Осада нанесла огромный ущерб монастырю и окрестностям. Более 10 лет потребовалось селу Благовещение, чтобы подняться из руин. Зато к 1623 году при Благовещенской церкви был уже полный причт: поп, дьячок, пономарь и просвирница, были возобновлены кельи нищих, увеличилось число бобыльских дворов. Восстановиться селу Благовещенье помог Троице-Сергиев монастырь. В благодарность крестьяне пахали и боронили монастырские поля, сеяли на них рожь и овес, косили сено на монастырских лугах, ухаживали за монастырскими капустниками, овощниками, конопляниками. Монастырь поставил в селе и новую шатровую церковь. В 1764 году церковные земли отошли государству. Лаврские села и деревни с приписанными к ним угодьями тоже стали казенной собственностью. Взаимовыгодные хозяйственные связи села Благовещенья с Лаврой прекратились. Священник и дьячок Благовещенского прихода состарились. И в 1776 году Московский архиепископ и Священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Платон (Левшин) распорядился определить их в лаврскую богадельню, а сам Благовещенский приход присоединить к приходу недавно построенной каменной церкви Святого пророка Божия Илии в Пушкарской слободе. В 1786 году прихожане упраздненного Благовещенского прихода обратились в Радонежское духовное правление и просили разрешения покрыть кровлю Благовещенской церкви новым тесом и переправить наклонившуюся колокольню, «дабы служение Литургии производимо было». Владыка Платон, к тому времени уже митрополит, разрешил отремонтировать Благовещенскую церковь и даже возобновить в церкви воскресные и праздничные службы, если прихожане дадут подписку, «чтоб им особеннаго попа не просить, а служение исправлять Ильинским священникам поочередно». На протяжении следующих ста лет число богослужений в Благовещенской церкви постепенно сокращалось: уделять время отдаленному селу Ильинским священникам становилось все труднее. В конце XIX столетия деревянный Благовещенский храм открывался лишь семь раз в году. К концу XIX века деревянная Благовещенская церковь требовала срочного ремонта: тесовая кровля протекала, дубовые столбы под полом и венцы под звонницей подгнили. В 1890 году московский предприниматель П.С. Каптелин возобновил храм: покрыл его железной кровлей, подвел кирпичный фундамент, устроил новый деревянный пол, украсил ризами и окладами некоторые образа, заменил старую обветшавшую звонницу новой каркасной.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенское...

    В 1841 году отец Парфений принял великую схиму и в том же году был отправлен на послушание в Россию. В1845 году он по благословению своих наставников поехал в город Томск, предварительно посетив Иерусалим. Исполняя послушание от­ца Арсения: ничего в пути не просить и не брать ни от кого ни копейки, - он через год достиг цели своего путешествия, испы­тав многие скорби и лишения.     В Томске отец Парфений жил в архиерейском доме у епис­копа Афанасия (Соколова), ставшего еще одним из его настав­ников. Именно по благословению и настоятельной рекоменда­ции владыки Афанасия отец Парфений и начал писать свою знаменитую книгу «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика Свя­той Горы   Афон инока Парфения». Этот труд и сделал его известным духовным писателем.     Впоследствии инок Парфений (Агеев) напишет еще много миссио­нерских, исторических, духовных и автобиографических про­изведений (в общей сложности около двадцати), но ни одно из них не сможет сравниться со «Сказанием о кото­рое по значимости и интересу к себе у современников и после­дующих поколений читателей остались непревзойденными.       В1854 году отец Парфений написал прошение митрополи­ту Филарету о принятии его в Гефсиманский скит, где в то вре­мя уже подвизались его бывшие сподвижники из Молдавии. Митрополит Филарет написал наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву) и обер-прокурору Святейшего синода, после чего последовало поло­жительное решение. После зачисления в насельники Гефси-манского скита отец Парфений практически нес послушание на Троицком Сухаревском подворье Лавры по вразумлению раскольников и обращению их к Православной Церкви. В ян­варе 1855 года митрополит Филарет рукоположил его сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха.     В 1855 году отец Парфений был переведен в Николаев­скую Бсрлюковекую пустынь, где с 1856 по 1860 год был стро­ителем. При нем владыка Филарет освятил храм в честь Казан­ской иконы Божией Матери. Но уже в 1858 году был утвержден проект учреждения нового по своему значению Спасо-Преоб-раженского Гуслицкого монастыря. На отца Парфения была возложена нелегкая миссия - возглавить эту обитель и понес­ти все труды по ее становлению. Монастырь должен был по­служить обращению и окормлению староверов. Владыка Фи­ларет вместе с наместником Троице-Сергиевой Лавры архи­мандритом Антонием, имевшим большой опыт воспитания новоначальных иноков, принимал самое активное участие в этом важном деле

http://isihazm.ru/?id=691

Органически в канву вечера вплеталась его музыкальная часть, подготовленная учащимися. Это были преимущественно богослужебные тексты, посвящённые Радонежскому святому. Открыл вечер смешанный хор, исполнивший тропарь Преподобному лаврского напева. Его подвижническая жизнь была воспета в песнопении “Тихий свет на Маковце-горе”, исполненном секстетом учащихся. Становление Троицкой обители под духовным управлением её настоятеля — в исполнении квартета учащихся Регентской школы прозвучал светилен из службы Преподобному “Процвел еси, яко финикс”, музыка диакона Сергия Трубачёва. Тема победы на Куликовом поле — кондак акафиста преподобному Сергию “Возбранный от Царя сил”, музыка иеромонаха Нафанаила, прозвучал в исполнении смешанного состава. Особая милость Господня великому угоднику — ему явилась Сама Пречистая Дева. Явление Пресвятой Богородицы нашло музыкальное выражение в песнопении “Пре­чистая Мати”, исполненном смешанным составом. Завершая тему жизненного пути Преподобного, мужской хор исполнил молитву преподобному Сергию “О, священная главо” композитора С. Зу­бачевского. Традиционно лаврские Духовные школы называют большой кельей преподобного Сергия. Тема Духовной школы прозвучала в исполнении женского хора в сопровождении двух гитар в песне “Тихий звон несется с колоколенки” на музыку священника Олега Скобля, а слова были сочинены учащимися Регентской школы. В завершении вечера женским составом была исполнена песня “У Троицы окрыленные”, слова А. Карепановой, музыка Н. Скрягиной. Она посвящена жизни учениц Регентской школы. Приложением к этому песнопению послужил слайд-фильм, проиллюстрировавший быт и повседневную жизнь будущих регентш. Заключительным аккордом вечера стала стихира русским святым “Земле Русская”, исполненная смешанным составом. В подготовке и проведении вечера активно потрудились учащиеся Регентской школы и студенты Семинарии и Академии. Для украшения помещения, где проходил вечер, были нарисованы различные картины на сюжеты, взятые из жития преподобного Сергия. На вечере присутствовали студенты, братия Лавры, гости. Через неделю вечер был повторен на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве в митрополичьих палатах. Его посетили прихожане подворского храма, родители учащихся Школы, выпускницы прошлых лет, преподаватели. Затем на радио “Радонеж” прошла информация о вечере. О преподобном Сергии на протяжении веков было сказано и написано очень много, и этот вечер — дань благодарности учащихся Духовной школы игумену и печальнику Земли Русской. 2. Юбилей историка-архипастыря

http://pravmir.ru/iz-zhizni-svyato-troit...

Управляющим делами Московской Патриархии назначен митрополит Тверской и Кашинский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии. Первым заместителем управляющего делами назначен епископ Воскресенский Дионисий. Заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) избран викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский», с сохранением за ним несения обязанностей в Управлении делами Московской Патриархии. В ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви также был рассмотрен вопрос о перемещении Преосвященных наместников ставропигиальных монастырей (журнал 9). Члены Священного Синода постановили освободить архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, викария Патриарха Московского и всея Руси, от должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, выразив ему благодарность за многолетнее окормление святой обители, с сохранением за ним обязанностей викария Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Каширский» и председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству. Местом пребывания архиепископа Феогноста и указанного отдела определено подворье Троице-Сергиевой лавры в г. Москве . Наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с титулом «Сергиево-Посадский» Священный Синод постановил назначить епископа Бронницкого Парамона, викария Патриарха Московского и всея Руси, освободив его от должности наместника Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, с выражением благодарности за понесенные труды. Участники заседания приняли решение назначить наместником Донского монастыря с титулом «Бронницкий» епископа Уржумского и Омутнинского Фому, освободив его от управления Уржумской епархией. Временное управление Уржумской епархией поручено митрополиту Вятскому и Слободскому Марку. Решением Священного Синода епископ Домодедовский Иоанн, викарий Патриарха Московского и всея Руси, освобожден от должности наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Наместником Новоспасского монастыря назначен епископ Воскресенский Дионисий, викарий Патриарха Московского и всея Руси.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/26/pa...

Богослужебные песнопения исполнил хор Московского подворья Троице-Сергиевой лавры. Проповедь по запричастном стихе произнес насельник Троице-Сергиевой лавры игумен Филипп (Ельшин). По окончании Литургии протопресвитер Владимир Диваков огласил поздравительный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, направленный архиепископу Феогносту по случаю дня его тезоименитства: «Ваше Высокопреосвященство! Сердечно поздравляю Вас с тезоименитством, днем памяти святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея России. По молитвам Пречистой Владычицы нашей Приснодевы Марии, заступничеством Вашего небесного покровителя да ниспошлет Вам Вседаровитый Бог и Отец светов (Иак. 1:17) крепкое здравие и обильную помощь в Ваших дальнейших архипастырских трудах на пользу Матери-Церкви и сподобит с пользой для души пройти спасительное поприще Святой Четыредесятницы и в радости встретить праздник Воскресения Христова. С любовью о Господе +Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси». По окончании Литургии архиепископ Феогност обратился к участникам богослужения с архипастырским словом: «Сегодня мы по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла собрались здесь, в сердце стен Кремлевских, Успенском соборе Московского Кремля, для того чтобы молитвенно почтить память святителя Феогноста, митрополита Киевского и Московского. Он был вторым после митрополита Петра здесь, в первопрестольном граде. Велики, благородны и славны его труды и молитвы. Он жил в трудное время и нес стражу в особо трудных условиях. Но он выстоял и, приняв от святителя Петра эту стражу, передал ее святителю Алексию, митрополиту Московскому. Дивны и непостижимы суды Промысла Божия. Господь правит миром, и сугубый Промысл Божий — о Церкви Православной, Церкви Христовой. Мы видим, как меняется лицо земли, меняются экономика, экология, политика, меняются государственные границы, исчезают целые государства, а Православная Церковь живет, несмотря ни на какие ветры, несмотря ни на какие гонения. И живет она не потому что великие люди в ней, а потому, что Сам Господь управляет Церковью Христовой.

http://patriarchia.ru/db/text/5400759.ht...

Отец Алексий (Фролов) стал нашим духовником. Правда, потом, когда он был уже хиротонисан во епископа, стал викарием Московской епархии, он уже не мог так часто общаться с нами… Да ведь мы все равно к нему попадали, когда нам нужно было! вновь вступает в разговор матушка. Мне захотелось петь на клиросе , продолжает свой рассказ отец Алексий, я в детстве, в Электростали, окончил музыкальную школу, какой-то фундамент у меня был, и я стал понемножку в этом деле расти. Я пел в нескольких московских храмах, даже регентовал. Однажды я узнал, что Владимир Горбик, регент Московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры (один из самых известных сегодня не только в России, но и в мире церковных регентов. Ред .), набирает любительский хор. И я пришел к нему на Подворье, начал заниматься, это были очень важные для меня уроки. Владимир Александрович много работал с каждым из нас. Он брал нас, хористов-любителей, на службы в Храме Христа Спасителя , в Успенском соборе Кремля там мы пели за патриаршим богослужением , то есть служили вместе со Святейшим Патриархом Алексием II, это был Светлый понедельник 2006 года. Горбик готовил тех из нас, кого считал способным, к переходу в профессиональный хор. А мечта о священстве во мне жила с тех дней, когда мы с Ириной только-только пришли в Новоспасский монастырь. Но владыка Алексий меня на это дело не благословлял: не тот уже, дескать, возраст, чтобы начинать. Я сам колебался. Может быть, мое служение Церкви именно пение, и не нужно ничего другого искать? Дочь наша была уже замужем, зять Сергей Вершков, теперь он священник оканчивал Московскую семинарию. А служить они с Анастасией поехали в Саратовскую епархию, потому что Владыка Лонгин бывший настоятель Подворья Троице-Сергиевой Лавры переехал уже к тому времени в Саратов. И вскоре зять стал звать нас с супругой сюда. Он говорил, что здесь очень нужны священники, особенно в глубинке, что я могу быть здесь полезным с моим опытом пения и регентства. Но я по-прежнему не решался. Я всегда считал, что служение священника это самое высокое на земле служение, а я не готов, да и лет мне уже много 56. И все-таки я пересилил свои колебания. Мы переехали. И Владыка Лонгин благословил меня на этот путь. В декабре 2006-го состоялась моя диаконская хиротония , а в марте 2007-го священническая .

http://azbyka.ru/way/v-glubinu-very-i-v-...

С июля 2014 г. — сотрудник Управления делами Московской Патриархии . 9 марта 2015 г. назначен ответственным секретарем Управления делами Московской Патриархии. 25 -31 июля 2016 г. в составе официальной делегации Русской Православной Церкви принимал участие во Всемирных днях молодежи в Кракове. В 2014-17 гг. обучался в докторантуре Христианской теологической академии в Варшаве, по окончании которой защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора теологии на тему «wity mczennik Serafin (Ostroumow), arcybiskup smoleski oraz jego duszpasterstwo w Polsce i Rosji» («Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский и его пастырское служение в Польше и России»). Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. ( журнал 30 ) избран епископом Люберецким, викарием Патриарха Московского и всея Руси, и назначен на должность председателя Синодального отдела по делам молодежи . С мая 2017 г. по июль 2018 г., затем с 16 июля 2019 г. — член  Высшего Церковного Совета . 10 мая 2017 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в  Даниловом монастыре  в Москве управляющим делами Московской Патриархии  митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием   возведен  в сан архимандрита. Наречен во епископа 3 июня 2017 г. в Тронном зале Патриарших покоев  Троице-Сергиевой лавры . Хиротонисан 4 июня за Божественной литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры . Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 17 июля 2017 г.  включен  в состав  Межсоборного присутствия  Русской Православной Церкви, в комиссию по церковному просвещению и диаконии, 15 октября 2018 г.  переведен  в комиссию по богословию и богословскому образованию ( журнал 80 ). С 22 мая 2017 г. по 28 июля 2018 г., с 16 июля 2019 г. — настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы —  Патриаршего подворья на Крутицах  г. Москвы. 25 января 2018 г. избран председателем Всецерковного православного молодежного движения. С 1 марта 2018 г. по 28 апреля 2020 г. — заведующий кафедрой теологии (с 20 февраля 2020 г. — истории религии, мировых культур и теологии) гуманитарного факультета Российского государственного социального университета, где в должности доцента читал курс догматического богословия до 31 августа 2021 г.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5199059...

Вначале местные жители крайне враждебно вели себя по отношению к русскому священнику, но после того как они познакомились с сутью христианского учения в изложении представителя Православной Церкви, эта враждебность прошла. Постепенно стала расти община, во времена Николая Касаткина она насчитывала более 30 тыс. активных верующих. Возникло несколько храмов. Благодаря усилиям архиепископа Николая был построен самый величественный собор в Токио Николай-до — так японцы называют храм святителя Николая Чудотворца, где служил владыка Николай. Русские архиереи были в Японии до Второй мировой войны, но затем в Японии приняли закон, запрещавший, чтобы местные религиозные организации возглавляли иностранцы. Большинство православных в Японии были коренными жителями, поэтому Русская Православная Церковь в 1970 году приняла решение дать автономию Японской Православной Церкви. Сейчас Церковь в Японии управляется самостоятельно, хотя является частью Русской Православной Церкви. — А почему решили дать автономию? — Русская Церковь посеяла семена Православия в Японии, но самое главное — чтобы церковная жизнь была естественной и удобной для самой Японской Церкви. Поскольку не каждый иностранец готов овладеть японским языком, и не каждый человек может узнать менталитет японцев, логично, чтобы Церковью управляли сами японцы. Было образовано подворье, существующее до сих пор. Оно находится на территории Русского клуба — здания, в котором жили и собирались русские люди, оказавшиеся в эмиграции в Японии. — Сколько священников служат на подворье Московского Патриархата? — Один русский священник, один японец-священник и два дьякона-японца. — Как складываются отношения между священниками подворья и Японской Церкви? —  Отношения хорошие, добрые. Более того, в последнее время в Японию приехали русские священники, которые служат в Японской Церкви. Например, недавно приехал иеромонах Герасим из Троице-Сергиевой лавры , который пытается организовать небольшой монастырь при Кафедральном соборе. — Чем отличается паства подворья от паствы Японской Православной Церкви? — На подворье больше ходят русские люди, живущие в Японии. Среди них эмигранты, которые приехали в Японию после революции, сотрудники посольств, русские ученые, работающие в японских университетах и т.д. В Японской Церкви больше, конечно, японцев. — Какова численность православных в Японии? — Примерно 30 тыс. верующих. — А сколько приходов в Японской Церкви и сколько архиереев? — Архиереев два — это митрополит Даниил и епископ Серафим. При этом в Японии служат 40 священнослужителей (30 священников, 10 диаконов). Что касается приходов, то их 150. — То есть это самая маленькая Церковь в составе РПЦ? — Наверное, да. Хотя если считать по количеству храмов, то в некоторых бывших республиках СССР у нас меньше храмов, чем в Японии. Но Японская Церковь является единственной Автономной Церковью. — На ваш взгляд, что японцы со своим особым менталитетом находят в православной вере? Почему они идут в Православие?

http://patriarchia.ru/db/text/419909.htm...

-- Известны вам, Наталья Александровна, такие приходы, где организуются молодежные встречи, можно их перечислить? -- Это Николо-Кузнецкий храм, храм Царевича Димитрия. -- Можно я добавлю. Оптинское подворье… -- На Крутицком подворье, по-моему, происходят такие встречи… -- Наверное, в Даниловом монастыре, там есть целый центр, который занимается молодежью по благословению Патриарха, Патриарший центр. По-моему, на подворье Троице-Сергиевой лавры тоже проводятся молодежные встречи. Наталья Александровна, а как эти встречи проходят? Удается ли организовать общение между людьми? Ведь, наверное, молодым людям важно не просто прослушать какую-то лекцию или посмотреть какой-то фильм, послушать концерт, а важно пообщаться, познакомиться друг с другом. -- В нашем приходе такие встречи обычно заканчиваются чаепитием и совместным обсуждением темы. А самое главное -- мы стараемся выбирать интересного собеседника. --Вы можете рассказать о самых интересных встречах? -- Для меня самыми интересными были встречи с отцом Сергием Правдолюбовым, который рассказывал о своей семье, и с отцом Владимиром Воробьевым… Отец Сергий рассказывал о святых в своей семье. Да и мы к этой встрече готовились старательно. Мы знали, о чем будет рассказывать о.Сергий и неожиданно для него подготовили слайд-материалы с фотографиями его родственников. Когда он начал рассказывать, на экране появились фотографии его родных. Это было очень неожиданно для него, очень оживило встречу и помогло людям лучше воспринимать такую духовную информацию. После этого слайд-фильмы стали очень модны в нашем приходе, и сейчас эта деятельность постоянно расширяется. Отец Владимиром тоже приезжал со слайд-материалами. Он и сам интересная личность, да еще рассказывал об отце Всеволоде Шпиллере. Еще была очень большая встреча с режиссером фильма «Возвращение» Андреем Звягинцевым. Был просмотр фильма, а потом разговор с режиссером. -- И часто у вас бывают такие просмотры? -- Это был один такой просмотр. Он вызвал очень большой резонанс, режиссера буквально завалили вопросами, встреча после фильма продолжалась около полутора-двух часов, разошлись уже ближе к ночи.

http://radonezh.ru/analytics/flaery-posl...

В книге историка церкви Е.Е. Голубинского «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра» , изданной им в 1892 году, говорится, что в отличие от других кладбищенских церквей Сергиева Посада, «церковь Кокуевского кладбища имеет собственный причт» (это священники, дьяконы, псаломщики и др.) По Филимонову, причт церкви состоял из двух человек, проживающих в двух церковных домах, на церковной земле, принадлежащей Воскресенской церкви». В начале ХХ века настоятелем Всехсвятской церкви был выпускник Вифанской семинарии священник Сергей Пикунов, который служил здесь до конца жизни. Доподлинно известно также, что в 1900 году он преподавал Закон Божий в женском двухклассном городском училище. После революции 1917 года начались гонения на веру. Власти закрывали и отбирали у Церкви здания храмов и монастырей. Троицкие монахи после изгнания из Лавры стали посещать Всехсвятскую церковь. Молился здесь и поселившийся на Штатной последний наместник дореволюционной Лавры преподобномученик Кронид (Любимов) . На Всехсвятском (Кокуевском) кладбище он часто приходил к могиле последнего старца Смоленской Зосимовой пустыни, иеросхимонаха Алексия Зосимовского . В 1930-е годы в скромном кладбищенском храме богослужения совершал архимандрит Маврикий (Полетаев) , будущий святой преподобномученик. В 1937 году он был расстрелян в Карлаге, в Караганде, за создание группы, которая под его руководством проводила в лагере богослужения. Вместе с ним в один день был казнен староста Всехсвятской церкви В.Е. Кондратьев за то, что он, будучи «правой рукой» архимандрита, раздавал лагерникам рукописи с Евангелия и иконки. Храм Всех Святых был последним местом служения в Сергиевом Посаде протоиерея Димитрия Баянова. Выходец из дворян, в прошлом оперный певец и церковный композитор, о. Димитрий был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Во Всехсвятскую церковь Баянов перешел в 1935 году после захвата обновленцами храма Петра и Павла. И стал последним настоятелем этой церкви. Осенью 1938 года храм на Кукуевском кладбище закрыли.

http://azbyka.ru/palomnik/Всеxсвятское_п...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010