Жизнеописание старца Феодора, Санаксарского монастыря строителя. М., 1890 (2-е и 3-е изд.). Жизнь и подвиги схимонаха Феодора. М., 1838; 3-е изд. 1907. Жизнь монаха и пустынножителя Василиска. М., 1849. Житие иеросхимонаха Анатолия (Потапова). Сост. иерей Геннадий (Беловолов) и М. Руденко. Введенская Оптина пустынь, 1995. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . М., 1892. (Есть также современные репринтные издания.) Житие и подвиги в Бозе почившего схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. 2-е изд. М., 1889. (Есть также современное репринтное издание.) Житие оптинского старца Варсонофия. Сост. Виктор Афанасьев. Введенская Оптина пустынь, 1995. Житие оптинского старца Нектария. Введенская Оптина пустынь, 1996. Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Введенская Оптина пустынь, 1994. Евстратий (Головановский), иеромонах. Игумен Вонифатий. Основатель и строитель скита Феофания. Киев, 1873. (Есть также современное репринтное издание.) Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. М., Издательство Московского подворья Троице-Сергиевой лавры, 1999. Иеросхимонах Алексий, подвижник московского Симонова монастыря. 2-е изд. М., 1891. Избранные письма оптинского старца скитоначальника схиигумена Анатолия к монахиням/Изд. С. Четверикова «Душеполезное чтение», 1904. 7. Иувиан (Красноперов), монах. Валаамский летописец. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1862. (Есть также современные репринтные издания.) Кирик, схиархимандрит. Иноческие поучения. Мадрид, 1973. Кольцов С. Схимонах Филипп, основатель пещерной киновии при Гефсиманском ските/«Душеполезное чтение», 1881. 3. С. 209–221. Ковалевский А. Воспоминания о духовнике Киево-Печерской лавры, иеросхимонахе Антонии//«Душеполезное чтение», 1881. 1. С. 337–368, 444–469. Ковалевский А. Монахиня Дорофея, подвижница Сухотинского Знаменского монастыря Тамбовской губернии/«Душеполезное чтение», 1886. 1. С. 60–82, 197–214.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По академическому обычаю, на Петра Левшинова была возложена обязанность толковать Катехизис по воскресным дням. За эти толкования его называли " вторым Златоустом " и " московским апостолом " . На собеседования сходилось множество народа, некоторые с детьми. Во вместительной палате теснота и духота были чрезмерные, так что молодой проповедник во время двухчасовой проповеди обливался потом. Усердие слушателей воодушевляло его. Впоследствии он говорил, что никогда не был так счастлив, как в это время, и никогда его с таким усердием и жадностью не слушали, хотя, когда он стал архиереем, " собрания тоже были велики и ревностны " . Испытываемый в то время высокий духовный подъем он объяснял тем, что " был тогда сердцем чище " , и со смирением говорил, что теперь его грехи умножились. Через год после окончания академии Петр Левшинов был переведен преподавателем в семинарию при Лавре. Скоро он был пострижен в монашество с именем Платона и через год рукоположен во иеромонаха. Архимандритом Лавры был в то время Гедеон Криновский, придворный проповедник и член Св. Синода. Живя в Петербурге, он не раз вызывал к себе иеромонаха Платона. Проповеди последнего в Петербурге привлекли к нему внимание некоторых высокопоставленных лиц. Он сделался известен имп. Екатерине, которая назначила его законоучителем наследника престола Павла Петровича, а через 10 лет, когда Платон был уже архиепископом Тверским, — и невесты наследника, Натальи Алексеевны. Интересно, что на последнем назначении настояла мать невесты, герцогиня Гессен-Дармштадская, читавшая на немецком языке сочинение архиеп. Платона " Сокращенное христианское богословие " . После смерти Натальи Алексеевны преосвящ. Платон был законоучителем и второй жены Павла Петровича. Такое положение вынуждено преосвящ. Платона, вопреки монашескому сану, держать себя иногда, как светскому человеку. Он бывал на приемах во дворце, бывал даже в театре, в большой ложе, назначенной для членов Синода. Но его тяготило это вращение среди светских людей, и он был рад, когда его назначили архимандритом Троице-Сергиевой Лавры, и он, по должности, мог жить в тихом Сергиевском подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

После революции 1917 года храм был закрыт. В здание сначала был клуб, затем электроподстанция. Закрыт не позже 1930-х г.г., после войны там ничего не было, храм разрушался и к 1980-м г.г. заброшен. Возвращен верующим в 1992 г., отремонтирован со значительным упрощением первоначального облика. В ходе реконструкции были проведены ремонтные работы по обкладке храма красным кирпичом без привязки к основной кладке. Удивительно, но все основные конструктивные части храма были целы, и была возможность восстановить здание в изначальном виде, благо, что чертежи и фото сохранились и давали полное понимание изначального облика церкви. Но нет – «облагородили». В итоге было изменено первоначальное архитектурное решение фасадов, пропорции шатра, из практических целей пристроен храмовый притвор. Внутри храма была выполнена отделка и установлен фресочный иконостас, который привезли из Москвы. С 1995 г. храм имеет статус подворья Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры. Подворье принимает на отдых и реабилитацию по семейному типу слепоглухонемых детей сирот-инвалидов из Сергиево-Посадского детского дома. На территории Геленджикского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры начато строительство дома причта для проживания семьи священника. Летом 2015 г. был заложен фундамент дома. Удивляет ещё один факт - " облагороженный " храм в 2005 году поставлен на охрану под курьезным названием - " храм-часовня " . http://mihaylovskiy.prihod.ru/1402-2/; http://av-otus.livejournal.com/21502.html В 1970-е гг. по поручению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) в Геленджик приезжал специалист по памятникам архитектуры А. А. Клименко, руководивший краеведческой экспедицией по их выявлению. Тогда же было установлено, что храм на ул. Десантной едва ли не единственный сохранившийся из построенных по проекту В. А. Покровского и подтверждено его авторство. Известно, что строительство храма велось по подписке, т. е. за счет средств, собранных его будущими прихожанами - богатыми дачевладельцами, а не за счет казны или Сухумской епархии, в ведении которой находились приходы Черноморской губернии. Как и для многих христианских храмов, место было выбрано в центре средневекового курганного могильника, как бы освящая этот древний языческий погост. Такая вековая традиция уходит корнями в эпоху принятия христианства на Руси.

http://sobory.ru/article/?object=15995

Почему так? На самом деле в Типиконе (Уставе богослужения) мы не найдем каких-либо указаний на счет дня и времени совершения этого чина, он появился гораздо позже формирования Типикона, по которому живет сейчас Православная Церковь. Вероятно, что служба Погребения, или «Священное последование на преставление Пресвятыя Владычицы нашея и Приснодевы Марии», возникла не ранее XVcmoлemuя (по богослужебным меркам — довольно поздно) в Иерусалимской Церкви, и уже оттуда перешла на греческий Восток и в Россию. В письменных источниках Русской Церкви первое упоминание о ней относится к XVIbeky. Первоначально эта служба состояла из чтения 17-й кафизмы с особыми богородичными припевами, а свой сегодняшний вид приобрела в конце XIXbeka, когда были написаны особые песнопения для этого дня. «Колыбелью» службы Погребения является Гефсиманский Иерусалимский монастырь. Накануне праздника Успения в Гефсиманию совершался крестный ход с плащаницей от подворья монастыря в самом Иерусалиме. Шествие с богородичной плащаницей было символическим воспоминанием о перенесении тела Девы Марии из Сионской горницы в Гефсиманский сад — к месту, где апостолы погребли Ее. Богослужение в Иерусалиме начиналось ночью, а крестный ход должен был закончиться с восходом солнца. Плащаницу полагали в пещеру — гроб Богоматери. Стекавшиеся на этот торжественный чин паломники и перенесли его впоследствии в свои страны. Как служили в Русской Церкви? Если в Иерусалиме чин Погребения связан с конкретными местами земной жизни Пресвятой Девы, то в Русской Церкви он стал совершаться в богородичных храмах, прежде всего — Успенских. В нашем Типиконе день Успения был дополнен припиской, что по изволению настоятеля может быть совершено «надгробное пение» Богоматери. Первым храмом Русской Церкви, где «надгробное пение» в день Успения Пресвятой Богородицы стало регулярной праздничной службой, был Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Затем эта традиция утвердилась также в соборном храме Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме. Хотя Успенского храма в костромском монастыре не было, но в Богоявленском соборе хранилась Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая святыня Русской земли и царского рода Романовых. Затем, уже в XIXbeke, чинопоследование Погребения по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, стало совершаться в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/27/s_lyud...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Интервью Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл: «Монахи – лучшие ученики Христа» Наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры в беседе с выпускающим редактором «МВ» Христиной Поляковой рассказал о значении обители в истории России, наследии преподобного Сергия и его учеников, о дореволюционных и новых лаврских традициях, реставрации древних соборов, «Троице» преподобного Андрея Рублева, старчестве и ученом монашестве, а также – о специфике устроения духовной жизни в Лавре. История Монашество северного Подмосковья Сергиево-Посадская епархия относительно молодая. Однако история ее монашества древняя и почтенная. Расцвет иноческой жизни на этой земле связан с именами преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Строго говоря, отсюда пошло среднерусское монашество. Среди святых епархии, прославленных в лике преподобных, немало подвижников, которые почитаются во всех концах Святой Руси. В первых рядах следует назвать преподобных Сергия (и птенцов его гнезда), Никона Радонежского, Савву Сторожевского, Афанасия Серпуховского, Мефодия Пешношского, родителей святого Сергия схимонахов Кирилла и Марию, старца Варнаву Гефсиманского , Антония (Медведева). В годы гонений на Церковь просияли священномученики Серафим (Звездинский) и Николай (Крылов), преподобноисповедница Параскева (Матиешина) и множество мучеников и исповедников, имена которых знает только Господь. Статью подготовила Елена Владимирова. Духовная география Монастыри земли Радонежской Краткий путеводитель по монастырям и монастырским подворьям Сергиева Посада, Хотькова, Дмитрова с информацией для паломников: адрес, телефон, сайт, соцсети, как доехать, список святынь, реквизиты для пожертвований Интервью Архимандрит Захария (Шкурихин): «Монашество – царская печать» Насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, духовник лаврской братии, прихожан и паломников архимандрит Захария (Шкурихин) в интервью Христине Поляковой и Илье Абрамову пояснил, в чем состоит служение духовника монастыря, поделился особенностями духовной жизни в таком крупнейшем монастыре, как Лавра преподобного Сергия, ответил на вопросы, является ли монашество таинством и действительно ли во время монашеского пострига постригаемому прощаются прежде содеянные грехи.

http://azbyka.ru/news/vyshel-v-svet-novy...

А 18 марта 1605 года архимандрит Кирилл (Завидов), настоятель Троице-Сергиевой обители, был возведён на митрополичью Ростовскую кафедру 10 и на его место был переведён из Пафнутиево-Боровского монастыря игумен Иоасаф с возведением в сан архимандрита 11 . В перечне Троицких настоятелей читаем: “Иасаф, взят ис Пафнотьева монастыря — 5 лет неполны” 12 . Конец XVI – начало XVII века известны в истории России как Смутное время. В 1605 году скончался Борис Годунов, вскоре погиб его сын царевич Феодор, затем меньше года царствовал Лжедмитрий, который свёл с Патриаршего престола святителя Иова. После этого новым царём стал Василий Шуйский. В конце мая “Троицкий монастырь принимал в своих стенах мощи царевича Димитрия, когда они переносимы были из Углича в Москву” 13 . Затем тела царя Бориса Годунова, в иночестве Боголепа, его жены царицы Марии и царевича Феодора были принесены из Москвы и погребены в Троице-Сергиевом монастыре. Новый царь Василий Шуйский уделял внимание обители преподобного Сергия. Преподобный Сергий Радонежский (†1392; пам. 25 сент.), будучи послан благоверным князем Димитрием (†1389; пам. 19 мая) в Нижний Новгород, основал пустынь в Гороховском уезде, в которой он устроил храм во имя Живоначальной Троицы и мученика Георгия. Эта пустынь была разорена казанскими татарами ещё да падения Казани в 1552 году. Феодор Иоаннович в 1591 году предпринял меры к возрождению детища Преподобного, дал свою грамоту. А 14 июля 1607 года царь Василий подтвердил архимандриту Иоасафу льготы этой жалованной грамоты 14 . “В ноябре 1607 года посетил Троицкую обитель царь Василий Иоаннович, принося благодарение за победу над мятежниками” 15 . Ещё ранее, 8 августа 1606 года, он дал подтвердительную жалованную грамоту архимандриту Иоасафу на рыбные ловли для монастыря на Волге 16 . В том же году Василий Шуйский решил возникший спорный вопрос в связи с вотчиной, данной ранее царём Феодором Иоанновичем 17 . Затем по просьбе архимандрита Иоасафа он освободил от уплаты пошлины Троицкую обитель за мёд, собираемый в Юрьеве Повольском 18 . Когда в августе 1607 года на московском подворье в Кремле сгорели грамоты относительно вотчин в Нижегородском уезде, царь по просьбе архимандрита Иоасафа повелел восстановить все необходимые документы 19 . В 1609 году царь пожаловал архимандриту Иоасафу место “за деревянным городом, за Сретенскими вороты у Неглинной на берегу от дороги” 20 . Здесь был построен деревянный храм, позднее заменённый каменным. Это явилось началом нынешнего подворья Лавры.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ar...

Вскоре после того на месте его подвигов устроилась обитель, которая называлась Красноборскою и Филипповою. Мощи преподобного почивали под спудом в храме Святой Троицы. Над гробницею стояла его икона, написанная иноком Феодосием по видению. Феодосий долго страдал ногою, так что не мог выходить из келлии. Он молился об исцелении Пресвятой Троице, призывая на помощ преподобного Филиппа. Преподобный, явясь ему во сне, велел написать икону его и осенил крестным знаменем. Пробудясь, Феодосий не чувствовал больше никакой боли в ноге, и сам пришёл в церковь ко всеобщему изумлению. Исполняя завет преподобного, он поручил иконописцу написать икону святого Филиппа. В 80-х годах XIX века в Череповце при подворье Филиппово-Ирапской пустыни была построена часовня, которая в советское время была превращена в городской военный комиссариат. После пожара в 1996 году уничтожившим здание бывшего подворья, было принято решение восстановить часовню. Строительные работы осуществлялись в 1998 - 2000 годах. Благодаря усилиям череповецких строителей, мастеров иконописной школы Троице-Сергиевой лавры, вологодских художников-реставраторов и резчиков часовня обрела свой нынешний вид. В 2000 году 24 июля под спудом Троицкого храма бывшей Филиппо-Ирапской пустыни были обретены святые останки преподобного. 26 ноября 2000 года, накануне общецерковного празднования памяти преподобного Филиппа Ирапского, его мощи были выставлены для поклонения верующим в Воскресенском соборе. В сам же день праздника - 27 ноября - Божественную литургию совершил епископ Максимилиан в сослужении духовенства Вологодской епархии. Затем крестным ходом мощи преподобного были перенесены в востановленную часовню преподобного Филиппа Ирапского на Советском проспекте, где и почивают. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Филипп Ирапский, прп. " .

http://pravicon.com/info-3579

Когда я закончил свое обучение, то сразу вернулся в Троице-Сергиеву Лавру и был назначен помощником эконома. Тогда экономом был архимандрит Панкратий – ныне епископ Троицкий, многолетний наместник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, благодаря которому Валаамский монастырь действительно вновь стал Северным Афоном. Помощником эконома я был очень недолго, и у меня было очень «узкое» задание. Тогда Лавра пыталась создать собственную телестудию, чтобы готовить какие-то тематические передачи и чтобы они могли выходить на центральном телевидении в нормальное время, что называется – в прайм-тайм. Чисто технически проблем не было, но с договоренностью об эфире ничего не получалось. Вместе с владыкой Панкратием и самостоятельно я несколько раз ездил в Останкино, велись разного рода переговоры. Помолчав, он очень резко сказал: «Слушайте, молодой человек, и запомните: мы вам время на телевидении не дадим! И не ходите больше». У меня лично состоялся по этому поводу разговор с одним из «архитекторов перестройки» Александром Пошел к нему с бумагами, с благословением Святейшего. Я очень хорошо помню, как вальяжно, снисходительно Александр Николаевич начал разговор с того, что «Вы же понимаете, в нашей многоконфессиональной стране…» – и так далее. Кстати, я впервые тогда услышал этот известный довод, который и сегодня используется так часто. Я был наивным человеком, приводил свои аргументы, довольно запальчиво говорил о духовном возрождении, о необходимости знакомства наших сограждан с верой, со своими традициями, с отечественной культурой. Он каждый раз достаточно скучно отвечал мне, что это невозможно. Под конец я, наверное, надоел ему до смерти, и, помолчав, он очень резко сказал: «Слушайте, молодой человек, и запомните: мы вам время на телевидении не дадим! И не ходите больше». И даже я понял, что это было принципиальной позицией… Рассказал об этом в Лавре. У нас посокрушались, начали думать, как эти препоны можно обойти, но мне уже не пришлось этим дальше заниматься, потому что к тому времени зашла речь о возвращении Церкви Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве. Кого ставить настоятелем? Наместник решил: меня.

http://pravmir.ru/mitropolit-longin-kazh...

— Принятие монашества с именем в честь прп. Антония было Вашим выбором? — Как правило, имя при постриге дают не спрашивая. И до самого последнего момента для постригаемого его новое имя остается тайной. Монашеский постриг я принял в Троице-Сергеевой Лавре. В то время я был студентом Академии. Честно говоря, у меня были надежды, что владыка ректор епископ Филарет (Карагодин), зная мое особое почитание некоторых святых, возможно, наречет меня именем одного из них. Постриг я принимал вместе с преподавателем протоиереем Вадимом Смирновым, который сейчас несет послушание настоятеля московского подворья Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне. Поскольку он преподаватель, а я студент, его постригали первым. И когда я услышал, что его нарекли Никоном (в честь преподобного Никона Радонежского), то подумал, что меня могут назвать Сергием – в честь прп. Сергия Радонежского, у раки которого в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры мы и принимали постриг. Эта мысль промелькнула буквально за долю секунды, но когда я, если так можно выразиться, подошел под ножницы, то услышал мое новое имя: Антоний. Честно говоря, это для меня было неожиданно и очень волнительно. Я не думал, что буду назван в честь прп. Антония Печерского. Уже после пострига, размышляя об этом, я вспомнил, что первой церковной книгой, которую я прочел в своей жизни, был именно Киево-Печерский патерик. Не находясь в Киеве, я мысленно представлял себе обитель Печерскую, монахов, которые несли там послушание, подвижников, житие которых описано в Патерике. Как учит Православная Церковь, ко спасению Господь ведет нас Своим неизреченным Промыслом по стезям жизни… Неся преподавательское и административное послушание в Московской духовной академии, через какое-то время я, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, был переведен в Киево-Печерскую Лавру. Благодарю Бога за то, что привел меня служить и молиться в том святом месте, где подвизался мой небесный покровитель. Всегда в молитвах прошу Бога, чтобы по ходатайству преподобного Антония, Он даровал мне хотя бы немного подлинного понимания того, что есть монах и жизнь иноческая по заветам отцов Печерских.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

13 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял Президента Федеративной Республики Германии Кристиана Вульфа с супругой. Предстоятель Русской Православной Церкви выразил уверенность, что христиане России, Украины и других стран бывшего СССР продолжат конструктивный диалог с христианами Германии. 13 октября  в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл принял председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы Мевлюта Чавушоглу. Святейший Патриарх Кирилл отметил, что Русская Церковь имеет длительную историю отношений с Советом Европы, однако интенсивно отношения стали развиваться с 2004 года, когда было открыто Представительство Московского Патриархата в Страсбурге. 14 октября в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру. По прибытии Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился мощам преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе обители. Затем Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в домовом Покровском храме Московских духовных школ. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Августина (Иванова), клирика московского подворья Троице-Сергиевой лавры, в сан иеромонаха. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом и передал в дар домовому храму академии напрестольное Евангелие. Затем Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжества, посвященные 325-летию Славяно-греко-латинской академии и Московских духовных школ. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом, посвященным реформе системы духовного образования, и в связи с юбилеем Академии вручил высокие церковные награды преподавателям и благотворителям московских духовных школ. За многостороннюю научную деятельность и весомый вклад в развитие богословской науки постановлением Ученого совета Московской духовной академии Святейшему Патриарху Кириллу была присуждена ученая степень доктора богословия honoris causa.

http://e-vestnik.ru/news/441sluzhenie_pa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010