Предложив тебе скудоумное рассуждение, оставляю на твою волю следовать полезнейшему; и когда решишься не пускаться в волнующееся море житейских попечений, а возложишься на Промысл Божий, что Он печется о сиротах, то и успокоишься. В С-е же отдать кому-нибудь на воспитание, я не нахожу из знаемых мне такового свойства. Желаю да благоустроит Господь пустынь вашу в благоназидание душам живущих в ней. При обычном моем к вам расположении и желании мира, здравия и спасения, остаюсь усердный ваш сомолитвенннк, многогрешный И. М. Оптина пустынь. Скит. 80 Ему же. От 8-го числа июля письмо твое, с отчаянием писанное, я получил. Удивляюсь твоему маловерию: не по всей ли земле судьбы Божии? – и без Его мановения ничтоже с нами могущее быти – бывает? Если бы и так (от чего Бог да сохранит тебя) случилось, то все на это Промысл Божий руководит и сердце царево в руце Божией ( Притч.21:1 ); потому и надо смиренно покоряться Его святой воле, воспоминая свои, ежели есть какие, грехи; и полагая, что еще мало за оные нести таковой крест. Сим смиренным произволением и согласием с волею Божиею нечувствительно облегчается всякая скорбь; и напротив, малодушием более она умножается. Я и теперь тех же мыслей, что по силе указа тебе не предлежит поступить с прочими в разбор. Я его весь читал, и нет ничего такого, чтобы бывших на местах отдавать. А в докладе Святейшего Синода сказано: «причетников находящихся под судом, или находившихся и штрафованных отдавать»; а о монастырских так сказано: «всякого звания людей духовного ведомства, кои не имея свящоннослужительского сана, проживают в монастырях не в надежде пострижения или не на штатных монашеских вакансиях, если найдутся ненадежного поведения...» Усматривай сии последнит слова: «если найдутся ненадежного поведения». Всячески надо стараться о том, дабы исправить жизнь нашу по воле Божией; и возложи все свое упование на Его благость, и спасение свое вручи в Его святую волю; войти в живот вечный – не пространным путем, но тесным и прискорбным – указал нам Господь ( Мф.7:13 ). Но мы и спастися хощем и тесного пути уклоняемся. Итак, возлюбленный брате! вседушно уверившись в Промысл Божий, отдай себя в руки Его, что-либо ни сотворит – вся на пользу души сотворит. К отцу тебе писать теперь не советую, время не уйдет и тогда; но Бог да избавит от сего. Мне же писать о сем к кому-либо совсем невозможно; ибо всякое заступление человеческое не может воспользовать столько, сколько Божие покровительство. Остаюсь твой усердный сомолитвенник, многогрешный И. М. 81

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

7. Между прочими, не так караульщиками, как служителями арестантовыми, самый злейший плут кажется быть Щап каменьщик, и чуть ли не одного его нарядом все делалось – и приход женщин и мужиков с витушками и проч. 8. Надлежит, кажется, всякаго из здесь упоминаемых обстоятельств времена изыскивать, например, когда началось хождение в баню, когда иеромонах Авраамий пошел в Москву и проч. И сия, если нечто важное имеют, мои примечания и мнения вашему сиятельству благопочтеннейше предложив, пребываю доброжелательный ваш богомолец и слуга, смиренный Феофан, архиепископ новгородский». Дома у себя, читая экстракты Тайной канцелярии, Феофан делал заметки на лоскутках бумаги, по латыни, по привычке или чтоб не выдать кабинетского секрета; например, об иверском деле: Novembr. 5. Anno 1732: Examen iniqnitatis in monasterio iverensi. Tria hic potissima: 1) Confessio; 2) Balneum; 3) Multitiudo faventium. Praeter horum et aliae circumstantiae. Дальше следует ряд отдельных заметок, с указанием, к которому из трех пунктов относится замечание. Quid per hoc soluit Philaretes? Ter vel 4-r cum Щапо (sic) in balneo. De Tito Mosquam eunte. Litteras scribit ad uxovem et mittit cum monacho Abraaraio. Rogat Abramides sacerdotes per Kozlahow (Козляков) et per alios custodes, ut pro Sa Mne (Sua Majestudine) prosphoras offerrent. По этим заметкам, как по программе, он составлял потом доношение в Кабинет. 402 Серафим пострижен в монашество в синодальной области ржевского уезда в могилевской пустыни; после того был деревяницким архимандритом; оттуда переведен в Тихвии, из Тихвина в 1724 г. в Юрьев наместником, из Юрьева в 1728 г. в Духов архимандритом же; в 1732 году в Иверский. Ему было 56 лет. 403 Определение это написано Феофаном собственноручно, как все, что он ни подавал в Кабинет или в Тайную канцелярию. Читать далее Источник: Издание Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. В типографии Императорской Академии Наук (Вас. Ост., 9 л., 12). 1868. Напечатано по распоряжению Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург, ноябрь 1868 г. Непременный Секретарь, Академик К. Веселовский. Из сборника статей, читанных в Отделении Русского языка и словесности. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Антоний, епископ Пензенский и Саранский (Николаевский Вениамин Иванович) Родился в 1820 году в селе Добрицах Костромской губернии в семье диакона. По окончании Костромской духовной семинарии в 1837 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1841 году окончил полный курс Санкт-Петербургской духовной академии со степенью старшего кандидата богословия и в августе назначен преподавателем в Нижегородскую духовную семинарию, в которой в разное время преподавал: физику, математику, естественную историю, сельское хозяйство, еврейский и немецкий языки и учение о богослужебных книгах. 5 сентября 1851 года пострижен в монашество, 7 сентября рукоположен во иеродиакона, а 7 октября – во иеромонаха. С 1852 года – помощник ректора семинарии, одновременно исполнял должность секретаря и члена семинарского правления. 8 ноября 1855 года переведен в Тамбовскую духовную семинарию инспектором и преподавателем Священного Писания. 10 марта 1857 года возведен в сан архимандрита. 16 мая 1859 года назначен ректором Екатеринославской духовной семинарии. 19 февраля 1867 года хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии. С 31 марта 1873 года – епископ Енисейский и Красноярский. 15 мая 1881 года переведен на Пензенскую кафедру. Скончался 15 апреля 1889 года в Пензе. В период ректорско-преподавательской деятельности владыка Антоний заслужил славу «обходительного, ласкового, одинаково хорошего с преподавателями и учениками». Самостоятельная архипастырская деятельность преосвященного Антония началась в отдаленной и обширной Енисейской епархии. Несмотря на большую протяженность епархии, епископ Антоний постоянно ездил в самые отдаленные концы ее, преодолевая при этом большие трудности. Путешествие совершал и на плотах, и на лошадях. В каждую поездку проезжал до 1500–2000 километров. Преосвященный Антоний особенно заботился о развитии среди духовенства миссионерской деятельности для обращения инородцев в Православие. Однажды в селе Аскизе Минусинского округа он лично окрестил в р. Аскизе до 3000 инородцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Так было в начале монашества на востоке. Так было и в России в XI веке 8 . Так же возродилось русское монашество в XIV веке. Так ли возникали монастыри на Дону в XVII веке? Быть может, так возникли некоторые, сравнительно немногие монастыри, напр., Елецкий на Каменной Горе, Лебедянский – Красногорский, Пятницкий – Острогожский. Здесь дело обстояло почти так, как рисует возникновение русских монастырей в XI веке проф. Е. Е. Голубинский , т. е. сначала являлось общество монахинь-черничек. Эти монахини по призванию, но без пострижения, жили в миру, посещали приходские церкви. Когда определялась значительная группа таких лиц, тогда являлась нужда организовать из них монастырское общежитие. Но далее и здесь аналогия кончается: организация монашеского общества являлась не делом выдающейся подвижницы, а делом правительства, горожан (в Лебедяни) или епископа (в Ельце). С большою вероятностью можно предполагать, что таким же образом возникли женские монастыри в Усмани и Коротояке. В русском народе в XVII в. монашество было не новшеством, а традиционным явлением. Поэтому каждый город и уезд выделяли из себя известный процент чернецов и черниц, сначала питавшихся своим трудом и Христовым именем, а потом, под покровительством населения, получавших земли и угодья для своего пропитания. В этом Донская Украина, населенная русскими людьми, не представляла чего-нибудь особенного, а разделяла воззрения и обычаи центральной России. Монашеский подвиг бывает делом всей жизни, когда он охватывает своей высотою и уводит из суетного мира на служение «единому на потребу». Но в русском народе столь же часто монашество являлось делом конца жизни, а не всей жизни. Отмаливать грехи перед смертью – этот мотив был всегда силен среди русских людей. Невысокий сам по себе, этот мотив однако получал почтенный смысл по сложившимся для русского народа историческим условиям. Монашество принималось под конец жизни за невозможностью принять его раньше, и не только для отмаливания личных грехов, а и для успокоения от трудов бранной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

По окончании домашнего воспитания Стефан Сокольский поступил сначала в Бежецкое Духовное училище, а в 1817 году в Тверскую Семинарию. В бытность свою в училище Стефан вместе со своим старшим братом квартировался у одного мещанина. Семейство у хозяина было большое и отличалось религиозностью. Сам хозяин смотрел на своих маленьких квартирантов не как на чужих, а как на своих родных детей, и не только заботился о приличном материальном содержании их, но и наблюдал за их поведением, причем частенько, за разные детские шалости журил и даже наказывал их. Это, конечно, не нравилось детям, и в один из приездов их матери в город для свидания с ними старший брат пожаловался ей на строгость хозяина. Почтенная женщина промолчала. Но, прощаясь перед отъездом, когда уже подана была лошадь, она вдруг поклонилась в ноги хозяину квартиры и сказала: " Благодарю тебя за то, что ты строго поступаешь с моими детьми и прошу тебя, продолжай так делать: учи их уму-разуму " . Удивление детей, ожидавших иного последствия своей жалобы, было неописуемо. На этот случай из своей жизни владыка Софония часто указывал как на пример разумного отношения матери к детям, не допускавшей и малейшей поблажки к шалостям и в то же время учившей их столь необходимому в жизни терпению. Как в училище, так и в семинарии Стефан Сокольский отличался прилежанием, успехами в науках и добрым поведением. В 1823 году он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию в число студентов VII курса и был одним из лучших студентов по учению и поведению, и внимательно готовил себя к иноческому постригу. В 1827 году Стефан Сокольский окончил академический курс со степенью магистра. В том же году 6 сентября пострижен в монашество с именем Софония, в честь одного из 12-и малых пророков. 8 сентября был рукоположен во иеродиакона, а 11 сентября – во иеромонаха. 16 сентября 1827 года иеромонах Софония был определен в родную ему Тверскую семинарию. Менее, чем через полтора года молодой иеромонах 16 февраля 1829 года получает должность инспектора и профессора философских наук Вологодской семинарии. Во время служения в Вологде отец Софония временно управлял Вологодским Спасо-Каменным монастырем и Лопотовою обителью. С 7 декабря 1930 года исполнял должность ректора Вологодской семинарии и цензора проповедей. В этом же году ему поручена была ревизия Вологодских училищ.

http://pravoslavie.ru/36553.html

Окончив в 1954 году Московскую духовную академию, Иван Павлов был принят в братию Лавры, и в том же году 25 августа был пострижен в монашество с именем Кирилл, что значит Солнце, – как возлюбивший Солнце Правды Христа. В Лавре отец Кирилл нес послушания певчего, пономаря, казначея, помощника духовника, а с 1971 года – духовника братии. Братия, объединяемая любовью батюшки, собиралась в его келии на каждодневном правиле, некоторые иноки искали очищения сердца в откровении старцу своих помыслов. Отец Кирилл слушал исповедников почти всегда молча, говорил одно-два слова, но эти-то слова и оказывались самыми действенными и перевешивали множество наставлений, потому что они были подкреплены сострадательной молитвой. К 100-летнему юбилею отца Кирилла, отмечавшемуся 8 октября 2019 года, в издательстве Лавры вышла книга «Мы все были у него в сердце»; в ней собраны воспоминания о старце его духовных чад – архипастырей, пастырей, преподавателей, монахов и мирян, которым выпало счастье жить под духовным руководством отца Кирилла. На сбор материалов для этой книги меня благословил наместник Лавры архиепископ Феогност. Это было около десяти лет назад. Перед началом работы я поехал в Переделкино, чтобы попросить благословения у самого батюшки. Но поговорить с ним мне не удалось. Матушки, которые ухаживали за ним, рассказали, что еще раньше спрашивали отца Кирилла: «Вот начнут о Вас писать, издавать книги, как к этому относиться?» На что батюшка ответил: «Пусть пишут. Только пусть пишут так, как было, без искажений и главное – без преувеличений». Все, с кем мне довелось беседовать, вспоминали об отце Кирилле с необыкновенной теплотой. Встречи со старцем оставили в их сердцах неизгладимый след. Рядом с батюшкой всегда было благодатно и чувствовалось, что Господь находится близко. Каждый человек, который приходил к старцу со своей духовной или житейской проблемой, душевной болью или насущным вопросом, получал не только слова утешения и поддержки – через отца Кирилла действовала благодать, которая изменяла образ мыслей, успокаивала душу, вселяла надежду.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

–  Рассуждение об алтарных украшениях (Bop. 1800). –  Историко-географическое и экономическое описание Воронежской губернии, и пр. (Вор. 1800). В 1799 г. он овдовел, вызван в Петербург для занятия места префекта в Невской Академии, через несколько дней по занятии этой должности пострижен в монашество с именем Евгений, а еще через несколько в сан архимандрита. К его трудам этого времени принадлежат: –  Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее отношении (Спб. 1802). –  Историческое исследование о соборах Российской церкви (Спб. 1803). –  Историческое рассуждение о чинах Греко-Российской церкви (Спб. 1805). В начале 1804 года он возведен был в сан епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии, и вызван из Петербурга в Новгород, где и оставался до начала 1808 года. К этому времени принадлежат начала его больших трудов и первые его ученые исследования. О его научной деятельности в Новгороде сохранились некоторые любопытные подробности в дружеских письмах его к Григ. Ник. Городчанинову 2 . «Я доехал благополучно и (теперь) на месте злачне и покойне», заметил пр. Евгений в первом своем письме к Городчанинову от 17 февр. 1804; а в следующем, от 8 марта, он уже недоволен своим положением: «Вы не поверите, что мне здесь меньше времени, нежели в Петербурге. Но не столько дела, сколько приходящие люди мешают. Я думал здесь покоиться; но видно в теперешнем положении уже покоя не видать. Расклал я и библиотеку свою, но и взглянуть не успел». То же чувство запечатлелось и на описании Новгорода в письме от 4 апр. 1804 г. «Я всегда со сладким движением сердца распечатываю ваши письма и особливо в таком городе, каков ветхий днями Новгород. Однако ж он мне самыми сединами и меланхолическою унылостию нравится. Я часто со вздохами взираю на место Ярославля двора, на руины Княжьего дома, на щебень Марфиных палат, на месте коих, кажется, никто со времени смерти ее не осмелился еще ставить своего жилья. А Софийский собор! Palladium древних Новгородцев. Он много видал около себя происшествий славных и позорных, радостных и плачевных. Он все их пережил, был увешиваем и трофеями и омываем слезами. Такой старец достоин низкого поклона от всякого мимоходящего. И он-то у меня перед окнами. Я часто, развертывая, глядя на него, Новгородскую летопись, писанную точным старинным языком Новогородцев, возобновляю в сердце моем при оригинальных их фразах оригинальные их чувствования, и сам себе кажусь существующим за несколько веков пред сим. Вот мои упражнения на досуге, которого однако ж у меня не много к сожалению моему. Иначе я бы мог открыть здесь многое сокровенное от Русских историописателей».

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

В числе студентов, преимущественно в Киевской академии, а отчасти в других, находились иностранные подданные – по большей части славяне – сербы, черногорцы, болгары, а также – румыны, греки, сирийцы и др.; так, в Киевской академии в течение 1896–97 учебного года было в числе студентов 43 иностранца: 10 греков, 11 болгар, 13 сербов, 5 румын, 2 черногорца и 2 сирийца, из них 35 пользовались стипендиями Святейшего Синода; в С.-Петербургской академии в том же году было более 25 иностранцев. Из русских студентов большинство дети священнослужителей, но немало и из прочих сословий (дворян, чиновников, мещан, крестьян и лиц военного ведомства). При каждом образовании новых курсов является на приемные испытания несколько лиц из окончивших курс учебных заведений гражданского ведомства; так, например, в С.-Петербургской академии в августе 1896 года в число студентов первого курса были зачислены – 1 бывший студент С.-Петербургского Технологического института и 1 окончивший курс в Александровском кадетском корпусе, а в Московской академии – 1 окончивший курс Императорского С.-Петербургского университета. В числе студентов ежегодно бывает немалое число имеющих священный сан как из поступающих в академию священнослужителей, так и из принимающих оный студентов, во время и при конце курса, с пострижением в монашество. Казеннокоштных стипендий во всех академиях в каждом из двух учебных годов было по 459, в том числе несколько (7 и 8) для слушателей миссионерских курсов в Казанской академии. Довольно значительное число студентов содержалось на постоянные и временные стипендии, учрежденные на пожертвованные частными лицами или обществами капиталы, а также на особые стипендии, учрежденный на счет сумм Святейшего Синода, преимущественно для иностранцев; на всех таковых стипендиях в 1895–96 учебном году во всех академиях было 201 студент, а в 1896–97 учебном году – 214. Из своекоштных студентов большинство помещалось в академических зданиях в качестве пансионеров; в 1895–96 учебном году было таковых пансионеров во всех академиях до 230, а в 1896–97 учебном году до 181; кроме того, в Казанской академии в первом учебном году было 9 пансионеров из слушателей миссионерских курсов, во втором году – 11. Недостаточным студентам помогали в способах содержания учрежденный при С.-Петербургской и Казанской академиях общества вспомоществования недостаточным студентам, при Киевской академии – Богоявленское братство и при Московской академии – братство преподобного Сергия. В течение 1896 года общество вспомоществования недостаточным студентам С.-Петербургской академии внесло в правление академии за содержание пансионеров и выдало ежемесячных и единовременных пособий студентам 3479 р. 75 к., а в 1897 году – 3574 руб. Существующее при Киевской академии Богоявленское братство в 1895–96 учебном году выдало студентам, большей частью заимообразно, 1857 р., а в 1896–97 учебном году – 1475 р. Присуждение ученых степеней

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Бутовский полигон стал крупнейшим в Московском регионе местом массовых расстрелов и захоронений жертв террора середины ХХ столетия. По официальным данным расстрелы на полигоне происходили с конца 1935 г., и по свидетельским показаниям вплоть до конца 40-х – начала 50-х гг. здесь производились захоронения умерших и расстрелянных в московских тюрьмах. Общее количество захороненных неизвестно, но только в период с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г., т.е. в период «Большого террора», по имеющимся документам здесь было расстреляно и захоронено 20 762 человека. В отдельные дни расстреливали по 100, 200, 300 человек. 28 февраля 1938 года было расстреляно 562 человека. Основную часть расстрелянных составляют жители Москвы и Московской области, но вместе с ними пострадали жители других областей и бывших республик Советского Союза, а также граждане и выходцы из Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Италии, Греции и других стран. Вслед за русскими, которые составляют большинство убиенных, следуют латыши, поляки, евреи, украинцы, немцы, белорусы. Всего же среди жертв полигона представители более семидесяти национальностей. Среди расстрелянных преобладают простые крестьяне и рабочие, которых арестовывали иногда целыми семьями. Расстреливали и подростков 13-15 лет, и 80-летних стариков. Подавляющее число пострадавших – беспартийные, имевшие низшее образование или вовсе неграмотные. Но наряду с ними немало ученых, деятелей искусства и культуры, бывших государственных и общественных деятелей, военных. Около тысячи убиенных были осуждены на смерть за принадлежность к Русской Православной Церкви. Это 7 архиереев, 500 священнослужителей, монахи и монахини, церковные старосты и активные миряне. 332 из них прославлены в лике святых. Фото: patriarchia.ru Возглавляет сонм Бутовских новомучеников священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский. Следует отметить, что владыка Серафим не только старший по сану среди убиенных в Бутове священнослужителей, но и самый старший по возрасту из всех расстрелянных на этом месте. В 1937 году ему было более 82 лет. Он уже не мог ходить, и при аресте, чтобы его доставить в тюрьму, была вызвана карета скорой медицинской помощи. Из дома его выносили на носилках. Владыка происходил из древнего аристократического рода, и среди его предков были известные в российской истории адмиралы и генералы. Сам он начал свою деятельность также военным, но после участия в Русско-турецкой войне 1876-78 годов вышел в отставку и принял священство. После смерти супруги был пострижен в монашество, и затем стал архиереем.

http://pravmir.ru/butovskiy-poligon-kak-...

То были щедрые издержки на благодеяние. Итак, если судить по несребролюбию учеников и полной их нестяжательности и по самому уму Филиппа, совершенно еще не усматривающему необычайного достоинства Спасителя нашего, то благодеяние это (доставление пищи) к народу уже обращается, пожалуй, в невозможность. Но этого (неисполнения благодеяния) не было, а достигает исполнения желание Спасителя. «Невозможное, следовательно, у людей возможно у Бога» ( Лк.18:27 ) и божественное всемогущество во всех отношениях оказывается выше присущего природе (естественного) порядка наших явлений, имея силу все совершать чудесными образом, и даже то, что превышает наш ум. —426— ( Ин.6:8–10 ). Глагола ему един от ученик Его Андрей брат Симона Петра: есть отрочищь зде, иже имать пять хлеб ячменных и две рыбе, но сии что суть на толико? Рече же Иисус. Братское Филиппу и мыслить и рассуждает (Андрей), и как бы родственное (с ним) имеющим в себе представление о Спасителе оказывается и сам он (Андрей). Не подумав о силе (Христа), ни из предшествовавших чудес не научившись тому, что Иисус все может, и притом весьма легко, он указывает на находившееся у мальчика, – причем оказывается и слабым в вере, ибо говорит: «это что есть (значит) на стольких (людей)?». 1550 А между тем, – ведь надо уже говорить, – ему надлежало не медлительно, а быстро прийти к воспоминанию уже совершенных (Христом) чудес, – подумать о том, что для Превратившего в вино природу воды, Исцелившего расслабленного и одним словом Отогнавшего столь далеко находившуюся болезнь, совсем не было странным или чуждым делом и создать пищу из ничего (не существующего) и божескою силою преумножить совершенно незначительными оказавшиеся съестные припасы. Ведь власть (явленная) в тех (чудесах), разве не имела бы действенности и в этом случае? Итак, несколько нерешительнее, чем подобало, отвечала эта пара учеников (Филипп и Андрей). Впрочем, в этом случае надо также обратить внимание и на следующее. То, что у святых слу- —427— чается, по-видимому, как нечто незначительное, бывает часто не лишено пользы, но заключает в себе нечто такое, что полезно для (сверхъестественной) природы дела, относительно которой они могли бы оказаться повинными в кажущейся слабости. Ведь упомянутые святые ученики, подумав и ясно высказав – один, что «на двести динаргев хлебов не достаточно им, чтобы каждый малое что получил», а другой о пяти хлебах и двух рыбах: «это что есть (значит) на стольких?» – этим отчасти возвышают чудо и силу Спасителя выставляют в блестящем свете, указав своими словами на то множество народа, которое уже сейчас должно было получить насыщение. Таким образом и сила неверия обращается в доброе свидетельство о Христе. Признав, что для народа будет недостаточно такого количества денег для малого вкушения, они тем самым венчают неизреченную силу Насытителя, когда поистине, – при отсутствии у них чего-либо, ибо запас у мальчика что значил на стольких, по слову Андрея, – в переизбыточествующей мере явил Свою любовь к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010