«Инспектриса института воспитательного дома, княгиня Козловская, поручила мне просить вас открыть патриаршую ризницу для окончивших курс кандидаток и особенно было бы приятно, если бы могли они быть у вас сегодня в час вечерни, и если б вы приняли на себя труд проводить их по соборам, то они почли бы это величайшим одолжением. Об этом лично просила меня княгиня. Её сиятельство хотела быть с детьми сама. Она предостойная христианка. Ту же просьбу она обратила к сестре моей (Е.В. Ушаковой), которая лично хочет передать вам оную просьбу и требует, чтобы я и письмо с нею отправил». Все приказания моего друга, без сомнения, были исполнены мною в точности. Другое подобное приказание я получил от его высокопреподобия 14 января 1855 года. «Отец синодальный ризничий, – так изволил писать мне о. ректор, – не откажет, вероятно, в приеме г. ординарному профессору Карпову, который будет к нему в двенадцатом часу ныне. Гость желал бы воспользоваться протекцией о. синодального ризничего и для обозрения оружейной палаты и дворца». Исполнено и это повеление. Карпов Василий Николаевич, ординарный профессор С.-Петербургской д. академии и бывший наставник, как было замечено выше, Л.В. Краснопевкова (ныне о. архимандрита Леонида), прибыл в Москву, в качестве депутата от академии, на торжество столетнего юбилея Московского Императорского университета. 6-го октября 1855 г. о. Леонид запиской спрашивал меня, можно ли будет сегодня в полдень препроводить в оружейную палату генеральшу Задонскую 12 с её семейством, а оттуда, быть им в синодальной ризнице? Ответ на предложенный вопрос дан был, без сомнения, утвердительный. 14-го июня 1856 г. о. Леонид писал мне, на клочке бумаги: «Ваше высокопреподобие! Вечером сегодня, может быть, приедет ко мне знаменитый мореход, граф Путятин. Но хотите ли с ним повидаться и принять из его уст просьбу, которую, в случае нерасположенности вашей быть у меня, передаст вам на днях вашего высокопреподобия покорный послушник А. Л. …» Не помню, виделся ли я в этот раз с графом Путятиным, но просьба мне была изъяснена. Просьба касалась допущения к занятию рукописями синодальной библиотеки молодого ученого англичанина Пюзея, сына знаменитого профессора Оксфордского университета и основателя новой религиозной секты в англиканской церкви. Сам по себе, без разрешения синодальной конторы, просьбы этой исполнить я не мог: но я был уже предупрежден на счет Пюзея высокопреосвященным митрополитом. 13-го числа владыка изволил писать мне:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Через его руки, во все четырнадцать лет самого тяжкого времени, – борьбы с Турками и Карлом XII (1695–1709), шли все заботы о снабжении войска оружием и знаменами. Этим занималась администрация Оружейной палаты. Заведывание таким учреждением не отвлекало впрочем усердного постельничего от следования всюду за своим признательным вскормленником. Следование за ним всюду, говорим, заставляло Головкина разделять и непосредственные труды преобразователя. С ним, он, в Амстердаме, становился рядом, с топором, на верфи купцов Кальфов; – с правилом и саженью, при назначении земляных бастионов Петропавловской крепости, в Петербурге; не отставал и с абордажным оружием в руке, в лодочной схватке с шведскими военными судами, в устье Невы (7 мая 1703). Оставленный летом надзирать за возведением крепости Петербурга, Головкин вел третий бастион, не оставляя поспешать работами. Так что, к октябрю – приезду Царя с Олонецкой верфи, были готовы все шесть бастионов и преобразователь справил по своему возведение, быстро поднятой, твердыни, закрепляющей за нами Неву. На деле постройки Петропавловской крепости выказалось вполне уменье Головкина оправдать доверие Царя, в крайности возлагавшего на своего Гаврилу выполнение того, что самому нельзя было сделать: не разорваться одному везде! Умер внезапно граф Федор Алексеевич Головин, – в самую горячую пору, военных тревог для озабоченного Петра, – и вот, он вверяет Головкину ведение иностранных дел. Никто не ожидал, чтобы он справился с ними, не занимавшись дипломатическою частью. Но опыт доказал, что Гаврила Иванович не уронил чести России и не сделал ни одного фальшивого шага, которым могли бы, с выгодою для себя, воспользоваться враги Петра и России. Это уже много значить в применении к человеку, случайно отягощенному бременем сношений с иностранными государствами, языки которых едва ли он хорошо разумел, кроме латинского. Вменяют в вину Головкину гибель доносчиков на Мазепу, – Искры и Кочубея? Можно, пожалуй, видеть со стороны Головкина держанье стороны Гетмана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адрес: Москва, Кремль, Соборная пл. Телефон (экскурсионное бюро): 8 495 695-41-46 ; 8 495 697-03-49 С 9:00 до 17:00, без выходных Паломнику [ править править код ] Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора. Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб. Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб. Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают: Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца. Билеты можно приобрести: - Онлайн на сайте музея, кроме льготных и бесплатных; - в кассах в Александровском саду с 9:30 до 16:30. В период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 16:30. Выходной день — четверг. Дополнительные услуги: - экскурсии в сопровождении экскурсовода музея. Любительская фотосъёмка и видеосъёмка в музеях-соборах запрещена. Внимание! Посещение Оружейной палаты осуществляется по отдельному билету. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Ризопо...

Слева - церковная лавка. Справа - Крестовоздвиженский придел, выглядящий почти игрушечным. Это ощущение усиливает резное изображение Благовещения на створках царских врат (Божия Матерь у аналоя с книгой и Архангел Гавриил). Трапезная полностью расписана - правда, роспись эта, особенно на своде, требует реставрации. Арочный проём соединяет трапезную с основным четвериком, перекрытым сомкнутым сводом. Практически до самого свода поднимается пятиярусный иконостас, возраст которого вызывает споры - одни исследователи относят его к концу XVII века, другие же к рубежу XVIII-XIX столетий. Особенно хороши царские врата - обычно утверждается, что это, вместе с иконами местного ряда, самая древняя часть иконостаса. В верхней их части изображена сцена Благовещения, ниже - евангелисты с символами. Два ряда окон сообщают небольшому помещению Преображенской церкви прекрасную освещённость. В северной стене - дверь, ведущая в Покровский придел. В 2015 году в придельной церкви выполнены росписи - весьма пристойного качества. Вот какие факты приводит всё тот же академик архитектуры М. Т. Преображенский в своей книге " Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии " (аршины и вершки переведены в метры и сантиметры): " Настоящая (основной четверик) и трапеза по плану квадратные; ширина церкви 12 арш. и 4 верш. (ок 8,5 метра), стены - в 1 арш. 10 верш. (1,15 метра)... кирпич длиной 6/8, шириной 3/8 и толщиной до 2 вершков (30, 15 и 9 сантиметров). В ризнице хранится блюдце для ковшика, дар царя Алексея Михайловича, что видно из надписи, сделанной вязью " . Преображенский храм сохранил почти все свои дореволюционные святыни. Более того, ризы наиболее почитаемых образов - тоже старые, XIX столетия. Святыней также можно считать иконостас Преображенской церкви - иконы его местного ряда, по мнению исследователей, относятся к концу XVII века и выполнены артелью мастеров, близких к иконописцам Оружейной палаты. Правда, поновления, производившиеся в несколько этапов, привели к тому, что они оказались полностью записаны, однако совсем недавно некоторые из икон удалось освободить от позднейших слоёв.

http://sobory.ru/article/?object=00910

Диана или является сотрудником, усердно выслуживающим перед новым начальством, либо просто не понимает русское искусство и традиции его правильного сохранения. В Кремлевских музеях, кстати, уже много лет нет каталога по Древнерусскому искусству из собрания Оружейной палаты. Есть все что хотите- отдельно и оружие, и ордена, и т.д. А вот подробно изданных икон, окладов, священной утвари, даже находящихся в экспозиции,- нет! Что это- обычное русофобство, или последствие скоро 30 летней фобии " советского замеса " в СМИ и умах некоторых православных? P.S. Русская школа реставрации церковного искусства сформировалась прежде всего в советскую эпоху. 16.12.2015 - 11:10 Диана, ситуация с врачами еще : Диана, ситуация с врачами еще более плачевная, чем с музеями. Ибо провожаем опытнейших и бескорыстных профессионалов, а принимаем коммерсантов-недоучек, вымуштрованных фармкомпаниями, к-рым в принципе нужно не здоровое население, и даже не пациенты (их лечить надо), а вечно больные конечные потребители, к-рых можно просто пересаживать с одного препарата на другой. Так же строителям и бизнесменам от культуры не нужны умные и просвещенные, а нужны потребители поп-корна, к-рых можно и чайным ситечком в экстаз ввести, если подать как нечто " актуальное в этом сезоне " 16.12.2015 - 13:20 Во как. Грудь " закроем " : Во как. Грудь " закроем " Мединским, со спины " прикроемся " цитатой святых отцов имени, которых не помним. Свободной ногой " пнем " " людей советского замеса " . И вуаля - защита готова. Можно дальше ставить в игнор прямую и непосредственную задачу - популяризацию и развитие Русской культуры. Маладца, " диана " так держать (вообще-то, имя собственное пишется с заглавной буквы. Деятель культуры, равно как и его защитник должен об этом знать, дабы просто не пугать людей). 21.12.2015 - 10:40 Такое ощущение, что культуру : Такое ощущение, что культуру сворачивают масштабно. У нас в Кунцево последний Дом Культуры закрывают. После " крутого " ремонта кстати. В сентябре ремонт закончили, а декабре - по решению учредителя (мин. Культуры) - решено закрыть. Дети останутся без кружков. Родители петицию пишут http://clck.ru/9eUkB Помогите. 20.12.2016 - 08:31 Пока люди, подобные :

http://radonezh.ru/analytics/tretyakovki...

П. Голубцов , а в состав второй для отзыва о трудах Преосв. Виссариона: о. ректор академии архим. Антоний, ординарный профессор М. Д. Муретов и экстраординарные профессоры П. И. Горский-Платонов и А. П. Смирнов . Через два месяца обе комиссии представили свои отзывы, которые и были прочитаны 19-го мая в заседании совета. Первая комиссия, упоминая лишь вкратце о магистерской диссертации Высокопр. Саввы („об устной исповеди»), о собрании его слов и речей и о многих его мелких исследованиях археологического и церковно-исторического содержания, останавливает свое внимание преимущественно на характеристике и оценке его главнейших трудов. Таким трудом комиссия признает прежде всего: „Указатель для обозрения Московской патриаршей (ныне синодальной ризницы) и библиотеки». Несмотря на свое скромное заглавие, этот указатель с полным правом должен быть назван учёным сочинением. В нём помещён научно-составленный исторически очерк синодальной ризницы и библиотеки, а самое изложение указателя и описание предметов ризницы и библиотеки вполне отвечает требованиям науки, сопровождаясь по местам разными учеными соображениями и заключениями и многочисленными примечаниями, обнаруживающими в авторе богатую эрудицию. Второе издание указателя было так переработано и расширено учёным автором, что оказалось по своим размерам втрое большим первого. В этом втором издании автор значительно дополнил историю библиотеки новыми данными, добытыми из разных мест и источников, особенно же из Московского главного архива министерства иностранных дел и из архива Московской Оружейной палаты и затем, вместо прежнего описания лишь некоторых рукописей, составил полный библиографический, научно обставленный, указатель всех, и греческих и славянских, рукописей синодальной библиотеки, с приложениями и объяснительным словарём как к предметам ризницы, так и к сокровищам библиотеки, также вполне научно составленными и, по суду самих учёных, раскрывавшими многое совершенно новое даже для учёных. Встреченный с сочувствием и одобрением в учёном мире и удостоенный от академии наук Демидовской премии, указатель Высокопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Подобные сокращения пришлось бы объяснять только ленью или недосугом переписчика, но такое объяснение малоубедительно. Другое дело – дополнить или пропустить всю главу целиком: тут могла быть определенная цель. Так, для одного переписчика были особенно дороги религиозно-нравственные наставления Домостроя, и он пропускает весь хозяйственный отдел памятника (таков, например, список Л. Попова 2522); другому, например, был интересен вопрос об отношениях мужа к жене, и он от себя делает дополнения по этому вопросу; третий, будучи двуперстником и приноравливая Домострой для всеобщего употребления, вводит главу о двуперстии; наконец, четвертый, не признавая двуперстия, либо совсем не переписывает главы о нем, либо учит православному крестному знамению и т. д. Словом, повторяем, всюду видна какая-нибудь цель; не было только цели для переписчика делать пропуски внутри той или другой главы, если последняя сохраняется в списке. Наше предположение основано, с одной стороны, помимо соображений общего характера, на сравнении списков каждой редакции порознь, с другой – еще на следующем факте. В Домострое есть, между прочим, глава: «Како дети учити и страхом спасати». Источник для нее найден в Златоусте по рукописи Оружейной Палаты 3 XVI века, в слове на пяток 5-й недели после Всех Святых 112 . Это «Слово от притчей к родителем и к чадом» целиком, от первой до последней строки, совпадает с главой: «Како дети учити» но списку Коншина, тогда как в списке Общества в соответствующей статье есть против указанного «Слова» дополнение, которое мы должны признать позднейшим, ибо, если б оно было в первоначальной редакции Домостроя, то переписчику не представлялось никакой надобности и цели пропускать его: в нем мы видим только развитие предшествующих мыслей. Но в других местах вставки позднейшего переписчика до того очевидны, что не может быть в них никакого сомнения. В этом случае мы имеем в виду 4-ю главу, которая в обеих редакциях Домостроя названа: «Како любити Господа от всея душа; також и брата своего; и страх Божий имети и память смертную».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

В Музее русской иконы в Москве проходит выставка, посвященная 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума 03.06.2021 13:25:20 МОСКВА Музей русской иконы и Серпуховский историко-художественный музей при содействии Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви представляют выставку, посвященную протопопу Аввакуму, сообщает Седмица.ru . Ее цель – представить церковный раскол с позиции современного научного знания: через призму произведений иконописи, документов, предметов материальной культуры. В основу концепции выставки положено осмысление главного конфликта эпохи, на многие годы определившего путь развития отечественной истории. Этот конфликт был выражен в непримиримых церковных спорах, литературной полемике и борьбе двух стилей иконописи: традиционного, более условного, и нового, «живоподобного», введенного Симоном Ушаковым и мастерами Оружейной палаты. Чтобы показать эпоху «бунташного» семнадцатого века во всей полноте – как время возрождения национальной государственности, обновления церковной жизни, рождения нового искусства и новой раскрепощенной личности – организаторы выставки собрали около 200 памятников культуры, строго следуя историчности и документальности. В состав экспозиции вошли как артефакты, хранящиеся в центральных музеях и библиотеках страны, так и произведения из региональных музеев и частных собраний, некоторые из которых будут экспонироваться впервые. Всего в выставке участвует восемнадцать культурных и религиозных организаций, а также частные коллекционеры Москвы и Петербурга. «Огнепальный» протопоп Аввакум – ключевая фигура этого времени. Духовный лидер, обладающий непререкаемым авторитетом среди староверов всех конфессий, сейчас на государственном уровне признан общероссийским феноменом, определившим путь развития общества на многие годы. Мощь его личности поразительна: яростный обличитель и народный заступник, горячий проповедник и смиренный молитвенник, авторитетный политик и духовный учитель – протопоп Аввакум оставил ярчайший след в истории и культуре России. Его образ, в котором соединялись дерзость и невероятная стойкость, нетерпимость ко злу и милосердие, задал высокую планку моральных качеств русского человека на несколько веков. Прошедший сложный трагический путь, закончившийся сожжением в срубе, он проповедовал, что перед Богом все в нравственном смысле – «от царя до псаря» – равны.

http://radonezh.ru/2021/06/03/v-muzee-ru...

«Вы, помнится мне, обещали посетить меня нынешним летом; и очень хорошо сделали бы, если бы привели Вашу добрую мысль в исполнение. Только желательно, чтобы Вы предуведомили меня о Вашем посещении; иначе может случиться, что не застанете меня дома. Каждое лето, и притом не в определенное время, я оставляю Витебск недели на две для обычного обозрения церквей. Впрочем, нынешним летом мне предстоит путешествие в Полоцк не иначе, как во второй половине мая, по случаю перенесения туда святыни, присланной из Киева. Из Полоцка думаю отправиться далее с изъясненною выше целию и около половины июня надеюсь возвратиться в Витебск. После этого прошу жаловать ко мне во всякое время». В ответ на это Алексей Егорович писал мне 3-го числа: «Очень рад посетить Вас. Так как Вы предполагаете в июне путешествовать, то я постараюсь приехать к Вам в начале июля или в конце июня. Служебные и ученые мои дела идут очень хорошо; но тем не менее жить на свете становится все скучнее и скучнее, и если я продолжаю работать над стариной, то это как то официально, по привычке и обязанности, и потом еще разве по самолюбию. Сочувствия к занятиям и сознания научной пользы их почти нет никакого. Стараюсь, впрочем, довольствоваться тем, что в этих занятиях незаметно бежит время. Но, разумеется, при большем сочувствии можно бы сделать гораздо больше. На нынешней святой я получил очень приятный сюрприз: в Воронежских «Филологических Записках» 606 явилась статья какого-то И. Некрасова 607 (не Одесского) 608 о русском переводе Патерика, где так дорогую мне книгу восхваляют на все лады. Разумеется, это доставило мне большое утешение. Не знаю, на что указать из наших Московских новостей. Ф. И. Буслаев 609 с прежним жаром работает над Русской Литературой. В половине этого месяца его будут баллотировать и, конечно, оставят на 2-е пятилетие. Удивительно, как скоро идет время. Тихонравову 610 Университет поднес степень доктора и затем его выбрали в Ординарные, Соловьев 611 с Января ректором, оставаясь вместе и Директором Оружейной Палаты. Ничего другого нового по Университету, кажется, нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ гос., церковные и частные орг-ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII - нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда «резец» Федор Иванов отлил стальные пунсоны с нотным знаменем и со слогами текста, ни в 1671 г., когда была изобретена новая форма шрифта, приготовленная словолитцем Иваном Андреевым, позволявшая печатать отдельно крюки и текст. Первое известное российское (вероятно, московское) нотное печатное издание было учебным: это двознаменник , опубликованный в 1679 г. на 12 страницах, прикрепленных к «Ключу разумения» Тихона Макариевского (РГАДА. Ф. 181. 455; см.: Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 18). Несмотря на то что в типографии Печатного двора уже существовал нотный крюковой шрифт, ноты в двознаменнике награвированы весьма небрежно (знаки крюков одной группы заметно отличаются друг от друга). Поскольку в типографии Печатного двора до 1708 г. не было граверов по металлу (см.: Ровинский Д. А. Русские граверы и их произведения с 1564 г. до основания Академии художеств. М., 1870. С. 378), можно предположить, что гравюры для двознаменника подготовил польск. органист Симон (Шимон) Гутовский, к-рый, согласно записям Оружейной палаты, 22 нояб. 1677 г. сделал «стан деревянный, которым печатают листы фряжеские», т. е. оригинальную печатную машину ( Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584-1725 гг. М., 1877. С. 446). Нотные издания светских муз. сочинений стали печаться в России с 1730 г. (публикация «Коронационного канта» по случаю восшествия на престол имп. Анны Иоанновны) в С.-Петербурге в типографии АН и типографии Горного уч-ща. Первое нотное издание церковных песнопений было осуществлено Синодальной типографией в 1772 г. (синодальные певч. книги) с использованием наборного метода печати. С тех пор в течение более века ведущая роль в издании церковной музыки принадлежала гос. учреждениям - Синодальной типографии и Придворной певческой капелле .

http://pravenc.ru/text/293876.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010