11. Архиереи пользуются всею полнотою иерархической власти в делах вероучения, священнодействия и пастырства. 12. Епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает всех сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги. 13. Епархиальный архиерей имеет право принимать в клир своей епархии духовенство из других епархий при наличии отпускных грамот, а также отпускать священнослужителей в иные епархии, предоставляя по запросу архиереев их личные дела и отпускные грамоты. 14. Без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь. 15. Епархиальный архиерей может обращаться с архипастырскими посланиями к клиру и мирянам в пределах своей епархии. 16. В обязанность епархиального архиерея входит представление Патриарху Московскому и всея Руси ежегодного отчета по установленной форме о религиозном, административном и финансово-хозяйственном состоянии епархии и о своей деятельности. 17. Епархиальный архиерей является полномочным представителем Русской Православной Церкви перед соответствующими органами государственной власти и управления по вопросам, относящимся к его епархии. 18. Осуществляя управление епархией, архиерей: а) заботится о хранении веры, христианской нравственности и благочестия; б) наблюдает за правильным отправлением богослужения и соблюдением церковного благолепия; в) несет ответственность за осуществление положений настоящего Устава, постановлений Соборов и Священного Синода; г) созывает Епархиальное собрание и Епархиальный совет и председательствует на них; д) применяет право «вето» на решения Епархиального собрания с последующей передачей соответствующего вопроса на рассмотрение Священного Синода; е) утверждает гражданские уставы приходов, монастырей, подворий и иных канонических подразделений, входящих в епархию; ж) согласно канонам, посещает приходы своей епархии и осуществляет контроль за их деятельностью непосредственно или через своих полномочных представителей;

http://e-vestnik.ru/docs/ustav_russkoy_p...

12 . Епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на места их служения, назначает всех сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги. 13 . Епархиальный архиерей имеет право принимать в клир своей епархии духовенство из других епархий при наличии отпускных грамот, а также отпускать священнослужителей в другие епархии, отправляя на запрос архиереев личные дела и отпускные грамоты этих клириков. 14 . Епархиальный архиерей созывает Епархиальное собрание и Епархиальный совет и председательствует на них, владеет высшим надзором за епархиальными учреждениями и монастырями, которые входят в его епархии. 15 . Без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть воплощено в жизнь. 16 . Епархиальный архиерей может обращаться с архипастырскими посланиями к клиру и мирянам в пределах епархии. 17 . В обязанности епархиального архиерея входит представление Митрополиту Киевскому и всея Украины ежегодного отчета о жизни епархии и о своей деятельности, по установленной форме. 18 . Епархиальный архиерей является полномочным представителем Украинской Православной Церкви перед органами государственной власти в вопросах, касающихся его епархии. 19 . Осуществляя управление епархией, епархиальный архиерей: а) заботится о сохранении веры, христианской нравственности и благочестия; б) следит за правильным свершением богослужения и соблюдением церковного благолепия; в) заботится о миссионерской, катехизаторской и издательской деятельности; г) отвечает за исполнение решений Соборов, Священного Синода и положений настоящего Устава; д) имеет право «вето» на решения Епархиального собрания с последующей передачей соответствующего вопроса на рассмотрение Священного Синода; е) согласно церковным канонам, посещает приходы своей епархии и осуществляет надзор за их деятельностью непосредственно или через своих полномочных представителей; ж) наблюдает за деятельностью епархиального клира; з) назначает настоятелей приходов и других клириков;

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/usta...

226 «Могущий по домом своим начата держати вдовых священников без благословения и без свидетельства архиерейокаго, инии же из тех священников мнози не патриарши области, но иных епархий и мнози под запрещенми и изверженми, оставльше своего архиерея, служат по домом в царствующем граде Москве»... «Брещи накрепко во всех приходех, которые кому приказаны, чтобы в домех у боляр или иных людей, священницы крестовые были с грамотами ставленными.... и чтобы иных епархий митрополичих, архиепископских и епископских, без отпускных грамот никакого священнодействия вечернего и утреннего, и псиахиды, и молебнов отнюдь не действовали, також и в протчиих епархиях чюжим ставленником»... «Деяния собора 1666–1667 г.» «Материалы для истории раскола», т. 2 стр. 123 и 138. 228 «Акты Археографической Экспедиции», 4 т. 326; П. В. Знаменский . «Приходское духовенство на Руси». «Православное Обозрение» 1867 г. 22 т., стр. 181–221; Г. М. Любимов «Историческое обозрение способов содержания христианского духовенства». СПб., 1851 г., стр. 166–167. 231 «Книга о скудости и богатстве» (1 гл. «о духовности») стр. 24, 27, 28. «И. Т. Посошков. Сочинения». Изд. М. П. Погодина, М. Типография Николая Степанова, 1842. 232 «Стоглав». 7 вопр. 50 стр. изд. Субботина; «Полное Собрание Законов», I т. 412 гл. 2; «Акты Археографической Экспедиции», 4 т. 204, стр. 4, «Инструкция Старостам Поповским или Благочинным Смотрителям, от Святейшего Патриарха Московского Адриана» стр. 52, 55, 57, 59, 60; «Древняя Российская Вивлиофика», 15 отд., стр. 393–405. 247 Проект напечатан в сочинении В. Н. Берха: «Царствование Феодора Алексеевича и история 1-го стрелецкого бунта», ч. 2., 17 гл. стр. 86–100, С.-Петербург 1834–5 года; в лучшей редакции он был напечатан еще в 1818 г. в изд. «О общественном призрении в России». В 1843 г. тот же памятник был напечатан в «Молодике», ч. 3, на 1844 г. стр. 131–141. Харьков. сравн. «Журнал Министерства Внутренних Дел» 1851 г. – 10 и 11 в ст. Я. В. Ханыкова. Е. Е. Замысловский в своем сочинении «Царствование Феодора Алексеевича» на стр. 22–26 приводит разночтения этого памятника, сличая редакции его, помещенные в «Молодике», у В. Н. Берха и в издан. «О общественном призрении в России» 1818 г. Он-же, вопреки С. М. Соловьеву , относившему этот памятник к петровскому времени («История России» XIII т. пр. 218) довольно убедительно доказывает (стр. 26–29) принадлежность его именно времени царствования Феодора Алексеевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Границы епархий на территории СССР определяются Священным Синодом с учетом административно-территориального деления областей, краев или республик. Границы епархий за рубежом определяются особым решением Священного Синода. 3. В каждой епархии существуют органы епархиального управления, действующие в пределах, определяемых канонами и настоящим Уставом. 4. Для удовлетворения церковных нужд в епархиях могут быть созданы необходимые учреждения, деятельность которых регламентируется синодально утвержденными положениями. Епархиальный Архиерей 5. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной церкви - епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян. 6. Епархиальный архиерей избирается и назначается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха. 7. По мере надобности в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначается викарный епископ с кругом обязанностей по усмотрению епархиального архиерея. 8. Архиереи носят титул, включающий наименование кафедрального города. Архиерейские титулы определяются Священным Синодом. 9. Кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и по общему и богословскому образованию. 10. Архиереи пользуются всею полнотою иерархической власти в делах веро- и нравоучения, священнодействия и пастырства. 11. Епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает всех сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги. 12. Епархиальный архиерей имеет право принимать в клир своей епархии духовенство из других епархий при наличии отпускных грамот, а также отпускать священнослужителей в иные епархии, препровождая по запросу архиереев их личные дела и отпускные грамоты. 13. Архиерей созывает Епархиальное собрание и Епархиальный совет и председательствует на них, имеет высшее начальственное наблюдение за епархиальными учреждениями и входящими в его епархию монастырями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1356...

35.1.Правящий и викарный епископы Предстоятелем местной церкви – епархии, согласно формулировке Устава, принятого Архиерейским Собором 2000 г., является епархиальный архиерей, который по преемству власти от святых апостолов канонически управляет ей при соборном содействии клириков и мирян. Он избирается Священным Синодом, получая затем указ патриарха о назначении его на кафедру. При необходимости в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначаются викарные епископы, круг обязанностей которых устанавливается правящим архиереем. Титул архиерея включает наименование кафедрального города. Архиерейские титулы определяются Священным Синодом. «Кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество» (Устав 10, 10). Кандидат «должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование» (10, 10). Архиерей, имея полноту иерархической власти в епархии в делах вероучения, священнодействия и пастырства, рукополагает и назначает клириков на место служения, назначает сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги. Клириков из других епархий он может принимать в клир своей епархии только при наличии у них отпускных грамот. Отпуская священнослужителей в иные епархии, он должен предоставлять по запросу архиереев их личные дела и отпускные грамоты. «Без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь» (10, 14). Правящий архиерей может обращаться с архипастырскими посланиями к клиру и мирянам своей епархии. В его обязанности входит представление патриарху ежегодных отчетов о религиозном, административном и финансово-хозяйственном состоянии епархии и о своей деятельности. «Епархиальный архиерей является полномочным представителем Русской Православной Церкви перед соответствующими органами государственной власти и управления по вопросам, относящимся к его епархии» (10, 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

3. Границы епархий определяются Священным Синодом. 4. В каждой епархии существуют органы епархиального управления, действующие в пределах, определяемых канонами и настоящим Уставом. 5. Для удовлетворения церковных нужд в епархиях могут быть созданы необходимые учреждения, деятельность которых регламентируется Положениями (Уставами), утвержденными Синодом. 1. Епархиальный архиерей 6. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной церкви – епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян. 7. Епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси. 8. По мере надобности в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначаются викарные епископы с кругом обязанностей по усмотрению епархиального архиерея. 9. Архиереи носят титул, включающий наименование кафедрального города. Архиерейские титулы определяются Священным Синодом. 10. Кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование. 11. Архиереи пользуются всею полнотою иерархической власти в делах вероучения, священнодействия и пастырства. 12. Епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает всех сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги. 13. Епархиальный архиерей имеет право принимать в клир своей епархии духовенство из других епархий при наличии отпускных грамот, а также отпускать священнослужителей в иные епархии, предоставляя по запросу архиереев их личные дела и отпускные грамоты. 14. Без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь. 15. Епархиальный архиерей может обращаться с архипастырскими посланиями к клиру и мирянам в пределах своей епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429415/

4. Епископом Туровским и Мозырским быть архимандриту Стефану (Нещерет), клирику Гомельской епархии. 5. Наречение и хиротонию архимандрита Стефана (Нещерет) во епископа совершить в Минске, о чем послать соответствующие Указы. ЖУРНАЛ 92 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о взаимоотношениях с Экзархатом русских православных приходов в Западной Европе (Константинопольский Патриархат). СПРАВКА: В 1931 году вследствие политических обстоятельств того времени западноевропейские русские приходы, возглавлявшиеся Преосвященным митрополитом Евлогием, были без отпускных грамот со стороны Священноначалия Русской Православной Церкви приняты в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, причем из них была составлена временная экзархия. В грамоте Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия II от 17 февраля 1931 г. особо подчеркивался временный характер этого «канонического урегулирования церковного положения русских православных приходов в Европе». В письме Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия к Патриарху Фотию от 8 июня 1931 г. и ряде последующих писем данное деяние было признано канонически неосновательным и незаконным. В ответном письме от 25 июня 1931 года Святейший Патриарх Фотий заверял, что дела русских приходов «останутся в нынешнем временном положении до тех пор, пока, с помощью Божией, в свое время воссоздастся единство и единое представительство Святой Сестры Российской Церкви», причем выражал пожелание «ускорить созыв общего Всероссийского Собора, который представительствовал бы собою все Тело Поместной Святой Церкви». Преосвященный митрополит Евлогий после этого временного и, как он считал, вынужденного прекращения канонического подчинения Русской Православной Церкви, в своих посланиях заявлял: «Новый порядок управления церквами имеет временный характер. Когда восстановится общепризнанная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви, мы вновь вернемся к прежнему положению... Вступая на этот путь, мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви. Мы продолжаем благоговейно чтить и горячо любить ее, нашу великую Страдалицу, Церковь исповедников и мучеников, и не прекращаем с нею нашего единения. На Ее будущий свободный суд мы обязуемся в свое время

http://sedmitza.ru/lib/text/429868/

4) С особой озабоченностью отметить рассылку Преосвященным епископом Василием после его увольнения на покой незаконных «отпускных грамот», а также призывы к переходу в иную юрисдикцию без соблюдения установленной канонической процедуры, обращенные епископом Василием к клирикам и приходам Сурожской епархии. 5) Признать, что действия епископа Василия, начиная с 24 апреля 2006 года, находятся в принципиальном противоречии с его прежними заявлениями о верности Русской Православной Церкви. 6) В связи с нарушением архиерейской присяги и правил Святых Апостолов 33, Карфагенского Собора 32, Двукратного Собора 15, — временно запретить Преосвященного епископа Василия в священнослужении впредь до его раскаяния или решения дела судом архиереев. 7) Призвать Священный Синод Константинопольского Патриархата к надлежащему каноническому урегулированию вопроса о Преосвященном епископе Василии. 8) Принять заявление Священного Синода в связи с неканоническим принятием Преосвященного епископа Василия в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. 9) Направить данное заявление Предстоятелям Поместных Православных Церквей. ЖУРНАЛ 76 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного епископа Тамбовского и Мичуринского о назначении монахини Тавифы (Ковыловой) настоятельницей Вознесенского женского монастыря г. Тамбова. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Тавифу (Ковылову) настоятельницей Вознесенского женского монастыря г. Тамбова с возложением наперсного креста по должности. ЖУРНАЛ 77 СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония почислить на покой; 2. Выразить благодарность Преосвященному архиепископу Софронию за понесенные долголетние архипастырские труды по возрождению Кемеровской епархии, ее приходской и монашеской жизни; 3. Епископом Кемеровским и Новокузнецким избрать игумена Аристарха (Смирнова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры; 4. По возведении в сан архимандрита, наречение и хиротонию игумена Аристарха во епископский сан совершить в городе Москве;

http://sedmitza.ru/lib/text/429898/

5) Поставленным святители повелевают служить седмицу у соборных церквей, и, когда новопосвященный отслужит свою урочную седмицу, епископ, отпуская его к порученной ему церкви, даст ему от правил святых апостолов хиротонию (ставленую грамоту) и прочтет ему свиток, содержащий в себе подробнейшее поучение святителя к священнослужителям, как им проходить свое пастырское служение, положит этот свиток на престоле и велит новопоставленному взять свиток с престола себе на память и в руководство (снес.: А. и. 1. 109). 6) В особенности же поучают в это время святители новорукоположенных священников, чтобы они сами жили в чистоте, страхе Божием и в прочих добродетелях, блюли себя от невоздержания, пьянства и прочих злых дел и служили примером для своих детей духовных; равно поучают и диаконов, чтобы хранили свое диаконство чисто и непорочно, жили без всякого зазору, были прилежны к Церкви Божией, в покорности священнику, а ко всем христианам в любви и смирении и всем показывали образ добрых дел во славу Божию (Стоглав. Гл. 89). Несмотря, однако ж, на все попечение церковного правительства поставлять на приходы достойных пастырей, многие из них делались виною разных беспорядков и нестроений в Церкви, и первое место между такими священнослужителями занимали так называемые безместные, или бесприходные. Прихожане, избирая себе духовных пастырей по своему усмотрению, принимая их к себе по договору, как бы по найму, считали себя вправе и удалять их от своей церкви по своему усмотрению и часто, не стесняясь договором, действительно удаляли без ведома епархиального владыки, а себе нанимали других священников или священноиноков; иногда же и сами священники, недовольные почему-либо прихожанами, также нарушали договор и оставляли свои места. Оттого класс безместных священников был у нас весьма многолюден, и все они, не имея чем содержаться, начинали бродить и отыскивать себе приходов и средств для жизни. С этою целию многие выпрашивали себе у своего епархиального начальства отпускные грамоты, в которых сами архиереи разрешали им отправляться во все епархии, в какие пожелают, и священнодействовать повсюду, где им позволят местные церковные власти, а другие пускались странствовать по епархиям и без отпускных и даже без ставленых грамот и нередко находили прихожан, нанимавших их для служения в своей приходской церкви, или нанимались совершать службы в монастырях, нуждавшихся в священнослужителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

6743. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 27–28 декабря 1988 года: О ношении архиереями РПЦ митры, увенчанной крестом. – 1989, 3, 7. 6744. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 27–28 декабря 1988 года: О принятии архиепископом Омским Феодосием и архиепископом Курским Ювеналием в клир своих епархий священнослужителей без Отпускных грамот. – 1989, 3, 10. 6745. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 14 ноября 1989 года: 1. Лишить епископа Иоанна священного сана и монашества, учинившего церковный раскол во Львовской епархии. 2. Запретить в священнослужении клириков, имеющих церковное общение с В. Боднарчуком. – 1990, 2, 4–5. 6746. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 15 декабря 1989 года: О запрете в священнослужении клириков Западных епархий Украинского Экзархата, нарушивших свою присягу и уклонившихся в унию. – 1990, 3, 9. 6747. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 25–26 января 1990 года: Об архимандрите Валентине (Русанцове), запрещенном в священнослужении указом архиепископа Владимирского Валентина от 7 декабря 1989 года и от 18 января 1990 года. – 1990, 4, 7–8. 6748. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 19–20 февраля 1990 года: О положении в Цареконстантиновском приходе г. Суздале Владимирской епархии. – 1990, 5, 15–16. 6749. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 29, 30 и 31 января 1991 года: Отстранить епископа Хабаровского Гавриила (Стеблюченко) от управления епархией в связи с многочисленными жалобами, касающимися управления епархией и морального облика Преосвященного. – 1991, 5, 10. 6750. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25 марта 1991 года: 1. Уволить за штат епископа Гавриила на основании работы комиссии по расследованию жалоб на епископа Хабаровского Гавриила. 2. Запретить в священнослужении сроком на три года. 3. Определить место для молитвы и полного раскаяния в Успенском Псково-Печерском монастыре под духовным наблюдением архиепископа Псковского Владимира. – 1991, 6, 10–11. 6751. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 18 июля 1991 года: Во изменение постановления Священного Синода от 25 марта 1991 года определить место пребывания запрещенного в священнослужении епископа Гавриила (Стеблюченко) Коневский монастырь Ленинградской епархии. – 1991, 11, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010