Я не говорю о Бутовском полигоне, где были массовые расстрелы, а о таких обычных кладбищах. И вот что удивительно. Другие кладбища сносили, а его эта судьба миновала. И, может быть, как-то немножко чувствовалось, что оно безопаснее из-за обилия иностранцев. Потому что Советская власть всегда иностранцев уважала больше, чем своих, даже в те годы. Потом Господь сохранил его. Тут не прокладывали трассы, не рыли тоннели. Потом даже появился мэр Лужков, не стал здесь никаких благоустроительных работ производить. А с какого-то момента, с тех пор, как здесь похоронили его мать, оно было зарезервировано, сохранено, и от вмешательства московских властей тоже. Ну вот, такая краткая вам история.  А первые захоронения церковных людей здесь появились в 20-х годах прошлого века. И если мы войдем с вами с улицы «Госпитальный вал»- этот вход не считается главным, но сейчас по транспорту большинство людей именно оттуда приезжает, то у входа мы увидим слева на аллее, по которой мы шли, такую часовенку, не выдающуюся по архитектуре. В ней похоронен весьма известный среди верующих москвичей подвижник благочестия архимандрит Захарий Зосима. Фамилия его была Егорченков. А годы его жизни 1850-1936. Как говорит нам церковное предание, он был последним монахом-это предание не зафиксировано ни в каких протоколах- который покинул пределы Троице-Сергиевой лавры, когда ее закрывали после революции. Эта могила реально может быть там, потому что он был лаврским архимандритом еще до революции. Это документально подтверждено. О дальнейшей судьбе его не слишком много известно внешних фактов. А известно то, что в 1919-1922 годах он выполнял обязанности игумена на Саввино- Сторожевском подворье в Москве. В начале Тверской улицы подворье Саввино-Сторожевского монастыря сейчас заново установлено. Но то, что мы знаем о нем, не по всяким документам, а по памяти церковного народа, оно, может быть, стоит больше всяких важных свидетельств. Вот я начну с одного такого рассказа. Рассказ этот связан с другим выдающимся подвижником благочестия, кстати, тоже почивающим на Немецком кладбище, митрополитом Трифоном Туркестановым. До его могилки мы еще дойдем.. История эта произошла в 1934 году. И она вполне документальна. Митрополит Трифон служил тогда часто в еще не закрытом к тому времени храме Большого Вознесения у Никитских ворот. Сейчас его знают как один из храмов Центрального благочиния. И вот в какой-то момент он прервал литургию. В этом, кстати, отношении к богослужению митрополит Трифон в чем-то был похож на отца Иоанна Кронштадского. Такой харизматичный человек и пользовался необычными, нехарактерными интонациями. Ну, вот буквально на секунду отвлекусь, чтобы образ яснее стал.

http://radonezh.ru/text/o-tserkovnoy-mos...

В 1764 г. монастырь был упразднен, и церковь его обращена была в приходскую. Приход этой церкви образовывался постепенно. Из метрических книг 1780 г. видно, что приход состоял первоначально из команд инвалидной и пожарной и некоторых чиновников: в 1782 к нему присоединена была половина Кораблиной слободы, в 1797 г. часть Рождественской слободы, в последующее время Конная слобода и Ендовище. Всех прихожан в настоящее время в приходе числится: городских обывателей м. п. 187 и 224 ж. п. Приходский храм во имя Успения Божией Матери, каменный, с такой же колокольнею; в храме есть придел во имя Тихвинской Божией Матери. Когда построен этот храм, сведений не имеется, но, несомненно, он построен был ранее 1753 года, что ясно из надписи на Евангелии, имеющемся в храме: „сие святое Евангелие приложено вклад в Успенский монастырь в придел Тихвинской Божией Матери, что в граде Епифани 1753 года”. Существует ли храм в своем первоначальном виде, или подвергался капитальным изменениям, при возобновлении его в 1835 году, сказать нет возможности. В 1873 г. ветхий иконостас храма был возобновлен на средства доброхотных людей. Особенно чтимая икона храма - древний образ Успения Божией Матери. На содержание храма имеется капитал в билетах на сумму в 2852 р. 50 коп. Причт состоит из священника и псаломщика. В пользу причта получаются % с вкладного капитала в 2011 р. 35 к. ) Зверинский. Материал для историко-топографического uccлeдobahiя о монастырях, ч. II, стр. 382, 1302. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г., г. Епифань, стр. 284 Комментарии и обсуждение До 2020 года являлся подворьем Троице-Сергиевой лавры, преобразован в подворье Аносина Борисоглебского ставропигиального женского монастыря. 6 сентября 2020. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02140

В свою очередь значительная часть оставшихся после начала Первой мировой войны и революционных событий в России афонских монахов подвергалась репрессиям. Несколько десятков их оказались заключены в лагеря, тюрьмы или расстреляны. Пять бывших афонских были расстреляны в 1937-1938 гг. на подмосковном полигоне Бутово. Все они в 2000-х гг. были прославлены Русской Православной Церковью в лике новомучеников. Всего же в базе данных пострадавших за веру священнослужителей и мирян Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета имеется 12 святых новомучеников афонских (больше чем новомучеников Киево-Печерской Лавры и Троице-Сергиевой В начале 1920-х гг. русские афонские обители лишились всех своих подворий в России, в частности, одесские и петроградское подворья они фактически потеряли в 1923 г. Ново-Афонский монастырь был закрыт в 1924 г., братия подворий и Нового Афона в основном разогнана и, как правило, не получила разрешения вернуться на Святую Гору. В 1923-1924 гг. Свято-Андреевский скит остался без своего кавалского метоха, а Свято-Пантелеимоновский монастырь - без каламарийского, сикийского и касандрийского метохов, отобранных греческим правительством для размещения беженцев из Малой Азии. Испытывая значительные материальные затруднения, обитель была вынуждена продавать церковную утварь, облачения, иконы, хозяйственный инвентарь. Из-за скудости во всем и частых болезней смертность в монастыре достигала 50 человек в год, число братии с каждым годом сокращалось. Одновременно пришли в упадок монастырские мастерские и промыслы, созданные для обслуживания паломников. Были проданы принадлежавшие Свято-Пантелеимоновской обители суда, а также некоторая часть греческого собрания рукописей монастырской Уже на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 гг. прозвучала тревога за судьбу русских святогорцев. После 1917 г. все решения и международные договоры, связанные со статусом Святой Горы принимались без участия России. Тем не менее, и в них было предусмотрено сохранение прав и свобод насельников Афона - негреков, 10 августа 1920 г. оказался заключен Севрский договор между странами Антанты и Грецией, в 123-й статье которого Греция обязывалась «признавать и хранить традиционные права и свободы», которыми пользуются негреческие монашеские общины на Афоне, в соответствии с 62-й статьей Берлинского трактата от 13 июля 1878 г. Севрский договор ставил исполнение этого пункта под контроль Совета Лиги Наций, каждый член которого мог вносить в Совет предложение о принятии тех или иных мер против Греции за нарушение с ее стороны этого пункта.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=919

Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания, изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М.: Московский рабочий. 1994. Жития святых. Июнь. Издание Введенской Оптиной пустыни. 1992. Иоанн Кронштадтский , прав. Моя жизнь во Христе. М.: Благовест. Подворье Троице-Сергиевой лавры. 1998. Иоанн Кронштадтский , прав. Правда о Боге, мире и человеке, записанная в дневнике протоиереем о. Иоанном Ильичом Сергеевым (Кронштадтским). Извлечения из нового дневника за 1894–1899 гг. СПб.: Тип. В. Ерофеева. 1900. Лосский В. Богословие и боговидение. М.: Свято-Владимирское братство. 2000. Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым . М.: Подворье русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Правило веры. 1996. Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) . Нью-Йорк. 1988. Серафим (Соболев) , архиеп. Защита софианской ереси протоиереем С. Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви. Нью-Йорк. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь. 1993. Серафим (Соболев) , архиеп. Искажения православной истины в русской богословской мысли. София. 1943. Серафим (Соболев) , архиеп. Новое учение о Софии Премудрости Божией. Нью-Йорк. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь. 1993. Серафим (Соболев) , архиеп. Проповеди. София: Покровский монастырь. 1998. Серафим (Соболев) , архиеп. Об истинном монархическом миросозерцании. Статьи и проповеди. СПб.: Свято-Владимирский Русский Православный информационный центр в Новой Коренной пустыни. Община Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря//Литературный вестник. 1994. Серафим (Соболев) , архиеп. Русская идеология. СПб.: Свято-Владимирский Русский Православный информационный центр в Новой Коренной пустыни. Община Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря//Литературный вестник. 1994. Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2000. Сократ Схоластик . Церковная история. М.: РОССПЭН. 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

О принесении святых мощей преподобного Силуана Афонского в пределы Русской Православной Церкви рассказал учредитель Благотворительного фонда святителя Василия Великого К.В.Малофеев. А.Д.Беглов вручил митрополиту Илариону памятную медаль в честь 1000-летия присутствия русских на Святой горе Афон и благодарность рабочей группы при Президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию. Митрополит Иларион и А.Д.Беглов вручили памятные медали и благодарности заместителю председателя ОВЦС протоиерею Николаю Балашову, настоятелю московского Афонского подворья игумену Никону (Смирнову), настоятельнице Марфо-Мариинской обители милосердия игумении Елисавете (Поздняковой), секретарю ОВЦС по межправославным отношениям протоиерею Игорю Якимчуку, секретарю Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке празднования священнику Михаилу Асмусу, заведующему библиотекой Московской духовной академии игумену Дионисию (Шленову), декану Педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Т.В.Скляровой, настоятелю Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры протоиерею Павлу Великанову, главному дирижеру и художественному руководителю Московского Синодального хора А.А.Пузакову и другим лицам. Наградами также был отмечен ряд представителей Администрации Президента Российской Федерации, федеральных министерств, мэрии города Москвы, представителей предпринимательского сообщества, которые принимали участие в подготовке и проведении юбилейных мероприятий. По завершении заседания, отвечая на вопросы журналистов, митрополит Иларион отметил, что Афон это особое место, где на протяжении уже более тысячи лет проживают монахи разных национальностей, в том числе и русские иноки. «Это, конечно, условная дата, потому что речь идет о первом упоминании игумена русского афонского монастыря в летописях Афона, а если был игумен, значит, был уже монастырь. Таким образом, русские монахи присутствуют на Афоне больше тысячи лет. Тем не менее, мы взяли эту дату за точку отсчета, продолжил председатель ОВЦС. Мы провели масштабные празднования и на Афоне, где в торжестве приняли участие Святейший Патриарх Кирилл и Президент Российской Федерации В.В. Путин , и в России, где прошли масштабные торжества, и в других странах, входящих в каноническую ответственность Русской Православной Церкви, куда были доставлены мощи преподобного Силуана Афонского».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/30/mi...

Почему? Одна из причин — дефицит федерального бюджета. Другая — выявление приоритетов, т.е. тех монастырских комплексов, где работы, можно сказать, близятся к завершению. На нынешнем этапе это Соловецкий монастырь — объект всемирного наследия ЮНЕСКО. По нему действует отдельная программа в рамках программы «Культура России (2012-2018 годы)». Общий объем финансирования в 2016 году по объектам ансамбля монастыря, с учетом завершения работ по 2-х годичным контрактам, составит 811,045 миллионов рублей. Как мы видим, это довольно значительная сумма, которая позволит завершить работы на уникальном монастырском объекте. А на 314 с половиной миллионов рублей в текущем году продолжаются работы в Богородице-Рождественском , Высоко-Петровском , Иоанно-Предтеченском , Иосифо-Волоцком монастырях , на Успенском подворье Оптиной пустыни , в соборе Сошествия Святого Духа Вифанского подворья Троице-Сергиевой лавры , в храме Преображения Господня — Патриаршем подворье в селе Остров Московской области. Теперь поговорим о другом моменте, что для нас словно гири на ногах — затягивает процесс реставрационных работ, здорово его тормозит. Я имею в виду проведение конкурсных процедур и заключение контрактов с победителями. Регламент конкурсных процедур, проводящихся согласно Федеральному закону 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», во-первых, содержит сроки до трех недель от объявления конкурса до даты вскрытия конвертов, затем еще две недели уходит на рассмотрение конкурсной заявки, после чего следует процедура заключения контракта с победителем, а потом победитель конкурса обращается в Департамент государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры РФ за выдачей разрешения на проведение работ на памятнике, что тоже занимает немало времени. В результате от объявления конкурса до реального выхода реставраторов на объект проходит месяца полтора, а то и два... Кроме того, основным из критериев выбора является низкая стоимость работ, но, к сожалению, дешевле не значит качественнее.

http://patriarchia.ru/db/text/4585196.ht...

Тем не менее, озабоченность европейского сообщества проблемами, связанными с перспективами развития новых медицинских технологий, разделяет и российское общество. Книга " Современная медицина и Православие " , предлагаемая вниманию читателей, является первой попыткой заполнить информационный " пробел " , допущенный в издании Совета Европы, и рассмотреть этические проблемы современной медицинской науки и практики с позиции православной нравственной антропологии. Не только автор книги, но многие соотечественники понимали своевременность подобного издания, которое смогло состояться только благодаря их поддержке и участию. Прежде всего, хотелось бы высказать благодарность священнослужителям Русской Православной Церкви, с благословения которых книга станет доступной для православной российской общественности - архиепископу Истринскому Арсению, викарию Московской епархии, игумену Лонгину, настоятелю Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Неизменно теплым вниманием к нашей работе мы обязаны игумену Мелхиседеку, настоятелю Московского подворья Оптиной Пустыни. Мы благодарим настоятеля Университетской церкви св. муч. Татианы священника Максима Козлова и руководителя медикопросветительского центра " Жизнь " священника Максима Обухова, о. Хрисанфа, священника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, за полезные советы, столь пригодившееся в работе. Значительной поддержкой при подготовке настоящего издания мы обязаны священнику Владимиру Вигилянскому. Мы хотели бы выразить признательность Российскому гуманитарному научному фонду, поддержавшему исследовательский проект " Биоэтика и православная культура " , а также профессору Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, доктору медицинских наук А.В. Недоступу, академику РАМН, профессору Российского государственного университета В.А. Таболину, профессору, зам. директора Института Человека РАН Б.Г. Юдину, гл. редактору газеты " Татьянин День " В. Томачинскому за участие в обсуждении работы. Ирина Силуянова,Москва, ноябрь 1997 года Введение

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2204...

Шокина). Переоборудовал свой дом под филиал (подворье) Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря. В новосозданной обители в 1900 г. помимо настоятельницы обитало 40 сестер; еще 16 находилось на испытании. Первым священником храма стал П.А. Синев. На богослужения сюда являлись не только монашки, но и крестьяне близлежащих селений: Мануково, Большое и Малое Аксеново, Морщихино, Василево. Таким образом, храм женской общины выполнял функции и приходской церкви. Народная молва о новой обители со святыми иконами из Афона и Троице-Сергиевой лавры разнеслась далеко вокруг, привлекая многих богомольцев и паломников. Вскоре оказалось, что деревянный храм, вмещающий всего около 100 человек, в иные дни не мог принять всех верующих. В начале 1908 г. женская община была переименована в Ильинский Свято-Троицкий женский монастырь. Настоятельница его, мать Евстолия, была возведена в сан игуменьи. Тогда же был заложен грандиозный каменный соборный храм стоимостью в полмиллиона рублей - сумма огромная для того времени. Вскоре игуменья Евстолия умерла. Погребена она была у алтаря в нижней (теплой) части собора. Новой настоятельницей с возведением в сан игуменьи указом Святого Синода была назначена монахиня этого же монастыря мать Евпраксия. В 1909 г. при монастыре была открыта церковно-приходская школа для девочек. Помимо грамоты в объеме начальной школы воспитанницы постигали ремесло рукоделия, вышивания золотыми нитями. Для живущих в отдаленных селениях было устроено общежитие, где девочки жили на полном пансионе под присмотром опытных сестер монастыря. Учителями были священник Петр Алексеевич Синев и его супруга Анна Ивановна, окончившая полный курс Ржевского епархиального училища. Шли годы. Громадный соборный храм все больше и больше поднимался ввысь. 27 мая 1912 г. состоялось торжество по случаю поднятия креста на центральную главу храма. Когда был освящен храм, автору этих строк пока установить не удалось. В 1923 г. по решению властей монастырское подворье было закрыто, дом реквизирован и переоборудован под Дом просвещения и комсомольский клуб.

http://sobory.ru/article/?object=50520

Юнкера вели строгую благочестивую жизнь, выделяясь особым религиозно-нравственным настроем, и получили прозвище «товарищи-монахи»; они изучали творения святителей Димитрия Ростовского, Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Лествичника, сб. «Добротолюбие», а также труды С.-Петербургского митр. Михаила (Десницкого) . Законоучитель уч-ща и настоятель Михаило-Архангельской ц. прот. А. И. Малов заподозрил друзей, желавших по инициативе Брянчанинова бороться с греховными помыслами и еженедельно принимать Св. Тайны, в «политических замыслах» и масонстве. После этого оба друга вынуждены были сменить духовника. Каждое воскресенье они стали тайно исповедоваться и причащаться в ц. преподобных Сергия и Германа Валаамского подворья на Мясной ул., 9 (не сохр.). Один из старцев подворья мон. Серафим (Козлов; с 1834 г.- иеромонах, насельник Троице-Сергиевой пуст., с 1838 г.- строитель Череменецкого во имя апостола Иоанна Богослова монастыря ) сказал друзьям: «Здесь вы не удовлетворите души вашей, а… есть в Невском монастыре ученики отца Леонида, старца опытного и получившего образование монашеское от учеников старца Паисия Молдавского, они вам лучше укажут путь» ( Соколов. 1915. Ч. 1. С. 66). По воспоминаниям М., они обычно с 7 до 13 ч. проводили время в классах училища. По возвращении, скромно отобедав, отправлялись к вечерне в Александро-Невскую лавру , где после богослужений заходили для беседы и исповедования помыслов к ученикам прп. Леонида (Наголкина, в схиме Льва): иером. Аарону (Марякину; 1780-1844), казначею лавры, духовнику иером. Афанасию или монахам Харитону и Иоанникию (Бочарову, в схиме Леониду; 1783-1853), с 1834 г. насельнику Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . По окончании юнкерских классов Брянчанинов и Чихачёв поселились вместе на Невском проспекте в доме И. Ф. Лопатина, ежедневно посещали раннюю литургию в лавре, строго соблюдали посты, избегали увеселений. Друзья «совещались с иноками как с духовными отцами обо всем, что касается внутреннего монашеского делания, исповедовали свои помыслы, учились, как охранять себя от страстей, греховных навыков и преткновений» (Жизнеописание еп. Игнатия. 2002. С. 35-36). Сведения о друзьях дошли до митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Серафима (Глаголевского) , к-рый после беседы с Брянчаниновым разрешил иером. Афанасию исповедовать молодых офицеров. Сам прп. Леонид (Наголкин) весной 1826 г. остановился в лавре, где с ним в присутствии о. Иоанникия общался Брянчанинов. После этой встречи Дмитрий сказал М. В. Чихачёву, что принял решение просить отставки и искать спасения в уединении, но начальством был направлен в Динабургскую крепость (совр. Даугавпилс). В Инженерном училище еще в 30-х гг. XIX в. ощущалось влияние кружка любителей и почитателей «святости и чести», который в шутку именовался «сектой Брянчанинова», но оно приобрело более секулярный характер.

http://pravenc.ru/text/2563616.html

Я был знаком с деятельностью известных московских священников. Например, община отца Димитрия Смирнова тогда была в начале своего пути, и значительная его часть проходила на моих глазах. Сретенский монастырь — помимо того, что он является одним из наиболее внутренне благоустроенных монастырей, это один из самых больших московских приходов с ярко выраженной общинной жизнью. Община отца Артемия Владимирова, община храма святителя Николая в Кузнецах… Церковная жизнь Москвы была тогда очень интересной. Мы общались, были близки друг другу, интересовались тем, как идет жизнь в других московских храмах. — Мне кажется, важно сказать еще об одной общине, которая сложилась вокруг восстанавливающегося московского подворья Троице-Сергиевой Лавры. Когда Вы поняли, что люди объединяются, что приход сложился? — Знаете, я не ставил перед собой задачу создать общину в том смысле, о котором сейчас так много говорят. Я просто жил и делал то, что считал нужным делать как настоятель. Но так получилось, что вокруг подворья собрался достаточно большой приход. В последний год моего пребывания там на Вербное воскресенье причащалось примерно 800 человек, и большую часть прихожан я знал по именам. Люди объединялись, это было очень хорошо. Настоящая общинная жизнь — это прежде всего взаимопомощь. Это умение чувствовать и понимать окружающих тебя людей, тех, кто ходит с тобой в один храм, способность видеть их потребности и проблемы. Это готовность помочь самым разным образом: ведь кому-то нужно и можно помочь материально, а кому-то просто сказать доброе слово. Кто-то остался один, и его надо утешить, выслушать, пригласить в гости. Это нормальные, правильные, человеческие отношения, которые должны присутствовать в любом людском сообществе и которых тем не менее никогда не хватает. — Что важнее для формирования общины — внутренняя, собственно церковная жизнь храма или внебогослужебная деятельность? — Я всегда считал, что лучше всего объединяют людей на приходе правильно поставленное богослужение и исповедь.

http://pravoslavie.ru/82287.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010