Церковь посвящает этот день также размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово, о чем говорится в слове свт. Григория Богослова ( 390) «На Неделю Новую», к-рое в визант. Типиконах стало одним из главных уставных чтений праздника. По мысли свт. Григория, подобно первому творению (сотворению мира), начавшемуся днем недельным (воскресным), так и новый, обновленный Воскресением Христовым мир начинается днем недельным. Этот день, 8-й по Пасхе, и празднуется как День обновления, т. к. в отличие от дня Пасхи, самого дня спасения, к-рый является «пограничным между погребением и Воскресением» (μεθριον τς ταφς κα τς ναστσεως), этот день есть день «воспоминания спасения» (τ τς σωτηρας γενθλιον), день «чисто нового рождения» (καθαρς τς δευτρας γενσεως). Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление: «Обновитесь, отбросьте древнего человека(?) только ради того вспоминая древнее, чтобы его избегать». Совпадающее по времени с А. обычное весеннее обновление природы поэтому приобретает новое значение как видимое проявление и свидетельство внутреннего обновления всей твари: «Царица времен года триумфально шествует в честь царицы дней и преподносит ей дары от всего, что есть у нее самого прекрасного и радостного». Величие праздника подчеркивается согласием обновления видимого и невидимого мира, к-рое предваряет будущие «новое небо и новую землю» (Откр 21. 1): «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!» ( Greg. Nazianz. Or. 44). В рус. разговорном языке А. часто называется «Красной горкой», т. к. это первый день после многодневных Великого поста и Пасхи, когда позволяется совершать таинство Брака . Богослужение праздника в правосл. Церкви Праздник уверения Фомы зафиксирован уже в «Апостольских постановлениях» (предположительно ок. 380, Антиохия), где повествование об его установлении ведется от лица самого ап. Фомы (ορτ τιμα ατ γδη , ν δυσπιστοντα μ Θωμν π τ ναστσει πληροφρησεν - чтимый праздник восьмого дня, в который меня, не веровавшего Фому, [верой] в воскресение исполнил).

http://pravenc.ru/text/115800.html

Церковь посвящает этот день также размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово, о чем говорится в слове свт. Григория Богослова († 390) «На Неделю Новую», которое в византийских Типиконах стало одним из главных уставных чтений праздника. По мысли свт. Григория, подобно первому творению (сотворению мира), начавшемуся днем недельным (воскресным), так и новый, обновленный Воскресением Христовым мир начинается днем недельным. Этот день, 8-й по Пасхе, и празднуется как День обновления, т. к. в отличие от дня Пасхи, самого дня спасения, который является «пограничным между погребением и Воскресением», этот день есть день «воспоминания спасения», день «чисто нового рождения». Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление: «Обновитесь, отбросьте древнего человека... только ради того вспоминая древнее, чтобы его избегать». Совпадающее по времени с Антипасхой обычное весеннее обновление природы поэтому приобретает новое значение как видимое проявление и свидетельство внутреннего обновления всей твари: «Царица времен года триумфально шествует в честь царицы дней и преподносит ей дары от всего, что есть у нее самого прекрасного и радостного». Величие праздника подчеркивается согласием обновления видимого и невидимого мира, которое предваряет будущие «новое небо и новую землю» (Откр. 21, 1): «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!». В русском разговорном языке Антипасха часто называется «Красной горкой», т. к. это – первый день после многодневных Великого поста и Пасхи, когда позволяется совершать Таинство Брака. Богослужение праздника в Православной Церкви. Праздник уверения Фомы зафиксирован уже в «Апостольских постановлениях» (предположительно ок. 380, Антиохия), где повествование об его установлении ведется от лица самого ап. Фомы (чтимый праздник восьмого дня, в который меня, не веровавшего Фому, [верой] в Воскресение исполнил).

http://pravoslavie.ru/37420.html

Среда носит название «лакомка». По обычаю, зять шёл есть блины к тёще. А в храмах уже начинают читать великопостную молитву великого восточного подвижника IV века преподобного Ефрема Сирина с поклонами: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Широкая масленица, про которую в опере Серова поёт Ерёмка, — это четверг. В старину народ в этот день, как сейчас говорят, «отрывался по полной». Катания с гор, на качелях-каруселях веселье, кулачные бои, так хорошо показанные в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Что ж, в сей день не грех и попировать. Но помните, что ни в одном своём уставе и постановлении Церковь не даёт благословения на обжорство и пьянство. Пятница — «тёщины вечёрки». На сей раз зятья приглашали тёщ на блины. Так же, как и в среду, полагается угощаться вечером, а днём поститься. Суббота — «золовкины поси¬елки». Невестки угощают золовок, то есть сестёр своих мужей. Веселье ещё продолжается, но уже начинает гаснуть. Ведь послезавтра уже Великий пост! Наконец, наступает последний день масленицы — «Прощёное воскресенье». Все говорят друг другу: —Прости меня, Христа ради. —Бог простит, и я прощаю. Мне этот масленичный обычай кажется самым красивым, самым трогательным. В последний день масленицы ещё можно и повеселиться, и попировать, но лучше не увлекаться. А то бывает так, что накупят всего, не съедят, а на другой день жаль выбрасывать. Великий пост уже наступил, а надо вчерашнее доедать. И кто-нибудь один говорит: —Ладно, возьму этот грех на себя. Не такие уж мы богатые, чтобы выкидывать. Бывает и хуже: настал первый день Великого поста, а человек ещё мучается похмельем — так рьяно отгулял масленицу! Лучше в Прощёное воскресенье быть поскромнее и уже ограничить себя в пище, забывать про мирское веселье, думать о завтрашнем дне, готовиться к возвышенному, небесному веселью духа, которое приходит к нам вместе с началом божественного воздержания.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

б) Марии Магдалине первой из мироносиц явился воскресший Христос за любовь ее к Нему. Она неотступно следовала за Ним при жизни Его, она служила Ему от имения своего, не боялась врагов Его, стояла при кресте Его; она первая, ранее других жен, пошла ко гробу Его и первая, воротившись, сказала ученикам о раскрытом гробе Его; все ушли, а она, любвеобильная, одна стоит у гроба и плачет. Поймем, братие мои, из этого, как много значит в деле спасения любовь. Ты особенно радостно встретил праздник светлого Христова Воскресения, – это тебе дано непременно за твою любовь ко Христу, которую ты доказал или вниманием к себе, или некоторым воздержанием в продолжение великого поста, или усердною молитвою, достойным соединением с Ним в таинстве тела и крови Его, или еще каким-нибудь добрым делом, совершенным тобою ради Христа. А тебе не дано это чувство, ты без особенного восторга встретил праздник, – оглянись на себя, проникни в дом души твоей, верно он заключен для Господа, верно сердце занято другим чем больше, чем Христом. Да, Господь близок особенно к тем, кто сам сердцем близок к Нему; любящим Его Он особенно ощутительно дает чувствовать эту близость к Нему. Будем любить Господа всем сердцем, если желаем всегда радоваться о Нем. в) Господь, явившись на пути мироносицам, сказал им: радуйтесь! И действительно, в день всерадостного воскресения Иисуса Христа христианин и праведный, и грешный должен радоваться. Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь ( Пс. 117, 24 ). Нынешний день есть день особенного веселия, особенной радости; нет у нас праздника веселее и радостнее настоящаго. И с каким желанием все ожидают его, с каким приятным беспокойством приготовляются к нему, с каким удовольствием друг друга приветствуют с наступлением его. При слове – Христос воскресе – мы и сами как бы воскресаем, душа оживает, сердце восхищается. Да, сей праздник для того и установлен, чтобы мы радовались и веселились. Ужели же ныне всем, даже и нераскаянным грешникам, надобно радоваться? О чем, кажется, такому грешнику ныне радоваться? Христос воскрес, но в душе нераскаянного Он не воскрес; Христос разрушил царство тьмы, но нераскаянный все в неволе у диавола; Христос сокрушил вереи ада, но нераскаянный все не избегнет огня геенского; Христос смерть попрал, но нераскаянный все не минует вечной смерти: Христос приблизил к нам ангелов, но от нераскаянного все они бегут, как от смердящего трупа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И когда задаешься вопросом – откуда на все это находятся силы, то надо понимать, что любое богослужение, которое совершает Патриарх (в первую очередь, конечно же, Литургия) — это огромное духовное событие для него лично. Я всегда молюсь в алтаре, когда Святейший совершает Евхаристию, и ни разу не видел, чтобы он с усталостью, безучастно или, как говорят, «регулярным образом» Ее совершал. Он всегда черпает силы из самого богослужения, ему на службе легко. Патриарх всегда вслух читает молитвы Евхаристического канона, тайные и священнические молитвы. Это давняя питерская традиция. Она помогает находящимся на богослужении людям понимать и осознавать, с одной стороны, само богослужение, с другой стороны, — то напряжение, с которым Патриарх погружен в молитву. Ты и сам в этот момент вынужден — а другой возможности просто не остается — сугубо молиться. И это, конечно, дорогого стоит! Всякий раз, даже если Литургия совершается им каждый день на протяжении какого-то периода времени, Патриарх служит ее как будто впервые. С очень сильным чувством. И это, конечно, дает большой импульс для тех, кто молится вместе с ним. — Но ведь и Великим постом, в те дни, когда по Уставу Литургии не положено, Святейший часто служит? — Да, на первой и в Страстную седмицы Великого поста Патриарх совершает ежедневные богослужения утром и вечером. Эти богослужения настолько продолжительны, что молодые люди — иподиаконы Святейшего и сотрудники Патриархии, которые находятся рядом с ним, — к середине службы буквально падают от усталости. Несколько раз такое происходило на самом деле. Для Патриарха же эти главные седмицы церковного года дают мощнейший духовный заряд на весь год. Поначалу, в первый год его Патриаршества, мы думали, что завтра служба будет отменена, потом, что послезавтра... — Потом думали, что на следующий год... — Да, первый год мы именно так и считали: «Хорошее было время, каждый день службы, ну, а в следующем году — все». Но нет: и в следующем году, и через год Святейший служил и будет служить каждый день на этих седмицах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3548991...

– Вы помните, как впервые пришли в татьянинский храм, как стали здесь служить? Что вспоминается из первых лет служения? – Через короткое время после моего назначения в храм вторым священником настоятель отец Максим был направлен Патриархией в зарубежную командировку более чем нам три месяца. Это было для меня большим испытанием: первый для меня Татьянин день, службы Великого поста, взаимоотношения с университетским начальством – все это привело к первой моей затяжной бессоннице. Особенно было непросто с прихожанами, которые собрались в храме святой Татьяны вокруг отца Максима. Мне казалось, что моя неопытность соблазнительна для них, и по моей вине люди могут покинуть приход. Но всё по милости Божией обошлось. – Ожидали ли Вы, что станете настоятелем университетского храма? – Несмотря на то, что назначение Патриархом меня настоятелем выглядит естественным – я все-таки трудился здесь 18 лет, знаю нюансы храмовой жизни, меня здесь, кажется, уважают и т.д., – но я этого совсем не ожидал: ведь меня за три месяца до этого события назначили настоятелем строящегося храма при гимназии св. Василия Великого при православной гимназии в д. Зайцево. Кроме того, я не учился в МГУ, как несколько десятков московских священников. – Нынешний праздник для Вас – первый в новом сане настоятеля университетского храма. Ждет ли нас 25-го января нечто совершенно необычное или празднование пройдет традиционно? – Всё, я надеюсь, должно пройти так же, как и в прошлые годы – возглавлять торжественную службу будет Предстоятель Русской Православной Церкви и епископ града Москвы Святейший Патриарх Кирилл, кроме него мы ожидаем управляющего делами Московской патриархии митрополита Варсонофия, председателя Учебного комитета архиепископа Евгения и других архиереев. Среди гостей будет ректор МГУ В.А. Садовничий, проректоры, деканы, преподаватели, выпускники и студенты университета и, конечно же, многочисленные именинницы из других приходов Москвы. Мы, надеюсь, сделаем всё, чтобы пришедшие чувствовали себя в нашем храме как долгожданных гостей. Наших прихожанок, носящих имя Татьяна, мы будем чествовать особо через день – в воскресенье: для них после службы будет устроено чаепитие.

http://religare.ru/2_99231.html

Вифания, место рождения и жительства Лазаря, была в предместии Иерусалима в расстоянии пятнадесяти стадий (около трех верст), от чего Христос, часто приходя во Иерусалим, не проходил и Вифании, где имел Он истинных друзей. Подробности жизни Лазаря священными повествователями умолчены. Но нельзя умолчать, нельзя не подивиться, как Лазарь удостоился толь великой чести, что со делался другом Самого Сына Божия, Искупителя и Спасителя мира. Не трудно, по-видимому, было в духе веры и любви сделаться другом Друга всех человеков, другом Того, Который сам искал ищущих Его и предварял приближением приближающихся к Нему. Но здесь, разумеется, не дружество благости, приемлющее мытарей и грешников ( Мф. 11:19 ). Лазарь был в собственном смысле другом Христовым – так, что в Евангелии исключительно Лазарю усвояется название друга Христова. Лазарь друг наш успе (2, 11), так называет Лазаря Сам Спаситель, – называет Своим и общим всех учеников своих другом: Лазарь друг наш успе. Как бы ни было, но основанием дружества обыкновенно бывает сходство нравов. Тоже сходство нравов соединило друзей, Богочеловека и праведного человека. Началом дружества было то, что Лазарь с своими сестрами, которые подобно ему в вере и благочестии чаяли утехи Израилевы и обрели оную в Господе Иисусе, – благоговея к Нему, как к Сыну Божию и Спасителю мира, часто с своими сестрами принимал Иисуса в дом свой, как Божественного Учителя, и угощал, как небесного Гостя. Сие явствует из повествования Евангелиста Луки, который говорит: вниде Иисус в весь некую, жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. Это Марфа сестра Лазаря. Из самой жалобы, принесенной при сем посещении Спасителю Марфой на Марию в том, что она оставила ее служить в приготовлении угощения для такого вожделенного посетителя, видно, что это не первый быль прием сестрами в дом свой Иисуса. Отселе-то Марфа, по любви и преданности к Господу, не усомнилась жаловаться Ему на сестру; а Господь, по той же любви и доверенности к Марфе, сделав ей самое тонкое и вместе исполненное любви вразумление, что она заботится и молвит о многом, одобрил Марию, которая также без сомнения не в первый раз показывала такую ревность и усердие к слушанию учения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Но решительное обращение мое к Церкви произошло в совершенно конкретный день, вернее, ночь. 9 ноября 2002 года я получил диплом об окончании университета внутренних дел. А наутро проснулся весь в слезах с горячим желанием немедленно войти в Церковь. Я не знаю, как это назвать покаяние? Но я хорошо понимал, что не смогу дальше жить так, как сейчас живу, хотя по мирским понятиям у меня все в порядке. Уже потом я посмотрел в церковном календаре: 10 ноября память преподобного Иова Почаевского . Может ли быть случайным то, что именно с этого дня моя жизнь стала меняться? Как-то сами по себе от меня отошли знакомые, которые не принимали мой новый образ жизни, поменялись интересы. 2003 год стал годом моего бурного воцерковления. Первый храм, куда я начал ходить, небольшая кладбищенская церковь у нас в Гадяче во имя всех святых. Через год настоятель этого прихода, мой первый духовный отец, протоиерей Стефан Кавчак, предложил мне петь и читать на клиросе. 9 октября 2003 года как раз на Иоанна Богослова отец Стефан впервые ввел меня в алтарь . И сказал: «Сергей, возможно, ты когда-нибудь станешь священником …» Я продолжал работать, но брал отпуск за свой счет каждый год на первую седмицу Великого поста и на Страстную . А летний отпуск проводил в паломнических поездках. Побывал во многих святых местах России, Украины и Беларуси. Особенно полюбил Оптину пустынь и Почаевскую Лавру . 6 октября 2006 года, в день памяти Гавайской Иверской иконы Богородицы , я подал заявление и с государственной службы ушел. У меня было огромное желание пожить в монастыре, попробовать там свои духовные силы. В 70 км от моего дома находился Ахтырский Свято-Троицкий монастыр ь. Там я прожил несколько месяцев. Настоятель и духовник этой обители архимандрит Симеон (Гагатик). Это известный в православном мире человек, он перевел с греческого языка книгу старца Ефрема Аризонского « Моя жизнь со старцем Иосифом » и некоторые другие книги, например, « Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин » (авторы преподобный Никодим Святогорец и святитель Макарий Коринфский), « Фантастический христианин в сравнении со святоотеческим человеком » (Иоанн Корнаракис).

http://azbyka.ru/way/vybravshij-boga-o-v...

2 . Определение четыредесятницы первое. Она есть первый праздник Христова Рождества, который берется во образ Отца, Который, как известно, благоволил Сам о зачатии и рождении Сына. Поэтому и было установлено сорок дней, как пост Моисея ( Исх. 24:18 ) и Илии ( 3Цар. 19:8 ). 3 . Второе определение. После нее есть и вторая, которая Великой четыредесятницей именуется и является во образ Единородного, которую Он Сам явственно показал, три года ее совершая после выхода из воды Крещения. И откуда ясно это – пусть слушающий разумеет и хорошо знает: в тридцатилетнем возрасте Господь Крещение явил и после других трех лет принял смерть. Поэтому, как мы узнали от наилучших знатоков, трижды раз в году Он показал данный пост. 4 . Третье определение. Третье же после него, – от апостолов некоторых проповеданный, является образом Животворящего Духа, Который и научил апостолов всему ( Ин. 14:26 ), что было тайноводствуемо от Отца и Сына. Имя же Трех – одно: Божество, но в трех Ипостасях познаваемое и поклоняемое. 5 . Но должно идти далее. И слово приближается к предложенной теме и обо всем в свое время расскажем, о днях и неделях и по какой причине они установлены, и пусть среда и пятница совершенно чистыми всегда соблюдаются для поста от сыра, рыбы и елея, как установили это божественные апостолы и бывшие после них богоносные отцы. В Рождество же Всенепорочной Богородицы и Ее Введение во Храм и в другой праздник, который Сретением называется, в Благовещение и божественное Успение мы разрешаем на елей и рыбу, если они придутся на указанные дни, то есть на среду и пятницу. Также и Рождество Предтечи и праздник первоверховных апостолов Петра и Павла; если же праздники святых мучеников и преподобных иерархов придутся на среду и пятницу, то не разрешаем на рыбу и елей. 6 . Монашествующие же в славу и похвалу Крестного Древа четырнадцать дней соблюдают, другие двенадцать, некоторые же четыре. Весь же народ Христов чистые все пусть соблюдают этот день Воздвижения – 14 сентября месяца. В пост же [в честь] Рождества Христова да соблюдаются три дня в неделю, то есть понедельник, среда и пятница, когда от рыбы и елея [Col. 1698] пост божественно да совершается. Так же как и [в честь] святых апостолов совершается и [в честь] Богоматери святой пост. В преддверии праздника Христова Рождества пост совершаем и каждый день не едим рыбу и елей за исключением субботы и воскресения, а тогда вкушаем их. Также совершаем и другие предпразднества Христовых праздников, а наутро разрешаем, в какой бы день это ни произошло, как было сказано выше, во славу благоволившего Отца и рожденного Сына, ибо в этот день и остальные шесть разрешаем, чтобы не показаться мрачными, как неразумные иудеи, на Рождество нас Воссоздавшего (ср. 2Кор. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Вот еще пример отношения к субботе в православном предании. Ученик спрашивает старца: «Что побуждает живущих в пустыне иноков непременно каждую субботу (курсив авт.) и воскресенье приходить в церковь ? – В Писании сказано: „Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!“ ( Пс. 41, 2 ). Олени в пустыне едят много змей, и потом, когда яд змеиный начнет жечь их, они быстро бегут к воде, и когда напьются, воспаление от яда проходит. Так и иноков, живущих в пустыне, жжет яд злых помыслов, внушаемых бесами, и они с нетерпением ждут субботы (курсив авт.) и воскресенья, чтобы идти на источники водные, то есть приступить к телу и крови Господней, дабы очиститься от скверн лукавого» 252 . Суббота в православной памяти, в православном Богослужении и богословии до сих пор праздничный день. Субботы, как и воскресные дни, празднично выделяются из дней Великого Поста. В них совершается праздничное, не постовое Богослужение. Служится полная Литургия, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина , не делаются земные поклоны. Так что, если адвентист задастся вопросом: где же пребывала истинная церковь после ухода апостолов, то ему придется обратиться к православию. Ведь по утверждению адвентистского катехизиса, «на протяжении всей истории Церковь Божия объединяла верующих, поклоняющихся Творцу в субботу» 253 . И тут одно из двух: или же Церкви в истории не было, или же это была именно Православная церковь , потому что кроме нее, больше никто субботу не соблюдал. Адвентисты привыкли полемизировать с католиками. А мы – не католики, и поэтому не стоит автоматически переносить в Россию, в православный мир аргументы, предназначенные для сокрушения католических традиций. В православии сохранилось гораздо больше библейского, чем в западном христианстве. Например, в православном богослужении до сих пор сутки идут от вечера к утру. Не «день и ночь – сутки прочь», а «был вечер, и было утро – день один». Согласно повествованию книги Бытия, свет озарил мир лишь во второй половине первого творческого периода, после того как была создана безвидная, неосвещенная земля. Было время, когда во мраке Дух носился над новосозданной бездною, и поэтому творческий день начинается с вечера и идет к утру. «Время, протекшее от начала творения и до явления света, есть моисеев первый вечер, сумрак или ночь; явление новосотворенного света – утро», – писал замечательный русский библеист свт. Филарет Московский 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010