С богатым и в высшей степени разнообразным научным содержанием этого труда весьма обстоятельно ознакомил русских учёных людей Г. С. Дестунис в своей критико-библиографической статье на эту книгу, напечатанной в апрельской книжке за прошлый 1891 год «Журнала Министерства Народного Просвещения», поэтому интересующихся мы отсылаем туда, а на себя берём задачу восполнить замеченную нами неполноту каталога, указать некоторые неточности и ошибки в описании самых рукописей и обратить внимание наших читателей на особенность состава библиотеки о. Патмоса, имеющую глубокий научный интерес. В бытность свою на о. Патмосе при ближайшем знакомстве с рукописными хранилищами патмосской библиотеки мы заметили, что изданная « Πατμιακ βιβλιοθκη» не обнимает всего количества тамошних рукописей. Так, например, в боковом помещении (не главном) рукописей среди бумажного хлама мы нашли совершенно не описанные следующие рукописи: 1) сборник слов в 8 долю листа, 261 лист, писанный скорописью 17 в; 2) рукопись в 4 долю листа, 191 лист, писанная почерком 14–15 в. под заглавием « Θεοδωρ του, πισκ που Κρου εις τ ζητομενα πορα τς παλα ας διαθκις κα ες τν Γνεσινρμηνε α»; 3) сборник слов на Великий пост до недели ваий 18 столетия в 8 долю, 263 листа; 4) Триодь цветная с субботы праведного Лазаря 15 века в лист, 281 лист; 5) смешанный сборник слов 18 века в 4 долю листа, 266 слов; 6) Ευχολγιον 15 в. в 4 долю листа, 253 листа, без начала и конца, в нём содержатся молитвы утренние и вечерние, апостольские и евангельские чтения, чины пострижений в монашество и чин елеосвящения; 7) помянник 16 столетия, заключающий в себе любопытные сведения и хронологические даты для истории Иоанно-Богословского монастыря на о. Патмосе. При более внимательном пересмотре упомянутого книжного хлама, несомненно, отыщутся и другие рукописи, не вошедшие в изданный каталог г. Саккелиона. Осталась совершенно не описанной патмосская типикарница, содержащая в себе немало рукописей, из которых своими подписями некоторые из них имеют важное историческое значение для монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

11 Князь А. Н. Голицын род. 8 дек. 1773 г.; в службу вступил в л.-г. преображенский полк сержантом; в 1783 г. пожалован к высочайшему двору пажем; в 1791 г. камер-пажем; в 1794 г. произведен поручиком в преображенский полк и в том же году пожалован камер-юнкером; в 1797 г. 5 апр. камергером; в 1799 г. по именному указу от службы отставлен; в 1802 г. 8 сент. определен в 1-й департамент сената за обер-прокурорский стол; в 1803 г. 20 сент. пожалован статс-секретарем и обер-прокурором св. синода; в 1807 произведен в тайные советники; в 1810 пожалован в члены госуд. совета; в 1812 г. в сенаторы; в 1816 г. назначен был министром духовных дел и народного просвещения. 15 Иов Потемкин – из дворян. А. Стурдза писал о нем в 1847 г.: „еще многим в южной России памятен преосв. Иов (Потемкин), муж и пастырь, сохранивший на святительской кафедре внешность и черты человека мирского; я разумею пылкость нрава, безвредные прихоти воина, общительность и ловкость в светском обращении. Но под обманчивой оболочкой таилась в Иове духовная жизнь, сила и способность руководить со властью юных наперсников христианского любомудрия“. Странник, 1860, т. 2, стр. 118. 16 Досифей, архиепископ телавский и грузино-кавкавский, пострижен в монашество в Грузии в 1791 г.; в 1795 г. произведен в архимандрита; в 1812 в епископа горийского; в 1814 г. наименован телавским и управляющим осетинской комиссией; в 1817 г. уволен от службы и имел пребывание в Москве. 17 В 1814 г. 23 декабря архимандрит Филарет писал к В. М. Попову: „В сочинении „о цели библейских обществ“ не знаю, нужно ли что переменять. Нужно токмо малое дополнение, которое извещало бы, что теперь дело идет особенно о славенской библии“. – Нужно заметить, что Филарет всегда, в это время и после, писал славенский (вместо славянский), руский (вместо русский) и проч.; олтарь в отличие от языческих алтарей): катедра (вм. кафедра) и проч. 20 „Странно – писал архимандрит Филарет к Попову 23 декаб. 1814 г. – не могу сладить со славенскою азбукою. Ошибки вижу, а поправить не умею и не нахожу знающего. Сегодня наудачу чертил я буквы и толковал теорию их г. Пинкертону. Он уверял, что разумеет мои правила и видит причины последовать оным. Он обещал повторить сей урок художнику и таким образом дополнить несовершенство моего черчения. Не знаю, что будет. Между тем все еще хочется сделать полную азбуку с помощью знающего рисовальщика или скорописца“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Если текст Гейтлеровскаго Евхология относиться к XI веку, то к этому, приблизительно, веку следовало бы, пожалуй, отнести и текст указанных молитв в Требнике О. Л. Др. П. Euchologium Glagolski spomenik Manastira Sinai brda, f. 80 b. Требник, изд. О. л. Др. II., лл. 3–4. Ibid., 7 об.–8 об. Гі бже нашъ, възаконеи достоины себ сща, і оставльша вс житинскаа. і родъ и прител. і вь слдь тебе грджща, приими раба твоего . сего о тъметащааго с всхъ сихъ, по бжьи заповди твоеи, і настави и на истни тво. Припадаща ти непоглоумъно. гради и сило стааго твоего дха. да не възможетъ дти на нь, вс противънаа /. в Ты бое си пастыръ и спасъ дшамъ нашимъ, і теб слав въ сылаемъ, оцю и сноу. і стоумоу дхоу /. Гн бе нашь. взаконивъ достониіе. тоб суща о ставльшаго вс житиска. и родъ і прител. въ слдъ тебе грдуща. приими раба твого. (і)мрк мтающихс си (3) хъ всихъ. по бни заповди. настави на истину твою. припадающа ти неглумно огради силою стго твоіего дха. да не възможеть нань дти вс (про)тивна кознь. терпиниіе дару и му. да ти всегда оугажать. млтва прты влчц наше бца . и всихъ стхъ (об.) твоихъ оугодившихъ вка. ко прославіс прто велел. (4). Гн бе нашь . взаконі вы достонны себе быти. оставивніа все жити сего. родъ и другы. въ слдъ тебе идуща. приими оубо раба твого сего. імрк. вершихс всихъ сихъ. по бественымъ (об.) твоимъ заповдемъ. и настави на истину твою. припадающа ти не оуклонено. огради силою стго твого дха . да не възможеть поступити нань вс противна. кознь. терпини даруи му. оугажати всегда. млтвами сты влчца наше бца и всихъ стхъ оугожь (8) шихъ тебе вка. ко блгвис. и прославі (об.) Непонятно отсутствие нескольких строк в конце молитвы Гн бе нашъ. възаконеи достоины себ сща… по глаголитскому Гейтлеровскому Евхологию после слов: вс – противънаа. Но, во всяком разе, это обстоятельство надо признать явлением случайным. Исследователь жестоко погрешил бы, если бы вздумал отсутствие нескольких строк в конце указанной молитвы считать за признак наибольшей древности текста этой молитвы в редакции Гейтлеровскаго Евхология. Соответствующая окончанию молитвы в Требнике О. Л. Др. П. греческая параллель: πομονν ατ δωρομενος πρς τ εαρεστεν σοι διαπαντς πρεσβεαις τς Δεσπονης μν τς Θεοτκου κα πντων τν γων, τν π’ ανς σοι εαρεστησντων, находить себе место уже в Барбериновском Евхологии св. Марка (сс. 555–556) и в Порфирьевском Евхологии (л. 113 об.), при чем, – можно отметить, – ПорфирьевскийЕвхологий имеет небольшое разночтение; в нем читается: πρεσθεαις τς αγας Θεοτκου вместо πρεσβεαις τς Δεσπονης μν τς Θεοτκου.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но Христос совсем не являет чем-либо великим то, когда братолюбие наше простирается на немногих, а желает, чтобы мы смело брались за то, что выше (нашей естественной) надежды, укрепляясь дерзновенными упованием на Него по отношению ко всем благам. Сказанного достаточно для целей изъяснения исторического смысла. Но превращая это опять в духовное созерцание и снимая с образа присущий ему грубый вид, скажем уже яснее, что, как с горы, с вышнего, то есть и боголепного предведения, Бог провидит взыскующих Его чрез доброе усердие и веру, по сказанному Павлом: «ибо коих предуведал и предопределил сообразными образу Сына Своего, сих и призвали» ( Рим.8:29–30 ). Итак, —423— поднимает очи Христос, как бы тем являя достойными божественного призрения любящих Его, как без сомнения и в виде благословения говорил к Израилю: «да поднимет Господь лице Свое на тебя и да даст тебе мир» ( Чис.6:26 ). Однако ж, благодать к любящим Его не ограничивается одним только призрением, но, присоединяя и нечто другое, блаженный Евангелист показует Господа не остающимся без промышления о народе, а заботящимся об уготовлении пищи и угощения, дабы опять чрез это ты разумел содержащееся в Притчах: «не убьет голодом Господь душу праведную» ( Прит.10:3 ). Себя ведь предлагает, как хлеб с неба, и души боящихся Его напитает. Он все приготовляет им достаточное для жизни, как и в Псалмах говорит: «приготовил Ты пищу их, потому что так (таково есть) приготовленье Твое» ( Пс.64:10 ). И Сам Христос говорит в одном месте; «истинно, истинно говорю вам: приходящий ко Мне не взалчет никогда» ( Ин.6:35 ). Он будет подавать, как уже прежде сказали мы, пищу с неба и сообщать многообразную благодать Духа. А уготовляет Он пищу для даяния приходящим (к Нему), не дожидаясь прошения: «ибо о чем помолимся, как должно, не знаем» ( Рим.8:26 ), но Сам, предупреждая нас, дарует то, что сохраняет нас к жизни вечной. Итак, говорит к Филиппу: откуда (как) купим хлебы? Почему к Филиппу (обращает вопрос), хотя и другие ученики находились тут и пребывали с Ним, это необходимо знать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Афанасьевской женской общине. Мною, заведующим Мологским Отобсельхозом, 15 сего июня при поверке удоя молока было замечено следующее ненормальное явление: имеющимся 4-м телятам выпаивается молока по 7 фунтов каждому, что по 3 раза в день составит 2 пуда. Подобная трата молока недопустима, посему предлагается Ваше это ненормальное явление устранить, в крайнем случае, заменить пресное молоко кислым». Хотя, конечно, тут уж было не до смеха... Игумения Августа, бывшая казначеей при настоятельнице Иннокентии, делает все возможное, чтобы спасти монашескую трудовую общину. Пока Уземотдел возглавляет агроном А. А. Блинов, отношение к сестрам обители вполне доброжелательное, что видно из «Акта обследования Афанасьевской Трудовой Общины, находящейся в при городе г. Мологи» от 12 января 1920 года: «1. Община состоит из 173 человек полноправных членов (2 мужчины и 171 женщина) и 197 едоков, в число которых входят постриженные в монашество в количестве 26 человек, являющиеся совершенно нетрудоспособными, а в большинстве своем просто инвалидами, которых Община оставляет на своем иждивении. 2 . Земли в пользовании Общины находится только 70,42 десятины, из которых усадебной– 1 дес. 15 кв. сажен, пахотной – 30 дес. 18 кв. сажен, луговой – 35 дес. и неудобной 3 дес. 16 саж. 3. Сельхоз. инвентаря в Общине состоит: живого – лошадей 8, коров 27, быков 2, телят 3, кур 25. Мертвого – плугов 4, борон – 5, рандалей 1, веялок 2, косилок 2, кос 5, серпов 100, соломорезок 2, телег 10, саней 9, одров 8. Весь живой и мертвый инвентарь общественный. 4 . Все монахини монастыря являются элементом безусловно трудовым. Сама по себе община, хотя и приняла устав артели, но по своей хозяйственной конструкции является организацией, скорей подходящей под название коммуны. Судя по тому желанию работать в артели, какое наблюдается в общине, стремлению к общественному труду, являвшемуся и ранее ос новой хозяйственной жизни общины, она является безусловно жизнеспособной и при надлежащем и умелом инструктировании способной провести принципы чистого коллективизма в организации своего хозяйства и своей внутренней жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Николай (Зиоров Михаил Захарович), архп. Варшавский и Привисленский Родился 21 мая 1851года, в семье протоиерея Херсонской губернии в г.Новомиргороде. Первоначальное образование получил в дворянской Златопольской гимназии, а по окончании ее еще и в Одесской духовнойсеминарии. В 1875 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 10 октября назначен учителем Рязанской духовной семинарии. 30 сент. 1883 г. – и.д. инспектора Вологодской духовной семинарии. 6 ноября 1885 г. – инспектор Могилевской духовной семинарии. 25  сент.1887 г. пострижен в монашество, 27 сент. рукоположен во иеродиакона, I окт. – во иеромонаха и 16 ноября назначен ректором Могилевской духовной семинарии. 22 нояб.1887 г. возведен в сан архимандрита. 30 мая 1889 г. – ректор Тифлисской духовной семинарии. 29 сент.1891 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. С 1897 года – почетный член Казанской духовной академии. 14 сент. 1898 года вернулся из США в Россию и был назначен епископом Таврическим и Симферопольским. С 23 сент. 1903 года – почетный член Московской духовной академии. 26  марта 1905 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Тверским и Кашинским, но по болезненному состоянию на кафедру не поехал. С 8 апр.1905 по 1908год был на покое в одном из монастырей Таврической епархии. С 15 июля 1906 года состоял членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. С 5 апр.1908 года – архп. Варшавский и Привислепский. В 1912 году поремзиран в члены Государственного Совета от монашества к белого духовенства. Скончался 20 декабря 1915 года в Петрограде. Это был иерарх, одаренный богатыми способностями, всесторонне образованный, прекрасно владеющий даром слова и живой по темпераменту. Духовный писатель. В бытность свою в Рязани, Вологде, Могилеве и в Тифлисе работал во многих благотворительных учреждениях, попечительствах, братствах. Был редактором «духовного Вестника Грузинского Экзархата». Участвовал в собеседовании с раскольниками. Многотрудился по устройству и преумножению церковно-приходских школ на Кавказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (НИКОЛАЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Антоний (Николаевский) Антоний (Николаевский) ( 1820 - 1889 ), епископ Пензенский и Саранский В миру Николаевский Вениамин Иванович, родился в 1820 году в с. Добрицах Костромской губернии в семье диакона. По окончании Костромской духовной семинарии в 1837 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию . В 1841 году окончил полный курс Петербургской академии со степенью старшего кандидата богословия и в августе месяце назначен преподавателем в Нижегородскую духовную семинарию , в которой в разное время преподавал: физику, математику, естественную историю, сельское хозяйство, еврейский и немецкий языки и учение о богослужебных книгах. 5 сентября 1851 года пострижен в монашество , 7 сентября рукоположен во иеродиакона , а 7 октября - во иеромонаха . С 1852 года - помощник ректора семинарии, одновременно исполнял должность секретаря и члена семинарского правления. 8 ноября 1855 года переведен в Тамбовскую духовную семинарию инспектором и преподавателем Свящ. Писания. 10 марта 1857 года возведен в сан архимандрита . 16 мая 1859 года назначен ректором Екатеринославской духовной семинарии . В период ректорско-преподавательской деятельности заслужил славу " обходительного, ласкового, одинаково хорошего с преподавателями и учениками " . 19 февраля 1867 года хиротонисан во епископа Старицкого , викария Тверской епархии. С 31 марта 1873 года - епископ Енисейский и Красноярский . Несмотря на большую протяженность епархии, епископ постоянно ездил в самые отдаленные концы ее, преодолевая при этом большие трудности. Путешествие совершал и на плотах, и на лошадях. В каждую поездку проезжал до 1500-2000 километров. Особенно заботился о развитии среди духовенства миссионерской деятельности для обращения инородцев в православие. Однажды в с. Аксызе Минусинского округа он лично окрестил в р. Аксызе до 3000 инородцев.

http://drevo-info.ru/articles/16603.html

Восходит Он и на гору, в полное соответствие тому, что сказал в предупреждение: «и Я когда вознесет буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). А вознесен Он был от земли и тогда, когда восходил за нас на крест. Вознесен был опять и иначе, когда, как на гору, восшел в божественную честь и славу, ибо мы не бесчестим Его, подобно Иудеям, но поклоняемся Ему, как Богу и Спасителю. Ведь у тех Он считался кем-то низким и совершенно ничтожным, – не —420— содрагались они даже и называть Его Самарянином ( Ин.8:48 ), а несколько приличнее бесчестили Его, называя плотниковым сыном ( Мф.13:55 ). А у верующих в Него Он вызывает благоговение как чудотворец и Бог, как совершитель дивных дел. В самом деле, послушай, сколь благочестивая цель руководить последовавшими за Ним: «потому что, сказано, созерцали знамения над немощными, – именно потому считали должным горячо следовать за Ним, что от совершавшихся дел приходили к соответственному (делам) познанию Совершавшего и по божественному всемогуществу уразумевали Сына, природно им (всемогуществом) облеченного. Этим же путем Спаситель повелел приходить нам к вере в Него, в словах: ибо дела, кои Я творю, сами дела свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:36 ), – и опять: «если не творю дела Отца Моего, не веруйте, мне, – если же творю, и если мне не поверуете, делам Моим веруйте» ( Ин.10:37–38 ). Как «от величия красоты созданий Творец их созерцается» Бог ( Прем.13:5 ), так от божественных знамений, по точно такому же способу рассуждений, созерцается Совершитель знамений и вера последователей Его справедливо должна иметь к Нему благоговение. Но, думаю, в этих словах сокрыта и более тонкая и не простая мысль. Обратим внимание на то, что, по словам Евангелиста, последовавшие за Христом не только были любозрителями знамений (вообще), но (он указывает и на то), пред какими именно знамениями они справедливо благоговели, так как прибавляет: «кои (знамения) творил над немощными», дабы чрез это показать противоположность в мыслях между Иудеями и последовавшими —421— (за Ним).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8) В связях и оказании материальной помощи контрреволюционной ссылке. По делу в качестве обвиняемых привлечено 45 чел. Всем обвиняемым предъявлено обвинение по ст. 53 пп. 10 и 11 УК». В числе прочих по делу проходила бывшая игуменья владимирского Успенского (Княгининского) женского монастыря Олимпиада (Медведева), обвиняемая в том, что имела связь с тайно постриженным монашеством из Ковровского района, принимала таковых у себя на квартире. Кроме этого, квартиру посещали женщины из ряда районов (Петушинский и Ковровский), которым также не рекомендовала вступать в колхозы. Проживала во Владимире на иждивении и совместно с Королевой Федосией и Кокушкиной Варварой, обе послушницы, обе работают (например, вторая стегает одеяла для артели «Швейкуст»). На допросах отрицала совершение тайных постригов, т.к. считала это «за тяжкий грех перед Богом». Также утверждала, что «никому и никак не запрещала работать на советской службе, т.к. считаю, что всякая власть от Бога и [? мы] должны подчиняться». По материалам допросов можно предположить, в беседах со следователем вела себя уверенно, даже позволяла себе иронизировать: «Теперь мне осталось время только спасаться, и в этом отношении мне помогает Советская власть (закрытие монастырей), т.к. теперь никаких забот нет, кроме как молиться Богу». На время следствия с нее бралась подписка о невыезде, приговорена на срок предварительного заключения, впоследствии отбыла 3 года ссылки. По этому делу 27-28 октября 1933 г. в Ковровском районе были арестованы: Священники П.А. Зяблицкий (с. Мостцы) и Н.А. Румянцев (с. Ряхово), монахини М.С. Абрамова (с. Тынцы) и Алексеева А.И. (с. Мостцы), Улитина А.А. (с. Горки); осуждены на срок предварительного заключения. Бардадинова Т.И. (д. Кижаны), Бурова Е.Г. (с. Мостцы), Макарова Н.В. (д. Волковойно), Баякина И.О. (Дмитриевский погост), Верхушкина А.Е. и Потапова Е.Г. (с. Русино), Лукьянова Е.В. и Умнова А.Н. (д. Сергейцево), Лядова-Тюрина Г.Н. (д. Патакино) - 2 года высылки. Монахини Власова Е.Г. (д. Горки) и Лопанова А.О. (д. Истомино) и псаломщик Е.К. Семенов (д. Макариха) - 3 года высылки. Монахини Маршева М.(В.)И. (с. Эдемское) и Бурова А.П. (д. Истомино)  - 2 и 3 года ссылки условно. По этому же делу проходило много женщин, заявленных следствием как лица «без определенных занятий»: Бардадинова А.И. (д. Кижаны), Блинова А.В. и Фомина А.М. (с. Эдемское), Павлова А.М. (д. Берково), Краснова Е.Ф. (д. Волковойно)  - 2 года высылки. Иванова З.В. (с. Эдемское) - 3 года высылки. Пашовкина Е.Г. (ст. Новки) - 2 года высылки условно. Домохозяйки Галушкина Е.Я. (с. Эдемское) и Бедина Н.А. (Ковров), ткачиха Семенова К.К. (д. Истомино), крестьянка Барукина М.П. и безработная Шуралева Е.Я. (д. Высоково) - 3 года высылки. Сергеева М.С. (д. Макариха) - осуждена на срок предварительного заключения.

http://sobory.ru/article/?object=02467

По благочестивой склонности Евфимия Орлинского еще до выхода из академических стен поспешил принять монашество и пострижение 29 мая 1832 г. с именем Евсевия в честь священномученика, епископа Самосатского (конца IV в.), который прославляется, как «кроткий и незлобивый, смиренномудрый и тихий», «любве божественныя исполнен», так что, «обличая Ариевы единомыслинники», он готов был принять «и нуждную смерть». Все эти черты притягательно отвечали внутреннему настроению и всему характеру молодого инока, 8 который 1-го июня был рукоположен Филаретом Московским в иеродиакона и 3-го числа в иеромонаха, а 29-го августа академической конференцией произведен (с утверждения Комиссии Духовных Училищ) на степень магистра (потом, получив обычным порядком магистерский крест) и назначен инспектором 9 и профессором церковной истории и греческого языка в Вифанскую Духовную Семинарию, 10 где ( – согласно его прошению и ходатайству правления от 28-го октября – ) с 20 ноября 1833 г. со второго переведен на класс еврейского языка, поменявшись со своим братом Иваном, 11 но в конце 1834 г. – взамен этого предмета – поручено ему преподавание пастырского богословия. 12 За свои труды здесь о. Евсевий был отличен тем, что 15 сентября 1833 г. он удостоен звания соборного иеромонаха при Ставропигиальном Донском монастыре 13 и 26 августа 1836 г. «за ревность в неусыпном надзоре за нравственностью воспитанников» Вифанской Семинарии получил одобрение Комиссии Духовных Училищ. В бытность свою Вифанским инспектором о. Евсевий, – по определению семинарского правления от 22 мая 1834 г., – обозревал (с 9-го июля) Дмитровские и Звенигородские училища и представил о них подробный отчет с замечаниями по всем частям, а сверх сего возвратил обратно неистраченные им 20 руб. ассигнациями из выданной ему на проезд суммы в сто рублей... 25 ноября 1834 г. о. Евсевия перевели инспектором и профессором философии в Московскую Семинарию, но там он должен был наблюдать еще за исправлением здания для вновь открытых в Москве Донских училищ, за что 21 февраля 1837 г. опять была ему изъявлена от Комиссии признательность. 14

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010