Человек свободен только тогда, когда он кроток и смирен, когда способен владеть собой – ограничивать себя, обуздывать. Время искушений? Все, кто серьезно постился или терпел голод, знают, как бывает раздражителен голодный человек. Вот мы тут каждый год с прихожанами ходим Путем апостола Иакова (Camino de Santiago), известным в Европе пешим паломническим маршрутом. Ходим в конце июля, когда никакого поста нет. Но поскольку передвигаемся мы по малозаселенным лесам и полям, бывает так, что прибредаем к какой-нибудь деревенской столовой лишь под вечер. Смертельно усталые, голодные и молчаливые вваливаемся мы в нее, наедаемся каких-нибудь галисийских щей – и раздражительность как рукой сняло. Все сразу добреем, готовы шутить, улыбаться, брать в руки посохи и шагать дальше. Раздражительность голодного человека естественна, голодный становится ранимым и готовым в свою очередь ранить других своей угрюмостью. Да это свойственно и не только людям. Сытый волк или медведь тоже ведь «добрей» голодного. Но вот тут-то и поле для духовной брани, брани с самим собой! Святитель Иоанн Златоуст в Беседах на книгу Бытия говорит золотые слова: «Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности». Проще всего, когда во время поста нарастает раздражительность, пойти и съесть плюшку; несравненно труднее приобрести то, в чем наставляет Златоуст – кротость и снисходительность. Вот говорят: пост – период искушений . В этой поговорке слышится оправдание: дескать, когда, постясь, я гневаюсь и раздражаюсь, виноват вовсе не я сам, а какие-то искушения, обрушивающиеся на меня извне. Конечно же, это заблуждение. Никакие внешние «искушения» здесь ни при чем, а виноват я сам, который раздражаюсь на ближнего, тем самым искушая его. Когда следует ослабить пост? Пост, о котором мы читаем в Библии – не растительная диета, а полное воздержание вообще ото всего, от любой пищи и от любого питья. Таким, «библейским» постом постимся мы не часто, всего лишь несколько дней в году – в первый день Великого поста, в Великую Пятницу, в Рождественский и Крещенский сочельники, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи .

http://pravmir.ru/dlya-chego-my-postimsy...

Это настроение поддерживается телесным постом; удалением от мясной и, вообще, животной пищи, а также и ограничением себя в пище как таковой. В соответствии с церковными установлениями, во время поста нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло и вино (в т.ч. продукты, в которых они содержатся). По субботам и воскресеньям можно употреблять рыбу, постное масло и вино. По праздникам которые совпадают с постом, пост становится менее строгим, позволяется вино или даже рыба. Обыкновенно во время поста исповедоваются и причащаются. Таким образом, пост становится временем духовного и нравственного очищения и подготовки к празднику [в русском литературном языке «душевный» значит относящийся к разуму, интеллекту. «Духовный» значит относящийся к Богу и нравственности]. Во время поста, ведется домашняя подготовка к великому празднику. Прибирается дом, приобретаются подарки для членов семьи и друзей, и в особенности для детей, а также приготавливается еда для праздника. Родственникам и хорошим друзьям пишутся письма с поздравлениями и пожеланиями, и с кратким обзором новостей из жизни поздравившего. Итак, Рождеству Христову предшествует Рождественский пост который длится 40 дней; от 28 ноября и по 6 января (по новому календарю). 6 января (24 декабря по старому календарю) называется «сочельником». До вечернего богослужения, это день строгого поста; можно есть только хлеб, воду, фрукты и т.п. 4. Сочельник. В сочельник, около 7-ми часов вечера начинается Рождественская всенощная (вечерняя церковная служба), которая продолжается приблизительно три часа. После богослужения официально начинается Рождество. [Суточный (дневной) круг Православных Богослужений всегда начинается с вечерней службы – Вечерня. Когда вечер выпадает под воскресенье, или под большой праздник, то вечером служится Всенощное бдение (кратко Всенощная или Бдение). Оно состоит из трех служб: (1) Вечерни, (2) Утрени и (3) Первого часа. Под праздники Рождества и Крещения, в Сочельник утром служится Литургия и Вечерня, а вечером специальная Всенощная. Она состоит из двух служб: (1) Великого Повечерия и (2) Утрени. Церковно-богослужебный праздник начинается уже в сочельник утром, во время вечерни, когда поется Рождественский тропарь, а празднование Рождества начинается после Рождественского богослужения в сочельник вечером. Нужно отметить, что некоторые семьи празднуют Рождество только после литургии на первый день Рождества.]

http://zavet.ru/a/rss_1291049777.html

Проф. прот. Ливерий Воронов Слово на Литургии В Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия. Произнесено в храме Л Д А 19 февраля (ст. ст.) 1990 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Празднование, которое Святая Церковь ныне совершает, носит название Торжества Православия. Оно установлено в связи с великой духовной победой Церкви над ересью иконоборчества, которая волновала христиан­ский мир на протяжении более столетия. Константинопольский Собор 842 года, под председательством святого патриарха Мефодия, восстановил гонимое и утесняемое иконоборцами почитание святых икон: почитание, существовавшее в Церкви с апостольских времен и провозглашенное в ка­честве догмата православной веры святым Седьмым Вселенским Собором. Это радостное событие отмечено было в следующем 843 году большим церковным торжеством, и тогда же решено было посвящать его памяти ежегодно первый воскресный день Великого поста. Поскольку, однако, ко времени победы над иконоборчеством Церковь в длительной борьбе с различными ересями авторитетно разъяснила и точно определила на семи Вселенских Соборах основные истины или дог­маты православной веры, то празднуемое ныне событие стали впослед­ствии называть уже не просто торжеством восстановления иконопочитания, а торжеством святого Православия вообще. Словом «Православие» обозначается истинная вера, ни в чем не отсту­пающая от Божественного Откровения, дарованного Церкви в Священном Писании и хранимого Ею в живом потоке Священного Апостольского и святоотеческого предания. Основатель Церкви Господь наш Иисус Христос , Сам наименовавший Себя Божественной Истиной и Жизнью ( Ин. 14,6 ), вверил бесценное сокровище истинной веры Своим ученикам и апостолам, а через них Своей Святой Церкви, заповедав всем верующим, особенно же архипастырям и пастырям, хранить ее неповрежденно, передавая евангельское благовестие от поколения к поколению. Господь даровал Церкви и необходимую для исполнения этой заповеди Божественную помощь. Он обещал Сам невидимо, но неотлучно пребывать в ней до скончания века ( Мф. 28,20 ), будучи – по прекрасному выражению приснопамятного митрополита Московского Филарета – «ее сердцем, или началом благодатной жизни, и ее главой, или правящей мудростью». А после Своего славного воскресения и вознесения на небо Он ниспослал на нее Божественного Освятителя Церкви – Духа Святого, от Отца исхо­дящего – Духа истины, Который наставляет ее на всякую истину ( Ин. 16,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Бога считать, что Он на это обидится. И потом, мы все-таки становимся на колени после Причастия, например в Пятидесятницу, мы делаем это после Литургии и, сподобившись Святых Христовых Тайн, три длинные молитвы слушаем стоя на коленях, и это нам не мешает " Алексей В. 11 марта 2014, 10:58 Абсолютно согласен с Юлией. Впрочем, здесь имеет место нарушение отдельных церковных уставов ради усиления аскетического подвига. Отец Тихон, будучи не только наместником, но и духовником обители, вполне имеет право призвать своих духовных чад к этой сверхаскетической практики, ибо видит в этом духовную пользу. В другие периоды года он призывает причащаться как можно чаще (в идеале - за каждой Литургией, как и заповедовано святыми отцами). Ведь исторически отказ от служения Литургии в четыредесятницу обусловлен тем же самым - желанием возбудить покаянный настрой. Отец Тихон - опытный духовник и имеет право пойти в чем-то против устава для того, чтобы этим небольшим нарушением принести большой плод. Ольга 10 марта 2014, 18:11 Юлия! Ваш первый комментарий оканчивался вопросом, в последнем - восклицательный знак просто напрашивается. Вы, наверное думаете, что Ваш вопрос " или причастился - покаяние закончилось? " - риторический. Но задумывались ли Вы о том, почему после принятия Святого Причастия Тела и Крови Господней не становятся на колени? Юлия 8 марта 2014, 22:04 «Дерзостно скажет: а вот я хочу…» Почему же обязательно дерзостно? Дерзостью можно считать нарушение церковных установлений, ограничивающих причащение за Литургией Преждеосвященных Даров на 1-й седмице поста. Но их, скорее всего, не существует. В частности, Святейший Патриарх Кирилл в минувшую среду сказал следущее: «Всех вас, дорогие владыки, братья и сестры, поздравляю со средой великого поста. Это особый день, когда люди, старающиеся посещать храм Божий утром и вечером, имеют возможность причаститься Святых Христовых Таин и подкрепить свои физические и духовные усилия, направленные на преодоление греха, на изменение сознания и сердца силой Божественной благодати. Вот почему так важно на первой седмице Великого поста стараться посещать Литургию Преждеосвященных Даров — потому что силой благодати Божией мы укрепляемся. Свойственная в той или иной мере каждому из нас человеческая слабость и немощь как бы отступает, когда прикасается к сердцу, к разуму, к природе нашей Божественная благодать. Вот и сегодня произошло то же самое. Силой Святого Духа мы укрепляемся на дальнейший подвиг, чтобы совершать постное течение, блюсти свою мысль и состояние своего сердца, постоянно отдавая о том отчет Богу». И если в каком-то монастыре или храме существует традиция не причащаться в среду и пятницу на первой неделе, то не стоит всех тех, кто поступает иначе, априори считать нетерпеливыми, неблагочестивыми и дерзостными. Простите.

http://pravoslavie.ru/68946.html

Наконец, последнее воскресение, пред самым постом, открывает вход к нему, повествованием о грехопадении праотца Адама, дабы мы зна­ли, что оплакивать во дни плача, и еще более восчувствовали, из какой бездны извлек нас Иску­питель, когда, на конце дней сих, будем прослав­лять победу его над смертью : и посему, в первые четыре дня поста, читается с умилением великий канон покаяния. Не без высокой цели учредила Церковь празд­новать и восстановление честных икон, в первый воскресный день великого поста, называемый обык­новенно неделею Православия, возбуждая нас, сим торжеством, к возобновлению в падшем чело­веке образа Божия, чрез теплую веру в Иисуса Христа. Когда же, зная по опыту немощь челове­ческую, видит она, что силы телесные начинают изнемогать от подвигов поста, то на середине его выносит, для подкрепления верных, крест Госпо­день, знамение победы, и на пятой неделе поддерживает снова унывающих, чтением великого ка­нона покаяния, и примером духовных подвигов Марии Египетской, и похвалою Богоматери, скорой помощницы в скорбях наших. Утешительное воскресение Лазаря, как предвестие общего восстания мертвых, и торжествен­ный вход Спасителя в Иерусалим, освежая ду­ховною радостью душу, дают ей и новые силы к перенесению трудных подвигов страстной седми­цы; а сия одна, обширными созерцаниями, объемлет весь мир, видимый и невидимый, всю глубочайшую связь неба и земли, столь резко разрозненных, жизни и смерти, столь по-видимому несодружимых, все поприще страданий Богочеловека, которое только вечность может измерить, хотя оно чудесно за­ключено в немногих земных днях, и наконец внезапно переносить нас, от плача ветхого Адама над гробом Адама нового, к светлому и светоносному «Христос воскресе»! Вся же святая, великая Четыредесятница подражает, числом дней, и сорокадневному посту Моисея на Синае, для приятия ветхого завета, и сорока­дневному посту Илии Пророка на Хориве, услышавшего глас Господень в легком дыхании эфира, после бурь и громов, и сорокадневному посту са­мого Спасителя, на горе искушения, пред началом благовествования нового завета. Вся она есть, как бы десятина целого года, из числа дней на­шей жизни, удаленная сокрушенным сердцем в жертву Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

– Но неужели о покаянии, связи с Богом нужно вспоминать только во время поста? – Нет, христиане должны думать об этом все время. Но, опять же, мы возвращаемся к проблеме человеческой немощи. Человек не может постоянно находиться в состоянии напряжения воли и всех своих сил, физических и духовных. Нас всегда тянет расслабиться: успокоить свои нервы, плоть, полежать, посидеть, покурить, пообщаться в баре с друзьями. Но когда приходит время подумать о том, что что-то в своей жизни надо исправить, человек начинает напрягаться. Он находится в таком состоянии минуту, час, день, неделю, месяц, а потом силы снова кончаются. Учитывая нашу человеческую немощь, Церковь и выделила особое время, когда человек может достигнуть каких-то духовных высот. А потом какое-то время – жить воспоминаниями о том, как он приблизился к Богу и как ему было в это время хорошо. У христиан, для которых Великий пост уже не первый в жизни, так и получается. – Многие люди убеждены в том, что, ограничив себя в привычных продуктах на определенный период времени, они уже тем самым очищают свою душу и начинают жить по законам Церкви. Но ведь это заблуждение? – На самом деле трагедия нашей церковной жизни – и даже не столько церковной, сколько общественной, в том, что для абсолютного большинства людей пост заключается исключительно в ограничении пищи, ее качества и количества. Это стереотип, с которым справиться трудно. Очень часто даже можно услышать, как Церковь упрекают в том, что она заставляет людей поститься. Но никто никого не заставляет. Более того, в течение вот уже многих лет священники в один голос твердят, что пост кулинарный ни в коем случае не является целью, он всего лишь средство. А цель – это пост чувств, душевных переживаний человека. Если ты не кушаешь мяса, но без меры смотришь телевизор, что является праздным времяпрепровождением, то твое воздержание в пище бессмысленно. Ведь зачем человек постится телесно? Чтобы высвободить силы для работы духа. Смысл поста в том, что, ограничивая, утруждая свою плоть, человек дает возможность работать своему духу, направляя все силы к Богу. Он ходит в храм, молится, внимательно следит за самим собою, своей внутренней жизнью, удаляется от бесполезных вещей и бессмысленного времяпрепровождения, творит добрые дела. Человек, начинающий жить по принципам самоограничения, на самом деле расцветает, у него появляются силы. Мы все жалуемся на нехватку времени. Но, если мы удаляемся от тех занятий, которые нам, в общем-то, не нужны, у нас высвобождается огромное количество времени. Я всем советую: перед началом Великого поста на листочке бумаги написать, от чего в вашей жизни вы могли бы безболезненно избавиться. Великий пост – это то время, когда можно поупражняться над самим собой.

http://pravoslavie.ru/45103.html

Потому и первый взгляд обратим к “постной весне, цвету покаяния”, как величает Церковь Святую Четыредесятницу. Наблюдаем здесь достаточно долгий — более месяца — подготовительный период. Характерна в это предпостное время точная последовательность воскресных Евангельских чтений (Зак­хей, мытарь и фарисей, блудный сын и т. д.). Заметно выделяется и само начало, первая седмица поста, — особым молитвенным духом, подчёркнутой строгостью воздержания в пище, чтениями из Ветхого Завета (прежде всего из пророка Исаии), дающими покаянный настрой душе, пока только входящей внутрь себя. Ещё одна важная сторона Великого поста видится в том, что он являет собой путь к Страстной и Пасхе, и постоянно в памяти Церкви богослужебными текстами из Постной Триоди всплывают образы Креста и Воскресения Христова. Есть ещё и малые передышки на этом пути воздержания и самоуглубления. Имеются в виду полиелейные праздники (1-е и 2-е Обретение главы Предтечи, память 40 Севастийских мучеников), практически всегда попадающие на пост, и, конечно же, всерадостный день “главизны нашего спасения” — Благовещение Пресвятой Богородицы, бывающий в большинстве случаев в конце поста и свидетельствующий близость спасения, совершившегося в Кресте и Пасхе. И сама Четыредесятница становится таким образом подготовительным периодом, предпразднством к Великим дням Страстной и Светлому Воскресению. Смысл этих дней раскрывается как приобщение спасению, даруемому Христом Распятым и Воскресшим. Подобные же темы есть и в традициях других больших постов. Постараемся в это пристальнее вглядеться. 3. Петров пост — благословение миссионерам Подвигу первых миссионеров — апостолов Христовых — посвящён Петров пост. Ученики Господа и учители вселенной, проповедники Евангелия готовили себя постом к предстоящему поприщу. И это время — от Недели всех святых до памяти первоверховных Апостолов — новое вдохновение и для нас, новых Христовых учеников, имеющих по мере сил стать жизнью своей новыми проповедниками Распятого и Воскресшего.

http://pravmir.ru/bolshie-postyi-v-sravn...

Во-вторых, многие второстепенные богослужебные дни освещаются недостаточно подробно. Например, слишком кратко, на наш взгляд, говорится об особенностях двух недель перед Рождеством Христовым (Недели святых праотец и святых отец) с. 83–84] , хотя эти дни не только «по статусу», но и по наличию интересных богослужебных особенностей заслуживают более пристального внимания. В-третьих, в книге имеются и некоторые сомнительные утверждения. Например, к таковым можно отнести фразу, что на праздник Рождества Богородицы, имеющий два канона, в начале 9-й песни обычно (на практике) «поется первый припев и ирмос второго канона» с. 30] . Может, такова была практика Киево-Печерской Лавры в 1950-е годы, но эта традиция явно неуставная и спорная, потому вряд ли вообще в учебнике стоит о ней упоминать. В настоящее время чаще всего перед 9-й песнью поется первый припев и первый ирмос (как и полагается по Уставу), так что вышеупомянутое утверждение Г.И. Шиманского не стоит принимать в расчет. В-четвертых, некоторые спорные вопросы богослужебной практики, о которых Типикон говорит слишком кратко или вообще умалчивает, в книге Г.И. Шиманского также не получают необходимого анализа. Это в частности, касается чтения Апостола и Евангелия на великой вечерне праздника Рождества Христова (при условии, что сам праздник случится в воскресенье или понедельник), количестве поклонов на часах в праздник Благовещения Пресвятой Богородице, случившийся в седмичный день Святой Четыредесятницы. Кроме того, многие исторические сведения (материал, касающийся происхождения и истории праздников, истории Великого поста и др.) представленные автором, являются безнадежно устаревшими и не соответствуют тем данным, которыми располагает современная историческая наука. Например, излагая историю Великого поста, Г.И. Шиманский повторяет материал, изложенный в книге протоиерея Г.С. Дебольского «Дни богослужения Православной Церкви», первое издание которой было в 1840 году. Протоиерей Г.С. Дебольский утверждал, что Четыредесятница была установлена во времена апостолов, а Г.И. Шиманский кратко воспроизводит все его тезисы и аргументы, хотя уже на рубеже XIX–XX веков в русской литургической науке появилось немало серьезных трудов, в которых этот вопрос был тщательно исследован и сделан вывод, что сорокадневный пост возник только в IV веке. Конечно, неосведомленность Г.И. Шиманского может быть оправдана тем, что свой труд он писал в тяжелое время (1950-е гг.), и не исключено, что другие труды, кроме книги протоиерея Г.С. Дебольского, ему были просто недоступны. Но почему от этого должен «страдать» современный читатель и студент, которому в качестве основного пособия предлагается труд Г.И. Шиманского?!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В Ветхом Завете, чтобы освободиться от грехов, приносили жертвы Богу. Закалывали животных, иногда окропляли себя их кровью. Таковы были обычаи, и с этими жертвоприношениями связывалось отпущение грехов. Господь Иисус Христос, придя, не отменил жертвы Богу за грехи человеческие, но Он сделал нечто, что не укладывалось и не могло уложиться в сознании ветхозаветных людей — Он Сам Себя принес в жертву Богу за грехи всего человечества. Он заклал Себя, подобно тому как закалывали ягнят в иерусалимском храме. Он вознесся на крест, Он жизнь Свою отдал за то, чтобы грехи наши были искуплены. Чтобы прощение наших грехов Богом не сопровождалось несправедливостью, жертва была принесена за эти грехи, но Господь Сам Себя принес в такую жертву. Господь освободил нас от необходимости совершать жертвоприношения. А что же от нас требуется? От нас требуется соучастие в жертве Спасителя –– мыслями своими, верой своей, молитвой своей и, может быть, особенно через покаяние. Мы должны раскаиваться в грехах не потому, что кто-то нас принуждает или кто-то от нас чего-то требует. Но мы по совести своей должны осознать наши грехи, нашу неправду — по отношению к ближним и дальним, но в первую очередь по отношению к Самому Богу. Святая Четыредесятница дает нам такую возможность, а потому и начинается ныне духовная весна, возрождение человека, укрепление его веры и благочестия, переключение сознания с маловажного, не очень-то и нужного на самое главное. А главное — это вера в Господа и жизнь в соответствии с Его Божественным законом. Мы начинаем поприще Великого поста с этого вечера, когда испрашиваем друг у друга прощения. Это первый, небольшой, но очень важный шаг. Правда, для кого-то этот шаг становится очень тяжелым, особенно когда проблемы, обиды реально разделяют людей, и каждый негодует на того, с кем поссорился, полагая, что именно другой всенепременно во всем виноват. Ведь чаще всего мы оправдываем себя и возлагаем всю вину на другого, на того, с кем поссорились, на кого имеем какую-то обиду. Вот сегодняшний день и требует от нас того, чтобы мы ни на кого не возлагали ответственность — только на самих себя. А потому и требуется от нас сделать непростой первый шаг — попросить прощения у тех, с кем мы в ссоре, кого мы обидели. Невероятно трудно — с полным сознанием своей личной вины подойти к человеку и попросить у него прощения, но этого требует от нас Церковь Божия. Требует для того, чтобы мы могли войти в поприще Великого поста, уже имея некий опыт самокритики, опыт смирения и опыт прощения.

http://radonezh.ru/2023/02/27/patriarsha...

Подобные указания мы встречаем и в савваитском Типиконе иерусалимской редакции (Sin. gr. 1096, ΧΙΙ в.). Однако в сентябре указано только две аллилуарные службы: 25 сентября – память прп. Евфросинии Александрийской и мчч. Павла и Гаспа и 27 сентября – память мч. Калистрата. Октябрьские примеры, приведенные нами из Евергетидского Типикона, могут быть использованы и для рассматриваемого Типикона . Таким образом, в XI–XII вв. согласно указанным константинопольским и иерусалимским памятникам пение «Аллилуйя» с Троичным тропарем гласа являлось рядовой особенностью вседневного богослужения. Согласно славянским литургическим памятникам ΧΙV–XV вв. пение «Аллилуйя» на утреннем богослужении за пределами Великого поста стало утрачиваться в указанный период. Рассмотрим месяцесловы сентября и октября в сравнении с месяцесловами февраля-апреля (возможным великопостным периодом) в упомянутых литургических памятниках. Во многих славянских богослужебных рукописях в месяцесловной части присутствуют тропари в честь святых. Их наличие свидетельствует о пении «Бог Господь» на утрени в день памяти последних. Рукописный устав ΧΙV века из собрания Российской национальной библиотеки (РНБ) не имеет подробного месяцеслова на каждый день (в частности, отсутствуют указания на 1-14 февраля). Однако можно отметить, что в марте пение тропарей предписывается только на память мучеников Севастийских (9 марта) и в дни Благовещения с 24 по 26 марта. В апреле первый тропарь указан 23 числа, в день памяти вмч. Георгия Победоносца . В сентябре и октябре указания на тропари встречаются чаще. Имеются редкие указания и на пение «Аллилуйя» (например, 4, 5, 10, 13, 17, 19, 27, 30 октября) . Часослов этого же века из собрания Археографической комиссии Библиотеки академии наук (БАН) содержит в своем месяцеслове минимальное количество тропарей с февраля по апрель (по сравнению с другими месяцами) . В феврале содержится тропарь на 9, 11, 24 числа. В марте – указания на пение трех тропарей (9, 17, 25 числа). В апреле до 23 числа отсутствуют указания на тропари; присутствуют же они только 23, 25 и 30 апреля .

http://bogoslov.ru/article/4484655

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010