Высочайше одобренные правила уже были не раз обнародованы мной вам к всеобщему сведению. От вас зависит, чтобы довольствие сопровождало дни ваши; исполняющий долг свой будет веселиться; веселье честной души радует сердце начальника, а жить будем весело тогда, когда вы уразумеете свое дело по долгу присяге и словам моим. В том, я вам порукой. Отрывки из статьи в Иллюстрации, 1860, 191; соч. Жиля Сунжинская линия начинается от речки Камбилейки, протекающей между Владикавказом и укреплением Назарок, оканчивается постом Чумахан Юрте, при впадении Сунжи в Терек, занимая пространство в 120 верст. В 18 верстах от форта Назарок, Троицкая станица, в 4 в. от последней Слепцовская, в 8 – Михайловская, в 10 – Самашинская в 18 – Захан-Юрт, в 20 – Никан-Юрт, в 10 – Грозная, в 12 – Чертугай, в 8 – пост Аки-Мурза и в 18 – Чулахан-Юрт, от которой начинается кумынская линия… Сойдя с лошадей казаки затянули песню, то веселую, то заунывную. Вечер заключился песнью, написанной урядником Изюмовым на смерть генерала Слепцова, – это – род героической поэмы, разделяющейся на четверостишия… Генерал Слепцов оставил по себе неизгладимую память на Кавказе. Смелость, храбрость и счастье позволили ему участвовать в ста сражениях. В 1850 году, он был 1 раз ранен, а в 1851 году, в 25 верстах от Сунжинской станицы, пуля поразила его… Воспоминание о нем живет в казаках до сих пор, как в первый день его смерти. 6 В 1848 г. Ш. был на Л. заводе и пользовался участием товарищей своих по Корпусу. Я виделся с ним в Москве. Отрадно было заметить в нем нравственные плоды горького опыта. Думаю, что направлением к добру эта, по природе добрая душа, обязана была именно участию Слепцова. 8 В 1834 г., Слепцов и г. Краснопевков вступили в военную службу; в 1840 вместе оставили Петербург; в 1845 Слепцов назначен начальником Сунжинской военной линии и командиром Сунжинского линейного казачьего полка, а Краснопевков в Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем Леонида; в 1850 Слепцов произведен в Генералы, а Леонид в Архимандриты московского Златоустого монастыря с назначением в ректоры Вифанской Духовной Семинарии, которая М. Платоном, устроена а трех верстах от Сергиевой Лавры, в уединенной живописной местности. Здесь, в 1852 г., написаны «Воспоминания». Вифанию о. Леонид оставил в 1853, переведенный в Москву, где, до апреля 1859, был ректором семинарии, а с тех пор, состоит Викарием Митрополита, в сане Епископа Дмитровского.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Игумен Нифонт (1761 – 8 марта 1842) Игумен Нифонт (в миру Василий Петрович Черницын), девятый настоятель Саровской пустыни. Родом из мещан г. Темникова. Возымев желание еще отроком посвятить себя Господу, просился в Саровскую пустынь, но принят был только по достижении двадцатилетия в 1787 г. при строителе Пахомии. Возлагаемые на него монастырские послушания проходил с особенным усердием, тихостью и смирением. За постоянное трудолюбие и внимательную жизнь пострижен в монашество 19 июня 1792 г., вскоре в 1793 г. посвящен в иеродиакона, а в 1796-м в иеромонаха и вскоре определен общим духовником братии. В 1805 г. становится казначеем, а уже в 1806 г. по выбору строителя Исаии утвержден строителем. 12 марта 1818 г. произведен игуменом обители. Награжден золотыми наперсными крестами. Управляя обителью, игумен Нифонт имел неусыпное старание поддерживать правила монашеские, переданные первоначальником. У него было особенное усердие к церковным службам, так что ни одна из них не совершалась без его присутствия. Особо он любил службы поминальные и строго исполнял завет усопших молиться о них. Попечением и любовью всегда окружал он странников, посещавших обитель. Достигнув глубокой старости, возлюбил нищету и был образцом трудолюбия, смирения, и особенно нестяжателъности и целомудрия; как любитель безмолвной и пустынной жизни он соблюдал строгий пост, и молитва была постоянным его упражнением. Простота, соединенная с духовной мудростью и благой жизнью, вселяла к нему невольное уважение; он был радушен и приветлив в обращении и, при совершенной нестяжательности, милостив и сострадателен к бедным; словом, никто из посетителей обители не оставлял ее без того, чтобы не сохранить в сердце своем памяти о добром ее настоятеле. Указание пути ко спасению 1. Если человек, не делая в жизни своей добрых дел, надеется спастися потому только, что не имел тяжких грехов, обманывается таковой; ибо кто не заботится о приобретении благ временных, тот по справедливости ничего не получает. Читать далее Источник: Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 11-111-1152. С 20 Саровский цветник: наставления старцев Саровской пустыни/сост.: Н.Ю. Бутина, С.И. Горлевская, Л.П. Лебедева. — М .: Спасское братство; 2011. — 396 с.: 24 ил. ISBN 978-5-904074-25-8. УДК 26. ISBN 978-5-904074-23-8 ББК 86.372 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

Постараемся по возможности проще и короче изложить это учение. В геометрии Эвклида есть теория, имеющая очень важное значение на практике, это – теория подобных фигур и тел. Две фигуры или два тела называются подобными, когда, взаимоотношение элементов в одном из них совершенно тождественно с взаимоотношением соответствующих элементов в другом. Так, если мы представим себе один треугольник, стороны которого равны 4, 5 и 6 аршинам и затем другой, стороны которого равны 8, 10, 12, то также треугольники будут подобными, взаимоотношение элементов у них будет тождественным (4:5=8:10; 5:6=10:12), углы между равно взаимно относящимися элементами будут равны (угол, заключенный в одном треугольнике между сторонами в 4 и 5 аршин, будет равен углу в другому треугольнике, заключенном между сторонами в 8 и 10 аршин; вообще, в подобных фигурах и телах углы, заключенные между взаимно подобными элементами, равны). Точно также, если мы представим себе два цилиндра, отношения осей у которых к диаметрам основании равны (3:7=6:14), то такие цилиндры тоже называются подобными. На теории подобных тел и фигур основывается устройство моделей, снятие планов и т. д. Так, глобус есть модель земного шара. Если мы представим себе глобус, имеющий 2 аршина в диаметре, и припомним, что диаметр земного шара равен 12 тысяч верстам (мы берем приблизительную цифру), то получили, что все обозначении длины на нашем глобусе соответственно меньше обозначаемых ими расстояний на земном шаре: в 9 миллионов раз, т. е. во столько же, во сколько, —788— 2 аршина менее 12 тысяч верст. В подобных телах отношение поверхностей равно отношении квадратов линейных расстояний. Так, поверхность нашего глобуса будет не в 9 миллионов раз меньше поверхности земного шара, но в 9 миллионов раз в квадрате (9000000 2 ). Таково будет отношение поверхности Европы на глобусе к действительной Европе, таково будет отношение поверхностей островов, материков, озер и морей на глобусе к соответствующим пространствам земли. Отношение объемов подобных тел равно кубу отношения их линейных расстояний.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Леонид, митрополит (Горбачев Леонид Эдуардович) Дата рождения: 26 октября 1968 г. Дата хиротонии: 17 июня 2013 г. Дата пострига: 18 июня 1990 г. День ангела: 18 июня Страна: Россия Биография: Родился 26 октября 1968 г. в Ставрополе. В 1970 г. семья переехала в Краснодар. В 1985 г. закончил среднюю школу, в 1985-1986 гг. работал лаборантом на кафедре аэродинамики и динамики полетов в УЛО в/ч 26265. В это же время нес послушание пономаря в Георгиевском храме Краснодара. В 1986-1988 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1988-1989 гг. трудился в должности чтеца-певца Георгиевского храма Краснодара и был иподиаконом архиепископа Екатеринодарского и Кубанского Исидора . В 1989-1992 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии . 8 апреля 1990 г. в связи с рукоположением архиепископом Исидором во диакона был переведен на экстернат. 18 июня 1990 г. архиепископом Исидором пострижен в монашество, 8 октября — рукоположен во иеромонаха. В 1990-1997 гг. — штатный клирик Екатеринодарского кафедрального собора г. Краснодара. В 1995-1997 гг. — ключарь собора; также окормлял ИТК 17 строго режима г. Краснодара, детский туберкулезный диспансер «Ромашка» и городской дом ветеранов. В 1997 г. переведен в Москву на должность сотрудника Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями . С марта по сентябрь 1998 г. находился в служебной командировке в составе Отдельной воздушно-десантной бригады Ограниченного контингента миротворческих сил в Боснии и Герцеговине. С октября 1998 г. по сентябрь 2002 г. обучался на Богословском факультете Афинского государственного университета и являлся заштатным клириком русского нижнего храма вмч. Пантелеимона на Ахарноне (Афины, Греция). С октября 2002 г. — сотрудник секретариата межправославных отношений Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Направлялся в краткие служебные командировки на Афон, в Финляндию, Индию. Распоряжением Священного Синода с мая 2003 г. по декабрь 2004 г. — сотрудник Русской духовной миссии в Иерусалиме .

http://patriarchia.ru/db/text/3010995.ht...

Скончались 87-летний архимандрит Лаврентий и 57-летний иеродиакон Каллист, заболевший коронавирусом 8 мая. ПРАВМИР. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре сообщили о смерти двух насельников. После продолжительной болезни 8 мая скончался один из старейших насельников обители 87-летний архимандрит Лаврентий (Постников). Он родился 25 октября 1933 года в Орловской области. Учился в Московской духовной семинарии, в 1964 году был пострижен в монашество, в 1979 году возведен в сан архимандрита. Долгое время архимандрит Лаврентий был канонархом Троице-Сергиевой лавры. В тот же день после продолжительного лечения от коронавирусной инфекции скончался иеродиакон Каллист. Он родился 22 июня 1962 года в Новосибирске. В 2002 году он переехал в Сергиев Посад, где нес послушание в иконной лавке лавры. В 2009 году принял иноческий постриг, а в следующем — монашеский, в том же году был рукоположен в иеродиакона. Накануне в лавре совершили отпевание игумена Тихона (Барсукова), главного врача обители и Московской духовной академии. Он умер от осложнений, вызванных коронавирусом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 мая, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 12 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-troicze-sergievoj-la...

В авг. 1850 г. ему присуждена степень кандидата богословия. 3 мая 1851 г. назначен секретарем правления Иркутской ДС с сохранением учительских должностей. 21 янв. 1854 г. согласно решению правления назначен преподавателем французского языка во всех отд-ниях семинарии. С 9 окт. 1857 г.- помощник инспектора семинарии. 13 июня 1858 г. переведен на должность преподавателя словесности в открытую в том же году Томскую ДС, с 8 сент. 1858 г. назначен ее экономом. Домский также преподавал всеобщую гражданскую историю (в младшем отд-нии) и рус. историю (в среднем отд-нии). Благодаря всестороннему образованию, эрудиции, умению ясно выражать свои мысли, он блестяще читал лекции, которые вызывали интерес студентов. ( Верещагин. 1889. 18. С. 281-282). В семинарии у Домского сложились дружественные отношения с ректором архим. Вениамином (Благонравовым ; впосл. архиепископ). 17 июня 1860 г. по благословению Томского архиеп. Парфения (Попова) и согласно решению Правления ДС назначен членом Комитета по составлению церковно-исторического и статистического описания Томской епархии. С архиеп. Парфением Домского связывали близкие духовные отношения. 8 окт. 1860 г. Домский был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Иакова, 10 окт. 1860 г. рукоположен во диакона, 11 окт.- во иерея. 24 окт. того же года за труды в Томской ДС награжден набедренником. 25 нояб. 1861 г. И. переведен инспектором, преподавателем Свящ. Писания и др. богословских дисциплин в Иркутскую ДС. Также был цензором проповедей, произносимых духовенством г. Иркутска. 30 апр. 1865 г. «за отличную и ревностную службу» был возведен в сан архимандрита. Исполнял должность ректора Иркутской ДС с 3 сент. 1866 г. по 23 мая 1867 г., с 12 марта по 1 сент. 1868 г.- ректор ДС. С 1868 г. был цензором «Иркутских епархиальных ведомостей» . С 1 янв. 1868 г. по 15 авг. 1870 г.- член строительного Комитета по исправлению здания Иркутского ДУ. В окт. 1870 г. был назначен и. о. ректора Якутской ДС и ДУ, к-рые после пожара были переведены (3 окт.

http://pravenc.ru/text/200275.html

Во 2 гласе, именно в строках 2-й и 4-й – особым мелодическим движением и окончанием до (а не ре), а также в стихирном запеве, который оканчивается на до (а не си). В 4 гласе – положением мелодии на кварту выше, а также в 1-й строке окончанием ре вместо фа (или, что-то же, ля вместо до) и особым стихирным запевом. В 6 гласе, в строке 1-й – мелодическим движением, подобным движению 1-й же строки 3 гласа, а в строке 3-й нотой ре на втором сильном ударении (вместо ми), а также краткостью стихирного запева. В 7 гласе, в 1-й строке – употреблением варианта вместо строки починной, а в стихирном запеве – окончанием ре (а не ми). В 8 гласе, в 1-й строке – частым употреблением звука ми (а не фа) и окончанием фа (а не ре) 95 ; во 2-й строке – отступлением ноты соль и добавкой к окончанию ми еще ноты ре; в 3-й строке – окончанием ре (вместо до) 96 . Глас 8 изобилует минорными аккордами. Во всех прочих строках осмогласия малый знаменный распев буквально сходен с киевским распевом и его ближайшими отраслями. Вообще к особенностям осмогласия малого знаменного распева относятся: а) ведение мелодии преимущественно в терцию от тоники, а не в квинту, как в распеве киевском с его отраслями; б) изобилие аккордов минорного характера; в) иногда разность в господствующих и конечных звуках средних строк; г) в наибольшей простоте построения строк заключительных, а также близости стихирных запевов к таковым же запевам большего знаменного распева. Сообразно простота своего построена и печальному оттенку в своем характере, напевы малого знаменного распева и в певческой практике имеют место не в праздничные и торжественные дни и даже не при повседневном богослужений, а во дни скорби, поста и покаяния, напр., во дни св. Четыредесятницы и Страстной седмицы, а, также на заупокойных всенощных бдениях и при пострижении в монашество 97 . Петербургский напев певческой капеллы есть напев, по преимуществу, гармонический, назначенный для употребления правильно устроенными смешанными хорами певчих. К его особенностям должно отнести: а) преобразование 98 мелодии гласовых строк киевского распева в упрощенное унисонно-речитативное пение; б) правильное и стройное их сопровождение европейской современной нам гармонией, с её хроматической гаммой, усложненными аккордами и частью художественной экспрессией; в) преобладание мажорного характера в мелодиях, кроме глл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

64 Последующая практика распространила действие этого постановления и на священнослужительские места, так что сдачи мест сделались общим обычаем у духовенства. 70 Ж.К.Д.У. 2 Дек. 1809 г., ст. 16 и 1 Марта 1810 г., ст. 4. Все уставы были потом напечатаны в виде проектов в Медицинской типографии и по определению Комиссии 27 Сент. 1810 г., ст. 18 разосланы в академии, семинарии и училища. 72 Леонид (Лев Григорьевич) Зарецкий обучался с 1794 г. в Троицкой и Калужской семинариях; с 1804 г. 3 Сент. был учителем в Калужской семинарии, с 1807 г. префектом; в 1808 г. 15 ноября пострижен в монашество; в Феврале 1809 г. определён бакалавром академии и библиотекарем. 85 По уставу Училищ 1810–1814 г. начальники училищ, имевшие степень магистра, именовались ректорами, не имевшие этой степени – смотрителями. Равным образом и в семинариях преподаватели-магистры именовались профессорами, имеющие степень кандидата – учителями. То и другое различие отменены уставами семинарий и училищ 1867 г., которыми постановлено всех начальников училищ именовать смотрителями, наставников семинарии – учителями или преподавателями. 89 Ж.К.Д.У. 24 Мая 1811 г., ст. 1. Окончание этого дела относится к последующему времени; но чтобы не возвращаться к нему, скажем здесь, как оно продолжалось и чем кончилось. В Июле следующего 1812 г. Казанский преосвященный прислал перевод 2-й части, сделанный учителем церковной истории, высшего красноречия и математики протоиереем Гурием Ласточкиным, а ректор академии изъяснил, что эту книгу переводили многие, но из такового перевода вышла пьеса разнотонная и весьма неправильная; затем прот. Ласточкин, приняв на себя перевести всю эту книгу, выписал все три тома сего сочинения, перечитал их, вызвал дух сочинения, с помощью других книг выучил все системы философские, сочинителем описываемые, и тогда уже приступил к переводу книги сей (Ж.К.Д.У. 10 Авг. 1812 г., ст. 30). В 1813 г. 5 Августа Феофилакт внёс переведённую под его руководством 3-ю часть (Ж.К.Д.У. 5 Авг. 1813 г., ст. 8); в Октябре того же года преосв. Августин доставил переведённую 1-ю часть. Комиссия препроводила все три части в Цензурный Комитет с требованием мнения как о достоинстве в оном русского слога, так равно о достоинстве самого сочинения и о том, может ли рукопись сия быть напечатана с пользой для духовных академий и семинарий (Ж.К.Д.У. 11 Окт. 1813 г., ст. 8). Цензурный Комитет поручил рассмотреть его своему члену архимандриту Иннокентию Смирнову , а Иннокентий не одобрил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1910 г. последовали синодальные указы об увольнении профессоров Бердникова, Ивановского, М. И. Богословского, А. А. Царевского , П. А. Юнгерова (с правом читать лекции на освободившихся после их увольнения кафедрах в течение только 1910/11 уч. г. и с вознаграждением в размере доцентского оклада), прот. Е. А. Малова, Ф. А. Курганова, прот. Н. П. Виноградова , М. А. Машанова (с правом оставаться бесплатными сверхштатными профессорами). В 1911 г. были уволены профессора С. А. Терновский и Я. А. Богородский . На смену им в 1910-1912 гг. пришли молодые магистры богословия: И. Ф. Григорьев , свящ. Ф. П. Успенский , П. Д. Лапин , Н. Д. Терентьев, а также кандидаты богословия: иером. Афанасий (Малинин) , П. И. Верещацкий и И. И. Сатрапинский, иером. Амфилохий (Скворцов), Васильевский, М. Г. Иванов, М. Н. Ершов, А. Г. Лушников, иером. Евсевий (Рождественский) , иером. Варсонофий (Лузин) . Позднее преподавателями КазДА стали кандидаты богословия: священники А. А. Воронцов и А. В. Лебедев, иером. Иона (Покровский), Я. В. Васильев. Всего в 1910-1917 гг. было принято в качестве преподавателей академии 4 магистра богословия (один из них принял священство) и 15 кандидатов богословия (8 мирян, 2 священника, 5 иеромонахов), из к-рых только 6 успели защитить магист. диссертации в срок. В этот период в штате КазДА состояли этнограф Н. Ф. Катанов и профессор, декан Казанского ун-та А. И. Александров, допущенный к чтению лекций на кафедре истории славянских и Румынской Церквей. Впосл. Александров был пострижен в монашество с именем Анастасий , назначен инспектором, а затем и ректором КазДА. Краткое ректорство еп. Анастасия (позже ставшего ректором СПбДА), близкого к академической и университетской среде, сопровождалось полезными в учебном и адм. отношении новациями и было благожелательно воспринято академической корпорацией и студенчеством, особенно после «мрачного» периода ректорства еп. Алексия (Дородницына) . 8 мая 1917 г. Синод ввел Временные правила, восстанавливающие академическую автономию.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Сверх того, жена могла потребовать развода при виновности мужа в заговоре против верховной власти, совершении подлогов, разбое, воровстве скота (abactor), устройстве пиршеств в своём доме с женщинами зазорного поведения; муж – если жена против его воли и желания пировала с посторонними мужчинами или провела ночь вне дома без справедливой и основательной причины, если вопреки мужнему запрещению посещала зрелища (театр, цирк и т. п.), если знала о заговоре против мужа В случае виновности против данного узаконения жена теряла dos, обязывалась возвратить предбрачные дары и не имела права вступить в новый брак ранее пяти лет под угрозой infamiae, а муж при тех же условиях обязан был возвратить приданое и терял право на обратное получение предбрачного дара (1. 8 Cod. V, 17; Wächmer, О. с., S. 243–244). 247 Узаконения, изданные им относительно этого предмета (1 10 et. 11 Cod V, 17; Nov. XXII, с 4–19; Nov CXVII, с. 8–12; Nov. CXXVII, c. 4; Nov. CXXXIV, c. 11), падают на время с 528 по 556 г., причём позднейшее из этих узаконений есть лишь простое подтверждение более раннего, изд. в 542 г. 251 L. 10 Cod. 1, 3, c 1, пар.7. Сн. проф. Н. К. Соколова – Из лекций по церковному праву, вып. II, стр. 342–343, М. 1875. 252 Nov. XXII, с 8. Основание для отмены этого бракоразводного повода указано в том, что сосланный in metallum не утрачивал теперь своей гражданской свободы и не переходил в рабское состояние, как было прежде: maneat igitur matrimonium hic nihil ex tali decreto laesum, utpote inter personas liberas existens. 253 Относительно безвестного отсутствия, как законной причины расторжения брака, перемена, произведённая названной новеллой, состояла в том, что вместо четырёхлетия, установленного Константином В. (I. 7 Cod. V, 17, – ср. выше, стр. 129), жена обязывалась ожидать отсутствующего мужа в продолжение десяти лет (Nov. XXII, с. 14). Подобным образом и для развода в том случае, quando aliquis impotens fuerit coire mulieri et agere quae a natura viris data sunt, прежний (1. 10 Cod V, 17) двухлетний срок испытания был признан не достаточным и заменён трёхлетним (цит. нов., гл. 6). 254 Nov. CXVII (изд. в 542 г.), с. 11. – В конечном результате указанных перемен и отмен „благословными» поводами к расторжению брака sine damno в юстиниановом праве были признаны: а) потеря мужем или женой гражданской свободы, казавшаяся, по понятиям данного времени, мало чем отличающеюся от естественной смерти (Nov XXII, с 9; сн. стр. 129, примеч.); б) пребывание кого-либо из них в плену, если при этом в течение пяти лет не будет иметься сведений. что пленник ещё жив (idid. с. 7; сн. стр. 131–132); в) пострижение того или другого члена брачной четы в монашество (Nov. XXII. с. 5; Nov. CXVLI, с, 12); г) принятие мужем епископского сана (1. 47 Cod. I, 3; Nov. VI, с. 1) д) физическая неспособность его к супружескому сожительству (impotentia), начавшаяся до брака и длящаяся не менее трёх лет (Nov. XXII, c.6; Nov. CXVII, c. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010