86. Симеон , архиепископ Новгородский 1416–1431 г., знаменитый святостью жизни, писал в Святогорский монастырь послание о соблюдении общежительного устава (Ист. акт. I, 24). Особенно замечательно послание его во Псков, сохранившееся в летописи (Ник. V, 72. Журавлева Ист. раскольн. стр. 20). «Благородные и христолюбивые мужи псковичи! сами знаете, что кто воздает честь своему святителю, эта честь переходит к самому Христу. Потому чтите, дети мои, со всем смирением и любовию духовных отцов своих и пастырей душ ваших. Не испытывайте их; не говорите о них ничего худого; но смотрите за самими собою, оплакивайте свои грехи, заботьтесь о врачевании своих болезней... Не будьте высокомерны, но терпеливо повинуйтесь духовным отцам вашим, как следует христианам православным, покорным слову Божию. Не обижайте церкви Божией, – не вступайте ни в какие церковные дела... Каждый должен страшиться суда Божия и стараться быть достойным милости Божией». 87. Зосима , иеродиакон Сергиева монастыря, написал Ксенос, или описание странствования своего, 1420г., чрез Царьград в Иерусалим. Это описание священных мест Афона, Константинополя и Иерусалима стоит внимания. Оно касается и некоторых современных событий. Расположение, с каким писан Ксенос: «Да низойдет на читающих сие писание благословение от Бога и от святого гроба и от святых мест! Подлнно они могут принять награду равную с ходившими во Иерусалим и видевшими святые места». Ксенос издан у Сахарова во II т. Сказаний, СПб., 1849 г. Иаков , инок, в 1426 г. перевел с греческого «на русский язык» постническое слово преп. Максима (Царского, 720). «В лето 1426 (переведено) кур Иаковом доброписцем убогому Евсевию, непотребному Ефрему Русину», так сказано в рукоп. Кириллова монастыря. Ясно, что книга переведена для России, для русских паломников. Но кто был Иаков? Всего вероятнее, болгарин или русский, долго живший на Афоне, так что снискал он себе почетное наименование кира – господина. 88. Евфимий Брадатый, архиепископ Новгородский, до 1424 г. Емелиан, чернец Деревяницкого монастыря и духовник владычний; в 1424 г. избран был в архиепископа, но по смутам Новгородским хиротонисан митрополитом Фотием с именем Евфимия в 1425 г., и скончался в 1428 г., выкупив незадолго до своей смерти пленников Литвы за свои деньги – за 6000 рублей (Собр. лет. III, 183, 238). Он оставил «Исповедание веры», написанное при поставлении его в архиепископа, где дает обещание «мир церковный сблюдати... в страсе Божии и боголюбивым нравом порученное стадо соблюдати»; слушаться во всем митрополита, не взирая на угрозы князя и бояр; не принимать другого митрополита, кроме поставленного в Царьграде; не допускать православных вступать в браки ни с армянами, ни с литовцами. (Акт. эк. I, 371). В 1426 г., в послании Псковскому духовенству, предписал он не дозволять служить у себя священникам, пришедшим из другой епархии без ставленной и отпускной грамот, и заботиться о воспитании прихожан в страхе Божием. (Ист. акт. I, 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архиереи пользуются всей полнотой иерархической власти в делах вероучения, священнодействия и пастырства. Епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает всех сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги. Епархиальный архиерей имеет право принимать в клир своей епархии духовенство из других епархий при наличии отпускных грамот, а также отпускать священнослужителей в иные епархии, предоставляя по запросу архиереев их личные дела и отпускные грамоты. Без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь. Осуществляя управление епархией, архиерей заботится о хранении веры, христианской нравственности и благочестия; наблюдает за правильным совершением богослужения и соблюдением церковного благолепия; несет ответственность за осуществление положений Устава Русской Православной Церкви, постановлений Соборов и Священного Синода; утверждает гражданские уставы приходов, монастырей, подворий и иных канонических подразделений, входящих в епархию; посещает приходы своей епархии и осуществляет контроль за их деятельностью непосредственно или через своих полномочных представителей; имеет высшее начальственное наблюдение за епархиальными учреждениями и входящими в его епархию монастырями; наблюдает за деятельностью епархиального клира; назначает настоятелей, приходских священников и иных клириков; заботится о совершенствовании духовного и нравственного состояния духовенства и о повышении его образовательного уровня; имеет попечение о подготовке священно- и церковнослужителей; наблюдает за состоянием церковной проповеди; ходатайствует перед патриархом о награждении клириков и мирян соответствующими наградами и в установленном порядке сам награждает таковых; дает благословение на учреждение новых приходов; дает благословение на постройку и ремонт храмов, молитвенных домов и часовен и заботится, чтобы их внешний вид и внутреннее убранство соответствовали православной церковной традиции; освящает храмы; имеет попечение о состоянии церковного пения, иконописи и прикладных церковных искусств; исполняет ряд других функций.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В итоге он вынужден был обратиться к царю Петру I со следующей челобитной: «...во 7199 г. (1691. – Авт.) по твоему государеву указу и грамоте, моей, богомольца твоего, епархии Саратовской Богородицкой монастырь приписан к Петровскому Высокому монастырю. И из того Петровского монастыря от властей присылаются в тот приписной Богородицкий монастырь строители, иеромонахи и простые монахи, не знающие священных правил, и принимают в тот Богородицкий монастырь своевольством разных епархий попов запрещённых, без отпускных от своих архиереев грамот и не посвящённых. И ходят те попы на Саратове насильством моей, богомольца твоего, епархии во все приходы, в мирские дома, со всякими потребами. И от того их насильства саратовским приходских церквей попам великая обида и бывают у них многие ссоры, а мне, богомольцу твоему, частое челобитье и докука. А те саратовские приходские попы обложены от своих приходов данью и платят в мою домовую казну погодно. И которые саратовские жители за преслушанье от Церкви Божией нами правильно отлучены и святыни лишены – и они строители таковым благословляют и в Церковь Божию пущают и в дома к ним со всякими потребами ходят – и то чинят священным правилам противность, а мне, богомольцу твоему, посмеяние. А ныне в том Богородицком монастыре живут только строитель да два монаха древние. Всемилостивейший государь, прошу Вашего Величества, вели, государь, из того Богородицкого монастыря строителя и братию вывести, а тот монастырь учинить приходскою церковью. А для рыбных их ловель и прочих промыслов Петровского монастыря властям сделать зимовой двор против прочих монастырей, чтоб впредь от того ссорам и священным правилам противности не быть» 376 . Из челобитной видно, что в этот приписной монастырь настоятели и братия присылались из Москвы, а отсюда следует, что прежняя саратовская богородицкая братия из этого монастыря была «выведена». Пришлых же, московских монахов, как видим, было очень немного. Так, по справке, данной Монастырскому приказу, в 1704 году в Богородицком монастыре числились: «иеромонах строитель Лаврентий да братии 5 человек; в том монастыре церковь деревянная во имя Казанской Богородицы, да на монастырском скотном дворе один человек дворник, да в монастыре хлебник и водовоз живут, и опричь строителя с братией и вышеописанных служебников никого нет» 377 . В этой справке упоминается также о том, что умершие в прошлом году священник и дьякон не были замещены. Последний факт, кстати, говорит о том, что издавна саратовские монастырские храмы осуществляли ещё и функции приходских, так как при этих храмах в конце XVII и XVIII веке имелся штат белого духовенства и в документах того времени упоминаются приходы при монастырских церквях – Воздвиженский и Четырёхсвятский (позднее Спасо-Преображенский).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В марте 1838 года патриарх Григорий издал весьма важное послание о рекомендательных грамотах клириков, оставляющих по той или другой причине свои епархии на более или менее продолжительное время. Послание было издано на имя всех митрополитов константинопольской церкви. Божественные и священные законы и каноны, – говорится в этом послании, – содержат многие предписания относительно церковной дисциплины, в частности касающейся священного клира. В ряду этих правил важное значение имеют те, которые говорят о должностном положении священных лиц, оставляющих свои места и отправляющихся в другие страны. Ведь по временам многие люди различного образа мыслей и нравов, под видом и с именем священников, были уличаемы в том, что решались совершать разные преступления и пороки, и таким образом причиняли вред православному обществу. Поэтому святая Христова церковь с самого начала своего приняла меры против таких действий и постановила, и узаконила, чтобы каждый из клириков, отправляющихся из одной епархии в другую, имел при себе так называемую отпускную грамоту от своего епископа, устанавливающую и его священную степень, и причину отпуска. Так, 13-е правило четвертого вселенского собора определенно говорит: «клирикам чужим и незнаемым в другом граде без представительной грамоты собственного их епископа отнюдь нигде не служить», а 7-е правило антиохийского собора гласит: «никого из странных не приимати без мирных грамот». Константинопольская церковь всегда старалась об исполнении этого необходимейшего определения священных канонов, особенно со времени вступления святейшего Григория на вселенский патриарший престол, и постоянно обращала внимание епархиальных архиереев на священников, не рекомендованных, неизвестных и не засвидетельствованных, не только по той причине, что с некоторого времени на православное общество ополчилось безумие инославных, которые систематически, с большим коварством и хитростью стараются внушить православной молодежи душевредную заразу, но и в силу лежащего на патриархе долга неусыпной охраны ромейской в политическом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

В общине очень важно нести ответственность друг за друга Поэтому очень важно нести ответственность друг за друга, чтобы это не лежало на одном пастыре. Если есть это самое ядро и каждый из них это осуществляет, тогда более-менее все могут быть охвачены этой ответственностью, заботой друг о друге. Если очень большая община, очень большой приход, то он может состоять из суммы малых общин. Но при нынешнем большом количестве приходов это не очень актуально. Так, скорее, в советское время было, когда храмов было мало. Один храм на несколько городов. Теперь все-таки каждый приход – это и есть одна община. Забота друг о друге и внимание очень важны. На любом приходе у нас есть незамеченные, обойденные. Тут, конечно, есть над чем трудиться. Членство Церкви Членство Церкви. Таковое имело место быть. В каноническом праве нашей Церкви есть понятие трех видов грамот. Есть представительные грамоты. Представительные грамоты выдаются епископами для клириков и мирян, которые отправляются куда-нибудь. И там, куда они едут, чтобы пообщаться, необходимо представить представительную грамоту. Апостольское правило 12 гласит: «Аще кто из клира, или мирянин отлученный от общения церковного, или недостойный приятия в клир, отшед, в ином граде принят будет без представительной грамоты: да будет отлучен и приявший и приятый». У нас только так. Я надеюсь, все знают: какая у нас самая большая пустынь с наибольшим количеством насельников? Есть Глинская пустынь, Оптина пустынь, Киево-Печерская, Псково-Печерская обитель, а есть «Шаталова пустынь». «Шаталова пустынь» – очень большая. У нас есть контингент прихожан, который любит шататься по монастырям. Они были во всех монастырях, они знают всех старцев, у кого только они в духовных чадах не числятся! Очень болезненный такой круг. И их везде принимают. Но надо посмотреть, есть ли у них представительная грамота. Есть понятие увольнительной грамоты. Увольнительная грамота нужна при переходе в другую епархию. Если перевести на наш современный язык, представительная грамота для священника – это свидетельство о рукоположении. А для мирянина – свидетельство о крещении. А увольнительная – это когда мы идем в отпуск, и нам дается отпускная грамота: в священнослужении не запрещен, позволяется быть за пределами своей епархии. Либо перевод в иную епархию: один епископ отпускает, другой принимает в свой клир. То есть увольнительная грамота – это при переходе, а представительная – как паспорт, свидетельство, кто ты такой. В отношении священников все это происходит, имеет место быть. А в отношение мирян у нас уже очень много вольницы.

http://pravoslavie.ru/145444.html

В Стоглаве, т. е. в постановлениях собора 1551 г., читаем: в Москве, на митрополичьем дворе, вечная тиунская пошлина ведется, называемая крестец: из всех городов архимандриты, игумены, протопопы, монахи, священники, дьяконы приезжают по своим делам и, живучи в Москве, сходятся на крестец в торгу на Ильинской улице и нанимаются у московских священников по многим церквам обедни служить, к митрополичью тиуну являются и знамя у него берут на месяц, на два и больше и пошлину ему дают, на месяц-по 10 денег, другие-по два алтына; а которые, не доложа тиуну, станут служить, на тех он берет промыты по 2 рубля, а того не обыскивает, есть ли у них ставленные и отпускные грамоты. Собор определил досматривать наперед этих грамот. Как при заселении дикой земли правительство давало льготы насельникам, освобождало их от податей, так при построении новой церкви архиерей освобождал ее причт от своих податей: в 1547 г. пермский и вологодский епископ Киприан дал следующую грамоту кирилловскому игумену и братии: «Поставили они церковь новую в моей епископии вологодской: и кто у них у этой церкви станет служить, игумен, поп или дьякон, не надобно им платить мою дань рождественскую, ни данские пошлины, ни десятинничьи пошлины, ни недельщичьи, ни конюховое, ни поварское, ни людское, ни явленных куниц с грамотою; к старосте поповскому с тяглыми попами они не тянут ни во что, и не судят их мои десятинники ни в чем, приставов своих за ними не посылают, и не въезжают к ним наши недельщики ни за чем; а кто будет чего-нибудь искать на них, то сужу я их сам; а ведают меня владыку Киприана игумен Афанасий с братиею сами собою». Из последних слов видно, что Кириллов монастырь обязался давать владыке известное вознаграждение за потерю доходов с новоустроенной церкви. Такую же грамоту дал ростовский владыка Алексей Троицкому Сергиеву монастырю относительно церкви в селе Берлюкове, причем, как видно, церковь не была вновь построена. Вообще монастырям было выгодно освобождать духовенство в принадлежащих им селах от архиерейских пошлинников: для этого они обязывались сами доставлять владыке следующие ему доходы; так, в 1542 году ростовский владыка Досифей дал грамоту тому же кирилловскому игумену Афанасию: попы в монастырских кирилловских селах венчают в своих приходах крестьян без знамен нашего знаменщика, а знамена берут в Кириллове монастыре у казначея и подать платят казначею, а казначей, собравши эти знаменные деньги, платит нашему знаменщику белозерскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В то же время имелись многочисленные протесты членов епархии, которые говорили о его неспособности выдвинуть программу жизни епархии, устраивающую всех ее членов, как англоговорящих, так и русскоговорящих. Усвоение ему в соответствии с названием епархии титула епископа Сурожского, не изменив ничего в объеме полномочий, могло привести к обострению противоречий. Противостояние с одним из клириков епархии, протоиереем Андреем Тетериным, уже было устранено выдворением последнего из Англии к моменту принятия решения о переходе. Противостояние с частью Приходского совета, действительно, имело место, но по вопросам, реально беспокоившим прихожан собора и членов епархии. Смягчение этого противостояния является проблемой управления, которую надлежало решать поэтапно с участием всех членов прихода и епархии и с учетом их интересов. То, что называется в открытом письме епископа Василия «кампанией в Интернете», не было управляемой кем-либо акцией, направленной на дискредитацию епископа Василия. На форуме диакона Андрея Кураева среди множества прочих тем стихийно возникла свободная дискуссия, в которой активно участвовали и сторонники и критики епископа Василия. Усталость епископа Василия, связанная с решением проблем по управлению сложной Сурожской епархией, о которой он говорит в открытом письме, являлась его личной проблемой, которая не должна была решаться путем перемены юрисдикции. Единоличный характер принятия решения о переходе в другую юрисдикцию не соответствует духу и букве устава Сурожской епархии, верность которому епископ Василий декларирует. Секретность, которой было окружено решение о переходе, не может быть объяснена, как это пытается сделать епископ Василий в Открытом письме, возможным противодействием в выдаче «отпускных грамот». По свидетельству самого епископа Василия эти «отпускные грамоты» были заготовлены уже в феврале заранее. Выбор момента перехода в юрисдикцию Константинопольского Патриархата некоторыми свидетелями объясняется приближавшимися перевыборами Приходского совета. В связи с ростом числа новых русскоязычных прихожан, имеющих право голоса, большинство в Совете, могли получить сторонники единства с Московским Патриархатом. Это затрудняло перевод собственности в другую юрисдикцию. В связи с этим свидетели отмечают нарушения процедуры выборов в Приходской совет в последние годы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В тот же день Святейший Патриарх Алексий II направил послание православной пастве в Эстонии, в котором выразил ей духовную поддержку и призвал хранить верность Матери Церкви, с сердечной скорбью обращаясь к родной пастве, Патриарх Алексий II предупреждал ее, что «распространенное канцелярией Константинопольской Патриархии послание «православным общинам Эстонии» антиканонично как по своему содержанию, так и по самому факту данного обращения». Патриарх также призвал власти Эстонии «проявить благоразумие и не поощрять попыток разделить православную Церковь по национальному прзнаку» 202 . Русская Церковь настаивала на исполнении достигнутых в январе договоренностей и на продолжении переговоров. Константинопольская же Патриархия уклонялась от направления делегации в Москву. Так, в письме к Патриарху Алексию II от 1 февраля 1996 г., подписанном эпитропом Константинопольского Патриарха митрополитом Имвросским и Тенедосским Фотием, были выдвинуты уже ультимативные требования: встреча делегаций двух Патриархатов должна быть проведена не в Москве и не в Стамбуле, но в Эстонии, должны быть сняты канонические прещения, наложенные архиепископом Корнилием на некоторых клириков за попытку несанкционированного, без отпускных грамот, перехода в юрисдикцию Константинопольского Патриархата («Мы считаем это наказание вызывающим и оскорбительным»,– говорилось в письме). Более того, в письме содержалось и требование отказаться от выдвинутых ранее Русской Церковью предложений по выходу из кризиса. В противном случае, отмечалось в послании, «диалог будет затруднен» 203 . В этих условиях Патриарх Алексий 2 февраля 1996 г. был вынужден особым посланием оповестить Предстоятелей поместных православных Церквей о кризисной ситуации в Эстонии: «Эстонское правительство, взяв курс на вытеснение из страны православного русскоязычного населения, продолжает всячески препятствовать регистрации канонической православной Церкви в Эстонии как правопреемницы Эстонской Апостольской Православной Церкви... требует срочной передачи всего церковного имущества в руки незначительной группы запрещенных в священнослужении клириков», одновременно «Константинопольский Патриарх заявил о своей готовности учредить свою юрисдикцию на территории Эстонии». Святейший Патриарх с горечью писал, что «сложившаяся ситуация достигла критического предела и может спровоцировать необратимые разрушительные процессы», просил Предстоятелей братских православных Церквей «оказать... авторитетное влияние в поддержке нашему братскому призыву к Святейшему Патриарху Варфоломею продолжить начатый диалог и воздержаться от принятия скороспешных и не согласованных с нашей Церковью односторонних мер по эстонскому вопросу» 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во-первых, они извратили смысл и причину ответа, сказанного Феодором Студитом , оправдывая в данном случае известную пословицу: цель оправдывает средства. Но какое отступление от правил допускает Феодор Студит ? Его спрашивали: «О пресвитерах, рукоположенных в Риме, в Неаполе и Лангобардии и отпущенных без извещения о них; следует ли принимать таких и иметь общение с ними?..» Во времена Феодора Студита на Востоке господствовала иконоборческая ересь, тогда как на Западе Рим и сопредельные ему страны свободны были от сей ереси (см. о сем у Барония). Вот его и спрашивали о православных западных пресвитерах, но только – «отпущенных без извещения о них». 33-м апостольским правилом узаконено: «Не принимати никого из чужих епископов, или пресвитеров, или диаконов без представительной грамоты... Ибо многое бывает подлогом» (по полному переводу). Вальсамон поясняет, что чуждые пресвитеры «хотя бы и имели представительные грамоты и хотя бы не было сомнения относительно их православия, но и при сем должны ещё предъявлять отпускные грамоты своих епископов; в противном случае им не будет дозволено священнодействие. Ибо в представительных грамотах обозначается только то, что они посвящены; о дозволении же им священнодействовать в чужой области показывается не в этих, а в отпускных грамотах». Таким образом, правилом требуется, чтобы пресвитер, отходящий в иную страну, имел не только представительную грамоту, коей свидетельствуется о его рукоположении, но и отпустительную от своего епископа, – в противном случае в чужой епархии его не должно допускать до священнослужения. Об этом-то и спрашивали Феодора Студита о тех священниках, кои пришли из Рима, но отпустительных грамот не имели – «отпущенных без извещения о них», – можно ли их принять в общение? Преподобный и отвечает, – именно об этих грамотах, что во время ереси можно сделать и отступление относительно исполнения этих несущественных правил. Притом же святой Феодор свои суждения не выдавал за законоположительное учение церкви, а только – как совет: «Всё это я высказал не законодательно, – пишет он, – ибо это дело епископов; но преподал в виде совета» (часть 2, с.614).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Евфимий правил паствою 5 лет и 5 недель 620 . При нем постигли Новгород два великих бедствия: в 1424 году посетила Новгород язва, которая уже не раз прежде опустошала его 621 ; а в следующем 1425 г. истреблена была пожаром вся торговая сторона и Людин конец 622 на Софийской стороне. Памятником его святительства остались: каменная церковь Милостивого Спаса за алтарем у св. Софии, которая, по сказанию летописи, «была устроена архиепископом дивно иконами и книгами» 623 , и наказ псковскому духовенству. В древней Руси духовенство было также склонно к бродяжнической жизни, как и остальное население; оно также находилось в постоянном движении, которое не ограничивалось пределами одного родного края, и распространялось на всю тогдашнюю Русь. В силу-то склонности, священнослужители, принадлежавшие как к белому, так и к черному духовенству, являлись в Псков не только из Новгородских, Московских и Тверских пределов, но и из Литвы, куда ходили ставиться в попы или диаконы, вступали в сделки с прихожанами церквей, предлагали выгоднейшие, для последних, условия или даже просто подкупали их, и, таким образом, успевали стеснять местные причты, которым, в свою очередь, приходилось волочиться без мест. Сведав об этом, архиеп. Евфимий прислал (1426 г.) такой наказ духовенству: «от всех таких (пришлых) игуменов, священников и диаконов требовать, чтобы каждый представил свою ставленную и отпускную грамоту и каждый исповедался пред отцом духовным; у кого окажется та и другая грамота, и за кого поручится отец духовный, того допускать к литургисанию и вообще священнодействовать; а у кого не будет грамот, или за кого не поручится духовник, тех не принимать к себе» 624 . В последний (1428) г. своей жизни архиеп. Евфимий принимал участие в заключении мира Новгородцев с литвою. Витовт, негодуя на Новгород за то, что он спорил с ним о границах и дерзнул назвать его изменником и бражником, подступил к Порхову с многочисленным войском. В городе тогда начальствовал посадник Григорий и знаменитый муж Исаак Борецкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010