Первый день Великого поста называется Чистым понедельником (27/14 февраля). Но это не церковное название - просто в России был обычай чистить дом от «духа Масленицы» и ходить в баню. В храмах все облачения меняются на темные, пение - на чтение, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста вечерами на службе читается Великий Покаянный канона св. Андрея Критского, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета предстает сквозь призму грехов, страстей, покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом. И на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков». В первую пятницу Великого поста (2 марта/18 февраля) после Литургии Преждеосвященных Даров читается канон св. великомученику Феодору Тирону, потом на середину храма выносится коливо - смесь вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет и раздает верующим. Этот обычай - память гонений на христиан императора Юлиана Отступника. Тогда император распорядился окропить идоложертвенной кровью все съестное на рынках Константинополя, чтобы люто ненавидимые им христиане просто поумирали от голода, поскольку есть такую пищу, автоматически становившуюся языческой жертвой, наверняка не стали бы. Выход подсказал Феодор Тирон: поскольку повеление императора не распространялось на домашние запасы пшеницы и меда, он повелел смешать вареную пшеницу с медом и есть во славу Божию, не предавая христианскую веру. А первое воскресение Великого поста именуется Неделей Торжества Православия (4 марта/20 февраля). Этот праздник установлен в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, особенно над последней из них - иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Примечание 1. Употребляемая ныне форма возношения при богослужениях, как на эктениях, так и в прочих случаях, Высочайших Имен Августейшей фамилии утверждена в 27 день декабря 1875 г. (ук. Св. Син. 22 янв. 1876 г. 6). Примечание 2. Когда высокоторжественные дни случатся на первой седмице великого поста, то празднование их переносится в неделю православия, а если на страстной или на первый день Пасхи, то праздновать в светлый понедельник (см. уст. о праздн. св. велик. Георгию); празднование дня восшествия на престол Его Императорского Величества, если случится в неделю православия, то молебствие православия отправляется пред литургией, a молебствие о восшествии на престол – после литургии (ук. Св. Син. 28 янв. 1875 г. и 22 янв. 1862 г.). Если высокоторжественный день случится на сырной неделе в среду или пятницу, то накануне совершать всенощное бдение, а в самый день праздника литургию Златоустого в свое время, как в день праздника Сретения Господня (см. уст. о сем празд.). Если Высокоторжественный праздник случится на 2, 3, 4, 5 и 6 неделе великого поста – то всенощную и литургию Златоустого совершать но Марковым и Благовещенским главам; но если этот праздник случится в воскресный день 2, 3, 4 и 5 недели вел. поста – то литургия должна быть Василия Великого . По полученным телеграммам о событиях в царствующем Доме, не ожидая указа в епархиальных и уездных городах одновременно, когда подлежащие начальства обратятся с письменными в указанном порядке требованиями, совершать торжественное богослужение во всех церквах города одновременно. Требования эти должны быть с приложением копий с телеграмм надлежаще засвидетельствованных. Многолетие в сих случаях возглашать применительно к событию объявленному в телеграмме. По получении же указа о том событии уже в тех церквах, в которых богослужение совершено вследствие полученной телеграммы – не совершать в другой раз (ук. Св. Син. 23 февр. 1867 г. 10). 3 . В память чудесного спасения жизни Их Императорских Величеств и Августейшего их Семейства 17 октября 1888 г. в день сей ежегодно во всех церквах совершать торжественное служение Божественной литургии а после оной молебствие с коленопреклонением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи? Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи . Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста , а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе. Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы. О семидневном праздновании Пасхи Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника. Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей. Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается. В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

http://pravmir.ru/kak-vstretit-svyatuyu-...

Есть, однако, основания полагать, что чествование воскресного дня апостолами началось задолго до указанного времени. Итак, в первую Пятидесятницу после Вознесения Господня апостолы и верующие не идут ни в храм на торжественное утреннее жертвоприношение, ни в синагогу, а устраивают свое молитвенное собрание в частном доме ( Деян.2:46 ). Пятидесятница же в тот год приходилась на первый день недели. При этом нужно подчеркнуть еще раз: вначале новый христианский праздник едва ли совсем вытеснил из богослужебной практики верующих субботу. Воскресным днем, по-видимому, и исчерпывался круг праздников апостольской Церкви I века. Без сомнения к рассматриваемому периоду относится первоначальное формирование Великого Поста. И именно в его форме при апостолах праздновалась Пасха – в воспоминание смерти Христовой. При этом положение Поста было неустойчивым: одни оставляли его в самый день еврейской Пасхи, а другие – в следующее за ней воскресенье 1 . II век можно охарактеризовать как неуклонный переход от апостольской свободы и первообразования к твердым литургическим нормам. Прежде всего воскресный день совершенно вытесняет субботу. На это непротиворечиво указывают Варнава, Плиний, Иустин 2 . Причем такая замена оправдывается через Писание Ветхого Завета и воскресному дню усвояется, кроме воспоминания о Воскресении Христовом, аналогичное с субботой знаменование. Безусловным для II столетия является совершенно особое – самостоятельное – почитание годового дня смерти и Воскресения Христова, то есть праздник Пасхи. Обязательного упоминания требует следующее обстоятельство: если ранее Пасха осмыслялась как Пост в честь смерти Спасителя, умершего именно в день еврейской Пасхи, то теперь возникла настоятельная необходимость в соединении с ней и радостного воспоминания о Воскресении Христовом. Это, разумеется, с одной стороны, не сообразуется с пощением, а с другой – соответствует исключительно воскресенью, а не какому-либо одному дню недели. Неслучайно, что ко II столетию относится свидетельство (самое достоверное – у св. Иринея) о совершенно обособленном времени Пасхального Поста, который «продолжался где день, где два, где еще дольше; где обнимал промежуток времени в 40 часов» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А почему в этот день? Потому, что воскресенье перед Масленицей называется Неделей о Страшном Суде. Когда, как не перед днем, в который вспоминается Страшный Суд, уместнее всего помолиться о наших покойных? ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: 2я, 3я и 4я субботы Великого Поста В эти дни совершается торжественное поминание усопших. Оно установлено Церковью, чтобы не лишить усопших молитвенного предстательства во дни Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединенные с совершением полной Литургии, которая в Великий пост положена только по субботним и воскресным дням. ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Радоница Радоница, то есть день радости для усопших, приходится на вторник Фоминой седмицы. Отметим, что это уже не суббота, а вторник. Почему? Потому, что в день Пасхи и во всю Пасхальную седмицу поминать усопших в храме не разрешается. И вот в первый раз их можно поминать на второй неделе после Пасхи, на Фоминой седмице (посвященной Апостолу Фоме). Вторник этой седмицы и предназначен для торжественного поминания наших усопших. ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Троицкая Родительская суббота Оно совершается в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы). Установление этой памяти уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет память Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы. В России приняты и еще два дня нарочитого поминания усопших: ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Димитриевская родительская суббота Поминовение усопших перед 26 октября (по старому стилю), днем св. великомученика Димитрия Солунского, установлено в 1380 году великим князем Димитрием Донским для поминовения воинов, павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 8 сентября 1380 г. Однако со временем эта суббота сделалась на Руси днем особого церковного поминовения всех усопших в вере. Совершается эта родительская суббота, в соответствии с новым стилем, в первой половине октября.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakom...

Помните, други мои, слово Христово «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф. 6:14–15 ). Аминь. 2. Подвиг поста Поучение в 1-й день первой седмицы Великого поста «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». Очистив себя взаимным всепрощением, мы теперь должны приступить к подвигам поста по правилам Церкви. Вот первее всего эти правила: в понедельник и вторник на первой неделе совсем не принимать пищи тем, кто здоров и может вынести такой пост. В среду после литургии преждеосвященных даров должна быть трапеза и состоять из хлеба и вареных овощей. Те же, которые не могут пробыть без пищи двух дней, и также старые, должны воздерживаться от пищи и питья, по крайней мере, первый день, а во вторник могут подкрепить себя, после вечерни, хлебом. В четверг опять не должно быть трапезы. В пяток по литургии такая же трапеза, как и в среду, с прибавлением колива – разваренной пшеницы с медом. В следующие недели, кроме суббот и воскресных дней, принимать пищу ежедневно, но не чаще как один раз в день, и то не ранее вечера, и без масла. Вино и масло разрешаются только в субботы, воскресные и праздничные дни. Рыба воспрещается во весь пост. Больным дозволяется ослаблять пост. Так жене-родильнице разрешает церковь масло и вино даже в страстную неделю, в которую до великого четвертка – даже и трапезы не поставляется, а в пятницу и субботу ниже хлеба с водой полагается, до отхода субботней литургии. – Мы не входим, братия, в рассуждение о времени происхождения великопостного устава в показанных подробностях, но то несомненно, что вообще строгое воздержание во дни великой четыредесятницы узаконено еще во времена апостольские. Одно из апостольских правил гласит, «аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, не постится во св. четыредесятницу, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Такова воля Церкви о нашем пощении.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

27 февраля. Первый день поста. [В древней Церкви желающих принять Святое Крещение обычно крестили на Пасху. Чтобы подготовиться к этому событию, крещаемые должны были поститься. Вместе с ними постилась и вся христианская община. Впоследствии из этого обычая возник общецерковный пост перед Пасхой, который сегодня мы называем Великим постом. Он состоит из двух частей. Первые сорок дней поста установлены в память о том, как Сам Господь, удалившись в пустыню, постился перед выходом на проповедь Евангелия. За ними следует Страстная седмица, богослужения которой подробно рассказывают о последних днях перед Распятием Спасителя, Его страданиях и смерти. Эти семь недель Великого Поста — путь православных христиан к Пасхе, которая в 2023 году празднуется 16 апреля.]. Фото Сергея Алексеева. - С.5. 6 февраля. День памяти блаженной Ксении Петербургской. [Однажды она пришла к своей знакомой бездетной женщине Параскеве Антоновой и сказала: «Что ты тут сидишь? Беги быстрее на Смоленское кладбище. Там тебе Бог сына подарил». Параскева удивилась, но все же пошла на кладбище. Там она увидела лежавшую на земле беременную женщину, сбитую повозкой. На глазах у окруживших ее людей пострадавшая родила мальчика и умерла. Параскева усыновила этого малыша, воспитала его и всю жизнь благодарила Бога и блаженную Ксению за этот дар. Другой девушке Ксения также велела идти на кладбище, сказав: «Там твой супруг сейчас хоронит свою жену». На кладбище у свежей могилы девушка обнаружила мужчину без сознания — вдовца, только что похоронившего супругу. Она привела мужчину в чувство и помогла добраться домой. Впоследствии девушка вышла за него замуж и прожила с ним счастливую жизнь]. Ил.: Святая блаженная Ксения. Александр Простев . 2012. - С.5; 1 февраля. День интронизации Патриарха Кирилла. [ Патриарх Кирилл :«Вдень избрания на Московский Патриарший престол, когда под сводами сего величественного храма через деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви свершилась воля Божия и мне, недостойному, надлежало принять ниспосланный жребий, я с духовным трепетом особенно ясно осознал и почувствовал, что в центре Патриаршего служения — крест, не что другое, а именно крест. Ныне, стоя на том же священном месте, могу свидетельствовать перед Богом и вами, что поистине велика тяжесть этого креста, и если бы не помощь свыше и не молитвы всей Церкви, то вряд ли хватило бы человеческих сил понести его. Все эти годы я неизменно чувствовал молитвы епископата, духовенства, монашествующих, мирян, чувствовал и понимал, что именно эти молитвы и поддерживают мои немощные силы, помогая совершать служение с полным сознанием ответственности пред Богом и людьми за все то, что происходит в жизни Церкви, в духовно-нравственной жизни наших современников». Из Слова в десятую годовщину интронизации, после литургии в Храме Христа Спасителя, 1 февраля 2019 года ]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. - С.6-7.

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-238-...

Различий несколько: открываются царские врата, меняются облачения священников и убранство храма на черный и звучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…», выражающий, по слову протоиерея Александра Шмемана, главное настроение первых дней Поста — светлую печаль: «таинственную смесь отчаянья и надежды, тьмы и света» для человека, слабого отрока, безвольного раба, стремящегося в Царство Божие, но ощущающего себя изгнанным из него. Светлая печаль — потому, что одновременно с осознанием греховности возникает и покаяние как путь к возрождению, обновлению души. Не случайно в одном из песнопений Триоди постной пост сравнивается с весной — «возсия весна постная». Только в начале весны бывает такой холодный свет, такой прозрачный воздух, и мне кажется, он очень соответствует духовному переживанию начала Поста — чистоте, трезвенности, что передается всем богослужебным строем Поста — тихие строгие распевы, темные облачения, мерные поклоны. Весна — это обновление жизни, обновление духа, но «весна душам» начинается прикровенно в самой глубине, как и в природе ранняя весна, которая наступает в это время: зримых изменений вроде нет, но уже день стал длиннее, и тьма отступает. Вечерня Прощеного воскресенья открывает время, когда каждый может почувствовать себя немного монахом: начинаются длинные службы, земные поклоны, постная пища, чтение святоотеческих поучений. И сам чин прощения, который миряне совершают на богослужении раз в год, в монастырях принято совершать ежедневно на повечерии. Начать новый день нужно с чистой совестью. Так же и начать Великий пост — очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на себе, своих отношениях с Богом, по слову Христа: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» (Лк. 12: 58). После вечерни настоятель храма обращается к народу со словом, в конце которого первый просит прощения.

http://pravmir.ru/proshhenoe-voskresene-...

Суббота, день Творения мира, день «мира сего», стала — во Христе — днем ожидания, предшествующим Дню Господню. Претворение субботы произошло в ту Великую и Святую Субботу, когда Господь «исполнив все дела Свои» почил (уснул) во гробе. На следующий день, «первый день после Субботы», Жизнь воссияла из животворящего гроба, мироносицам было сказано: «Радуйтесь!», ученики «от радости еще не верили и дивились» (Лука 24,41), и начался первый день Нового Творения. В этом новом дне Церковь участвует и вступает в него в воскресенье. Но она все еще живет и странствует в «мире сем», который в своей мистической глубине стал субботой, потому что, как говорит св. Апостол Павел: «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3,34). Все это объясняет единственное в своем роде место субботы — 7-го дня — в богослужебном предании: ее двойной смысл, как праздника и как дня смерти . Это праздник , потому что в «мире сем», в его времени, Христос победил смерть и открыл вход в Свое Царство, потому что Его Воплощение, Смерть и Воскресение являются завершением Творения, которому Бог радовался вначале. Но это и день Смерти , потому что в Смерти Христовой мир умер, и его спасение, завершение, преображение уже за пределами Смерти в «будущем веке». Богослужебное значение всех суббот годового круга связано с двумя всерешающими субботами: Воскрешение Лазаря, которое произошло в этом мире и было возвещением и «уверением» общего воскресения; и Великая и Святая Суббота Пасхи, когда смерть сама была побеждена и стала переходом в новую жизнь Нового Творения. В течение Великого Поста — это значение суббот выявляется особенно ярко, т. к. цель Поста — именно восстановить христианское значение времени как приготовления и странничества: «… прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих надушу» (1 Петра. 2,11). Эти субботы связывают великопостный подвиг с будущим исполнением и, таким образом, придают посту его особый, духовный ритм. С одной стороны, великопостная суббота есть «евхаристический» день, отмеченный совершением Божественной Литургии Иоанна Златоуста, — а Евхаристия всегда означает праздник . Однако, особый характер этого праздника состоит в отнесенности к Великому Посту, как странствию, терпению и подвигу. Это как бы «передышка», цель которой — заставить нас задуматься над конечной целью этого паломничества. На это особенно ясно указывает порядок чтений из посланий апостольских, выбранных для великопостных суббот из Послания к Евреям, центральная тема которого есть путь спасения, странствования, обещания, веры в грядущее.

http://pravmir.ru/velikopostnye-subboty/

По прочтении Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом. Вечером 1 марта, в Прощеное воскресенье, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великую вечерню и чин прощения. После пения великого прокимна и закрытия царских врат Предстоятель Русской Православной Церкви и духовенство переоблачились в черные великопостные облачения и сотворили обряды прощения. Прочитав молитвы на начало Святыя Четыредесятницы, Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с напутствием на Великий пост. 2 марта, в первый день Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Данилов монастырь. Предстоятель молился в алтаре Троицкого собора обители за уставными богослужениями чистого понедельника — утреней, часами, последованием изобразительных и вечерней. В соборе также была совершена заупокойная лития об упокоении души приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также почивших насельников Данилова монастыря. После чтения молитвы на начало Великого поста Святейший Патриарх Кирилл обратился к богомольцам с проповедью. Затем на площади у колокольни с внешней стороны монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию подъема 12-тонного «Большого» колокола, крупнейшего в ансамбле 18 исторических колоколов обители, возвращенных прошлой осенью из Гарвардского университета (США). Патриарх Кирилл окропил святой водой колокол, имеющий почти трехметровый диаметр. Затем «Большой» колокол был поднят на колокольню, где уже находится основная часть комплекта, доставленного из Гарвардского университета. Проект укрепления колокольни и установки недавно возвращенной российской реликвии реализует Правительство Москвы. Планируется, что 17 марта, в праздник св. благоверного князя Даниила Московского, можно будет услышать звон уже установленного ансамбля. В понедельник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010