полтина же да благословенная гривна 206 . Митрополит Кирилл ясно даёт знать в своём определении, что до его времени пошлина взималась у нас в больших размерах, нежели какие назначает он; а из определения Стоглавого собора то же самое должно заключать относительно времени, ему предшествовавшего. Замечательно, что в наших узаконениях не назначается никакой пошлины за поставление в дьяки, тогда как в Греции она полагалась. Очевидно, что семь гривен митрополита Кирилла должны быть принимаемы за соответствующее семи золотым монетам, которые в Греции положено было взимать за поставление в священники; а поскольку там эти семь монет разделялись так, что одна взималась за поставление в дьяки и по три за посвящение в диаконы и в священники, т. е. четыре за поставление из мирян в диаконы и три из диаконов в священники: то ясно, что узаконение митрополита Кирилла должно быть понимаемо как предписывающее взимать: за поставление из дьяков в диаконы четыре гривны и за поставление из диаконов в священники три гривны. Благословенная гривна, которую присоединяет Стоглавый собор к священническому рублю и диаконской полтине и которая явилась неизвестно когда, – очень может быть, что ещё и до собора 1274г., представляла собой пошлину архиерею за ставленную грамоту, которой он благословлял священника или диакона на известный приход. Мы помещаем нашу пошлину в числе (и во главе) пошлин, принадлежавших самим архиереям; но должно думать, что она принадлежала им только отчасти, именно – что пока существовали при архиереях соборы пресвитеров – клирошан, они делились ею с этими последними, а потом стали делиться с причтами своих кафедрально-соборных церквей 207 . 2 . Пошлина от прихожих и отпускных грамот священникам и диаконам, о которых мы говорили выше. О размерах этой пошлины мы не встречаем известий ранее Стоглавого собора. Этот последний назначает от тех и от других грамот и как священнических, так и диаконских одинаковую пошлину – полтину московскую 208 . 3 . Пошлина от епитрахильных и орарных („уларных”) грамот вдовым священникам и диаконам, которые, не желая идти в монахи, оставляемы были при церквах на дьяческой должности (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Поповский староста должен был тщательно осматривать у попов и диаконов ставленые грамоты, у вдовых попов и диаконов, служащих у приходских церквей и в мирских домах, патрахильные и постихарные грамоты, а у тех попов и диаконов, которые пришли из других епархий, требовать отпускных и перехожих грамот. У кого из попов и диаконов не окажется указанных грамот, тех поповский староста должен переписать, кто из них где служит, и обязать их за крепкими поруками явиться в Москву в патриарший казенный приказ за получением грамот, а пока это будет, запечатать церкви, у которых они служат. Поповский староста должен был также осматривать новоявленные памяти у церковных причетников и просфорниц, и, у кого не окажется их, выдавать им эти памяти со взятием надлежащих пошлин; если они окажутся непослушными, отказывать им от мест и заменить другими по челобитью попов и приходских людей (ст. 10– 14). Черным попам и диаконам поповский староста не должен был дозволять служить и жить у приходских церквей и в мирских домах, а также простым чернцам и черницам (ст. 16). Инструкция рекомендует поповскому старосте наблюдать, чтобы прихожане исповедовались четыре раза в году в четыре годовые поста, в особенности же в великий пост. О тех прихожанах, которые в течение многих лет не исповедуются у своих духовных отцов, приходский священник обязан представлять в патриарший разряд именные росписи (ст. 8. 9). О совершении брака инструкция дает след. наставления. „Священник не должен венчать без венечной памяти от поповского старосты или заказщика. В венечной памяти вменялось священнику в обязанность, чтобы он о женихах и невестах разыскивал подлинно вправду по святой заповеди Господни, чтобы женящиеся не посягли ни в роду, ни в племени, ни в кумовстве, ни в сватовстве, ни в крестном братстве, и мужи бы не от живых жен, и жены не от живых мужей, и вдовцы были бы не в престарелых летах, и не беглые бы чьи люди и крестьяне» (65. 63). Поповский староста и заказщики, выдававшие венечные памяти, должны были записывать их в книги со всеми подробностями о том, к какой церкви какие выданы памяти, когда и на чье имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Сведения о посольстве в Троицкий монастырь находятся в 99-ой главе Стоглава, в следующей же главе (100-й) помещен ответ бывшего митрополита Иоасафа, который сделал следующие замечания и дополнения к определениям Стоглавого собора: 1) в главе 7-ой постановлено звонить к обедне и начинать службу везде в одинаковое время, и в церквах и в монастырях. По мнению Иоасафа, нужно сделать исключение для царских чиновников, торговых людей и больных: для них следует служить обедню ранее обыкновенного времени, ибо в противном случае, за мирскими делами, им некогда бывать в церкви. Это замечание впоследствии было принято во внимание собором: было сделано исключение для трех Московских церквей, а также разрешено делать такие же отступления от устава и в других городах (гл. 7-я). Но в том же 1551 году, по соборному приговору об учреждении и обязанностях Московских поповских старост (А. А. Э., т. I, 232) означенное исключение было допущено только для одного Чудовского монастыря: по крайней мере о других Московских церквах в этом приговоре не упоминается. 2) Иоасаф сделал дополнение к постановлению об антиминсах (гл. 47-я): за выдачу антиминса «выставочной» церкви (т. е. поставленной отдельно от главной церкви) нужно брать 5 алтын. Это дополнение не было принято. 3) Постановления о десятильниках, поповских старостах и земских целовальниках (гл. 68 и 69) и о святительском суде (гл. 68) вполне одобрены Иоасафом. Но он сделал еще следующее предложение: десятильники должны держать у себя «противни», т. е. копии с книг, в которых написаны ставленные и отпускные грамоты. Эти копии десятильники дают священникам и старостам, которым поручено собирать пошлины митрополичьи и епископские. Священники и старосты по этим копиям удостоверяются, у всех ли попов имеются ставленные и отпускные грамоты и подписаны ли они архиереем. Если у кого не найдется этих грамот, или если они окажутся неподписанными, то священники и старосты, собирающие пошлины, назначают виновным срок для явки к митрополиту или епископу по принадлежности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

169  Подобным образом переменяли места и священники, только от них требовались так называемые перехожие или отпускные грамоты. Что от дьяков не требовалось подобных грамот, видно из того, что нигде в актах, где бы должно было говориться о них, не говорится. 170  Ставленые грамоты дьяков назывались новоявленными грамотами. Это название необходимо объяснять так, что дьяки являли их десятинникам не ежегодно, как это обязаны были делать священники, а только тотчас по поступлению на всякое место, когда они были на месте внове. Что дьяки не являли своих грамот десятинникам ежегодно, это видно из того же молчания актов, которое мы указали сейчас [Предписания Владимирского собора 1274г. о поставляемых в низшие церковные степени см. в 1 половине этого тома стр. 71–72 ]. 171  Обстоятельную порядную попа на приход Архангельского края см. в Чтениях И. О. И. и Др. Р. 1879г., книга I, Акты XVII в., стр. 8. 172  [Ставившийся в священники исповедовался перед посвящением при свидетельстве 7 священников. Об этом говорят: Владимирский собор (Павлова, Памятники, стр. 91); митрополит Фотий о духовнике и 6 свидетелях священниках (ibid., стр. 423–426); Стоглавый собор согласен с Владимирским (по Казанскому изданию стр. 381, по изданию Субботина 373). Ср. данные в „Свидетельстве духовника о ставленнике” (Павлов ibid., стр. 909–912), в деле старца Артемия (Акты Экспедиции I, стр. 253 col. 1). – В деяниях собора 1273г. предписывается держать ставленников при соборных церквах так долго, пока они не выразумеют всего. Следовательно, образовывались при соборных церквах как бы школы из ставленников]. 175  О попах без церкви см. в 4 Новгородской летописи, – Собрание летописей IV, 96. В Псковской области нанимали священников к церквам, – митрополита Евгения Истории г. Пскова, II, приложения стр. 84, 85 начало, руга). В рукописи Ундольского 50, лист 141 оборот читается „октября 1 1604г. о заштатных священниках, – любопытное прибавление к Стоглаву”. В 1724 году самоставные и безскуфейные попы, – ст. А. С. Лебедева К вопросу о крепостном владении приходских церквей стр. 4, 5 и 7 (здесь же о диких ссорах между собой духовных).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В жизни духовного лица являлись иногда такие обстоятельства, которые внушали сомнение относительно его поведения. В таких случаях свидетельствование и ручательство духовного отца было необходимо. В пол. XVI в. в Новгороде один священник омертвел во время службы– потерял сознание, потом пришел в себя. Архиеп. Пимен спрашивает, как поступит ему в этом случае, митр. Макария. Макарий отвечает: «И ты бы, сыну, того священника сам собою на-духовне и отцем духовным накрепко испытал о его священстве и достоинстве, что таковая ему случися божественей службе умрети и паки ожити и впред он достоин ли священьствовати? 394 . Свидетельство духовника требовалось в отношении к вдовым священникам. Собор 1503 г., запретивший вдовцам священнослужение в миру, предписывал сохранившим чистоту постригаться в монастырях. «И обновив себе о всем чистым покаянием к своему отцу духовному, и по достоинству, аще суть достойни, и тогда таковии с благословением святительским да священствуют в монастырех, а не в мирских» 395 . Духовный отец свидетельствовал на исповеди и перехожего священника. Одна статья Котельерова Номоканона воспрещает принимать без всяких справок священников, ходящих из города в город, – без отпускных и рекомендательных грамот их епископа и духовных отцов. В славянском переводе статья имеет другой вид: от перехожего священника требовалась или грамота посвятившего его епископа, или же, если ее не было, исповедь и свидетельство духовника. Последнее заменяло епископскую грамоту 396 . Новгородский архиеп. Ефимий распорядился в 1426 г., чтобы духовенство, переходившее во Псков из юго-западной Руси и подозреваемое в склонности к латинству, представляло ставленые и отпускные грамоты, а сверх того каждый пришлец должен был найти себе духовного отца, который, исповедав его, поручился бы за него пред псковским духовенством. Кто не представит ни грамот ни поруки, того запрещалось принимать 397 . Такой порядок свидетельствовал перехожего духовенства применялся и позднее в других епархиях 398 . Патриаршей грамотой 1671 г. дано разрешение священнодействовать священникам и дьяконам Макарьева Желтоводского монастыря, защищавшим вооруженной рукою монастырь от нападений лысковцев, если по исповеди у духовного отца не окажется за ними другой вины 399 . – В случае, если священник или дьякон, помешавшись, покончит с собой самоубийством, возникал вопрос о погребении его. Тогда требовалось свидетельство отца духовного о достоинстве умершего. И если духовник удостоверял, что самоубийца не имел грехов, возбраняющих сана, его погребали по чину, в противном случае как мирянина 400 . По уставной грамоте патр. Адриана, свидетельствование духовного отца требовалось о скоропостижно умершем священнике 401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В послании м. к вятчанам 1456 г. десятильник является доверенным от митрополита лицом, он наблюдает за жизнью и деятельностью духовенства и о всем дает отчет самому митрополиту 219 . В жалованной грамоте м. Геронтия Благовещенскому и Константино-Еленскому монастырю 1478 года десятильники точно так же являются судьями духовенства 220 . К концу XV и в начале XVI века должность десятильников уже вполне сложилась и определилась, как судей духовенства по гражданским делам и мирян по предметам, предоставленным суду церкви уставами Владимира и Ярослава, как сборщиков податей с духовенства и прихожан в пользу архиерея и, наконец, как чиновников, надсматривающих за жизнью и правильным отправлением духовенством его обязанностей. Самое ясное и отчетливое представление об обязанностях десятильников, до стоглавого собора, дает нам послание новгородского архиепископа Феодосия в Устюжну Железопольскую к духовенству, 1545 года. В этом послании архиепископ говорит: «здесе нам сказывали наши устюжские десятинники», что а) устюжские игумены и священники не радят о церкви Божией, о церковном пении и построении, об учреждении святых икон; b) свадьбы венчают первобрачных и двоеженцев без десятильнича знамени и докладу и вовсе не платят пошлин десятильнику с этих свадеб; с) некоторые из духовенства говорят молитвы вступающим в четвертый и пятый брак; d) венчают «в роду и в племени, в кумовстве и сватовстве»; или, когда муж без всяких законных причин отпускает жену, то обоим дозволяют вступать в новый брак; е) в Устюжскую десятину много приходит из других епархий священников и священно-иноков и здесь служат без ведома и благословения архиепископа, многие отправляются к митрополиту или архиепископу ростовскому и ставятся там в попы хитростию и, взявши у них отпускныя, приезжают в устюжскую десятину и служат здесь, не представивши ставленых и отпускных грамот архиепископу или его десятильникам, а иные и просто без всяких ставленых и благословенных грамот служат; f) овдовевшие попы, постригшись в монахи, продолжают служить при приходских церквах самовольно, без свидетельства, без обыска, без архиепископского ведома и благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В Псков, например, приходили такие священнослужители, принадлежавшие как к белому, так и черному духовенству, не только из пределов новгородских, московских, тверских, но и из Литвы, т. е. совсем из другой митрополии – Западнорусской, и, не предъявляя никаких грамот местным духовным властям, обращались прямо к прихожанам разных церквей, старались так или иначе приобресть их расположенность, предлагали им свои услуги, и прихожане часто принимали этих пришлецов и удаляли своих прежних пастырей – игуменов, священноиноков, священников и диаконов, заставляя их, в свою очередь, поневоле «волочиться без мест». Для устранения такого рода беспорядков наши архипастыри настойчиво подтверждали своим наместникам и другим подчиненным властям, чтобы они убеждали прихожан не прогонять от себя самовольно своих пастырей и не принимать новых без воли и распоряжения владыки, а с другой стороны, чтобы внимательно следили за приходящими в епархию безместными священниками и диаконами, имеют ли они ставленые и отпускные грамоты, и если не имеют, то отнюдь не дозволяли бы им священнодействовать и занимать места в приходах. Настоятелям же монастырей Стоглавый Собор угрожал даже отлучением, если они будут дозволять в своих монастырях священнослужение таким священникам и диаконам, у которых не окажется ставленых и отпускных грамот. Кроме безместных священников, в городах, где находились кафедры архиереев, немало нестроений производили и другие пришлые священнослужители. В каждый из этих городов стекалось духовенство из всех мест епархии, а в Москву – и со всех концов России. Тут бывали архимандриты, игумены и священноиноки, протоиереи, священники, диаконы, имевшие право священнослужения и запрещенные. Одни из них приходили в столицу или в свой епархиальный город по своей воле, по делам своих монастырей или церквей или по делам домашним, а другие по требованиям суда – «за поруками, за приставами, по кабалам, по срочным, в боях, грабежах и в прочих различных делах». Многие, проживая в этих городах иногда довольно долго, старались отыскивать случаи наниматься иногда в помощь приходским священнослужителям, а иногда для отправления служб в домовых церквах, которых особенно в Москве было очень много и которые большею частию не имели у себя причтов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ибо в представительных грамотах обозначается только то, что они посвящены; о дозволении же сим священнодействовать в чужой области показывается не в этих, а в отпускных грамотах. Посему-то, как кажется, и настоящее правило упомянуло об одном общении, а не упомянуло вместе и о священнодействии, так как тем, которые приносят с собою одни представительные грамоты, не возбраняется принять участие в церковных собраниях в чужой области». Итак, св. правилами требуется, чтоб во иную страну отходящий пресвитер имел не только представительную, но и отпустительную грамоту, без которой он в чужой стране не может священнодействовать, но может точию участвовать в церковных собраниях. Сими-то отпустительными грамотами, по нужде гонения на Востоке, епископы западные и не могли снабжать всех отпускаемых на Восток пресвитеров, но отпускали их без сих отпустительных грамот: «и отпущенных (рече) без извещения». Не говорится в вопросе, что они не имеют представительных грамот, или что они не отпущены своим епископом, но что отпущены без извещения о них. Повиновение отпущенных пресвитеров своему епископу сохранялось вполне: они никуда не отлучались без его позволения. Но не всегда соблюдалась форма отпущения: вместо того, чтобы снабжать их уверительною грамотою о отпущении, оно, по случаю гонения, давалось только на словах. Вот в каковых делах во время гонения преподобный Феодор советует быть не требовательным, но делать снисхождение. Ясно, что таким снисхождением не нарушалось ни одно из существенных постановлений церкви. Притом, вопрос преподобному даже был не о том, допускать ли пресвитеров, отпущенных без извещения, до священнодействия, но только о том, иметь ли общение с ними и вкушать ли с ними пищу. Можно ли таковые случаи снисхождения принимать за образец того, чтобы без воли епископа приходящему иерею поручать пасти стадо, или ему самовольно восхищать то, что ему не поручено Богом? Теперь приступим к рассмотрению приводимых преподобным Феодором примеров в оправдание допускаемого им снисхождения, то есть к рассмотрению упоминаемых им действий св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Сентября в 30 де[нь] запечатана грамота в Любим Алексею Несвитаеву по челобитью Василья Калетина Ярославского уезду патриаршей десятины Воскресенского монастыря , что на реке Обноре, по слушку по Завьялка Самсонова да по крестьян в иску да в духовном деле. Пошлин две гривны. Взято. Да печатных же пошлин собрано сентября в 1-го числа да октября по 1-е ж число нынешняго 1643 году с трех патрахельных, с одной отпускной, з дву благословенных вместо утерешных ставленых грамот, по гривне з грамоты. Итого дватцать алтын. Взято. (Л. 10 об.) И всего в месяце сентябре нынешняго 1643 году собрано великому государю Святейшему Иосифу, Патриарху Московскому и всеа Русии, з грамот печатных пошлин восмь рублев три алтына две денги. И те денги к государю Патриарху в келью отнес казначей старец Иаким Молотеин. Октября в 1-м числе отнесены. (Л. 11) Октября в 1 де[нь] запечатана грамота в Юрьевец Повольской входиеросалимскому протопопу Козьме да старосте поповскому богородицкому попу Ивану по челобитью Юрьевецкого уезду Повольского Дорофеевы пустыни игумена Иосифа з братьею. А велено того ж монастыря умершаго старца Деонисия свидетелствавать. Пошлин десять алтын. Взято. Сентября [e] в 3 де[нь] запечатана грамота в Можаеск воеводе князю Ивану Вадбольскому по челобитью из Можайска соборные церкви Николы Чюдотворца дьякона Ивана. А велено ему у той церкви в попех быв на деда ево место на Федорова и церковным доходом владеть. А покамест стал всмужает поспеет в попы, и у той церкви служить за нево наемному попу. Пошлин гривна. Взято. (Л. 11 об.) Октября в 4 де[нь] запечатана грамота в Костромской уезд в государево дворцовое село Писцово Кормового дворца стряпчему Семену Тиронову по челобитью княз Степанова человека Татева Недяка Фомина села Писца по пречистенского попа Филата, что на Березниках в ыску. Пошлин гривна. Взято. Октября в 5 де[нь] запечатана духовная умершие Ирины Моисеевы дочери патриарши слободы Козья болота крестьянина Ивановские жены Ермолаева сына Шапошника. Пошлин гривна. Взято.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

Того ж дни запечатана грамота в Нижней Новгород десятильнику Семену Соболеву по челобитью нижегородца посадцкого человека Ивашка Колчи. (Л. 39) А велено по духовной старца Варсунофия суда не давать, и впредь той духовной верить не велено. Пошлин гривна. Взято. Декабря в 28 де[нь] запечатана грамота на Кострому к Ывану Кокошилову по челобитью костромитина Ондрея Офонасьева сына Козакова. А велено отца ево, Ондреева, умершаго Афонасия Казакова духовную свидетельствовать. Пошлин две гривны. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Юрьев Польской к Денису Чортову по челобитью посадцкого человека Гавриловской жены Подставина вдовы Федорицы по посадцкого человека по Якимка Горяинова в ыску. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана благословенная гра (Л. 39 об.) мота по челобитью с Вятки Хлыновского уезду Чепецкие волости крестьян Степана Никифорова с товарыщи на два престола Вознесения Господня да священномученика Власия. Пошлин две гривны. Взято. Декабря в 29 де[нь] запечатана грамота в Рузу губному старосте Ивану Завалишину по челобитью ружан детей боярских Ивана да Савы Микитиных детей Белова по ружан по Микифоровых крестьян Белово по Ульянка Титова да по зятя ево по Петрушку Офонасьева в духовном деле. Пошлин две гривны. Взято. Декабря в 30 де[нь] запечатана грамота в Нижней Новгород Семену Соболеву по челобитью свияженина Улана Молоствова по нижегородца по Якима Медовцова в духовном (Л. 40) деле. Пошлин гривна. Взято. Да печатных же пошлин собрано декабря с 1-го числа генваря по 1-е число нынешняго 1643/44 году с трех патрахельных, с трех благословенных вместо утерешных ставленых грамот, с одной отпускной грамоты по гривне з грамоты. Итого дватцать три алтына две денги. Взято. И всего в месяце декабря ныняшнего 1643 году собрано великому господину Святейшему Иосифу, Патриарху Московскому и всеа Руси, из грамот печатных пошлин десять рублев тринатцать алтын две денги. И те денги к государю Патриарху в келью отнес казначей старец Иаким Молотеин. Генваря в 1-м числе отнесено.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010