Полемическая активность Л. в 20-40-х гг. XVI в. разворачивалась в 2 основных направлениях. Во-первых, Л. был вынужден отвечать нек-рым католич. критикам и оппонентам. Число опубликованных в этот период в Европе католич. авторами антилютеран. трактатов было огромным. Л. не имел ни возможности, ни желания реагировать на все критические нападки; он создавал ответные трактаты и памфлеты лишь в исключительных случаях: когда богословский авторитет или высокое общественное положение критиков делали их опасными противниками лютеранства, к-рых требовалось хотя бы отчасти нейтрализовать; когда личные нападки и обвинения в адрес Л. могли бросить тень на проповедуемое им учение; когда богословские аргументы оппонентов вызывали у него интерес. Во-вторых, Л. считал необходимым защищать собственное представление о необходимых церковных реформах и о способах их проведения в жизнь от альтернативных мнений сторонников радикальной Реформации. Объединяя под общим наименованием «фанатиков» (Rottengeister), или «мечтателей» (Schwärmern), самостоятельных теологов, развивавших оригинальные представления о христ. вере и жизни (напр., Карлштадта, цвиккауских пророков , ранних анабаптистов ), Т. Мюнцера (ок. 1490-1525) и его последователей, а также приверженцев политического христианства, желавших придать религ. характер Крестьянской войне, Л. считал всех их опаснейшими врагами истинного христианства и был убежден, что из-за их деятельности церковные реформы воспринимаются как причина беспорядков и общественно-политического хаоса. Отстаивая собственное представление о Евхаристии, Л. вступил в длительную полемику с лидером швейцар. Реформации У. Цвингли (1484-1531) и его единомышленниками, к числу к-рых в разное время принадлежали Буцер, Капито, Карлштадт, Г. Буллингер (1504-1575) и др. С 20-х гг. XVI в. в полемических сочинениях Л. усиливаются и нередко становятся доминирующими ранее появлявшиеся лишь эпизодически приемы, трудно совместимые с корректным и уважительным ведением религ. полемики: риторическое объявление всех несогласных с ним слугами диавола и использование в их адрес многочисленных проклятий; язвительное, а нередко и кощунственное переиначивание и высмеивание извлеченных из сочинений противников тезисов; широкое употребление крайне грубых площадных ругательств и уничижительных эпитетов. Хотя иногда грубость полемического тона Л. была спровоцирована не менее резким стилем тех нападок, на к-рые он отвечал, в большинстве случаев речь шла о намеренном понижении им лит. стиля и превращении полемики в грубую ругань. Подобные сочинения вызывали недоумение и неприятие у образованных теологов и гуманистов, даже являвшихся сторонниками лютеранства, однако их с восторгом принимали и читали широкие народные массы; посредством намеренного огрубления стиля Л. привлекал на свою сторону мн. дворян, торговцев, городских жителей и крестьян, не разбиравшихся в тонкостях богословия, однако восхищавшихся смелостью Л. и остротой его языка.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

Гражданская война — не антоним к политическому порядку, а наименование процесса, в ходе которого политический порядок рождается. Здесь Агамбен акцентирует на двойстве смыслов слова «народ»: народ как политический субъект (скажем, революционный народ) и народ как объект биополитики (скажем, население). То есть народ в режиме полис и народ в режиме ойкос. Политический народ в акте отдачи власти суверену становится бионаселением; в ходе гражданской войны политический порядок (власть суверена) рушится, и бионаселение становится политическим народом. Гражданская война — диспозитив, управляющий этими двумя режимами. Гражданская война есть всевластие и всенасилие политического народа; по ее ходу народ отчуждает свою политичность (насилие) суверену, война прекращается, народ деполитизируется/биологизируется/экономизируется. Теперь вся политика у суверена, а у народа — частная жизнь. «Братство» — метафора, взятая из семейной сферы. Но гражданская война есть «братоубийство», а политический порядок есть прекращение братоубийства и установление мирных отношений между братьями. То есть точка пересечения семейного братства и политического братства — гражданская, братоубийственная война. Каин убивает своего брата Авеля; Каин — основатель первого города, основатель цивилизации. Ромул убивает Рема, он — основатель Рима. Эти и многие другие мифологические сюжеты братоубийства как основания социального порядка (братства) — любимые сюжеты Жирара, подмечавшего, что во всех мифах братство символизирует взаимность насилия, соперничество, вражду. Символ братства символизирует не что иное, как братоубийство. Формально «Театр зависти» Жирара — въедливое, кропотливое, внимательное толкование творчества Шекспира. Но толкование в свете миметической теории Жирара, и де-факто «Театр зависти» — скорее изложение миметической теории, а шекспировское творчество — лишь ее (теории) иллюстрация. «Театр зависти» — книга о (комических, трагических, смешных, темных, кровавых) приключениях человеческих желаний, книга прежде всего о сексе, любви, влечениях, браках, изменах, семье i .

http://blog.predanie.ru/article/grazhdan...

Женщины-судьи не должны вести уголовные дела, постановили мусульманские богословы Египта 4 июня 2007 г. 19:31 Женщины-судьи в Египте могут рассматривать гражданские дела и разрешать финансовые споры, но ни в коем случае не должны вести уголовные дела. К такому выводу пришли ведущие мусульманские теологи Египта. Вопрос о работе представительниц прекрасного пола в качестве судей обсуждали на экстренном заседании шейх исламского университета Аль-Азхар Мухаммед Сейид Тантави, министр по делам вакуфов Махмуд Закзук и верховный муфтий Али Гумаа. По мнению улемов, женщины не должны вести дела, связанные с уголовными преступлениями, супружескими изменами и территориальными спорами, так как это может быть связано со слишком сильным психологическим давлением и переживаниями. «Это решение принято с учетом женской природы», — сказал глава комитета по религии в парламенте Египта Ахмед Омар Хашем. Мусульманские теологи полагают, что решение «отвечает интересам всего общества». Ожидается, что в ближайшее время улемы университета Аль-Азхар разработают и направят в соответствующие органы детальное предписание о работе женщин судьями. В середине марта этого года египетская судебная система впервые за всю историю страны пополнилась женщинами-судьями. Как заявил журналистам глава Высшего судебного совета и председатель кассационного суда Египта Мукбель Шакир, более 30 представительниц прекрасного пола получили назначения на должность судей при реформировании судебной системы Египта. «Более 30 женщин — лучших специалистов из числа адвокатов и юристов, работающих в сфере административных судов, были избраны на пост судей», — сказал Шакир. В 1923 году в Египте был основан Союз женщин, боровшийся за политические и социальные права слабой половины человечества. Египет стал первой арабской страной, официально признавшей в 1956 году за женщинами политические права. Несмотря на это, юридическая система страны долгие десятилетия оставалась закрытой для женщин сферой, где все ответственные посты занимали мужчины. В отличие от Египта, в Судане, Тунисе и Марокко женщины уже в течение нескольких лет работают судьями. По мнению Шакира, женщины-судьи внесут свежую струю в судебную систему Египта и значительно повысят ее эффективность, «поскольку в определенных вопросах и делах разбираются гораздо лучше мужчин». Египетская конституция провозглашает ислам религией государства, а шариат (исламское право) — основным источником законодательства. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 10 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/253171.htm...

В эпоху крушения классического модерна в эпоху тоталитаризмов и мировых войн Степун создает православный социально-политический дискурс: актуализация православия в центре кошмара, в центре катастрофы — как спасительной, действенной альтернативы. Обратимся к этому наследию. 1/7. Политическая теология Выделим в условно нами обозначенном как политическая теология жанре два цикла очерков — «Мысли о России» и «Новоградский цикл» . Как сказано уже, вместе с Федотовым и др. (можно было бы говорить не о политической теологии, а о метафизической социологии, как квалифицируют наследие Федотова) Степун работал над «новоградским сознанием», которое формулировал так: «единство христианской идеи абсолютной истины, гуманистически-просвещенческой идеи политической свободы и социалистической идеи социально-экономической справедливости». Зажатые между большевизмом, фашизмом, нацизмом, либерализмом, распространенными среди русской эмиграции фашизоидными течениями новоградцы пытались создать систематическое, объемное христианское мировоззрение. Сводится оно, если кратко, к христиански обоснованному либертарному социализму: против капитализма во всех его формах, против диктатур всех разновидностей и идеологических окрасов, за социализм во имя свободы личности, во имя освобождения людей, а не нового порабощения, за демократию, но истинную, для всех — то есть за демократический социализм. Такова политическая проекция христианских истин персонализма, соборности, любви, свободы на политическую плоскость. Важно еще, что Степун (как и все новоградцы), продолжая и развивая главную тему русской религиозной философии — «христианскую политику», «религиозную общественность», «персоналистический социализм», — при этом окончательно «воцерковляют» ее; новоградцы представляют собой тот момент русского религиозно-философского процесса, где он окончательно «открывает» православие. Эта разница между теологическими истинами и их политической проекцией важна для Степуна. Христианская истина абсолютна, и именно потому она не заключает в себе конкретной политической программы. Таковая программа — дело творчества современных христиански, а притом, оказывается, что бывшее удачной программой вчера, сегодня таковой уже не является. Это различие надо проводить и в самих текстах Степуна: одна дело — философия христианского (либертарного) социализма, другое дело — его публицистика, попытки анализов конкретной политической ситуации в СССР, Германии, Франции и пр. Последнее не всегда, но часто представляет в наши дни скорее уже исторический интерес.

http://blog.predanie.ru/article/pravosla...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕМИРНЫЙ АЛЬЯНС РЕФОРМАТСКИХ ЦЕРКВЕЙ [англ. World Alliance of Reformed Churches], международное объединение церквей реформатской традиции, созданное в 1970 г. в Найроби (Кения) в результате объединения Альянса реформатских церквей всего мира, придерживающихся пресвитерианской системы (Alliance of Reformed Churches throughout the World holding the Presbyterian System) (1875) и Международного конгрегационального совета (International Congregational Council) (1891). Работа орг-ции направлена на объединение и поддержку церквей реформатской традиции (пресвитерианских, конгрегациональных и объединенных (united)), на распространение реформатской веры, на развитие конфессиональной теологии, на утверждение равных прав для мужчин и женщин в церкви и обществе, на продолжение диалога с др. христ. конфессиями и нехрист. верованиями. В наст. время в состав орг-ции входят 218 церквей из 107 стран, большая часть к-рых находится в Африке (58) и Азии (57). Высшим органом альянса является Генеральный совет, собирающийся 1 раз в 7 лет (XXIV Генеральный совет состоялся в Аккре (Гана) в 2004), заседания Исполнительного комитета проходят ежегодно, Генеральный секретариат работает на постоянной основе и состоит из 6 департаментов (теологии, сотрудничества и свидетельства о вере, партнерства мужчин и женщин, финансовый, комитет по делам молодежи, средств массовой информации). Штаб-квартира альянса находится в Женеве (Швейцария). Офиц. сайт орг-ции: http://www.warc.ch. Лит.: Pradervand M. A Century of Service: A History of the World Alliance of Reformed Churches, 1875-1975. Edinb., 1975; Encyclopedia of the Reformed Faith/Ed. D. McKim. Edinb., 1992; Perret E. World Alliance of Reformed Churches: Gen. Ind., 1875-1992. Gen., 1994. (Reformed Churches; Vol. 3). Рубрики: Ключевые слова: АЛТУЗИЙ Иоганн (1557-1638), нем. юрист и политический мыслитель, создатель учения о гос-ве, об-ве и народном суверенитете кальвинист. толка ГАЛЛИКАНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ официальное исповедание веры Реформатской церкви Франции, принятое на первом национальном синоде в Париже в 1559 г.

http://pravenc.ru/text/ВСЕМИРНЫЙ АЛЬЯНС ...

Ректор Московской духовной академии возглавил работу секции «Теология в образовании» VI Профессорского форума 20 ноября 2023 г. 10:43 16 ноября 2023 года в Общественной палате Российской Федерации в рамках VI Профессорского форума «Наука и образование как основа развития России. Кадры для инновационной экономики» состоялась научно-отраслевая секция «Теология в образовании: единство цели, специфика задач, точность акцентов». Председателем научно-отраслевой секции выступил ректор  Московской духовной академии , наместник  Свято-Троицкой Сергиевой лавры , президент  Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА) доктор богословия  епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл . Модераторами стали: директор  Института теологии Санкт-Петербургского государственного университета , председатель Научного совета НОТА, председатель экспертного совета ВАК при Минобрнауки России по теологии профессор  Д.В. Шмонин и исполнительный директор НОТА, заместитель проректора по научной работе  Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноап. Кирилла и Мефодия доцент Г.И. Теплых. «Тема нашего сегодняшнего обсуждения очень четкая: теология в образовании: единство цели, специфика задач, точность акцентов, — отметил в своем выступлении епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл. — Единство цели определяется Указом Президента Российской Федерации " Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей " от 9 ноября 2022 года 809. Значимость этого документа очевидна, но его реализация нуждается в юридическом, политическом и — не будем стесняться этого слова — идеологическом обеспечении». «Такая работа уже ведется, в том числе, по инициативе ректоров вузов — членов нашей Ассоциации, — продолжил президент НОТА епископ Кирилл. — По предложению ректора Санкт-Петербургского государственного университета, члена-корреспондента РАН Н.М. Кропачева, поддержанному в Администрации Президента РФ и аппарате федерального Правительства, уже создан консорциум юридических вузов и факультетов по анализу и приведению в соответствие Указу 809 всего российского законодательства».

http://patriarchia.ru/db/text/6078215.ht...

Закрыть Права человека: теология, идеология или политтехнология? 12.02.2008 432 Время на чтение 6 минут О правильной позиции христианских апологетов в отношении полемики с представителями секулярного общества по проблеме " прав человека " рассуждает в своем докладе игумен Кирилл (Говорун) на очередной встрече богословов Русской Православной Церкви и Армянской Апостольской Церкви. Права человека в наше время стали одной из наиболее распространенных категорий, к которой апеллируют политики, общественные деятели, социологи, философы и все, кто занимается вопросами социального устройства и места человека в нем. Из области политического и академического дискурса эта категория перешла и в повседневную жизнь, став " общим местом " , на которое ссылаются простые люди, не имеющие отношения к формированию или изучению общественно-политической проблематики. Иными словами, категория прав человека проникла во все общественные слои, перестав быть просто концепцией или политическим принципом. Чрезвычайная распространенность и популярность этой категории неминуемо должна была вызвать и на деле вызвала ее многообразные метаморфозы. Такова судьба всех популярных идей. И по большому счету, не вина этих идей, что люди по-своему начинают их понимать или ими пользоваться. Это именно то, что произошло с категорией прав человека, которая по причине своей популярности приобрела множество редакций и версий, зачастую существенно отклонившихся от первоначальных идей, закладывавшихся в ее основу. На мой взгляд, и многие исследования истории категории прав человека подтверждают эту мысль, данная категория если не зародилась, но експлицитно проявилась в связи с новой моделью межличностных и общественных отношений, которую принесло с собой христианство. Действительно, если мы посмотрим на причины гонений на последователей Христа в раннехристианскую эпоху, то увидим, что христиане бросали вызов римскому религиозному тоталитаризму - как бы мы выразились сейчас. Этот тоталитаризм зиждился на принципе " чьё царство, того и религия " и предполагал, что все граждане должны в обязательном порядке следовать определенному религиозному культу, официально установленному государством.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Представители ОВЦС и Общецерковной аспирантуры приняли участие в круглом столе на тему защиты прав христиан в мире 1 марта 2018 г. 19:47 28 февраля 2018 года в Московском государственном лингвистическом университете состоялся круглый стол «Актуальные вопросы защиты прав и свобод христиан в современном мире». Мероприятие было организовано кафедрой теологии факультета гуманитарных наук МГЛУ при участии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В круглом столе приняли участие заведующий кафедрой теологии МГЛУ протоиерей Лев Семенов (в качестве модератора), декан факультета гуманитарных наук М.А. Полетаева, профессор МГЛУ Р.А. Силантьев, советник Федерального агентства по делам национальностей В.Д. Лаза, доцент кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России И.В. Колосова, а также другие ученые, общественные деятели и многочисленные учащиеся. По благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора ОЦАД митрополита Волоколамского Илариона в мероприятии участвовали секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям, ученый секретарь ОЦАД кандидат богословия, кандидат исторических наук священник Димитрий Сафонов , сотрудник Секретариата по межрелигиозным отношениям ОВЦС, выпускник ОЦАД, кандидат богословия И.Д. Кашицын. В круглом столе также приняли участие и.о. руководителя Международного отдела ОЦАД, глава Центра христианской солидарности и взаимопомощи священник Павел Анищик, волонтер указанного Центра А.Б. Невеев и аспиранты кафедры внешних церковных связей и практических наук ОЦАД Я. Совгира и Е. Паламаренко. Священник Димитрий Сафонов рассказал об опыте академического изучения проблематики преследований и дискриминации христиан и представил подготовленные при его участии научные издания на эту тему. Он также привел обзор основных инициатив Московского Патриархата, направленных на защиту христиан от гонений. Р.А. Силантьев отметил российский опыт межрелигиозного диалога в деле борьбы с экстремизмом и терроризмом, дав высокую оценку работе Межрелигиозного совета России .

http://patriarchia.ru/db/text/5154873.ht...

Молодежная конференция «Религия. Культура. Человек» прошла во Владивостоке 18 мая 2006 г. 14:28 Второй год в рамках программы VI Приморских образовательных чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия проходит молодежная конференция, в работе которой принимают участие представители Приморья, Хабаровского края, Камчатки, Омска. Второй год в рамках программы VI Приморских образовательных чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия проходит молодежная конференция, в работе которой принимают участие представители Приморья, Хабаровского края, Камчатки, Омска. Руководитель секции Анна Владимировна Здор — кандидат философских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой теологии и религиоведения ДВГУ, отмечает, что количество участников конференции, по сравнению с прошлым годом, заметно выросло. Это говорит о том, что молодые люди не просто хотят заявить о духовной, нравственной или политической проблеме, но и в процессе живого общения глубже понять и осознать эту проблему. В этом году молодежная конференция работает по трем направлениям, каждому посвящая один день. С 16 по 18 мая студенты, старшие школьники, педагоги, представители общественных организаций и движений обсуждали место православия в мировой и российской истории и культуре, говорили о связи религиозных традиций и мировой культуры, разбирались в деструктивном влиянии деятельности сект и оккультных движений на молодежь, семью и общество в целом. На конференции были представлены доклады студентов факультета теологии и религиоведения ДВГУ, филологического факультета Дальневосточного государственного гуманитарного университета г. Хабаровска, факультета «культурология» Омского Государственного университета, студентов вузов и старшеклассников общеобразовательных школ, лицеев, колледжей со всего Приморского края. Докладчики говорили о патриотизме и нравственных ценностях, о глубоких культурных корнях российского народа, о том, что русская культура развивалась во многом, благодаря православию. По итогам конференции принят документ, который войдет в итоговый документ VI Приморских образовательных чтений, получивших в этом году статус Общероссийской научно-практической конференции. Православие.ru /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/113863.htm...

Когда же коммунисты рассуждают о сходных чертах христианства и коммунизма (которые действительно просматриваются в некоторых моментах), то уже возникает вопрос не о возможности либо невозможности синтеза, а именно вопрос о его необходимости. Зачем синтез, если христианство дает ключ к ответам на все общественные, исторические, политические, экономические, экзистенциальные вопросы? Наверное, стоит поставить вопрос о принятии коммунистами христианства, а не о синтезе христианства и коммунизма. Если, как рассуждают современные левые идеологи синтеза, идеологи «теологии освобождения» и т.п. концепций, коммунистическая идеология так похожа на христианство, то тогда проще принять христианство. При таком раскладе для них ничего существенно не изменится (если встать на их позицию об отсутствии существенных различий между христианством и коммунизмом). Если же они не способны на подобный шаг, то тогда зачем говорить о сходности этих мировоззрений? Движение «теология освобождения» и прочие левые направления, специализирующиеся на генерировании идей синтеза, базируются на обыкновенном неверии в Бога, неверии в то, что Бог есть Любовь, что есть Промысел Божий. В таких «теологиях» утверждается, что верующие люди должны выступать за освобождение от эксплуатации, бороться вооруженным путем за свои социальные и экономические права. О чем же говорит христианство? Прежде все оно проповедует освобождение от своих собственных страстей. Один из христианских святых преп. авва Исайя так и сформулировал в обобщенном виде данную мысль «свобода - избавление от страстей». Вот, что на самом деле является подлинной свободой в христианском ее понимании. Поэтому подлинно христианская теология освобождения - это те законы духовной жизни, содержащиеся в Евангелии и раскрытые в святоотеческой духовной литературе, дающие ключ каждому человеку к освобождению от собственных страстей. Апологеты «теологии освобождения» цитируют евангельскую притчу о богатых и богатстве: « Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие», однако не понимают, что само Евангелие предостерегает людей, стоящих на службе у Златого Тельца, что им не видать вечной жизни. Что еще необходимо коммунистам? Само Священное Писание обличает поклонников богатства, говорит об их последующем наказании. Получается даже, что бедные в некоторой степени находятся в лучшем положении, потому что им проще «пройти через игольное ушко» и получить жизнь вечную. Но теологов освобождения это не устраивает. Ввиду неверия в жизнь будущего века, их не удовлетворяет такое наказание - утрата возможности вхождения в жизнь вечную. Им нужно здесь и сейчас наказать богатых и осчастливить голодных. Встать на место Бога и вершить суд здесь и сейчас. И для этого совершается бунт, революция, вооруженное восстание.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010