В соответствии с Патриаршей и Синодальной грамотой о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью от 3 ноября 2019 года, епархиальному архиерею Архиепископии принадлежит исключительное право принимать священнослужителей в состав Архиепископии «с учетом принятых в Московском Патриархате правил перехода клириков из епархий его канонической территории в епархии за ее пределами». В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви (статья 3 главы I), ее каноническую территорию составляют следующие страны: Российская Федерация, Украина, Республика Беларусь, Республика Молдова, Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Латвийская Республика, Литовская Республика, Монголия, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Эстонская Республика, Япония. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Подтвердить обязательность к исполнению ранее установленных правил, перечисленных в справке к настоящему журналу, исключив из их действия Японскую Автономную Православную Церковь. 2. Епархиальным Преосвященным при издании отпускных грамот клирикам или документов о почислении клириков за штат с правом перехода в другие епархии, в тех случаях, когда не было получено Патриаршее или Синодальное благословение на переход клирика в другую Поместную Церковь или в Дальнее зарубежье, использовать в текстах упомянутых документов формулировку, указывающую на право перехода в другую епархию «в пределах канонической территории Русской Православной Церкви». 3. Просить Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, а также Предстоятелей Самоуправляемых Церквей, Белорусского Экзархата и Митрополичьих округов обратить внимание Преосвященных соответствующих епархий на необходимость неукоснительно соблюдать упомянутые правила и отозвать ранее изданные отпускные грамоты и иные аналогичные документы, изданные в нарушение установленных правил, перечисленных в справке к настоящему журналу.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5742436...

перешел в юрисдикцию Московского патриархата. Прежде он принадлежал к «евлогиевскому» или, как его часто называют, «парижскому» русскому Западно-Европейскому Экзархату Константинопольского Патриархата. Ранее в лоно Русской Православной Церкви вернулся глава Экзархата митрополит Евлогий (Георгиевский), так что епископ Сергий просто последовал примеру своего первоиерарха. Священноначалие Русской Православной Церкви не усомнилось принять в свое лоно бывших епископов Русского Западно-Европейского Экзархата без отпускных грамот не только потому, что на сие существовало устное благословение Константинопольского Патриарха Вениамина, но и поскольку никогда не признавало каноническим ни самочинный переход клириков РПЦ в Константинопольскую юрисдикцию, ни принятие их Фанаром, совершенное в нарушение церковных правил (30 апреля 1931 г. митрополит Евлогий и его сторонники были запрещены в священнослужении Временным Патриаршим Синодом, и в письме Константинопольскому Патриарху от 15 октября 1931 г. митрополит Сергий (Страгородский) официально объявил решение Константинополя о принятии группы Митрополита Евлогия «неприемлемым»). Это был собственно не переход, а именно «воссоединение с Матерью Церковью», как говорилось в постановлении Священного Синода РПЦ от 7 сентября 1945 г. Из перешедших в Русскую Церковь русских эмигрантских приходов в апреле 1946 г. был образован Чехословацкий Экзархат Московского Патриархата. Попытки архиепископа Савватия возобновить свою деятельность под юрисдикцией Константинополя не увенчались успехом. Экзархат Московского Патриархата объединил в своем лоне всех православных жителей Чехословакии. Находившаяся в тяжелейшем состоянии после войны Сербская Церковь не имела никаких возможностей способствовать укреплению Православия в Чехословацкой земле. Поэтому решением Архиерейского собора от 15 мая 1948 года она добровольно передала территорию Чехословакии в юрисдикцию Русской Православной Церкви, которая 23 ноября 1951 года предоставила Чехословацкой Церкви каноническую автокефалию.

http://bogoslov.ru/article/2811177

В 1677 г. в патриаршем разряде назначено присутствовать при рассмотрении духовных дел Архимандриту 22 , тогда как прежде Патриарха Никона (1652–1677) не видно, чтобы в нем был кто-нибудь кроме патриаршего боярина с дьяками и подьяками 23 . Собором 1675 г. подтверждено «имети в приказе судей духовного чина; а мирстии судии духовного чина ни в чем да не судят и ни в чем да не употребляют» 24 . С того времени признано правилом быть «в духовном приказе Архимандриту, Келарю или Протопопу и патриаршему боярину; весь церковный причет и иноков судить только освященными лицам, а мирских и всякого сана людей патриаршему боярину с дьяками; в случае же пересмотра дела или в случае жалобы с обеих сторон, судить всем совокупно» 25 . б) Вместо тиунской избы образовался приказ церковных дел, где в 1667 г. положено присутствовать только духовным лицам 26 и по-прежнему заведовали тем, чтобы никто не служил без ставленных и отпускных грамот и при богослужении соблюдалось бы благочиние 27 . в) Казенный патриарший приказ, с 1620 г. собирал доходы с вотчин, посылал приказчиков посельских и житничных старцев, брал пошлины за грамоты и печать Патриарха 28 . Злоупотреблениями монастырского приказа вводимо было замешательство и в дела сего приказа. Патриарх Никон дал казенному приказу вид более приличный духовному управлению: до него казенным приказом заведовал боярин с дьяками 29 . В 1667 г. определено и в 1675 г. подтверждено, чтобы и в сем приказе присутствовали духовные лица; вместе с тем местная власть в вотчинах поручена одним духовным лицам. Причиной сей перемены было то, что светские чиновники при сборе податей и пошлин делали наглости, оскорбляли и грабили духовенство, брали лишние поборы 30 . С сего времени аа) положено посылать светских чиновников за непокорным духовной власти; бб) посылать осматривать монастыри и подворья для приятия мер против пожара и воровства. Следовательно, за ними оставлена полицейская часть 31 . г) Дворцовый приказ под управлением дворецкого с дьяками делал заготовления и расходы по продовольствию и постройкам патриаршего дома и двора, заведовал служащими при дворе Патриарха 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

IX. А которые всяких чинов люди во святый великий пост ко исповеди приходить не будут и духовных отцов у себя многие годы не имеют, и прихоцким попом на таких людей велеть приносить изветные имянные росписки, и о тех людях писать к преосвященному митрополиту в Ростов. X. Всех церквей у попов и дьяконов и у дьячков досматривать ставленных, а у вдовых попов патрахельных, а у дьяконов постихарных грамот и перехожих памятей; а которые попы и дьяконы пришли и чьих епархии и у них досматривать же отпускных грамот, а у дьячков и у пономареи и у просвирниц новоявленних памятей. XI. А будет которые попы и дьяконы служат без патрахельных или без перехожих грамот или без отпускных, а дьячки и пономари и просвирницы без новоявленных памятей и которые будут ставленные грамоты на имя преосвященнаго Димитрия митрополита и прежних преосвященных архиереев не подписаны или у вдовых попов патрахельних, а у дьяконов постихарных грамот нет, или вдовые попы и дьяконы по грамотам урочные годы выслужа ныне за указными числы служат, и тех попов и дьяконов, переписав имянно в чьих они вотчинах и поместьях (л. 64) и на погостах и кто коего году служит, дав на крепкие поруки за записми и поручныя их записи под отписками, и их попов и дьяконов и дьячков выслать без замотчания в Ростов и велеть им явитца преосвященному митрополиту, а покамест им попом и дьяконом преосвященного митрополита указ учинен будет, те церкви, у которых они служат, запечатать. XII. А будет ты иеромонах (и старосты поповские) о вдовых попах и диаконах, которые служат в городех и в селех у прихоцких церквеи и в мирских домех без указу преосвященнаго митрополита и без патрахелных а дияконы без постихарных грамот или без перехожих или без отпускных из чьих епархии, писать к преосвященному митрополиту не будешь, и за то на тебе взята будет пеня большая. XIII. Дьячком и пономарем и просвирницам, у которых новоявленных памятей нет, и для тех новоявленных памятей высылать их со отпусками в Ростов, к преосвященному митрополиту и в Ростове даны будут им указы, что отнюдь ни у которои церкви церковных причетников без указа не было [давать новоявленных памяти, а с новоявленных памятей имать по шести алтын по четыре деньги с памяти и те пошлинныя деньги записывать в книги имянно коего году и месяца и числа в чье село и коеи церкви и кто имяны и чьи дети, которым новоявленным памяти даны будут].

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так называемые «отпускные грамоты», рассылались епископом Василием не всем клирикам епархии. Тем клирикам, в чьей верности Русской Православной Церкви не было сомнений, такие грамоты не были отправлены. Некоторые клирики, получившие так называемые «отпускные грамоты», не запрашивали их у епископа Василия. Так называемые «отпускные грамоты» были отправлены епископом Василием 11 мая 2006 года, то есть, в то время, когда он уже был освобожден от руководства епархией и находился на покое до окончания рассмотрения его дела. Так называемые «отпускные грамоты» подписаны датой 2 февраля 2006 года. Это должно означать, что епископ Василий «распустил» епархию уже в то время, что не соответствует действительности. На самом деле епархиальная жизнь шла прежним порядком. Свидетели отмечают, что до отсылки 11 мая не знали о существовании этих грамот. Так называемые «отпускные грамоты» не направлены определенному архиерею, а выписаны клирикам «для предъявления по требованию» («To whom it may concern»), что противоречит каноническому смыслу этого документа и не имеет прецедентов в церковной практике. Комиссия особо отметила, что уже после решения Священного Синода Константинопольской Церкви о принятии епископа Василия в свою юрисдикцию и усвоения ему титула епископа Амфипольского, епископ Василий рассылал подписанные этим титулом письма клирикам Сурожской епархии Московского Патриархата с призывом следовать за ним . Независимо от оценки каноничности решения Священного Синода Константинопольской Православной Церкви, такое поведение епископа в отношении клириков другой юрисдикции беспрецедентно и недопустимо. Члены Комиссии подчеркнули, что многочисленными свидетельскими показаниями опровергается обвинение русскоязычных сторонников Русской Православной Церкви в национализме. Опрошенные Комиссией англичане не замечали предвзятого отношения к ним со стороны других членов прихода и епархии. Не имеется свидетельств сколько-нибудь значимого межнационального конфликта на приходе и в епархии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

И о том ответ. Впредь таковыя нечистоты и мерзости во святыя церкви не приносити и на престоле до шти недель не класти, понеже и родившая жена до четыредесяти дней, дондеже очистится, во святую церковь не входит. Аще ли который священник таковая дерзнет сотворити, и тому быти под запрещением священных правил. Вопрос 3 Да на освящение церкви миряне приносят мыло и велят священником на престоле держати до шти недель. И о том ответ. Впредь священником на освящение церкви от мирян мыло не приимати и на престоле до шти недель не держати. Аще ли которой священник дерзнет таковая сотворити, и тому быти во отлучении по священным правилом. Вопрос 4 О ставлениках о пошлинах уложити у всех бы владык ровно имали, такоже от благословенных, от отпускных, от настольных грамот и от патрахельных и от уларных, о пошлинах о всем о том на соборе указ учинити, везде и всем было бы ровно. И о том ответ. Митрополиту и архиепископом и епископом имати от ставлеников на весь собор за все пошлины: в дьяконы поставити и в попы совершити – рубль московской, да благословеная гривна, а водны дьяконы – полтина, да благословеная гривна, а готового дьякона в попы совершити – полтина же, да и благословеная гривна; а от настольных грамот архимаричих и игуменских по рублю; а от благословеных и от отпускных грамот по полтине; а от патрахельных и от уларных грамот не имати ничего, развес писчего алтына и печатного алтына же. Да митрополиту же и архиепископом и епископом детей у себя и племянников не держати, также и по всем честным монастырем общим и особь сущим архимаритом и игуменом детей своих и племянников у себя в монастырех не держати же. Вопрос 5 Да о псковском чюдотворце Ефросине, да о смоленском чюдотворце Аврамие на соборе уложити: как им праздновати. И о том ответ. Праздновати им, как и прочим святым преподобным отцем: пети на вечерне «Блажен муж» и прочая служба по божественному уставу все сполна. Вопрос 6 Святая вода крестити по правилом святых отец единым крестом воздвизати в три погружения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/stogla...

6) Венечную пошлину собирают старосты поповские и священники десятские, и вместе с десятскими старостами и целовальниками, передают ее в казну, архиерею, на Рождество Христово, и на сбор, (сборное воскресенье) подобно как отдается пошлина десятильничья; также собирают пошлину венечную и протопопы и священники соборные: священники, утаившие что-либо из венечной пошлины, и представившие её в казну не сполна, платят пени, (по два рубли, по четыре алтына, и по полуторы деньги) согласно с установлением в царском Судебнике. 7) Пошлины, взимаемые со ставленников располагаются следующим образом: ставленную пошлину, «от диаконства и от поповства (т. е. от поставляемого в одно время и в диакона и в иерея) 2 златницы на собор взимать, – сиречь, рубль московский, да благословенная гривна; а в одно диаконство поставити, – златницу дати, сиречь, полтину московскую, да благословенную гривну; а готового диакона в попы совершити, – полтина ж, да гривна благословенная; а от патрахельных и орарных грамот пошлин не имати, разве писчаго алтына, да печатнаго алтына; а от настольных грамот архимандритских и игуменских имати по две златницы, сиречь, по рублю московскому, а от отпускных грамот – по полтине; а от благословенных грамот имати по златнице, сиречь по полтине, а более того ничтоже истязуют, ниже вземлют, и не поставляют на мзде» (гл. 89) 159 . К сему постановлению Собор присовокупляет извлечение из правил Юстиниана о взимании платы на поставлении. Правила эти суть следующие: с новопоставленного патриарха позволялось епископам и церковнослужителям брать 20 литр – златниц (περπυρα) и с поставляющихся от патриарха и от митрополитов, – если церковь доставляла ежегодного дохода от 30–20 литр – златниц, за возведение на кафедру 100 златниц и кроме того делопроизводителям поставляющего и иным служащим ему – 300 златниц за место с доходом от 20–10 литр – златниц, ставящему 100 златниц, прочим 200; за место от 10–5 златниц, ставящему 50 златниц, прочим 70; за место от 5–3 литр, ставящему 18 златниц, прочим 24; за место от 3–2 литр – златниц ставящему 12 литр прочим 16 златниц. Если же епархия не доставляла и двух литр, то за поставление никому ничего не платили. Это количество платы разделяли между собою и старейший пресвитер и старейший диакон поставляющего 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

При этом следует помнить, что законодательную силу в Церкви имеют сами каноны, а не их толкования, хотя бы и авторитетные. А прямой смысл канонов, которые упоминает Патриарх Варфоломей, говорит как раз о запрете принимать чужих клириков без отпускных грамот от своих епископов. Посему Русская Православная Церковь не признаёт и не признáет такую интерпретацию канонического предания, которая приписывает Константинопольскому Патриарху всемирные сверх-юрисдикционные права, и будет твердо держаться принципа юрисдикционного равенства автокефальных Церквей и их Предстоятелей, независимо от их мест в священных диптихах. А совершённые Константинопольским Патриархом акты принятия в свою юрисдикцию клириков иной Поместной Церкви без отпускных грамот рассматриваются и будут рассматриваться нами как преступление, караемое, согласно священным канонам, извержением из сана. 5. Претензии Константинопольского Патриархата на исключительное право предоставления автокефалии Институт автокефалии складывался в Православной Церкви постепенно и в нынешнем своем виде является плодом многовекового развития. Ни Иерусалимской, ни Римской, ни Александрийской, ни Антиохийской, ни Константинопольской кафедре никто не предоставлял автокефалию: все они стали автокефальными вследствие обстоятельств исторического развития Церкви в первые века христианства. В дальнейшем автокефалии возникали и упразднялись по различным причинам, и единой общепринятой процедуры предоставления или упразднения автокефалии не существовало. Автокефалию мог предоставить Вселенский Собор. Так, например, Кипрская Православная Церковь получила автокефалию решением III Вселенского Собора в 431 году . Автокефалию могла даровать и Материнская Церковь, из юрисдикции которой выходила новая независимая Поместная Православная Церковь. Например, автокефалия Сербской Православной Церкви трижды — в 1219 году, в 1557 году и 1879 году — даровалась Константинопольским Патриархатом, который предоставил также автокефалию и ряду других Поместных Православных Церквей, выходивших из его юрисдикции.

http://new.mospat.ru/ge/documents/90905-...

Апостол: «Что без представительных грамот не должно принимать чужих епископов или пресвитеров, или диаконов, это мы узнали уже прежде; а теперь правило определяет таковых, если и представительные грамоты имеют, подвергать испытанию в вере, и если православны, принимать их во общение, или же отказывать в этом, если сомнительны. Пропитания же определено не лишать их. Таково содержание настоящего правила. А из других правил узнаем, что некоторые, хотя бы и имели представительные грамоты и хотя бы не было сомнения относительно их православия. но и при сем должны еще предъявлять отпускные грамоты своих епископов; в противном случае сим не будет дозволено священнодействие. Ибо в представительных грамотах обозначается только то, что они посвящены; о дозволении же сим священнодействовать в чужой области показывается не в этих, а в отпускных грамотах. Посему то, как кажется и настоящее правило упомянуло об одном общении, а не упомянуло вместе и о священнодействии, так как тем, которые приносят с собой одни представительные грамоты, не возбраняется принять участие в церковных собраниях в чужой области». Итак, св. правилами требуется, чтобы во иную страну отходящий пресвитер имел не только представительную, но и отпустительную грамоту, без которой он в чужой стране не может священнодействовать, но может точию участвовать в церковных собраниях. Сими то отпустительными грамотами, по нужде гонения на Востоке, епископы западные и не могли снабжать, всех отпущаемых на Восток, пресвитеров, но отпущали их без сих отпустительных грамот: «и отпущенных (рече) без извещения». Не говорится в вопросе, что они не имеют представительных грамот или что они не отпущены своим епископом, но что отпущены без извещения о них. Повиновение отпущенных пресвитеров своему епископу сохранялось вполне; они никуда не отлучались без его позволения. Но не всегда соблюдалась форма отпущения; вместо того, чтобы снабжать их уверительной грамотой о отпущении, оно, по случаю гонения, давалось только на словах. Вот в каковых делах, во время гонения, преподобный Феодор советует быть нетребовательным, но делать снисхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Отменив обязанность десятильников собирать пошлины и возложив ее на старост поповских и земских, собор затем отнял у десятильников и право административного надзора за жизнью и деятельностью духовенства, за правильным исполнением ими своих пастырских обязанностей, возложив эту обязанность опять на поповских старост, десятских и пятидесяцкпх 232 . Правда, собор дозволил десятильникам, когда они вступали в свою должность, осматривать у городских священников и диаконов жалованные, ставленые, благословенные и отпускные грамоты, но постановил производить этот осмотр грамот не иначе, как только в присутствии поповских старост, земских старост и целовальников, которые присутствовали на суде у десятильников. Точно также вновь определявшиеся к церквам священнослужители, или переходившие от одной церкви к другой, обязаны были предъявлять свои грамоты десятильникам, при чем платили им так называемые перехожие гривны, но опять не иначе, как в присутствии выборных старост. Что же касается сельского духовенства, то оно и в этом отношении совсем было освобождено от десятильников, которым запрещалось даже ездить по селам; осмотр всех грамот у сельского духовенства возложен был, вместе с сбором пошлин, на выборных поповских старост. Таким образом из всех обязанностей десятильников, которые принадлежали им до стоглава, – права суда над духовенством и мирянами по известным делам, права собирать пошлины с духовенства и мирян, святительские и свои, права административного надзора за жизнью и деятельностью духовенства, с чем соединялось и право осматривать грамоты у всего городского и сельского духовенства и брать за это пошлины, стоглавым собором оставлены за десятильниками главным образом только судебные обязанности и право осматривать разные грамоты у городского и вновь поступающего к известной церкви духовенства, при чем как самый суд, так и осмотр грамот производился не иначе, как в присутствии выборных от духовенства и земства, так что и в этом отношении власть и значение десятильников значительно стеснялась и ограничивалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010