Обращаясь с приветственным словом к митрополиту Кириллу на приеме, устроенном Подворьем после всенощного бдения, Блаженнейший Митрополит Христофор отметил заслуги русских священнослужителей и мирян в распространении святого Православия и созидании храмов Божиих в Чехии. Его Блаженство просил передать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию слова приветствия и благодарности за «отцовское попечение и заботу» о Православной Церкви в Чешских землях и Словакии, получившей автокефалию в 1951 году от Матери — Церкви Русской. Блаженнейший Владыка высоко оценил деятельность Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах, которое «многие годы несет великое служение на благо православных народов». В ответном слове митрополит Кирилл поблагодарил Предстоятеля Православной Церкви в Чешских землях и Словакии за Первосвятительское внимание к нуждам русскоязычных верующих, проживающих в Чехии. Владыка Кирилл отметил особую любовь Митрополита Христофора к русской культуре и русской духовной традиции, воспринятой в годы учебы в Московской духовной академии в стенах Троице-Сергиевой лавры, где будущий Предстоятель принял монашеский постриг. Председатель ОВЦС также дал высокую оценку деятельности Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах и его настоятеля протоиерея Николая Лющенюка. В свою очередь, Посол России в Чехии А.Л. Федотов подчеркнул, что сотрудничество Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Чешских землях и Словакии представляет собой «крайне важный фактор формирования российско-чешских взаимоотношений». Посол отметил, что наши предки 110 лет назад созданием прекрасного храма в Карловых Варах «заложили глубокую основу сотрудничества и взаимодействия». 17 июня, в Неделю третью по Пятидесятнице, Божественную литургию в переполненном молящимися храме святых апостолов Петра и Павла в Карловых Варах возглавил Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор. Его Блаженству сослужили митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, епископ Бронницкий Амвросий, а также 20 клириков Русской Православной Церкви, Православной Церкви в Чешских землях и Словакии, Православной Церкви в Америке. В храме присутствовали Посол России в Чехии А.Л. Федотов, Посол Молдовы в Чехии В. Кристеа, Поверенный в делах Белоруссии в Чехии В.М.Маркович, гетман (губернатор) Карловарского края Й. Павел, руководитель Росзарубежцентра Э.В. Митрофанова, генеральный консул России в Карловых Варах В.Н. Щетинин, первый заместитель мэра Карловых Вар Т. Гибнер.

http://patriarchia.ru/db/text/259668.htm...

октября, в день святого апостола Фомы, журналу исполняется 20 лет. Реклама : С.13. Вопрос номера. Прощение : Трудное слово «прости». Как просить прощения по-христиански. Вопрос номера . [Письмо читателя]/ Виктор //Фома. - - октябрь 2016. –С.14-15. – (рубрика « Вопрос номера. Прощение »). Константин Ольховский , врач-психиатр, психотерапевт. Обида, чувство вины, прощение: что важно знать каждому ? Подготовила Дарья Баринова. Фото www.lori.ru//Фома. - - октябрь 2016. – С.16-19. – (рубрика « Вопрос номера. Прощение »). См. также: Пять вопросов о номере. Отвечает Ирина Сорокина , член           Общественной палаты Российской Федерации, член Центрального совета           Союза «Чернобыль» России//Фома. - – октябрь, 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Тихон Сысоев . Кого и как прощали святые. 5 примеров из жизни обычных людей //Фома. - - октябрь 2016. – С.20-23. – (рубрика « Вопрос номера. Прощение »). Материал составлен из пяти заметок, посвященных святым: Святая Моника (331-387). – С.21; Преподобный Дула Египетский (III-IV век). – С.21-22; Мученица великая княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918). – С.22; Святитель Тихон (1865-1925). – С.22-23; Святитель Лука ( Войно-Ясенецкий ) (1877-1961). – С.23. Протоиерей Павел Великанов , настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. Пока мы не научимся прощать себя, мы не сможем прощать других . Беседовала Дарья Баринова . Фото Y’ amal/Flickr/CC BY 2.0//Фома. - – октябрь 2016. – С.24-30. - (рубрика « Вопрос номера. Прощение »). Патриарх Кирилл . Тайна прощения . Из слова после литургии на соборной площади подмосковного Николо-Пешношского монастыря, 24 августа 2014 года. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – октябрь 2016. – С.31. - (рубрика « Вопрос номера. Прощение» ). Заголовок дан редакцией ВЕРА (раздел). – С.32-45. Школа «Фомы». Суть вещей: Миро [Миро – благовонная смесь ароматических веществ на основе оливкового масла и белого вина. Переводится с греческого как «ароматное масло». Помазание миром символизирует схождение Святого Духа. Информация: Алавастр – сосуд для хранения мира; Миро в Ветхом Завете; В современной практике Русской Церкви; В истории Русской Церкви]. Фото Юлии Маковейчук и фото пресс-службы Патриарха всея Руси//Фома. - – октябрь 2016. – С.32-33. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-162...

Он заменил скончавшегося недавно митрополита Гедеона. На Магаданскую кафедру назначен бывший епископ Корсунский Гурий (Шалимов). На территории Казахстана создан Митрополичий округ, в который вошли три местных епархии. Его поручено возглавить митрополиту Мефодию, который ранее был правящим архиереем Воронежской и Липецкой епархии. Митрополитом Воронежским стал митрополит Солнечногорский Сергий, сохранив обязанности Управляющего делами Московской Патриархии. Архимандрит Лонгин (Корчагин), настоятель подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве назначен епископом Саратовским и Вольским. А архимандрит Вениамин (Зарицкий), наместник Никольского Угрешского монастыря назначен викарным епископом Люберецким; он станет помощником Патриарха в Московской епархии. Возведение их в сан епископов состоится в ближайшее время " . Информационный портал " Страна.Ru " посвятил два материала заседанию Синода. В первом, названном " Синод РПЦ принял решения по кадровым вопросам " просто рассказывается говорится о кадровых назначениях. Во втором материале " Синод Русской Православной Церкви выслал Немцова в Казахстан " предпринята попытка анализа принятых Синодом решений. Автор Мария Свешникова называет решения Синода " бесславными " : " Самым тенденциозным оказалось решение по поводу перевода митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в Казахстан... Митрополит Мефодий давно зарекомендовал себя в Москве как человек слова, он в значительной мере обладает дипломатическими навыками... Однако с его выводом из епархии остается значительное число нерешенных вопросов. В первую очередь, это разделение епархии на две кафедры. Нет сомнений в том, что митрополит Сергий, которому отошла Воронежская часть бывшей епархии, справится с хорошо налаженным аппаратом. Но определенное недоумение вызвало решение Синода поручить новообразованную Липецкую епархию викарному епископу Задонскому Никону (Васину)... И все же самым тяжелым ударом стал вывод владыки с поста председателя Макариевского фонда, который проводит конкурс на церковно-исторические темы по всей России.

http://pravoslavie.ru/4834.html

Поэтому очень важно, чтобы произошло возрождение Спасского монастыря. В 2013 году мы будем праздновать 360-летие с момента его основания и сейчас занимаемся восстановлением всей его многосторонней деятельности — в первую очередь, молитвенной, а еще — миссионерской и образовательной. — Уже есть монахи? — Два иеромонаха и трое послушников, причем все трое якуты. Пока монастырь только формируется. Так что на данный момент это монашеская община. — Сколько им лет? — Настоятелю, иеромонаху Никону, — 35, иеромонаху Мелетию — столько же, послушникам — за 25 лет. То есть они в самом удобном возрасте для начала монашеской жизни. — У кого они переняли традицию? — Слава Богу, монашество в России не было полностью истреблено, всегда были монастыри и монахи высокой духовной жизни, наставники в вере, на образ жизни и опыт которых можно было ориентироваться. Отец Мелетий был в братстве московского Свято-Данилова монастыря и приехал в Якутию с приснопамятным владыкой Зосимой. Отец Никон приехал вместе со мной, а до этого было преподавателем в Ставропольской духовной семинарии. Духовным руководством общины занимается настоятель отец Никон, а его духовник — один из насельников Троице-Сергиевой лавры . — Как монашеская община умудряется себя обеспечивать? Что есть у насельников, как они живут? — Пока они находятся на содержании епархии. На сегодня восстановили храм и небольшой братский домик. На первом месте у братии — ежедневные богослужения. На втором — моменты бытового плана, потому что, например, сейчас братский корпус — это просто-напросто вагончик, так что монастырь обустраивать надо серьезно. Послушники занимаются хозяйственными работами и выполняют различные епархиальные послушания. — 13 октября 2012 года Вы подписали указ об организации подворья Покровского женского монастыря (который находится в Якутске) в Южной Якутии в поселке Чульман при храме святой великомученицы Варвары. Зачем? — В самом Якутске монастырь существует более 15 лет и на сегодняшний момент это единственный действующий монастырь в епархии. Сейчас в нем 10 сестер. В Якутии очень большие расстояния, и я увидел, что организовать подворье на юге возможно.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2592737...

Поэтому понятно, что ситуация, которая исторически сложилась в Русской Православной Церкви, давно требовала разрешения и сейчас этот процесс идет. – Владыка, скажите, пожалуйста, по какому принципу были выделены две новообразованные епархии в Саратовской области и расскажите о двух новых епископах. – Предложения по территориальному составу епархий были высказаны мною. Основные принципы – это удобство управления епархией, наличие достаточно большого кафедрального города, самодостаточность, в определенном смысле, этих территорий. Что касается кандидатов в епископы... Игумен Пахомий (Брусков) и игумен Тарасий (Владимиров) – думаю, они знакомы многим из вас. Игумен Пахомий – мой постриженник, насельник Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры, из числа братии, которая в свое время приехала со мной в Саратов и помогала мне все эти годы, исполняя целый ряд обязанностей. Отец Пахомий – настоятель Свято-Троицкого собора Саратова, руководитель реставрационного отдела епархии. Это зрелый человек, очень хорошо знающий церковную жизнь, и у него уже есть свое видение устроения новой епархии. Я очень рад, что Священный Синод по моей рекомендации избрал его на этот пост. Второй кандидат – это игумен Тарасий (Владимиров), постриженник моего предшественника, архиепископа Александра. Он родился в Тамбове, служил здесь, в Саратове, еще до моего приезда, был экономом епархии. В последние годы – настоятель храма в честь Рождества Христова. За долгие десятилетия советской власти этот храм был не просто запущен, а осквернен, полностью перестроен, в нем был кожно-венерологический диспансер. Храм просто преобразился благодаря заботам и трудам отца Тарасия. Им же была построена еще одна церковь – в честь Сретения Господня на улице Буровой, полностью с нуля, на пустыре. Отец Тарасий, как сейчас принято говорить, крепкий хозяйственник и пастырь, который пользуется большой любовью своих прихожан. Думаю, что он будет очень хорошим архиереем для своей епархии – непростой, как мы знаем, потому что Балашов – сложная часть нашей области, во всех отношениях.

http://religare.ru/2_89600.html

Преподобный Сергий, видя благословение Божие над лаврской обителью, усердно молился о своей братии, и Господь утешил его пророческим видением. Подвижник увидел множество прекрасных птиц, которые летали не только по всему монастырю, но и вокруг ограды, и услышал таинственный голос: «Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно они будут украшены разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!». Птицы летали не только по всему монастырю, но и вокруг ограды: перед нами с высоты птичьего полета открывается вид на кельи и колокольни, церкви и соборы белокаменной Москвы. Поднявшись выше, мы оказываемся у порога другой монашеской кельи и вновь видим преподобного Сергия – спустя пять столетий после его блаженной кончины. Прп. Сергий утешает митрополита Московского Филарета (Дроздова) в момент сильного душевного смущения. Келья владыки Филарета располагалась на втором этаже Митрополичьих палат, здесь он прожил 46 лет и принял блаженную кончину. Прп. Сергий явился владыке Филарету в тонком сне. «Дверь, которую я обыкновенно запираю, тихонько отворилась, и вошел преподобный, старенький, седенький, худенький и росту среднего, в мантии без епитрахили», – рассказал митр. Филарет своему духовнику, наместнику Троице-Сергиевой Лавры, прп. Антонию (Медведеву). Владыка переживал тяжелый период, накануне он отказал императору Николаю I в просьбе освятить триумфальные ворота, установленные в честь победы над французами. Совесть подсказывала митр. Филарету против освящения ворот с языческими статуями, но вместе с тем он не желал опечалить государя. Только его духовник поддерживал решение владыки отказаться от освящения ворот, все остальные советовали не прекословить императору. Беспокойство было таким сильным, что митр. Филарет занемог. Но прп. Сергий, наклонившись к кровати, сказал владыке: «Не смущайся, все пройдет…». Действительно, государь не стал настаивать на освящении, и вопрос решился сам собой. Преподобный Сергий был одним из самых любимых святых митрополита Филарета, и он часто обращался к нему в молитве. Вот отрывок из проповеди владыки: «Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз изречено здесь имя Пресвятой Троицы? Вошел бы в него на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горячая лучина светит чтению, но сердца молящихся горят тише и ясней свещи, и пламень их достигает до неба, и ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной келии, чтобы мог я вздохнуть ее воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий преподобного Сергия, который орошался дождем слов его, в котором впечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных. Дайте мне облобызать прах её сеней, который истёрт ногами святых, через который однажды преступили стопы Царицы Небесной».

http://sobory.ru/article/?object=04014

При этом не надо забывать, что процесс восстановления Церкви, который начался 15-20 лет назад, еще далек от завершения. И Церковь восстанавливается не не за какие-то иностранные деньги или за счет государственной казны, а руками, трудами и средствами обычных людей, которые сегодня живут рядом с негодующими свидетелями церковного возрождения. Только вместо негодования эти люди на протяжении 20 лет буквально как муравьи в разоренный муравейник несли всё, что у них было. Абсолютно всё, начиная от посуды, чтобы после службы во вновь открывшемся приходе можно было собраться и попить чаю, и заканчивая мебелью. Я знаю, как люди на дому шили облачения для священнослужителей и всё, необходимое для совершения богослужения и обустройства храма — покрывала, аналои. Я сам прошел через это — мне пришлось буквально из руин восстанавливать подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве. Я начинал один, и каждый человек, который приходил и оставался помогать, прошел через мое сердце. Поэтому мне это все хорошо знакомо — возрождение церковной жизни началось на моих глазах, но слышать от других людей сожаления об ушедшем времени церковной несвободы мне, по меньшей мере, странно. Скорее всего, те, кто так говорят, не были тогда по-настоящему в Церкви. Они были сторонними наблюдателями. И Церковь их устраивала в том виде, в каком была, поскольку она еще была и формой оппозиции государственному режиму. Ее били, ее уничтожали, над ней издевались. Но все-таки она существовала, и сам факт ее существования представлял собой оппозиционную силу в Советском Союзе. И многих Церковь в первую очередь интересовала именно как помощник в борьбе против той власти, которая была. Отсюда и недовольство современной ситуацией. Сращивание, которого нет Сегодня довольно часто приходится слышать обвинения в адрес Церкви, что из гонимой государством она якобы превращается в некую государственную силу. Это глупость — единственное, что я могу ответить на это и всегда отвечаю. Во-первых, слухи о сращивании Церкви с государством, мягко говоря, очень сильно преувеличены.

http://pravoslavie.ru/37112.html

Просвещение помогает сохранить веру, когда кажется, что привычный порядок рушится, когда оказывается, что даже в храме можно заразиться. Просвещение помогает отделять веру от суеверий и различных ложных пророчеств, особенно широко распространяющихся в дни бедствий — что мы видим и сейчас. Значит, в приходской жизни необходимо уделять постоянное внимание изучению вероисповедания, Священного Писания, основ литургики. Храм закрыли власти, а община уцелела Сейчас мы в городах столкнулись с ситуацией, немного напоминающей ту, с которой 80–90 лет назад столкнулись многие православные христиане в нашей стране — когда храм закрывался властями и прихожане оказывались разобщены.  Но при этом некоторые общины сохранялись — несмотря ни на беззаконное отнятие храма, ни даже на репрессии. Например, община церкви святого Николая на Маросейке, основанная святым праведным отцом Алексием Мечевым и окормлявшаяся затем его сыном священномучеником Сергием и другими священниками — уцелела несмотря на закрытие храма и даже после ареста священников и расправы над отцом Сергием. До конца своей жизни общинники поддерживали связи друг с другом. Конечно, сейчас жить гораздо проще — во-первых, потому что нет преследований православных за веру, а во-вторых, потому что есть много способов связи. И значит, остается только захотеть налаживать «горизонтальные» связи. Видеть друг друга не только в храме или за чашкой чая после службы. Но знать друг о друге, помогать, заботиться, не терять и не теряться. Это поможет преодолеть трудные времена без разобщения и потерь.  Как епархии и монастыри восприняли ограничения Если говорить о жизни Русской Православной Церкви и епархий, то характерным стало критическое отношение ряда епархий и монастырей к распоряжениям Патриархии.  Если в «Инструкции настоятелям приходов и подворий» содержались весьма серьезные изменения правил совершения таинств в условиях пандемии, то, скажем, Духовный собор Троице-Сергиевой лавры констатировал , что «меры, являющиеся ответом на запросы органов государственной власти, не должны подвергать сомнению нашу веру и убеждение в невозможности заражения какой-либо болезнью через принятие Святых Таин Христовых или при участии в иных таинствах Церкви» и потому «высказано пожелание о сохранении обрядовой стороны причащения мирян в прежней форме». То есть нечто противоположное тому, что содержится в инструкции Священного Синода.

http://pravmir.ru/pandemiya-kak-zadanie-...

Ряд работ отмечен благодарственной грамотой шеинской программы, среди них - работа клирика Санкт-Петербургской епархии, преподавателя СПбДА иерея Игоря Иванова . Отец Игорь рассказал, что изучает наследие румынского богослова протоиерея Думитру Станилою. Он отметил, что священномученик Сергий Шеин был сторонником правой консервативной идеи, а ранние статьи протоиерея Думитру Станилою о национальной идее созвучны проблематике правого консерватизма. Православная Румыния в довоенные годы была настроена резко против большевизма. Румынское политическое богословие для нас очень важно, тем более что православная политическая теология не очень развита. К сожалению, культура Румынии в России известна мало. Александр Мраморнов рассказал, что его усилиями и трудами энтузиастов восстанавливается единственный в России храм святой Аллы в селе Старая Потловка Саратовской области. По всей территории нашей страны разбросана масса памятников истории и культуры, находящихся в плачевном состоянии, и не везде находятся энтузиасты для из восстановления. Историк обратил внимание, что до сих пор нет мемориальной доски на здании Большого зала Филармонии, где проходил Петроградский процесс. Отсутствует табличка и на здании Библиотеки имени Маяковского - в этом здании находилось подворье Троице-Сергиевой лавры, где служил будущий священномученик архимандрит Сергий (Шеин). Благодарственная грамота была вручена также члену экспертного совета премии профессору РГПУ имени Герцена, известному историку Сергею Фирсову. В благодарственном слове ученый высоко оценил Шеинскую премию. Он подчеркнул, что церковные историки разобщены, а такого рода инициативы могут способствовать созданию сообщества единомышленников. Благодарственная грамота была вручена и администрации Российской национальной библиотеки. Кроме того, библиотеке была подарена книга " Сибирское соборное совещание " . Архимандрит Сергий (Василий Шеин; 1870 - 1922) - выходец из старинного дворянского рода, десятый ребенок в семье коллежского секретаря Павла Шеина.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Слова преподобного Антония оказались пророческими: в дальнейшем связи между русским и афонским монашеством были тесными и взаимополезными. История сохранила имена целого сонма известных русских подвижников, получивших богатый опыт духовной жизни в афонских монастырях, а потом продолживших свое служение в Отечестве. Многие прославленные монастыри и монашеские традиции на Руси возникли и развивались по образу и примеру святогорского монашества. Преподобный Сергий Обнорский, ученик и сподвижник основателя Троице-Сергиевой лавры преподобного Сергия Радонежского, преподобный Арсений Коневский, основавший обитель на одном из островов Ладожского озера, преподобный Нил Сорский, создавший школу монахов-нестяжателей, преподобный Паисий Величковский, вдохновитель всемирно известного русского старчества, и многие другие начинали путь иноческого жития под руководством опытных наставников-святогорцев. Народы Руси не только черпали со Святой Горы духовные блага, но и вкладывали все самое ценное и лучшее в эту всеправославную сокровищницу благочестия. Множество наших соотечественников, движимых желанием исполнить Евангельский завет Господа нашего, оставляли свои дома и близких, становясь насельниками русского Пантелеимонова монастыря, Андреевского и Ильинского скитов, других монастырей, скитов и келий на Афоне. Со всех концов нашей Родины посылались в афонские монастыри богатые вклады и дары, которые по сей день украшают монастырские храмы. Отрадно, что наше время не ослабевает духовная связь Святой Горы со странами исторической Руси. Радостно видеть постоянно увеличивающееся число наших паломников, посещающих это святое место. В Русской Церкви издается все больше книг об Афоне, растет интерес к истории Святой Горы, духовным ценностям ее обителей, богослужебной жизни, чему немало способствует деятельность Афонских подворий в Москве и Киеве. После падения атеистической власти у русского народа открылись новые возможности проповедовать Христа Спасителя. Девяностые — начало двухтысячных годов ознаменовались глубочайшими переменами в жизни нашего народа. Открылись тысячи новых храмов и сотни монастырей. Но самое главное — что это духовное возрождение опиралось на ту самую традицию благочестия, которая хранилась в генетической памяти нашего народа и которую не смогли разрушить даже самые страшные гонения.

http://patriarchia.ru/db/text/3019426.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010