности стоят другие боги, не находящиеся по отношению к нему ни в безусловной зависимости, ни в безусловном подчинении. Монотеистической должна быть называема только такая религия, в которой все безусловно существующее представляется происшедшим от Бога и все безусловно зависит от него, т.е. может быть им уничтожено и может от него получить счастье. В финикийской религии генезис богов и вещей не ясен и не определен, и боги представляются не осуществляющими единую высшую волю, но могущими и противоборствовать одни другим. Финикийская религия не знает Бога творца и вседержителя. Но с другой стороны под Ваалом она мыслила великого бога, владыку, управляющего судьбой людей, солнце. Сравнительное изучение религий показывает нам, что великие боги всегда мыслились индивидуальными, а не представляли собою класса или множества. Добрые и злые духи классифицировались. Предполагалось, что их существует бесчисленное множество, но великих богов немного. Вои- —291— нов бывает тысячи, но полководцев очень немного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теория или дисциплина йоги, как известно, сводится к восьми следующим «членам» (anga): —259— 1) yama, «выдержка», направленная главным образом на внешнее (Zucht, Zwang) и выражающаяся в предписаниях преимущественно отрицательного характера: не делай никому вреда, не говори неправды и лжи, не кради, не нарушай требований целомудрия, не стремись к обогащению; 2) niyama, «самовоспитание» (Selbstzucht), требующее уже положительных свойств и навыков: чистоты телесной и душевной, довольства, самоограничения (аскетизма), науки (изучения Вед и размышления над ними), богомыслия (или богопреданности); 3) âsanam, «сидите» – в приличествующем требованиям Йоги месте и в соответствующей позе (место должно быть уединенное, тихое, удаленное от соблазнов; положение тела должно быть прямое, по возможности без перемен, с лицом, обращенным на север, где лежит «путь богов» и т.д., – всего около 84 предписаний); 4) prânâyama, «регулирование дыхания» (вдыхание, выдыхание, равномерное дыхание, задержка дыхания, проведение его во все члены и т.д.); 5) pratyâhâra, «воспитание внешних чувств»; 6) dhârâna, «фиксация внимания», вследствие чего manas может «обрезывать», как бы ножом отсекать, не повинующиеся ему органы тела, чем, в свою очередь, достигается полная свобода духа и его власть над телом; 7) dhyânam, «размышление (медитация)» и именно самоуглубленное размышление, опирающееся не на внешнее, и даже не на тексты Вед (все это для достигшего йоги лишь шелуха, скрывающая зерно), но на внутреннее, на внутренний опыт и переживания, при непрерывном повторении таинственного и чудодейственного слога Ом; наконец, 8) samadhi, «поглощеуве», то есть полное слияние с предметом размышления, – когда субъект и объект, душа и бог, совпадают настолько полно, что собственное сознание субъекта совершенно угасает: вся жизнь тогда сосредоточивается в сердце 1578 , все члены тела, вместе с нервами (числом 72.000 и больше, – по другому счету) отсекаются силою йоги, связь и общение с внешним мipoм, вследствие этого, прекращаются и наступает блаженство погружения к Браму-Атмана

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II, 1, 412a, 8). При этом именно вносимый энтелехией образ или тип (εδος) обусловливает индивидуальную сущность всякой вещи, а в частности и человека: εδος δ λγω τ τ ν εναι κτου κα τν πρτην οσαν (Met, VII. 7, 1032b) Сюда же тесно примыкает и развитие Аристотелем анаксагоровской идеи об индивидуальных первочастицах, слагающихся в столь же индивидуальные формы гомиомерий. Некоторые из гомиомерий могут существовать как самостоятельный, естественные тела, «другие входят в состав более сложных тел, участвуя в возникновении их бытия или сущности (οσα) 1083 . Даже самое существование души обусловливается, по Аристотелю, «однородностью» (μοειδς) элементов ею одухотворяемого 1084 . А если поверить одному из комментаторов Аристотеля, то отсутствие взаимного соответствия (συμμετρα) элементов есть «болезнь, слабость и безобразие», одним словом нечто разрушающее жизненную гармонию существа, при чем, по-видимому, в —774— этом последнем отчетливо различаются элементы стихийные, гомиомерии и организация 1085 . Все это, как уже было сказано, запечатлевается едиными индивидуальным типом (εδος), который возводится Аристотелем в достоинство творящего Логоса (τ δ εδος λγος, Met, III, 996в, 5), а если предположить, далее, что это творческое начало привходит вместе с бессмертной частью души (νος ποιητικς), то остается лишь один шаг до вывода (который, конечно, самим Аристотелем не делается), что возможно и вторичное, обратное восстановление или воссоздание индивида. При этом остается неизменными лишь индивидуальный тип, материальные же его элементы, как физический субстрат некоего нового творения, вновь почерпаются из общего, мирового резервуара. Как известно, именно такой характер воскресения, как вторичного творения, составляет основной фон остроумных построений Оригена на эту тему, но противоречить ортодоксальному, церковному учению, проповедующему воскресение в том же теле, в смысле даже составляющих его материальных частиц. Ориген лишь придает особое значение той потенции, которая залагается в саму материю тела, считая, затем, эту потенцию вечно и неизменно сохраняющимся, формирующим началом (ratio; De princ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

церковных деятелей. Чекисты называли его «черным обер-прокурором». В 1927 на основании документов Московской Патриархии завершил работу над «Алфавитным списком иерархов Православной Российской Церкви, пребывающих в пределах СССР», который стал одним из основных источников известного каталога архиереев митрополита Мануила. Трижды подвергался аресту: в 1922 (вскоре освобожден), 1924 (в Соловках по 1926) и 1932 гг. После освобождения (не позднее 1936 г.) проживал в г. Сольцы (Новгородская обл.). Дальнейшая судьба пока неизвестна. 627 См.: Об исправлении. 26 об., 137–143. Анастасий (Александров , 1861–1918) окончил Казанский унтт, канд. историко-филологических наук (1883), магистр сравнительного языковедения и приват-доцент Юрьевского ун-та (1886), затем – Харьковского ун-та, д-р сравнительного языковедения и экстраординарный профессор (1888), декан историко-филологического факультета Казанского ун-та (1905), заслуженный ординарный профессор (1911). Одновременно с 1910 д-р церковной истории и ординарный профессор КазДА. Пострижен в монашество, рукоположен и возведен в сан архимандрита, назначен инспектором (1911) КазДА, ректором с возведением в сан еп. Чистопольского (1912); еп. Ямбургский, ректор СПбДА (1913–1918); пред. Комиссии по научному изданию славянской Библии (1915–1918). 628 См. письмо Здравомыслова к Орлову от 30 мая 1913 г.: «Комиссиею поручено мне спросить Вас, какие причины задерживают печатание Цветной Триоди настолько, что каждый лист корректуры приходится выпрашивать. Если Типография не в состоянии выполнять подобные работы, то Комиссия будет просить Св Синод о переносе печатания новоисправленных богослужебных книг в С.-Петербург». То же, от 23 мая 1914 г.: «По поручению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиеп. Финляндского, обращаюсь к вам с покорнейшею просьбою зависящего распоряжения о возможно скорейшем окончании печатанием Пентикостариона. Замедлением в печатании этой книги Его Высокопреосвященство очень озабочен и не знает, чем можно объяснить такую продолжительную остановку в напечатании давно исправленных и разрешенных к печати листов. Благоволите меня уведомить для доклада Его Высокопреосвященству». На последнее письмо Орлов отвечал, что печатанию помешала забастовка типографских рабочих и обещал принять все меры к ускорению дела (Пентикостарион. 5–5 об., 8–9). 631 Триодь Цветная. М.: МСТ, 1913. (Библиотека СПбДА. Инв. Р-309.) На титульном листе карандашный автограф Мироносицкого, ниже – надпись чернилами: «Экземпляр члена Комиссии по исправлению текста богослужебных книг, Постоянного члена Училищного Совета при Св Синоде, действительного с с П.П. Мироносицкого »; То же. Инв. 72540. На титульном листе автограф Чуриловского, дата: 19 февраля 1913 г. Ниже – надпись: «Экземпляр справщика Петроградской Синодальной Типографии, члена Комиссии по исправлению текста богослужебных книг с с Н.Ф. Чуриловского». Для сравнения использовалось издание: Триодь Цветная. М.: МСТ, 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прежде нежели получено было разрешение Святейшего Синода учредить Камчатское попечительство, предложено было Американскому духовенству и принято всеми и каждым с удовольствием отделять каждогодно по одной копейке с рубля из получаемого ими жалованья, для составления капитала на вспоможение бедным собственно Американского духовенства. И из такого пожертвования ныне каждогодно будет составляться сумма в 247 р. 27 к. ассигн. То же предложено и Камчатскому, и Охотскому духовенству, и также принято всеми с усердием. Собираемая таким образом с них сумма до 105 р. сер. будет поступать в капиталь Камчатского отделения. В Новоархангельском Кафедральном соборе, по примеру всех кафедральных соборов, необходимо быть должности и названию ключаря, и потому мной определен в должность сию младший священник собора, и впредь до утверждения, велено ему именоваться в должности ключаря. Честь имею представить сие Святейшему Синоду на утверждение в сем журнале. в) Действия по управлению епархии. Кроме проповедей, мной сочинённых и говоренных при случаях, и кроме простых поучений или беседований, которые я предлагал Алеутам, Камчадалам и прочим во время путешествий моих по островам, по Камчатке и Охотской Области (как это сказано выше в своих местах), в пребывание мое в Ситхе еще говорено мною сочиненных на разные праздники и случаи 8 проповедей и речей, а всего сочинено мной 15 проповедей и речей. С поступления моего в управление епархией и по 1-е июня 1843 г. протоиерейским саном удостоены двое, (о коих сказано выше); рукоположено всего пять священников и два диакона, а именно: в 1841 г. три священника и диакон, в 1842 г. один священник и один диакон, в 1843 г один священник. Трое из них для Американских церквей, двое для Камчатских и двое для Охотских. Из сих семи священнослужителей, один (Иеромонах Мисаил), из студентов Академии; другой (соборный диакон), из кончивших курс семинарского учения, двое (священников) учились до философского класса, один (диакон) в Якутском училище и один (священник) в Камчатском училище. В бытность мой в Якутске пострижен в монашество студент Озеров, что ныне Иеромонах Мисаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

6. Место наречения и хиротонии протоиерея Вадима Дегтярева во епископа, по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 7. Образовать в пределах Калининградской области Калининградскую митрополию, включающую в себя Калининградскую и Черняховскую епархии. 8. Принять к сведению и одобрить выраженную калининградцами просьбу к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу оставить за собой временное управление Калининградской митрополией. ЖУРНАЛ 81 СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Хабаровского и Приамурского Владимира с предложением образовать новую епархию на территории Хабаровского края. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Бикинского, Вяземского, имени Лазо, Нанайского, Советско-Гаванского и Ульчского районов Хабаровского края — Ванинскую епархию, выделив указанные районы из состава Хабаровской и Амурской епархий. 2. Правящему архиерею Ванинской епархии иметь титул «Ванинский и Переяславский». 3. Епископом Ванинским и Переяславским избрать игумена Савватия (Перепелкина), клирика Шуйской епархии. 4. Место наречения и хиротонии игумена Савватия (Перепелкина) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 5. Включить Ванинскую епархию в состав Приамурской митрополии. ЖУРНАЛ 82 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О замещении вакантной кафедры Соликамской епархии (Пермская митрополия). ПОСТАНОВИЛИ: Преосвященным Соликамским и Чусовским быть заштатному архиепископу Зосиме (Остапенко). — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 83 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О замещении вакантной кафедры Шуйской епархии (Ивановская митрополия). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Шуйским и Тейковским быть иеромонаху Матфею (Самкнулову), клирику Иваново-Вознесенской епархии. 2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Матфея (Самкнулова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://pravoslavie.ru/98025.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010