европейских городов. При этом О. был идеализирован как основоположник «нового пути», а его взгляды нередко представлялись в одностороннем, упрощенном или искаженном виде. Именно такой оккамизм оказал влияние на Мартина Лютера (1483-1546), получившего философское образование в Эрфуртском ун-те, где было сильно влияние последователей О. Лютер не раз заявлял, что по своим философским взглядам принадлежит к «секте оккамистов» (напр., см.: Luther M. WA. Bd. 6. S. 600; Idem. WA: TR. Bd. 5. S. 653), и даже называл О. «мой учитель» (см.: Idem. WA: TR. Bd. 2. S. 516; ср.: Idem. WA. Bd. 38. S. 160). При этом Лютер не изучал и не использовал труды О., ссылаясь лишь на мнения и высказывания его позднейших интерпретаторов. Оценивая взгляды О., Лютер повторяет популярное обвинение в пелагианстве, некорректно обосновывая его тезисом О. о том, что человек может совершать добрые дела без благодати Св. Духа. Отвергая эту позицию О. как преувеличенную оценку естественных способностей человека, Лютер вместе с тем неявно принимает и развивает учение О. о том, что спасение не зависит от объективного состояния человека и обеспечивается исключительно решением Бога. Если О., всегда подчеркивавший свою верность церковной традиции, в т. ч. исторически сложившейся католич. догматике, допускал это лишь гипотетически, «согласно абсолютной потенции» Бога, то Лютер и нек-рые др. основоположники протестантизма прямо противопоставили выводы О. традиц. католич. учению (см.: Iserloh. 1956. S. 126-133). В протестантизме популяризированный О. методологический принцип экономии оказался обращенным против самой схоластической теологии, предлагаемые к-рой концепции стали рассматриваться как лишенные необходимого основания и избыточные усложнения учения Свящ. Писания. Процесс рецепции и критического осмысления наследия О. продолжался в европ. ун-тах до нач. XVI в. Представители контрреформационной теологии (см. ст. Контрреформация ) и т. н. второй схоластики XVI-XVII вв. относились к оккамизму резко негативно как по богословским, так и по церковно-политическим причинам, видя в последователях О.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

Заключение Правление императора Константина является поворотным пунктом в официальном римском подходе к христианству. При нем христианство, ранее будучи незаконным, стало официальной религией Римской империи. Реальная причина поворота Константина к христианству до сих пор вызывает споры. Произошло ли это из-за реальных религиозных убеждений или же это был хитрый политический оппортунизм? Мнения ученых разделились. Какова бы ни была причина, политические последствия этого были огромны не только в Римской империи, но и в Персии. Несмотря на то что Константин изменил отношение римлян к христианству, его официальная религиозная политика не изменилась. Даже когда он начал благоволить христианству, он не отказывался от контроля за религией и влиял на христианство в соответствии с имперской политикой. Он поддерживал императорскую политику, основанную на восприятии императора символом Божественности на земле. Это втискивание императора и империи в Божественное домостроительство послужило основой для формирования христианского политического богословия, освящающего войну и насилие со стороны так называемого христианского империализма. В этом контексте христианство стало восприниматься как подкрепление римского империализма. Из-за этого серьезного политического просчета и утилитарного использования христианства на службе интересам империи не следует чрезмерно восхвалять Константина, хотя и говорить о нем как о политическом манипуляторе значило бы уклониться в другую крайность. Сасанидская персидская империя также сохранила похожую идеологию, только там официальной религией был признан зороастризм. В условиях жесткой политической вражды между Персидской и Римской державами религиозная идентичность играла большую роль. Персидский император Шапур II, верный своей политической теологии, интерпретировал приверженность официальной религии, зороастризму, как признак политической лояльности Персидской империи. На фоне политизированной теологии римского империализма христианство было обвинено в коллаборации с ним. В такой ситуации нетерпимость к христианству становится естественной реакцией политических противников Римской империи. Иными словами, Шапур II из-за сложившейся ситуации был вынужден отреагировать столь ужасным образом. Вероятно, любой другой человек, разделяющий соответствующую политическую идеологию, сделал бы такой шаг в тот конкретный период времени. Следовательно, нетерпимость Шапура к христианству может рассматриваться как политическая реакция на действия Константина в Римской империи.

http://bogoslov.ru/article/6168217

При крайнем плюрализме римской частной религии, допускавшей как существование, так и сосуществование практически любых верований, а также одновременное исповедание гражданином нескольких религий (запрещен был лишь прозелитизм, под которым подразумевалось обращение в новую веру с требованием оставить старую), на государственном уровне признание божественности императора стало императивным; ведь прежде всего личная божественность обеспечивала прочность императорской власти. Античность не знала института Церкви как отличного от государства организма - римские жрецы были государственными чиновниками, а сам император выступал в этой религиозно-политической системе как верховный жрец (Pontifex maximus). В титулатуре римских императоров со времен Августа присутствовало и наименование Soter " Спаситель " . Так Август, прибывший в 21 г. до Р.Х. в греческую Азию, с некоторым удивлением обнаружил здесь пышный расцвет собственного культа: в речах и посвящениях местные жители именовали его не иначе, как " спасителем " , " благим вестником " и " богом " Кроме того, само слово Август (Augustus), которое часто ошибочно принимается за имя императора, есть особый титул, дарованный императору Октавиану сенатом в 27 г. до Р.Х. Это слово происходит от латинского глагола augere ( " взращивать, увеличивать " ) и применялось исключительно к священным местам. Новый титул придавал императору ореол священности, приближал к божеству Необходимость особого " гражданского " измерения религии была очевидной для государственных мужей Рима еще до императорской эпохи. Марк Теренций Варрон (116 до Р.Х. - 27 до Р.Х.) выделял три типа теологии: баснословный (религия поэтов), естественный (религия философов) и гражданский (религия граждан, простого народа). Это деление Варрон заимствовал у стоиков и понтифика Муция Сцеволы, который подверг критике поэтов за то, что они выдумывают всякие небылицы о богах, а философов - за их абстрактное понимание божества, подрывающее культ Характеризуя гражданскую теологию, Варрон отмечал, что ее " должны знать и ведать граждане, а особенно жрецы в гражданских обществах " Подчеркивая важность гражданской теологии, Варрон всячески стремился возродить к новой жизни старинные обычаи и обряды, став, таким образом, одним из предшественников августовских реформ которые еще сильнее сплотили религию и государство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/305/...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Библейская экзегеза и политические пристрастия 19 февраля 2020 События Приглашаем Вас принять участие в пятом заседании религиоведческого семинара Шанинки и Института общественных наук РАНХиГС «Старые боги и новые мифы». Тема заседания – Библейская экзегеза и политические пристрастия: почему фундаментализм коррелирует с «правым» политическим дискурсом? Современная наука сделала невозможным буквальное прочтение многих деталей библейской картины мира (такие, напр., как Творение мира за шесть дней; рассказ о Всемирном Потопе; «трехъярусное» членение мира на небо, землю и преисподнюю; представление о вселении демонов в человека). Христианские общины и христианские теологи по-разному реагировали на эту ситуацию. Возник целый спектр ответов: от радикального пересмотра традиционного христианского мировоззрения (напр., Рудольф Бультман) до категорического отказа считаться с новоевропейской наукой всерьез («научный» креационизм). Эти богословские ответы коррелируют с политическими позициями: «правый» политический дискурс ищет союзника в консервативной, ультраконсервативной или фундаменталистской теологии; либеральное христианство чаще коррелирует с либеральными политическими взглядами. Каковы социальные, психологические, политические механизмы, которые стоят за этой корреляцией? Выступают:       Михаил Селезнев, доцент ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Библеистика и история древнего Израиля».     Глеб Ястребов, научный сотрудник Института общественных наук РАНХиГС.  Время проведения: 5 марта 2020 года в 18:30 Место проведения: Газетный пер., 3/5, ауд. 511 (Арендт и Хайдеггер) Напоминаем, что этот ежемесячный научный семинар открыт для широкого круга тем и широкой аудитории. Мы планируем обсуждать самые яркие исследования старых и новых религий; старых и новых мифов; старых и новых обрядов; старых и новых форм сакрального, которые сохраняются или вновь возникают в разных культурах современного мира. Мы изучаем все области, где идея или чувство сакрального/запредельного проявляют себя и формируют людей – их тела, их сознание, их поведение и их сообщества: искусство, память, политику, повседневность, ожидания и фобии, рождение и смерть. И много другое.

http://bogoslov.ru/event/6024742

8. «Теология производительных сил» . Этот текст писался для цикла «Христианство и фаллократия» и не носит там указанного названия. Прошу его считать завершением «Бытия и техники». Здесь на базе текстов Федорова восточнохристианская теология понимается как теология прямого действия, как проективная теология (теологемы понимаются как проекты, реализуемые в истории (пост)христианского мира), и тем самым прогресс производительных сил понимается как непосредственное следствие христианизации, и тем же самым восточнохристианская теология существенно сближается (до отождествления) с марксизмом. III. Окрестности 1. Эссе о текстах теолого-социально- экономического характера: Памяти Дэвида Гребера. Рыночная ценность vs человеческие ценности «Монструозность Христа»: как Жижек и Милбанк не поняли ни друг друга, ни свою тему. Часть 1 . Часть 2 Марксизм как метод и вера, а не догма. «Актуальность манифеста коммунистической партии» Жижека [опубликовано в вк-сообществе «Политическая теология»] Психоанализ, теология и политэкономия накопления капитала: «О скупости» Младена Долара Таинственное богословие деконструкции: «Вкус к секрету» Жака Деррида Монашество: жизнь вне права и собственности. «Высочайшая бедность» Агамбена Догматика капитализма: «В пыли этой планеты» Юджина Такера Социализм теперь официальная позиция православия и католичества? «За жизнь мира» Константинопольской Церкви и «Все — братья» Римской Церкви «Бесы» Достоевского как марксистский текст Андрей Платонов: величайший писатель Революции как богослов 2. Политическая теология Политическая теология: ликбез (по прочтении «Ad Carl Schmitt» Якоба Таубеса) [опубликовано на портале «Сигма»] Политическая теология неопатристического синтеза [опубликовано в телеграм-канале «Christian Intellectual Review»] Гражданская война в свете политической теологии: «Stasis» Агамбена и «Театр зависти» Жирара Три объяснения исламского терроризма: христиано-антропологическое, общекультурологическое, рыночно-экзистенциальное Социализм или христианство

http://blog.predanie.ru/article/obozheni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕНЕДИКТ XV (21.11.1854, Санта-Мария-делла-Винье, близ Генуи - 22.01. 1922, Рим; мирское имя - Джакомо делла Кьеза), папа Римский (6 сент. 1914 - 22 янв. 1922). Выходец из обедневшего ломбардского рода делла Кьеза (итал.- церковный, относящийся к Церкви), к к-рому принадлежал папа Каллист II ; по преданию, представители этого рода в IV в. выступили на стороне ортодоксальной Церкви в борьбе против арианства , имевшего в то время много приверженцев в Милане. Мать Б., Джованна Мильорати, принадлежала к итал. роду, давшему папу Иннокентия VII . По завершении классического колледжа и семинарии делла Кьеза по воле отца поступил на юридический фак-т Генуэзского ун-та (1871); в 1875 г. получил степень д-ра права, написав работу по теме «Истолкование законов». Уже в университетские годы принимал участие в политической жизни страны: в условиях антиклерикальной и антикатолич. идеологии, характерной для Италии после взятия Рима правительственными войсками (сент. 1870), делла Кьеза возглавил местное отд-ние Католического действия и при поддержке семьи стал издавать газ. «Гражданин». В нояб. 1875 г. поступил в Коллегию Капраника в Риме и прослушал курс теологии в Григорианском ун-те . В 1878 г. был рукоположен во священника. После получения степени д-ра теологии (1879) в 1880 г. закончил со степенью д-ра канонического права рим. Академию для молодых священнослужителей знатного рода и был оставлен преподавателем. Знакомство в янв. 1881 г. с М. Рамполла дель Тиндаро (кард. с дек. 1882) оказало огромное влияние на буд. папу. В качестве личного секретаря Рамполлы, назначенного нунцием, делла Кьеза отправился в Испанию, где помимо работы и изучения испан. языка много занимался пастырской и благотворительной деятельностью, помогал в организации помощи во время землетрясения в Малаге и Андалусии (1884) и эпидемии холеры в Мадриде (1885). После назначения Рамполлы гос. секретарем (1887) делла Кьеза получил в Секретариате второстепенную должность писца, к-рая, однако, дала ему возможность познакомиться с порядком дел в Римской курии; в 1889-1890 гг. он занимал должность посланника по особым поручениям в Вене. 23 апр. 1901 г. назначен зам. гос. секретаря. В окт. 1907 г. неожиданно получил архиеп. кафедру Болоньи и в первом же пастырском послании об обязанностях епископа (10 февр. 1908) писал о выборе религ., а не политических задач служения. На консистории 25 мая 1914 г. был поставлен кардиналом.

http://pravenc.ru/text/78056.html

19.06.2023 #вера и наука #наука #наука и религия #политика #Философия #Экономика new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × 19 июня 2023 года исполняется 400 лет с рождения Блеза Паскаля. Паскаль — уникальная личность, один из величайших философов, выдающийся ученый (один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счетной техники, автор основного закона гидростатики), блестящий литератор. Одновременно он же — великий христианский мыслитель, великий апологет христианский веры. Место Паскаля в истории Запада уникально. Современник Декарта, он представлял альтернативу ему. Европа пошла по пути, начатому Декартом: пути рационализма, «объективного знания», забвения экзистенции, разрыва с христианством и т. д. «Теолог» и «ученый» стали не просто разными фигурами, но несовместимыми. То, что мы называем Новым временем, можно было бы назвать временем Декарта. Если бы Запад пошел по пути Паскаля, по пути не картезианского, идеалистского, машинного интеллекта, но путем паскалевского, экзистенциального, умом-и-сердцем мышления, то, возможно, мы жили бы совсем в другом мире: в мире с такой же блестящей наукой, мире гармонии разума и веры, гармонии наукотехники и экзистенциализма — мире «современном», но имеющем своим основанием христианство, культуру, не забывшую, что она произросла из Благой Вести. В этом Паскаль не позади нас, но впереди — путеводная звезда, образец, ориентир современным верующим. Паскаль — образец: ученый, диалектик, остроумец, ироник, почти циник — легкая, смелая, беспощадная мысль — к человеку-нравам-обычаям- законам-верованиям-обществам- государствам-законам, к их глупостям, нелепостям, смехотворностям; первый экзистенциалист, а по Гольдману — и протомарксист; теолог, апологет христианства. Современная наука/диалектика, парадокс, ирония/антикартезианская- антиидеалистская- экзистенциальная философия/социально-политическая критика/теология: теология в одном ряду со всем этим, так что без теологии — ряд не полон, не завершен.

http://blog.predanie.ru/article/paskal-t...

Александр Морозов: Путин ведет избирательную кампанию в стиле Жириновского Премьер-министр сказал максимум того, что от него хотели бы услышать руководители российских конфессий. 9 февраля, 2012 Премьер-министр сказал максимум того, что от него хотели бы услышать руководители российских конфессий. В среду в рамках избирательной кампании состоялась встреча В. В. Путина с представителями религиозных организаций. В ходе встречи премьер-министр предложил уравнять права религиозных и государственных школ и ввести курс теологии в российских вузах, заявил, что Минобороны и Минобрнауки должны совместно с религиозными организациями вывести на более высокий уровень институт военного духовенства, а также пообещал, что в ближайшие три года государство выделит 3,5 млрд. рублей на восстановление религиозных зданий. Предвыборные обещания кандидата в президенты Российской Федерации комментирует шеф-редактор «Русского журнала» Александр Морозов: Александр Морозов Путин в рамках своей предвыборной кампании встречается с разными группами.Чуть ранее — с политологами, два дня назад — с деятелями культуры, из числа тех, кто стал его доверенными лицами. Вчера встретился с религиозными лидерами. Святейший Патриарх выразил Путину личную поддержку. Разумеется, это нельзя трактовать, как поддержку Церкви. Потому что среди христиан сегодня есть ровно столько же тех, кто является противниками третьего срока, сколько и сторонников. Фактом является то, что намерение В.Путина выдвинуться на третий срок глубоко раскололо российское общество. Я принадлежу к числу тех, кто считает третий срок большой политической ошибкой Путина, последствия которой будут иметь долгие последствия для России. Что касается содержания встречи, то премьер-министр сказал максимум того, что от него хотели бы услышать руководители российских конфессий. Слова были правильные: надо развивать институт военного духовенства — тем более, что он де-факто в России уже есть, надо включать клириков в различные государственные и муниципальные общественные советы, клирики и миряне должны участвовать в процесс создания общественного телевидения. Развитие теологии как гуманитарной дисциплины в светских вузах я считаю необходимым.

http://pravmir.ru/aleksandr-morozov-puti...

Наследие его огромно и разнообразно; мы не будем пытаться его «пересказать»; мы лишь предложим на пробу пять эссе. Эссе — главный жанр Аверинцева, где он достигает вершин своего мастерства — это одновременно блестящая социогуманитарная наука, философия, теология, великолепная литература. Выбрали почти наугад без какой-то объединяющей концепции — просто «на пробу». 1/5. Византийская политическая теология Самая, наверное, известная книга Аверинцева — «Поэтика ранневизантийской литературы» представляет собой ряд самодостаточных эссе. С одной стороны, «Поэтика ранневизантийской литературы» — образцовая монография по культурологии, одна из вершин гуманитаристики позднесоветского времени (притом, что тогда был блестящий взлет гуманитарных наук). С другой стороны, «Поэтика ранневизантийской литературы» (что типично для Аверинцева) в стиле культурологического исследования великолепно, ярко и глубоко передает мысль Святых Отцов (ведь, собственно, «ранневизантийская литература» в большей своей части и есть литература Святых Отцов), красоту и глубину православной веры. Это открытие святоотеческой письменности нельзя было не заметить на фоне советской действительности, выдохшегося «научного» атеизма. Выберем из составивших «Поэтику» глав-эссе — «Знак, знамя, знамение» , посвященную византийской семиотике, символизму — в этой тема неожиданно являющей православную политическую теологию: «Знак, знамя, знамение», посвященную византийской семиотике, символизму — в этой тема неожиданно являющей православную политическую теологию: «Христианские мученики проливали кровь за отказ поклониться божественному цезарю … власть над людьми в принципе не может принадлежать человеку и принадлежит только Богу (и Богочеловеку Христу как единственно правомочному «царю» верующих — продолжение ветхозаветной идеи «царя Яхве» … единственный абсолютно «истинный» образ Небесною Царства Бога — это эсхатологическое царство Христа на земле (по Апокалипсису, на «новой» земле и под «новым» небом). Лишь Христос — безусловно легитимный владыка, и не только небесный, но и земной владыка: «дана Мне всякая власть (εξουσα — «полномочна») на небе и на земле».

http://blog.predanie.ru/article/pustoj-t...

Кому-то это сильно не нравится, кажется «наступлением попов». Так, массу язвительной критики в СМИ и даже коллективное письмо протеста от ряда членов РАН вызвало создание кафедры теологии в МИФИ. «Присутствие теологии в светских вузах ошибочно воспринимается некоторой частью академического сообщества как нарушение принципа светскости государственного образования. Принцип светскости иногда интерпретируется как обязательность безрелигиозного мировоззрения для работника образования», — заметил на сей счет патриарх. Особенно усердствуют в сарказме прозападные блогеры, хотя в боготворимой ими Европе аналогичные кафедры действуют практически во всех престижнейших университетах, начиная с Кембриджа и Сорбонны. Дипломированные и «остепененные» в России теологи-мусульмане — отдельная тема. «Для нас это значимое и долгожданное событие, — признался «Культуре» проректор по учебной и воспитательной работе Московского исламского университета Раис Измайлов. — Еще в 2013 году Владимир Путин на встрече с муфтиями определил задачу для всего российского исламского сообщества — возрождать и восстанавливать школы богословия. Однако до сих пор процесс тормозился тем, что внутри страны мы могли готовить только бакалавров. Чтобы стать кандидатом, доктором наук, необходимо было ехать в Мекку, Медину или в египетский университет Аль-Азхар. Но возникал вопрос, какого толка ислам и какое мировоззрение они оттуда привозят? Это, если хотите, было политической проблемой. Есть и оборотная сторона. Многие, получив ученые степени за рубежом, преподавать на Родине не могли, поскольку в России их защита не признавалась. Сейчас мы получили возможность, наконец, открыть магистратуру, готовить теологов, которые найдут работу и в мечетях, и в учебных заведениях. Защитившись в России, они будут способны издавать богословские труды — собственные и переводные, а также фетвы, имеющие авторитет в мусульманской умме и не вступающие в противоречие с законами РФ». Своим мнением с «Культурой» поделился также проректор по научной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета отец Константин Польсков. «Публикация паспорта на специальность — логичное продолжение февральского решения ВАК о введении теологии в перечень научных дисциплин. Правда, председатель комиссии Владимир Филиппов еще тогда разъяснил, что именоваться защитившиеся будут по-прежнему кандидатами и докторами искусствоведения, истории, философии и так далее. Эта ситуация не очень устраивает РПЦ, но мы считаем ее временным компромиссом, продолжая развивать сотрудничество с ВАК в этом направлении. Сейчас, с опубликованием паспорта на теологию, мы получили возможность формировать диссертационный совет».

http://pravoslavie.ru/86849.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010