В 1860 году он стал издавать собственный журнал «Душеполезное Чтение», скоро приобретший себе широкую популярность среди духовного мира. 4.III.1864 возведен в сан протоиерея. Со времени кончины митрополита Филарета, протоиерей Ключарев был уже большой силой в Москве. Не занимая ни одного начальнического места, он был чтим всеми за свои высокие таланты и заслуги. Преемник митрополита Филарета, митрополит Иннокентий сразу приблизил его к себе и во многом пользовался его советами и указаниями. Ценя по достоинству великие дарования протоиерея Ключарева, митрополит Иннокентий привлек его к ближайшему участию в своем миссионерском деле, и он был главным после владыки деятелем вновь учрежденного в Москве Православного Миссионерского Общества. Святитель Иннокентий пожелал, наконец, иметь его не только на деле, но и по имени своим ближайшим помощником, и он убедил прот. Ключарева (к тому времени уже вдового) принять иночество и высшее церковное служение в сане епископа. 7·ΧΙ.1877 о.Алексий был пострижен в монашество с именем Амвросия и 8.XI. возведен в сан архимандрита. 15 января 1878 года был хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской митрополии. В апреле того же года перемещен викарием Дмитровским. 22.IX. 1882 назначен епископом Харьковским и Ахтырским, где оставался до самой своей кончины. Был почетным членом Киевской и Казанской Духовных Академий. При переходе своем из Москвы в Харьков архипастырь обратился к народу с прощальным заветом: «когда услышите обо мне, что угасла жизнь моя, вспомните обо мне с любовью». Одним из сильных и воспитательных средств для жизни и деятельности епископа Амвросия, коренного москвича и по воспитанию и по долгому пребыванию в самом сердце России, явилось служение его в Харькове – в самом центре некогда столь противной духу Москвы – Украины. Это служение на первых порах представляло ему великие трудности и тяжкие, едва преоборимые испытания. Сколько затруднений и огорчений пришлось ему потерпеть при попытке ввести на Украине однообразное пение по образцу русских церквей. Но, возложив руки на плуг, он не озирался назад и не только не искал других мест и назначений, но отклонял их, а в трудностях служения видел лишь большее побуждение к духовному бодрствованию и совершению архипастырского подвига, пока, наконец, Господь не дал ему сил и возможности все победить любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Была вторая половина ноября месяца. Холода стояли невыносимые. Но о. архимандрит Моисей не хотел медлить с посвящением, и назначенные к рукоположению выехали в Калугу. Медленно брели по глубокому снегу и плохой дороге монастырские плохие лошадки по направлению к городу Калуге. А седоки зябли и мёрзли в своих неважных рясах. «Помню я, – рассказывал о. Амвросий, – что как еще только меня привезли на почтовую станцию, я почувствовал сильную боль в желудке» 144 . Это и было началом тех почти беспрерывных болезней, которые сопровождали о. Амвросия во всю его жизнь, вплоть до самого гроба. Когда оптинские ставленники (так называют готовящихся к рукоположению) прибыли в Калугу, то Преосвященный был сильно занят какими-то важными делами, и день рукоположения был отложен на неделю слишком. Ставленники, не имея своего пристанища в Калуге, поехали в Тихонову пустынь, где и пробыли 8 дней. Потом уже воротились в Калугу, где и были рукоположены 9-го декабря. Эта продолжительная поездка в лютое – зимнее время и сгубила здоровье о. Амвросия. Нужно, повторяю, быть по опыту знакомым с чисто монастырским честолюбием, которое бывает подчас необыкновенно наивно, но всегда очень щепетильно, чтобы понять, что нашлись в Оптиной пустыни такие люди, которые позавидовали рукоположению о. Амвросия в иеромонахи. «Когда узнали о нашем посвящении, то,– вспоминал о. Амвросий, – кой-кто на меня покашивались» 145 . Это, быть может, и предвидел о. Амвросий, и потому он попросил начальство, чтобы его прямо же зачислили вне штата в скит. «Поэтому, – добавляет дальше о. Амвросий, – как узнали, что я желаю быть заштатным, то те же самые люди стали ко мне относиться даже с особым почтением» 146 . Преосвященный Алексий, архиепископ Виленский и Литовский 147 , когда был только рукоположен в иеромонахи, то после совершения нескольких литургий, благоговейно говорил близким к себе людям: «Нет на земле никакого другого, более высшего духовного наслаждения и радости, как предстоять Престолу Господню и совершать Святейшее Таинство Евхаристии» 148 . И подлинно. Нет большей радости, нет большего веселья. И вот этой-то радости и этого то веселья и сподобился о. Амвросий. Одному Господу Богу только ведомы его святые, горячие молитвы, его умильные слёзы пред Престолом Господним. Чиста и действенна была его молитва любви. Предстал Господу Богу новый пастырь, которому суждено было собрать возле себя великое множество пасомых – духовных чад и плодотворно служить великому делу – созиданию Царства Божия в людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Семь лет был послушником, 8 июля 1932 г. пострижен в монашество с именем Иосиф. Окончил полный курс Иноческо-Богословской школы при Почаевской лавре. Выполняя различные работы и послушания, отец Иосиф стал известен как костоправ, денег не бравший. Поток страждущих не прекращался круглосуточно, порой вдоль улицы стояло до сотни подвод. Настоятель сказал Иосифу: «Хороший ты монах. Но из-за тебя покоя братии нет». И благословил о. Иосифа поселиться в церквушке на монастырском кладбище. Там он и прожил двадцать лет. Принимал каждый день до пятисот человек, которые жаждали исцеления — кто телесного, кто духовного. Говорил: «Знаю, хто до мене йде, що у нього болить й ckiльku йому жити». Местные рассказывают, что во время Великой Отечественной войны к Амфилохию приходили женщины и спрашивали прозорливца: придет ли муж с фронта. Иногда он благословлял и говорил: придет, придет. А иногда говорил: а ты не плачь, не придет. Так и бывало.      Имел батюшка и дар изгонять бесов. К нему везли одержимых из самых дальних республик Советского Союза. Демонов старец видел наяву, и часто, проходя по храму, строго повелевал им выйти из церкви и из людей. Традиция вычитки одержимых сохраняется в лавре и сегодня. В советские времена власть запрещала ездить к батюшке, даже автобусы отменили — но люди шли пешком. Как-то к старцу прибыл первый секретарь Тернопольского обкома партии. Без надежд привез единственного сына с саркомой колена, которого врачи лечить отказались. Через неделю забрал сына от старца здоровым. После этого дал личное распоряжение, чтобы к батюшке пустили рейсовый автобус, для удобства людей. Сохраненные народной памятью случаи — поразительны и поучительны. Из Москвы военный привез расслабленного четырехлетнего сына. Старец попросил оставить ребенка у него, и через несколько дней мальчик уже бегал по двору. Счастливый отец со слезами упал в ноги батюшке, предлагал и деньги, и машину хотел оставить. «Нэ трэба», — ответил старец. Исцелялись даже те, чьи болезни были запущены, и врачами неизлечимы. Отец Иосиф исцелял разные недуги и утверждал, что половина больных исцеляются, а половина уезжают от него не исцеленными. Объяснял: «Богу не угодно, бо це тщетне зцiлehhя niдe не на користь, а на погибель дyшi».

http://pravoslavie.ru/91763.html

Но, пользуясь милостью царя и царицы лично и с членами своей семьи, в бытность свою царским духовником, протопоп Максим и после своего удаления от двора, за пострижением в монашество, не был забыт своею прежнею духовною дочерью, царицею Евдокией Лукьяновной. В 1637 г. 31 октября 1522 по именному приказу царицы – ему сделана была ряска на хрептовых бельих цках, с рукавами, опущенная пухом и покрытая тафтою гвоздичного цвета 1523 . Преемник духовника Максима – протопоп Никита, – имея пред собою примеры выдачи разного рода подарков товарами и готовою одеждою своему предместнику и членам его семьи, нередко сам подавал челобитные о даче ему и жене его таких же подарков, как бы положенного по окладу, и просьба его исполнялась, хотя с тою оговоркою в расходных книгах, что то и другое «ему дано в приказ, а не в оклад». Так, в 1635 г., в скором времени после вступления Никиты в должность царского духовника, ему был сделан кафтан куний, покрытый камкою куфтерем зеленою, шуба соболья и однорядка суконная, вишневого цвета 1524 . Чрез три года ему была сделана шуба кунья, покрытая сукном лундышем вишневого цвета 1525 ; в 1639 г. ему же дано было товарами на шапку 10 вершков бархату таусиннго по 37 алт. по 3 д., на испод – пара соболей 1526 ; и, по подписной челобитной, принесенной 30 марта сего года, – 23 апреля сделан был кафтан на собольих пупках, покрытый камкою травного зеленого цвета с 15 серебряными золочеными разными пуговицами 1527 . Жена духовника Никиты, называвшаяся также Ульяною, как и жена протопопа Максима, по примеру своей предшественницы, получила в 1636 г. опашень из сукна багрецу, летник – из камки куфтерю червленого цвета, шубку столовую, кантур соболей, да на шапку, шитую с кружевом жемчужным – деньгами –13 р. 1528 Первый духовник царя Алексея Михаиловича – протопоп Стефан – также получал, по примеру своих предшественников, подарки от царя и царицы платьем и товарами. В скором же времени после своего определения па должность духовника, а именно 28 сентября 1645 г.. Стефан получил полную обмундировку, а именно: бархатный охабень вишневого цвета, однорядку из сукна аглинского, кафтан куний, крытый камкою зеленого цвета хрущатого, шапку на собольих пупках, три скуфьи из сукна лундышу вишневого цвета, да сапоги красные. В ноябре того же 1645 г. Стефану была сшита шуба кунья, а в мае 1846 г. – мятель из сукна аглинского зеленого цвета, шляпа пуховая 1529 . Царица также иногда дарила Стефану и его детям материи на одежду. Так, 10 августа 1652 г. Марья Ильинична 5 арш. с четью сукна лазоревого отдала Стефану 1530 ; а 15 августа отдала его же детям на охабни портище зуфи немецкой анбургской, коричневого цвета – ценою 8 р. 1531 Преемник протопопа Стефана – Лукъян Кириллович, вместо готового платья, получал товарами. Так, напр., 16 ноября 1657 г. из сибирского приказа мех лисьих черев с рукавами, в котором заключалось 53 черева 1532 , и 22 декабря того же года для шитья однорядки 4 арш. сукна черного, на шапку пару соболей 1533 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Благодарю вас, что приняли благодушно мое предложение о прекращении переписки, жертвуя своим спокойствием моему, но я, грешный, нахожу, что не могу исполнить моего предположения: есть такие люди, которым никак невозможно отказать в ответе, ибо не всем могу проповедь сию о себе возвещать, а потому и к вам хотя не всегда, но пишу. Случившееся между вами смущение произошло, полагаю, оттого, что вы при начале вашего седьмого года купножития положили твердое намерение жить мирно и нести немощи друг друга, воспоминая прежние свои проступки. Но как намерение и желание наши не могут быть тверды без испытания, а, может быть, еще и было оное самонадеянно, то и попущено вам пасть к познанию своей немощи, к смирению и к утверждению вперед. 7 марта 1854 года. Сегодня день моего пострижения 1815 года, но что я наделал в 39 лет! Не знаю что и сказать! Но буди воля Божия, и Его неизреченное милосердие да покроет нас. 8 марта. Сегодня М. N. утром поехала в свою обитель на поприще своего духовного подвига, мир и благословение Божие да сопутствуют ей. Я читаю теперь письма св. Иоанна Златоустог о к диаконисе Олимпиаде – удивительно сильные убеждения к терпению скорбей и болезней. Он поставляет скорби выше добродетелей, а болезни и еще выше скорбей, и терпение оных труднее скорбей, советует лечиться и не предаваться печали(она об нем сильно огорчалась), ибо печали бывают причиной болезней. Советует ей читать его сочинения о том, что кто не вредит самому себе, тому никто другой не может сделать вреда, оно будет достаточным для неё лекарством, когда сама захочет. А если будет упрямиться, не будет заботиться о себе, то и он не будет посылать к ней писем, когда она не намерена почерпать из них пользы к успокоению себя. За скорби и болезни венцы светлее даются, нежели за добродетели, а кто грешен, то ими очищаются грехи. Нужна ли вам эта книга? А хороша! Я посмеялся малодушию твоему, М. М., что ты оскорбилась за материю, для чего такую ничтожную прислали. Стоим ли мы и того? Усердие ценится не дороговизной, а расположением, да и на что тебе щегольские рясы? По моему мнению, простого мухояра гораздо лучше и приличнее, и сердце будет смиреннее, и другим послужит к подражанию, а видя на тебе хорошую рясу, и другие тоже ретятся иметь такую же, где же их взять? Всуе мы читаем отеческие книги, поучающие, как худость в одежде наблюдать, когда бы принимали учение их, то не оскорбились бы за то, что не прислали дорогой материи, да это могло бы их и соблазнить, что мы будем носить дорогие платья.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ведь Филипп был пытлив и любознателен, но не очень остр к быстрому уразумению того, что свойственно Божеству. Это ты можешь узнать, сообразив сам по себе то, —424— что он, продолжительное время следовав за Спасителем, собирая разнообразные наставления Его о Божестве и из дел и слов имея возможность составить о Нем совершенно полное понятие, однако же в последние времена домостроения, как совсем еще ничего не узнавший, говорить к Иисусу: «Господи, покажи нам Отца, и довольно нам» ( Ин.14:8 ). Но, как сказавший не по злонравно своему, прекрасно перевоспитывается: ибо «сколько времени с вами Я (есмь), и не познал ты Меня, Филипп!» (ст. 3), говорит Христос. Посему, как менее способному к разумению и несколько медленнее, чем подобало, идущему к восприятию божественного, Господь предлагает ему вопрос, упражняя Своего ученика в вере. На это указывает здесь выражение «искушая», хотя, как подтвердил блаженный Евангелист, «Сам знал, что намеревался делать». А говоря: «откуда (как) купим?», указывает на несребролюбие Своих последователей и добровольную бедность ради Бога, не имущих ничего для покупки даже необходимой пищи. Но вместе с тем старается и искусно промышляет еще и о кое-чем другом, ибо это »откуда« или »как " употребляет не напрасно, но указывает им на то, что (последовавшие за Христом) совсем не позаботились приносить что-либо и привыкли к крайнему несребролюбию. Итак, исключая и благородно отсекая надежду на деньги, Он едва уже не заставляет доходить до такого убеждения, что Господу должно будешь несказанною силою и боголепною властью создать пищу, если Он восхощет напитать приходящих к Нему, когда у них нет ничего. Ведь только это одно (чудесное создание пищи) еще и оста- —425— валось и Он уже призывал их взирать на эту только одну надежду, согласно Еллинским поэтам:… σιδρεον λκος νγκης. (суровый рок Необходимости). ( Ин.6:7 ). Двема стома пенязей хлебы не довлеют им, да кийждо мало что приимет. 1549 Филипп опять оказывается неспособным возвыситься до представления о том, что Иисус может все (совершить) и притом весьма легко, но услыхав: «откуда купим», тотчас увлекается этим искусительным вопросом и видит одно только средство – деньги, подумав, что дело это по природе своей не может быть совершено иначе, как по общему и у всех обычному закону.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—382— schim 30 а ). Филон замечает, что «из писаний Моисея, не смотря на их глубокую древность никто не решился (и не решается) ни одного слова отнять или изменить, или к ним прибавить» (Eusebius, Praepar. Ev. VIII, 6). И. Флавий распространяет подобную строгость на все ветхозаветные книги (Против Аппиона 1, 8). За тщательность хранения св. текста в это время говорят и упоминаемые в талмуде критико-текстуальным замечания и правила, относимым учеными ко времени с 4 в. до Р.Х. до 2 в. по Р.Х. Таковы счисления букв и слов в разных книгах св. Писания, замечания, известным под названием ittur soferim (опущение буквы вав в некоторых случаях), ticcun soferim (исправление некоторых неудобных выражений), keri и ketib (соответствующие нашим опечаткам), правила об особенном начертании некоторых букв (majusculae, minusculae, suspensae litterae) и др. Что св. текст, бывший в употреблении с 4 в. до Р.Х. до 2-го Р.Х., существенно сходен с современным еврейским текстом, об этом с несомненностью свидетельствует существенное сходство с ним пятокнижия самаританского, всех древних переводов: LXX, Акилы, Симмаха, Феодотиона, Пешито, Таргумов, а также цитат Филона, И. Флавия и Нового Завета. И из существующих сравнительно незначительных разночтений между современным подлинником и древними переводами наибольшая часть по общему признанию ученых была допущена переводчиками намеренно, с целью пояснить текст, или ненамеренно благодаря разнообразным ошибкам переводчиков и переписчиков. В третий период истории св. текста с 3 в. по 6 в. заботы о хранении подлинного текста еще увеличились. В талмуде появился целый ряд правил относительно переписки св. рукописей с указанием размера полей рукописи, известного начертания букв, деления слов и букв и мн. др. Находимые в талмуде разночтения и отступления от современного еврейского текста объясняются тем, что выдержки из писания приводились раввинами иногда по памяти и намеренно в перифрастической форме. 4-й период истории св. текста с 7 в. по 10 в. обнимает время деятельности мазоретов. Сущность мазоры И. Буксторф определил так: «мазора есть критическая доктрина,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так как розничная продажа восковых свечей составляет церковную монополию, то – 2) на церковного старосту возлагается наблюдение, чтобы никто, даже из лиц, принадлежащих к причту, не продавал восковых свечей ни в церкви, ни по близости ее, кроме лавок, имеющих право на гуртовую, но никак не на розничную продажу таких свечей. 3) Деньги, вырученные от продажи свечей, а равно и собираемые в церковный кошелек и получаемые от доброхотных даятелей, староста обязан немедленно после службы опускать в особый ящик, который должен быть за ключами старосты и церковной печатью. 4) По прошествии каждого месяца староста, в присутствии всего причта, высыпает из ящиков и кружек накопившиеся деньги, которые сосчитываются и записываются в шнуровую приходо-расходную книгу, с показанием, сколько в каком ящике оказалось, затем все деньги соединяются вместе и хранятся в кладовой или ризнице за ключами старосты и печатями как его, так и церковною. 5) Староста собирает доход с экономических церковных заведений, как то: с лавок на церковной земле, с церковных домов и погребов, и заботится о приращены таких доходов. 6) На старосту возлагается покупка нужных для церкви вещей, подряды, починки и перестройки, но не иначе, как с предварительного согласия причта и почтеннейших прихожан. В случае значительных издержек или починок внутри алтаря, староста и причт испрашивают разрешение епархиального архиерея и представляют отчет в употребленных суммах в Духовную Консисторию. Самые постройки и починки производятся под наблюдением благочинных (Уст. Дух. Кон. ст. 144). 7) Старостам, равно как и членам причта, воспрещается брать церковные деньги к себе на дом или ссужать кого-нибудь этими деньгами под залоги (т. IX ст. 399). Но если церковной кошельковой суммы накопится значительное количество, а в церкви никаких нужд в виду не имеется, то церковный причт отсылает излишние суммы в Государственный Банк для приращения процентами на имя церкви (Уст. Дух. Коя. ст. 131). 8) По окончании года староста вместе с причтом обязан сделать счет всех доходов и расходов церковных, составить им перечневую ведомость и за общим подписом его и членов причта, доставить эту ведомость благочинному вместе с книгами для проверки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– С ним приехала в Москву его душевнобольная жена и здесь впоследствии скончалась. – По возвращении в 1859 г. в Якутск, он назначен был, как человек даровитый, хотя и без высшего духовного образования, ректором Якутской семинарии; в 1868 г., по смерти жены, пострижен в монашество с именем Дионисия и 9-го февраля 1868 г. рукоположен в Иркутске в сан епископа, причем сначала был в звании викария Камчатской епархии, а с 12-го января 1869 г. самостоятельным епископом Якутской епархии; наконец – Уфимским и Мензелинским († в 1896 г.). 8-го ч. писал я в Муром теще Праск. Степан. Царевской: «Хотел-бы сообщить вам некоторую, впрочем еще предполагаемую только, новость о себе: но боюсь, чтобы она не показалась для вас слишком странною и страшною. Впрочем, рано или поздно, а надобно же будет сообщить её вам. Но опять повторяю вам: это только еще одно предположение – не больше; и потому не слишком смущайтесь. Вот в чем дело. На сих днях, мимоездом из Петербурга, был здесь преосв. Иннокентий, архиеп. Камчатский. Св. Синод, по уважению к его чрезвычайно-обширной епархии, рассудил дать ему двух —362— викариев, одного на остров Ситху в Америку, а другого в Якутск. – Между кандидатами на первое место, т. е. на остров Ситху, преосв. Иннокентию хотелось бы иметь нас с о. Леонидом, сверх одного архимандрита, который уже и находится там в должности ректора Новоархангельской семинарии. О. Леонид, под предлогом болезни, уклонился от этого предложения, за то тем с большею настойчивостью сделано нападение на меня со стороны преосвященного. Я, разумеется, прежде всего, обратился в этом случае за советом к преосвящ. митрополиту. Владыка, при личном объяснении со мною об этом важном деле, решительно предоставил меня моему собственному произволу, сказав, что, если ты почувствуешь к сему подвигу внутреннее влечение, уклоняться от него не должен; а между тем, в разговоре с преосв. Иннокентием, высказал решительное желание иметь меня на службе у себя – в должности ректора семинарии. Итак, я поставлен теперь между двумя крайностями – между собственным произволом и искренним желанием преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Принимая Красовицкого на епархиальную службу, я хотел, с одной стороны, вывесть его из затруднительного положения, в каком он находился, а с другой, рассчитывал на его содействие и помощь мне в делах епархиального управления. Но мои расчеты на него, так же как и на Квятковского, далеко не оправдались; вместо помощи и содействия я скоро встретил с его стороны упорство и противодействие. Характер Красовицкого обнаружился тотчас же после его возведения в священный сан. Посвятившись во иерея 25-го декабря, он испросил у меня дозволение сказать поучение в день нового (1869) года. Я охотно согласился на его просьбу, ожидая от него назидательного поучения, но поучение написано было таким резким, обличительным и высокомерным тоном, что я никак не мог дозволить произнесть его. О дальнейших немирных и неприязненных ко мне отношениях со стороны свящ. Красовицкого будет говорено в своем месте. 18-го декабря получено мной из Москвы от Высокопетровского казначея иеромонаха Иосифа письмо следующего содержания: «Спешу сообщить о смерти духовника Вашего отца Стефана. Преступнику – злодею послушнику его угодно было лишить его жизни одним ударом топора 8-го декабря после служения им литургии. Думать надобно, он напал на сонного; преступник повинился. Помолитесь, Владыко святый, за такого доброго старца, вечное ему блаженство! Что же касается того жертвователя, о котором Вы писали – предлагал ему о всем, но решительного еще ничего не получил, а что после окажется, предварительно уведомлю Вас». О. Стефан 225 , об ужасной кончине коего упоминается в письме, был эконом кафедрального Чудова монастыря, из вдовых сельских священников. Это был образец кротости и нравственной доброты. В продолжении многих лет, пока я оставался на службе в Москве, он был моим духовным отцом. Он же был и духовником Преосвящ. Игнатия, а также и Преосвящ. Леонида в последние годы его пребывания в Москве. Сын убиенного старца, бывший послушник Николо-Перервинского монастыря, избран был мною в 1856 г. в помощника мне по должности Синодального Ризничего и пострижен в монашество с именем Иосифа 226 . Этот последний, в письме от 27-го декабря (1868. г.), описывал мне обстоятельства неожиданной и ужасной кончины своего родителя в следующих чертах:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010