Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Православное обозрение Выпуск 11 (1136) от 17.03.2024 Подписчиков: 1558 Архимандрит Алексий (Туриков) назначен викарием Патриарха Московского и всея Руси 13.03.2024 12 марта 2024 года участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви заслушали сообщение патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости иметь еще одного викарного епископа (журнал 9). Члены Священного Синода постановили викарием патриарха Московского и всея Руси с титулом « Раменский » быть архимандриту Алексию (Турикову), секретарю патриарха Кирилла. Место наречения и хиротонии архимандрита Алексия (Турикова) во епископа оставить на усмотрение патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Синод Русской Православной Церкви выразил решительное несогласие с постановлением об учреждении Румынской Православной Церкви в Украине 13.03.2024 12 марта 2024 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви собравшиеся имели суждение о решениях Синода Румынской Православной Церкви от 29 февраля 2024 года об учреждении Румынской Православной Церкви в Украине и непризнании действительности канонических прещений, наложенных на священнослужителей Православной Церкви Молдовы , принятых без отпускных грамот в «Бессарабскую митрополию» Румынского Патриархата (журнал 29). В коммюнике заседания Синода Румынской Православной Церкви от 29 февраля 2024 года заявлено о «благословении, поощрении и поддержке инициатив румынских православных общин Украины по восстановлению общения с Матерью-Церковью — Румынским Патриархатом через их юридическую организацию в религиозной структуре под названием " Румынская Православная Церковь в Украине " », а также о том, что «все румынские православные клирики… из Республики Молдова, возвращающиеся в Бессарабскую митрополию, являются каноническими клириками… а любая дисциплинарная санкция, наложенная на них по причине их принадлежности к Румынской Православной Церкви, считается недействительной и несостоятельной согласно синодальному постановлению 8090 от 19 декабря 1992 года» об учреждении «Бессарабской митрополии».

http://drevo-info.ru/list/1136.html

Глава III. Органы высшего управления в поместных автокефальных церквах Органы управления поместными автокефальными церквами могут быть как единоличные – митрополиты, патриархи, т. е. епископы, облечённые высшею церковно-правительственною властью, – так и коллегиальные – соборы епископов . §41. Митрополиты и патриархи Указание на существование самостоятельных поместных. церквей и епископов с высшею церковно-правительственною властью мы находим уже в Апостольских правилах. 58 В первой половине IV века институт митрополитов и провинциальных соборов представляется уже совершенно развитым. 59 Митрополитам, по церковным правилам, принадлежит: 1) сознание областных соборов и председательствование на них, при чем, без присутствия митрополита, определения таких соборов не могли иметь законной силы; 2) надзор и руководство при избрании епископов; 3) рукоположение, совместно с другими епископами, нового епископа; 4) руководство и надзор за церковными делами всех подчинённых ему епископий; 5) посещение подчинённых епархий; 6) принятие жалоб на епископов и апелляций на епископский суд; 7) выдача отпускных грамот епископам, имеющим надобность на время оставить сбои епархии, и письменных разрешений на путешествие в столицу епископам, желающим иметь личное объяснение с императором по делам церковным; 8) митрополит был посредствующим органом в сношениях своей церкви с церквами других провинций и с светскою властью. Но, как видно из церковных правил, власть митрополита не была неограниченною: 1) в делах, касающихся целой области, он не мог решать ничего без согласия подчинённых ему епископов; 2) сам митрополит обыкновенно был избираем и поставляем епископами своей области и подлежал, как и остальные епископы, суду областного собора; 3) митрополит мог действовать в епархии подчинённого ему епископа только как высший администратор, но не как архиерей, именно, он не имел права ни рукополагать клириков в чужой епархии, ни учить, ни совершать священнодействий, разве только с согласия местного епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Бухарест пошёл в атаку на Молдавскую Церковь. Чем на это следует ответить? 13.07.2023 536 Время на чтение 6 минут Источник: ПолитНавигатор Было бы наивно надеяться на то, что расправа над Православием на Украине не послужит вожделенным прецедентом для аналогичных действий в других странах православного мира. Предсказуемо первой на очереди оказалась соседняя с Украиной и крайне близкая ей во всех смыслах Молдова, где уже на протяжении 30 лет кровоточит незалеченная рана «Бессарабского» церковного раскола. В 1992 году группа священников Молдавской митрополии в составе Московского Патриархата объявила о переходе в Румынский Патриархат. Взбунтовавшиеся священники, несмотря на отсутствие отпускных грамот, были приняты в юрисдикцию Румынской Православной Церкви, в рамках которой была создана так называемая «Бессарабская митрополия». Конфликт в течение десятилетий то разгорался, то затухал усилиями церковной дипломатии. Сегодня, в ситуации тотальной идейной войны коллективного Запада против России и Русского мира, радикальные круги Румынской Церкви сочли, что настало их время действовать. Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube, Facebook и Viber. Для подписки на уведомления в баузере нажмите здесь. 5 июля 2023 года начальник Государственного секретариата по культам при Правительстве Румынии Чиприан-Василе Олинич нанёс визит в резиденцию «Бессарабской митрополии» в Кишинёве, результатом чего стало пространное коммюнике, опубликованное на сайте организации. Молдавская митрополия в документе названа «оккупационной церковной структурой», обуянной «имперскими рефлексами», «боящейся потерять власть и влияние в обществе». Молдавская Церковь названа «неадекватной социальными процессам десоветизации», «неспособной вести конструктивный диалог в интересах Православия». Оспаривается сам исторический процесс создания Кишинёвско-Хотинской епархии, 210-летняя годовщина которой будет отмечаться в августе этого года. Указ российского Императора Александра I назван «узурпаторским светско-политическим актом, изданным с грубым нарушением церковного права». Осуждается то, что во главе епархии был поставлен митрополит Гавриил (Бэнулеско-Бодони) – «иерарх, подвергнутый запрету и анафеме Вселенским Константинопольским Патриархатом». Митрополит Гавриил, недавно прославленный в лике святых, является одним из наиболее почитаемых святых Молдавской Церкви, его именем названа одна из центральных улиц Кишинёва.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/13/buhare...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕСЯТИЛЬНИКИ светские архиерейские чиновники в средневек. Руси. Упоминаются со 2-й пол. XIII в. Согласно решениям Собора 1273 г., запрещалось поставление «по мьзде» Д. и владычных наместников (РИБ. 1908. Т. 6. 6. Стб. 92). Со 2-й пол. XIV в. Д. образовывали низшее звено церковного управления. В их обязанности входил надзор за деятельностью приходского духовенства, суд 1-й инстанции по гражданским делам между «церковными людьми», сбор «церковных пошлин» в казну архиерея. Округ, на территорию к-рого распространялась деятельность Д., назывался «десятина». Такой округ мог охватывать и целый уезд, и один из станов уезда. Обычно на эту должность назначались светские вассалы архиереев - дети боярские из их служилых дворов; для них данные обязанности были «кормлением» - источником доходов. Приходские священники на территории «десятины» должны были строить для Д. дворы, давать им такие же кормы, к-рые давали черносошные крестьяне светским кормленщикам. По договору от 28 июня 1392 или 1404 г. между вел. кн. Василием I Димитриевичем и Киевским митр. свт. Киприаном на Д. можно было жаловаться вел. князю, к-рый имел право суда над чиновниками архиерейского аппарата. Этот договор также фиксирует размеры кормов, к-рые могли взимать Д. (ДРКУ. С. 178-179). Согласно переработке Устава кн. Владимира 70-х гг. XV в., князья запрещали своим тиунам «судити без судии митрополича или владычня десятинника» (эта переработка Устава была распространена преимущественно в Белозерском крае; см.: Щапов. 1972. С. 203-204; 1989. С. 73). Судебник 1550 г. предписывал Д. взимать судебные пошлины. При предъявлении новому Д. ставленых, благословенных и отпускных грамот он не должен был брать со священников никаких пошлин. Д. запрещалось держать корчмы. В ряде документов XV-XVI вв., относящихся к территории Литовского великого княжества , также упоминаются Д., но здесь этот институт не получил такого широкого распространения, как в землях Сев.-Вост. Руси.

http://pravenc.ru/text/171764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ († 4.01.1692), митр. Сибирский и Тобольский (1678-1692). Происхождение и мирское имя П. неизвестны. Первые сведения о его церковной карьере относятся к 1663 г., когда он стал архимандритом Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , участвовал в заседаниях Большого Московского Собора 1666-1667 гг. и был послан к бывшему патриарху Никону (Минову) с пригласительной грамотой патриархов. В мае 1671 - сент. 1674 гг. П. являлся архимандритом московского Симонова монастыря. 15 сент. 1674 г. переведен на архимандритию в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь (ДАИ. Т. 5. 26. С. 153; Дворцовые разряды. Т. 3. Стб. 1037) и управлял обителью до 1678 г. Не позднее дек. 1674 г., о чем свидетельствует патриарший указ от 3 дек. 1674 г., адресованный «архимариту Чюдовскому Павлу да боярину Ивану Федоровичю Лызлову, да дьяком Льву Ермолаеву да Тимофею Симоновскому» (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 1122), П. стал судьей Патриаршего Разрядного приказа. Вдовых попов др. епархий, служивших без отпускных грамот, было «велено имать на патриаршей двор и… роспрашивать». В тот же день те же лица получили еще одно распоряжение патриарха - об освящении новых церквей в дальних городах Патриаршей области . На освящение таких церквей надлежало получать грамоту в Разрядном приказе, а о постройке новых церквей «велено изо всех городов десятинникам присылать книги… по вся годы… и с теми отписками и с книгами велено явиться в Патриаршем Розрядном приказе» (Там же. Стб. 1124). В 1675 г. была проведена реформа Патриаршего Разряда: Духовный приказ, учрежденный решением Собора 1668 г., был вновь объединен с Разрядом, но в руководящий состав последнего был введен заведовавший судом над духовными лицами представитель от духовенства, назначавшийся лично патриархом из московских архимандритов. Его статус был уравнен с др. судьями приказа ( Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Др. Руси. М., 1874. С. 204, 208). Первым «приказным старцем», вероятно, стал П., имевший судебный и адм. опыт. В июле 1676 г. П. руководил ремонтом печей в кельях патриарха Никона в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , постройкой для опального патриарха особой поварни (ААЭ. Т. 4. 213. С. 290). П. участвовал в борьбе с распространением раскола. Напр., 4 дек. 1677 г. из Патриаршего Разрядного приказа во исполнение патриаршего указа от 1 дек. 1677 г. Новгородскому митр. Корнилию была направлена грамота об изъятии из мон-рей и церквей епархии «харатейных» (пергаменных) книг, не употребляемых в богослужении, и отправке их в Москву. Кроме того, надлежало выдать с Московского Печатного двора книги, «какими… у них (новгородских священников.- И. У.) недоволство» (ДАИ. Т. 7. 63. С. 305).

http://pravenc.ru/text/2578475.html

Участники совещания отметили, что за раскольническими деяниями константинопольских иерархов на Украине, разделившими православную мировую семью, стоят усиленно насаждаемые теми же иерархами новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев: «Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии, выходящие далеко за границы прав любого иного Предстоятеля Православной Поместной Церкви и нарушающие канонические права других Церквей». «Поскольку противоправные действия Константинополя продолжаются, а идеи, искажающие православное учение о Церкви, получают дальнейшее развитие, почитаем долгом напомнить нашей пастве об основных принципах, на которых в течение веков строилась православная экклезиология, и засвидетельствовать всей православной Полноте нашу верность этим непреложным принципам. Именно нарушение их Константинопольским Патриархом Варфоломеем стало причиной раскола в мировом Православии», — говорится в документе. В нем подробно рассмотрены следующие темы: «Претензии Константинопольского Патриарха на первенство власти над Вселенской Церковью», «Претензии Константинопольского Патриархата на роль высшей апелляционной инстанции во Вселенской Церкви», « " Восстановление в сане " раскольников, не имевших канонического рукоположения или утративших сан вследствие уклонения в раскол», «Претензии Константинопольского Патриархата на право принимать клириков без отпускных грамот», «Претензии Константинопольского Патриархата на исключительное право предоставления автокефалии», «Нарушение принципа равенства автокефальных Церквей Константинопольским Патриархатом», «Пересмотр Константинопольским Патриархатом в одностороннем порядке актов, имеющих правоустанавливающее значение», «Претензии Константинопольского Патриархата на исключительное право церковной юрисдикции в диаспоре». «Осуждаем и не приемлем теоретические положения новой экклезиологической концепции Константинопольского Патриархата, а также практические неправомерные и беззаконные действия, предпринятые в порядке внедрения указанной концепции в современную церковную жизнь. Эти положения и действия не соответствуют православному Преданию, разрушают канонические устои Вселенской Церкви и наносят тяжкий вред единству Поместных Православных Церквей», — подчеркивается в документе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6047295...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Протоиерей Николай Балашов: Выдача Фанаром отпускной грамоты архиепископу Хариупольскому Иоанну (Реннето) вызывает недоумение 03.09.2019 588 1 сентября заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Николай Балашов заявил в интервью ТАСС, что решение Синода Константинопольского Патриархата о выдаче отпускной грамоты архиепископу Хариупольскому Иоанну (Реннето), возглавляющему Архиепископию Русских Православных Церквей в Западной Европе, не оправдано с точки зрения церковных канонов. «С точки зрения канонического права, выдача отпускной грамоты архиепископу Иоанну, который о ней не просил, вызывает недоумение. Впрочем, после предоставления Константинопольским патриархом " автокефалии " Украинс кой церкви, которая тоже о ней не просила, удивляться уже ничему не приходится», - сказал он ТАСС. Генеральная ассамблея архиепископии 7 сентября должна будет рассмотреть вопрос о воссоединении с Русской Православной Церковью (РПЦ). «Общее собрание архиепископии (Генеральная ассамблея) соберется, как и планировалось, 7 сентября, и примет свои решения в соответствии со своим уставом и законодательством Французской Республики», - считает отец Николай. Он добавил, что причины, по которым была создана Архиепископия, исчерпали себя за время ее существования. «Стоит напомнить, что при временном переходе митрополита Евлогия и его общин в юрисдикцию Константинополя в 1931 году никаких отпускных грамот от Московского Патриархата не выдавалось, и Русская Церковь никогда не считала канонически правомочным подчинение этого русского церковного удела в Западной Европе религиозному центру в Стамбуле. Тем более, что все политические причины, вынудившие приснопамятного митрополита Евлогия сделать этот шаг, давно утратили силу», - подчеркнул священнослужитель. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/politnews/2019/sentya...

издательство П.П. Сойкина Поповские старосты Поповские старосты – впервые появились в Пскове, который, несмотря на свое политическое значение, не мог добиться самостоятельной архиерейской кафедры и был в церковном подчинении новгородскому владыке. Из-за злоупотреблений десятильников последнего по сбору дани, возник этот институт: псковское духовенство образовало соборы, т. е. соединилось в союзы, центром которых служил какой-нибудь храм, называвшийся соборным. Для образования собора принималась нормою сотня, но бывало и больше и меньше этой нормы. С образованием новых приходов образовались «невкупные попы» т. е. не вошедшие в состав собора (купы) и как скоро число их доходило до нормального, они образовывали новые соборы. Каждый собор выбирал из своей среды П. или соборского старосту для раскладки дани и пошлин, шедших в казну новогородского владыки и для наблюдения за правильностыо взносов; позже они стали следить и за тем, чтобы качества духовных лиц соответствовали их сану и чтобы все священники имели надлежащия грамоты. Появились старосты в 1343 г., также и в других епархиях, как финансовые органы архиерея, к которым тянули тяглые попы; по постановлению Стоглаваго собора 1551 г. институт старост стал повсеместным Выбирались они всеми церковно и священнослужителями заказа (округа) на определенный срок (при патр. Адриане – на 1 год) и утверждались в должности архиереем; они были обязаны осматривать грамоты духовенства ставленные, настольные, патрахильные, орарные, отпускные, перехожие памяти; священников без грамот они должны были высылать к святителям; следить за законным и правильным совершением священниками браков и выдавать им венечные и похоронные памяти; обявлять духовенству архиерейские указы, наблюдать за исполнением их и вообще за церковным благочинием, за поведением и нравственностью духовенства; они же собирали с церквей и м-рей архиерейскую дань, что до Стоглаваго собора делали десятильники и заезщики. Для разрешения важных дел они собирали из подведомственного духовенства соборы, которые заседали сначала в храмах, потом в П.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Рубрики Синод Русской Православной Церкви выразил решительное несогласие с постановлением об учреждении «Румынской Православной Церкви в Украине» 3 мин., 12.03.2024 Поделиться Решительное несогласие с постановлением Синода Румынской Православной Церкви об учреждении «Румынской Православной Церкви в Украине» выразили члены Священного Синода Русской Православной Церкви. Данное решение было принято на заседании Синода 12 марта 2024 года ( журнал 29 ), сообщает сайт «Патриархия.ru» . На прошедшем заседании члены Священного Синода Русской Православной Церкви обсудили решениях Синода Румынской Православной Церкви от 29 февраля 2024 года об учреждении «Румынской Православной Церкви в Украине» и непризнании действительности канонических прещений, наложенных на священнослужителей Православной Церкви Молдовы, принятых без отпускных грамот в «Бессарабскую митрополию» Румынского Патриархата. Отмечается, что в коммюнике заседания Синода Румынской Церкви заявлено о «благословении, поощрении и поддержке инициатив румынских православных общин Украины по восстановлению общения с Матерью-Церковью – Румынским Патриархатом через их юридическую организацию в религиозной структуре под названием “Румынская Православная Церковь в Украине”», а также о том, что «все румынские православные клирики… из Республики Молдова, возвращающиеся в Бессарабскую митрополию, являются каноническими клириками… а любая дисциплинарная санкция, наложенная на них по причине их принадлежности к Румынской Православной Церкви, считается недействительной и несостоятельной согласно синодальному постановлению от 19 декабря 1992 года» об учреждении «Бессарабской митрополии». Уточняется, что подобные деяния Синода Румынской Православной Церкви «ранее неоднократно получали справедливую каноническую оценку Архиерейских Соборов и Священного Синода Русской Православной Церкви». В связи с решением Синода Румынской Церкви в Русской Православной Церкви «с глубоким сожалением констатировали», что упомянутые постановления «находятся в прямом противоречии со священными канонами, в частности с 11, 12, 31 и 32 правилами Святых Апостолов, 2 правилом II Вселенского Собора, 5 и 8 правилами III Вселенского Собора, 13 правилом IV Вселенского Собора, 17 правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора, 13 и 22 правилами Антиохийского Собора».

http://foma.ru/sinod-russkoj-pravoslavno...

Синод Русской Православной Церкви выразил решительное несогласие с постановлением об учреждении «Румынской Православной Церкви в Украине» Москва, 12 марта 2024 г.      12 марта 2024 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви собравшиеся имели суждение о решениях Синода Румынской Православной Церкви от 29 февраля 2024 года об учреждении «Румынской Православной Церкви в Украине» и непризнании действительности канонических прещений, наложенных на священнослужителей Православной Церкви Молдовы, принятых без отпускных грамот в «Бессарабскую митрополию» Румынского Патриархата ( журнал 29 ), сообщает Патриархия.ru . В коммюнике заседания Синода Румынской Православной Церкви от 29 февраля 2024 года заявлено о «благословении, поощрении и поддержке инициатив румынских православных общин Украины по восстановлению общения с Матерью-Церковью — Румынским Патриархатом через их юридическую организацию в религиозной структуре под названием " Румынская Православная Церковь в Украине " », а также о том, что «все румынские православные клирики… из Республики Молдова, возвращающиеся в Бессарабскую митрополию, являются каноническими клириками… а любая дисциплинарная санкция, наложенная на них по причине их принадлежности к Румынской Православной Церкви, считается недействительной и несостоятельной согласно синодальному постановлению 8090 от 19 декабря 1992 года» об учреждении «Бессарабской митрополии». Подобные деяния Синода Румынской Православной Церкви ранее неоднократно получали справедливую каноническую оценку Архиерейских Соборов и Священного Синода Русской Православной Церкви: в принятом в связи с созданием «Бессарабской митрополии» постановлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 декабря 1992 года (журнал 105); позиция Предстоятеля и Священного Синода Русской Православной Церкви по данному вопросу была одобрена на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1994 году; на Архиерейском Соборе 2004 года, который с озабоченностью констатировал появление сведений «о попытках расширения деятельности " Бессарабской митрополии " и за пределы Молдовы, что может лишь усугубить уже существующую межцерковную напряженность»; в заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 ноября 2007 года (журнал 108) в связи с учреждением в составе «Бессарабской митрополии» епархий на территории Республики Молдова и Украины с центрами в городах Бельцы, Кантемир и Дубоссары, где уже имелись законно поставленные православные епископы, а названия упомянутых городов содержатся в титулах епархиальных архиереев Православной Церкви Молдовы.

http://pravoslavie.ru/159115.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010