23 мая в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре прошли переговоры Блаженнейшего Патриарха Феофила и Святейшего Патриарха Кирилла, в ходе которых обсуждались вопросы, касающиеся двусторонних отношений между Иерусалимской и Русской Православными Церквами, а также  темы общеправославного характера. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил был награжден орденом святого равноапостольного великого князя Владимира (I степени). Также церковные награды были вручены членам делегации Иерусалимской Церкви. 24 мая, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, Предстоятели Иерусалимской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, приняли участие в Крестном ходе из Кремля к памятнику Кириллу и Мефодию на Славянской площади и совершили молебен у памятника. Блаженнейший Патриарх Феофил и Святейший Патриарх Кирилл также совершили Божественную литургию в Никольском Морском соборе Кронштадта. В ходе визита Блаженнейший Патриарх Феофил принял участие в освящении памятника священномученику Ермогену у стен Московского Кремля, посетил Троице-Сергиеву Лавру, Иерусалимское подворье в Москве и художественно-производственное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино». Главы Иерусалимской и Русской Православных Церквей встретились с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в его резиденции в Сочи. Предстоятель Иерусалимской Церкви также побывал на острове Валаам, где молился за Божественной литургией в главном соборе Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря и осмотрел его многочисленные скиты, и в Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге Его Блаженство посетил Казанский кафедральный собор, собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови), Исаакиевский собор и Троицкий собор Александро-Невской Лавры. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за дарованную радость сослужения и братского общения Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всей Палестины Феофила и Предстоятеля Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3102900...

29 июля 2017 года Священный Синод утвердил и рекомендовал к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей, кондаков и величаний " Святым Отцем Поместнаго Собора Церкве Русския " , а также ряд богослужебных текстов, среди которых новая редакция текстов акафистов святой преподобномученице великой княгине Елисавете (журнал 64). 28 августа 2017 года, в праздник Успения Божией Матери и годовщину открытия Поместного Собора 1917-1918 гг., Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, члены Священного Синода, представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле совершили литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По благословению Его Святейшества и в соответствии с решением Священного Синода в этот день во всех храмах Русской Православной Церкви за литургией совершалось молебное пение прославленным во святых членам Священного Собора, возносилась благодарственная молитва за их усердные труды и заупокойное молитвенное поминовение других членов Священного Собора. Также в богослужение были включены молебные прошения в связи со столетней годовщиной Священного Собора и оглашено послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю 100-летия Поместного Собора 1917-1918 гг. 18 ноября 2017 года, в день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении членов Высшего Церковного Совета, духовенства Москвы и Марийской митрополии совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, где покоятся честные мощи святителя Тихона. К празднованию 100-летия избрания Патриархом Московским и всея России святителя Тихона создана новая рака для его честных мощей. За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феофана (Данченкова) во епископа Волжского и Сернурского (Марийская митрополия). В тот же день Патриарший наместник митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Троицком храме Московского Троицкого подворья Свято-Троице Сергиевой лавры в сослужении викариев епархии Московской области и клириков подворья. С 1815 по 1923 год Троицкое подворье было официальной резиденцией Московских митрополитов. Ровно сто лет назад, 18 ноября 1917 года, святитель Тихон совершал здесь Божественную литургию, ожидая результатов заседания Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором избирался новый Патриарх.

http://religare.ru/2_114701.html

3. Два рассказа о походах царя Ивана Васильевича Грозного на Казань в 1550 и 1552 годах//ПДПИ. 1898, т. 130, с. 23–35). Сообщение о пребывании троицкого келаря под Казанью вполне соотносится с указанием автора Троицкого сочинения на свою причастность к событиям осады Казани, которые он видел «своима очима», и на его личное знакомство с царем, от которого он «слышать сподобился» о некоторых подробностях взятия Казани. Делают реальной гипотезу об авторстве Адриана Ангелова и те сведения о его личности, которые донесли до нас монастырские записи, сохранившиеся в некоторых троицких рукописях. Из них явствует, что Адриан Ангелов в период своего келарства (1550, 1552, 1555–1561 гг.) вел активную хозяйственную деятельность: его заботами в монастыре были построены больница и каменная келарская, выкопан большой пруд с наведенными через него мостами, позолочены купола главного монастырского храма, отлит большой 30-пудовый колокол, переданный Троице-Сергиевым монастырем в Никольский собор Свияжского Успено-Богородицкого монастыря. При нем на Троицком подворье в кремле была заложена церковь во имя преподобного Сергия. Иван Грозный с царицей и детьми неоднократно посещал монастырь во время келарства Адриана Ангелова (Краткий летописец Святотроицкие Сергиевы лавры. М., 1865, с. 4–5; Яблоков Я. Город Свияжск. Казань, 1907, с. 99). Организаторская деятельность Адриана Ангелова распространялась и на литературные работы. По его распоряжению в скриптории монастыря переписывались рукописи, некоторые из которых (например, Четьи Минеи за май и июль) сохранились до нашего времени. В составе Троицкого летописца сохранилась челобитная Адриана Ангелова Ивану Грозному, датированная 1561 г., в которой, келарь ходатайствует о возведении троицкого игумена в сан архимандрита, оформляя свое прошение в этикетно-риторическую форму. Он просит царя «прославить» Троицкую обитель, напоминая о покровительстве ей самой Богородицы и духовных подвигах ее основателя Сергия Радонежского. По своему стилю и идеям эта челобитная очень близка Троицкому сочинению о взятии Казани.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Алексей Светозарский . 25 лет возрождения церковной жизни. «Празднуем?» - спросил парторг . С одним из очевидцев празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси, профессором Московской духовной академии и специалистом по церковной истории Алексеем Святозарским, голос которого известен многим зрителям телетрансляций с праздничных богослужений, беседовала Валерия Посашко . Фото из архива И. С. Арцышевского и фото: Романа Яровицына, ИТАР-ТАСС, РИА-Новости, www.lori.ru// Фома. - – июль 2013. – С.28-33. – (рубрика « Тема номера. Два крещения Руси »). Имеется биографическая справка « Алексей Константинович Светозарский » (С.29. Там же: фото с сайта МПДАиС).   См. также: Два крещения Руси. Пять работ с фотовыставки, посвященной 1025-летию Крещения Руси и 25-летию возрождения церковной жизни//Фома. - – июль 2013. - 3-я страница обложки.   ВЕРА (раздел). С.34-53.   Протоиерей Павел Великанов Венчание. Чем церковный брак отличается от обычного? Беседовала Валерия Посашко . Фото Константина Тростникова, Александра Болмасова, Марины Александровой, Евгения Вишнева//Фома. - – июль 2013. – С.34-41. – (раздел « Вера »). редактор портала Богослов.ру, кандидат богословия, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры.   Коротко:   Мысли Истории. Притчи . Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики. Коллаж с фото PhotoXpress//Фома. - – июль 2013. – С.42. – (раздел « Вера », рубрика « Коротко »). Ф. М. Достоевский . Цитата: «Самые серьезные проблемы современного человека происходят оттого, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом…». Встреча охотника с преподобным Антонием Великим и разговор о душе монаха. Однажды двое, богач и бедняк, пришли к старцу, чтобы высказать свое почтение…   Реклама : С.43.   Спасение атеистов. Подборка материалов, отвечающих на распространившиеся в Интернете утверждения, что искупительная жертва Христа спасет всех, в том числе и атеистов. Ил.: Фотоработы Алексея Бабешкина//Фома. - – июль 2013. – С.44-47. – (раздел « Вера »). В подборку включены:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-123-...

А в Оптиной пустыни к переводческой деятельности относились глубоко и серьезно. Под руководством преподобного старца Макария здесь велась активная деятельность по переводу и изданию святоотеческих творений. Именно в Оптиной был подготовлен лучший перевод «Лествицы» на русский язык, высоко оцененный как современниками, так и потомками. Вокруг старца образовалась группа помощников, в которую входили отец Амвросий (Гренков), впоследствии знаменитый старец и преемник отца Макария; отец Леонид (Кавелин), впоследствии наместник Троице-Сергиевой лавры ; отец Климент (Зедергольм), магистр классической филологии Московского университета; отец Ювеналий (Половцев), впоследствии архиепископ Литовский и Виленский. В Оптиной пустыни имелись рукописные переводы аскетической литературы, сделанные преподобным Паисием (Величковским), некоторые греческие рукописи и еще другие, славянские. Дело в том, что славянский язык к концу XIX века для многих перестал быть понятен... — Но «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника к тому времени уже была переведена на современный русский язык при Московской духовной академии архимандритом Агапитом (Введенским). Зачем потребовался еще один перевод? — Архимандрит Агапит сделал очень хороший академический перевод «Лествицы». Однако нужна была максимальная точность в определении терминологического смысла. Некоторые русские слова не отвечали аскетическому деланию. Потому-то Оптинские старцы, имевшие духовное рассуждение, находившиеся сами под старческим руководством и облагодатствованные дарами Святого Духа, приступили к столь важной кропотливой работе, взяв за основу славянские тексты Паисия (Величковского), архимандрита Макария (Глухарева) на русском языке, несколько Слов святителя Игнатия (Брянчанинова) и греческий текст. Считается, что именно оптинскими переводчиками разработана система русской аскетической терминологии. Здесь каждое слово было важно. Ведь если что-то переведено неточно, неправильно, то оно не работает. Перевод творений преподобного Петра Дамаскина, пользующихся огромным авторитетом, выполнил духовный сын и ученик старца Макария отец Ювеналий (Половцев).

http://patriarchia.ru/db/text/5069819.ht...

Алексей Фёдорович одно время скрывал у себя в доме от преследования, под видом родственника, схиигумена Митрофана (Тихонова), который посл закрытия Зосимовой пустыни служил сначала в Московском Высоко-Петровском монастыре, а затем в храме преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке; умер он в годы ВОВ, будучи заключённым в Башкирском лагере по постановлению Особого совещания при НКВД СССР от 27декабря 1941 года. Мало кому известно, что после смерти в лагере о. Александра Воронкова Лосев долгое время материально поддерживал его многодетную семью. Алексей Фёдорович любил монастырские службы. Как правило, первую седмицу Великого поста, Страстную, а затем Свелую седмицы он проводил в монастырях, в скитах Троице-Сергиевой лавры, Параклите и Гефсиманском, Зосимовой и Аносиной пустынях. Бывшая насельница Аносиной пустыни схимонахиня Леонтия (в миру Любовь Леонидовна Нечуй-Левицкая, внучка украинского писателя Ивана Семёновича Нечуй-Левицкого) рассказывала мне о том, как Алексей Фёдорович, приезжая в монастырь, всегда привозил с собою для монахинь гостинцы и как он подолгу беседовал с о. Досифеем. Кстати говоря, в этой обители действовал устав общежительных монастырей св. Феодора Студита. В двадцатые годы у Алексея Фёдоровича был в Москве свой приход, где он, будучи уже профессором Московской консерватории, регентовал, пел, читал и звонил в колокола. Этим приходом была церковь Воздвижения Креста Господня (до наших дней не сохранилась). В этой же церкви подвизались друзья Алексея Фёдоровича: Николай Васильевич Петровский, Александр Борисович Салтыков, Владимир Николаевич Щелкачёв, Пётр Черемухин. Как вспоминали друзья, А.Ф. звонил в колокола так, что за душу хватало. Алексей Фёдорович строго соблюдал посты. Он рассказывал мне, как однажды его нещадно ругал о. Давид за то, что он во время Великого поста съел кусочек селёдки. Чтобы настроиться на глубокую молитву, А.Ф. нередко ходил в Москве в церковь во имя Ржевской иконы Божией Матери на Поварской, где с 1926 года стали совершать богослужение священноиноки упразднённого Валаамского подворья.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/23/...

Архимандрит МАКАРИЙ К юбилею журнала Выход пятидесятого номера журнала “Альфа и Омега” — это важное событие в его жизни. “Жизнь” журнала — это выражение не есть преувеличение, поскольку для редакторского коллектива журнал — это детище, которому отдаётся немало сил на протяжении многих лет, то есть жизни. С 1994 года, когда вышел первый номер “Альфы и Омеги”, прошло так много времени, наступил новый век — XXI. Но журнал регулярно выходит. За это время менялось оформление журнала, но оставалось его серьёзное наполнение. Он знакомит читателей с творениями святых Отцов и современных богословов-проповедников, трудами пастырей и историков, а также с книжными новинками. В рамках журнала выходят книги, составляя библиотеку журнала. За всем этим стоит энтузиазм небольшой группы людей, их самоотверженный труд. Вокруг них сплотился ряд лиц, которые любят журнал и вносят посильный вклад в его издание, его бытиё. И каждый номер — это чудо, которого мы ждём, которого ждут читатели. Объединяет всех не только журнал, но и почитание покровителя книжного делания — святителя Макария, Митрополита Московского (†1563; пам. 30 дек.). В день его памяти все собираются на службу на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры, а затем в митрополичьих палатах на трапезу. Журнал “Альфа и Омега” — это радость общения; это радость служения духовному просвещению. Журнал пользуется большим читательским спросом у студентов Духовных школ и всех, кого интересуют серьёзные богословские изыскания учёных нашего времени. Протоиерей АЛЕКСИЙ УМИНСКИЙ Мне долгое время казалось, что круг читателй “Альфы и Омеги” достаточно ограниченный, поскольку с самого начала журнал взял высокую планку во всех отношениях: и с точки зрения богословской, и с точки зрения философской, и с точки зрения литературной, поэтому я подумал, что круг читателей “Альфы и Омеги” ограничен церковной интеллигенцией или околоцерковной интеллигенцией, которая интересуется вопросами бытия. Таких людей можно найти, конечно, во многих московских храмах, и я считал, что ареал обитателей читателей нашего журнала — только столичные города.

http://pravmir.ru/slovo-redsoveta/

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Троице-Сергиевой лавры под управлением А.В. Воронко. На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине . За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера диакона Павла Сержантова, клирика храма преподобной Евфросинии Полоцкой — Патриаршего подворья в Кунцеве г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес священник Владимир Галкин, настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьине г. Москвы. По окончании богослужения Святейшего Владыку приветствовал настоятель храма протоиерей Александр Тараканов, который рассказал об истории местности и находившейся здесь прежде церкви. «Мы воздвигли этот храм по Вашему благословению в рамках Программы строительства 200 храмов», — сказал отец-настоятель. Священник преподнес Его Святейшеству список Казанской иконы Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы! Отец настоятель! Братья и сестры! Для меня большая радость освятить этот храм, построенный на особом месте. Отец настоятель уже сказал, что было много попыток возвести здесь храм, но история наша сопровождалась многими конфликтами, войнами, и не так просто было все это сделать. Более 20 лет люди, живущие здесь, добивались того, чтобы можно было зарегистрировать общину и построить храм, и мы чтим труды, которые были на это положены. Другое дело, что не все эти труды могли в свое время завершиться реальными результатами, но всех, кто здесь трудился, кто верил в то, что возникнет храм и приход, всех тех, кто покинул нас, мы молитвенно вспоминаем и приносим нашу благодарность. Действительно, программа строительства новых храмов в Москве, как мы ее условно называем, " Программа-200 " , помогла во многих случаях преодолеть бюрократические препятствия и разного рода естественные трудности, которые всякий раз возникают, когда замышляется большое строительство. Как результат усилий, которые были предприняты для реализации программы строительства новых храмов, и возник этот Божий храм. Храм очень красивый и построен в замечательном месте. Еще подъезжая к этому месту, я возрадовался, увидев и окружающий парк, и, конечно, совершенно замечательную архитектуру храма и приходского дома.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/16/pa...

В 1920-е гг. вместе с монастырём собор был закрыт Уникальный резной иконостас 1690 г. сохранялся в храме вплоть до 1940 г., после чего был бесследно утрачен. До 1980-х гг. собор использовался как склад Дирекции художественных фондов Министерства культуры РСФСР. В 1984 г. собор был восстановлен в формах архитектуры XVI века. В 1990-е гг. собор был передан Патриаршему подворью Высоко-Петровского монастыря. Для храма создали новый иконостас и выполнили фресковую живопись в соответствии с современными представлениями о росписях древнерусских храмов. 3 января 1998 г. состоялось освящение храма. Валерий Вешняков В Высоко-Петровском монастыре восстановлен крест на куполе, разрушенном строительным краном Освящение и установка отреставрированного креста на купол монастырского храма во имя святых апостолов Петра и Павла состоялось 25 ноября в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре, сообщили в обители. Ровно два года назад, 25 ноября 2012 года, строительный кран с территории стройки на ул. Петровка, д. 26, по соседству с обителью, обрушился на Петропавловский храм, повредив купол, стропила, белокаменный карниз и крест. Сегодня история с падением строительного крана на храм в центре Москвы получила логическое завершение - по стечению обстоятельств, отреставрированный крест был установлен день в день через два года после обрушения крана. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла чин освящения совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству. За богослужением также молились наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев), братия обители, прихожане и работники администрации монастыря. Восстановление ущерба, нанесенного при падении крана, продолжается до настоящего момента. Однако уже с сегодняшнего дня на куполе храма апостолов Петра и Павла Высоко-Петровского монастыря сверкает отреставрированный и вызолоченный крест. http://ortox.ru/news-newsd-2045.html

http://sobory.ru/article/?object=02165

В соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: «Возьмите», и, выйдя из дома, увидел привязанную лошадь, а в санях полузамерзшего своего приятеля Феодота Обухова. Его внесли в дом, оттёрли, обогрели и вернули к жизни. По выздоровлении Обухов тотчас приступил к выполнению своего обета, заказав список с иконы «Взыскание погибших» для своей приходской церкви. Новонаписанная икона Божией Матери «Взыскание погибших» передана в храм Георгия Победоносца в начале мая 2012 года; образ изготовлен на средства благодетеля из Москвы. Осенью 2011 года в город приехал один человек из Москвы с сыном завещанию своего отца, который родился и вырос в Болхове, но это была семья военных, и вскоре они уехали. Сын знал только, что где-то в глубинке есть какой-то маленький старинный Болхов. Отец помнил Болхов всю жизнь. Перед смертью он болел, а умирая просил сына искупить его вину перед Богом, Матерью Божией и Болховым. Вина была большая, грех кощунства, когда в детстве в 30-е безбожные годы, ребенком, он с другими детьми катался с ледяных горок на иконах… И вот они встретились: Болхов и сын, который приехал искупить вину своего отца. И глава района, человек благочестивый и верующий, предложил и было решено всеми единодушно, и благочинный города Болхова священник Евгений Евстифеев благословил: написать для Болхова вновь, взамен давно утраченной святыни, икону Божией Матери «Взыскание погибших». Икону написали на подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве и нынешнем мае она прибыла в храм, где собором духовенства в присутствии поискового отряда «Костер» был отслужен торжественный малебен с чтением акафиста, был Крестный ход, был праздник, на котором мы все молились о прощении раба Божиего Виктора, который посмертно ходатайствовал перед Божией Метерью о взыскании своей души. Престольные праздники [ править править код ] Георгий Победоносец, великомученик - 6 мая Как добраться [ править править код ] Адрес: Орловская область, г. Болхов, ул. Свердлова, 108 Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Георгиевский_х...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010