74 . Олесницкий А. Слово о Псалтири. – Киев. 1899. – 15 с. 75 . Орда Х.М. Беседа псаломщика с грамотными прихожанами о Псалтири: О надписании псалмов.//Руководство для сельских пастырей. – 1870. – 43, 49, 52. 76 . Орда Х., свящ. Руководство к изучению Псалтири. – Вып. 1. – Киев, 1879. 77 . Орда Х., свящ. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. – Киев: тип. Иванова, 1882. 78 . Павский Г. , прот. Обозрение книги псалмов. (Опыт). – СПб, 1914. 79 . Пакатский Г.А., свящ. Псалтирь в стихах с приложением при каждом стихе содержащегося в нем исторического, таинственного или нравственного смысла, и с объяснением неудобовразуительных некоторых речений. – СПб., 1818. 80 . Палладий (Пьянков) , епископ. Толкование на псалмы, составленное по текстам: еврейскому, греческому и латинскому, по учению Отцев и учителей Св. Церкви и дополненное различными замечаниями. – М., 1872; М., 1874. 81 . Пархомович А.М., Объяснение главнейших обетований и пророчеств о Мессии – Иисусе Христе, содержащихся в Пятикнижии и Псалтири. – Кишинев, 189. 82 . Первый псалом. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2003. – 80 с. 83 . Полотебнов А. , свящ. Мессианское значение типологических псалмов по Генгстенбергу (по поводу толкования Псалтири епископа Палладия). – М., 1878. – 68 с. 84 . Порфирьев И.Я. Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа. – Казань, 1857. 85 . Псалмы Давидовы/пер. С.С. Аверинцева . – Киев. – М., 2004. – 151с. 86 . Псалтирь в русской поэзии. – М.: Ключ, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – 381 с. 87 . Псалтирь: Новый перевод с греческого текста 70-ти толковников/Перевод, введение иером. Амвросия (Типпота). – М.: Культурно-просветительское общество «Вертоград», 2002. – 243 с. 88 . Псалтирь учебная./парал. тексты церковно-славянский и русский перевод с церковно-славянского Е.Н. Бируковой и И.Н. Бирукова. – М.: Правило веры, 2000. 89 . Размышление на слова: «Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих кое есть, да разумею, что лишаюся аз» ( Пс. 38:5 )//Христианское чтение. – 1837. – Т. IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Итак, все это доказывает то, что несомненно прав был Феофан Затворник , несомненно прав был блаженный Августин , Ириней Лионский , Иоанн Златоуст , мученик Иустин Философ … Промысел Божий, изначально определил для Церкви подлиннейший из всех богодухновенный перевод Ветхого Завета 70-ти толковников. Вселенские Соборы, водимые Святым Духом, составляли свои вероопределения по переводу семидесяти. Отцы Православной Церкви в подавляющем большинстве случаев составляли свои экзгетические, догматические и гомилетические труды также по переводу семидесяти. Славянский перевод был сделан с текста семидесяти святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием и поэтому наиболее близок и к трудам святых отцов и к вероопределениям Вселенских Соборов. И очень близок к славянскому перевод с греческого профессора П. Юнгерова . Епископ Феофан, затворник Вышенский ставит интересный вопрос: «Но ведь Церковь никогда не давала определений, что только перевод семидесяти есть единственно верный и что православные его только употреблять должны». И отвечает: «Что же из этого? Определений не делала, что его только должно держаться, а в руках всегда его только держала. Подражая святой Церкви... в руках держи эту Библию ». Множество списков, в которых дошёл до нас перевод семидесяти позволяет легче определить первоначальный его вид, чем масоретский текст, представляющий собою верную копию единственного списка еврейской Библии и, кроме этой копии, ничего им не даёт 55 . Поэтому, конечно, при переводе Библии на русский язык необходимо было за основу брать Септуагинту, а еврейский текст использовать как вспомогательный. И, если нет возможности заменить таким образом весь Ветхий Завет, то уже совершенно необходимо в современной синодальной Библии заменить хотя бы Псалтирь на богодухновенный перевод семидесяти. (статья дополненная – прим.) Протоиерей Николай Баринов 2013 г. Дополнение. Вот еще несколько различий переводов с греческого и с еврейского, замеченные в «Камне веры». В солнце поставил Он жилище Своё ( Пс. 18, 5 – пер. Юнгерова). Толкуя это, святые отцы называют солнцем Церковь Христову, не тайную, но явную, как солнце. В синодальном переводе: Он поставил в них жилище солнцу ( Пс. 18, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Феофана Прокоповича . Здесь Феофан дает объяснение почему, со времени учреждения Св. Синода, не возносятся в служении имена Восточных патриархов. Феофан объясняет это тем, что имена патриархов Восточных не имеет права возносить никто, кроме самого патриарха; 9) Объявление от Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода к раскольникам, чтобы они являлись в Синод для выражения своих сомнений; 10) Формы о возношении имен Их Величеств и Царской фамилии в церковных службах; 11) Славянская грамматика соч. иподиакона Феодора Максимова; 12) Устав или изображение келейного жития монахов Александро-Невского монастыря; 13) Феатрон или позор исторический (история от начала мира до 1680 г.) соч. Страттемана, пер. с латинского Гавриила Бужинского; 14) Последование о исповеди (или чин исповедания) сочинение Гавриила Бужинского; 15) Припечатание славянского текста к голландской библии; 16) Евангелия Великого четвертка и Великого пятка; 17) Служба благодарственная в память (Ништадтского) мира между Россиею и Швециею; 18) Увещание к православным христианам соч. Феофилакта еписк. Тверского – собственно к раскольникам; 19) Новый Завет , православное исповедание Петра Могилы и Киевские святцы. Богоугодные заведения. Госпиталь для инвалидов При основании монастыря Петр Великий повелел быть при нем госпиталю и, на содержание его, назначил доходы с приписных к монастырю вотчин Иверского и Московского Новодевичьего монастырей. В госпиталь поступали военные чины, заслужившие милость Государя и не могущие трудиться за старостию и болезнями. Те из них, которые были еще в силах, имели разные занятия по вотчинам; офицеры наблюдали за порядком при церковных службах в монастыре. Число призреваемых доходило до 20 и больше. Пенсия выдавалась им различная, по чину. Сначала она была довольно значительна. Например, полковник получал 742 р. в год, майор – 282 р., унтер-офицер гвардии – 22 р., рядовой – 14 р. В 1731 г. пенсия была уменьшена, так что, например, полковнику выдавалось 100 р., майору – 49 р., унтер-офицеру гвардии – 15 р., рядовому гвардии – 11 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1171 Иоанн Лествичиик. Лествица, сл. IV, п. 10; см. в рус. пер. Добролюбие, т. II, М. 1885, стр. 530. 1174 Парвов, цит. кн. (изд. 6, Спб. 1880), стр. 147. Принимая во внимание что книга о. Парвова в свое время была признана обязательным учебником в правосл. дух. семинариях, надо думать, что с таким воззрением П. Могилы теперь соглашаегся вообще вся Русская церковь ; впрочем, что это-то так и есть, само собою следует из дальнейшей ссылки. 1179 Ibid. стр. 326. На основании этих самых и есть трактуемый вопрос и решается положительно при объяснении недоумений в сфере богослужебной практики; – см. Руков. для сельск. паст. 1870, т. I, 5, стр. 160–164. 1180 Молитва – в сущности дела разрешительная в том смысле, каковы были разрешительными молитвы по исповеди в древних исповедных уставах. 1181 Так было по крайней мере в практике Юго-славянской церкви, судя по чину елеосвящения, имеющемуся в одном из сербских ркпп. требников (перг., 4°, XV–XVI в.) собр. архим. Антонина (возможностью ознакомиться с этим чином мы обязаны проф. Н. Ф. Красносельцеву ). 1182 Почему и проводится идея, что в случае смерти кого-либо без исповеди и св. причащения, над таковым не следует читать и не влагать ему в руку разрешительную молитву. См. Руков. для сельск. паст. 1863 г. III, стр. 394–400 (замеч. по вопросу: «Следует ли читать и влагать в руку разрешительную молитву при погребении умершего, которого постигла смерть без исповеди и св. причащения»? 1185 В некоторых же церквах причащались даже каждый день или вообще чаще, нежели в воскресный день, причем обычай этот имел силу даже в Vb. Подробные свидетельства об этом см. у Ветринского. Памятники древне-христианск. Церкви, т. III, СПб. 1847 г., стр. 264–270. 1190 Павлин Аквилейский. Увещ к Генр. Фряж , гл. XXXIII. Migne. Curs. Patrol. s. Lat. t. XCIX, со1. 230–231. 1191 По предыдущему изложению разумеются те преступления, воторые перечислены в послании в Галатам, гл. V. ст. 19–21. 1193 Августин. О догматах церковных. См. у Ветринского, Памятн. христ. древн., т. III, Спб. 1844, стр. 252.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

—136— и подражати житию его въсхотят. И повеле предпомя [Л. 728] нутый великий самодерьжец игумену Варлааму в обители святаго поставити церковь камену и на поставление церкви много [даст] 479 сребра предаст игумену, елико довольно на поставление церкви, такоже и всю утварь церковную и милостыню довольну братии. Сему же бывающю, егда начата копати рвы на водружение стенам церкви, и обретоша преподобнаго Стефана и открыта гроб его и исполнишася вси благоухания от него. И обретоша верху мощей его на персех святаго положено, якоже пояс: тонка кожица волуа 480 , на ней же хитро некако въображено обанадесять великих Владычних праздник Господа нашего Иисуса Христа и Пречистыя Богородица. Игумен же сие сказа Святейшому Митрополиту Макарию. Он же повеле сотворити крест сребрян и позлатити и положите в него праздникы оны Владычня, иже обретены быша верху мощей святаго. Сим же крестом елицы знаменающиеся и пиющи от него воду с верою приходяще здравие почерпают в славу Святыя Живоначальныя Троица Отца и Сына и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веком [Аминь] (РГБ. Ф. 304. 637). Тахиаос А.Е. Святые Кирилл и Мефодий накануне славянской миссии 481 : [Гл. 5 из кн.: Тахиаос А.-Е. Кирилл и Мефодий – просветители славян]/Пер. с новогреч. пером. Дионисия (Шленова). пером. Леонтия (Козлова) под ред. В. Л. Шленова//Богословский вестник 2003. Т. 3. 3. С. 137–164 История церкви —137— После своего возвращения в Константинополь [из Хазарской миссии] братья Кирилл и Мефодий в очередной раз расстались друг с другом. «Философ же пошёл в Царьград и, повидав царя, – сообщается о Кирилле в его Житии, – жил тихо, молясь Богу, пребывая в церкви святых Апостолов» 482 . Из этих слов видно, что он не возвратился ни к своей преподавательской деятельности, ни к делам в патриаршей канцелярии, но жил уединённо при храме Святых Апостолов. Впрочем, возможно ли, чтобы столь выдающийся человек, каким был Кирилл, проживал на полном церковном пансионе в праздности и бездействии? Едва ли можно согласиться с таким утверждением. Это следует как из соображений здравого смысла, так и из внимательного прочтения первой части выше процитированного отрывка – а именно мы видим, что сра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

139 Цит. по: Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 53. 140 Горский А. В. О святых Кирилле и Мефодии//Москвитянин. 1843. Ч. 3. 6. С. 405–434; См. черновые записи: ОР РГБ. Ф. 51. К. 32. Ед. хр. 32. Ф. 36. К. 3. Ед. хр. 34. 141 Добровский Й. Кирилл и Мефодий, словенские первоучители: Историко-критическое исследование/Пер. с немецкого. М., 1825. 144 См.: Мельков А. С. О Паннонских житиях святых Кирилла и Мефодия//Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы Третьей международной конференции молодых ученых. М.; Ярославль, 2004. С. 378–383. 153 Горский А. В. Жития свв. Кирилла и Мефодия//Кирилло-Мефодиевский сборник: в память о свершившемся тысящелетии славянской письменности и христианства в России. М.: М. П. Погодин, 1865. С. 5–42. 154 Горский А. В. О древних канонах святым Кириллу и Мефодию, по синодальному списку//Там же. С. 285–296; Горский А. В. Слово на день памяти свв. Кирилла и Мефодия//Там же. С. 441–448. 159 Правила святых апостол с толкованиями. М., 1876; Правила святых Поместных соборов с толкованиями. М., 1880; Правила святых отец с толкованиями. М., 1884; Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 1877. 164 Смирнов Е. История христианской Церкви. СПб., 1901; Он же. История христианской Церкви. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. 167 Евсеев Е. И. Древности//Труды/Славянская Комиссия Императорского Московского археологического общества. 1902. Т. 3. С. 64. 170 См.: Флоровский Г. Указ. соч. С. 164–185, 187–189, 191–193, 202–210, 212–220, 222–225, 228–230, 333–335. 172 Там же. Ед. хр. 45. Л. 8. М. П. Погодин – А. В. Горскому от 22 ноября 1842 года; Л. 11–11 об. М. П. Погодин – А. В. Горскому от 15 февраля 1843 года. 177 ОР РГБ. Ф. 78. К. 32. Ед. хр. 1. Л. 1–2. М. Сухомлинов – А. В. Горскому от 26 ноября 1866 года. 183 Там же. С. 449–450; см.: Мельков А. Ректор Московской Духовной Академии А. В. Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки//Журнал Московской Патриархии. 2002. 12. С. 51.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

14 Эти ответы смотри в «Синодиконе» (т. 1, с. 111). Досифей в «Двенадцатикнижии» говорит, что по примеру этого послания все архиереи и патриархи после Дионисия стали писать Соборам подобные послания, содержащие изложение веры, если по слабости здоровья, старости или другим серьезный обстоятельствам они не могли прийти на Собор лично. 17 Этого божественного Дионисия Василий Великий в 1-м правиле называет весьма сведущим в правилах. Очевидно, св. Дионисий первым заложил основание догмата об ипостасном соединении двух природ во Христе. В 10-м ответе Павлу Самосатскому он говорит: «Иисус, единое Слово, единая Ипостась и единое Лицо, Сам соделался для меня Богом и Господом», а на этом фундаменте божественный Кирилл и III Вселенский собор утвердили великий догмат ипостасного соединения. 18 Эти слова мы приводим по церковно-славянскому переводу, поскольку в данной случае этот перевод соответствует дальнейшим рассуждениям св. Дионисия. 23 О том, что слово ψ означает «затем» и ставится вместо предлога μετ, свидетельствует и выражение Ксенофонта в его «Киропедии»: ψ το πολμου вместо μετ τν πλεμον (после войны). 24 Это изречение – «малое в жизни не мало» – дословно приводит и Василий Великий в начале 2-го слова о крещении, говоря, что это сказал кто-то из наших мудрецов (Basil. Magn. De baptismo 2.1//PG 31, 1525D-1528A.). Но кто этот мудрец? Нам неизвестно (См.: Изречения Секста, 10/пер. вступ. ст. и коммент. А. С. Небольсина. М., 2007. С. 90.). 25 Именно это и обозначает выражение ν φδρ, которое, по толкованию Зонары, возникло из-за того, что еврейские женщины, когда у них наступало время месячного кровотечения, сидели в покое и в отдалении от мест (π τς δρας), где сидели остальные, пока не проходило семь или больше дней. Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего (ν τ φδρ ατς); и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера ( Лев.15:19 ). И опять: Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее (τς φδρου), или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения (τς φδρου) своего, она нечиста ( Лев.15:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

153 Устав или – как он еще называется – «Духовная грамата» Преп. Иосифа напеч. в Вел. Мин.-Чет. Макария, под 9 сентября («Великие Минеи Четии» составленные Всероссийским митрополитом Макарием в 1530–1541 г. т. 1. Сентябрь, дни 1–13. – СПб., 1868). 155 Из сбор. Императорской Публичной Библиотеки. I, 82; П. В. Знаменский. «Руководство к русской церковной истории» 2-е изд., Казань, 1876, стр. 89. 156 Преподобный Иосиф Волоколамский (Волоцкий). «Отвещание любозазорным и сказание о святых отцах, бывших в монастырях иже в Рустей земли сущих», в «Чтениях в императорском обществе истории и древностей Российских», 1847, 7, отд. IV Смесь, стр. 1–16. 157 Нарушение старого устава обыкновенно бывало тогда, когда в монастыре являлся игумен из чужого монастыря. Поэтому с течением времени на игуменские вакансии монастыри стали избирать своих же иноков. 160 " Сказания князя Курбскаго». в 2 т. под редакцией Н. Г. Устрялова. СПб., 2-е изд. 1842, стр. 132. 165 " Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете». 1859, отд. III; П. В. Знаменский. «Руководство к русской церковной истории» 2-е изд., Казань, 1876, стр. 164. 166 «Сочинения преподобного Максима Грека», в 3 т., изданные при Казанской духовной Академии. Казань. В тип. Губ. правления, 1859–1860. ч. 2.; стр. 89–115.. 168 " Сказания князя Курбскаго«. в 2 т. под редакцией Н. Г. Устрялова. СПб., 2-е изд. 1842, ч. I, стр. 164. 169 " Акты исторические». I, 204; А. Д. Галахов. «Историческая хрестоматия церковно-славянского и русского языка», М., 1848., I, 298. 170 барон Сигизмунд фон Герберштейн «Записки о Московии» рус. пер., СПб. 1795–1796, стр. 47; Alexandri Guagnini. «Moscoviae descripmio», у А. В. Старчевского (Adalbertus de Starczewski). «Historiae Rathenicae Scriptores exteri saeculi XVI», 1842, vol. I, р. 18; Joannis Cobencelii «De legatione ad Moscovimas epistola», ibid. vol. II, р. 15, етс. 172 Собор этот, будучи созван для разрешения вопросов: «каких лет должны быть поставляемые на иерархические степени и следует-ли брать за поставление какие-либо пошлины», сделал также несколько постановлений дисциплинарного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1668       См.: Момина М.А. Вопросы классификации славянской Триоди//ТОДРЛ. 1983. Т. 37; Она же. О типах греческих Триодей//ПС. 1986. Т. 32. 1669       Каноны в неделю Пятидесятную. Творение преподобных и богоносных отцов наших Козмы, епископа Маюмского, и Иоанна Дамаскина , инока и презвитера Лавры Саввы Освященного: Церк.-слав. текст с пер. и коммент. Балашиха, 2004. 1670       Согласно сообщению сайта «Портал-Кредо.ру» от 27 ноября 2009 г., озаглавленному «Священноинок РПСЦ Симеон (Дурасов) попрощался со своей паствой, заявив о намерении вступить в брак» (URL: «вернувшись с межхристианской конференции в Италии, в начале ноября, известный церковный публицист Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) священноинок Симеон (Дурасов) обратился к прихожанам Казанского храма в селе Андроново (Московской области) с сообщением о намерении оставить служение; о. Симеон мотивировал свое решение намерением вступить в брак с гражданкой Франции. Деятельность священноинока Симеона вызывала в старообрядческой среде множество дискуссий и была предметом рассмотрения нескольких Освященных Соборов РПСЦ. Оппоненты обвиняли его в проповеди экуменизма и модернизма (священник, в частности, призывал перевести богослужение на современный русский язык), а также в «предательстве староверия» (о. Симеон переходил в 2003 г. в РПЦ МП, где и принял иноческий постриг). Сергей Дурасов присоединился к РПСЦ в середине 1980-х гг., будучи студентом исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, с конца 1980-х гг. служил уставщиком храма Рождества Христова в подмосковном селе Большие Дворы. В начале 1993 г., вступив в брак, поставлен священником к тому же храму митрополитом Алимпием (Гусевым). Овдовев спустя месяц после бракосочетания, о. Сергий принял иноческий постриг от иеромонаха РПЦ МП и был вновь принят в старообрядчество в октябре 2003 г. митрополитом Белокриницким Леонтием, однако спустя два года был запрещен в служении Освященным Собором РПСЦ за «проповедь ереси экуменизма», но решению Собора не подчинился. Освященный Собор РПСЦ 2007 г. формально снял с о. Симеона запрещение, но нового назначения на приход он не получил и фактически исполнял обязанности уставщика при храме в Андроново».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

175 Рукопись Зиновия монаха Отенского монастыря о ереси Феодосия Косого. Я читал книгу в Петрозаводске, видев ее в частной библиотеке у одного Старообрядца. 178 Неправильно разумеют некоторые Спасовым монастырем Новоспасский, Московский. В рукописи Зиновьевой ясно упоминается о Хутынском монастыре , который в старинных летописях обыкновенно назывался Спасовым, по Соборной Церкви Преображения. 180 Главным впрочем образом надсматривал, над печатанием книги сей Датчанин Ганс (Иоанн Мессингейм). Истор. Сборн. Т. 4. 1840. См. Опыт Рос. Библиогр Сопикова. С.п.б. Ч.1 . стр. 18. (Печатанных на Славянском языке книг в других местах, кроме Великой России, было уже ранее того до 26, – начиная с 1475 г. 183 Много таких книг отыскано мною в Климецком Монастыре Олонецкой епархии на старой деревянной церкви, куда они были убраны, вероятно, по выходе из употребления. 187 В Архиве Сол. Монастыря по описи 73. – Заимствуем сведение сие из посланий справщиков. Иные говорят: «до двадцати». Испр. Богослуж. книг при Патр. Филар. в Чтен. ИМПЕР. Общества Истор. и древн. Росс. при Моск. Университ. 1848 г. 8. 188 Произнося сии слова, Священник крестообразно трижды знаменовал воду горящими свечами, и после того погружал их в воду. См. ниже Пер. 3. 189 Перенося все злострадания за правое дело , Дионисий говорил: «Худо для чернеца, если велят его расстричь, а достричь – сие ему венец и радость». Злострадания называл он дострижением. 191 В таком виде и ныне можно не редко видеть Требник Филаретовский. Грамота о нем находится в Акт. собр. Археогр. Эксцед. С. п. б. 1836 г. Т. III. Ст. 166. 192 Рукоп. хранящ. в библ. Свирского монастыря. Есть и в Соловецкой библиотеке. Послание сие не столько огромно, как других: но также умное и с ревностию. 194 Рукоп. в Сол. библ. Сбор. 855. Послание сие весьма обширно и может почитаться драгоценным памятником глубокого богословствования наших предков того времени, не по одному слову «и огнем». 195 При нем издано было книг более, нежели прежде во все время существования типографии. Он крайне желал, чтобы все Церковные книги были в исправном виде, не как прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010