18 От греч. στενς — узкий, тесный; ограниченный. 19 Англ.: «История духовности: восточной и западной, древней и средневековой». 20 Англ.: атомная угроза. 21 Англ.: Пепельная среда, День покаяния — первый день Великого поста у католиков и протестантов. 22 Англ.: конгрегационалисты, пуритане — сторонники независимости местных церковных конгрегаций (приходов) от церковной иерархии, отколовшаяся ветвь англиканской церкви. 23 Англ., здесь: отдельный семинар. 24 Амер.: молодые совершеннолетние. 25 Англ.: обращение, речь, официальное выступление. 26 Англ.: Doctor of Divinity — доктор богословия. 27 Англ.-франц.: авиапочтой. 28 Иером.Софроний (Сахаров). Старец Силуан. Париж, 1952. 29 Греч. — книга, содержащая службы Пятидесятницы от Пасхи до Недели Всех святых, иначе Триодь цветная. 30 41 Греч.: «Сошествие Христа во ад с православной точки зрения». 31 Статья «Единство Церкви по образу Святой Троицы». См. сб.: Архим. Софроний (Сахаров). Рождение в Царство Непоколебимое. Эссекс — М., 2002. С. 50—90. 32 Англ.-франц. message — послание, обращение. 33 От греч. λακς — народный; мирской, не относящийся к клиру. 34 «Действительно из действия» (лат.) — одна из особенностей католического учения о таинствах, согласно которому таинства имеют силу из самого совершённого действия (ex opere operato), т. е. если совершающий таинство имеет намерение совершить его так, как оно установлено, и правильно произносит его совершительную формулу, а принимающий таинство со своей стороны не делает препятствия его действию, то благодать сообщается приемлющему, хотя бы он и не имел веры. 35 Франц. équilibre — равновесие. 36 Преп. Максим Исповедник. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия. Di. 2, 88: «... γνεται Seфs m7j μεθεξει της Sei χ , αριτος ». — PG 90, 1168 Α Ρ . π . (А. И. Сидорова) см.: Творения. T. 1. М., 1993. C. 253. 37 Франц. revue — обзор. 38 Греч. κνωσις — истощанне, опустошение. 39 Статья «Тварь и тварность». См. сб.: Флоровский Г., прот. Догмат и история. М.1998. С. 108—151.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3948...

- А что Вы сокращаете? - Мы сокращаем часы, причастников немного бывает... Мы сокращаем службу для того, чтобы у светской молодежи, которая абсолютно ничего не знает о духовной жизни, не умеет ни молиться, ни понуждать себя, чтобы у них сразу не возникло резкого отторжения. - На сегодняшний день сколько у вас прихожан? - На сегодняшний день прихожанами являются все студенты и все преподаватели. На молебне присутствуют, я нарочито не считал, но на молебне присутствуют, я думаю, человек 150-200 обязательно. В период Великого поста мне было радостно видеть многих причастников. Шел первый пост в нашем храме, и каждую неделю причащалось по 30 человек из преподавателей и студентов, что само по себе очень приятно. - Наверное, те, кому семя веры пало глубоко в сердце, идут в другие храмы и уже более полноценно участвуют в церковной жизни.. - Да, я надеюсь, потому что в субботу-воскресенье институт не функционирует, он закрыт. А поскольку домовый храм находится в самом институте, то попасть туда практически невозможно. Кроме того, на выходные, как правило, студенты уезжают домой или еще куда-нибудь. Но для тех, кто пожелает, рядышком буквально за стеной находится другой храм, приходской. Он древний и намоленный - Успенская церковь с чудотворным образом Иверской Божией Матери. Эта церковь всегда открыта и доступна. - Отец Роман, а на протяжении учебной недели Татианинский храм открыт для студентов всегда? - Да. В учебное время для студентов и преподавателей вуза он открыт всегда. И есть у нас замечательный человек - Светлана Даниловна, которая в течение дня постоянно находится в храме, отвечает на вопросы, помогает... ну, то, что называется свещницей, но она больше чем свещница. Она все время возле святой мученицы Татианы и радуется, что очень многие люди в течение дня приходят в храм, молятся, зажигают свечи. Беседовала Александра Никифорова http://www.st-tatiana.ru/index.html?did=3185 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

б) Второе средство – животворящий крест Христов. «Оружие на диавола крест Твой, Господи, дал еси нам», воспевает святая церковь (Хвал. стих. 8 гл.). Даже сами демоны поневоле сознаются, что крестное знамение «связывает, палит их, как огонь, и далеко прогоняет» (См. в Ч.-М. Житие Киприана и Иустины, окт. 8 д., жит. Варлаама и Иоасафа, ноябр. 19 д.). К преподобному Симеону столпнику явился однажды диавол на великолепной колеснице, во образе светлого ангела, и сказал: «слыши, Симеоне! Бог послал меня к тебе с колесницею и конями, чтобы взять тебя на небо, как Илию; ибо ты достоин сего». Симеон лишь только хотел правой ногой ступить на эту мнимую колесницу, но прежде сотворил крестное знамение, – и диавол, во мгновение ока, исчез с колесницею («Чет.-Мин.» житие св. Сим. сент. 1 д.). Преподобная Феодора и другие святые крестным знамением тоже прогоняли бесов (сент. 11 д., жит. Пелаг. окт 8, Григ. нояб. 17 д.). Но чтобы эта непобедимая, непостижимая, божественная сила честного и животворящего креста не оставляла нас грешных, для сего нужно употреблять крестное знамение не просто по обыкновению, по привычке, не с небрежением, как это часто мы делаем, и потому лишаемся силы крестной, но с полным сознанием силы и важности святого креста, со страхом и благоговением, с сердечною и твердою верою в крестные заслуги Христовы и с воспоминанием страстей Христовых. «Должно изображать крест не просто, одними перстами», говорит св. Златоуст (на Матф. беседа LIV), «но прежде начертать его в мысли, со всею верою... с воспоминанием всей силы креста, всего крестного дела». в) Третие оружие против демонов – молитва и пост. Христос Спаситель однажды сказал: нечистый дух не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Mapk. IX, 29 ). «Кто молится с постом, – учит св. Златоуст, – тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося и постящегося». («Толковое Евангелие» еписк. Михаила, стр. 335).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Большинство ирмосов Феодор заимствует у своих иерусалимских предшественников. Особенно ярко такая зависимость проявляется на уровне ритмики. Например: первый ирмос пятка первой седмицы («Нощи прешедшей») взят из канона Иоанна Дамаскина на предпразднство Рождества Христова, второй («В купине Моисею») – из канона Андрея Критского на неделю мироносиц, третий («Чистую и Пречистую») – из канона Иоанна Дамаскина на воскресный день. Для 34 трипеснцев Триоди постной требовалось 318 тропарей. Эта значительная цифра, а также факт системного повторения тем каждой седмицы объясняют, почему творчество студийского гимнографа и на этом участке не отличается особой оригинальностью. Некоторые тропари составлены под несомненным влиянием кондаков святого Романа об апостолах и отчасти на Пятидесятницу. Многие нарративные контексты тропарей мученикам в четверопеснцах на субботы заимствованы из Октоиха. Седальны и стихиры святого Феодора на Четыредесятницу также написаны подобно тропарям, стихирам, седальным других гминографов. Обращаясь к его канону на мясопустную неделю, на содержание которого значительное влияние оказал соответствующий кондак святого Романа Сладкопевца, нужно констатировать серьезные редакторско-хронологические изменения. В нем опущена вторая песнь, состоящая из шести тропарей (при этом Троичен и Богородичен оставлены), а в первую и девятую песни, наоборот, внесены тропари из Великого канона: «Не вниди со мною в суд» и «Ум уязвися». Аналогичные трансформации характеризуют и канон Крестопоклонной недели. Прежде всего, из него изъята вторая песнь из четырех тропарей. Усечение других тропарей, по-видимому, связано с их тематикой – Воскресением Христа, а значит, и радостным пасхальным настроением, которое не вполне соответствовало времени поста. Канон сырной субботы также подвергся некоторым изменениям. Справедливости ради надо сказать: подобно тому, как трипеснцы святого Андрея Критского на Страстную седмицу не остановили Иоанна Дамаскина и Косму Маиумского от составления новых трипеснцев на эти дни, так и гимнография IX века стала для святого Феодора творческим поводом к созданию нового комплекта аналогичных песнопений. Однако они едва ли могли полностью удовлетворить актуальные литургические потребности – как с точки зрения качества, так и с точки зрения количества, которое было явно недостаточным. Например, святым Феодором составлено на каждый день лишь по одному седальному, не оставил он ни одного песнопения для будничных дней сырной седмицы. Все это должно было вызывать подражания и, конечно, дополнения к его гимнографии.

http://pravoslavie.ru/34101.html

В плане человеческого впечатления могу сказать, что как Первоиерарх Зарубежной Церкви он был совершенно чужд какой-либо помпе. На богослужении всё было по уставу, но не было ощущения нарочитой парадности, торжественности. Владыка был прост и естественен во всём. Что же касается того вклада, который он внёс во взаимоотношения разделившейся по разным обстоятельствам Русской Церкви, то он, конечно же, вошёл в историю как объединитель. И, наверно – об этом уже многие говорят – его кончина на Торжество Православия неслучайна. Преодоление раскола, разделения, которое так трудно врачуется в церковной истории, совершилось, и я полагаю, в этом есть огромная его заслуга. Православные москвичи могли тоже узнать его, когда он бывал здесь, служил вместе со Святейшим Патриархом в Храме Христа Спасителя; это видели все, была трансляция, когда подписывался Акт об объединении. Но ещё были и впечатления клириков, когда митрополит прибыл в район бывшего Бутовского полигона на закладку Храма Новомучеников и исповедников Российских. Священники, которые в тот день совершали своё служение, видели то огромное впечатление, которое произвело на него служение десятков священнослужителей, собравшихся почтить память мучеников. Для Владыки это явно было очень важным, знаковым событием, в котором он также принимал участие. Теперь он упокоится в усыпальнице Свято-Троицкого Собора в Джорданвилле, где по-монашески избрал себе место, а мы будем молиться о упокоении его души. Вечная ему память. Андрей Борисович Зубов, профессор МГИМО Владыка Лавр, первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей, отошёл ко Господу 16 марта 2008 г. в первый воскресный день Великого Поста, наименованный днём Торжества Православия. Торжеством Православия стал и жизненный путь этого замечательного русского архиерея, свершившего великое для нашего народа дело – соединение двух частей Русской Церкви. Русская Церковь раскололась в 1920-е годы происками безбожной коммунистической власти, утвердившейся на пространствах России.

http://pravoslavie.ru/36545.html

В этом, 2006 году, в первую седмицу Великого поста я попал в больницу с тяжелыми сердечными приступами. Приобретенная в архиерействе ишемическая болезнь сердца перешла в стадию нестабильной стенокардии ( " грудной жабы " ). Эта болезнь каждый день освежает " память смертную " . На больничной койке я составил записку " И снова о сергианстве " , а потом и ответ совопросникам по поводу записки. Я благодарен тем людям, которые нашли в ней не осуждение других, а мою сердечную боль и мое взывание ко Господу, да откроет Он мне волю Свою. Во время предсоборных споров и переживаний мой старший брат протоиерей Михаил сказал волнующимся собратьям: " Будет воля Божия, и ей мы не сможем противиться " . Но как узнать ее - волю Божию, а не человеческую?! С этими мыслями я и ехал на собор. Как хорошо, что собор начинался с литургии и молебна! Меня совсем не коснулись споры среди отдельных представителей духовенства " законно " ли с нами служит сербский митрополит. Я был искренне рад этому сослужению. Мне лично нужна была молитвенная поддержка иерарха многострадальной, как и наша, Церкви-исповедницы. На первом же заседании Собора, я осматривал знакомые, милые моему сердцу и уважаемые лица представителей всей Зарубежной Церкви и думал про себя: " О, если бы Господь, каким-то Ему известным образом, сказал откровенно свою волю кому-нибудь из собравшихся! " Как хорошо, что и каждый день собора начинался литургией, общей молитвой всех соборян. Литургия, заседания на соборе, общая молитва и уединения на ночь - все превратилось в непрерывное молитвенное переживание внутри, в душе и обращение к Богу со своими вопрошениями. Тут-то приходили на ум и переживались в душе ясные библейские образы. " Яко овча на заколение ведеся " - эти слова пророка Исаии (53: 7) были у меня на уме в то первое воскресенье Собора, они успокаивали меня, казалось, и сторонники немедленного объединения думают то же о приходах в России. Вот они передают нас в новые, неизвестные условия, которые нам страшны, но они не презирают нас, они молятся за нас. Это было продиктовано и самосожалением, и видимой неизбежностью грядущего события. С утра в понедельник в начале литургии я стоял в храме, размышляя о словах пророка Исаии. Снова и снова на уме: " Яко овча на заколение ведеся и яко ангнец прямо стригущему Его безгласен, тако не отверзает уст своих... " Про себя решаю: видно и мне надо молчать, однако - будет ли это молчание лучшим образом поведения на соборе? Вспоминается первый последователь по голгофскому пути Христа святой первомученик Стефан. Он не молчал, но с любовью и скорбью говорил свою последнюю речь перед побиением камнями. Тут я прихожу к решению - надо говорить на Соборе. Еще немного сомневался; правилен ли мой вывод?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Держалась она [игумения] величаво-спокойно, говорила чуть-чуть нараспев, с низкими контральтовыми нотами. Ближайший угол и стена были заняты образами. У большого распятия горела лампада и стоял аналой. Здоровье игумении оказалось в очень плохом состоянии. Я сказал ей, не скрывая, о ее положении и предложил на ближайшее лето выехать в другое место и попытаться подлечиться там. Обстановка с монастырем была сложна и внешне, и внутренне. В монастыре было до трехсот человек сестер, в том числе шестьдесят беспомощных старух. Всех их нужно было прокормить, отопить, одеть, обуть. Поплакала игумения, погоревала, и все это сдержанно, с ясным сознанием огромной ответственности за триста душ, и отпустила меня, не дав ответа. Однако в дальнейшем ухудшение здоровья заставило ее смириться. Я взял на себя ответственность поднять ее на ноги. Это была трудная задача, но Бог помог мне, и моя больная к концу лета настолько поправилась и окрепла, что могла вернуться к себе и приняться за свои дела». В 1928 году власти закрыли обитель, и игумения Афанасия переехала в село Алабино Наро-Фоминского района, где поселилась вместе со старой монахиней Антонией, которая была с ней с первых дней ее монастырского жития, и послушницей Евдокией Бучиневой. Врач Михаил Мелентьев пишет в своих воспоминаниях об этом времени: «Игумения Афанасия правила всю дневную службу и являлась умственным центром этой маленькой общины. Она же, вместе с матерью Антонией, стегала одеяла. Дуня выполняла более тяжелую работу и служила для сношения с внешним миром. На первую и последнюю недели Великого поста двери их жилища закрывались для всех. Это были дни молитвенного труда и молчания. Но зато и праздник Воскресения был праздником истинно Воскресшего Христа. К ним ходили за помощью, за советом, за утешением, но ходили в сумерки, вечерком, ночью, чтобы меньше видели, меньше сказали. Они же ни к кому не ходили, потому что боялись с собою принести и подозрения, и кару на ту семью, где бы они побывали. В первый день Троицы 1931 года я пришел к игумении Афанасии, зная, что у нее праздник, что она по-праздничному бездеятельна и что она будет рада мне. Нашел я ее в десяти шагах от ее дома в небольшом перелеске. Она только что пережила очередное воспаление легких, была слаба, и все ее радовало в ее возвращении к жизни. Стоял чудесный день, жужжали пчелы, пахло лесом. Божий мир стоял во всей своей красе. А через час, когда я ушел, пришла грузовая машина, привезла оперативных работников НКВД, те перевернули жилище, обыскали его, ничего не нашли, конечно, и забрали игумению Афанасию с собой в районный центр, Наро-Фоминск».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из слова после утрени с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в домовом храме Санкт-Петербургской духовной академии 15 апреля 2016 года, в канун субботы 5-й седмицы Великого поста – праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста) скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Игорь 19 апреля 2016, 11:37 Божией милости нашему Патриарху! АлександрГ. 19 апреля 2016, 01:30 Идет Пост. В очередной раз перечитываю Евангелие от Матфея. Сегодня, читая остановился на моменте, когда Господь призвал за собой мытаря Матфея. Кто такой мытарь? Сборщик налогов. Или, говоря современным языком, человек при должности, при положении, материально обеспеченный, со стабильным доходом, позволяющим с оптимизмом смотреть в завтрашний день, не задумываясь при этом о величине пенсионных отчислений. И что не маловажно абсолютно, не зависящий от произвола местных властей, ибо подчинялся он напрямую " федеральному " центру. В общем, человек встроен в то, что ныне принято называть " вертикаль власти " . Словом, не жизнь, а мечта. И вот, проходя мимо него, Господь произносит три слова: " Следуй за мною " . Всего, три слова. И происходит чудо. Матфей поднимается, бросая все, что успел насобирать и уходит за Господом. Уходит, чтобы терпеть голод и холод, чтобы быть гонимым и поругаемым за Веру до самой смерти, получив за это в награду вечность. Ольга Такушевич 18 апреля 2016, 23:27 Очень поддерживаю слова Патриарха Кирилла о необходимости молиться о заключенных. Может, кого-то укрепит в молитве и вере пример из нашей семьи. - мой двоюродный брат был осужден на 13 лет... уходил не знаю каким, мы не общались много лет, но его близкие жаловались, что жесток. и вот я, придя к вере, стала за него молиться. он об этом не знал. Как работает Бог! - он мне позвонил в день рождения,сказал, что ходит в храм, молится, зла ни на кого не держит, и мы стали созваниваться...В январе его отпустили, раньше срока на 2 года примерно, он сразу по приезде позвонил мне, первый вопрос - когда начинается Пост?и сразу нашлась работа, и жизнь в семье радостная. его сестра говорит, что вернулся совсем другой человек, небо и земля, а то ведь она опасалась встретиться.но тоже молилась за него. Слава Богу, что жена и дочка дождались, что в местах лишения свободы есть храмы и служители Христовы. Спаси Христос всех предстоятелей!

http://pravoslavie.ru/92579.html

Именно после двухвекового пребывания на Афоне Влахернская и попала в Россию. Как сообщают записи XVII века о царских выходах, 16 октября 7162 (1653) года царь Алексей Михайлович принял «образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви». Икона была привезена «торговым греком» Дмитрием сыном Евстафьевым (Остафьевым), по фамилии Костинари, прислал же этот дар Гавриил, протосингел иерусалимского патриарха («старший из сингелов» (буквально – «живущих в одной келье (с епископом)», современным же языком – личный секретарь, а часто и будущий преемник архипастыря). На следующий день в Успенском соборе Кремля состоялась торжественная служба в честь обретенной Третьим Римом новой святыни; Петропавловский придел главного храма Московского государства и стал теперь новым местопребыванием Влахернской иконы. 10 декабря 1654 года тот же протосингел Гавриил, принося благодарность царю за присланную с Руси милостыню, особою грамотою удостоверил, что «поднесенная государю через грека Дмитрия Костинари чудотворная икона Богоматери Влахернской есть та самая, которая была некогда покровительницею Константинополя». Как пишет побывавший в Москве спустя год Павел Алеппский, царь Алексей Михайлович с благоговением принял святыню и «всю обделал серебром, золотом и драгоценными камнями, взял ее с собою на войну и теперь, при возвращении, вез перед собою… Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего из нее не видно, все остальное покрыто золотом. Царь взамен ее послал тому игумену 800 динаров, кроме того, что дал человеку, который ее доставил». Былая «покровительница Константинополя» вошла в литургический обиход Третьего Рима. Ежегодно в пятую субботу Великого поста, когда читается написанный Акафист (иных акафистов, помимо главного, обращенного к Богородице, дораскольная русская церковь вовсе не знала), в Успенском соборе ставили в центре храма на аналое, «меж амвона и царских дверей», образ Влахернской и читали Акафист именно перед ним. Этот обычай свято соблюдался еще во второй половине XVIII века. Важное место отводилось этой чудотворной и в ежегодном праздновании церковного (иного до Петра опять же не знали) новолетия: согласно «Чиновнику» Успенского собора, в первый день «нового лета» (1 сентября) образ Влахернской ставился на одно из почетнейших мест, на аналое «против Владимирской Богородицы». А ведь сколько еще пребывало в Успенском соборе других, не менее чтимых святынь! Однако к началу XIX века почитание Влахернской видимо ослабло, так как в 1812 году, во время нашествия Наполеона, ее не стали вывозить из Москвы и оставили в Успенском соборе; французы украли ризу и повредили сам образ, так что потом пришлось для прочности врезать икону в новую кипарисную доску и сделать для нее новую, серебряную ризу.

http://pravoslavie.ru/1897.html

Мы знаем, что еще тогда, когда нет богослужения по Постной Триоди, есть день, который предупреждает нас о том, что скоро начнется особый период церковного года. Это последнее воскресенье перед началом пения Постной Триоди – Неделя о Закхее. Евангельское чтение о Закхее не входит в круг Постной Триоди, но всегда ему предшествует. Но это – только евангельское чтение, никаких особенных богослужебных текстов, никакой гимнографии на эту тему нет. В следующее же воскресенье после Недели о Закхее начинается богослужение по Постной Триоди. Если мы откроем эту книгу, то увидим надпись: «Триодион, сиесть Трипеснец, с Богом Святым, обдержай подобающее ему последование». А какое подобает последование, известно. Триодь содержит изменяемые части служб подготовительного периода к Великому посту, святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая служба по Постной Триоди назначается в воскресный день, называемый «неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи мытаря и фарисея». Неделю назад было чтение о Закхее, теперь – о мытаре и фарисее: но это чтение уже не остается без литургического комментария и осмысления: служба содержит гимнографические тексты, посвященные теме этого дня – это канон, стихиры, кондак, седален. Тексты Триоди сочетаются с гимнографией Октоиха. Уже начиная со стихир на Господи, воззвах включаются песнопения Постной Триоди. Сначала поется 7 стихир из Октоиха, а потом 2 стихиры из Триоди, но первая из них повторяется 2 раза; таким образом получаются три стихиры. Стихира, которая повторяется, – это самый первый текст, который находится в Постной Триоди, текст, ставший классическим: «Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяй себе смирится; смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя». Эта стихира 1-го гласа повторяется здесь два раза и еще один раз в конце службы. Сам строй богослужения направлен на то, чтобы она запечатлелась в нашем сознании. На стиховне поются стихиры из Октоиха, а на Славу – из Постной Триоди. На утрени мы встречаем совершенно особенное песнопение, которое звучит только в подготовительный период и во время Великого поста: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...». Место этого песнопения в службе необходимо понять. Вспомним, как на обычной воскресной службе читается Евангелие, затем поется Воскресение Христово видевше, затем по Уставу полагается пение 50-го псалма, которое иногда опускается. Итак, Воскресение Христово видевше, 50-й псалом. Слава, Молитвами апостолов, И ныне, Молитвами Богородицы, «Помилуй мя, Боже» и затем стихира по 50-м псалме, который является общей для всех воскресных служб: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010