226 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 17, 2 (PG 57, 257). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 193. 228 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 17, 4 (PG 57, 259). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 195–196.. 229 Например, в случае, если дальнейшее пребывание в браке влечет за собой угрозу жизни жены или детей. См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Х, 3. С. 115. 236 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 17, 5 (PG 57, 261). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 199. 238 В современном русском языке слово «лукавый» приобрело несколько иной оттенок, указывая, скорее, на хитрость, чем на зло (ср. выражение «лукавая улыбка»). В синодальном переводе Библии слово «лукавый» употребляется в его исконном славянском значении. 244 Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. 6, 14 (Saint Éphrem, Commentaire de l’Évangile. P. 68). Рус. пер.: С. 93. Цитируемый здесь перевод сверен с сирийским оригиналом. Дореволюционным переводчикам была доступна только армянская версия толкования прп. Ефрема на Диатессарон; сирийский текст был введен в научный оборот в 1963 г. 245 См.: Райт К. Око за око. С. 323–325. Подробнее об интерпретации принципа талиона в Ветхом Завете, Новом Завете и талмудическом иудаизме см. в: Neusner J., Chilton B. D., Levine B. A. Torah Revealed, Torah Fulfilled. P. 187–228. 249 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 18, 1 (PG 57, 265). Рус. пер.: Т. 7 (1). С. 204. 252 Первая миля воздает кесарю кесарево, вторая... воздает Божие Богу», – отмечает исследователь (Manson T. W. The Sayings of Jesus. P. 160), имея в виду, что вводимый Иисусом принцип превосходит обычные стандарты общечеловеческой нравственности и выводит взаимоотношения между людьми в религиозную плоскость. 255 Меннониты – протестантская деноминация, возникшая в 1530-х гг. и названная по имени ее основателя, Менно Симонса. Согласно убеждениям меннонитов, христианин не может брать в руки оружие. 264 В серии CCSL произведение Тертуллиана «Об идолопоклонстве» помещено в томе «Opera montanistica» (CCSL 2, 10991124). Монтанизм – христианская секта II в., названная по имени своего основателя Монтана. Секта отличалась крайним ригоризмом в нравственных вопросах, отрицанием церковной иерархии и таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Новое издание “Влияния восточного богословия…” сделано добротно. Во введении От издательства приводятся биография ученого и перечень его работ. Издатели не побоялись заново набрать пространные постраничные примечания на нескольких языках, включая латинский и греческий 24 . Нет сомнений, что заново введенное в научный оборот исследование неизбежно повысит уровень публикаций в этой области. После Бриллиантова: избранная библиография Переводы: О божественном предопределении (фрагменты)/Пер. Е. В. Антоновой //Знание за пределами науки. М., 1996. — С. 294–299. Перифюсеон (фрагменты): — кн. I (441A–446A; 462D–463C; 474B–500C)/Пер. В. В. Петрова //Философия природы в античности и в Средние века . Сб.Ч. I. М., 1998. — С. 218–273; — кн. III (690A–713B)/Пер. Н. М. Лозовской //Сб. Средние века 57. М., 1994. — С. 279–289;  58. М., 1995. — С. 206–222. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна/Пер . В. В. Петрова // Иоанн Скотт Эриугена . Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1995, а также:Историко-философский ежегодник ’94. М., 1995. — С. 224–248. Стихотворения/Пер. С. С. Аверинцева //Памятники средневековой латинской литературы IV–IX вв. М., 1970. Статьи: Лосев А. Ф . Зарождение номиналистической диалектики средневековья. Эригена и Абеляр//Историко-философский ежегодник ’88. М., 1988. — С. 57–71. Солонин Ю. Н., Толстенко А. К. К истолкованию натурфилософии Иоанна Скота Эриугены//Вестник ЛГУ. Философия, политология, теория и история социализма, социология, психология, право. Вып. 1. Л., 1991. — С. 18–26. Петров В. В . Accessus Iohannis Scotti [Подступы к Иоанну Скотту]// Иоанн Скотт Эриугена . Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна. — С. 1–161. Петров В. В . Иоанн Скотт Эриугена и дворцовая церковь Карла Великого в Ахене//Вестник Международного Славянского университета . Вып 2. М., 1997. — С. 26–31. Петров В. В .  Парадоксальная логика Эриугены в Перифюсеон //Философия природы в античности и в Средние века. Ч. I. М., 1998. — С. 167–217.   Примечания

http://pravmir.ru/eriugena-o-filioque/

Среди русских мыслителей отметим Владимира Соловьева († 1900); все, что он пишет о проблеме познания, тесно связано с христианским созерцанием 163 . II. Богослужебные книги Основные богослужебные книги, византийские и армянские Лев Алляций (Леон Аллаччи) выпустил в 1645 г. объемный том исследований, посвященных структуре богослужебных книг греческой Церкви 164 . Их насчитывалось двенадцать, но к ним можно добавить и ряд других. Три из них библейские: Евангелиарий, Праксапостол (Деяния и Послания) и Псалтырь. Типикон – это сборник указаний порядка и образа совершения церковных служб в течение всего года. Евхологион (Εχολγιον), книга для священнослужителя, название которой можно перевести как Ритуал (Служебник) в общем значении, – без различения Понтификала (описание архиерейского богослужения. – Прим. пер.), Миссала (чинопоследование литургии. – Прим. пер.) и Ритуала, – содержит в себе чинопоследование служб и всех таинств (часть его, описывающая наиболее важные функции священника, называется Иератикон). Литургиарион (на церковно-славянском Служебник) также является частью Евхологиона и содержит чинопоследование трех литургий, как и служб Вечерни и Утрени. Орологион содержит в себе неизменяемые молитвословия церковных служб, куда присоединяется, но только частично, Месяцеслов с песнопениями в честь святых и чтениями из Апостола и некоторые каждодневные тропари. Октоих, «осьмогласник», заключает в себе последование изменяемых молитвословий: Малый октоих содержит описание восьми гласов для воскресных служб, а Большой, или Параклитик, – то же для каждого буднего дня. Триодион (Триодь Постная. – Прим. пер.) заключает в себе молитвословия десяти недель, предшествующих Пасхе, а Пентикостарион (Триодь Цветная. – Прим. пер.) – молитвословия пасхального периода. Ирмологион – это книга, содержащая молитвословия, предназначенные для пения. Минеи содержат описания служб неподвижных праздников. Исторические сведения о жизни святых входят в сборник, называемый Синаксарий, или Менологий (по-славянски Четьи-Минеи. – Прим. пер). Те же причины, которые привели к созданию Бревиария и Миссала на Западе, на Востоке породили попытки соединения богослужебных книг в сборник под названием Анфологион (по-славянски Сборник, или Цветослов, Минея праздничная) 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Войдите , чтобы оставить комментарий под своим именем. Отправить Другие публикации на портале: Книги Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory. Indiana University Press, 2019 Caputo John David 10 Книги Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума / Пер. Кырлежева А. И., Узланера Д. А., под общ. редакцией А. И. Кырлежева. – М.: Теоэстетика, 2022. – 736 с. Милбанк Джон 10 Книги Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума / Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение) Уэйнрайт Уильям Джордж 10 События Издано письмо митрополита Видинского Даниила с анализом антиканонической деятельности Константинополя на Украине 19 января 2022 10 Статья Болгарская Православная Церковь накануне и в годы II Мировой войны. Часть 2 Шкаровский Михаил Витальевич  —  12 февраля 2010 10 Статья Болгарская Православная Церковь накануне и в годы II Мировой войны. Часть 1 Шкаровский Михаил Витальевич  —  3 февраля 2010 10 Книги Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023. 10 Книги Византийская философия. Четыре центра синтеза / Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5 Каприев Георгий 10 Книги Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария / под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл. Гарднер Иван Алексеевич 10 Книги Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022. Харт Дэвид Бентли 10 Книги Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность. — М.: Никея, 2022. — 192 с. Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит 10 Книги Восприятие Бога: Эпистемология религиозного опыта / Пер.

http://bogoslov.ru/article/600839

с англ. К. В. Карпова; под ред. А. М. Гагинского. М.: Академический проект, 2022. — 471 с. Олстон Уильям Пейн 10 Книги Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory. Indiana University Press, 2019 Caputo John David 10 Книги Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума / Пер. Кырлежева А. И., Узланера Д. А., под общ. редакцией А. И. Кырлежева. – М.: Теоэстетика, 2022. – 736 с. Милбанк Джон 10 Книги Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума / Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение) Уэйнрайт Уильям Джордж 10 События Издано письмо митрополита Видинского Даниила с анализом антиканонической деятельности Константинополя на Украине 19 января 2022 10 Статья Болгарская Православная Церковь накануне и в годы II Мировой войны. Часть 2 Шкаровский Михаил Витальевич  —  12 февраля 2010 10 Статья Болгарская Православная Церковь накануне и в годы II Мировой войны. Часть 1 Шкаровский Михаил Витальевич  —  3 февраля 2010 10 Книги Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023. 10 Книги Византийская философия. Четыре центра синтеза / Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5 Каприев Георгий 10 Книги Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария / под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл. Гарднер Иван Алексеевич 10 Книги Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022. Харт Дэвид Бентли 10 Книги Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность. — М.: Никея, 2022. — 192 с. Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит 10 Книги Восприятие Бога: Эпистемология религиозного опыта / Пер. с англ. К. В. Карпова; под ред. А. М. Гагинского. М.: Академический проект, 2022. — 471 с. Олстон Уильям Пейн 10 Книги Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory.

http://bogoslov.ru/article/600839

Итак, согласно моему рассуждению, если человек не будет обладать великим смирением, которое есть вершина всех добродетелей, и не будет налагать хранение на уста свои, а в сердце не иметь страха Божия, если не будет считать себя ниже прочих, не будет выставлять себя, как будто он сделал что-нибудь доброе, если он неохотно переносит наложенные на себя лишения, и ударяющему не подставляет другую ланиту, и на всякое доброе дело не быстро стремится и направляется, и душу свою в руке не носит, как-будто каждый день готовится умереть, и не считает пустым все, видимое под этим солнцем, и не говорит: хочу разрешиться и со Христом быти; и: мне еже жити – Христос, а еже мертву быти – приобретение, – то такой не может сохранить наставлений Св. Духа. Конец письма блаженного Макария к сынам. V. Литература о преп. Макарии Египетском Patrologia cursus completes. Series Graeca. Migne. Т. XXXIV. Издание 1860 г. Acta Sanctorum. Collegit, digessit, notis illustravit Ioannes Bollandus. Edition novissima. M. DCCCLXIII. Jannuarius. T.2. Ecclesiae Graecae Monumenta Ioh. Bapt. Cotelerii. T.1. Церковная история Феодорита , епископа Киррского. СПб. 1852. Церковная история Сократа схоластика . СПб. 1850. Древний Патерик, изложенный по главам. Пер. с греч. Изд. 2-е. М. 1892. Палладия, еп. Еленопольского «Лавсаик» , или повествование о жизни святых и блаженных Отцев. Пер. с греч. 1850. Жизнь пустынных отцев. Творения пресвитера Руфина. Пер. с лат. с объяснительными примеч. свящ. М. Хитрова . Св.-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцев. Пер. с греч. Московской Духовной академии. Изд. 3-е. 1855. Полные жития святых на славянском языке. Изд. 1789 г. Рукопись 91 Московской Духовной академии Четьи-Минеи Макария. В этой рукописной Четьи-Минеи на стр. 471–508 помещено житие и жизнь преподобного отца нашего Макария Египетского . Списано Серапионом, учеником Великого Антония. Преподобного и Богоносного отца нашего Марка подвижника нравственно-подвижнические слова в русском переводе. М. 1858.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

648 . Сказание о святой Афонской горе игумена русского Пантелеймонова монастыря Иоакима и иных Святогорских старцев. – СПб., 1882. – 31 с. (Памятники древней письменности. – Т 30). 649 . Сказания о мучениках христианских, чтимых православною кафолическою Церковию (в русском переводе). – Казань, 1865 – Т 1.; 1867. – Т 2. 650 . Сказания о начале славянской письменности: Вступ. ст., пер., коммент. Б. Н. Флори. – М.: Наука. – 1981. – 198 с. 651 . Сказания о 42 аморийских мучениках и церковная служба им/Изд. В. Васильевский , П. Никитин//Записки имп. АН. VIII серия. Историко-филолог. отд. – СПб., 1905. – Т 7. – 2. – IX, 305 с. 652 . Сказания о Царьграде по древним рукописям: Изд. под ред. В. Яковлева. – СПб., 1868. – 116 с. 653 . Славянский перевод Хроники Симеона Логофета/Изд. В. И. Срезневский . With an introduction in Russian by G. Osrtigorsry amd preface in English ba I. Dujcev. – London, 1971. 654 . Слово на перенесение мощей Климента (по списку XVI в.)//Кирилло-Мефоди- евский сборник. – М., 1865. – С. 319–326. 655 . Слово на перенесение мощей Климента Римского : Пер. И. Калиганова//Родник златоструйный. Памятники болгарской литературы IX-XVIII веков. – М.: Худ. Лит., 1990. – С. 311–316. 656 . Слово на перенесение мощей преславного Климента по рукописи первой пол. XVI в. Московской Духовной Академии 91 по старому реестру)//Франко I. Сьвятий Климент у Корсуш//Записки наукового товариства им. Шевченка. – Львив, 1904. – Т 60. – Кн. 5. – С. 246–256. 657 . Слово о законе и благодати (Синодальный 591 список ГИМ)//Молдован А. М. Слово о законе и благодати Иларитона. – К.: Наукова думка, 1984. – С. 78–100. 658 . Слово о том, как крестися Владимер, возмя Корсунь// Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности «1–23//Сборник Отделения русского языка и словестности. – 1907. – Т 82. – 4. – С. 1–24. 659 . Смбат Спарапет. Судебник/Сост. текста, пер. с древнеармянского, предисл. и прим. А. Г. Галстяна. – Ереван, 1958. 660 . Смбат Спарапет. Летопись/Пер. с древнеармянского, предисл. и примеч. А. Г. Галстяна. – Ереван: Айастан, 1974.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из новейшей критической литературы См . A. Wilmart , L " origine vй ritable des нотй lies pneumatiques, Revue d " ascй t. et de mystique, I. 1920; G. L. Marriott , The Messalians and the discovery of their Ascetic book, Harvard theol. Review, 19, 1926; J. Stiglmayr , Pseudo-Makarius und die After-mystik der Messarianer, Zeitschr fь r die kathol. Theologie, 1925. Срв . Liber gradfuum e codicibus syriacis edid. D. Kmosco, Patrologia Syriaca, t. Ill, P. 1926. Из русской литературы: A. Бронзов, Преподобный Макарий Египетский, т. I, Спб. 1899; И. В. Попов, Мистическое оправданис аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского, Богосл. Вестник, 1904 и 1905; Иерод. Онуфрий, Мистика преподобного Макария Египетского, Учено-богосл. опыты студентов Киевской д. акад., в. XII, К. 1914. - 3. Памятники IV-VI в.в. " Лавсаик " в изд. C. Butler " a , Texts and Studies, VI. 1-2, 1898, 1904; срв. издание Lucot, P. 1912. Historia monachorum, ML 21; E. Preuschen , Palladius und Rufinus, 1897; R. Reitzenstein , Historia monarchorum und Historia lausaica, Gц ttingen 1916; Des Athanasius Werk ueber das Leben des Antonius, Sitzber. der Heidelb. Akademie der Wissensch., Pbil,hist.- Klasse 1904, VIII; Cotelerius , Ecclesiae Graecae Monumenta 1-3, P. 1677-1688; Apophthegmata Patrum, Migne 65; p. пер . Евсевия (Орлинского ), M. 1845. W. Bousset , Apophthegmata. Ть bingen 1923; Das Мц nchtum der sketischen Wь ste, Zeitschrift fь r die Kirchengeschichte 1923. Творения преподобного Иоанна Кассиана. ML 49; есть p. перевод, M. 1892. Срв. Древний Патерик, изложенный по главам, р. пер. М. 1874; 3 изд. М. 1899; " Луг Духовный, " y Migne 67 (срв. ML 74). p. пер. Филарета (Гумилевского), М. 1848; пер. о. М. Хитрова, СТСЛ 1896; см. свящ, П. Смирнов, Об авторе Λιμων Αог. Вести. 1915, сент.; Синайский Патерик в древне-славянском переводе, Серг. Пос. 1917. - Сочинения Евагрия См. y Migne , 40; но в особенности W. Frankenberg , Evagrius Pontikus, Abhandl. d. Gesellschaft zu Gцmmingen, Ph.-hist. Kl., N. F.

http://sedmitza.ru/lib/text/538199/

Было бы удивительно, если бы христиане Запада не нашли в православном богослужении – особенно в сердце церковной молитвы, в литургии – ничего, достойного подражания. 1 Стоит, пожалуй, объяснить русскому читателю, что алтарем по-английски, как и в других языках, называют то, что в русской православной традиции именуют престолом, то есть священный стол, на котором совершается евхаристическая жертва. Собственно, в исходном значении это слово тоже употребляется – особенно вне контекста православно-церковного обихода (напр. «Принести жертву на алтарь Отечества»). Для алтаря же, как его понимают в русской традиции,– пространства, в котором расположен престол,– применяется слово, означающее «святилище», " святая святых». Чтобы избежать неразберихи, мы в дальнейшем будем пользоваться «православной» терминологией, более привычной для русскоязычного читателя («престол» и «алтарь»), в текстах, относящихся к обустройству храмов, находящихся непосредственно в русле исторического православия. Говоря же о западных церквах, мы будем пользоваться более органичной для них терминологией («алтарь» и «святилище» или «пресвитерий»). (Прим. пер.) 4 Первоначально это слово относилось только к данному молению, что сохраняется в дальнейшем в греческой традиции. В славянской традиции оно закрепилось в форме «ектения» применительно к любой диаконской молитве с рефреном (в греческом языке такие молитвы именуются «diakonika», а некоторые из них носят название «synapte»). Рассматриваемая ектения в славянской традиции называется «сугубой ектенией». (Прим. ред.) 5 Перевод Д. С. Лихачева. См. Памятники литературы древней Руси, m. IX, начало XII b. М., «Художественная литература», 1978. (Прим. пер.) 6 Это не соответствует действительности: в Анафоре св. Василия это слово фигурирует в начале эпиклесиса. (Прим. ред.) Читать далее Источник: Православная литургия : развитие евхаристического богослужения византийского обряда/Хью Уайбру ; [пер. с англ. Александр Дорман]. Москва : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2000. - 212 с. ISBN 5-89647-040-1 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

381 . Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках//Древнейшие государства Восточной Европы. 2000 г.: Проблемы источниковедения. – М., 2003. – С. 3–172. 382 . Кулаковский Ю. А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей//Чтения в историческом обществе Нестора летописца. – К., 1899. – Кн. 13. – Отд. 2. – С. 94–168. 383 . Кулаковский Ю. А. Византийский военный лагерь конца X века//ВВ. – 1903. – Т 10. – Вып. 1–2 [первые 8 глав военного трактата De castrometatione]. 384 . Кулаковский Ю. А. Епископа Феодора «Аланское послание»//Записки Одесского общества истории и древностей. – 1898. – Т 21. – Ч. 2: Материалы. – С. 11–27. 385 . Кулаковский Ю. А. Избранные труды по истории аланов и Сарматии/Сост., вступ. ст., коммент., карта С. М. Перевалов. – СПб.: Алетейя, 2000. 386 . Кучма В. В. Методика боевой подготовки по «Тактике Льва»: господство принципов традиционализма//Власть, общество и Церковь /Сб. наук. статей/Отв. ред. С. Н. Малахов. – Армавир, 2007. – С. 89–116. [Пер. «Тактика Льва», гл. VII, «О подготовке кавалериста и пехотинца " ]. 387 . Кучма В. В. Трактат «Об охоте»//АДСВ. – 2002. – Вып. 33. – С. 48–58 [фрагмент из XII книги «Стратегикона Маврикия " ]. 388 . Кучма В. В. Принципы организации боевых передвижений (маршей) по «Тактике Льва»//АДСВ. – 2009. – Вып. 39. – С. и23–141 [пер. гл. IX «О марше» – с. 126–140]. 389 . Кучма В. В. «Тактика Льва» (введение, главы I-II)//ВВ. – 2008. – Т. 67 (92). – С. 336–354. 390 . Лаврентьевская летопись//Полное собрание русских летописей. – М.: Изд. вос. Лит., 1962. – Т 1. – 600 с. 391 . Лавров П. А. Дамаскин Студит и сборник его имени «Дамаскины» в юго-славянской письменности. – Одесса, 1899. – 80 с. 392 . Лавров П. Жития херсонесских святых в греко-славянской письменности//Памятники христианского Херсонеса. – М., 1911. – Вып. 2. – XVI, 185 с. 393 . Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. – Л.: Изд-во АН сСсР, 1930. – 200 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010