Сказано: «Посему прореки на них все слова сии и скажи им: Господь возгремит (дословный пер.: «рычит». – О.С.) с высоты и из жилища святыни Своей (дословный пер.: «рыком рычит о Храме Своем». – О.С.)…» ( Иер.25:30 ). Чем же недоволен Бог, что рыком рычит в Храме (Церкви) Своей? Далее пророк Иеремия указывает, на кого и за что направлен Его гнев: «Рыдайте, пастыри, и стенайте, и посыпайте себя прахом, вожди стада (то есть архиереи. – О.С.); ибо исполнились дни ваши для заклания и рассеяния вашего, и падете, как дорогой сосуд. И не будет убежища пастырям (то есть священникам. – О.С.) и спасения вождям стада (то есть архиереям и старцам. – О.С.). Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил Господь пажить их» ( Иер.25:34–36 ). «Пажити их» вызвали гнев Бога, дорогие колесницы, городские дворцы и загородные виллы с бассейнами, счета в римских банках, поборы низшего священства, разврат прямо близ скинии Храма (см.: 1Цар.2:22 ). Смотрите, что пишет пророк Осия: «В доме Израиля Я вижу ужасное; там блудодеяние…» ( Ос.6:10 ); а что пишет апостол Павел: «Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело» ( 1Кор.5:1–2 ). И все это мы должны сносить (ибо благодать действует и через недостойных, как мы беседовали в прошлый раз), как учит 15-е правило двукратного Собора 378 : пока не зазвучит ЕРЕСЬ – здесь Правило рекомендует решительно дистанцироваться от запятнавших себя еретическими мировоззрениями. Но «теология обогащения» и «процветания», по мнению маститого профессора А.Л. Дворкина, позволяет нам не считать ее носителей даже христианами. Этой же точки зрения придерживаются многие как отечественные, так и зарубежные религиоведы и сектоведы. Следовательно, эти «самозванцы от святости» (неважно, как они себя сами называют: ксендзами, пастырями, архиереями, игуменами или настоятелями), использующие религию как некий коммерческий проект, эксплуатирующие низшее духовенство и мирян, не могут считаться даже христианами. Их можно называть гедонистами, политическими и общественными деятелями, но не христианами, ибо таковые не «обогатились Его (Христа. – О.С.) нищетою», и не познали «что Он, будучи богат, обнищал ради» нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мы говорим о тех местах этого евангелия, где речь идет о Логосе–Слове и «истинном Свете»: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1:1); «В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков…» (1:4); «Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (1:9) и г. п. Эти рассуждения или, лучше сказать, речения четвертого евангелия не были чемто новым и экстравагантным: они вполне согласовывались с ветхозаветным сакраментальным отношением к слову и свету и с почти таким же отношением к ним греков и римлян. Новым было то, что творческий Логос и просвещающий Свет были здесь однозначно отождествлены с воплотившимся богом, Мессией–Христом. Благодаря этому в сознании христианских экзегетов к античному рациональному логосу и «умственному свету» добавился элемент иррационального и трансцендентного. Логос–Свет выступил посредником между непостижимым и постижимым, бытием божественным и бытием тварным. Разумеется, это посредничество означало одновременно и некоторую рационализацию библейских представлений о боге. То и другое дало мощный толчок христианской теологической спекуляции. Наконец, формирование патристического и средневекового философствования нельзя понять без так называемых Посланий Павла. Хотя они все писались на злобу дня, имеют конкретно–политическую и практическую направленность и совсем не философский адресат, именно в них закладываются основы некоторых важнейших концепций средневековья: о соотношении природы и благодати, о свободе и предопределении, о соотношении знания и любви и др. Большинство из этих учений родилось напочв ветхозаветной идеологии, удобренной родственными идеями эллинистической философии. Пожалуй, действительно новым, христианским открытием была только концепция любви. У Павла она лучше всего выражена в следующих словах: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор. 13:2 ). Эта новозаветная идея любви, превышающей своим достоинством могущество, знание и даже веру, будет вдохновлять впоследствии многих христианских мистиков – от Григория Нисского до Экхарта.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/fo...

" Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше«. Делается указание на Матфея ( Мф. 19:20–24 ) – беседа с богатым юношей), а Песнь Пресвятой Девы Марии ( Лк. 1:51–53 ) называется «гимном социальной революции». Всякому непредубеждённому верующему, конечно, ясно, что только крайней натяжкой и искажением смысла этих мест Евангелия им можно придать социалистический характер. Священникам, представителям социалистических воззрений, принадлежит основание различных обществ, из которых «Христианское социалистическое общество» и «Гильдия святого Матфея» достигли значительного развития. Программа первого общества гласит: «Христианский социализм стремится осуществить в промышленной организации общества принципы, которые заключаются в жизни и учении Иисуса Христа». Христианское социалистическое общество держится того взгляда, что, благодаря отстаиваемой им реформе в современном хозяйственном строе, люди могут прийти к возможности – в изменённых условиях новейшей жизни плодотворно осуществить проповедуемые Христом принципы во всех своих взаимных отношениях, как товарищи и сограждане. Общество это свободно от особых теологических тенденций и с радостью принимает в свои члены всех, кто пожелает свои частные интересы подчинить благу общества и человечества и готово служить этой цели во всей мере своих сил, знаний и власти. Таким образом общество всё более и более отходит от религиозной основы и обращается в экономическую школу. Преемники Кингслея, его ученики и последователи, в своих политических и социальных взглядах пошли гораздо дальше своего учителя. Они – в полном смысле слова социалисты и неутомимо агитируют в пользу своих идей. В религиозных вопросах они отличаются полной терпимостью. Ни один радикальный политик не требовал отделения церкви от государства более энергично, чем они.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Царство суверена подобно Царству Бога, и вместе с тем оно есть то, что удерживает, блокирует приход, торжество Царство Бога. То есть, вообще говоря, катехон есть противник Бога. Так Агамбен и понимает слова ап. Павла о катехоне и человеке беззакония. Мессианское событие Христа обездействовало Закон. И в этом — тайна беззакония. Катехон и человек беззакония — это одна и та же сила до и после раскрытия тайны беззакония. Империя, власть суверена — не символ христианской политики, а, напротив, символ антихристианской политики. Империя есть то, что удерживает, противится Царству Бога, и то, что предстанет в конце века сего как Антихрист, предельный, финальный суверен. Мирской порядок есть сатанинский, в пределе — антихристов порядок ii . Гамлет и эсхатология Христианство, обездействуя Закон (по Агамбену), обездействуя жертвоприношение (по Жирару), вводит человечество в эсхатологическую ситуацию. Разгул насилия, ранее умиротворяемый суверенитетом и жертвоприношением, более ничем не сдерживается и грозит финальным взрывом. «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся», «и Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» — вот настроение аутентичного, раннего христианства, настроение радостного нетерпеливого ожидания пришествия Царства Бога. И наоборот: те, кто боится пришествия Царства, те, кто ставит на «удерживающего», на империю — не очевидно ли, что они ставят на век сей, а не на век грядущий, на бога века сего, а не на Бога Апокалипсиса? «Театр зависти» с первого взгляда предстает очень консервативной книгой: Жирар едко издевается, разоблачает культ молодежи, бунт против отцов, вообще всякий бунт, в частности т. н. «революцию 1968 г.». Он очень рационально показывает, как любой бунт против системы рангов, против иерархии и пр. кончается несчастьем, ужасом, кровью, насилием, враждой, страданием, смертью. Гораздо разумней подчиниться системе, так мы сохраним мир.

http://blog.predanie.ru/article/grazhdan...

В продолжение доклада владыка обратился к примерам из западного теологического образования, которые затрагивают актуальные тенденции в области становления и развития теологии в России. Затем прозвучали доклады гостей из Швейцарии, Словакии, Румынии, Армении, Турции, Болгарии, Ирана, которые в своих выступлениях рассмотрели различные проблемы теологического образования. Собравшиеся на симпозиум обсудили мировой опыт становления теологии как отрасли знания, развитие направления теологии в университетах других стран, ее значение для устойчивого развития России, сохранения, упрочения и трансляции традиционных культурных и религиозно-нравственных ценностей, международного сотрудничества, межнационального и межрелигиозного диалога в условиях глобальных вызовов, актуальность исторического и современного зарубежного опыта теологического (религиозного) образования и место теологии в структуре научного знания. В числе участников мероприятия были ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , председатель Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 48.00.00 «Теология» протоиерей Владимир Воробьев , проректор по научной работе ПСТГУ протоиерей Константин Польсков, проректор Московской духовной академии по научно-богословской работе протоиерей Александр Задорнов, руководитель Духовно-просветительского центра ПСТГУ протоиерей Лев Семенов, директор Учебно-научного института сравнительной образовательной политики РУДН доктор исторических наук М.А. Симонова, заведующая кафедрой сравнительной политологии РУДН доктор политических наук М.М. Мчедлова. Выступая на заседании, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России, ученый секретарь Объединенного диссертационного совета по теологии священник Димитрий Сафонов приветствовал присутствовавших от имени Межрелигиозного совета России и рассказал о деятельности Совета по направлению развития теологического образования и науки. По мнению священнослужителя, во многом именно благодаря консолидированной позиции религиозных лидеров, выраженной ими в рамках Межрелигиозного совета России, удалось добиться того, что теология признана научной специальностью и был создан Диссертационный совет по теологии. Священник Димитрий Сафонов рассказал о состоявшейся накануне первой защите диссертации по теологии, которой стала работа К.В. Неклюдова на тему «Галилейский контекст проповеди Иисуса Христа: проблемы, сформулированные библеистикои XIX-XX вв., и их решения в свете современной археологии». Соискателю была присуждена ученая степень кандидата теологии по специальности 26.00.01 — «Теология».

http://patriarchia.ru/db/text/5295361.ht...

Вышел в свет второй номер журнала «Вопросы теологии» за 2020 год 15 июля 2020 г. 16:52 Очередной номер ежеквартального международного научного журнала «Вопросы теологии», который издается Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, раскрывает многообразие исследовательских направлений теологии и в то же время показывает религиозно-конфессиональную специфику богословского знания. Работа редакционного совета «Вопросов теологии», возглавляемого председателем Отдела внешних церковных связей , ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры, президентом Научно-образовательной теологической ассоциации митрополитом Волоколамским Иларионом и ректором Санкт-Петербургского государственного университета членом-корреспондентом РАН Н.М. Кропачевым, а также редколлегии журнала нацелена на поддержку развития теологии как отрасли знания в современном научно-образовательном пространстве. Журнал входит в Российский индекс научного цитирования, международную базу данных EBSCO, Общецерковный перечень научных изданий. Статьям присваивается индекс DOI, журнал принимает к публикации рукописи, оформленные в соответствии с правилами, необходимыми для последующего включения в ведущие международные базы данных. С правилами, а также с текстами опубликованных статей и содержанием вышедших номеров можно ознакомиться на сайте журнала. Данный номер открывается статьей заместителя председателя Синодального миссионерского отдела игумена Серапиона (Митько) «Структура православной миссиологии в образовательной перспективе». Автор на основе результатов собственного исследования описывает базовые принципы организации и потенциал развития миссиологии как самостоятельного раздела современного православного богословия, обращая внимание читателей на важность системного планирования научной работы в этой области и необходимость новых подходов к преподаванию миссиологии на новом этапе ее развития. Две следующие статьи относятся к области политической теологии. Работа протоиерея Константина Костромина ( Санкт-Петербургская духовная академия ) и О.Л. Церпицкой (Санкт-Петербургский государственный университет) «Политико-богословский аспект подвига новомучеников на примере священномученика Платона, епископа Ревельского» предлагает теоретическое осмысление исторического факта и определяет основные принципы рассмотрения подвига новомучеников как феномена «политического». Публикация священника Игоря Иванова (Санкт-Петербургская духовная академия) «О некоторых аспектах политической теологии в ранних статьях протоиерея Думитру Станилое» знакомит читателя с малоизвестными ранними работами румынского православного богослова — с его публицистическими статьями, которые, по мнению автора, «могут быть выстроены в модель своеобразной политической идеологии».

http://patriarchia.ru/db/text/5663616.ht...

З. расширяет границы теологии и лит-ры: «Как писательница я работаю с теологическим материалом так же, как скульптор - с камнем и деревом», теология должна быть прежде всего «ориентирована на жизнь, поэзию и искусство». Работа «Политическая теология» (1971) стала откликом З. на дискуссию о роли политической теологии, в которой участвовали Ю. Мольтман , Й. Б. Мец и Р. Бультман . Задачу политической теологии З. видит в анализе социально-политических реалий совр. мира, в «объединении теологии, веры и действия». Адресат политической теологии - обыватель, которого З. призывает к критическому восприятию мира. По мнению З., благочестие должно проявляться в политической и общественной активности: помощи ближнему, борьбе за мир и справедливость. Главная роль отводится здесь позиции человека потому, что процесс творения мира не завершен и люди являются его участниками. З. утверждает, что деяния Бога в мире неразрывно связаны с действиями самих людей: «У Бога нет других рук, кроме наших». З. выступала против «мифологизации» Евангелия, утверждая, что «Библию лучше всего читать в очках, сделанных из газетных новостей». Эти идеи нашли дальнейшее развитие в работах «Выберите жизнь» (1980) и «Любить и трудиться» (1999). Большое влияние на З. оказала Освобождения теология . Направление своих последующих работ З. называет «экофеминистическая теология освобождения». Обращаясь к традиционным библейским темам (Исход, Пророки), З. требовала освобождения от несправедливого политического и социального устройства, от идеалов общества потребления, милитаризма, глобализации, неолиберальной экономики. Бог для З.- это «свет, голос, любовь, свободная от власти». З. призывала к возвращению гармонии человека и природы, основанной на любви человека к творению Бога; к поиску новой «экофеминистической духовности» и «экзистенциального языка Бога». З. осуждала андроцентричный (культурно-языковые конструкции, выражающие муж. доминирование, напр. отождествление понятий «человек» и «мужчина») подход в трактовке Библии, истории Церкви и теологии. Не соглашаясь с представлением о Боге как об Отце, она не могла принять и именование «богиня-мать», поскольку этот вариант также сохранит черты «сексистского дуализма».

http://pravenc.ru/text/199759.html

Закрыть Как убедить чиновников в том, что теология - это самодостаточная наука? 23.02.2017 745 Время на чтение 5 минут Глава Синодального отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Иларион выразил озабоченность тем, что в России по-прежнему отсутствует возможность получать научные степени по теологии, сообщает Интерфакс-Религия. «Несмотря на существенное продвижение в деле становления теологии как науки в нашей стране, пока отсутствуют самостоятельные степени кандидата и доктора теологии, хотя доктора теологии уже сотни лет существуют во всем цивилизованном мире», – сказал митрополит на заседании Межрелигиозного совета России. По его словам, хотя сегодня в номенклатуре Высшей аттестационной комиссии имеется научная специальность «теология», защитившимся по теологии будут присуждаться степени кандидата и доктора по смежным отраслям наук - философским, историческим, филологическим, юридическим, педагогическим, социологическим, «но не по теологии». Таким образом, эту проблему еще предстоит решить в диалоге с государством, отметил митрополит Иларион. Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько) : Номенклатура научных специальностей, которая действует сейчас в России, унаследована нами от Советского Союза. В ее основе лежит та же рубрикация, тот же классификатор. В свое время я защитил кандидатскую диссертацию по философии по специальности 09.00.05 — «Этика». И тот же шифр был у специальности и в Советском Союзе. Очень многие отрасли наук существовали долгое время под определенными шифрами, и их список не расширялся. В последние десятилетия постепенно стали появляться новые отрасли знания — это политические науки, социологические науки, культурология и целый ряд определенных научных отраслей. Первоначально, когда возникали новые отрасли научных специальностей, защитившимся тоже присуждали ученые степени, например, по философским наукам, хотя шифр был политологический. Очень долгое время было возможно по определенным научным специальностям присуждать ученые степени в разных отраслях науки. Например, по некоторым культурологическим специальностям было возможно присуждение степени философских наук. Это понятно, потому что, с точки зрения логики чиновников Минобразования, такие отрасли знания не возникают ниоткуда. Они возникают из другой отрасли наук. Так из философских выделились политические науки, социологические науки, отчасти культурология и искусствоведение.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/02/23/ka...

Мы рассчитываем на развитие сотрудничества теологических институций в светских университетах, а также и церковного богословия с религиоведами, как, впрочем, и с представителями иных смежных наук. Так, плодотворной могла бы стать работа по философско-теологическим областям: герменевтике, эпистемологии, проблемам языка, метафизике, философии религии, теории культуры, социальной и политической философии, антропологии, аксиологии, этике. В плане взаимодействия с общественными науками, в частности, мог бы быть изучен вопрос о соотношении религии и науки как социально-культурных реалий и общественных институтов. У теологии есть теоретический ресурс осмысления «общественного бытия» Церкви – экклезиология, и, отчасти, социальная этика. Поэтому, вероятно, именно экклезиология и христианская социальная этика как направления теологической мысли могли бы стать сферой междисциплинарного взаимодействия с общественными науками. Вместе с тем, акцент на практике и междисциплинарном сотрудничестве в конкретных областях не снимает важности прояснения научно-методологических вопросов. Так, в рамках возглавляемой мной комиссии по богословию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви готовится документ «Богословие как наука и его место в системе знаний». Изучение этой темы имеет целью прояснение как научного статуса богословия/теологии, его предметно-методической специфики, так и уточнение роли самой теологии, то есть богословия, понимаемого как наука, в опыте, жизни и служении Церкви. В Общецерковной аспирантуре и докторантуре совместно с ведущими церковными и светскими научными институциями регулярно проводится семинар, посвященный сложным научно-методологическим вопросам теологии. Коллеги! Мне представляется, что у нас есть веские основания для оптимизма в отношении будущего теологии в российском академическом пространстве. И я вновь хочу засвидетельствовать нашу всецелую открытость к академическому сотрудничеству на благо российской науки, образования, и российского общества в целом.

http://pravoslavie.ru/92784.html

Владыка подчеркнул: «Осознавая важность обращения к международному опыту теологического образования и науки, мы понимаем, что он должен рассматриваться критически. Изучение зарубежного опыта не означает того, что этот опыт нужно автоматически копировать». По его мнению, теология по своей сути может быть только конфессиональной, в отличие от религиоведения, рассматривающего религии и различные конфессии извне, как объекты познания. «Понимание этой особенности теологии дает нам возможность, с одной стороны, построить изучение международного теологического опыта на правильных основаниях, а с другой стороны, адекватно организовать свою собственную систему теологического образования. В такой системе теология не может быть некой абстрактной обобщенной наукой, а должна быть именно конфессиональной — православной, иудейской, исламской и т.д., что будет соответствовать конфессиональному разнообразию нашей страны», — уверен митрополит Волоколамский Иларион. В продолжение доклада владыка обратился к примерам из западного теологического образования, которые затрагивают актуальные тенденции в области становления и развития теологии в России. Затем прозвучали доклады гостей из Швейцарии, Словакии, Румынии, Армении, Турции, Болгарии, Ирана, которые в своих выступлениях рассмотрели различные проблемы теологического образования. Собравшиеся на симпозиум обсудили мировой опыт становления теологии как отрасли знания, развитие направления теологии в университетах других стран, ее значение для устойчивого развития России, сохранения, упрочения и трансляции традиционных культурных и религиозно-нравственных ценностей, международного сотрудничества, межнационального и межрелигиозного диалога в условиях глобальных вызовов, актуальность исторического и современного зарубежного опыта теологического (религиозного) образования и место теологии в структуре научного знания. В числе участников мероприятия были ректор  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , председатель Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по  УГСН 48.00.00 «Теология»  протоиерей Владимир Воробьев , проректор по научной работе  ПСТГУ протоиерей Константин  Польсков, проректор Московской духовной академии по научно-богословской работе протоиерей Александр Задорнов, руководитель Духовно-просветительского центра  ПСТГУ протоиерей Лев Семенов, директор Учебно-научного института сравнительной образовательной политики  РУДН доктор исторических наук М.А. Симонова, заведующая кафедрой сравнительной политологии  РУДН доктор политических наук М.М.  Мчедлова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5295489...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010