Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Пятигорском университете создано Православное студенческое общество 22.04.2010 В Высшей школе политического управления и инновационного менеджмента (ВШПУИМ) Пятигорского государственного лингвистического университета состоялось первое заседание вновь созданного по благословению Архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана православного студенческого общества им. святителя Игнатия Брянчанинова. Заседание посвятили открытию общества и празднованию Светлой Пасхи Христовой, сообщает сайт Ставропольской епархии. Основные цели и задачи новой молодежной организации - это просветительская, миссионерская, миротворческая и благотворительная деятельность. Открыл заседание духовник общества протоиерей Дмитрий Моничев. С приветственными и поздравительными словами выступили протоиерей Георгий Бакирходжаев, а так же руководитель ВШПУИМ профессор Виктор Ермаков. В заседании участвовали преподаватели отделения теологии, сотрудники деканата и кафедры политологии, социологии и теологии университета. Вела заседание зав. отделением теологии доцент Валентина Лаза. По завершению торжественной части состоялся праздничный концерт и трапеза, подготовленные студентами отделения теологии. По общему мнению участников встречи, сегодня ощущается острая необходимость создания молодежных клубов, обществ и организаций, занимающихся вопросами социализации молодежи на основе традиционных религиозных ценностей и в духе уважения к культуре и традициям других народов. " Деятельность этих организаций должна быть направлена на возрождение и распространение православных ценностей в молодежной среде, формирование навыков межконфессионального диалога, профилактику религиозного экстремизма и ксенофобии, - отмечает В. Лаза. - Организации объединяющие православную молодежь должны решать задачи направленные на воцерковление юношей и девушек, развитие творческой активности. Обязательно нужно заниматься организацией досуга, самодеятельного творчества молодежи в области традиционной культуры, спортивной работы и туризма " . Особенно важно развивать православное молодежное движение в поликонфессиональных регионах, таких как Северный Кавказ, где остро стоит проблема культурной идентификации русского населения, проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма. Создание еще одного православного молодежного общества будет очередным шагом в деле решения этих и многих других проблем нашего региона. Православие.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 23.04.2010 18:26:09

http://drevo-info.ru/news/8240.html

Статья профессора А.А. Лагунова (Ставрополь) «Апологетико-просветительские задачи православной теологии в аспекте духовных прозрений Ф.М. Достоевского (к 200-летию со дня рождения писателя)» посвящена неувядающей и неисчерпаемой теме духовности классической русской литературы в ее вершинных проявлениях. Автор рассматривает эту тему с практической стороны и надеется показать, что художественные произведения, заметки, дневники одного из величайших русских писателей могут служить основанием при постановке и решении сегодняшних задач православной мысли. Это задачи в первую очередь апологетические и просветительские, задачи очищения нашего духовного пространства от последствий ошибочного понимания и злонамеренной фальсификации богословской мысли. Следующий блок из четырех статей образуют традиционные богословские исследования. Первая — статья протоиерея Тимофея Фетисова (Ростов-на-Дону) «Священная история древнееврейского государства: религиозно-политический контекст». Автор рассматривает политический фактор как орудие божественного промысла, анализируя с этой точки зрения ключевые библейские события, связанные с историей еврейского народа и государственностью Израиля. Вторая статья — «Особенности преподавания курса “Послания апостола Павла” в современной духовной школе: проблемы и перспективы» — написана свящ. Антонием Давиденко (Саратов) и Г.И. Теплых (Москва). Здесь дидактические сложности и предложения по их преодолению описываются на фоне теологии апостола Павла и разбора тех требований, которые она предъявляет к пытающимся ее усвоить. В работе В.А. Ячменика (Москва) «Концепция соборности и проблема церковного авторитета в русском богословии конца XIX — начала XX века» анализируется идея соборности в русском богословии после А.С. Хомякова, ее вхождение в академическое богословие и связь с идеей иерархии, в том числе с конструированием образа патриаршего служения. Наконец, статья «Религия как “искусство быть объектом”: некоторые современные криптотеологические подходы» Д.Р. Яворского (Волгоград) написана в русле философской теологии. Как подсказывает название, в работе предпринимается попытка реабилитации статуса объекта, обесцененного в Новое время. Автор полагает, что объектный статус верующего в его отношениях с высшей реальностью представляет собой сущностную характеристику религии вообще.

http://bogoslov.ru/event/6171843

Закрыть «Существование кафедры теологии ни в коей мере не противоречит Конституции России» Протоиерей Сергий Рыбаков об очередной антицерковной выходке атеистически настроенных ученых 12.06.2013 695 Как сообщалось , более 90 членов-корреспондентов и академиков Российской академии наук (РАН) поставили свои подписи под обращением против существования в стенах Московского инженерно-физического института (МИФИ) кафедры теологии. Документ был размещен на сайте «Демократор.ru». Сложившуюся ситуацию комментирует в интервью «Русской народной линии» известный ученый, кандидат физико-математических наук, клирик Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков : «Во-первых, существование кафедры теологии, наоборот, ни в коей мере не противоречит Конституции России. Напротив, она соответствует духу светского государства, где можно изучать любую религию и необязательно только с атеистических позиций. Слава Богу, сейчас наше государство, которое действительно можно назвать светским, не препятствует изучению традиционных религий России. Но, дело в том, что всякая наука имеет определенную догматическую основу, которую можно еще назвать аксиоматической. Рассмотрение мира с точки зрения методологического униформизма – это, скорее, не научный, а мировоззренческий подход, проповедуемый еще во времена Декарта. Этот подход можно выразить словами: то, что мы изучаем здесь и сейчас, верно всегда и всюду. Это парадигма исходит из того, что мир не меняется. Эта парадигма стала религиозным кредо ученого сообщества. Напротив, теология дает мировоззренческую, религиозно-философскую парадигму, в которой мир меняется достаточно динамично. Изменения происходят как в материальной сфере, так и в сфере социальных процессов. Видимо, здесь сталкиваются, с одной стороны, разные гносеологические подходы, а, с другой стороны, политический аспект. В этом отношении совершенно неслучайно вдруг сейчас поднялся такой протест, видимо, кто-то решил, что необходимо встать на путь разделения самосознания русского и других народов России и в первую очередь православных народов.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/12/su...

Наконец, Агамбен в «Царстве и Славе» утверждает, что христианская теология основана на замене политической парадигмы, характерной для Античности, на экономическую парадигму, характерную для современности (собственно христианская теология, по Агамбену, и была тем оператором, что перевел западное человечество из Античности в современность; чтобы не плодить цитаты, просто вспомяните, какое значение имеет для теологии термин «икономия», то есть — экономика). Агамбен идёт за Фуко, который утверждал, что именно в модели христианского пастырства, в его отличии от политической власти, родилось «управленчество» — современная модель власти, отличающаяся от классического господства. Что принципиально, Фуко видит место рождения этих вещей в христианских монастырях. В видении христианской теологии Бог управляет миром не как государством, а как домом; Он — «экономист», а не «политик», скорее «домохозяин», чем «царь», скорее «отец», чем «владыка». Подоплекой смены парадигм была специфически христианская проблема свободы: политическая парадигма говорит о подчинении, а не о свободе; теологии надо было изобрести модель Божественного правления миром, не противоречащую свободе людей («управление без господства» — есть такое выражение у Вебера); такой моделью стала икономия , ставшая — если верить Агамбену — образцом современных управленческих практик. Напомним нечто, что часто в наши дни забывают: марксизм не есть государственническая идеология, он есть доведенный до предела экономизм и учение об отмирании государства, об уничтожении системы господства, об утверждении системы мирового домохозяйства. Марксизм есть теория действительной — не на словах, а на деле — замены политической парадигмы на экономическую парадигму, то есть теория воплощения христианской теологии в действительность. Юрий Слёзкин, «Дом правительства»: «Партиями принято называть организации, конкурирующие за власть в рамках данного общества. Ни одна из социалистических партий начала ХХ века не конкурировала за власть в Российской империи. Их целью было уничтожение империи во имя «царства свободы», понимаемого как  жизнь без политики . Это были группы единоверцев, противостоящие развращенному миру, посвятившие себя униженным и оскорбленным и объединенные чувством избранности и идеалами братства и аскетизма. Иначе говоря, это были секты» . Тезис общинности плюс антитезис свободы

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

логики, лишь в нек-рых моментах совпадающих с логико-онтологическими построениями О. В связи с событиями и дискуссиями, вызванными подготовкой и проведением Констанцского Собора (1414-1418), вновь пробудился интерес к церковно-политическим трудам О. В нач. XV в. на фак-тах искусств и теологии мн. европ. ун-тов преподаватели предлагали различные варианты совмещения мнений О. с концепциями идейно близких к нему позднейших авторов. Сторонников этого направления в философии и теологии, получившего наименование «новый путь» (via moderna), объединяли номинализм в онтологии и волюнтаризм в теологии. «Номиналисты» противопоставляли себя «реалистам», сторонникам «старого пути» (via antiqua), среди к-рых наиболее многочисленными и влиятельными были томисты и скотисты. Возникавшие споры и конфликты нередко приводили к взаимным обвинениям в ересях; в качестве судей привлекались Римские папы и светские государи. Так, вспыхнувшая в Парижском ун-те полемика побудила франц. кор. Людовика XI (1461-1483) издать в 1474 г. эдикт, в к-ром поименно перечислялись неск. наиболее известных номиналистов, начиная с О. Характеризуя их взгляды как «учение вводящих новшества учителей» (doctorum renovatorum doctrina), король запрещал преподавание номинализма и предписывал изучать труды «реалистов» (текст см.: Ehrle. 1925. S. 310-316). В ответ парижские номиналисты составили апологию, в к-рой возводили свои взгляды к учению О., представляли его как незаконно осужденного Римскими папами защитника интересов светских государей, а также настаивали, что номиналистическая позиция не представляет никакой опасности для католич. теологии и может быть во всем с ней согласована (текст см.: Ibid. S. 322-326). Несмотря на полемику, критику и запреты, номиналистам в большинстве случаев удавалось отстоять право на преподавание в ун-тах. В XV в. номиналистический оккамизм, представлявший собой сложный синтез оригинальных идей О. и результатов их последующего преломления в трудах многих схоластов, стал влиятельным интеллектуальным направлением и получил признание в ун-тах Парижа, Кёльна, Вены, Гейдельберга, Праги и др.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

При участии Санкт-Петербургской духовной академии прошел форум «Государство и религия: пути диалога» 8 декабря 2023 г. 16:29 5 и 6 декабря 2023 года на базе Санкт-Петербургской духовной академии и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (РАНХиГС) состоялся форум «Государство и религия: пути диалога». 5 декабря в научной библиотеке РАНХиГС открылось пленарное заседание форума, которое возглавили научный руководитель Северо-Западного института управления РАНХиГС В.А. Шамахов и ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан . С приветственным словом к собравшимся обратился директор СЗИУ РАНХиГС А.Д. Хлутков. В пленарной части конференции прозвучали три доклада, напрямую связанных с работой трех секций конференции. В.Ю. Кондуров, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права СПбГУ, выступил с докладом «Политическая теология и юридическая догматика». В центре его внимания — развитие представлений о политической теологии и основах юридической науки, сопрягающихся в политико-юридическом ракурсе и философии права. Д.В. Шмонин , доктор философских наук, директор Института теологии СПбГУ, профессор кафедры богословия СПбДА и председатель научного совета НОТА, поставил вопрос о теологии как общеобразовательной парадигме. Он всесторонне обосновал цели, задачи, сущность и практические аспекты теологии образования. Доклад П.Б. Михайлова, кандидата философских наук, профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, был посвящен проблеме богословских ресурсов в понимании истории. Речь шла о богословии истории как инструменте понимания исторического процесса в общекультурном контексте. В тот же день работали три секции: «Традиционные ценности и нетрадиционные религиозности», «Богословие образования» и молодежная секция. Модератором секции «Традиционные ценности и нетрадиционные религиозности» выступила доктор социологических наук Санкт-Петербургского государственного университета Е.А. Островская. Во время работы дискуссионной площадки участники представили сообщения, в которых рассмотрели взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в контексте формирования ценностных приоритетов российского общества и их восприятие людьми.

http://patriarchia.ru/db/text/6083121.ht...

Полемисты, которые вошли в дискуссию позже, указывают другие аргументы. В частности, протодьякон А. Кураев пишет: «Академики… спутали норму советских конституций с современной правовой реальностью. В Конституции России ни слова не сказано про пресловутое ленинское «отделение школы от Церкви»» 5 . Он же указывает на следующий факт: «В словарях поясняется, что клерикализм – это «идеологическое и политическое течение, стремящееся к укреплению и усилению влияния церкви в политической и общественной жизни»» 6 , и что это нормальное явление в жизни страны, когда различные группы населения стремятся к конкуренции между собой. По словам протодьякона А. Кураева, академики, ставящие знак равенства между «материалистическим видением мира» и «знаниями, накопленными наукой», показывают собственную философско-методологическую слабость и явно выходят за пределы своей компетенции. Полемика между академиками нашла отражение и в других слоях научной среды и широкой общественности. В феврале 2008 г. появилось обращение к президенту РФ, под которым поставили свои подписи 225 докторов и кандидатов наук. В обращении поддерживается введение ученых степеней по теологии и преподавание «Основ православной культуры» (ОПК) в школах. Согласно идее подписавшихся, это обеспечит полноценную реализацию гражданами России культурных прав, закрепленных Конституцией России и международными актами о правах человека. Оппоненты, в свою очередь, обвиняются в навязывании собственных религиозных или идеологических доктрин, нетерпимом отношении к Православию и Православной Церкви 7 . В начале 2008 года появилось «Открытое письмо представителей научной общественности» к президенту РФ в связи с планами введения в школах курса ОПК. Его подписали более 1700 человек, из которых около 1100 имеют ученые степени кандидатов и докторов наук. Авторы письма выступают с резкой критикой курса ОПК, выражают полную поддержку «Письму десяти», подвергают развернутой критике «Письмо 225» 8 . Если соотнести количество противников и сторонников теологии как науки, то окажется, что на одного сторонника теологии приходится примерно пять противников. Тем не менее, по теологии уже защищена первая диссертация на звание кандидата теологических наук 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Ислам завоёвывает высшее образование в Европе 23.08.2013 Католический университет Лёвена, старейший университет Бельгии , на протяжении более 500 лет считавшийся ведущим научным заведением в области римо-католической теологии, с 2014 г. начнёт обучать исламской теологии, пишет Gatestoneinstitute. Решение университета продиктовано общей тенденцией среди европейских университетов развивать исламское образование, а также возрастающим влиянием ислама на континенте. Учреждение образовательных программ по исламской теологии европейскими правительствами, финансирующими университеты на деньги налогоплательщиков, направлены, в том числе, на повышение образования имамов и религиозных учителей, большинство из которых не владеют в должной мере ни одним европейским языком. Европейские политики верят, что смогут поставить под контроль образование имамов и таким образом контролировать и пропагандировать т.н. «евроислам», форму ислама, совместимую с европейскими ценностями и традициями, такими как верховенство закона, демократия, права человека и гендерное равенство, пишет Gatestone. Однако, по мнению критиков, подобные ожидания наивны и ошибочны, поскольку будут служить лишь ещё большему распространению исламской религиозно-политической идеологии, которая по всем критериям противоположна европейскому укладу жизни. Курс по исламской теологии в Лёвене будет предлагаться в рамках учебной программы кафедры Мировых религий, межрелигиозных отношений и религиоведения. Программа будет доступна лишь для тех студентов, у которых уже есть степень бакалавра. Кроме того преподавание курсов по исламу будет вестись исключительно на нидерландском языке, что должно исключить возможность участия в программе зарубежных имамов. Университет пока не определился, кто будет преподавать предметы, и состав профессоров по новой программе пока не известен. Для того чтобы завершить образование по данной программе студентам необходимо подготовить выпускную квалификационную работу, а также пройти практику в качестве консультанта по исламу в госучреждениях, больницах, тюрьмах, принять участие в молодёжных программах и т.д.

http://drevo-info.ru/news/15737.html

В Объединенном диссертационном совете по теологии прошли первые дистанционные защиты 24 ноября 2020 г. 17:27 После вынужденного перерыва, связанного с распространением коронавирусной инфекции, возобновились заседания Объединенного диссертационного совета по теологии (Д 999.213.04.), созданного на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 19 ноября 2020 года состоялось очередное заседание совета, которое впервые в истории ОЦАД прошло в дистанционном режиме. Заседание проходило в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры под председательством ректора ОЦАД митрополита Волоколамского Илариона . В соответствии с правилами проведения дистанционных защит, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования 743 от 22 июня с.г. «Об особенностях порядка организации работы советов по защите диссертаций», в зале заседания присутствовал ограниченный круг лиц: митрополит Волокаламский Иларион — председатель, А.В. Ситников — заместитель председателя, протоиерей Алексий Марченко — ученый секретарь, члены совета Д.В. Шмонин, А.А. Кострюков, К.М. Антонов, Д.М. Володихин. Остальные члены совета принимали участие в заседании дистанционно. В ходе заседания состоялись две защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата теологии. Кроме этого, одна кандидатская диссертация была принята к защите, две кандидатские диссертации приняты к предварительному рассмотрению. Первым защищался иерей Евгений Агеев, написавший диссертацию на тему «Церковная жизнь в условиях гонений на материалах Хоперского и Усть-Медведицкого округов в 1917-1930 гг.». Официальными оппонентами выступили: Л.А. Лыкова, доктор исторических наук, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории; А.В. Шадрина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Южного научного центра Российской академии наук. В качестве ведущей организации выступил Тверской государственный университет. На автореферат диссертации и диссертационное исследование также поступили три положительных отзыва.

http://patriarchia.ru/db/text/5724553.ht...

В то же время иногда речь заходит о «постмодерной догматике», «деконструктивистской мистике», «постструктуралистской сотериологии» или «бродячей экклезиологии» и т. п. В методологическом отношении проект базируется на таких концепциях, как метафорология Ханса Блюменберга и другие теории метафоры, теория мифологического сознания Алексея Ф. Лосева, концепция мифов повседневности Ролана Барта, «сценарный анализ» Эрика Берна и дискурс-анализ Мишеля Фуко, теория хронотопа Михаила М. Бахтина, некоторые стратегии деконструкции и др. Такой модус восприятия дает возможность прикоснуться к «сердцевине» постмодерной картины мира, которая сегодня рассматривается некоторыми критиками как «пробел» в истории культуры. Эта модель предполагает понимание постмодерна как своеобразной «оптики» (манеры мышления), которая при восприятии пропускает реальность через «входной фильтр» определенной матрицы, не отпуская пользователей с вавилонской ярмарки своих «языковых игр». В центре нашего внимания специфика мировосприятия (worldview), которая впоследствии получила название «постмодернистской чувствительности» и которая сегодня накладывает отпечаток на формирование новых богословских проектов, определяет стратегии мышления, устанавливая своеобразный фильтр новой богословской оптики / богословского языка. Роль метафоры в формировании картины мира сегодня является бесспорным фактом (который не станут отрицать не только специалисты в области НЛП, техники речевого воздействия, гештальт-психологи и политтехнологи), и это факт может помочь выявить новые методы и технологии «производства сознания» субъекта постмодерна. «Хронологические границы» проекта в целом соответствует представлению о том, что начиная с «диалектической теологии» Карла Барта во многом вытекающей из «кризисного сознания», в западной теологии начались изменения, которые со временем привели к формированию постмодерной картины мира, сегодня формирующей рамку многих богословских теорий и различных «жизненных практик».  В контексте поставленной задачи мы хотим рассмотреть различные проекты освобождения как одну из важнейших характеристик постмодерной ментальности, связанные не только с разными версиями теологии освобождения (от политической до феминистской), но и проекты, созданные как реакция на студенческую революцию во Франции в мае 1968-го года со всеми вытекающими последствиями в различных областях социокультурной жизни Запада (сексуальная революция, психоделическая революция и др.). Все эти события, неразрывно связанные с традицией «герменевтики подозрения» (Ф. Ницше, К. Маркс, З. Фрейд) и Критической теорией Франкфуртской школы (T. Адорно, M. Хоркхеймер, Х. Маркузе и др.), привели к «культурной революции» на Западе, внедрив в массовое сознание новые мифы и метафоры, коренным образом изменив ход истории.

http://bogoslov.ru/article/361826

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010