– Скажите, сильно ли изменились учебный график и жизнь нынешних семинаристов по сравнению с наборами первых лет? – Нынешним семинаристам можно только позавидовать. Во-первых, в то время учебный процесс лишь формировался, и поэтому были различные накладки, в частности, менялись преподаватели. Во-вторых, и сам монастырь только восстанавливался, строились новые корпуса, реставрировались старые. Семинаристы тогда много трудились вместе с монашествующими на общих послушаниях. Например, разгружали многотысячные тиражи книг нашего издательства. В годы моей учебы, в годы первых трех наборов, все – и администрация, и преподаватели, и студенты – создавали семинарию и восстанавливали обитель. Нынешние воспитанники, и это вполне закономерно, пользуются тем, что для них уже сделали. Кроме того, наш курс, как я уже говорил, в основном состоял из братии монастыря, а уже второй набор включал в себя большое число светских молодых людей, пришедших извне. Несмотря на все трудности учебного процесса, без которых не обходится поначалу любое начинание, и семинаристам, и преподавателям в наше время учебы было, на мой взгляд, гораздо интереснее, чем сейчас. Для многих наших педагогов было непривычным читать лекции монашеской аудитории. С нами общались не как со студентами, а как с равными. – Вы являетесь автором нескольких книг, выпущенных издательством Сретенского монастыря. Как родилась идея их составления? – Первый сборник назывался «Чтение на каждый день Великого поста». Помню, когда монастырь в 2000 году открыл в Интернете сайт Pravoslavie.ru, отец Тихон благословил меня на подготовку материала, посвященного Великому посту. Публикации должны были выставляться на сайте каждый день – беспрерывно. Я тогда учился на втором курсе духовной школы, и батюшка руководил моей работой, давал много советов. Великим постом следующего 2001 года материалы публиковались вновь, но уже с дополнениями. Таким образом, за два года удалось собрать сборник «Чтение на каждый день Великого поста», и в 2002 году он вышел в печатном виде.

http://pravoslavie.ru/30621.html

С этого и начинается одержимость. Если мы впускаем в себя ложь, даже перемешанную с правдой, если мы начинаем служить этой лжи, мы становимся одержимыми. Для этого не нужно болеть физически, не нужно быть глухим или немым, не нужно биться в припадках. Страшная одержимость направляет человеческое сознание в ту сторону, которая нужна для диавола, и совершаются страшные, непоправимые деяния в нашей личной, общественной, государственной или общечеловеческой жизни. Бдительно относиться к своей духовной жизни Святой преподобный Иоанн Лествичник учит нас, как нужно восходить, чтобы преодолевать притяжение зла. А святитель Иоанн Златоуст говорит, что диаволу трудно сделать первый шаг – первый шаг на пути к одержимости делает человек. У диавола нет силы сделать за человека первый шаг к бездне – первый шаг всегда остается за человеком. Но когда он его делает, он уже вступает на заминированное поле, хозяин которого – диавол. Вот почему мы должны так бдительно относиться к своей духовной жизни. Вот почему постом, молитвой и верой мы должны отгонять от себя всякое воздействие зла, всякое воздействие лжи. Вот почему мы должны напрягать свои силы душевные и духовные, чтобы давать бой тому, кто есть ложь и отец лжи. Именно тогда, когда мы совершаем эти добрые деяния, мы полагаем начало нашему восхождению по лествице духовной жизни, ведущей от земли к небу. Из проповеди после Литургии в храме преподобного Алексия, человека Божия, в Красном Селе г. Москвы 30 марта 2014 года, в неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, и день памяти преподобного Алексия, человека Божия Праведность есть величайшая ценность в глазах Божиих Сегодня во время Литургии Преждеосвященных Даров читался отрывок из 18-й главы книги Бытия, повествующий о Содоме и Гоморре – двух городах в Палестине, которые, как известно, были уничтожены Богом, излившем на эти города огонь и серный дождь за грехи жителей. Сегодняшнее паримийное чтение говорит нам о встрече праотца Авраама с Богом и об удивительной беседе с Ним.

http://pravoslavie.ru/69784.html

Рассказывая свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, чтобы он в будущем году, в Великий Четверг, принёс из монастыря Святые Дары и причастил её в тот самый день, в который Господь причащал своих учеников. Святой Зосима через год пришёл в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец, увидел, что она идёт и, подойдя к реке, благословила её и пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: „Что ты делаешь? Ты священник, и в руках у тебя Святые Дары”. Причастившись, святая подвижница ещё раз просила прийти к ней в пустыню. Зосима явился через год и нашёл её уже умершей. Подле тела её на песке были начертаны слова: „Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей первого апреля”. Это было 1 апреля 524 года, самый день её причащения. Память святой Марии, кроме 1 апреля, чтится в воскресенье и четверг пятой недели Великого поста. Чтится в это время для того, чтобы прославить её и показать в ней кающимся грешникам высокий пример покаяния и уроки благочестивой жизни. Остановимся кратко на этих уроках. Молодость свою Мария провела «порочно». Она с головой уходила в греховную жизнь большого города, находя здесь удовлетворение всем своим страстям и особенно страсти блуда. Она не постыдилась удовлетворять этой страсти даже и тогда, когда плыла на корабле в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Казалось бы, беззакония её уже превзошли главу её, и следовало ждать кары Божьей ещё до прибытия в Иерусалим. Но тут-то, на последней грани греха, и ждала её милость Божия, любовь и заступление царицы Небесной. Достаточно было ей поразмыслить о своей греховной жизни и покаянно помолиться у иконы Богоматери в Иерусалимском храме, как Она (Матерь Божия) открыла двери для её возрождения и указала путь спасения. Нам, братия и сестры, иногда кажется, что хотя и каемся в грехах, но грехи наши непростительны, что спасение для нас невозможно. Но оказывается, что в эти-то моменты сомнений и упадка духовных сил Господь и Матерь Божия особенно близки к нам: Нелицеприятная оценка своего внутреннего состояния и искреннее покаяние в своих грехах быстро возвращают милосердие Божие и помощь Богоматери. Таков первый урок из жития преподобной, указывающий, что никогда, ни при каких грехах и обстоятельствах не поздно покаяться, и снискать милость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Первое из подготовительных воскресений, действительно, «дышит постом», и всё богослужение этого дня — «постообразное». И это воистину веселит и утешает душу церковного человека. Священники служат в красивейшем фиолетовом облачении – совсем как в воскресные дни Великого поста. В этот же цвет облачают Престол и Жертвенник в алтаре, аналои в храме, и вся церковь становится на один день строго-постной. Это только на один день. На одно воскресенье. В понедельник снова вернётся привычное «золотое» облачение. Но через неделю всё повторится снова. Пост наступает волнами. Первое пред-постное воскресенье – первый «прилив» постных смыслов. Лучше всего эти «приливы и отливы» чувствуются на клиросе. В субботу вечером, накануне «фарисейского воскресенья», на хоре появляется «грозная» книга Триодь Постная, которую не открывали целый год. Триодь – сборник песнопений богослужения постных и пасхальных дней. Именно в этой книге находятся бесценные сокровища церковной поэзии. Об этих сокровищах знают настоящие ценители церковного богослужения. Эти люди с восторгом ждут вечерней службы «фарисейского воскресенья», чтобы услышать первое в этом году «Покаяние». «Сезон поста» открывается именно «Покаянием». Так обычно называют три коротких покаянных молитвы, которые исполняются после чтения Евангелия и гимна «Воскресение Христово видевше». Перед первой поют «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». Глагол «утреневати» довольно часто встречается в церковных текстах. Интуитивно мы его понимаем правильно: «что-то делать с самого раннего утра». Белорусы иногда говорят «подхватиться»: «с утра как подхватился, так до обеда даже и не присел». В русском язык есть старинный глагол «сумерничать». Это тоже что-то делать, но уже вечером, перед сном, в сумерках. Эти глаголы отвечают на вопрос не «что делать», а «когда делать», предпринять некий труд в лучах рассвета или при свете заката.

http://pravmir.ru/pochemu-gospod-vsegda-...

Эти пустыни и сейчас смотрятся безжизненным инопланетным ландшафтом. Ни цветка, ни деревца, ни тени не скользнет хоть бы от пролетающей птицы. Голодные жаждущие камни, дыхание Мертвого моря, солнце и марево, в котором утонул окружающий мир… И ночная стужа и пыльный ветер, от которых тоже никуда не скрыться. Так проводили великий пост иноки древних обителей Палестины. Дальше всех зашел, кажется, в тот год вглубь пустыни старец Зосима. Настало преполовение четыредесятницы (сорокадневного поста),– двадцать дней, как вышел он из монастыря. И он хорошо помнил этот день. В шестом часу (это наш полдень) он увидел идущего по пустыне человека, обнаженного, черного от зноя, и лишь с белыми, выгоревшими на солнце волосами. Увидев приближающегося Зосиму, пустынник пустился бежать. Когда наш старец с трудом догнал его, неизвестный, не оборачиваясь, крикнул: «Прости, авва Зосима, не могу, обратившись, явиться лицу твоему: я женщина, и нет на мне никакой одежды. Но если хочешь помолиться обо мне, брось мне плащ – тогда смогу подойти к тебе под благословение». Так, в наброшенном на нагое тело плаще, и изображается на иконах преподобная Мария Египетская. Ее вспоминает церковь дважды в году: непереходящая память 1 апреля и переходящая – в пятое воскресенье Великого поста. Но есть еще, на той же пятой неделе, одно из любимых народом богослужений – «Мариино стояние». В этот день (в четверг, на утрени) читается Великий покаянный канон Андрея Критского и передним – Житие преподобной Марии. И сам канон, который назвали великим не только за объем, но и за высоту богословия и за глубину и поэтичность выраженного в нем чувства покаяния,– сам канон непосредственно связан с памятью Марии Египетской. «Ты мне дай светозарную благодать от Божественного свыше промышления,– говорит святой Андрей,– избежать страстей омрачения и петь усердную твоего, Мария, жития красные исправления». Это первый из числа тропарей, обращенных в каноне к Марии. В другом автор обращается к святой, почти как обращаются к Богородице: спаси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

А зачем мы это читаем сегодня, и к чему оно нам с вами, христианам, которые вроде бы никуда не путешествуют и между гор не стоят? Мы приближаемся к 1-ой Неделе Великого поста, которая именуется Неделей Торжества Православия. Исторически это связано с победой иконопоклонников, которыми мы являемся, над иконоборцами. Т.е. гонения на иконы прекратились, и после VII Вселенского Собора был утвержден догмат иконопочитания, и чтители икон, как образа Воплотившегося Христа, Бога нашего, а также Его Матери и святых Его, получили догматическое обоснование. Это исторически. А в духовном смысле во время Великого поста в 1-ю Неделю Церковь произносит благословение и анафему. Благословение она произносит на всех тех, кто трудится ныне о православии и подвизается о нем: патриархи, митрополиты, епископы, игумены, архимандриты, священники, монахи, миряне. Всякая добрая крещеная душа, трудящаяся для Христа словом и делом, да будет благословенна, и многая лета этому человеку. Поминаемы также будут и все те, кто умер в вере и для веры потрудился: благоверные цари Константин и Елена, Иустиниан и Феодора, князь Владимир, княгиня Ольга и многие другие — всем им пропоётся «Вечная память». Хотя они святые, но в сей день поется и им. «Вечная память» будет пропета всем вождям и воинам на полях брани убиенным за веру и Отечество, и всем православным христианам, благочестивой жизнью, словами и делами подвизавшимся за Христову истину. Живущим – «Многая лета», усопшим – «Вечная память», и там будет еще «Анафема, анафема, анафема». «Анафема» — тем, которые борются с Божией истиной и отвергают ее. Анафематизмы — это подтверждение того, что не является нашим. Например: первый анафематизм -   утверждающим, что мир сей самобытен есть, и что не есть творение Бога Живого. Это всякие эволюционисты, атеисты, отвергающие наличие Бога Живого, сотворившего мир. Далее - отрицающим необходимость для спасения человеческого рода пришествия в мир Христа Спасителя, Его воплощения, страдания, воскресения — анафема. И т.д.

http://pravoslavie.ru/92163.html

А зачем мы это читаем сегодня, и к чему оно нам с вами, христианам, которые вроде бы никуда не путешествуют и между гор не стоят? Мы приближаемся к 1-ой неделе Великого поста, которая именуется Неделей Торжества Православия. Исторически это связано с победой иконопоклонников, которыми мы являемся, над иконоборцами. Т.е. гонения на иконы прекратились, и после VII Вселенского Собора был утверждён догмат иконопочитания, и чтители икон, как Образа Воплотившегося Христа, Бога нашего, а также Его Матери и святых Его, получили догматическое обоснование. Это исторически. А в духовном смысле во время Великого поста в 1-ю неделю Церковь произносит благословение и анафему. Благословение она произносит на всех тех, кто трудится ныне о православии и подвизается о нём: патриархи, митрополиты, епископы, игумены, архимандриты, священники, монахи, миряне. Всякая добрая крещёная душа, трудящаяся для Христа словом и делом, да будет благословенна, и многая лета этому человеку. Поминаемы также будут и все те, кто умер в вере и для веры потрудился: благоверные цари Константин и Елена, Иустиниан и Феодора, князь Владимир, княгиня Ольга и многие другие — всем им пропоётся «Вечная память». Хотя они святые, но в сей день поётся и им. «Вечная память» будет пропета всем вождям и воинам на полях брани, убиенным за веру и Отечество, и всем православным христианам, благочестивой жизнью, словами и делами подвизавшимся за Христову истину. Живущим  - «Многая лета»,  усопшим -  «Вечная память»,  и там будет ещё «Анафема, анафема, анафема». «Анафема» — тем, которые борются с Божией истиной и отвергают её. Анафематизмы — это подтверждение того, что не является нашим. Например: первый анафематизм -   утверждающим, что мир сей самобытен есть, и что не есть творение Бога Живого. Это всякие эволюционисты, атеисты, отвергающие наличие Бога Живого, сотворившего мир. Далее - отрицающим необходимость для спасения человеческого рода пришествия в мир Христа Спасителя, Его воплощения, страдания, воскресения — анафема.

http://radonezh.ru/text/nedelya-torzhest...

5. От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся: и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою. Перевод: Человеколюбче! молю Тебя: озари светом Твоим меня, непрестающего в нощи воспевать Тебе песнь утра, наставь на путь Твоих заповедей и научи меня, Спаситель, исполнять волю Твою. 6. Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой. Кондак: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй. Воспряни — проснись. 7. Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам: но не предаждь нас до конца, отцев Боже. 8. Егоже воинства небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки. 9. Безсеменнаго зачатия рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен плод: Божие бо рождение обновляет естества: темже тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем. Перевод: За бессеменным зачатием и рождество неизъяснимое; от Матери безмужной и плод нетленный, ибо рождение Бога обновляет природу. Вот почему мы — все поколения — православно славословим Тебя, Богоневестную Матерь. Первая неделя Великого поста отличается от прочих особенною строгостию поста и продолжительностью Богослужения. В одной из стихир на вечерне в первый день этой седмицы Церковь поучает верных, в чем состоит истинный пост: Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный. Отчуждение — удаление от зла. Отложение — обуздание гнева. Оглаголание — осуждение. Оскудение — воздержание. И в среду той же седмицы: Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы: да приимет от Христа Бога велию милость.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

е. вечного блаженства. Но особенно полезно участие в открытом Богослужении Св. Церкви для углубления в нашем сердце истины веры и деятельности христианской, для семейственного благочестия и воспитания детей. Так, самым учреждением христианских праздников Церковь напоминает нам главные, благодетельнейшие события домостроительства Божия о нашем спасении; а излагая на языке удобовразумительном в молитвословиях, песнопениях и чтениях, не только коренные истины веры и основания нашей надежды , но и действия во время земной жизни Спасителя и подвиги Пророков, Апостолов, Мучеников, Исповедников, и многоразличные добродетели людей всякого состояния, прославившихся святостью жизни, постоянно питает в нас веру и надежду, побуждает нас к покаянию и христианской деятельности. Для таких целей установлено Церковью общественное Богослужение; посему, как одно участие в нем, без исправления сердца может быть названо лицеменрием:      так уклонение от внешнего Богослужения Церкви есть признак если не явного, то скрытного нечестия. К умерщвлению похотей, восстающих на душу, к обузданию дурных склонностей, которых перевес над добрыми желаниями и способностями мы постоянно ощущаем в растленной нашей природе, – пост есть самое действительное, неизбежно необходимое для нас средство. Истину сего доказывает жизнь всех святых Угодников Божиих. Но как для чувственной нашей природы всегда представляются предлоги уклоняться от употребления сего средства, необходимого в подвигах спасения :      то Св. Церковь , утверждаясь на преданиях, установила определенные для поста времена, и не только предписала самое умеренное в течении их удовлетворение голода и жажды, но даже ограничила это требование нашей природы запрещением некоторого рода пищи и пития, как то: мяса, сыра, яиц, молока, вина и других напитков. Такого рода посты, с древнейших времен соблюдаемые Церковью, именуются:       первыйВеликим, второй – Петровским, третий – Спасовым или Успенским, четвертый – Рождественским. Кроме сего, Церковь требует соблюдать посты в праздник Воздвижения Креста Господня, в день Усекновения Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Итак, вне всякого сомнения, существующий у нас обычай служить литургию в первый день Пасхи непосредственно после утрени, или как выражается автор «Великого поста в св. граде Иерусалиме», «безрасходно», в самые ранние часы, несмотря на одинаковость выражений Типикона по этому поводу с другими местами его относительно литургии в другие дни года, находится в прямой генетической связи с современною практикою относительно этого в церквах всего без исключения христианского востока. Оставаясь верными современной практике церквей христианского востока до конца, мы думаем было бы не излишне, если бы наша высшая церковно-административная власть разрешила для облегчения молящихся, проведших всю ночь Воскресения Христова, без сна, те сокращения в пасхальной службе и отступления от господствующего Устава, какие мы видим в практике церквей восточных. Т. е. начинать литургию непосредственно после стихир Пасхи с припевами: «Да воскреснет Бог», во время которых священник, как и в церквах греческих, может совершать проскомидию. Чтение поучения Иоанна Златоустог о перенести на конец литургии. Здесь же, после отпуста, при целовании креста, священник и причт могут совершить и обряд «христосования» с молящимися в храме. Можно отложить этот обряд и до вечерни, после совершения которой он исполняется в Греции 6 . Не только Устав церкви Константинопольской, но даже современный Устав греческий иерусалимский говорит, что совершение литургии в этот светлый и радостный для всех день должно быть скорее обыкновенного. « δ τς λειτουργας κολουθα, – говорится в Пендикостарии 1801 г., – γνεται ταχτερον ( Πεντηκοσταρ. edit. Venet. 1801 an. φ. 12). Чтение евангелия в 1-й день Пасхи на разных языках и обряды, сопровождающие это чтение Между множеством обычаев, совершаемых у нас за богослужением на Страстной неделе и в первые дни Пасхи и перенесенных к нам с востока негласно, без занесения этих обычаев на страницы нашего действующего Типикона, довольно видное место занимает прочно установившийся обычай – читать в первый день Пасхи на литургии евангелие на различных языках. Обычай этот не только практикуется по городам, где действительно есть между молящимися люди, разумеющие и знающие языки, на которых читается евангелие, но в последнее время, со времени назначения священников из окончивших курс в духовных семинариях, он перенесен, по примеру городов, и в деревни и села, где, кроме самого чтеца, да и то зачастую с грехом пополам, никто не разумеет «яже чтется». Таким образом обычай, вполне естественный на месте своего происхождения и имеющий там глубокое значение, у нас, как подражание, теряет свой смысл и важность и превращается в пустое биение воздуха и ненужное удлинение богослужения. Между тем, если этому по традиции установившемуся обычаю дать у нас на Руси несколько иную постановку, то он может иметь громадное воспитательное значение и принесет несомненную пользу Церкви и молящимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010