Епархиальные и викарные архиереи Каждую епархию возглавляет архиерей, назначенный патриархом и Священным Синодом (в автономных Церквах архиереи назначаются своим собственным Синодом). Согласно Уставу Русской Православной Церкви, епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной Церкви, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян. Полный титул епархиального архиерея, как правило, включает наименование кафедрального города. В большинстве случаев титул включает также название еще одного города епархии (например, Владимирский и Суздальский, Липецкий и Елецкий). В тех случаях, когда юрисдикция архиерея простирается на целое государство, титул включает наименования города и страны (например, Виленский и Литовский, Венский и Австрийский), а если юрисдикция архиерея простирается на целый регион или континент, то названия города и региона (Ташкентский и Среднеазиатский) либо страны и континента (Аргентинский и Южноамериканский). В некоторых странах, где епархии Русской Православной Церкви находятся на канонической территории инославных Церквей, титул епархиального архиерея носит символический характер (например «Корсунский» во Франции, «Сурожский» в Великобритании). Архиереи пользуются всей полнотой иерархической власти в делах вероучения, священнодействия и пастырства. Епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает всех сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги. Епархиальный архиерей имеет право принимать в клир своей епархии духовенство из других епархий при наличии отпускных грамот, а также отпускать священнослужителей в иные епархии, предоставляя по запросу архиереев их личные дела и отпускные грамоты. Без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь. В случае кончины епархиального архиерея, его ухода на покой, перевода на другое место служения или отстранения от управления епархией его епархия становится вдовствующей. Управление вдовствующей епархией осуществляет архиерей, назначаемый патриархом Московским и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Епископ Петр, вызываемый телеграммами, трижды не являлся на заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. И 20 октября Синод РПЦ запретил епископа Петра (Пэдурару) и протоиерея Петра Бубуруза в священнослужении, а 22 декабря окончательно подтвердил свое решение. Несмотря на это, новоявленные раскольники продолжали совершать службы и 19 декабря 1992 года, не имея отпускных грамот от Московской Патриархии, были приняты в юрисдикцию Румынской Православной Церкви. Петр (Пэдурару), запрещенный в служении, был введен в сан «архиепископа Кишиневского, митрополита всей Бессарабии». Этот факт сам по себе является грубейшим нарушением всех канонов со стороны Румынского Патриархата: на определенной территории может быть только один православный епископ. Между тем, тон румынских политиков становился все более агрессивным. Президент Румынии Ион Илиеску публично назвал Молдову «искусственным образованием, созданным коммунистами и нацистами». (При этом он не уточнил – какими именно «нацистами».) Руководство Молдовы во главе с президентом Мирчей Снегуром, наученное горьким опытом приднестровской войны и оказавшееся у разбитого корыта с фактически разделенной страной, спешно дистанцировалось от унионистских идей и политиков. Это нашло свое выражение и в отношении к Церкви: 17 сентября 1993 года Государственная служба по религиозным культам при правительстве Молдовы признала единственным носителем православного культа на территории страны Молдавскую Православную Церковь, находящуюся в юрисдикции Московского Патриархата. Далее в разных местах Молдовы начались столкновения за приходы: в городах Фалешты и Калараш, в селах Гырбово (Окницкий район), Канья (Кантемирский район), Кугоая (Кагульский район), в Сурученском монастыре (Страшенский район). Параллельно представители «Бессарабской митрополии», Румынского Патриархата и депутаты-унионисты из обеих стран принялись атаковать с помощью исков и жалоб различные европейские и американские структуры. В 1995 году, разобравшись в ситуации, эксперт ПАСЕ лорд Финсберг в своем докладе на Парламентской ассамблее Совета Европы отметил: «Маленькой группе эклектиков нужно объединение с Румынией. Эта группа использует название “Бессарабия”, что является провокацией. Более того, эти эклектики выступают за государство Румыния, а не Молдова, за Румынского Патриарха. Их финансируют из Румынии, их поддерживает прорумынский Народный фронт». Тем не менее, Совет Европы полностью встал на сторону «Бессарабской митрополии» и потребовал у руководства Молдовы ее регистрации.

http://pravoslavie.ru/5182.html

Есть основания полагать, что и прощальные грамоты не были распространены у нас в древности: по нужде исповедовались у постороннего духовника без всяких удостоверений и отпускных. В деяниях Московского собора 1666–67 г. есть статья «о детех духовных, отходящих от отцев своих духовных без отпуста», которая гласит: «От отцев духовных без отпускных и без воли их детем духовным ко иным отцем духовным не отходити. А священником без отпускных прежних отцев духовных в духовность к себе не приимати, разве великие нужды, и дальнего расстояния, и путнаго шествия, и часа ради смертного. А возвратяся с путного шествия, или от болезни изцелев, паки да возвратятся к старому отцу духовному. А егда пря прилучится о том, решите архиерею, или кому укажет архиерей» 239 . Следовательно, при дальнем путешествии и смертном часе можно исповедоваться и без отпускных грамот – новая уступка, ослабление дисциплины. Прощальный список, читаемый во многих рукописях XVIb., в следующем столетии не признается обязательным 240 ). Но что же разуметь под «отпускными памятями», о которых говорит собор 1666–67 г.? Вероятно, он разумеет грамоты, дозволяющие духовному сыну не только временное хождение к постороннему духовнику, но и переход навсегда от одного духовника к другому в отношении исповеди. Сейчас мы будем приводить содержание Послания духовника оставившему его сыну духовному. Последний просил «отпущения к иному отцу духовному», но духовник не соглашался на «прехождение» его, т.е. на полное оставление себя им, и разрешил своему неверному сыну только исповедь у иного священника. Вот в подобных случаях и должна была даваться, по мысли собора, отпускная или перехожая грамота, ограждавшая до некоторой степени духовническую несменяемость. Но, по-видимому, и отпускные грамоты не были распространены. Посошков проектировал завести при церквах покаяльную книгу или исповедальные книги. Проект этот излагает он в двух трудах: в Завещании Отеческом пишет, что в покаяльной книге священник должен, между прочим, обозначать, в какой раз пришел к нему на исповедь тот или иной христианин, «и буде впервые, то надлежит записать – после коея церкви пресвитера; и буде он еще жив, то спросить, чего ради от него прочь пошел, и з благословения ли пошёл? А буде же по случаю исповедовал, то и случай надлежит записать, за скорбью ли, или за отлучкою исповедовался у него?» 241 Таким образом, Посошков как будто не знает никаких отпускных памятей и никаких прощальных списков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Ещё меньше имеется оснований для сравнения украинского раскола с преодолённым в 2007 году разделением между Русской Зарубежной Церковью и Церковью в Отечестве. Иерархи Зарубежной Церкви за весь период её независимого положения никогда не подвергались извержению из сана со стороны Русской Православной Церкви. Апостольское преемство епископов РПЦЗ никем и никогда не ставилось под сомнение, вследствие чего иерархи и клирики РПЦЗ, менявшие юрисдикцию, принимались в сущем сане. Русская Зарубежная Церковь имела при этом ограниченное или полное евхаристическое общение с Иерусалимским Патриархатом и Сербской Православной Церковью. Имели место сослужения иерархов РПЦЗ и с представителями Константинопольского Патриархата (известно, например, о фактах сослужения архиепископа Антония (Бартошевича) с митрополитом Калабрийским Эмилианом (Тимиадисом)). По контрасту с действиями Константинополя, подготовка к восстановлению канонического общения между Московским Патриархатом и РПЦЗ заняла несколько лет, поскольку очевидной была необходимость подвергнуть тщательному каноническому исследованию все условия восстановления единства. В частности, в отношении всех клириков Русской Зарубежной Церкви, ранее принятых в неё без отпускных грамот из других Поместных Православных Церквей, были запрошены канонические разрешения от их прежнего священноначалия. Скоропалительность решений, принятых в Константинополе в отношении украинских раскольников, свидетельствует о присутствии нецерковного фактора в его действиях. 11. Следует отдельно остановиться на именовании одного из лидеров украинского раскола Макария Малетича «бывшим митрополитом Львовским». Патриарх Варфоломей пишет о «попечении нашей Мерности в отношении права апелляции, попечении, которое мы оказали и в случае Преосвященных митрополитов бывшего Киевского Филарета и бывшего Львовского Макария». Именование Филарета Денисенко «бывшим митрополитом Киевским» в данном контексте представляется справедливым, поскольку архиерейскую хиротонию он получил в канонической Церкви и вплоть до своего уклонения в раскол носил титул «митрополита Киевского и всея Украины».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

И. т. 1, 298). «Слыши, – пишет Феодосий-иерейский преподобный собор, – и внушите вещания словес моих, яже изрекоша к вам уста моя… Истиннаго пастыря дело есть, еже положити душу свою о людех… Итако подобает пастырем всяко тщание и попечение и подвиг имети о стаде овец Христовых». Послание Феодосия замечательно по энергии выражений и сил доказательств высокого назначения пастырей словесных овец христовых. Те места послания, к которых Феодосий убеждает духовенство быть на высоте своего призвания, по мысли и выражениям очень сходны с некоторыми местами Стоглава 50 . Далее, мысли Феодосия о том, что «преслушания ради божественных писаний человеком вся злая бывают нашествия», и что «Божественным правилам не с храняемым различная преступления бывают, и о того гнев Божий на нас, и многи казни и последний суд». Эти мысли совершенно те же, какие выражены в одной из речей царя Иоанна к Стоглавому собору 51 . По сходству указанного места послания Феодосия с речью царя нельзя, однако, заключать о влиянии Феодосия на составление этой речи, ибо никаких данных для такого заключения нет. Но важно в этом случае то, что точка зрения относительно предмета послания и речи и у царя и у Феодосия одна и та же. Наконец, самые обличения духовенства в лености и небрежении касательно церковного нения и святых икон, в злоупотреблениях относительно венчания браков, выдачи венечных замен и взимании венечных пошлин, выдачи ставленых, отпускных и благословенных грамот, в уклонении священников от святительского суда и вражде их к архиепископским десятильникам – все эти обличения имеют самое близкое отношение к весьма многим постановлениям Стоглава. Известно еще послание Феодосии к царю Иоанну Васильевичу, писанное вероятно вскоре после 1543 года, о вредном влиянии корчем на народную нравственность. 52 Стоглав также во многих своих постановлениях вооружается против пьянства. Кроме двух указанных посланий Феодосия, ему же принадлежать еще многие другие грамоты и послания, духовное завещание, а также продолжение царских вопросов, предложенных царем Стоглавому собору, но не внесенных в Стоглав; о них будет речь в своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К этим правам первенствующих епископов, перечисленным в упомянутом синодальном уставе, относятся и те, которые принадлежат им по общему праву: 9) главное участие в поставлении епархиальных епископов 1241 ; 10) попечение об освободившихся епископских кафедрах 1242 ; 11) посещение подведомственных им епархий 1243 ; 12) выдача отпускных грамот епархиальным епископам, временно оставляющим свои епархии 1244 ; 13) собирать сведения о всех важнейших действиях епархиальных епископов в их епархиях 1245 и 14) право на то, чтобы подчиненные им епархиальные епископы поминали их имя при богослужении 1246 . Из этих прав власти первенствующих епископов в своих областях вытекает и первенство чести, которое должно за ними признаваться всеми и которое гарантировано государственными законами. Глава третья. Епархиальное устройство. I. Епархиальные епископы § 89. Исторический обзор В первые времена церкви, как мы уже упомянули, каждый город имел своего епископа; даже и в небольших селениях ( ν χραις) существовали епископы, имевшие, в зависимости от городского епископа, известную епископскую юрисдикцию. Это объясняется тогдашним положением церкви и необходимостью присутствия епископа в каждой местности для сохранения народа в верности церкви при гонениях, угнетавших ее со стороны римской государственной власти. При таком положении дела было очень трудно установить областные границы, в которых каждый епископ исполнял бы свои обязанности. Вследствие этого возникали частые недоразумения в церковном управлении; случалось, что епископ одной области рукополагал клириков из области другого епископа, а некоторые священники зависели от двух епископов; случалось также, что в одном месте было по два епископа 1247 . Только когда христианская церковь освободилась от гонений в греко-римском государстве, церковная власть могла установить точные границы области каждого епископа, другими словами, могла установить правильное епархиальное управление. Мы видели, что именно в IV веке составляло епархию, или, как тогда называли: παροικα 1248 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Казанский Владимир Ужинский, уволенный в м-рь на покой в 1848 г. и скончавшийся в 1855 г. “Ист. Росс. Иер.», 53 (с грамот.); Ратшин, 102; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 163; “Опис. монаст.», 1817 г., 96; Проценко, “М-ри в России», 52; Ключевский, “Жит. свят.», 305, 342; “Свед. о существ. лавр. и мон.», 133; “Словарь ист. о свят.», 77; “Воен. стат. обозр. Казан. губ.», 110; Лаптев, “Казан. губ.», 465; “Волга от Твери до Астрах.», изд. Общ. Самолет, 113; “Труды Казан. губ. стат. Комит.», I, 81; “Памят. кн. Казан. губ. на 1866 г.», Отд., II, 51; Рыбушкин, “Ист. гор. Казани», I, 44 (св. Герман), II; 131 (описание); “Казан. губ. вед.», 1846 г., 29; 1847 г., 4, 6–8 (Синодник Иоанна Грозного); 1854 г., 12 (грамота 1618 г.); “Ист. стат. опис. Чернигов. епар.» 98 (архиеп. Владимир Ушинский); Макарий, “Опис. Новгор. Юрьева м-ря», 108 (архиеп. Владимир Ужинский); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 248, 446 (преп. Герман); “Спис. иер. и настоят.», 291, 1; “Житие свят. Гурия и Варсонофия», 47, 187, 198; “Акты Археогр. Эксп.», I, 247 (Грам. 1556 г. архиеп. Гурия Богор. м-рю, о дозволении прихожим священ. и диаконам отправлять богослужение по ставленным и отпускным грамотам), 248 (Грам. 1556 г. об изъятии иноков от суда архиеп. наместников и о предоставлении сбора венечных денег в пользу м-ря), 322 (Ц. ж. гр. 1584 г. о дозвол. иметь на Волге мореход. судно); II, 7 (избр. Бор. Годунова 1598 г.; архим. Сергий); III, 86 (Ц. ж. гр. 1616 г. архим. Корнилию о беспошлин. вывозе из Астрах. соли), 90 (Память 1617 г. архим. Корнилию о построении острожка в сельце Мамадышахъ в защиту от Нагайцев), 330 (Настольн. гр. 1619 г. об избрании священноинока Иосифа на архиеп. Рязан. и Муром.); “Акты истор.», IV, 228 (Ц. гр. 1672 г. Солов. м-рю; роспись м-рей с беспошлин. промысл.); “Дополн. к Акт. истор.», I, 157 (Правая грам. 1609 г. по делу старца Свияжск. Богор. м-ря Авраамия Палицина с Анисьею Катуниною); V, 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., II, подписался архим. Иосиф); VI, 61 (Гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Московский собор 1666–1667 года был вынужден снова повторить запрещение священнослужителям переходить из прихода в приход без благословения архиерея, а крестцовому духовенству – служить в Москве без ставленных и отпускных грамот 131 . В течение XVII в. число крестцового духовенства стало увеличиваться вследствие присоединения к нему т. н. крестового духовенства. Бояре и другие знатные и богатые лица завели обычай иметь у себя в домах особую палату, под названием крестовой, где устраивался иконостас и совершались все церковные службы, кроме литургии. Сверх того, многие имели и домовые церкви, которые существовали издавна, ещё с первых времен христианства на Руси 132 . Для служения и требоисправления эти лица имели или постоянных священников, или же нанимали по мере надобности 133 . Этого рода духовенство и называлось крестовым. В первой четверти XVIII в. количество крестцового и крестового духовенства увеличилось настолько, что обратило на себя серьёзное внимание высшего духовного правительства. «В России, – говорит Духовный Регламент, – хотя не ставятся священники и дьяконы просто (т. е. πολτως – без назначения к определённой церкви), однако же, многие ставятся к единой церкви, свыше потребы, и многие, оставив свою церковь , к которой поставлены были, волочатся семо и овамо, что то же есть с первым; такового безчиния дабы впредь не было» 134 . По первой ревизии 1722–1726 г. крестцовых попов оказалось в одной только Москве 149 человек 135 . Их приглашали тем охотнее, что они дёшево орали и всячески угождали своим патронам (например, венчали незаконные браки, и т. п.) 136 . После переписи церковного клира, которая прикрепила священнослужителей к приходам, бродяжничество попов и дьяконов было воспрещено безусловно. В 1711 г. было запрещено епископам давать переходные грамоты кроме великой нужды. Увольнение священнослужителей в другие епархии стало зависеть от самого Синода. С каждого ставленника при посвящении бралось письменное обещание не уходить из своего прихода в другой приход.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

н) кто будет оказывать бесчиние и непослушание, тому быть в великом запрещении и отлучении, а «от нас, прибавлено в постановлении Собора, от лица царя, во изгнании и в мирском наказании». Относительно принятия в монастыри желающих иночества, Собор определил (гл. 50): аа) приходящих из других монастырей, причислять к братству, «ничтоже от них истязующе» и покоить их, как и прочию братию, надзирать за их поведением, по монастырскому чину; бб) настоятелям «в том зазору себе не иметь» что такие новоприходящие в монастырь, не их постриженники, и «ропотникам не потакать»; вв) если они будут отличаться доброю жизнию и будут без зазору, то настоятели, по совету с соборными старцами, могут поручать им монастырские должности, по их достоинству; гг) всех христиан православных, приходящих в монастырь с верою и страхом Божиим, и хотящих принять на себя иноческий образ, принимать, «ничто же от них изтязующе, но токмо что сами дадут по своей силе»; определить срок для их испытания; и если желание их искренно и непременно, то постригать их в церкви, со всею братиею, и отдавать их под начало, духовным старцам, которые и должны поучать их всему иноческому житию; постриженные должны оказывать послушание старцам, «знать только церковь , келлию старчу и трапезу», и без благословения старческого по келлиям и из монастыря не ходить; дд) принимать в монастырь не только верных, но и неверных, желающих сподобиться крещения и ангельского образа, и за крещение, и за пострижение их не брать с них ничего. К сему определению Собор присовокупляет следующее церковное правило: «который игумен от чернечества воспросит злата и сребра, таковый да извержется; или кая игуменья от пострижения изтязует, а не Бога ради постризают, ниже по силе от них (от постриженннков) приемлют, таковых игуменей из монастырей изводити, и в другие монастыри под начало посылати». Это правило есть 12-е правило VII Вселенского Собора, которое впрочем Московский Собор излагает не точными словами. ее) У приходящих в монастырь священников и дьяконов и желающих там священнодействовать, осматривать ставленные и отпускные грамоты, и допускать к священнодействию, если они предъявят свои грамоты; если же у них грамот нет, то им не позволяется в монастырях священнодействовать, а настоятель, который преступит это правило, вместе с такими священниками и диаконами, подвергается наказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

На сем Соборе присутствовало только 7 Епископов (II, 383 и 384). Обратим внимание на другой упрек Никону, разсеиваемый этой грамотой: Патриарх Паисий в своей соборной грамоте Никону величал его Патриархом Московским всея Великие и Малыя России (II, 480): стало быть, и этот титул не был самочинно воспринят Никоном без одобрения со стороны Константинопольского Патриарха. Так в случае с Павлом Коломенским нет никаких доказательств неканонического отношения Никона к Архиереям, а в других известных нам случаях он сурово обличал их за их неканонические деяния. 5) Таковой случай был по поводу принятия ими Лигарида без соответствующих отпускных канонических грамот от его канонического начальства, по поводу слепого послушания царю и непослушания Патриарху, вопреки клятве, данной каждым при поставлении и по поводу принятия ими посвящения и поставления помимо живого Патриарха. 6) В случае с Архиепископом Иосифом Астраханским Никон указал и на внутренний двигатель, побудивший Архиереев не идти за Патриархом. Так он сказал ему, когда тот приехал к нему в Воскресенский монастырь в числе членов следственной комиссии в июле 1663 года: «И ты бедный туда же. А помнишь ли твое обещание? говорил, что и царя слушать не станешь? Что? Видно тебе дали что-нибудь бедному?» Когда Никон заявил посланным, что царь собирает против него подкупной Собор, Патриарху сказали, что он лжесвидетелями именует властей (Архиереев) Московского государства, а Никон сказал: «Кому книжным учением и правила говорить, а они де и грамоте не умеют». Ему сказали: «Один ли он в Московском государстве грамоте умеет?» И Патриарх сказал: «Хотя де и есть немногие, а Питирим Митрополит и того не знает, почему он человек». Об умственном уровне современных ему Архиереев вообще Никон был невысокого мнения. Так в письме к Зюзину про Псковского Епископа писал: «Писание твое дошло к нам, и мы чли и Псковского Епископа чел же, и чудить тому нечего: и стар и глуп». xxxi) Никон о каноническом и неканоническом объединении Епископов Никон обращается к Лигариду («1, 149): «Ты осмеливаешься учительным тоном писать русским Епископам: почему же вы не озаботитесь об избрании и поставлении Патриарха? Вы пренебрегаете Патриаршим Престолом? Покажи же, списатель лжесловесный, на каких канонах основано это учение, и покажи не от твоего нечестивого измышления… Ты пишешь как учитель, имеющий власть, но покажи, где в канонах написано, что Епископ, оставивший свою епархию, как ты, и перешедший в другую епархию, мог навязывать закон другим Епископам, не говоря уже о том, если его учение противно канонамъ… Мы покажем тебе, почему в действительности спустился развернутый свиток, о котором говорит пророк Захария, в V гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010