Статья Среди подносных экземпляров библиотеки Петра I выделяется недостаточной известностью самого списка и чрезвычайной известностью находящегося в нем текста Акафист прп. Сергию Радонежскому (БАН. П I A 85) Сильвестра Медведева. Рукопись была в 1689 г. преподнесена царевне Софье Алексеевне и является одним из последних сочинений вскоре казненного придворного монаха-поэта. Список этого акафиста был преподнесен в дар царевне и соответственно оформлен: заглавие помещено в изящной гравированной заставке-рамке работы Василия Андреева (ил. 1), вся рукопись написана мелким книжным полууставом, переплет обтянут красным атласом, сохранились 4 желтые шелковые завязки-тесемки (ил. 2)[ 1 ]. В книге находится именно тот текст акафиста св. Сергию Радонежскому, который используется до наших дней и более других акафистов преподобному распространен в богослужении. На титульном листе находится развернутое название-посвящение с указанием имен и дат: «Кондаки и икосы преподобному отцу и чюдотворцу Сергию Радонежскому повелением богомудрыя и благоверныя великия государыни царевны и великия княжны Софии Алексиевны, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержицы, на славу великолепнаго имене святыя Троицы и на честь тоя благаго раба и верного служителя новосотворены и написаны в царствующем и богоспасаемом граде Москве в лето от создания мира 7197е, от воплощения же Бога Слова 1689е, месяца майа в 28 день» (БАН. П I А 85. Л. 1). Ниже, под названием, находится монограмма, которая расшифровывает имя автора: М[онах] Н[едостойный] Г[решный] С[илвестр] М[едведев]»[ 2 ] (ил. 1). В заглавии обратим внимание на два момента: первый — произведение не названо словом «акафист», потому что в конце XVII в. так назывался на Руси преимущественно один текст — Великий акафист Богородице, исполняемый в Субботу Акафиста на 5-й неделе Великого поста[ 3] . Второй момент: отметим титул царевны Софьи, которая названа «всея Великия и Малыя и Белыя России самодержицей» — подобное поименование демонстрирует позицию автора в сложной сложившейся политической ситуации, вылившейся в самое ближайшее время в Стрелецкий бунт, окончание регентства Софьи, арест и казнь автора акафиста . Видимо, опираясь на использованные в заглавии слова «повелением  Софии Алексиевны», Л. И. Сазонова высказала предположение, что написание акафиста было следствием прямого указания царевны и связано с необходимостью молитвенной помощи русскому войску в период Крымского похода 1689 г.: «…являлось делом государственным и служило идеологическим сопровождением военной компании» .

http://bogoslov.ru/article/6176423

«Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу», - так сказал он своей жене в первый же день своей брачной жизни. Конечно же, у молодой девушки были совсем другие планы на жизнь, и она смотрела на такое положение вещей не как на подвиг, а как на болезненную причуду молодого мужа и даже жаловалась в вышестоящие инстанции. О. Иоанна вызывали для объяснений и только чудесное вмешательство Господа оградило его чистоту. Со временем супруги нашли компромиссный вариант и взяли на воспитание двух дочерей сестры о. Иоанна Руфину и Елизавету. Но на этом его испытания в семье не завершились. Поскольку Батюшка как истинно христианский пастырь не ограничил свои труды службой и требами, а, посещая беднейшие дома Кронштадта, оставлял там все свои деньги, а иногда и одежду, и обувь, то, конечно же, семье просто не на что было жить. Поэтому, спасая семейное благополучие, супруга, отчаявшись договориться со своей пламенной половиной, шла проторенной дорожкой к начальству с просьбой - жалования о. Иоанну на руки не выдавать. Эту просьбу удовлетворили, и теперь о. Иоанн мог благотворить только заработанными «на стороне» или пожертвованными лично ему деньгами. Но - жив Господь! - с годами этих денег становилось все больше, и они никогда у него не задерживались, а расходились по страждущей и болезной России. А когда все только начиналось, подрабатывать для милостыни он стал преподаванием в школе Закона Божия. Если судить по дневникам о. Иоанна, то можно сделать вывод, что молодые супруги нежно любили друг друга, но у о. Иоанна, полностью посвятившего себя служению Богу и людям, времени на супружескую любовь (даже платоническую) просто не оставалось. Поэтому семейным искушениям не было конца: «судя по записям личного дневника о. Иоанна, его супруга с половины 1870-х стала проявлять ревность, подозрительность и даже враждебность по отношению к нему; запись в дневнике в 1883 году свидетельствует, что «домашние» о. Иоанна не говели (даже на первой неделе Великого поста) и выказывали «неуважение к постановлениям церковным». Но это была лишь небольшая толика его искушений.

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/01/...

Такое троякое разделение грехов мы находим в Священном Писании. Святой апостол Иоанн Богослов в Первом своем соборном послании говорит: Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). Похоть плотская собственно относится к телу, похоть очес - к любостяжанию, а гордость житейская относится к душе. А так как эта болезнь, о которой мы говорили, трехсоставная, то и врачевство для нее потребно троякое. Мы оскорбляем Бога тремя злыми делами. Но, если захотим, можем укротить гнев Его при помощи благодати Божией также тремя благими делами, касающимися души, тела и любостяжания. Благотворение душе -молитва, благотворение телу - пост, а благотворение (т.е. врачевство) любостяжанию - милостыня. Это трехсоставное лекарство против трехчисленных наших язв должно сопровождаться святою исповедью и покаянием. Что касается молитвы и милостыни, то здесь у нас меньше бывает прений с противниками веры, нежели тогда, когда речь идет о посте, где мы встречаем их великое противление и упорство. Но прежде чем коснуться разных сторон поста, необходимо рассмотреть некоторые положения, относящиеся к разумению сего предмета. 2. Пост как воздержание и его слагаемые Пост вообще есть добровольное воздержание желания от наслаждения принимаемой пищей. Пост называется добровольным воздержанием потому, что можно воздерживаться от желаемой пищи или по нужде, т.е. по причине скудости, как это бывает с бедными неимущими людьми, или по причине немощи, как это бывает с больными, или по причине тщеславия, как это обнаруживается в лицемерах. Таковые при всем своем воздержании не стяжают благотворной силы, свойственной посту, потому что такого рода пост происходит не от благого произволения, но от других причин. Пост бывает четырех видов: духовный, нравственный, естественный и церковный. Первый пост, духовный, есть воздержание и удаление себя от грехов. К нему Господь призывает Свой народ через пророка Исаию: Таков ли тот пост, который я избрал, и день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник и подстилает под себя рубище и пепел ? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и всякое твое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой и нищих, не имеющих крова, введи в дом твой. Если видишь нагого, одень его, и единокровного твоего не презри (Ис. 58, 5-7). Таков духовный пост, призывающий нас к воздержанию от неправды и от всех злых дел вообще, и в нем подвизаться потребно всем и на всякое время. Каждый человек должен соблюдать такой пост и в самые светлые праздники. Но не об этом посте предстоит нам прение с противниками веры.

http://zavet.ru/book/post-yv.htm

Ты сам хорошо знаешь, что здоровье более зависит от трудолюбивой жизни, от сна, нежели от пищи; однако упорствуешь в нарушении поста. – Ты знаешь сам, что объядение расслабляет здоровье, и что самую худую пищу голод делает приятной, а не приправы и тук, и мясное. Ты сам знаешь, что и жизнь и здоровье – все от одного Бога зависит: чего не благословляет Бог и святая церковь , то всегда вредно для человека. Но иной, как Антиох, свирепеет и – во что бы то ни стало – старается идти против Бога и против постановления церкви, есть все, что только запрещено Богом и церковью. До времени упорствовал Антиох, пока поразила его страшная рука Божия, пока болезни адовы еще в живых окружили его и черви стали пожирать его утробу живым. До времени и всякий грешит – нарушает святые посты, пока наступит время для расплаты с Богом. Если для Евреев считалось важным грехом нарушение поста; то подумайте, сколь важно это нарушение для христианина, призванного к жизни святой, высокой, Богоугодной? Евреи ради земного царства угождали Богу, а ты чрез Иисуса Христа получил надежду и право на наследие небесным царством. О, не оскорбляй Христа Бога, постившегося и пострадавшего за тебя! – Велика награда тебя ожидает, но велика и ответственность твоя пред Богом за всякое упорство и нерадение в деле спасения. Святые великомученики Маккавеи! молите Бога о нас. Аминь. 2. В день Преображения Господня Чудное и весьма многозначительное событие совершилось на горе Фаворе. Сошлись небесные и земные жители: Христос Господь, который Божеством своим от вечности пребывал на небе, а человечеством и Божеством прожил уже 33 года на земле; явились с неба пророки Моисей и Илия. Первый жил на земле за несколько тысяч лет, странствовал с Евреями по пустыне, много творил чудес и в Египте, и в пустыне, а особенно важно то, что чрез него Бог передал заповеди народу израильскому для исполнения их; другой пророк Илия, величайший из пророков, ревнитель благочестия, тоже некогда беседовавший с Богом на горе Хориве. Один как законодатель, а другой как пророк явились к Господу законодателю и пророку, Спасителю и Творцу вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Уважаемый отец N . Простите, что я обращаюсь к Вам и беспокою. Так случилось, что я дважды был в Вашей больнице. То, что для Вас ежедневная реальность – болезнь и смерть детей, слезы родителей, на меня, как человека в некотором отношении постороннего этому (я служу в соборе, в центре города) производят колоссально сильное впечатление, можно сказать духовно встряхивают . Первый раз я был в больнице и совершал крещение умирающего младенца в 2001 году. Это была девочка и она выжила. Второй раз я крестил ребенка (тоже девочку) в дни нынешнего Великого Поста. Она умерла. Когда я в этом году приехал в больницу ребенок был в тяжелейшем состоянии. Это был младенец 5-ти, с небольшим, месяцев от времени зачатия. Ростом с маленькую куклу. Врач, несмотря на все уговоры открывать кювету с ребенком отказался. Главврач также этого не разрешил. Девочка могла умереть в любой момент некрещеная (потом она прожила 10 дней). Мы попали в тупиковую ситуацию – что делать? Мы приехали крестить ребенка, но ведь крестить «через стекло» невозможно. Тогда я прочитал молитвы Первого дня , совершил чин Наречения имени и провел воцерковление. Как воцерковление , если мы были вне храма? Думаю, что и последнее я мог сделать, потому, что рядом со мною присутствовали родственники девочки и их знакомые, и все они были действительно верующими людьми (бабушка и крестная пели в храме, другие являлись прихожанами разных храмов, одна из женщин – сотрудница нашей Епархии). Конечно, воцерковление, по самому своему именованию, проводится в храме, но тут по болезни Сама Церковь в нашем лице, в лице верующих, пришла к ребенку. После окончания чтения молитв я сказал родственникам, что они могут молиться о ребенке за Божественной литургией. Но, через несколько дней, родственники позвонили мне и плача сообщил, что кто-то из клира больничной церкви сказал им, что раз ребенок некрещен, никакой молитвы за Литургией быть не может и никаких уступок тут не делается. Собственно, мы и сами собирались, как это станет возможно, крестить ребенка, через день-два кювету открыли и мы совершили Крещение.

http://azbyka.ru/parkhomenko/otkrytoe-pi...

Что касается магии — она отдает власть не Богу, а человеку, обладающему определенными знаниями. Она предполагает гарантию: если совершить определенные действия в определенном порядке, то некий задуманный результат непременно будет достигнут. Служение Богу ничего нам не гарантирует. Оно дает человеку возможность общения с Ним, приближения к Нему, а такое приближение происходит по мере изменения человеческого сердца. Господь смотрит в сердце человека, а само по себе совершение — хотя бы и самое точное, и регулярное — определенных действий не обещает человеку спасения, если человек не пытается стать другим, измениться к лучшему. Уже ветхозаветная религия отвергла магический обряд; но люди и сегодня бывают склонны к такому именно восприятию православного богослужения. Почему? Потому что это проще, чем трудиться над собой. Даже если какие-то действия оказываются утомительными физически, это для человека все равно легче, чем попытаться искоренить в себе ну хотя бы одну какую-то страсть. — Но ведь не только такая вот ленивая склонность к магизму заставляет человека удовлетворяться внешним благочестием, но и фарисейское самодовольство… — Если в языческих религиях было представление о том, что, воздействуя на идол определенным образом, можно добиться от него желаемого, то в Ветхом Завете мы не раз прочитаем о том, как Господь обличал израильтян за чисто внешнее исполнение обрядов; за то, что богослужения их богаты и торжественны, но сами они при этом творят беззакония. Именно об этом говорит первая глава книги пророка Исаии, которая читается на шестом часе в первый день Великого поста: К чему Мне множество жертв ваших,— говорит Господь (Ис. 1, 11). — Современный человек весьма склонен к ритуалу, он не может без него обойтись: бесконечное разрезание красных ленточек, сдвигание бокалов, непременные поездки молодоженов к памятникам без всякой мысли о том, о чем эти памятники, собственно, и призваны напоминать… Слово «ритуал» очень часто приходится слышать от людей нецерковных, когда они говорят о Церкви: им кажется, что и в ней — ритуалы, то есть нечто условное, предназначенное лишь для создания необходимого настроения.

http://pravoslavie.ru/69112.html

Я думаю, что  очень важно для христианина  понять воспоминание как восстановление Святым Духом настоящей памяти о  истине. Не просто принятие свидетельства  Церкви о том, что то-то и то-то было именно так, как описано в Евангелии, а восстановление святой чистоты памяти как соработничества Богу — в прошлом, настоящем и будущем, и эта чистота напрямую зависит от покаяния, от того насколько мы старались во время поста сделать чистым свое око — как внешнее, так и внутреннее. Видеть в кротости сердца все глазами Христа. С Его помощью и укреплением евангельского духа. Священные воспомнинания для нас в дни Крестной пасхи  это попытка смотреть на мир и людей глазами Христа, несущего Крест, глазами Христа распятого. И если мы сможем восстановить в себе это святое состояние внутренней памяти — о жизни и смерти, о правде и суде, то и по пришествии праздника Воскресения Христова мы точно сможем смотреть на мир и на людей глазами (или сердцем) воскресшего Спасителя.  Может быть это прозвучит для кого-то слишком дерзновенно, но другого выхода  у нас нет.  Иначе как мы сможем называться христианами, если сердце у нас не Христово, если глаза наши видят мир в иной плоскости, нежели Сам Спаситель. Страдания Спасителя  это исцеляющее душу человека лекарство. Мы часто понимаем свои беды и печали как самые самые страшные беды — это отчасти правильно. Современный  человек слишком часто остается наедине и в одиночестве со своими трагедиями и печалями, а ведь за унылой личиной отчаяния скрывается злобное лицо диавола, сжимающего сердце унывающего своими безжалостными когтями. И каждый со своей бедой как со своим «богатством неправедным…» Есть один поразительный  пример, который меня самого очень сильно вдохновляет, когда случается на сердце какая-то печаль.  В 1905 году Великая княгиня Елисавета Феодоровна молилась над останками своего мужа, взорванного на части красными террористами. В первый же день она получает из Петербурга телеграмму от отца Иоанна Кронштадтского, в которой было написано примерно следующее: «Ваша скорбь о погибшем муже безмерна, скорбь же Матери Божией у Креста Спасителя — безгранична, сложите две этих скорби — Богородицы и свою и получите великое утешение…»

http://pravmir.ru/na-poslednem-rubezhe-s...

ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ В Греции, по крайней мере в прошлом, первый день Великого поста — так называемый Чистый понедельник (поскольку в Православной Церкви пост начинается не в среду, как в западной, а на два дня раньше), был первым в году праздником, который отмечался на открытом воздухе. Люди целыми семьями выезжали в сельскую местность, поднимались на холмы и с крутых холмов запускали воздушных змеев. Вот хороший образ начала Великого поста, чтобы сопоставить его с обрядами западной Пепельной среды. Очевидно они очень различаются по своим акцентам. Пепел, посыпаемый на головы и оставляющий след на наших лицах, со всем его символизмом покаяния и неотвратимости смерти, безусловно, отражает важную и неотделимую составляющую значения поста в целом. Но греческое православие, отмечая вхождение в пост, делает акцент не на этом. Напротив, мы стараемся связать пост со свежим воздухом, с ветром, веющим поверх холмов, с приходом весны. Великий пост — это время воздушных змеев, время приключений, открытий, новых инициатив, новых надежд. В этой связи, конечно, не является случайностью, что время Великого поста наступает не осенью, когда опадают листья и дни становятся короче, и не в середине зимы, когда деревья стоят голые и водоемы замерзают, но весной, когда вскрывается лед и новая жизнь отовсюду заявляет о себе. Действительно, первоначальный смысл английского слова “Lent” (пост) — это именно “весенняя пора”, как это видно из слов средневековой поэмы: “Весна с любовью в мир вошла, с цветеньем почек, с птичьем пеньем.” Может показаться странным рассматривать пост как время для того, чтобы влюбляться, но возможно — это одно из его значений. Связь между постом и весной видна также и в православных богослужебных текстах: Покаяние — metanoia, “изменение ума” — это не пепел, но раскрывающийся цветок. Таков контекст, в котором мы должны говорить о Великом посте: он связан с полетом бумажных змеев и с началом весны. Но также он связан со свободой. Весьма знаменательно, что на время Великого поста почти всегда приходится один из главных праздников церковного года — Благовещение, празднуемое 25 марта. В этот день мы вспоминаем свободу того выбора, который сделала Благословенная Дева Мария.

http://predanie.ru/book/219589-velikiy-p...

16 марта – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Из питья: укроп (горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом. Один раз в день. Сухоядение 17 матра – четверг — ничего не едят. По Афонскому варианту во вторник, среду и четверг едят один раз в день, около 15.00, по 340 грамм хлеба, можно с солью, и воду. 18 марта – пятница. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Без соленья и квашенья, т.е. заготовленной впрок пищи. «Ядим варение с сливами без елеа и армеа». Один раз в день, около 15.00. 19 марта – суббота. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. Вторая седмица — с 20 марта по 26 марта 2016 года 20 марта – воскресенье. Первая неделя Великого поста (первый воскресный день поста). Торжество Православия В неделю Торжества Православия празднуется победа Православия над иконоборческой ересью. Иконоборцы считали, что почитание икон это идолопоклонство. Благодаря покровительству императоров, гонения на иконы продолжались почти сто лет. Окончательно иконопочитание было восстановлено в IX веке императрицей Феодорой в первое воскресенье Великого поста, в которое с тех пор и отмечается Торжество Православия. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 21 марта – понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

Но это быстро прошло, потому что было и осталось неосознанно. Потому что до воцерковления был еще долгий-предолгий путь… И все-таки, тот первый, хоть и бессознательный, опыт для меня очень ценен. Несколько лет спустя я снова начала с Великого Поста . Неумело, неправильно, на свою руку, но в первое воскресенье поста я пришла на исповедь. Стала батюшке рассказывать о том, сколько лет не исповедовалась, не причащалась, как жила в грехе… А он вдруг стал мне о любви говорить! Я тогда в первый раз по-настоящему полюбила одного человека, который, собственно, меня и привел, буквально насилу заставил исповедоваться. Это был шок – я ожидала, что меня и к Причастию-то не допустят, а мне вдруг говорят о том, невысказанном, самом сокровенном, чем я живу, о чем все помыслы мои! Потом мне батюшка только посоветовал молитвослов в лавке купить, и по нему последование к следующему Причащению прочитать, и правило ежедневное. Что я и сделала. И знаете, что еще меня в те первые дни поразило? Родители мои нецерковные, хотя и верующие люди. Свое молитвенное рвение не хотелось слишком выставлять напоказ. Так вот, в первое время, пока я вычитывала правило, меня никто не беспокоил. Стоило лишь произнести (про себя, естественно) последнее «аминь» и сотворить последний поклон, как меня кто-нибудь окликал, звонил телефон, или еще что. Жизнь будто замирала на те несколько минут, пока я молилась, и тут же начинала вертеться заново, стоило мне окончить молитву. Конечно, одного молитвослова мне вскоре стало маловато. Через пост и молитву, я это чувствовала, передо мной начал раскрываться доселе неведомый мир. Целый мир, о котором я даже не подозревала. Дивный мир, населенный святыми и ангелами, которым нет числа, а царит в нем Пресвятая Троица . И я постепенно стала приобретать другую душеполезную литературу. Сначала – тонкие брошюрки в той самой церкви, где исповедовалась и причащалась. Но это не была православная «желтая пресса», отнюдь. Из них я черпала все новые и новые познания о том, что есть пост и как правильно его соблюдать. Поначалу ведь я думала о посте, прежде всего, как воздержании от пищи, при том слабо представляя себе, от какой именно. Так, в первый день поста я спокойно уплетала бутерброд с грибной икрой, запеченный с сыром (ужас!). А, например, мед или варенье есть отказывалась. Мне казалось: как можно в пост – сладости?

http://pravmir.ru/post-dolgij-i-slava-bo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010