Вот мы с вами исповедуемся Великим постом, мы стараемся чаще, а многие - значительно чаще причащаться, мы читаем духовную литературу. Некоторые, собственно говоря, только Великим постом ее и читают. И это, к сожалению, большая проблема. Мы и Евангелие начинаем внимательно выслушивать, читать, разбираться с его толкованием, и готовим мы свои дома. Мы убираемся, наводим порядок, мы готовим к Пасхе снедь, мы украшаем свои храмы. И приходит Пасха. Вот практически всегда, очень мало кто может сказать, что в самый день Пасхи я в полноте почувствовал Пасху Пасха настолько великий день, что нужно много времени, чтобы прочувствовать в полноте радость пришедшего праздника. Именно для этого церковь устанавливает сорокадневное празднование Пасхи. Кто был на Пасхальной службе знает парящее счастье, ни с чем не сравнимое при Пасхальном богослужении. Пасха приходит как ответ Бога миру, Пасха приходит и как запрет дьяволу, и послание в будущее. И у нее так много важных и значительных смыслов, что ее надо проживать долго. И чувство пасхальности приходит порой и через неделю, и после Светлой Седьмицы. И поэтому мы имеем возможность долго ее праздновать. И сегодня совершена служба в большинстве храмов, празднуется отдание Пасхи, полагается по уставу служить Пасху в последний день как первый. Так же по Пасхальному чину, с песнопениями: Да воскреснет Бог, с трисвечником, с отпустом, наиболее торжественным отпустом Церкви: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и сущи в гробе живот даровав, помилует и спасет нас ибо благо человеколюбец». Немедленно совершается переход в праздник Вознесения, в праздник, воцерковляющий человечество. Если Пасха - это праздник спасения, то Вознесение - это праздник воцерковления. Господь с Собой как бы берет человеческий род, потому что возносится с плотью, которая приобретает обожествленные качества. Такие, как, наверное, были у первых людей в раю. Так, как Бог хотел, чтобы эти тела были устроены. И чтобы не прерывать наше Пасхальное празднование, оно хотя и завершилось, но его отголоски будут ощущаться весь год за каждым воскресным богослужением. И на Вознесение это очень чувствуется, потому что в храме, хотя и не воскресный день Вознесение, это всегда четверг, сорок дней проходит с момента Пасхального дня. Так вот поется: «Воскресенье Христово видевше», потому что не может быть Вознесение без Пасхи. Читается Евангелие, начинающееся со слов, (Евангелие от Марка) «Воскрес Иисус во едину от суббот». То- есть, то, к чему церковь шла на протяжении всего Великого поста по большому счету и на протяжении всей своей истории, становится началом Вознесенского праздника. Отправной точкой. Теперь мы знаем, что Христос спас человечество и учимся жить в чувстве этой действительности, что мы защищены. Говорили раньше: чувствует себя как у Христа за пазухой. Вот весь человеческий род у Христа за пазухой. Потому что он спасен, искуплен. Бог забирает за этой фигуральной пазухой все человечество с Собой на небо к Отцу небесному.

http://radonezh.ru/text/sskazhite-pozhal...

Перед Пасхой у христиан проходит Страстная неделя, на протяжении которой люди готовятся к празднику. В Страстный четверг католики чествуют тайную Вечерю, убираются дома  и стараются завершить все важные проекты на работе. В Страстную пятницу у католиков не принято начинать какие-то важные дела, как личные так и профессиональные. В субботу в костелах начинается Навечерие Пасхи. В костелах проводится Литургия Света — перед храмом зажигают большой костер, от огня которого будет зажжен Пасхал, после чего его внесут в темный храм под древнейший гимн “Exsultet”. Этот гимн извещает верующих о воскрешении Христа, а верующие поочередно зажигают от Пасхала свои свечи. Перед Пасхой католики обязательно украшают дом цветными салфетками и цветами. Утром воскресения прихожане после праздничного богослужения начинают вкушать приготовленную пищу, начиная с яиц. Пищу заранее освящают. Доброй традицией остается традиция дарить друг другу крашенные яйца по одному или целой корзинкой. Считается, что Мария Магдалина подарила императору Тиберию яйцо в знак того, что Иисус Христос Воскрес. Но тот не поверил Марии и сказал, что, как яйцо не может превратиться из белого в красное, так и люди не могут воскресать из мертвых. Яйцо стало красным в ту же секунду. Именно поэтому существует традиция красить яйца в красный цвет. В каждой стране, где проживает большинство католиков существуют свои пасхальные традиции. Так в Австралии популярны большие шоколадные яйца и фигурки пасхального кролика, в Англии в Страстной четверг принято подавать милостыню всем нуждающимся, во Франции в Страстную пятницу замолкают все колокола, а в Италии в день Воскресения Христова Папа Римский всех благословляет и лично произносит праздничную проповедь. Православные на Пасху всегда стараются Причаститься. Но, поскольку многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе. Вкушение пищи в Светлую Седмицу уподобляется вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4).

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-i-katoli...

Роман послал за жившим невдалеке священником, который вскоре пришел, и они оба молча созерцали совершающееся дивное действо: «О! странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопально горяще!» Уже к полуночи светилась вся икона ярким сиянием, при полной темноте ночи. Священник с собравшимися к тому времени соседями отслужили первый молебен. Утром весть о чуде пошла селом, и народ стал идти смотреть на обновившийся образ. Двери дома Романа Илляшева не закрывались, люди шли и шли смотреть. Впоследствии икону хозяин решил передать в дар церкви, и тогда при многочисленном стечении андрияшевцев с хоругвями и крестами образ св. великомученика Пантелеимона в сопровождении духовенства и хора был перенесен в храм. Как рассказывали очевидцы, в сем шествии участвовало все село. То был поистине пир веры. Последний, можно сказать, пир перед надвигающимся агрессивным советским безбожием. В 30-х годах храм в Андрияшевке был первый раз закрыт. Закрытым он простоял до войны. В служение священников Порфирия Писаренко и протоиерея Иоанна, фамилию которого никто не помнит, в 60-х годах при Хрущеве храм был закрыт вторично. Икона была унесена вместе с другими уцелевшими. Многие церковные иконы верующие разобрали по домам. Так образ сохранился. В 1991 году, в год начала литургической жизни села, службы начались с Вербной недели Великого поста или за неделю до Вербной. Историческая, некогда обновленная икона св. Пантелеимона была возвращена в церковь на второй день Троицы , 27 мая. Возвратила ее жительница села Мария Кириченко, в доме которой она хранилась долгие годы церковного безвременья. Читайте также: Икона Иверская — икона с пронзенным ликом Казанская икона Богоматери: «Росток из земли сухой» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/povest-ob-ikone/

При святом Иоанне Златоусте (IV в.), много сил отдавшем тому, чтобы достичь единообразия в богослужениях, всенощное бдение получило чинопоследование, весьма близкое настоящему. В VIII и IX веках святой Иоанн Дамаскин , святой Феодор Студит и другие песнотворцы дополнили всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне. Всенощное бдение представляет собой соединение трех служб: великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа. Великая вечерня в соединении с утреней совершается накануне воскресных дней и на все праздники с бдением, за исключением тех дней, когда всенощная должна начинаться великим повечерием (Типикон, гл. 2-я и указания последований великих праздников; см. также Минею и Триодь). Великую вечерню положено совершать в соединении с литургией святого Василия Великого на Страстной седмице – в Великий четверг и Великую субботу, также в навечерия (сочельники) праздников Рождества Христова и Богоявления (если эти навечерия не совпадают с субботой или воскресеньем); в соединении с литургией святого Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения, когда он приходится на седмичные дни Великого поста, и в понедельник, вторник, среду и пятницу Страстной седмицы, а также всегда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (см. Типикон – последование служб 25 декабря, 6 января, 25 марта, Великого четверга и субботы, а также в Минее и Триоди на указанные дни). Великая вечерня совершается и самостоятельно: накануне праздников с полиелеем после Фомина воскресенья до Недели мясопустной. На сырной же седмице и в седмичные дни Святой Четыредесятницы на праздник с полиелеем совершается вседневная вечерня; на воскресные и другие дни, когда положено совершать бдение, но по причинам, предусмотренным Типиконом (см. гл. 7), его не бывает; на праздник Преполовения и на 1 и 13 сентября; в первый день Пасхи и во все дни Пасхальной седмицы; в Фомино воскресенье; в вечер Господних праздников: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Пятидесятницы (после литургии) и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в сочельники (навечерия) Рождества Христова и Богоявления, когда они совпадают с субботой или воскресеньем (после литургии святого Иоанна Златоуста ), и в Великую пятницу, если в этот день нет праздника Благовещения (см. Типикон, гл. 7; в Служебнике, Часослове, Псалтири следованной, в последованиях Триоди и Минеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В тот день вокруг, в самом деле, происходило что-то необычайное. Встала я не на привычном месте возле иконы преподобного Амвросия у «костылика», а с противоположной стороны – у Серафима Саровского. Народу же было много, и вот тут-то посыпалось на мою голову: спереди и сзади, справа и слева шепотки, недовольство, одергивания от «старших по вере» сестер. А тут ко всему еще и слабость и ужасная – мне и не припомнится такой – головная боль. Наконец, когда чья-то рука резко оттянула на мне кофточку, я почувствовала предел. Потихоньку пробралась к выходу с мыслью, что, если не лягу немедленно, наверное, просто умру. Благо, в гостинице у меня была святая вода, и, отпив достаточно, я тут же провалилась в сон до того момента, когда под потолком прогремел голос дежурной. (Отношения наши спустя несколько дней наладились, вошли в привычную колею.) Одним словом, в тот первый день Великого поста меня буквально «выталкивало» из монастыря, но я решила остаться и не пожалела об этом. Добравшись наконец до «своего старца», в первые полчаса я от обиды пополам с сознанием своей немощи не решалась поднять голову, а когда наконец взглянула на образ, мне показалось, что преподобный Амвросий смотрит на меня с улыбкой: «Вот стой и не сходи с этого места». И удивительное дело – пространства вокруг оказалось настолько достаточно, что можно было свободно положить поклоны, и до окончания службы я никому не помешала и никто не потеснил меня. Головная боль сама собой куда-то канула, и если бы не состояние невесомости, ничто не напоминало бы о приступе немоготы в середине службы. День выдался холодный, настоящая стужа, но удивительно, меня как-то даже не тревожило то, что я впервые оказалась без крыши над головой и надо было идти и искать угол в частном секторе. Народу же было немало: на первую неделю люди приезжали из Калуги, из Москвы и из других городов. Но на душе было необычно покойно и мирно. Пристроившись неподалеку от Казанского храма, вдыхала запах теплой еще просфоры. Храмы, ограда с башенками, корпус монастырской больницы, могилы старцев и братские кресты, выделявшиеся на фоне монастырской стены, ветер с поля, дрожащие тонкие ветки, отзвуки великопостных песнопений – это родина, напомнившая о себе внезапно острым чувством тоски во время командировки в Риме, так что в последние дни во время прогулок я думала больше о том, как хорошо идти по мокрым шишкам через лес по направлению к Оптиной. Было чувство, что меня здесь уже знают и по молитвам святых все как-то должно устроиться.

http://pravoslavie.ru/52353.html

Два дня сряду ходили мы по Лондону, и всё то же движение, то же кипение жизни. На третий день поутру пошли мы к обедне в церковь нашего посольства. Улицы были почти пусты: кое-где по тротуарам торопливо пробегали люди, опоздавшие к церковной службе. Через два часа пошли мы назад. На улицах движения не было: только по тротуарам шли толпы людей, которых лица выражали тихую задумчивость; они возвращались домой от службы церковной. Та же тишина продолжалась целый день. Таково Воскресенье в Лондоне. Странен вид этой пустоты, странно безмолвие в этом громадном, шумном, вечно кипучем городе; но зато едва ли можно себе представить что-нибудь величественнее этой неожиданной тишины. Мгновенно замолкли заботы торговой жизни, исчезли заманки роскоши, закрылись эти цельные, двухъярусные стекла, из-за которых выглядывают, кажется, все сокровища мира; закрылись мастерские, в которых неутомимый труд едва может снискать себе насущный хлеб; успокоилась всякая суета: два миллиона людей самых промышленных, самых деятельных в целом свете, остановили свои занятия, перервали свои забавы, и всё это из покорности одной высокой мысли. Мне было отрадно это видеть; мне было весело за нравственность воли народной, за благородство души человеческой. Странное дело, что есть на свете люди, которые не понимают и не любят воскресной тишины в Англии: в этой непонятливости видна какая-то мелкость ума и скудость души. Конечно не все, далеко не все Англичане празднуют Воскресенье духовно так, как они соблюдают его наружную святость; конечно, между тем как на улицах видно везде благоговейное спокойствие, во многих домах, иногда самых аристократических, идут дела порока и разврата. Что ж? «Люди фарисействуют и лицемерят», скажешь ты, что правда, но не фарисействует и не лицемерит народ. Слабость и порок принадлежат отдельному человеку, но народ признаёт над собою высший нравственный закон, повинуется ему и налагает это повиновение на своих членов. Пусть Немец и особенно Француз этого не понимают, в них непонятливость извинительна; но досадно, когда слышим Русских или людей, которые должны бы быть Русскими, вторящих словам Французов и Немцев. Разве первый день Пасхи в России не соблюдается так же строго, как Воскресенье в Англии? Разве во время великого поста пляшут хороводы или раздаются песни в Русских деревнях? Разве есть какие-нибудь общественные увеселения даже в большей части городов? Конечно, в больших городах представляются исключения, но надобно понять эти исключения и их причины. В России высшее общество так просвещено и проникнуто такою духовною религиозностью, что оно не видит нужды во внешностях народного обычая. Англия не имеет этого счастья и поэтому строже соблюдает общий обряд. Но, скажешь ты, если я Магометанин, я праздную Пятницу; если я Жид, я праздную Субботу: в обоих случаях, какое мне дело до Английского Воскресенья? Правда; но в чужой монастырь со своим уставом не ходят, а народ Английский полагает, что он в Англии дома. Гостеприимство

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Желаемым и просимым отпуском меня не задержали. Чтобы не терять дорогого времени и, ввиду имеющего наступить чрез три недели Великого Поста, в начале которого мною предположено говеть на месте в Иерусалиме. Я в первый же воскресный день, напутствовавшись святыми таинствами Покаянья и Причащенья, после литургии, обратился к оставляемой мною пастве со следующею прощальною речью: «Возлюбленные! в последний раз я предстоял ныне пред сим престолом Божьим, в сем святом, древнем храме. В последний раз воздевал на служенье свои недостойные руки к небу и открывал свои уста для молитвы о всех и за вся. В последний раз, как священнослужитель, преклонял я здесь мою грешную главу, совершая таинственную бескровную жертву в той церкви, которой я, немощный душою и расслабленный телом, послужил по милости Божьей пятнадцать лет, и которой оставлять так скоро не предполагал, и с которой, как и с вами, мои возлюбленные, расстаюсь, поистине, с глубокою скорбью. В последний раз говорю вам мое слабое слово, – вам, для которых служить и с которыми беседовать о Боге, о душе и о спасении нашем я старался по мере моих благодатных дарований и естественных сил. Пробил, наконец, последний час моего свидания с вами в сем дорогом святилище; настали последние минуты моей разлуки, тайна которой скрывается в руках Промысла! Жаль мне вас. О, если бы вы знали, какой тяжелый камень теперь лежит у меня на сердце; какая скорбь наполняет мою душу в эти минуты; как тяжко для меня это разлучение с вами!!. Чем же заключить мне теперь мое служение у вас и мое к вам последнее слово в этот необычный день, с обычного места моего благовествования? Был и доселе есть похвальный и священный обычай, разлуку с близкими сердцу сопровождать благословением. За примерами не ходить далеко. Так в священных книгах мы читаем, что патриарх и родоначальник израильтян Иаков, почувствовав приближение смерти, призвал всех сыновей своих и изрек им свое благословение. Даже Пастыреначальник наш, Христос Спаситель, расставаясь видимо, телесне, с избранными учениками Своими, при Своем вознесении на небо в 40-й день после воскресения, – расстался с ними не прежде, как преподав им Свое благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отцы Серафим и Герман тогда еще не были священниками. Посещение обители оставило в моем сердце неизгладимое впечатление и дало мне ни с чем не сравнимый на тот момент опыт. Каждый день я исповедовался, открывал свое сердце, утром и вечером вместе с братией ходил в трапезную. 7 января 1976 года я был принят в послушники монастыря архиепископом Аверкием (Таушевым), который был также и ректором семинарии. В то время в семинарии учились 12 новообращенных американцев. День начинался с занятий, после обеда – послушания. В мои многочисленные послушания входила уборка, приготовление пищи, работа на полях на тракторе, копание могил на кладбище. Следующим летом я поехал в Платину на все лето. К тому времени отец Серафим и отец Герман уже были священниками. Помогал им печатать книги, работал на других послушаниях. Разница с Джорданвиллем была большая: службы в Платине совершались по-английски, я все понимал и богослужения трогали мое сердце. Ближе по духу мне был отец Серафим — очень смиренный и, в то же время, очень яркий, он замечательно проповедовал. Отец Герман был совсем другим – более динамичным, разговорчивым. — На Ваш взгляд, можно отца Серафима назвать святым нашего времени? — Думаю, что да, но будет ли он прославлен Церковью – это вопрос. Лично на меня он произвел большое впечатление, он был именно иным: вел строгую, аскетичную жизнь. В таких условиях, как он жил, я бы, честно говоря, жить не смог. Платина – это очень отдаленное место. В первый раз, когда я туда приехал, братия рыла свой колодец, а до этого они ходили на речку и там ручным насосом качали воду в емкости и носили ее в монастырь. Это была единственная вода, которую они имели. Отопления в келиях не было. В то время в монастыре жили 6-7 человек. После того, как отец Серафим умер, большинство братии разошлись, и сейчас в обители подвизаются совсем другие люди. — Как дальше складывалась Ваша жизнь в Троицком монастыре? — В пяток первой седмицы Великого Поста 1979 года я стал рясофорным монахом, а спустя год, в тот же день был пострижен в малую схиму с именем Митрофан в честь святителя Митрофана Воронежского.

http://pravmir.ru/episkop-meyfildskiy-ge...

Для всех нас было ясно, что оставлять Куропаткина в должности главнокомандующего Маньчжурской армией, потерпевшей решительное поражение, совершенно невозможно. Никаких продолжительных дебатов по этому поводу и не было. Беспощаднее других высказался в этом смысле великий князь Алексей Александрович, задетый, по-видимому, тем, что заменили адмирала Алексеева сухопутным генералом, провалившим наше дело на Востоке. Это был тот единственный случай, когда мне пришлось участвовать в деловом заседании вместе с генерал-адмиралом. Своей величественной фигурой он напоминал коронованного брата, императора Александра III. Известный художник Маковский в таком именно роде рисовал своих русских бояр. По характеру это и был настоящий великорусский боярин, отдававший должную дань кулинарному искусству и к черной работе влечения не имевший. Что касается боярского самолюбия, то у него его было достаточно. Оно и было задето предпочтением Куропаткина его подчиненному адмиралу. Что касается Драгомирова, то его ироническое слово являлось следствием не удостоившегося внимания его предсказания относительно сомнительности полководческих дарований Куропаткина. Со свойственным ему юмором Михаил Иванович высказался в том смысле, что раз дело было проиграно бесповоротно, требовалась лишь ликвидация, которая в окончательной форме, в конце концов, и поручена была графу Витте. В начале 1905 года государь передал мне проект реорганизации армии, родившийся по инициативе великого князя Николая Николаевича. Государю угодно было знать личное мое мнение об этой реформе. Было это на Масленицу, и, передавая проект, государь назначил мне доложить о нем в понедельник, в первый день Великого поста. Когда я в назначенный день приехал в Царское Село, то экипажа придворного за мной не выслали, как это обыкновенно делалось. Пришлось взять извозчика, которому я сказал: «Во дворец». Он привез меня в Большой дворец, где швейцар спросил, к кому я приехал. Когда же я ему ответил, к кому, то он очень удивленно на меня посмотрел: я, по приказанию государя, приехал просто в сюртуке, а не в парадной форме.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

Утреня ,  если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы (после небольшого перерыва). Интересно, что греческое название утрени «орфрос» связывают с глаголом «орфризо», который означает «с трудом различать» и указывает, что утреня должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце, так что возглас перед славословием «Слава Тебе, показавшему нам свет» уже должен произноситься после рассвета. В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь, а два дня в году – четверг 5й седмицы Великого поста (день чтения Великого канона) и в Великую Пятницу – служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом. Службы часов  назначены Уставом на 1й, 3й, 6й и 9й часы дня по восточному счислению. В переводе на современную систему отсчета времени получится следующее: Почему именно в такое время? Нужно вспомнить, что римские сутки делились на две  равные части: день и ночь. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. 1й, 3й, 6й, 9й – это первые часы каждой из четвертей дня; первый час соответствует шести утра. О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает Книга Деяний апостольских:  Петр и Иоанн  шли  вместе  в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3:1 );  Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться ( Деян. 10:9 ). Часы также напоминают о событиях Священной Истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; на третьем часе – суд Пилата и истязания Господа, а также сошествие Святого Духа на апостолов. Шестой  час – шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле; наконец, час девятый – воспоминание Крестной смерти Спасителя. В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь , снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз. В итоге сформировались 3 группы служб: утренняя, дневная и вечерняя.

http://azbyka.ru/sutochnyj-krug-bogosluz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010