«Духовник иеросхимонах Савва, в мире Симеон Кудрявцев, из крестьян Ефремовского уезда села Троицкаго. В О. П. поступил 5 июня 1876 г. Пострижен в монашество 8 мая 1883 г., рук. в сан иеромонаха 28... 1896 г. Скончался 14 июня 1908 г. 68 лет. Прожил в обители 38 лет» (с. 78). «Духовник иеросхимонах Савва, в миру Симеон Кудрявцев из крестьян Ефремовского уезда села Изрога. Пред смертью был пострижен в схиму. Скончался 15 ноября 1908 г., 60 лет от рождения, в обители жил 38 лет. Поступил в Оптину пустынь 5 июня 1870 года. Пострижен в монашество 8 мая 1883 г., рукоположен в сан иеромонаха 15 июня 1896 г. Св. отцы и братия и дети мои духовныя, егда молитеся, помяните и мое недостоинство» (с. 71). Это надпись на чугунном кресте, очень сходная с предыдущей, также сделанной на чугунном кресте. Кажется, что это один и тот же человек, но могил-то – две! Значит, при составлении надписей двум Саввам приписали одни и те же данные. «Упокой, Господи, со святыми раба Твоего. Здесь покоится прах иеромонаха Илиодора (Головина), Орл. губ. города Ливен села Казанскаго, из государ. крестьян. Род. 1847 г. июня 22-го дня. Поступил в сию обитель 1870 г. окт. 12-го дня. Окончил жизнь свою 1908 г. сент. 25-го дня. Проходил клиросное послушание 33 года, был благочинным. Всех лет от роду 61 год. Господи, Господи, не отврати мене от Твоего лица, но благоволи помиловати нас воскресением (Октоих, гл. 8)» (с. 85–86). «Схимонах Лазарь, в мире Лазарь Иванович Тюменев из мещан гор. Рыбинска. Род 31 окт. 1851 г. Поступил в пустынь 15 сент. 1889 г. Скончался 10 мая 1909 г. Отличался простотою, смирением, в течение многих лет благодушно нес тяжелую болезнь с надеждою на милосердие Божие. Мирно скончался; пред смертью за месяц принял св. схиму и за три часа приобщился Св. Христовых Таин» (с. 118). Несколько могил в 1900-е годы появилось и в скиту. В «Жизнеописаниях почивших скитян» сведения об этих монахах гораздо подробнее, чем в «Некрополе...» Н.Г. Чулковой. К ним и обратимся. Вот первая чугунная плита этого времени: «Монах Феодот...».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сущность монашества состоит в добровольно принимаемых постригающимися в иноки обетах, каковы: нестяжательность, целомудрие и послушание церквоной власти. Этими обетами определяются как условия поступления в монашество, так и юридическое положение в государстве. От поступающего в монашество требуется: 1) Полное сознание важности и трудности выполнения обетов монашества и твёрдая решимость выполнять их в течение всей жизни. Поэтому могут поступать в монашество лица, достигшие определённого возраста: мужчины не моложе 30 лет, женщины не моложе 40 лет. Исключение допускается для лиц высшего образования и вдовых священников. Пострижение ранее срока считается недействительным. 2) Предварительный искус или испытание искренности: желания лица проводить монашескую жизнь, которое должно продолжаться не менее трёх лет. Сокращение этого срока до 6 месяцев допускается только для лиц и ранее проводивших жизнь подобно монашеской, вдовых священников и лиц, получивших высшее образование. Лица, находящиеся на искусе, называются «послушниками»; некоторым из них разрешается носить монашеские одежды (рясофоры), но только в пределах монастыря. 3) Вступление лица в монашество не должно сопровождаться ущербом для государства, общества, семьи и частных лиц, в отношении которых лицо находится в обязательных отношениях. Таким образом не могут постригаться 1) супруг 11 без согласия другого супруга, кроме случая, когда оба идут в монашество, 2) отец или мать детей, требующих ещё родительского попечения, 3) обязанные долгами, 4) не уволенные от общества, 5) состоящие под судом, 6) не освобождённые от воинской повинности, 7) находящиеся на государственной службе, и 8) в заключении по приговорам суда, 9) не изъявляющие желания (вопреки обычаю древней России), 10) не получившие на то разрешение церковной власти, 11) безнадёжно больные. Форма поступления в монашество есть пострижение. Оно производится после разрешения епархиальной властью или Синодом не иначе, как по письменно изложенному желанию постригающегося, в церкви, священнослужителем в присутствии свидетелей из монашествующих, которые принимают на себя руководство лично, но не заочно, по особому чиноположению, публично совершаемому. Несоблюдение одного из этих условий ведёт к недействительности пострижения. Пострижение русских подданных за границей и православными священнослужителями недействительно по возвращении их в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Сущность монашества состоит в добровольно принимаемых постригающимися в иноки обетах, каковы: нестяжательность, целомудрие и послушание церковной власти. Этими обетами определяются как условия поступления в монашество, так и юридическое положение в государстве. От поступающего в монашество требуется 23 : 1) Полное сознание важности и трудности выполнения обетов монашества и твердая решимость выполнять их в течение всей жизни. Поэтому могут поступать в монашество лица, достигшие определенного возраста: мужчины не моложе 30 лет, женщины не моложе 40 лет. исключение допускается для лиц высшего образования и вдовых священников. Пострижение ранее срока считается недействительным. 2) Предварительный искус или испытание искренности: желания лица проводить монашескую жизнь, которое должно продолжаться не менее трех лет. Сокращение этого срока до 6 месяцев допускается только для лиц и ранее проводивших жизнь подобно монашеской, вдовых священников и лиц, получивших высшее образование. Лица, находящиеся на искусе, называются «послушниками»; некоторым из них разрешается носить монашеские одежды (рясофоры), но только в пределах монастыря. 3) Вступление лица в монашество не должно сопровождаться ущербом для государства, общества, семьи и частных лиц, в отношении которых лицо находится в обязательных отношениях. Таким образом не могут постригаться: 1) супруг 24 без согласия другого супруга, кроме случая, когда оба идут в монашество, 2) отец или мать детей, требующих еще родительского попечения, 3) обязанные долгами, 4) не уволенные от общества, 5) состоящие под судом, 6) не освобожденные от воинской повинности, 7) находящиеся на государственной службе, и 8) в заключении по приговорам суда, 9) не изъявляющие желания (вопреки обычаю древней России), 10) не получившие на то разрешения церковной власти, 11) безнадежно больные. Форма поступления в монашество есть пострижение. Оно производится после разрешения епархиальной властью или Синодом не иначе, как по письменно изложенному желанию постригающегося, в церкви, священнослужителем в присутствии свидетелей из монашествующих, которые принимают на себя руководство лично, но не заочно, по-особому чиноположению, публично совершаемому. Несоблюдение одного из этих условий ведет к недействительности пострижения. Пострижение русских подданных заграницей и православными священнослужителями недействительно по возвращении их в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Синод Русской Православной Церкви на состоявшемся сегодня заседании принял решение о рукоположении руководителя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерея Аркадия Шатова во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии. Пострижение отца Аркадия в монашество, как и последующая архиерейская хиротония, состоятся в Москве в ближайшее время. Синод Русской Православной Церкви на состоявшемся сегодня заседании принял решение о рукоположении руководителя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерея Аркадия Шатова во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии. Пострижение отца Аркадия в монашество, как и последующая архиерейская хиротония, состоятся в Москве в ближайшее время. Отец Аркадий продолжит руководить синодальным Отделом по церковной благотворительности и социальному служению, главой которого он является с марта текущего года. Журнал 41 заседания Священного Синода от 31 мая 2010 Отец Аркадий более 20 лет развивает в Москве церковную благотворительность, при его участии при 1-й Градской больнице было создано Свято-Димитриевское сестричество и училище сестер милосердия. Священник является вдовцом, отцом взрослых дочерей и дедушкой 11 внуков. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/prinyato-reshenie-o-ru...

Значит, в самом Писании содержится понимание того, что изменение имени – глубоко мистический богочеловеческий акт. Что же он символизирует? При наречении имени в молитвах на восьмой день священник просит: «И даждь, Господи, неотреченну пребыти имени Твоему Святому на нем». То есть имя человеческое имплицитно содержит в себе и Имя Божие. Но «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр. 13:8 ). Следовательно, та искра Божества, которая дана нам при Крещении, навсегда остается равной самой себе, а изменением имени мы признаем, что таинственным образом преобразилось человеческое естество, преобразилось настолько, что оно может быть описано, хотя лишь отчасти, только новым именем, а не простым прибавлением к старому (как, к примеру, в случае священства). Это преображение запечатлевается тем, что на литургии, следующей за постригом, инок причащается уже с новым именем. Старый человек отныне умер. Значит ли это, что он умер в своем ветхом бытии и для Бога? Конечно, нет. Если мы верим в существование предопределения Божиего к монашеству, то можно утверждать, что, выбрав в полной свободе свой путь, инок полностью реализует смотрение Божие о себе. Следовательно, вся прежняя его жизнь должна рассматриваться как период, когда Господь так или иначе вел его к этому. Пострижение волос Еще одно действие, которое сближает таинство Крещения и принятие монашества, – это пострижение волос. Момент этот настолько важен, что само чинопоследование часто называется монашеским постригом. Символика волос глубока и разнообразна. «Пострижение всегда было одним из религиозных обрядов: символом послушания и жертвы» 643 . В Церкви мы знаем три пострига: крещальный, монашеский и при хиротесии во чтеца, то есть при вступлении в клир. Каждый раз этот акт знаменует начало совершенно нового периода в жизни человека. И с этой точки зрения его значение состоит в том, чтобы подчеркнуть важность и особую значимость совершившегося: посильной жертвой засвидетельствовать Господу свое послушание следовать тем путем, на который Он нас направляет.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Собственно, дескать, если и есть что ценное, так это - радости жизни, пусть и греховные, пусть и дурманящие. Сначала досыта нагреши (только досыта никогда не нагрешишь!), а потом, как станешь ни к чему не пригоден, тогда и спасайся, ступай хоть даже в монахи. А если бы считали идеал Христов общеобязательным и не смотрели бы на земную жизнь как на единственно ценную, то рассуждали бы иначе, примерно так: " Ах, как хорошо, как приятно! Такой молодой, и решается, и обещается серьезно заняться делом своего спасения! Дай ему, Боже, успеха! Побольше бы таких было среди нашей молодежи - лучше было бы, более радостно можно было бы смотреть на будущее! " А ведь до чего дики представления о самом пострижении! У меня, Друг, есть одно воспоминание детства. Был я еще 7-8-летним мальчиком, когда слышал разговор кухарки с нянькой. Кажется, кухарка няньке рассказывала о том, как ей тоже рассказывала какая-то тетка о пострижении в монашество. " Вот ужасти-то! Сначала ему говорят: " Прокляни отца и мать! " А как проклянет, его кладут в гроб и живого отпевают " . Прошло много лет. В духовном журнале читал я биографию А.В. Горского, написанную академическим, молодым в то время ученым. Вот что там я прочитал. " На почве одиночества и скуки (только?) у Горского студента не раз возникало желание принять монашество. И если бы его родители не были так заботливы о своем сыне (?!!), если бы Горским не руководил Феодор Александрович, он был бы монахом. Первый раз он разгорелся этим желанием, когда был на втором курсе академии. Тогда (19 августа 1829 г.) постригли в монашество Димитрия Гумилевского, будущего Филарета Черниговского. Насмотревшись на обряд " живого погребения " , 17-летний мальчик пишет в Кострому просьбу благословить его на путь иночества " . Прочитал я это, и сразу вспомнился мне разговор кухарки с нянькой. Грустно стало мне: ученый профессор рассуждает как кухарка, называет пострижение в монашество " живым погребением " , говорит, будто желание принять монашество является просто " от скуки " , монашество изображается какою-то погибелью, от которой " заботливые родители " должны ограждать своих детей, Ф.А.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В октябре 1935 года архиепископу устроили очные ставки со лжесвидетелями, причем проводили их за две-три минуты, дабы нравственный авторитет исповедника не успел оказать влияния на лжесвидетеля. Все выставленные против него лжесвидетельства архиепископ категорически отверг. После окончания следствия, перебирая в памяти задававшиеся ему следователем вопросы и свои ответы, святитель счел нужным сделать к ним добавления. Он написал: «По вопросу о пострижении в монашество. Здесь мне задан вопрос: “Вы совершали на территории Курской области тайные постриги в монашество?” И стоит мой ответ: “Да”. Этот мой ответ не вполне точный. Я никогда не совершал и не благословлял тайных постригов. Тайные постриги – это такие, которые совершаются самочинно, без разрешения архиерея; постриженные скрывают, что они – монахи или монахини, носят обычную мирскую одежду. А открытые постриги – это те, которые совершаются с разрешения архиерея, постриженные не скрывают того, что они приняли монашество. С моего разрешения были совершены постриги в монашество нескольких старых женщин... Эти постриги именно квалифицируются как открытые, так как все постриженные не скрывали того, что они приняли монашество, и ходили в монашеской форме. Так, моя мать Екатерина была пострижена весной 1935 года в моей келье с именем Наталии, и все верующие города Курска знают, что она теперь – монахиня Наталия. По вопросу о проповедях моих в храмах. Против меня выставляются некоторые выдержки из моих проповедей – будто их я говорил. Я возражаю; те лица, которые слышали эти слова, якобы мною сказанные, – не могут привести точно моих проповедей, так как эти мои проповеди они не записывали, а помнят лишь их по слуху». 20 октября следствие было закончено; 4 декабря дело было передано в Специальную Коллегию Курского областного суда, и на следующий день в 8 часов утра архиепископу вручили обвинительное заключение. С 8 декабря 1935 года начались закрытые заседания суда, которые продолжались два дня. Все обвиняемые, как на предварительном следствии, так и в судебном заседании, отказались признать себя виновными.

http://fond.ru/kalendar/427/ippolit/

739 В миру Иван Болдырев, родился в 1820 г. в семье государственных крестьян Курского уезда Курской губернии. В монашество пострижен 21 ноября 1868 г. в Глинской пустыни игуменом Иннокентием (ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 89, л. 24 об – 25). – А.И. 742 В монашество он был пострижен игуменом Иннокентием 7  декабря 1874  года (ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 89, л. 26 об., 27) – А.И. 743 Кроме того он проходил послушание при неусыпном чтении Псалтири по усопшим (ГАКО. ф. 20, оп. Зл, д. 109, л. 25) – А.И. 744 По данным послужных списков настоятеля монашествующих послушников Глинской Богородицкой пустыни за 1885 г. (ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 89, л. 26 об. – 27) и 1892 г. (ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 109, л. 24 об. – 25) о. Мардарий (Карлов) родился в 1827 году в семье бывших дворовых людей Тимского уезда Курской Губернии. – А.И. 746 Слово св. Исихия о трезвении и молитве. Об этом св. отцами написаны многие книги (Добротолюбие), но, к сожалению, немногие знают о них и еще менее, кто их читает. 747 Правило это, как полагаем, дано было ему старцем с принятием сана иеродиакона и более не увеличивалось. 748 По словам почившего старца, такое же правило было у иеросхимонаха Макария, Мартирия и др. подвижников; первоначально исходило оно от игумена Филарета. 750 Глинский подвижник схимонах Архипп говорил: «...Наш игумен (Иннокентий – А.И.) идет открытым прямым путем; ...о. Иероним идет закрытым путем смирения...» (Жизнеописание Глинского подвижника схимонаха Архиппа. Одесса, 1902. С. 19). – А.И. 751 «В молитвы о. Иеронима верил сам настоятель архимандрит Иннокентий. Он часто советовался с ризничим, просил его молитв и при поездках на братские послушания вне обители брал его с собой и дорогой беседовал о сокровенном молитвенном богообщении» (Глинской пустыни иеросхимонах Илиодор//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 111). – А.И. 752 Составитель этого очерка лично знал старца 8 лет, постоянно видел его в храме, часто посещал в келлии, пользовался его любовью и советами, любил слушать его рассказы, по молитве о. Архиппа получил два раза исцеление от болезни; в отношении себя многократно убедился в даре прозрения подвижника, находился при его кончине, погребении и поминовениях. Он много лет собирал сведения об о. Архиппе от его учеников, сподвижников и посторонних и своевременно все записывал. Жизнеописание сие составлено на основании тех записей и личных его наблюдений и по составлении проверено близко знавшим блаженного старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

О Библиотеке... Проф. Андреев выписывал в академическую библиотеку не книги, а книжки, книжечки, брошюрочки, в 30, 25, 20, 15, 14, 10, 8, 6, 4, даже 3 коп. И между этим хламом нет ничего не только учено-богословского, но и какой-нибудь мелочи из популярно-назидательной религиозной литературы. Все политика, социология 12 ... Андрееву не очень уступает проф. Тареев, который своими дезидерата копеечными (но и подороже) переполнил академическую библиотеку политическим, анархическим и социалистическим хламом 13 , а также Коновалов, дезидерата которого переполнены мелочью из области психопатии, неврастении 14 и проч. Освободительное движение и борьба за автономию в Московской Духовной Академии. Записка проф. М. А. Остроумова. (Отрывок третий). .... Примечательно, что вся эта совокупная со студентами демонстрация (профессоров) в честь освободительного движения и ради протеста против существующего правительственного режима совпала с рядом лекций о монашестве, прочитанных на трех старших курсах профессорами нравственного богословия, Патристики и Русской церковной истории. Еще l-ro февраля С. Смирнов на IV и III курсах читал лекции по следующей программе, занесенной в журнал IV курса: «Круг воззрений передового монашества. Монашеский спорт и демонология. Положение монашества в обществе в киевский период. Идеалы и симпатии лучших людей того времени. Древнерусская проповедь этих идеалов». В то же время студентом II курса записано в журнале: «Иноческие идеалы по воззрениям рядового монашества. Пострижение перед смертью. Погребение в монастырях. Невозможность спасения в мире по воззрениям древне-русского общества. Монастырская дисциплина и ее влияние на русское общество». 16-го на втором курсе по Патристике было записано: «На 1-ой лекции было читано о происхождении монашества»; но написанное студентом было проф. Ив. Поповым зачеркнуто, и вместо того рукою профессора написано так: «По недостатку слушателей (присутствовал один человек) вместо продолжения курса была предложена беседа о точках зрения с которых можно рассматривать творения о.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Осенью 1886 года назначен приват-доцентом кафедры сравнительного языковедения Дерптского университета. В 1886—1888 годы — приват-доцент кафедры сравнительного языковедения и санскрита Харьковского университета. 22 сентября 1888 года за диссертацию «Litauische Studien Nominalzusammungen» («Литовские этюды: Именные сложные слова»), представленную в Дерптский университет, удостоен степени доктора славянской филологии. Обе диссертации были написаны на немецком языке и защищены в Дерптском университете. В 1888—1889 годы — экстраординарный профессор кафедры сравнительного языковедения и санскрита Казанского университета. В 1889—1896 годы — экстраординарный профессор кафедры славянской филологии Казанского университета. В 1896—1911 годы — ординарный профессор кафедры славянской филологии Казанского университета. В 1890, 1891, 1893, 1895 годах выезжал в научные командировки за границу, главным образом в славянские страны. В 1910 году удостоен honoris causa звания Доктора церковной истории. Почётный член Московской, Петроградской и Казанской духовных академий. В 1896—1905 годы — заведующий и руководитель мужской воскресной школы в городе Казани. Организовал эту школу, в которой занимались рабочие, а занятия вели студенты Казанской духовной академии. В 1897—1905 годы — секретарь историко-филологического факультета Казанского университета. В 1903—1908 годы — редактор «Учёных записок Казанского университета». В 1905—1911 годы — декан историко-филологического факультета Казанского университета. Будучи деканом, не раз исполнял обязанности ректора. В 1910—1911 годы — ординарный профессор Казанской духовной академии по кафедре истории славянских и Румынской церквей. В июле 1910 года был пострижен в монашество, возведён в сан иеродиакона и иеромонаха. 7 июля 1910 года в Раифском Богородицком монастыре архиепископом Казанским Иаковом (Пятницким) был пострижен в монашество, 8 июля рукоположён во иеродиакона, 10 июля — во иеромонаха. В 1910—1912 годы — инспектор Казанской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010