" В этот же день в храме Христа Спасителя Алексий II возвел в архиерейский сан бывшего настоятеля московского подворья Троице-Сергиевой лавры архимандрита Лонгина, которому теперь предстоит быть епископом Саратовским и Вольским " , сообщает сайт " Newsru.com " . На сайте газеты " Московский комсомолец " также появилась статья Светланы Самоделовой, посвященная не столько Преображению Господню, сколько " Яблочному спасу " . Материал " Храм белый в яблоках " больше претендует на живые базарные заметки, щедро сдобренные народной метеорологией, рассуждениями о значении яблока и кулинарными рецептами. (http://www.mk.ru/numbers/509/article15968.htm) Появление заметок о празднике Преображения в светской прессе носит скорее дежурный характер, но тем не менее указывает на то, что информационные поводы, связанные с православной жизнью, закрепляются в повестке дня и оказываются небезразличными для читателей и зрителей. Об этом же косвенно идет речь и в статье Георгия Любарского " Народ чает церкви, но какой, не знает " с подзаголовком " Сказки общественного подсознания " , опубликованной на сайте " Globalrus.ru " . Автор берет за основу исследования фонда " Общественное мнение " , проведенных в 2001 году по поводу судебной реформы. Как оказалось, кроме изменений в судебной реформе, народ в первую очередь ждет изменений духовного, морального климата в стране: " нужна вторая линия власти - еще духовная власть, церковь " , " некоторые люди ожидают и желают появления идеологического контроля в обществе; они хотят роста моральности, духовного просвещения, духовного закона, который главенствовал бы над омертвевшими социальными механизмами суда, законотворчества " . При этом автор отмечает, что существующий " мировоззренческий вакуум " с точки зрения светского государства должна заполнять система образования, наука, которые и должны " давать людям требуемые ценности и моральные нормы " . Рассуждая о феномене " вакуума " , автор приходит к выводу, что " все имеющиеся у нас власти, все устройство общества в целом, от последней детали и до общего образа - все это общественное устройство представляется неполным, недостаточным.

http://pravoslavie.ru/4841.html

веры покровительство святой обители на границе с неправославными народами. Так обитель, возникшая на границе Русского государства, стала не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России. Другим делом преподобного Корнилия было основание в 1538 году во Пскове подворья монастыря с каменной церковью в честь иконы Божией Матери «Одигитрии». Во время своего управления монастырем преподобный .Корнилий учредил при обители иконописную мастерскую. Трудившиеся в ней монахи учились искусству иконописи в Мирожском монастыре и по возвращении в свою обитель писали иконы и помогали преподобному Корнилию украшать храмы и обучать других иноков. В монастыре были также столярная, кузнечная, керамическая и другие хозяйственные мастерские. О мученической кончине преподобного Корнилия написано в древней рукописи Троице-Сергиевой Лавры. Когда преподобный игумен Корнилий вышел с крестом на монастырские ворота навстречу царю Иоанну Грозному, разгневанный ложным наветом на святого игумена царь своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения Пресвятой Богородицы, названа «кровавым путем». Раскаявшись, царь пожертвовал Псково-Печерскому монастырю множество драгоценных вкладов, вписал имя Преподобного игумена в свой синодик, но память о содеянном преследовала его всю жизнь. Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене «Богом зданной пещеры», где невредимо пребывало 120 лет. В 1690 году митрополит Псковский и Изборский Маркелл перенес его мощи, прославившиеся исцелениями больных, из пещеры в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и положил в новом гробе в стене. 17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия были переложены в медно-посеребренную раку, а в 1892 году — в новую раку. Полагают, что служба преподобномученику была составлена ко дню открытия мощей в 1690 году. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта.

http://pravicon.com/info-2722

Владимир Легойда . Папины штаны . Фото Владимира Ештокина, Виталия Каплана//Фома. - – октябрь 2013. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Интервью номера:  Мария Порошина Фильтр веры . Беседовал Константин Мацан . Фото из архива Марии Порошиной, кадр их фильма «Анна Герман» (производство Star Media) и PhotoXpress//Фома. - – октябрь 2013. – С.8-12. – (рубрика « Интервью номера »). Имеются краткая биографическая (« Мария Михайловна Порошина », С.9) и информационная (« Антология христианской поэзии «Круг Лета Господня », С.10) справки. Известная актриса, игравшая во многих «громких» сериалах, участница проекта «Живая поэзия. Круг Лета Господня», удостоенного национальной книжной премии «Книга года – 2013» в номинации «Электронная книга». Реклама : С.13. Тема номера. Осуждение:   «Не суди». Заповедь невыполнима ? Вступление от Редакции. Фото: Petras Gagilas, Martin Sharman//Фома. - – октябрь 2013. – С.14-15. – (рубрика « Тема номера. Осуждение »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Петр Толстой , телеведущий, член Общественной палаты РФ//Фома. - – октябрь 2013. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Да не судимы будете . Беседа с редактором портала Богослов.ру, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры протоиереем Павлом Великановым . Беседовала Дарья Прохорова . Фото Андрея Ципана//Фома. - – октябрь 2013. – С.16-20. – (рубрика « Тема номера. Осуждение »). Реклама : С.21. Протоиерей Георгий Бреев , настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, окормляющий священнослужителей Западного викариатства Москвы. «Фабрика добрых мыслей». Об одной хорошей и одной дурной привычке. Подготовила Валерия Посашко. Фото - – октябрь 2013. – С.22-24. – (рубрика « Тема номера. Осуждение »). Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Осуждение должно быть под запретом . Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в четверг первой седмицы Великого поста, 21 марта 2013//Фома. - – октябрь 2013. – С.25. - (рубрика « Тема номера. Осуждение »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-126...

Вопрос о появлении иконописи в М. до сих пор остается без точного ответа. Первоначально большинство исследователей склонялось к мнению Голышева, что иконописное мастерство перешло к «обывателям-поселянам» от монастырских иноков ( Он же. 1865. С. 76), однако эта версия не подтверждается в документальных источниках. Бакушинский и Василенко считали, что иконописный промысел был перенесен в М. из Москвы ( Бакушинский, Василенко. 1934. С. 10). Однако наиболее убедительной является версия о заимствовании мстёричами иконного ремесла у жителей соседней слободы Холуй, находящейся всего в 22 км от М., впервые высказанная Голышевым ( Голышев. 1875. С. 215). В свою очередь появление иконного ремесла в Шуе и Холуе в 1-й трети XVII в. связано с тем, что эти села находились в вотчинных владениях Троице-Сергиевой лавры, имевшей здесь свои подворья. Безусловно мастера из Холуя, где иконное дело зародилось на столетие раньше, неоднократно посещали соседнюю Богоявленскую слободу, контакты между жителями этих сел во 2-й пол. XVIII в. зафиксированы документально ( Он же. 1865. С. 134-135). Так, сообщается о том, что в 1732 г. Федор Иванов был отпущен из М. на год в Холуйскую слободу к крестьянину Селивану Козьмину «для науки иконного ремесла». В 1743 г. отправился на 2 года в слободу Холуй Михайло Иванов Добрынин «для обучения иконописного ремесла» ( Он же. 1875. С. 215). И хотя к тому времени по источникам уже известны имена нек-рых мастеров Богоявленской слободы, мстёричи, видимо, по традиции предпочитали обучаться в Холуе, где иконники имели больший опыт работы. Среди наиболее ранних, сохранившихся до наст. времени икон, к-рые были исполнены в М., одна была упомянута еще Голышевым - это подписная Владимирская икона Божией Матери, созданная в 1762 г. Михаилом Будановым для одноименной церкви Богоявленского монастыря ( Он же. Иконы с надписями. 1871). Сохранились еще 2 иконы XVIII в., которые до революции 1917 г. находились скорее всего в местных мон-рях или в расположенных в округе церквах. Икона «Огненное восхождение прор. Илии» (XVIII в., Мстёрский художественный музей) выполнена в традиционной, довольно архаичной манере. Икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» написана во 2-й пол. XVIII в., находится в ц. Владимирской иконы Божией Матери Богоявленского монастыря. Учитывая большие размеры иконы, можно предположить, что она происходит из иконостаса какой-то местной церкви, возможно, из старообрядческого (единоверческого) храма (на иконе есть изображение двуперстного благословения). В ее стиле заметно взаимодействие 2 тенденций, характерных для провинциальной русской иконописи XVIII в.: элементы «живоподобной» манеры письма совмещены с более традиционными приемами в трактовке одеяний с пробелами более условной, геометризованной формы. Близкой к этой иконе по характеру живописи является икона 1729 г. холуйского иконописца Тимофея Данилова Ивановских ( Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 100-101).

http://pravenc.ru/text/2564270.html

Всегда архиереи, которые возглавляли митрополичью кафедру, относились с вниманием к этому служению в Петербурге. Здесь была открыта первая церковная больница святой Ксении Петербургской, которая была освящена еще святейшим патриархом Алексием. В Петербурге воспитывал студентов нынешний патриарх Кирилл, который обращал внимание на то, чтобы священник был миссионером и действительно умел любить людей. Сами петербуржцы – люди, пережившие блокаду. И хотя многих из них с нами уже нет, их потомки знают о страданиях не понаслышке. Мне кажется, петербуржцы очень милосердны, сострадательны. Все эти причины определяют высокий уровень дел милосердия в Петербурге. Традиции замечательных врачей, которые здесь жили, священнослужителей, общин сестер милосердия сохраняются и приумножаются. Сейчас идет объединение в единую сеть социального служения всех возникших в последние годы проектов. Продолжится и процесс привлечения к делам милосердия как можно большего количества людей, которые, может быть, даже еще далеки от церкви. - Быть волонтером сегодня популярно, даже модно. Как определить, искренний это порыв или дела " на публику " ? Чем отличительно истинное служение, меняющее сердце? - Это тайна, которая откроется только в конце мира на суде Божием. Сказать об этом сейчас очень сложно. Мы знаем об Иуде, который был истинным апостолом, а потом стал предателем. Мы знаем про Павла, который был гонителем, а потом стал ревностным христианином и первоверховным апостолом. В жизни все очень быстро меняется. Иногда человек идет от внешнего и приходит к внутреннему пониманию того, что он делает. Может быть и наоборот – начав с энтузиазмом трудиться ради больных, человек вскоре становится корыстным и тщеславным, заботится лишь о том, как он выглядит со стороны. Это очень опасная тенденция – делать благие дела не втайне. Есть такой замечательный писатель, подвижник святой Авва Дорофей. Он говорит о том, что больной больше благотворит тому, кто ему помогает, чем наоборот. Когда человек понимает, что доброе дело меняет его самого, – он на истинном пути. Беседовала Елена Куршук скрыть способы оплаты Комментарии Александров Андрей Александрович 22 октября 2015, 00:52 В данной статье Вы, Владыка, говорите, что корень всех зол - самолюбие. В то же время священник Павел Великанов, кандидат богословия, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, говорит: «Если бы вы задали мне вопрос: отец Павел, а любите ли вы себя, я бы без колебаний ответил: конечно же, да! После чего я поставил бы запятую и продолжил: человек, который не любит себя, хулит Бога». Так как же человеку, не разбирающемся в богословских вопросах, быть: любить себя или нет ? Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/86591.html

Давно ли, кажется, не более восьмидесяти лет, тут еще совершалось богослужение? Жив даже и человек, на нем присутствовавший (это 115-летний старец Дамаскин-Давид, скончавшийся в 1856 г.), и вот уже нет следов самого храма. Осталась одна лишь малая церковь Успения с немногими обрывками стенной живописи и та грозить падением; у самых ворот монастырских разрыта яма, из которой белеют человеческие кости: вероятно, тут была усыпальница братии; но на это равнодушно смотрят жильцы афонские. Итак, вот та знаменитая обитель русская, к которой искони стремились наши предки! Рука человеческая предала ее в руки времени и все исчезло. Теперь тут вой осенней дубравы или томный ропот ручья, или отклик отзывающихся иногда камней, вместо пения ликов в бывшем жилье иночествующих» 255 . Но, несмотря на такое печальное состояние описанных руин, каждый русский посетитель Афона от простолюдина до сына русского царя считает своим священным долгом поклониться им, полюбоваться очаровательными их окрестностями и оживить в своей памяти дорогое историческое прошлое, связанное с этими грудами камней, чудно перевитых диким плющом. Под живым впечатлением всего перечувствованного здесь невольно является у них похвальное желание видеть эти дорогие руины возобновленными. Подобное желание высказывают старцам Пантелеимоновского монастыря: в 1866 году архимандрит при русском посольстве в Константинополе Леонид (покойный наместник московской Троице-Сергиевской лавры), в 1867 году великий князь Алексей Александрович, в 1868 году епископ полтавский Александр и др. Старцы вполне разделяли мнение высоких посетителей Афона, но до 1868 года, по отсутствию денежных средств, не могли начать здесь каких бы то ни было построек. Только в этом году, 25-го июля после соборного водоосвящения во главе с преосвященным полтавским Александром, было приступлено к закладке корпуса для братии 256 . Новый корпус должен был войти в связь с остатками древней башни, в которую заключился царственный юноша, впоследствии знаменитый сербск ий архиеп ископ Савва, и откуда он выбросил через окно свои царственные одежды и волосы посланным отца, явившимся уговаривать его вернуться под родительский кров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Далеко не всегда приход в Церковь был связан с принятием Христа. Но трудно и наивно было бы ожидать чего-то другого после семидесяти лет советской власти. — Если приход людей в Церковь не был связан с главным — с принятием Христа, то как к этому второму Крещению относиться? — Нормально. Первый шаг к Церкви — это шаг через порог храма. Многих людей привела сюда просто генетическая память: «Русский — значит православный». Встретить Христа и узнать Церковь — было уже последующей задачей. Выполнить ее в тот момент в полном объеме было сложно даже чисто практически: в немногих сохранившихся храмах люди осаждали священников так, что они еле-еле со всем справлялись… — И тем не менее главный вопрос: сумела ли Церковь сделать, кроме первого шага, еще второй, третий и последующий… Изменилась ли ситуация за двадцать лет? — Сегодня в Церковь приходит людей больше, чем в 1990-е. Я считаю, у меня есть право судить об этом. В 1990-е годы я служил в Москве настоятелем только что открывшегося подворья Троице-Сергиевой Лавры. На моих глазах в Церковь приходило очень много людей. Задерживалось, конечно, меньше. Так происходит и сейчас, но только сегодня тех, кто остался, больше. Условная схема: допустим, в начале 90-х в городе было десять храмов, в них приходило по тысяче человек — всего 10 000 человек. Оставалось в каждом храме примерно по 20 человек, всего — 200. Сейчас в том же городе — сто храмов. В каждый приходит по сто человек — те же 10 000. Но теперь по 10 человек остается в каждом храме. Всего — 1000 человек. Это схема, но она отражает реальную динамику. — А это, с Вашей точки зрения, достаточный темп роста? Ведь прошло уже целых двадцать лет. Может быть, были основания ожидать более активного развития… — Это естественный для Церкви рост. Никакие взрывные процессы в Церкви невозможны. Для нее свойственно медленное прорастание в ткань народной жизни, и воцерковление народа занимает если не века, то, по крайней мере, поколения. И с моей точки зрения, сейчас происходит нормальное органичное развитие.

http://pravmir.ru/mitropolit-saratovskij...

За бульварным кольцом Большая Лубянка переходит в Сретенку. «Сретенье» – слово древнерусское и означает «встреча». Летом 1395 г. шел на Москву с полчищами воинов ордынский хан Тамерлан. Московское княжество не могло противопоставить ему равную силу. Оставалась надежда только на Бога и защиту Богоматери – покровительницы России. Тогда великий князь Василий Димитриевич повелел принести в Москву из Владимира чудотворную икону Божией Матери Владимирскую, написанную, по преданию, евангелистом Лукой и прославленную многими чудесами. Сретенский монастырь Десять дней несли на руках икону в Москву, и на всем пути стояли вдоль дороги люди и молили: «Матерь Божия, спаси Землю русскую!» Далеко за городскими воротами встречали икону московские жители: «весь град изыде противу иконы на сретение ея». Встреча произошла 26 августа. И Тамерлан неожиданно для всех прекратил поход и пошел назад. Москва избежала разорения, и в память о чудесном спасении на месте встречи иконы был устроен Сретенский монастырь . Ни одно богомолье царей, патриархов и простых паломников не обходилось без молебнов в Сретенском монастыре. Среди монастырских святынь – точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину. По преданию, именно в это покрывало было завернуто израненное тело Иисуса Христа, положенное после распятия на три дня в каменную пещеру. Сретенский монастырь стоит в конце Большой Лубянки, а в самом начале Сретенки расположился храм Успения Богородицы в Печатниках. Построен он в 1695 г. и называется так потому, что при зарождении в Москве печатного дела здесь расселили работников новой профессии, которых называли печатниками. На другом конце Сретенки, у самого Садового кольца стоит церковь Троицы Живоначальной . После Сухаревской площади храмы встречаются уже реже. Сначала попадаем на 1ю Мещанскую улицу.  В середине Мещанской, также слева, – возрожденное подворье знаменитого Серафимо-Дивеевского монастыря с часовней в честь одного из любимейших русских святых – преподобного Серафима Саровского .

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/bogomoln...

И тогда я уже начал вести осознанную церковную жизнь: исповедоваться, причащаться, ездить в паломничества. Затем встретил Владыку Лонгина - тогда игумена Лонгина, настоятеля Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве, человека, который дал мне в моей жизни чрезвычайно много. В общении с ним мое желание встать на монашеский путь быстро оформилось. Помню, во время одной из первых наших встреч Владыка спросил: «Молодой человек, чего вы вообще в жизни ищете и кем хотели бы стать?». Я ответил: «Вот, заканчиваю институт, буду православным инженером. Нашей стране, нашей Церкви нужны люди разных профессий, главное, чтобы было желание Богу поработать». На что Владыка с улыбкой сказал: «Что вы, в нашей стране вообще никакие инженеры не нужны, тем более православные». Меня эта мысль очень озадачила тогда, и, как со временем оказалось, Владыка был абсолютно прав. Православный инженер не пригодился, а все в моей жизни переменилось. И второй вопрос он мне задал: не думал ли я о священстве? Честно говоря, задумывался, но мое внутреннее устроение как-то серьезно помыслить об этом мне не давало, потому что я считал, что это великое служение, а я человек грешный. Мне казалось, что должен быть какой-то особый Промысел Божий, чтобы человек встал на этот путь. Хотя о монашестве, безусловно, думал. Меня захватила монастырская жизнь, я ездил в Оптину пустынь, и для меня все это было как-то очень остро и живо. Я искал послушания, покаяния, служения в самом высоком смысле этого слова. И Владыка тогда мне очень много дал, делился со мной своими мыслями. Он сказал, что вообще в наше время служение Христу, Его Церкви, священство - действительно, самое высокое, что может быть в жизни человека. Во многом мой дальнейший путь был определен теми встречами и беседами с Владыкой Лонгином. Я для себя совершенно четко понял, что если я выбираю монашество, то должен идти в монастырь не как в красивое здание с великим прошлым и известными именами, а я должен идти к людям, в какое-то реальное братство, где я мог бы научиться определенной традиции.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Игумену Андронику потребовалось лишь два с половиной года, чтобы поднять Валаамский монастырь на подобающую Северному Афону высоту. «Промыслом Божиим устроилось так, что этот человек сыграл определяющую роль в моей жизни, – вспоминал начальник Валаамского подворья в Москве игумен Петр (Романов), постриженный в монашество отцом Андроником. – Все свои дарования и энергию души он направил на создание духовного и культурного климата возрождающейся обители. Особенно следует отметить огромный вклад игумена Андроника в восстановление музыкально-певческой культуры Валаама. Будучи сыном церковного композитора, много писавшего для хора Троице-Сергиевой лавры, он очень внимательно относился к выбору богослужебных песнопений, ориентируясь на древние распевы как в оригинальном звучании, так и в обработке. В период его игуменства на основании возрождения древнего валаамского распева стал формироваться современный валаамский обиход, который теперь является настоящим сокровищем Северного Афона. Все, с чем отец Андроник сталкивался в жизни, он осмысливал с христианской точки зрения Все, с чем отец Андроник сталкивался в жизни, он осмысливал с христианской точки зрения. Талантливый и хорошо образованный человек, он легко находил общий язык с людьми из разных сфер культуры и искусства. Мне он как-то в свое время сказал, что признак духовного движения в человеке – либо культура, либо святость. Выросший в православной семье и с детства впитавший традиционную церковную культуру, игумен Андроник и монастырь обустраивал как единую семью. Так, например, он говорил, что ему бы хотелось, чтобы пища в трапезной для братии была домашней, а не такой, как в столовке». Мирская судьба Александра Сергеевича Трубачёва непринужденно переступила через комсомольскую юность, преодолела хулиганистый норов заядлого спартаковского болельщика, шагнула навстречу серьезному образованию в Историко-архивном институте и к 30 годам свершила главное: вернула в лоно духовного звания, предначертанного ему недюжинными предками – священномучеником Зосимой Трубачевым и священником Павлом Флоренским. К тридцатому году жизни он принял монашеский постриг.

http://pravoslavie.ru/139938.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010