С конца XVIII – начала XIX века в Русской Церкви утвердился существующий и поныне обычай носить архиепископам на черных, а митрополитам на белых клобуках бриллиантовые кресты. Крест на головном уборе – не новшество. В древней русской и особенно украинской церковной среде кресты на повседневных шляпах носили даже простые священники. У священников этот обычай прекратился в конце XVII – начале XVIII века. Впоследствии бриллиантовые кресты на клобуках стали знаком отличия архиепископов и митрополитов (епископы носят обычный черный монашеский клобук без креста). Бриллиантовый крест может означать высокое духовное совершенство и особенную твердость веры и учения, соответствующие высшим степеням церковной иерархии.    До 1656 года русские монашеские клобуки сохраняли свой древний вид. В 1656 году находившийся в России Антиохийский Патриарх Макарий подарил Патриарху Никону белый клобук нового образца, употреблявшийся на православном Востоке. Он представлял собою твердую цилиндрическую камилавку, обшитую крепом (кукулем), нисходящим ниже плеч на спину. Вскоре все монахи Троице-Сергиевой Лавры сделали себе черные клобуки по греческому образцу, в течение двух-трех лет все русское монашество стало носить клобуки.    Современный монашеский клобук – это твердая камилавка в форме цилиндра, слегка расширенного кверху, обтянутая черным крепом, нисходящим на спину и имеющим завершение в виде трех длинных концов. Этот креп в обиходе называется наметка (или кукуль). В чине пострижения в монашество под названием клобук разумеется только креп, покрывало, которым обтянута камилавка. Это покрывало иногда называется кукулем, как и покрывало, надеваемое при пострижении в великую схиму. В таком значении клобук называется «шлем надежды спасения», а кукуль великой схимы, по чину пострижения в малую и великую схимы, означает «шлем спасительного упования».    Это символическое значение монашеских покрывал происходит от слов апостола Павла, который говорит: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5:8), и в другом месте: «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукаваго; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6:14-17). Таким образом, повседневные духовные, особенно монашеские, одежды знаменуют внешними средствами те внутренние качества, которыми должен обладать любой христианин, называемый при Крещении воином Христовым, поскольку ему предстоит вести неустанную войну с невидимыми духовными врагами спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

С конца XVIII-haчaлa XIX в. в Русской Церкви утвердился существующий и поныне обычай носить архиепископам на черных, а митрополитам на белых клобуках бриллиантовые кресты . Крест на головном уборе - не новшество. В древней русской и особенно украинской церковной среде кресты на повседневных шляпах носили даже простые священники. У священников этот обычай прекратился в конце XVII-haчaлe XVIII в. Впоследствии бриллиантовые кресты на клобуках стали знаком отличия архиепископов и митрополитов (епископы носят обычный черный монашеский клобук без креста). Бриллиантовый крест может означать высокое духовное совершенство и особенную твердость веры и учения, соответствующие высшим степеням церковной иерархии. До 1656 года русские монашеские клобуки сохраняли свой древний вид. В 1656 году находившийся в России Антиохийский патриарх Макарий подарил патриарху Никону белый клобук нового образца, употреблявшийся на православном Востоке. Он представлял собою твердую цилиндрическую камилавку, обшитую крепом (кукулем), нисходящим ниже плеч на спину. Вскоре все монахи Троице-Сергиевой Лавры сделали себе черные клобуки по греческому образцу, в течение двух-трех лет все русское монашество стало носить клобуки. Современный монашеский клобук - это твердая камилавка в форме цилиндра, слегка расширенного кверху, обтянутая черным крепом, нисходящим на спину и имеющим завершение в виде трех длинных концов. Этот креп в обиходе называется наметка (или кукуль). В чине пострижения в монашество под названием клобук разумеется только креп, покрывало, которым обтянута камилавка. Это покрывало иногда называется кукулем, как и покрывало, надеваемое при пострижении в великую схиму. В таком значении клобук называется " шлем надежды спасения " , а кукуль великой схимы, по чину пострижения в малую и великую схимы, означает " шлем спасительного упования " . Это символическое значение монашеских покрывал происходит от слов апостола Павла, который говорит: " Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения " (1 Фес. 5:8), и в другом месте: " Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие " (Еф. 6:14-17). Таким образом, повседневные духовные, особенно монашеские, одежды знаменуют внешними средствами те внутренние качества, которыми должен обладать любой христианин, называемый при крещении воином Христовым, поскольку ему предстоит вести неустанную войну с невидимыми духовными врагами спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

—838— ограниченности с глаз человека, и человек увидел свою бесконечность в Боге. Мы же все с открытым лицом как в зеркале взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). Исполниться всей полнотой Божества, преображаться в «тот же образ» – вот новые, безмерный задачи, осуществляемый в новом христианском тоне мировой жизни, и провозглашение этих задач, было одновременно провозглашением совершенно новой, ноуменальной антропологии. Мистическая мораль христианства своей основой имеет антропологическое учение об умопостигаемой божественности человеческого лика; и замечательно, что ап. Павел, заговоривший о внутреннем человеке, поставил его в связь с божественной Софией, про Которую сказано; «Господь имел меня началом пути своего, прежде созданий Своих, искони. Когда полагал (Он) основание земли; тогда я была при Нем художницей…» ( Прит.8:22–30 ). «Мудрость», – говорит Апостол, – мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего, и не властей века сего преходящих: но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» 1137 . Слава наша, преобразиться в которую зовет Апостол, получила существование прежде веков и сокровенно пребывает в Софии, и София, таким образом, провозглашается Апостолом идеальным и умопостигаемым человечеством, божественной славой человека, которая «родилась когда еще не было источников обильных водой» ( Прит.8:25 ). Этим сопоставлением объясняется загадочный последний стих: «Тогда я была при Нем художницей:... веселясь на земном кругу Его и радость моя была с сынами человеческими» (8:31). Когда еще не было бездны, до начала веков, искони, Премудрость Божия веселилась с сынами человеческими на умопостигаемому кругу, помещаемой —839— Библией в Недрах Самого Бога. Таким образом, новая идея внутренней бесконечности лика человеческого, как образа Божия, получает у апостола языков религиозное и метафизическое завершение в идее Софии, как умопостигаемой домирной славы человека. Другими словами, София есть идеальное и вечное место человека в Боге, – место, из которого человек ниспал через интеллигибельный акт свободы, и в которое он возвращается в христианском эоне истории благодатью и силой уничижившегося Слова, – Слова, принявшего крестную смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Возлюбленный брат о Господе! Ты слышал сейчас оглашение святой Церкви о свойствах того жизненного пути, который избран тобою; слышал ты, что это путь скорбей, лишений и огорчений всякого рода. Но ты с непостыдным упованием исповедывал радостную готовность принять сей крест на рамена твои, и в настоящий день желаешь мысленно говорить с Апостолом: для «Христа Иисуса, Господа моего, для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» ( Филип. 3:8,9 ). Понятна твоя готовность в день сей, ибо совесть твоя, просветленная решимостью посвятить себя Богу и очищенная таинством покаяния, уже осуществляет в себе отчасти обетование Христово: «Блаженни чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Воспользуйся же, возлюбленный брат, этим просветлением очей сердечных, чтобы устремить их на дальнейший путь твой, на сей путь скорбей, и заранее определить свое к ним отношение. Троякого рода бывают скорби иноческой жизни: есть скорби победные, спасительные, есть и скорби греховные. Первого рода скорби или страдания являются, как необходимое последствие или просто обнаружение того внутреннего изменения, в коем заключается подвиг совершенства духовного или благодатного обновления. Тлеет при сем обновлении наш ветхий человек, как истлевает одна форма жизни любого животного при переходе его в другую; тление есть страдание, да и самое страдание то не есть ли именно замена одного жизненного содержания другим, потеря или лишение одного и внедрение другого? Блаженно это страдание, когда ветхое и злое заменяется благодатным, добрым. Переносить его так же легко, как победителям – залечивать небольшие раны от бессильных плененных врагов: эти раны – напоминание о победе, они хотя и причиняют страдания, но самые страдания являются постоянным источником радости, почему и говорят Апостолы: «всяку радость имейте, братие мои, егда во искушения впадете различна» ( Иак.1, 2 ): «его же бо любит Господь наказует, биет же всякого сына, его же приемлет» ( Евр. 12, 6 ). Дай Бог, чтобы именно такие скорби на своем жизненном пути встречал ты и все мы, молившиеся о спасении твоем, монахи и миряне: это страдания распинаемых похотей, подавляемой гордости, воспринятых постов и добровольных лишений.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

ап. Фомы. Без сомнения, если бы на других мирах существовали чувственно разумные обитатели, то отсюда бы следовало, что физическая Вселенная создана не для одного человечества. Но мы не знаем таких обитателей. Только, вопреки Вольтеру, мы можем решительно утверждать, что на Солнце и Сириусе их нет, и что если существование Солнца имеет какую-либо цель, то эта цель заключается не в нем самом, а скорее в тех маленьких животных, которая живут на Земле и над которыми так иронизировал фернейский философ. В Божественном откровении мы находим прекрасное разъяснение двоякого отношения человека ко Вселенной. «Когда взираю я на небеса Твои, – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, говорит псалмопевец, то что есть человек, что Ты помнишь его, и Сын человеческий, что Ты посещаешь его» ( Пс.8:4–5 )? Человек так мал и ничтожен в сравнении со всем тем, что создано Всемогущим, что представляется непонятным, почему Бог проявляет о нем особенное попечение. Но псалмопевец не оставляет поставленного им вопроса безответным. В дальнейших стихах своего псалма он дает этот ответ. «Немного Ты умалил его пред ангелами: славой и честью увенчал его; и поставил его владыкой над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (6–7)... Ничтожный физически человек, созданный по образу Божию, велик духовно, вследствие этого все то безмерное количество физической энергии (по сравнению с его физическими силами), которое заключает в себе Вселенная, должно быть подчинено ему. Как совершится —792— это, мы не знаем, но, зная непреложность Божественных обетований, мы твердо веруем этому. Ученые, отрицающие существование целей в природе, говорят, что если признать, что обитаема только Земля, то тогда существование бесчисленных мipob (нельзя сомневаться, что многие миры никогда не будут усмотрены даже в телескоп) окажется совершенно бесцельным. Это рассуждение дважды несостоятельно. Во-первых, если вообще целей нет, то нечего удивляться и бездельному существованию миров; во-вторых, существование этих миров может иметь и ближайшие, и отдаленные цели.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ревность о Боге, о славе имени Божия, о чистоте христианской веры, как основывающейся на святой любви, разумеется не должна быть ревностью не по разуму. Ревность христианская не есть фанатическая ревность Магомета: с вещественным оружием в руках привлекать последователей своего учения. Не соединяясь с внешним насилием, она не соединяется и ни с подкупами, обманом, хитростью. Спаситель, посылая своих учеников на проповедь , не велел им запасаться деньгами для приобретения последователей. Такую ревность ап. Павел называет нечистою, предостерегая от нее Галатян, Коринеян и всех последующих христиан: «ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Хорошо ревновать в добром всегда» 5 . «Ревную о вас ревностию Божиею... Но боюсь, чтобы как змей хитростию своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе». 6 А между тем, как много есть таких нечистых ревнителей-лжеучителей, которые путем хитрости совращают с прямого пути чад Церкви, приявших в простоте сердца слово истины и совершающих свое спасение в детском послушании учению и уставам Св. Церкви! С такой нечистой ревностью должна бороться ревность истинная, святая, чистая. Но такая борьба должна быть духовной, и оружие ее – духовное. Тот же апостол говорит: «облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских... и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности... А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленныя стрелы лукаваго, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» 7 . И Спаситель, посылая Своих учеников на проповедь , заповедал: «шедше, научите... и если вас будут гнать в одном городе, бегите в другой» 8 . Итак, средствами истинной ревности является духовное оружие: 1) Слово Божие, дышащее любовью, «полезное для научения, для обличения, для исправления, для наставления в справедливости, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» 9 . 2) Чистая, святая жизнь, по слову Спасителя: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша, прославят Отца нашего, иже на небесех». 3) Неутомимый труд, перенесение страданий и вера во всепобеждающую силу благодати Христовой».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Скорби того жестокого века не миновали святых супругов. Ослабевшее Ростовское княжество было присоединено великим князем Иваном Калитой к княжеству Владимирскому. Присоединение сопровождалось высылкой неугодных Москве бояр и знатных горожан. В их число попал и боярин Кирилл, переселившийся на неосвоенные земли близ села Радонеж. К тому времени у Кирилла и Марии было трое сыновей. Старший, Стефан, и младший, Петр, женились и жили со своими семьями, а Варфоломей, хотя и желал скорее принять иноческий постриг, жил с родителями, не решаясь оставить их в старости одних. Можно ут­верж­дать, что семья стала для него первой школой христианского подвига. Высокий нравственный пример родителей учил детей смирению и любви. В конце жизни Кирилл и Мария приняли монашество в Хотьковском Покровском монастыре. Перед смертью они были пострижены в великую схиму. Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей, пра­ведных Кирилла и Марии, в Хотьковском монастыре. Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) (1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) (1873–1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина) (1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), Великой княгини Елисаветы (1864–1918) и инокини Варвары (†1918) (Свято-Данилов монастырь, 31 марта — 4 апреля 1992 года) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Свидетельство даже до смерти Истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, “Свидетель Верный” (Откр 1:5), “на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине” (Ин 18:37) и чтобы в Крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих. По слову Апостола, мы искуплены “драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца” (1 Пет 1:19). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни, и в умирании: “Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем” (Рим 14:8).

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

LXVIII. Речь при пострижении в монашество ректора Рижской духовной семинарии, священника И. Левитского 72 . Приветствие священно-инока с полной христианской радостью Приветствую тебя, возлюбленный брат, священно-инок Иоаким, с принятием монашеского звания. Приветствие обыкновенно соединяется с благожеланием; но моё настоящее приветствие, кроме того, соединяется с радостью. Ты принял монашество: есть ли с чем поздравлять тебя, есть ли чему радоваться и чего при сем пожелать тебе? Монашество в Церкви Христовой явилось вследствие высокого учения Спасителя о нравственном совершенстве. Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, возьмёт крест свой и по Мне грядет, говорит Спаситель в одном месте Своего Евангелия ( Марк.8:34 ). Иже любит отца, или матерь паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына, или дщерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже не примет креста своего, и вслед Меня грядет, несть Мене достоин, говорит Он в другом месте ( Мф.19:37–38 ). Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всею мыслью твоей, учит Он в третьем месте ( Мф.22:37 ) Принимающие монашество, таким образом, посвящают себя исключительно на служение Богу и спасение души своей. Вследствие такой цели, в христианской Церкви, в церковных уставах и монашеских правилах, оно поставлено весьма высоко. А истинно монашеское житие называется подобным ангельскому. И действительно так: приняв во внимание те обеты, которые даёт принимающий монашество при пострижении, и ту строгость религиозно-нравственной жизни, каковой эта жизнь обставляется монашескими уставами, верно можно сказать, что монашество есть верный и благонадёжный путь приближения к Богу и спасения. Да возрадуется же душа твоя о Господе, возлюбленный брат, облече-бо тя Господь в ризу спасения и одежду нетления. Приветствую тебя с сим святым званием; приветствую с полной христианской радостью. Но при принятии монашеского звания много бывает смущений и суждений: смущений у принимающего монашество, а суждении – у знающих и окружающих его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

«Духовник иеросхимонах Савва, в мире Симеон Кудрявцев, из крестьян Ефремовского уезда села Троицкаго. В О. П. поступил 5 июня 1876 г. Пострижен в монашество 8 мая 1883 г., рук. в сан иеромонаха 28... 1896 г. Скончался 14 июня 1908 г. 68 лет. Прожил в обители 38 лет» (с. 78). «Духовник иеросхимонах Савва, в миру Симеон Кудрявцев из крестьян Ефремовского уезда села Изрога. Пред смертью был пострижен в схиму. Скончался 15 ноября 1908 г., 60 лет от рождения, в обители жил 38 лет. Поступил в Оптину пустынь 5 июня 1870 года. Пострижен в монашество 8 мая 1883 г., рукоположен в сан иеромонаха 15 июня 1896 г. Св. отцы и братия и дети мои духовныя, егда молитеся, помяните и мое недостоинство» (с. 71). Это надпись на чугунном кресте, очень сходная с предыдущей, также сделанной на чугунном кресте. Кажется, что это один и тот же человек, но могил-то – две! Значит, при составлении надписей двум Саввам приписали одни и те же данные. «Упокой, Господи, со святыми раба Твоего. Здесь покоится прах иеромонаха Илиодора (Головина), Орл. губ. города Ливен села Казанскаго, из государ. крестьян. Род. 1847 г. июня 22-го дня. Поступил в сию обитель 1870 г. окт. 12-го дня. Окончил жизнь свою 1908 г. сент. 25-го дня. Проходил клиросное послушание 33 года, был благочинным. Всех лет от роду 61 год. Господи, Господи, не отврати мене от Твоего лица, но благоволи помиловати нас воскресением (Октоих, гл. 8)» (с. 85–86). «Схимонах Лазарь, в мире Лазарь Иванович Тюменев из мещан гор. Рыбинска. Род 31 окт. 1851 г. Поступил в пустынь 15 сент. 1889 г. Скончался 10 мая 1909 г. Отличался простотою, смирением, в течение многих лет благодушно нес тяжелую болезнь с надеждою на милосердие Божие. Мирно скончался; пред смертью за месяц принял св. схиму и за три часа приобщился Св. Христовых Таин» (с. 118). Несколько могил в 1900-е годы появилось и в скиту. В «Жизнеописаниях почивших скитян» сведения об этих монахах гораздо подробнее, чем в «Некрополе...» Н.Г. Чулковой. К ним и обратимся. Вот первая чугунная плита этого времени: «Монах Феодот...».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сущность монашества состоит в добровольно принимаемых постригающимися в иноки обетах, каковы: нестяжательность, целомудрие и послушание церковной власти. Этими обетами определяются как условия поступления в монашество, так и юридическое положение в государстве. От поступающего в монашество требуется 23 : 1) Полное сознание важности и трудности выполнения обетов монашества и твердая решимость выполнять их в течение всей жизни. Поэтому могут поступать в монашество лица, достигшие определенного возраста: мужчины не моложе 30 лет, женщины не моложе 40 лет. исключение допускается для лиц высшего образования и вдовых священников. Пострижение ранее срока считается недействительным. 2) Предварительный искус или испытание искренности: желания лица проводить монашескую жизнь, которое должно продолжаться не менее трех лет. Сокращение этого срока до 6 месяцев допускается только для лиц и ранее проводивших жизнь подобно монашеской, вдовых священников и лиц, получивших высшее образование. Лица, находящиеся на искусе, называются «послушниками»; некоторым из них разрешается носить монашеские одежды (рясофоры), но только в пределах монастыря. 3) Вступление лица в монашество не должно сопровождаться ущербом для государства, общества, семьи и частных лиц, в отношении которых лицо находится в обязательных отношениях. Таким образом не могут постригаться: 1) супруг 24 без согласия другого супруга, кроме случая, когда оба идут в монашество, 2) отец или мать детей, требующих еще родительского попечения, 3) обязанные долгами, 4) не уволенные от общества, 5) состоящие под судом, 6) не освобожденные от воинской повинности, 7) находящиеся на государственной службе, и 8) в заключении по приговорам суда, 9) не изъявляющие желания (вопреки обычаю древней России), 10) не получившие на то разрешения церковной власти, 11) безнадежно больные. Форма поступления в монашество есть пострижение. Оно производится после разрешения епархиальной властью или Синодом не иначе, как по письменно изложенному желанию постригающегося, в церкви, священнослужителем в присутствии свидетелей из монашествующих, которые принимают на себя руководство лично, но не заочно, по-особому чиноположению, публично совершаемому. Несоблюдение одного из этих условий ведет к недействительности пострижения. Пострижение русских подданных заграницей и православными священнослужителями недействительно по возвращении их в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010