«В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу» ( Лк.24, 1 ). Наиболее восторженно любившая Господа Мария Магдалина опередила их всех, пришла раньше всех, «когда было еще темно» ( Ин. 20, 1 ) и увидела, «что камень отвален от гроба» ( Ин. 20, 1 ), о чем она и побежала скорее сказать ученикам Господа Петру и Иоанну. За эту свою ревность она и удостоилась первая из всех Жен-Мироносиц (после Пречистой Матери Божией, как говорит церковное предание) увидеть Воскресшего Господа, когда вторично пришла ко гробу, стояла там и плакала, недоумевая, чем объяснить, что не нашла Тела Господа в открытом гробе. Господь почтил ее великой честью, поручив ей возвестить ученикам Его о Его воскресении из мертвых ( Ин. 20, 11–18 ), и о предстоящем Своем восшествии к Богу-Отцу. С тех пор св. Мария Магдалина приняла на себя апостольскую миссию – всюду и всем возвещать о великом событии Воскресения Христова, за что и наименована св. Церковью «равноапостольной». Как говорит предание, с проповедью о Христе Воскресшем из мертвых, она дошла до самого царственного града Рима, предстала пред самим грозным и мрачным кесарем Римским – Императором Тиверием и преподнесла ему красное яичко, приветствовав его словами пасхального приветствия христиан: «Христос Воскресе!» В ответ на выраженное кесарем недоумение, что все это значит, она благовествовала и ему о Воскресении Христовом, разсказав подробно всю историю неправедного осуждения Господа на крестную смерть римским прокуратором Понтием Пилатом, по требованию иудейских первосвященников и старейшин народных. Выслушав это, Тиверий, как настоящий римлянин, (а римляне гордились своим образцовым правосудием!), воспылал гневом на Пилата, допустившего такой противный римским законам неправедный суд, вызвал его к себе из Иудеи, отрешил от высокого поста прокуратора и отправил в ссылку, где он в тяжком изгнании скорбно закончил свои дни, потерпев, таким образом, праведную кару Божию за осуждение на смерть Сына Божия: терзаемый тоской и отчаянием он окончил жизнь самоубийством.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В цикле хвалитных стихир звучит еще более страшный текст: «Приидите прежде конца вси, братие, персть нашу видяще, и естества нашего немощное, и худость нашу и конец узрим, и органы сосуда плотнаго, и яко прах человек, снедь червием и тление. Яко сухия кости наша всяко не имущее дыхания. Во гробы вникнем: где слава? где доброта зрака? где благоглаголивый язык? где брови? или где око? Вся прах и сень; темже пощади, Спасе, всех нас». За этой стихирой следуют еще две подобные по содержанию. И, наконец, 4-я стихира, которая заключает цикл, придавая ему совершенно особую значительность, и показывает нам, что сколько бы страшны и грозны ни были богослужебные тексты, они не могут кончиться на такой безнадежной ноте: всегда в конце должен блеснуть свет. 4-я стихира начинается совершенно удивительными словами, сначала даже непонятно, как они в этой службе появляются. Звучит она так: «Христос воскресе, разрешив узы Адама первозданного и адову разрушив крепость. Дерзайте, вси мертвии: умертвися смерть, пленен бысть и ад с нею и Христос воцарися, распныйся и воскресый. Той нам дарова нетление плоти, Той воздвизает нас, дарует воскресение нам, и славы оныя с веселием вся сподобляет, в вере непреклонней веровавшия тепле в Него». Просто удивительно — в заупокойной службе текст по сути воскресный, пасхальный, начинающийся словами «Христос воскресе!». Читайте полностью     Беседа Александра Геронимуса   Неслучайно день воспоминания Страшного Суда и поминовение усопших стоят по времени рядом. Как об этом пишут святые отцы, человек помимо других деланий, которые должны в нем постоянно присутствовать, в частности трезвения и молитвы, должен иметь в виду то, что свт. Феофан, Затворник Вышенский, называет «памятью последних». Это пребывающая в глубине сердца память смерти, память Страшного Суда, память ада, память рая. То, что Церковь призывает нас эту память в себе возобновить именно в порядке подготовки к Великому посту, тоже неслучайно. Великий пост – время покаяния, в частности время исповеди, и наставники духовной жизни, когда говорят о таинстве Покаяния, выдвигают два взаимосвязанных критерия, которые являются необходимыми условиями подлинности и плодоносности покаяния. Первый критерий состоит в том, что человек должен стоять, ожидая начала своей исповеди так, словно сразу после исповеди к нему придет смерть. Такое трепетное, трезвенное отношение способствует тому, чтобы человек не просто перечислял свои грехи, а чтобы сердце человека было сокрушенно и смиренно. И параллельно – стоять так, как будто сразу после исповеди человек приходит на Страшный Суд, на котором грехи, исповеданные искренно, от всего сердца, на Страшном Суде не вспоминаются. По этой причине Церковь и установила так называемое поминовение усопших, т. е. память смерти, и память Страшного Суда совершать в дни, от которых уже недалеко до святого Великого поста.

http://predanie.ru/tema/vselenskaja-rodi...

Вспоминая притчу Спасителя о горчичном зерне (Мф. 13, 31 — 32), можно сравнить Михайловский скит и церковь Уточкина с этим малым зернышком, которое когда-то быв брошенным в землю, проросло сегодня древом дивной обители Пречистой Богоматери, в тени которой находят себе пристанище множество душ человеческих. История Свято-Иверского Одесского мужского монастыря, в собственном смысле, начинается с 1998 года. Именно в этом году, 19 мая состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, которое возглавил Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. На заседании иерархи постановили благословить открытие новой обители в честь Иверской иконы Божией Матери в Одессе. Но молитвенная лампада зажглась в монастыре ранее. Первая служба состоялась на Пасху в апреле 1998 года. А до этого немногочисленная братия из четырех человек в течение Великого Поста ежедневно возносили свои теплые молитвы к Пречистой, неустанно моля Ее о помощи в основании обители: очень уж страшная разруха досталась в наследство от воинской части, где предстояло начать строительство монастыря, и надеяться можно было только на Самого Господа и предстательство Пречистой Богородицы. С огромным трепетом, благоговением и радостным пасхальным настроением началась Светлая Седмица, и вторая служба была совершена в Светлый Вторник в честь прихода Иверского образа на Святую Гору Афон в 999 году. Сама Богородица освятила начало молитвенной жизни в обители. И уже теплился огонек молитвы, возносящийся к Богу и Пречистой Его Матери. Началась непрестанная молитва и упорный труд. 23 октября 1998 года был возведен первый купол. Это было очень трепетное событие, прихожан очень мало, братии вместе с рабочими 11 человек. А тут подъем купола! Ясным свидетельством чудесной помощи Самой Владычицы стало следующее: в совершенно ясный солнечный день люди видели огромную радугу надмонастырем, а когда был поднят купол, прямо над ним появилось белое круглое облако – символы благоволения и благословения Божьего новой обители.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Иверский...

Для клириков нашей епархии Временное положение устанавливает сумму отчислений в пять процентов, для тех церковных служащих, чья зарплата ориентирована на среднюю по региону заработную плату социальных работников (помощники ¬настоятелей и председателей приходских советов, казначеи, приходские пе¬да¬го¬ги-катехизаторы, социальные работники, организаторы молодежного служения), — в три процента, для остальных сотрудников, внесенных в штатное расписание (регентов, чтецов, певцов, алтарников, просфорников, сторожей, разнорабочих, уборщиц, свечниц и т.д.) — в два процента. Подобная практика отчислений существовала до революции в епархиальных эмеритальных кассах. Помимо этого попечительская комиссия будет рассылать настоятелям приходов и монастырей письма с приглашениями к пожертвованиям. Это широко использовалось дореволюционными попечительствами о бедных духовного звания. Сейчас мы делаем самые первые шаги, и трудно говорить о той сумме, которую в итоге удастся собирать ежемесячно. Мы надеемся, что систематизация штатных расписаний приходов позволит уже в ближайшее время подойти к такому предварительному расчету. Даже если речь идет о нескольких десятках тысяч рублей, это позволит как минимум обеспечить средствами к существованию семьи священнослужителей нескольких отдаленных сельских приходов. Согласно Временному положению, отчет о деятельности благотворительного фонда должен ежегодно заслушиваться на общеепархиальном собрании духовенства. Кроме этого, в обязанности ревизионной комиссии вменяется ежегодная проверка деятельности благотворительного фонда. Положение предусматривает и возможность целевых сборов для поддержки клириков или церковных работников, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. С необходимостью проведения такого сбора попечительская комиссия столкнулась практически сразу же после своего создания. В первый день Великого поста в приходе в честь Рождества Христова города Комсомольска сгорел приходской дом, в котором проживал настоятель храма протоиерей Андрей Комаров со своей семьей. По милости Божией никто не пострадал, однако в огне пожара не только полностью сгорело строение, но и абсолютно всё имущество. В настоящий момент семья оказалась разделена — сам отец Андрей проживает в сторожке при храме, а его матушка, Оксана Николаевна, и четверо детей (Георгий — 17 лет, Мария — 13 лет, Николай — 7 лет, Илья — 2 года) — у знакомых прихожан. По благословению епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа епархиальная попечительская комиссия во всех храмах епархии за каждым воскресным и праздничным богослужением проводит сбор средств на строительство нового дома для отца Андрея и его семьи.

http://e-vestnik.ru/church/v_ivanovo-voz...

Для представления ложных свидетельств был вызван 32-летний секретарь Константиновского районного исполкома, который и оклеветал священнослужителя. 10 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Симеона к расстрелу. 13 октября 1937 года он был расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле. После закрытия храм был разграблен. Трапезная часть полностью уничтожена, а через место, где она находилась, проложена дорога в охотохозяйство. В стороне уныло стоит обезглавленная колокольня, в которой еще сохранились остатки стенной росписи. Возрождение духовной жизни и восстановление оскверненной святыни началось в 1993 году, когда была образована православная община и назначен первый настоятель — протоиерей Сергий Ермилов. Заслугой настоятеля явилась организация литургической жизни. Им были сделаны первые шаги по восстановлению порушенного памятника культуры. В 2006 году в Покровский храм был назначен другой настоятель – священник Андрей Атланов. С его приходом стала налаживаться просветительская работа. Настоятель взял шефство над школой-садом ближайшего села Федорцово. Встречи священника с детьми стали регулярными. На них в непринужденной обстановке проходят беседы о Боге, Церкви и нравственности. Богослужения в Покровской церкви совершаются регулярно по субботам и праздничным дням. В 10 километрах от Заболотья находится село Шепелево. История сохранила свидетельство, что ранее там была церковь во имя святого пророка Божия Илии. В настоящее время на этом месте усердием добрых жителей села воздвигнута небольшая часовня. В день памяти святого пророка и в двунадесятые праздники в ней совершаются водосвятные молебны. Источник: http://www.spblago.ru/?p=684 Комментарии и обсуждение 13 марта на храм Покрова Божией Матери в селе Заболотье был воздвигнут Крест, а вместе с этим полностью завершены работы по установке маковки храма. За последние месяцы алтарная и основная часть церкви были покрыты оцинкованной кровлей, воздвигнут купол. 8 марта состоялось освящение Креста, поднятого на 1-й седмице Великого поста. Службу с чином освящения главного внешнего отличия православного храма возглавил помошник благочинного протоирей Андрей Крашенниников. Настоятель Покровской церкви священник Андрей Атланов поблагодарил всех благотворителей, тружеников и прихожан за жертвенную и молитвенную помощь в восстановлении святыни.

http://sobory.ru/article/?object=00062

«Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей» (Мф. 25: 31) судить мир, то славой Его будут не выдуманные людьми знаки для подтверждения внешнего могущества. Славой Его будет полное исполнение Самим праведным Судией всего закона. А суд будет с креста и крестом, о котором и Сам Христос Спаситель сказал: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф. 24: 30). Но слава и правда суда Божия – это и милость к обездоленным, забота о которых поручена нам Самим Господом, сказавшим: «Так как вы сделали это одному из сих [страждущих, алчущих] братьев Моих меньших, то сделали Мне», страдания которых Он сравнил со Своими. А меньших вокруг нас неисчислимое количество, но мы не замечаем их, а хотим, чтобы только нас заметил и утешил Господь. Но «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор. 1: 3–4). Мы призваны к жертве радостной, светлой – служить ближнему и тем самым служить Христу Вот к какой жертве призваны мы – не непосильной, не тягостной и угрюмой, но к жертве радостной, светлой – к служению ближнему и, значит, к служению Самому Господу. И это единственное, что хоть как-то может оправдать наше христианское имя. В таком сердечном стремлении и в смиренных размышлениях да проведем святые дни Великого поста, чтобы приблизиться к Господу и не быть отвергнутыми Им в день Воскресения и Суда. Аминь. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Зинаида 5 марта 2018, 09:13 Дорогой Владыка, дорогие насельники Сретенского монастыря! Большое вам спасибо за такую службу, за ваш Храм, который сошел как бы с неба. Страшно даже наступать на эти мраморные ступени, взирать на эти чудные иконы и, кажется, что это все не наяву, а во сне, что такого просто на может быть на этом свете. Первый раз была на службе в вашем новом Храме. Низко кланяюсь всем создателям, благотворителям, помощи вам всем Божией на многая лета!

http://pravoslavie.ru/111202.html

Можно ли удивляться после этого, что  впустую  звучат все их речи о борьбе с безбожными коммунистами (от которых они, по своей почти богоборческой и антицерковной настроенности, мало чем отличаются!) и о спасении нашей Родины – России, и мы вот уже боле 40 лет страждем на чужбине, без всякой реальной надежды когда-либо увидеть торжество правды Божией на ней? И потому не только к Ветхому Израилю, но и к нам относятся читаемые в первый день Великого Поста грозные обличительный слова Самого Господа, сказанные некогда через св. Пророка Исаию: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здороваго места: язвы, пятна, гноящияся раны, неочищенныя и необвязанныя и несмягченныя елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело...»   (Исаии 1, 4–7). И как страшно звучать заключительные слова этого Божия обличения: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли: если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас, ибо уста Господни говорят это»  (Исаии 1, 19–20). Неужели даже теперь, в нынешних, по общему признанию, исключительно тяжких обстоятельствах, в которых находится весь мир, не видим мы ясно этого карающего  меча Божия,  нависшего уже над нашими головами?! Должно быть не видим, ибо, если бы видели, не протекала бы наша заграничная жизнь в том поистине безумном в наши времена  «пьянящем веселии»,  о котором, буквально захлебываясь от восторга, постоянно повествуют нам наши русские газеты. Разве это не настоящий  «пир во время чумы»? Ведь все это наше временное благополучие, которым мы здесь заграницей,  только по милости Божией, оставляющей нам возможность покаяния,  пользуемся, может в один миг, как это уже было в начале Второй Mipoboй Войны, окончиться, и предстанем мы нагими и ничего неимеющими пред лицом смерти, а затем и перед Лицем Праведного Судии, когда должны будем дать ответ за все это безумное, недостойное имени христиан, времяпрепровождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Некоторые, правда, за эти долгие годы изгнания образумились и, после всего пережитого, стали, наконец, здравомыслящими, поняв, что «Без Бога ни до порога» и что: «Кому Церковь – не мать, тому Бог – не отец». Но еще очень многие, зачастую ослепленные гордынею и не находящие в себе сил смириться перед авторитетом Матери-Церкви, блуждают в духовных потемках, и очень мало, а то и совсем ничего не видят. Среди этих последних не все воспринимают как должно, все то, что мы говорим и пишем, а говорим и пишем мы ведь не «от себя» и не «свое», а только то, чему учит и наставляет нас наша Мать- Церковь , стараясь убеждать в необходимости следовать всему этому, так как без этого нет нам спасения и еще горшие беды и напасти нас ожидают. Неложны ведь слова Самого Господа, сказанные еще в Ветхом Завете через св. пророка Исаию и сохраняющие всю свою силу и для нас, христиан, в Новом Завете, поскольку они читаются Церковью в первый день Великого Поста за богослужением:  «Аще хощете и послушаете мене, благая земли снесте; аще же не хощете, ниже послушаете мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия»  ( Ис. 1, 19–20 ). К чему же продолжать так упрямствовать и упорствовать в своем неразумном противлении своей Матери-Церкви, желающей нам только спасения? Ведь это значит накликать на себя еще горшую участь, чем та, которая нас постигла, ибо противление Богу неизбежно влечет за собой справедливое возмездие по закону Правды Божией. В частности, совершенно неправильно идеализировать  сплошь все,  что было у нас в прежней дореволюционной России. Ведь если бы  все  было у нас вполне благополучно, то не было бы и революции и большевизма. Дабы утверждения наши не показались кому-либо голословными, предоставим сегодня говорить на эту тему нашим величайшим духовным авторитетам последнего времени – Преосвященному Феофану Вышенскому и приснопамятному отцу Иоанну Кронштадтскому . Их слова тем более убедительны, что они говорили о неизбежно надвигающейся на русский народ каре Божией еще задолго до революции 1917 года и, таким образом, оказались как бы пророками.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

О помощи ближнему. Из слова после освящения храма Сошествия Святого Духа в поселении Первомайское Троицкого административного округа Москвы, 24 ноября 2013 года. Ил.: В НИИ детской онкологии и гематологии. Москва, Рождество Христово, 7 января 2019. Фото. - С.8; О прощении. Из слова после литургии на соборной площади подмосковного Николо-Пешношского монастыря, 24 августа 2014 года. Ил.: По традиции в Великую Субботу Патриарх посещает приходские храмы столицы. На фото: освящение куличей на территории храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве. 19 апреля 2014. - С.8-9; О вере. Из проповеди в праздник Преображения Господня после литургии в Храме Христа Спасителя, 19 августа 2020 года. Ил.: Торжества в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Крестный ход из Покровского Хотькова монастыря в Сергиев Посад. 16 июля 2014. Фото. - С.10-11; О любви . Из Пасхального послания архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, 30 апреля 2016 года. Ил.: С воспитанниками реабилитационного центра для несовершеннолетних в Москве. Светлая седмица, 2013. Фото РИА «Новости». - С.11; О служении. Из Рождественского послания архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, 6 января 2018 года. Ил.: Литургия в праздник Вознесения Господня в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Июнь 2014. Фото. - С.12-13; О пандемии . Из слова в день памяти преподобного Сергия Радонежского после литургии в Троице-Сергиевой лавре, 18 июля 2020 года. - С.12; О молитве. Из проповеди в четверг первой седмицы Великого поста, 26 февраля 2015 года. - С.13. К олонка главного редактора: Владимир Легойда. Эксперимент Достоевского [«“Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной”. Это высказывание Достоевского порой вызывает у верующих неприятие и сомнение. Мысль, на первый взгляд, действительно неожиданная, даже крамольная, опасная: как может истина быть вне Христа? Но давайте разберемся, кому и зачем адресует ее писатель...». С этого начинает автор череду рассуждений, в конце которых приходит к такому выводу: «Нет истины вне Христа. А если мы боремся за истину, которая нам кажется безусловной, но в которой Христос не в центре, то эта борьба бессмысленна. Вот, что, мне кажется, Достоевскому удалось выразить очень хорошо»]. Фото Алексея Мякишева//Фома. - – ноябрь 2021. – С.14-15. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-223...

По кончине, в 1193 году, архиепископа Григория (родного брата святого Иоанна или Илии), возбудилось среди новгородцев недоумение о том, кого-бы из трех предполагаемых лиц избрать на место святого Григория Архиепископом Нову-граду. Некоторые предлагали Мартирия, другие –монаха Митрофана, третьи – какого-то грека. Дело доходило до ссоры. Наконец, не желая, чтобы избрание архипастыри зависело от произвола человеческого, новгородский князь Ярослав Владимирович, по совещанию с посадниками, игуменами и соборным клиром, решили прибегнуть к жребию, как к суду Божию; положили на престол святой Софии три жребия и послали с «Веча народного» слепца в храм, взять один жребий, который бы указал им волю Божию. Слепой вынул один из трех положенных на престол жребиев –и этот жребий был Мартириев. Тогда же блаженный игумен Мартирий был вызван из Старорусской обители и послан для посвящения в Киев. Принятый там с честию великим князем Святославом Киевским и митрополитом Никифором, старорусский игумен Мартирий по священ был во архиепископа «Новгороду и Пскову», 10 декабря того же 1193 года. Новгород же возвратился 16 января 1194 года, в день памяти вериг святого апостола Петра. В первый же год правления святителя Мартирия, паству его постигло великое бедствие. Сперва страшный пожар выжег Ладогу, потом, перед праздником Успения Пресвятой Богородицы, ужаснейший пожар опустошил и город Старую-Руссу, во время которого сгорела в монастыре деревянная церковь Преображения Господня, построенная святителем Мартирием. В том же 1194 году таковая же участь постигла и великий Новгород: страшный пожар истребил большую часть города. Новгородский летописец говорит, что, начиная от недели Всех Святых до Успенского поста: «повся дни неведомо где загорашеся». Жители Новгорода до того были напуганы, что даже не смели жить в домах, а жили в поле; тогда же сгорело и великокняжеское Городище под Новгородом! В это трудное время добрый архипастырь, святитель Мартирий, стараясь успокоить волнение народное, не малую имел заботу об участии несчастных. По истреблении пожаром многих церквей на Торговой стороне и множества частных домов, он в том же несчастном году освятил вновь сооруженную усердием граждан церковь , во имя Святого апостола Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010