Нельзя говорить, что за Высшей школой экономики только философские дисциплины и за ОЦАД только дисциплины, связанные с изучением религии, все перемежается. Те же курсы по каким-то политическим проблемам современной религиозной жизни читаются в том числе и в ОЦАД. Научная конференция в НИУ ВШЭ. Фото: reid.hse.ru – Священнослужители у вас читают какие-то лекции? – Да, и именно православные священнослужители, поскольку речь о сотрудничестве с Общецерковной аспирантурой. Например, протоиерей Владимир Шмалий ведет несколько курсов по систематической теологии, по современным проблемам теологии. У нас нет специального запроса на священнослужителей. Важна научная компетентность, и большая удача, что мы сотрудничаем с ОЦАД, где немало серьезных исследователей и немало людей, которые непосредственно вовлечены в деятельность различных структур Русской Православной Церкви. Помимо прочего это позволяет нашим студентам проходить практику, например, в «Православной энциклопедии» и Синодальной библейско-богословской комиссии. Наш выпускник может стать ученым или найти себя в общественной жизни – «Программа готовит экспертов в области религиозной мысли», – говорите вы. Кто это? Если религиоведы, то в чем отличие от других религиоведческих факультетов и программ? – Религиоведение занимается историко-социальным исследованием различных форм религиозности и религиозной жизни, религиозной практики. Нас это интересует, но в несколько меньшей степени – скорее, мы – текстоцентрическая, теоретическая программа. Мы больше заинтересованы в том, чтобы подготовить исследователей текстов. Наша задача в том числе – показать, как в истории философии осмыслялась религия, как философская проблематика становилась частью теологических сочинений, на примерах, допустим, произведений Святого Августина, или в текстах с более современной теологической проблематикой – Рене Жирара или Рейнгольда Нибура. Так что наше принципиальное отличие именно в этом – мы в меньшей степени следим за какими-то практиками, меньше внимания уделяем практической составляющей религиозной жизни, но делаем больший акцент на интеллектуальном преломлении религиозного мировоззрения.

http://pravmir.ru/rol-religii-v-videoigr...

В ходе заседания состоялись две защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата теологии. Кроме этого, одна кандидатская диссертация была принята к защите, две кандидатские диссертации приняты к предварительному рассмотрению. Первым защищался иерей Евгений Агеев, написавший диссертацию на тему «Церковная жизнь в условиях гонений на материалах Хоперского и Усть-Медведицкого округов в 1917-1930 гг.». Официальными оппонентами выступили: Л.А. Лыкова, доктор исторических наук, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории; А.В. Шадрина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Южного научного центра Российской академии наук. В качестве ведущей организации выступил Тверской государственный университет. На автореферат диссертации и диссертационное исследование также поступили три положительных отзыва. Вторым защищался Е.В. Паламаренко, диссертация «Деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1948-1967 годы». Официальными оппонентами выступили: А.В. Крылов, доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований при Институте международных исследований МГИМО МИД России; А.А. Корнилов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения и локальной истории Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. В качестве ведущей организации выступил Институт всеобщей истории РАН. На автореферат диссертации и диссертационное исследование поступили четыре положительных отзыва. Диссертационный совет принял решение присудить иерею Евгению Агееву и Е.В. Паламаренко ученую степень кандидата теологии. У свято Входу Господнього до Єрусалиму Предстоятель Руської Церкви звершив Літургію у Храмі Христа Спасителя Інші відеоматеріали Аудіоматеріали 16 квітня 2023 р. Великоднє телезвернення Святішого Патріарха Московського і всієї Русі Кирила Інші аудіоматеріали Актуально Перенесено термін проведення Архієрейського Собору Руської Православної Церкви Священний Синод констатував неможливість євхаристійного спілкування з Архієпископом Кіпрським Хризостомом 20 листопада на засіданні Священного Синоду Руської Православної Церкви були розглянуті наслідки поминання Предстоятелем Кіпрської Православної Церкви розкольницької структури, що діє в Україні.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5724732...

Дальнейшие публикации номера показывают, что обсуждение примата и соборности имеет свою собственную историю и за пределами межконфессионального диалога — в православном богословии. С целью контекстуализировать публикуемое совместное православно-католическое исследование вниманию читателей предложены две беседы редакции со специалистами. А.В. Шишков, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии , преподаватель ОЦАД, отвечает на вопросы редакции, касающиеся современной богословской дискуссии о первенстве в Церкви, ее актуальности, а также о тех теоретических и практических проблемах, которые отражают ее специфику. Протоиерей Павел Хондзинский, историк русского богословия и декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , проясняет происхождение теологического понятия «соборность» и прослеживает историю его развития в русской богословской традиции. В обеих беседах, которые подготовил и провел ведущий редактор научной периодики ОЦАД, член редколлегии журнала «Вопросы теологии» А.И. Кырлежев, намечены конкретные вопросы, требующие дальнейшего исследования со стороны участников православного богословского сообщества. Завершает номер публикация в рубрике «Переводы» фрагмента сочинения блж. Феодорита Кирского «Лечение эллинских недугов». Перевод с древнегреческого языка на русский впервые выполнен доцентом Московской духовной академии , кандидатом философских наук, кандидатом богословия П.К. Доброцветовым. В публикуемом фрагменте показано, как блж. Феодорит критически разбирает представления греческой языческой философии о материальном и духовном мирах и подробно анализирует учение Платона. Над подготовкой номеров журнала работают: главный редактор Д.В. Шмонин; заместитель главного редактора, доктор философских наук Г.В. Вдовина; ведущий редактор А.И. Кырлежев; ответственный секретарь, кандидат политических наук А.В. Сбойчакова. Издание журнала осуществляется Издательством Санкт-Петербургского университета — авторитетным в мире и ведущим в России научно-издательским центром, выпускающим более 25 периодических изданий, включенных в международные базы научных данных. Литературное редактирование выполняется редактором Издательства Санкт-Петербургского университета И.П. Комиссаровой. Руководство изданием и организация работ по предпечатной подготовке и печати журнала осуществляется директором Издательства СПбГУ Е.В. Лебедкиной и заместителем директора по периодическим изданиям Н.А. Гуляевой. 

http://patriarchia.ru/db/text/5524332.ht...

Закономерно возникает вопрос: имеются ли некие абсолютные и объективные, исходящие из сути явлений и способствующие обнаружению их, системы классификации вероучений? Они исходят, прежде всего, из объективных богословских, политологических, теологических и иных критериев, раскрывающих сущность вероучений. С их помощью можно достаточно эффективно строить методы и средства контролирования, диагностики, прогнозирования и регулирования религиозных процессов в обществе, предназначенные для обеспечения духовной безопасности человека и семьи, укрепления социального мира и единства, а также выявления духовно и социально опасных культов. При создании подобных систем классификации приходится разрабатывать такие универсалии и категории, как «религиозное пространство», «типологизация религиозного пространства» (в соответствии с задачами обеспечения духовной безопасности человека и семьи), а также иные категории, понятия и термины, используемые при описании религиозного пространства. Типологизация религиозного пространства предполагает системное использование богословских, теологических, политологических, социологических, математических и информационно-логических методов анализа и синтеза, а также понятийных аппаратов указанных дисциплин. Поэтому полезно введение ряда новых категорий: «характеристика религиозного объединения», «признак религиозного объединения», «виды признаков и критериев оценки религиозного объединения: этногеографические, демографические, этические, правовые, этнокультурные, вероучебные и иные», «обобщенная характеристика и признаки религиозного объединения», «обобщенная характеристика и признаки вероучения». Аналогичная методология давно создана в криминологии и криминалистике, чему в свое время была посвящена кандидатская диссертация автора настоящего пособия. При определении этих универсалий и категорий учитываются важнейшие составляющие вероучений: принятые идеалы (объекты поклонения); понимание духовности; отношение к добру и злу (трактовки происхождения и смысл); определение смысла жизни; построение системы нравственности; отношение к общественным институтам и личности; выбор приемлемых средств и методов достижения цели. Разрабатываются следующие направления описания признаков вероучений: онтологическое, гносеологическое, антропологическое, культурологическое, правовое, политическое, этическое, криминологическое, аксиологическое, духовное. Принимая во внимание результаты трудов Г. ван дер Леува, Ю. В. Тихомирова, О. В. Старкова, Л. Д. Башкатова и других ученых, можно построить вероучительные признаки и критерии оценки для таких групп: описание объекта поклонения (почитания); описание основателя и лидера вероучения; описание статуса человека в мире; описание отношения к государству, обществу, социальным институтам, власти, закону, семье; описание законности вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Артеменко Наталья Викторовна, заведующая кафедрой уголовного права и криминологии юридического факультета ЮФУ и Шимбарева Нина Георгиевна, доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета ЮФУ дали характеристику чувствам верующих как объекту уголовно-правовой охраны. Казачанская Елена Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета рассказала о теологических основаниях европейского правового консерватизма. Келеберда Нина Григорьевна, кандидат философских наук, доцент, Ростовский юридический институт МВД России сформулировала проблемы моделирования церковно-государственных отношений в условиях трансформации публичного пространства. Краснова Алина Георгиевна, кандидат философских наук, старший преподаватель, Институт философии и социально-политических наук, Южный федеральный университет осветила роль психологии в структуре теологического образования, показала ее специфику и перспективы. Крыгина Ирина Александровна, кандидат юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета выступила с темой о роли правовой теологии в системе общей теории государства и права. Ларионов Алексей Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Южного федерального университета показал эволюцию правового регулирования внутренней структуры и органов управления Русской православной церкви в X – XVIII веках. Леусенко Дмитрий Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры государственно-конфессиональных отношений Донской духовной семинарии, доцент кафедры теории и истории права и государства РАНХиГС при Президенте РФ раскрыл духовные основания права и государства в правовой теологии. Литвинова Юлия Игоревна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права РЮИ МВД РФ посвятила свое выступление теологическому направлению в русской философии права начала XX века.

http://drevo-info.ru/news/27407.html

Но во времена империи дело изменилось: бог следует всюду, куда ведёт его меч фараона. Движение вперёд пограничных стел фараона в Нубии и Сирии знаменует в тоже время расширение сферы божества. Царь называется теперь «тем, кто приобретает мир для него (бога), возведшего его (фараона) на престол». Для царя так же, как и для жреца, весь мир есть только огромная область божества. Все войны фараона записаны на стенах храмов, и даже военное снаряжение запечатлено на их дверях. Государственная теологическая теория сводилась просто к тому, что царь получает мир для передачи его богу и что он молит о расширении своих завоеваний лишь затем, чтобы область божества соответственным образом увеличилась. Таким образом, теологическое мышление пришло в тесное соприкосновение с политическими условиями, и теологическая теория должна была неизбежно расширить сферу власти божества до пределов тех областей, откуда царь получал дань. Вовсе не случаен тот факт, что идея мирового бога возникла в Египте в то время, когда он получал дань со всего известного в то время мира. Также и власть самого фараона оказывала, без сомнения, могущественное влияние на египетских теологов эпохи. В дни мифотворчества на богов смотрели, как на фараонов, правивших Нильской долиной, ибо создатели мифов процветали при царях, правивших ею. Теперь, живя при фараонах, управлявших мировой империей, жрец имел перед глазами в ощутимой форме идею мирового владычества и мировую концепцию, предварявшие идею мирового бога. В продолжение двухсот лет имел он перед собою покорённую и организованную империю, и от созерцания управляемого фараоном мира он постепенно перешёл к идее мирового бога. До сих пор мы ещё не назвали этого бога по имени. Если бы мы спросили мемфисских жрецов, то они сказали бы, что это – Птах, древний бог Мемфиса; жрецы Амона в Фивах приписали бы, как нечто само собою понятное, ту же честь Амону, государственному богу; тогда как верховный жрец Ра в Гелиополе, основываясь на том факте, что фараон – сын бога солнца и наследник его царства, настаивал бы на том, что Ра должен почитаться за высшего бога всей империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

1975). Миссию Св. Духа М. видел в наполнении мира присутствием Бога и подготовке грядущего эсхатологического преображения Творцом. Среди др. сочинений М.- труды по триадологии, христологии, христ. антропологии, исследования, посвященные соотношению религии и науки. Важное место в деятельности М. занимают вопросы экуменизма, межхрист. и межрелиг. диалогов: «Троица и Царство Божие» (Trinität und Reich Gottes. Münch., 1980), «Путь Иисуса Христа» (Der Weg jesu Christi. Münch., 1989), «Дух жизни» (Der Geist des Lebens. Münch., 1991), «Наука и мудрость» (Wissenschaft und Weisheit. Gütersloh, 2002) и др. Согласно М., задачей теологии является не столько интерпретация окружающего мира, сколько его изменение в свете надежды на его окончательное и совершенное преобразование Богом. Для М. нет сомнений в том, что будущее - это не продолжение прошлого, а всегда нечто новое, оно не заложено в настоящем, а скорее является основой и первоисточником открывающихся перед реальностью новых возможностей. В теологии М. будущее онтологически предшествует настоящему и прошлому и определяет их направленность, поэтому окончательно сформулировать теологические категории и концепции невозможно. М. рассматривает различные представления о человеке и соотносит их с Божественной позицией. Он обосновывает гуманизм веры и последовательно критикует проекты, абсолютизирующие и обожествляющие человека ( Мольтман Ю. Человек. М., 2013). По М., христ. видение человека ориентировано на распятие Христа. «Распятый» воплощает человечность в полноте, соответствующей Богу, среди отношений бесчеловечности, противостоящих Богу. Этот мир, согласно теологии М., трудноисправим, только в Царстве Славы Бог явится по-настоящему. И хотя бытие Бога не поддается рациональному доказательству, тем, кто знают Бога, доступно предчувствие Его прихода. Среди наиболее известных теологов, испытавших влияние взглядов М., следует назвать представителей т. н. политической теологии - И. Б. Меца, африканской теологии - Дж. Коуна, теологии освобождения - Г.

http://pravenc.ru/text/2564086.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «Политическая теология» императора Александра I: идеи, репрезентации, практика В 1815 г. российский император Александр I сформулировал принципы нового мироустройства, которое должно было обеспечить долговременный и устойчивый мир после двух десятилетий непрерывных войн в Европе. Этот проект, получивший название Священного союза, имел под собой не столько внешнеполитические, сколько религиозные основания. Статья доктора исторических наук, профессора кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Андрея Юрьевича Андреева подробно исследует комплекс идей, выдвинутых Александром I, с точки зрения политической теологии. Показаны религиозные мотивы, двигавшие российским императором и обусловленные особенностями его духовной жизни. Проанализирована риторика Священного союза, ее основные понятия, связанные с христианским вероучением. Статья Современные, в том числе совсем недавние работы в области социальных и гуманитарных наук уделяют серьезное внимание такому понятию, как «политическая теология», под которым понимается как определенная сфера исследований, выходящая за привычные рамки истории и теории государственно-правовых отношений, так и сама методология исследования этих отношений . При этом предмет «политической теологии» трактуется весьма многообразно: от объяснения политических институций через божественное Откровение, иначе говоря, определение политологии и ее базовых понятий (таких как «суверенитет», «представительство» и т. д.) через теологию, до обратного подхода – включения теологии внутрь политической науки, указывая на то, что практические выводы из богословских споров всегда носят политический характер. Тем не менее существуют и более узкие и тем самым более подходящие в качестве научного инструментария ее интерпретации, в которых, в частности, на первый план выступают формы религиозной легитимации определенного политического порядка или роль теологических обоснований для осуществления государственного управления. Подчеркнем, что большая часть интерпретаций политической теологии связывает ее с государственным и международным правом, понятия которых углубляются и переосмысливаются с помощью теологического дискурса.

http://bogoslov.ru/article/6175891

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010