Однажды, в 1986 году, в канун моего дня Ангела, духовник поздравил меня с праздником и подарил несколько книг. Среди них был «Путеводитель по Киево-Печерской Лавре» издания 1916 года, в котором был перечень лаврских святынь и богослужений. Один мой друг сказал: «Ну вот, будешь благочинным Киево-Печерской Лавры». Это была дружеская шутка, в те годы мы даже не мечтали об открытии Печерской обители... Но прошло ровно 10 лет, и я действительно стал благочинным Лавры. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: В годы моей жизни в Троице-Сергиевой Лавре (1986–1992) духовником братии был архимандрит Кирилл (Павлов). Мы, воспитанники семинарии, ходили к нему вечером: батюшка читал Священное Писание просто читал, начиная с Книги Бытия и заканчивая Откровением Иоанна Богослова, и после этого беседы, обсуждения, объяснения. После угощал всех чаем… Для студентов это было удивительное время: они могли общаться с человеком духовно опытным, который не читал лекции, а говорил от сердца то, что рождалось у него при чтении Священного Писания. Трудно говорить об отце Кирилле, потому о нем много доброго сказано самыми разными людьми. Конечно, он был и остается примером духовника. Но его главная черта необыкновенная любовь, которую чувствовали все приходившие к нему. Есть очень хороший критерий, по которому можно отличить человека по-настоящему духовного от того, кто в эту духовность вольно или невольно играет. Отец Кирилл был строг к себе и необыкновенно терпелив и ласков ко всем окружающим. Тот, кто играет, наоборот — снисходителен к себе и очень строг к людям… В то время, когда отец Кирилл принимал людей, он каждого встречал с радостью. Сам он необыкновенно спокойный, необыкновенно трезвый человек. В нем нет и не было никогда ни капли какой-то преувеличенной эмоциональности. Есть такое понятие — естественность в общении. Вот в нем эта естественность проявляется в высшей степени. Я у него исповедовался перед монашеским постригом и, конечно, все те годы, пока был насельником Лавры, включая время учебы в Болгарии. Мы с братией Подворья достаточно регулярно вместе ездили к нему, и каждый раз воспринимали встречу с ним как милость Божию. Иногда не было возможности долго беседовать, но само присутствие этого человека, его пример решали возникшие проблемы.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/09/lyubov...

В середине XVIII века императрица Екатерина Великая составила свою версию жития святого, которого она особо почитала, не жалея сил на богомольные походы. Житие это, написанное высоким стилем, было ориентировано на аристократическую аудиторию, хотя основывалось на классическом славянском тексте жития. Во второй половине XVIII века было русифицировано немало литературных версий христианских текстов – достаточно вспомнить черновые варианты переводов и литературных сочинений прп. Паисия Величковского . А в XIX веке св. митрополит Филарет (Дроздов) написал житие прп. Сергия для народа и для монахов. Авторитетность этого жития подтверждает то, что оно читалось на всех всенощных Троице-Сергиевой Лавры на утрени. Это же житие было переведено на другие языки мира, включая греческий. Во второй половине XIX века появилось ещё множество народных версий, включая, в частности, житие, составленное известным публицистом-насельником Троице-Сергиевой Лавры иеромонахом Никоном (Рождественским) , будущим архиепископом, – особо в год 500-летия со дня смерти прп. Сергия. В 1892 году вышли десятки и сотни публикаций, посвященных преподобному. Впервые мировая общественность смогла по-настоящему обратить внимание на личность великого русского святого. В XX веке, отмеченном революционными и военными катаклизмами, память о прп. Сергии, казалось бы, должна была уменьшиться. Однако вопреки беспамятству и безумию эпохи библиотекарь Московской духовной академии Константин Михайлович Попов с 1900 вплоть до своей смерти в 1954 году продолжал вести библиографическую базу данных о преподобном Сергии, которая в итоге составляет около 4000 записей. В эту базу входили не только библиографические записи, но и пометки более широкого характера: например, то, что село, отбитое у немцев на Украине, назвали Сергиевкой. По этой исчерпывающей базе можно проследить, насколько прп. Сергий был известен не только в России, но и далеко за рубежом. Вторая половина XX века в распространении влияния прп. Сергия оказалась особо плодотворной. Сергиевский институт в Париже, храмы прп. Сергия в различных городах мира: Стокгольме (Швеция), Порту-Алегри (Бразилия), Милане (Италия), Берлине (Германия), Будапеште (Венгрия), Чанг (Таиланд), Шеньчжэнь (Китай), Йоханнесбурге (ЮАР), и ряд сергиевских подворий оказались значимыми вехами в распространении наследия прп. Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 24 февраля 2012 г. назначен штатным священником храма апостолов Петра и Павла в Лефортове г. Москвы. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г ( журнал 78 ) назначен наместником Донского ставропигиального монастыря  г. Москвы. 1 сентября 2012 г. Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан игумена Донского монастыря. Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. ( журнал 63 ) избран викарием Московской епархии с титулом «Бронницкий». 27 октября 2015 г. в храме блгв. кн. Александра Невского Донского монастыря г. Москвы митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита. Наречен  во епископа 5 ноября 2015 г. в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке г. Москвы. Хиротонисан 2 декабря за Литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла в ноябре 2015 г. назначен управляющим Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 10 апреля 2017 г. в дополнение к несомым послушаниям назначен и.о. настоятеля Патриаршего подворья храма вмч. Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы. Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. ( журнал 9 ) назначен наместником Троице-Сергиевой лавры с титулом «Сергиево-Посадский», с освобождением от должности наместника Донского монастыря. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 28 февраля 2019 г. освобожден от управления Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 12 марта 2019 г. в дополнение к несомому послушанию назначен управляющим Северным викариатством г. Москвы. В июле 2019 г. освобожден от должности председателя Комиссии по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г. ( журнал 51 ) освобожден от должности наместника Троице-Сергиевой лавры с сохранением обязанностей викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Наро-Фоминский»; назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата (журнал 52).

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5201935...

С 1891-1917 гг. настоятелем храма был священник Николай Ефимов (1865-1917). После смерти о. Николая настоятелем был назначен священник Даниил Степанович Дымов (1884-1918) расстрелянный по приговору трибунала 11 ноября 1918г. Как и во многих других приволжских селах, большую часть населения в Верхнем Услоне составляли старообрядцы, но было и немало активных сторонников Православной церкви. За последние два с половиной года в Свято-Николо-Ильинском храме произошли серьезные изменения. При содействии главы администрации района в первую очередь были положены мраморные полы; полностью заменена электропроводка. Был отреставрирован Ильинский предел храма, который был освящен высокопреосвящейнешим архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием 2 августа 2001 года. В том же году была создана система газового отопления. В 2002 году в храм была проведена вода, была построена кирпичная ограда вокруг храма. В 2003 году произведена внутренняя покраска храма; покрашены купола. Была благоустроена территория вокруг храма, положен асфальт. Убедительно просим Вашего содействия в оказании благотворительной помощи по строительству подсобных помещений, благоустройству территории, капитальному ремонту храма. Наш храм является моральным, духовным и историческим достоянием Республики Татарстан. В прошлом он был подворьем Свято-Троице-Сергиевой Лавры г. Сергиев Посад. При храме до сих пор находится склеп-усыпальница графов Меньшиковых. С благодарностью и уважением о. Владимир Чибирев Настоятель Храма С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Дарован и Верхнему Услону Божий Храм, посвященный святителю Николаю-чудотворцу, святому, наиболее почитаемому на Руси, с приделом во имя пророка Божьего Илии.   Верхний Услон в одном документе 1594 года описывается так: «Сельцо Услон, что было займище у реки Волги на берегу выше Гостина острова, а ниже каменных гор, против Ирехова острова, а ниже изголовина казанского устья на горной стороне, а в селе храм Николы чудотворца, а в храме образы и книги и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строение монастырское Троице-Сергиева монастыря, да в селе двор монастырский». Таким образом, село Верхний Услон было вотчиной Троице-Сергиева монастыря с самого начала своего возникновения. 

http://sobory.ru/article/?object=02526

В 2010 г. в Брянском государственном университете им. академика И.Г. Петровского защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Воздействие Русской Православной Церкви на социальную сферу общества в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (на материалах Смоленской области)». 30 апреля 2012 г. назначен настоятелем храма-памятника в честь Воскресения Христова в Катыни. С июля 2014 г. — сотрудник Управления делами Московской Патриархии. 9 марта 2015 г. назначен на должность ответственного секретаря Управления делами Московской Патриархии. В 2014-2017 гг. обучался в докторантуре Христианской богословской академии в Варшаве, по окончании которой защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора теологии на тему «Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский и его пастырское служение в Польше и России». Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. избран епископом Люберецким, викарием Патриарха Московского и всея Руси, и назначен на должность председателя Синодального отдела по делам молодежи. С мая 2017 г. — член Высшего Церковного Совета и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 10 мая 2017 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 22 мая 2017 г. назначен настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы — Патриаршего подворья на Крутицах г. Москвы. Наречен во епископа 3 июня 2017 г. в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры. Хиротонисан 4 июня за Божественной литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. назначен ректором Санкт-Петербургских духовных школ, с освобождением от должности председателя Синодального отдела по делам молодежи. Определено быть викарием Санкт-Петербургской епархии с титулом «Петергофский».

http://pravmir.ru/episkop-petergofskij-s...

Успенская церковь была закрыта в 1932 году. В здании бывшего храма хранилось зерно. Во время войны под церковными сводами размещался краеведческий музей, который поддерживал церковь в надлежащем состоянии. Но в 1958 году музей был закрыт вместе с упразднением Епифанского района. Храм пришел в запустение. В последующие годы сначала была разобрана ограда, потом - частично холодный храм, а вскоре до фундамента разобрали и теплый. С 2002 года в Епифань часто стал приезжать архиепископ Феогност из Сергиева Посада, являвшийся наместником Свято-Троицкой лавры. В один из дней марта 2003 года, после посещения храма Сергия Радонежского на Красном холме Куликова Поля, архиепископ прибыл в Епифань. Ему открылся удивительный вид со старинной Успенской церковью на холме Федосьина городища, как будто парящая над рекой Дон. В тот же день владыкой Феогностом было принято решение о необходимости восстановить храм. При восстанавливаемой церкви был создан женский скит, который стал подворьем Троице-Сергиевой лавры. Из Сергиева-Посада в скит приехала настоятельница будущей обители матушка Фекла. В июне 2002 года были начаты реставрационно-восстановительные работы. Был воссоздан алтарь, установлен иконостас с образами. В 2004 году были обновлены купола и установлены позолоченые кресты. В 2006 году на колокольню подняли семь колоколов. В конце лета 2007 года ремонт и строительство храма завершились. В настоящее время скит живет обычной монашеской жизнью. Сегодня в скиту проживает 20 насельниц. http://епифанец.рф/uspenskay_church.html Успенская. Церковь эта обращена в приходскую из монастырской. Существовавший при ней Успенский мужской монастырь делается известным с 1669 г., когда им управлял строитель Лаврентий Софронов. В 1724 г., по малочисленности братии, он приписан был к Пройковой Успенской пустыни, Липецкого у. Тамб. губ. По описи города Епифани в 1761 г. значится: „в пустыне или монастыре церковь каменная Успения Пресв. Богородицы, при оной придел Богородицы Тихвинской и на паперти колокольня каменная”

http://sobory.ru/article/?object=02140

Изменение границ губерний по указу имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. заставило Синод вновь пересмотреть епархиальную структуру. В 1798 г. Синод предложил передать все храмы Калужской губ. в ведение Калужского и Боровского викария Московской епархии с изменением титула митрополита на «Московский и Коломенский». Император с этим не согласился, и в соответствии с его указом от 5 окт. 1798 г. храмы Калужской губ. вошли в состав Д. в. Общее число подведомственных Дмитровскому епископу церквей составило 772 (83 в Дмитровском у., 689 в Калужской губ.). Однако это решение было неэффективным, и в следующем году была образована самостоятельная Калужская епархия (см. Калужская и Боровская епархия ), 1-м архиереем которой 16 окт. 1799 г. был назначен Серапион (Александровский). На Дмитровскую кафедру 25 дек. 1799 г. в Троице-Сергиевой лавре был хиротонисан Серафим (Глаголевский) , бывш. ректор МДА и архим. Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . Его резиденцией стал Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . Под упр. еп. Серафима состояли храмы Дмитрова, Звенигорода, Клина, Волоколамска, Рузы, Можайска и Вереи с уездами, всего 436 храмов. 4 апр. 1800 г. в его ведение поступили также 101 церковь и 3 монастыря Серпуховского духовного правления упраздненной Коломенской епархии . 29 янв. 1804 г. еп. Серафим был переведен на Вятскую кафедру, 7 февр. того же года в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге во епископа Дмитровского был хиротонисан бывший ректор МДА Августин (Виноградский) . Его резиденцией было определено Московское подворье Саввина Сторожевского монастыря. К обязанностям викария добавилось поручение митрополита при возникновении священнических вакансий и претензий на них «неученых церковников» оповещать МДА и Троицкую ДС, предлагая занять место кому-либо из учеников. Еп. Августину было также поручено «смотрение над академиею, чтобы все, особливо учителя и проповедники, должности свои проходили рачительно и исправно». С 13 июня 1811 по 19 февр. 1818 г. архиерей управлял Московской епархией. 30 авг. 1814 г. «за оказание услуги во время вторжения неприятеля в Москву и за успешное приведение духовной части в порядок» Августин был возведен в сан архиепископа, назначен архимандритом Троице-Сергиевой лавры, членом Святейшего Синода и управляющим Московской епархией, с 19 февр. 1818 г. архиепископ Московский и Коломенский. 19 янв. 1819 г. во епископа Дмитровского был хиротонисан архим. московского Высокопетровского мон-ря Лаврентий (Бакшевский). Инструкцией архиеп. Августина еп. Лаврентию поручалось управление церквами и мон-рями, состоявшими в ведомстве Дмитровского, Звенигородского, Клинского, Рузского и Волоколамского духовных правлений.

http://pravenc.ru/text/178617.html

К концу XVII века Троицкий собор сильно обветшал, почему игуменом Рувимом, по благословению митрополита Савватия, в 1696 году он и был разобран, а вскоре началось строительство нового собора с колокольнею. Храм строился значительно больше первого, без притвора, с ложными обходными галереями, причём центральный вход в храм был с востока, со стороны алтаря. К колокольне с севера примыкала широкая лестница, выводившая на галерею. Из храма легко можно было попасть в трапезную палату как через Введенский храм, так и через переходные галереи. Весь комплекс строений, как прежде построенных, так и новых, объединённых стараниями архимандрита Рувима в одно целое, впечатляет даже сейчас в отсутствие других монастырских зданий. 27 июля 1700 года новый Троицкий собор вместе с колокольнею был освящён митрополитом Сампсоном. Это время было периодом наибольшего расцвета монастыря. Обитель занимала весь северо-восточный угол кремля, начиная от Никольских ворот к югу за Кирилловскую часовню, а к востоку до Пречистенской колокольни. Кроме храмов и братских келий, на территории обители находилось до 50-ти палаток, выходов и ледников, не считая других хозяйственных построек. Но всё это благополучие стало приходить к концу уже в год освящёния Троицкого собора. В 1700 году 24 октября по царскому указу Троицкий монастырь со всеми своими строениями, заводами, с учугами и со всеми угодьями был приписан к Троице-Сергиевой Лавре. Архимандрит Рувим с братией были переведены в Вознесенский монастырь, что в Земляном городе. Троицкий монастырский собор со всею утварью был передан в епархиальное ведомство, а в самой обители была оставлена лишь незначительная часть братии, которой, конечно, трудно было уследить за всем монастырским хозяйством, приходящим постепенно в упадок. Сретенский Долбилов монастырь, бывший подворьем Троицкой обители, в 1716 году был обращён в приходскую церковь, а в 1721 году по Высочайшему повелению совершенно уничтожен, и на его месте построено здание адмиралтейства. За это время, как Троицкий монастырь находился в ведении Троице-Сергиевой Лавры, к Троицкому собору был пристроен каменный придельный храм в честь Преподобного Сергия Радонежского, освящённый 25 сентября 1748 года. Каменной колокольни в то время в монастыре уже не было, почему к этому придельному храму была пристроена деревянная колокольня. В 1764 году Троицкий монастырь был снова передан в епархиальное управление, но астраханский губернатор Бекетов сумел убедить императрицу Екатерину II отдать все монастырские строения в ведомство губернатора для использования их местной гарнизонной школой. Губернатор Бекетов в передаче монастыря в его ведомство имел определённые корыстные побуждения, так как за обителью ещё сохранялись некоторые угодья, сады, амбары и лавки. Всё это губернатор постарался использовать в своих личных целях. Для монастыря наступали самые тяжёлые времена полного разрушения, чуть было не приведшие к полной его гибели.

http://sobory.ru/article/?object=18059

8 августа 2009 года настоятелем Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря назначен игумен Стефан (Макаров), служивший ранее в храме Новомучеников и Исповедников Российских подворья Екатерининского монастыря на бывшем расстрельном полигоне НКВД «Коммунарка» Ленинского района Подмосковья. Монастыри всегда были центрами духовной жизни того региона, в котором они находились, несли не только молитвенное, но и просветительское служение людям. Вследствие малочисленности православных церквей в районе монастырскому собору приходится выполнять задачи приходского храма. Тут приходят к вере, принимают Святое Крещение, духовно окормляются жители города Куровское, поселка Давыдово и ещё нескольких деревень. В Гуслицкой обители проводятся огласительные беседы для желающих приступить к таинствам Святого Крещения и Венчания, где можно приобрести ясные знания об основах православной веры и нравственности, стать сознательными и живыми членами Церкви. С 2010 года среди местных жителей бесплатно распространяется ежемесячная газета «Преображение», работает монастырская лавка, регулярно устраиваются православные ярмарки, действует воскресная школа для детей и для взрослых. Преподают в ней священники Алексий Кнутов, Александр Морозов, и Игорь Лысиков. Создана православная молодёжная организация «Гуслицкое братство», на занятиях которой немалое место отводится не только духовному, но и физическому развитию подростков, семейный клуб, общество трезвости и клуб для юношества. Организована и успешно действует служба милосердия «Преображение», являющаяся одной из лучших в Московской епархии. Периодически устраиваются встречи с известными в православном мире людьми, которые приезжают в Гуслицкую обитель поделиться с прихожанами своим жизненным опытом, знаниями и живой верой. Обитель посетили игумен Киприан (Ященко), профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов, старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Лидия Алексеевна Головкова, православная писательница Наталья Евгеньевна Сухинина, священник, окормляющий тюремные и исправительные учреждения, Николай Блохин, православная травница Людмила Борисовна Чернова, известный московский миссионер, соратник погибшего священника Даниила Сысоева , диакон Юрий Максимов, протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры, преподаватель Московской Духовной Академии; Валентина Андреевна Звонкова и Федорова Вера Ивановна — духовные чада протоиерея Михаила Труханова, протоиерей Валериан Кречетов.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

 Дивеевский монастырь, по сути дела, существовал негласно в лице монахинь, инокинь, послушниц, которые проживали в близлежащих деревнях. И вот Господь сподобил меня вырасти среди таких столпов православия. В среде истинных исповедников российских. -А какой это период был? -Начиная с 1979 года по 90-е годы, до самой перестройки. Мать Никодима умерла в 1990 году. Так жизнь моя протекала в Сергиевом Посаде под благодатным покровом Сергия и преподобного Серафима. Поскольку батюшка Серафим говорил матушке Никодиме: до открытия монастыря ты не доживешь, а подворье у тебя будет. И мать Никодима скончалась 15 марта, в день памяти иконы Державной Божьей матери. А вот ее ближайшая сподвижница и монахиня, которая ее принимала при постриге, монахиня Маргарита, в Дивеевском монастыре она почила в день памяти Новомучеников российских. Так что по милости божьей эти старицы дивеевские много вложили в меня.  -Матушка, вы там послушания имели?  -Ну да. Я жила там с матушкой Никодимой. По сути дела это было маленькое подворье. Там нас жило несколько человек. Мы рукодельничали, трудились в огороде, по дому делали работу. При этом мы работали на мирских работах. Меня взяли в больницу, и я работала с новорожденными маленькими детьми, которые были поражены детским церебральным параличом. Такая была наша деятельность - помогать больным детям. Это было организовано старцами Троице-Сергиевой лавры. Там мы были востребованы. Потому что в школах, это было уже тогда ясно, из-за наших убеждений не очень- то нас жаловали. И, несмотря на то, что у меня было хорошее образование, дорога в школу для меня была закрыта. А вот когда уже началась перестройка, пошло потепление, по божьей милости. Стали открываться воскресные школы при храмах, при монастырях. И у нас при Хотьковском приходе была открыта воскресная школа. Мы там тоже трудились вместе со священником. -Так где вы жили?  -В Сергиевом Посаде. А школа была в Хотьково. -А знаете матушку Анну Теплякову? -А как же! Конечно. Я очень хорошо знаю эту семью с 1979 года. Я о Тепляковых узнала еще до того, как попала в Сергиев Посад. Когда я училась в университете, у меня была знакомая матушка Силуана из Пюхтицкого монастыря. Я часто ездила в Пюхтицкий монастырь. И вот как раз из Пюхтицкого монастыря батюшка меня благословил к Тепляковым.

http://radonezh.ru/text/pamyati-igumenyi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010